Блаженство

 Евангелие от Матфея 5:1-2

В Нагорной проповеди Иисус Христос девять раз употребил слово блаженны. Блаженство – это чувство истинной внутренней радости и счастья. Так мы должны понимать все виды блаженства, которые рассматриваем во фрагменте Евангелия от Матфея 5:1-12

“Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Нубесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.”

Кульминационным пунктом всего этого текста является 12 стих, в котором указано, что результатом всех этих истин будет радостное и восхитительное счастье. Но не выглядит ли это парадоксом? То, что представляет Матфей в своем Евангелии о Царстве Божьей походит на то, что ожидает большинство людей в этом мире. Как вы сами убедитесь, смысл сказанного Иисусом Христом о блаженствах, выглядит иначе, чем вы ожидали.

Блаженными являются нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, гонимые и изгнанные. Вы скажете: “Погодите! Я не думаю, что мне хотелось бы иметь такое блаженство! Все это скорее похоже на несчастье, только названное другим словом! Вы шутите!” Тем не менее именно все эти несчастья имеют прямое отношение к блаженству.

Другого пути нет. Несчастье – это ключ к блаженству.

Для большинства людей такая мысль кажется абсурдной. Кто-то сказал, что это выглядит как будто бы “Иисус, подкравшись к витрине жизни, поменял все цены на вещах. Здесь все наоборот”. Может ли из несчастья вытекать блаженство?

Мир говорит: “Счастливым является тот человек, который умеет удалить все преграды со своего пути, который имеет все, что он хочет и когда хочет. Счастье – это удача. Счастье – это возможность делать то, что ты хочешь. Счастье – это получение от жизни всех удовольствий. Счастье – это приобретение желаемого. Счастливы богатые, счастливы знаменитые, счастливы люди, достигшие славы; счастливы те, кто пользуется популярностью”.

Однако это вовсе не так. Слово Царя Царей, не соответствует вышеприведенной картине, и это лишь вступление к Его проповеди!

Как истинный Проповедник, Иисус раскрывает Свою цель в самом начале Своей проповеди. Уже в начале Нагорной Проповеди изложена ее основная суть, а именно, представлены качества истинного блаженства, истинного счастья, истинной радости, истинного благословения, истинной награды. Далее в главах пятой, шестой и седьмой говорится о том, какую жизнь надо вести, чтобы иметь все эти блаженства.

Прежде чем мы сможем понять эту величайшую проповедь произнесенную когда-либо, нам нужно понять ее основу. Нам нужно рассмотреть обстоятельства, в которых она была сказана, Проповедника, окружающую обстановку, стиль, слушателей, сущность учения Христова. Но более всего нам нужно рассмотреть весь контекст. Речь идет о библейском земном, житейско-политическом и религиозном контексте.

Библейский контекст

На каком месте в Библии помещена 5-ая глава Евангелия от Матфея? Где мы находимся в ходе Божьего плана откровения истины человечеству? Мы находимся в новой ситуации, ставшей переломным моментом, с которого начинаются очень важные перемены.

Обратите внимание на конец Ветхого Завета и прочтите из книги пророка Малахии 4:6 “И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил земли проклятием”.

Весьма интересно, что Ветхий Завет заканчивается словами проклятия, а Новый Завет начинается благословением. Именно тут происходит эта перемена полная драматизма. Ветхий Завет – это Закон, гора Синай, гром и молнии, суды и проклятие. Новый Завет – это Сион, милосердие, мир, благословение.

Слово блаженство – это перевод греческого слова макариос, что означает счастье или его высшую форму, т.е. блаженство. Греческое существительное макариос происходит от корня макар, которое означает быть счастливым. Однако в данном случае, понимании этого слова основанно не на обычном положительном восприятии окружающих обстоятельств. Гомер, например, использует это слово, когда говорит о греческих богах, благословляющих самих себя и не дающих благословения людям, вынужденных жить в нищете и болезнях, приводящих к смерти. В таком же значении это слово употребляется и в Новом Завете.

Греки называли остров Кипр “счастливым островом”. И это потому, что они считали Кипр таким прекрасным и богатым островом, что жителям его, даже в голову не придила мысль искать счастье где-то за его пределами. Макариос – это внутренняя радость, приходящая тогда, когда исполняются все желания человеческого сердца.

Уильям Баркли говорит: “Человеческое счастье – это нечто зависящее от случая и от удачи в жизни, нечто, что может дать жизнь, но может и разрушить. Христианское же счастье – неизменно и вовсе не зависит от превратностей жизни”.

Иисус Христос говорил, что блаженство – это радость, которую не может отнять человек (Иоан. 16:22). Это внутренний мир, внутреннее счастье, внутреннее блаженство и внутренняя радость, которые не зависят от внешних обстоятельств. Но позвольте мне пойти еще дальше. Блаженство это слово, относящееся к характеру человека, к самой сути его естества. Я говорю это потому, что это же слово употребляется и по отношению к Богу. В Библии много раз употребляется выражение: “Блаженный Бог”. (См. Пс. 67:35; 71:18; 118:12; 1 Тим. 1:11).

Какой бы ни была формулировка – это истина Божья и истина Христова (1 Тим. 6:15). Отсюда можно заключить, что только те люди вкусят полноту блаженства кто является сопричастниками Богу и Иисусу Христу. Не может быть библейского благословения или блаженства без Бога или вне Его.

Апостол Петр говорит во 2 Послании 1:4, что верующие в Господа Иисуса Христа становятся “причастниками Божеского естества”. Мы можем ощущать то же самое благословение, то же самое внутреннее переживание, и блаженство глубоко внутри нас, которое переживает Бог и Господь наш Иисус Христос. Не прекрасно ли это!

Баркли приходит к следующему заключению:

“Мирской человек может иметь радость и может ее внезапно потерять ее. Перемена судьбы, потеря здоровья, крушение планов, разочарование от несбывшихся стремлений, даже перемена погоды могут лишить человека непостоянной радости, которую может дать мир. А вот христианин имеет безоблачную и неизменную радость, полученную от постоянного пристутсвия в нем Иисуса Христа.”

Великое блаженство заключается в том, что оно является ожиданием проблеска будущего счастья и не является обещанием будущей славы, но оно является торжествующим голосом счастья ради постоянной радости, которую мир никак не может отнять.

Нагорная проповедь уже с самого начала не может предложить ничего тем, кто не имеет живой веры в Иисуса Христа. Однако тем, кто знает и любит Господа Иисуса Христа; тем, кто верою стал “сопричастником Божеского естества”, она предлагает то благословение, блаженство, макариос, которое присуще Божьему характеру и Иисусу Христу. А поэтому, когда мы говорим о блаженстве или о счастье, мы понимаем их сущность в библейском контексте, а не как состояние, основанное на жизненных обстоятельствах.

Если Ветхий Завет заканчивается проклятием, то Новый Завет начинается обещанием каждому верующему, что он может стать участником Божьего характера, Божьего естества. Ветхий Завет – это повествование об Адаме, и это печальная история. Первым царем земли был Адам, которому Бог поручил управлять ею. Он был первым монархом, но он пал в грех. Вот почему Ветхий Завет должен был закончиться грозным проклятием.

Однако в Новом Завете речь идет о новом Царе. Матфей рассказывает нам о втором и последнем Адаме, о Том, Кто больше Адама. Он – Царь не падший и не навлекший проклятия, а принесший благословение и будет царствовать вовек. Вот почему Новый Завет заканчивается обетованием (см. Отк. 22:20).

Вместе с новым Царем на землю пришла новая фантастическая реальность. Он переменил Адамово проклятие на благословение. Евангелие от Матфея содержит в себе родословную Царя, пророческое предсказание о Царе, провозглашение о приходе Царя предтечей Иоанном Крестителем, описание поклонения Царю, преимущество Царя и Его победу над искушением, подтверждения того, что Он является истинным Царем, и действия Царя. Теперь же мы переходим к первому выступлению Царя, к Его манифесту.

Нагорная проповедь – это великий манифест Царя, объявляющий о замене проклятия благословением и предоставлении блаженства тем, кто его желает. Именно таким является библейский контекст, в котором приведена эта проповедь Иисуса Христа. Новая эра, новый Царь, новая весть.

Мировой контекст

Проповедь Иисуса полностью опровергает позицию мира сего. Вы не можете напитать человеческую душу материальными вещами. Именно это пытается делать мир. Иисус пришел в мир и возвестил, что древо счастья не может расти на проклятой почве. И тем не менее многие продолжают искать его здесь, на земле.

Соломон был самым выдающимся из всех земных царей. И если кто-либо вообще мог считать себя счастливым по мирским нормам, то это, конечно, Соломон. Он был благородного происхождения – сыном царя Давида, из потомства которого должен был произойти Мессия, самая благородная царская линия в истории. Его дворец был одним из самых прекрасных дворцов на земле, который находился в Божьем городе Иерусалиме. Соломон был баснословно богат, и в Ветхом Завете сказано, что во время его царствования серебра было столько же, сколько камней. Он наслаждался самыми изысканными в мире яствами. У него были самые прекрасные в мире лошади, много домов, слуг, садов, и озер с рыбой. В его гареме были женщины! Он был мудрейшим из людей, живших когда-либо на земле. У него было все.

По мирским понятиям, он мог считаться самым счастливым человеком. Но он сказал по этому поводу следующее: “Суета сует! Все суета!” Пустота – вот что это значит. Новый Завет учит, что благополучие человека не зависит от того, каким богатством он обладает (Лук 12:15). Если вы ищете счастья в мирских вещах, вы ищете его не там, где должны. Как нелепо думать, что голод вашей души можно утолить мусором этого мира.

Материальные вещи не имеют ничего общего с душой. Это очень простая истина, но над нею нужно хорошо задуматься. Нельзя удовлетворить духовные нужды материальными вещами хотя люди пытаются это сделать. Неудачу в браке они стараются восполнить покупкой нового автомобиля или костюма. Это глупо!

Нельзя делать и обратного. Если человек голоден, вон не может насытиться лекцией на тему благодати: тут нужна не духовная пища. И если человек будет умирать от жажды, он не станет слушать проповедь о чудесной милости Божьей, ему будет нужна вода. Точно так же смешно думать, что можно удовлетворить духовные нужды материальными вещами.

Когда царь Саул попал в беду, никакие драгоценные камни в его короне не могли принести ему утешение. В книге пророка Даниила говорится о царе Валтасаре, устроившем небывалый даже для царей пир. В 5-ом стихе 5-ой главы сказано, что когда царь пил вино из золотой чаши, взятой из иерусалимского храма, появилась кисть руки, написавшая на стене, что царь Валтасар взвешен и найден очень легким. Библия свидетельствует, что настроение царя тут же изменилось. Вино стало казаться ему кислым, а пища стала подобно камню в желудке.

Великий пуританский святой Томас Уотсон писал: “Материальные вещи мира сего могут быть такой же защитой от духовных переживаний, как кусок бумаги от пуль. Мирские наслаждения быстро проходят…” Вещи скорее раздражают душу, чем приносят ей благословения (Еккл. 5:13). Иисус Христос, придя в мир, не предлагал ничего материального.

Сегодня, некоторые считают себя христианами, однако предлагают людям мирские вещи. Они обещают финансовое процветание, материальный успех, популярность. Иисус никогда никому не предлагал подобного. В Нагорной проповеди нет ничего об этом. “Блаженны нищие”, читаем мы у евангелиста Луки.

Вот, что хочет сказать Бог в Своей прекрасной и несравненной проповеди, относящейся к блаженствам: “Люди, вы никогда не найдете счастья в этом мире. Да, никогда. Вы можете сами убедиться в этом. Это все равно, что искать жизнь в царстве мертвых. Вам нужно перейти на совершенно иной уровень.

Нагорная проповедь дает нам этот уровень. Готовы ли вы встать на этот уровень? Нагорная проповедь хочет увести нас от мира сего и от того, что находится в нем. Она уводит человека в сторону от всего, что показывают по телевидению. Она уводит в в сторону от всего, что можно услышать от быстро говорящих продавцов всевозможных товаров. Она уводит вас в сторону от любой рекламы и от всего, что можно прочитать в журналах. Она дает вам совершенно иные понятия о жизни, противоположные тем, которые предлагает этот мир.

В жизни человека наступят трудные времена, если он не поймет сущности учения Иисуса Христа, поскольку все что находится в этом мире, буквально обрушится на вас.

Политический контекст

Иудеи ожидали Мессию, однако они имели в виду, что это будет политический руководитель. Они желали, чтобы кто-то въехал на белом коне в Иерусалим и невиданным дотоле образом изгнал ненавистных римлян. Они ожидали, что с приходом Мессии произойдет настоящий политический переворот.

Они хотели сделать Иисуса царем, когда Он был в Галилее где начал там Свое служение. Иудеи считали что Иисус может дать им земные блага. Он накормил тысячи людей пищей, а на следующий день к Нему пришло еще больше людей. Они думали, что Христос постоянно будет кормить их и принесет им постоянное материальное благополучие. Иудеи хотели, чтобы Иисус восстановил израильское царство, но Он никогда не предлагал им этого. Он сказал Пилату, судившему Его: “Царство Мое не от мира сего” (Иоан. 18:36).

Иисус никогда не занимался политикой. Он также никогда не проявлял интереса к социальным переустройствам общества, но желал изменить внутреннюю сущность людей. Именно об этом Он говорит в Своей первой проповеди. Он явно не имел в виду ни политическую власть, ни земное богатство. Он желал не только изменить поступки людей, но изменить их души, поскольку именно их внутренняя сущность определяет поведение.

Идеи Нагорной проповеди относительно власти и царства, находятся в полном противоречии с человеческими идеями. Фактически, в Царстве Иисуса Христа высшее положение займут те, кто казался самым низким в человеческих глазах. Знаете ли вы, кто из людей был величайшим человеком, жившим на земле в то время? Этого человека мир считал религиозным фанатиком. Он жил в пустыне и не принимал участие в существовавшей тогда религиозной жизни. Но именно его, Иоанна-Крестителя, Иисус назвал величайшим из всех людей, живших до того времени. (См. Матф. 11:11.)

Затем Иисус добавил: “… но меньший в Царстве Небесном больше его”. Кто же это? Нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, чувствующие внутреннюю духовную пустоту, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, гонимые и изгнанные за правду – все те, кого неправедно злословил этот мир.

Не кажется ли вам, что речь идет о группе самых великих неудачников? По мирским понятиям это именно так. Мир говорит: покажи на что ты способен, отстаивай свои права, настаивай на своем, возвышай себя, гордись собою. Однако в Царстве Христа все обстоит совершенно иначе. Даже гонения нужно принимать без ропота, поскольку и они приносят благословение. Таким образом политический аспект этой проповеди является буквально ошеломляющим. Совсем другое ожидали от Мессии иудеи, и потому согласно их представлениям, Христос никак не мог быть политическим вождем.

Религиозный контекст

Иисус Христос бросил прямой вызов всей формальной религиозной системе, основанной на исполнении определенных обрядов. В иудаизме тогда существовало четыре направления: фарисеев, саддукеев, ессеев и зилотов. Позвольте коротко остановиться на каждом из этих направлений.

Фарисеи считали, что блаженство заключается в исполнении традиций, требуемых законом. Они постоянно увлекались прошлым. Для них истинное блаженство было неразрывно связано с соблюдением преданий и традиций предков.

Саддукеи, наоборот, считали, что блаженство связано с настоящим временем, они искали его в модернизме и либерализме. “Мы живем сейчас и должны относиться ко всему, исходя из современных норм” – говорили они. Их религия – это новое веяние либерализма. Все старое отбрасывалось ими как ненужное.

(В определенном смысле и те, и другие имели какую-то небольшую долю истины. Истинная религия должна включать в себя прошлое, но она должна учитывать настоящее.)

Были также ессеи, которые говорили: “Вне мира не может быть блаженства”. Ох, как это хорошо звучит, не так ли? Беда только в том, что сами они отдалялись от мира и для жизни избирали уединенные места в пустыне.

И наконец, зилоты, которые говорили, что блаженство может принести только политический переворот, который свергнет римское владычество.

Итак, фарисеи тянули назад. Саддукеи звали вперед. Ессеи уходили в сторону. А зилоты призывали к борьбе.

Фарисеи страдали от ностальгии. Саддукеи были модернистами. Ессеи были изоляционистами. А зилоты социальными преобразователями. Какой хаос! Ну точно как и в наше время!

Иисус говорит прямо: “Все вы не правы. Все”. Фарисеям Он сказал, что религия не является исполнением внешних обрядов. Саддукеям Он указал, что религия не является человеческой философией, приспособленной к требованиям настоящего времени”. Ессеям Он говорил: “Поверьте Мне, религия – это не изоляция от мира”. Зилотам Он говорил: “Религия вовсе не является социальным переустройством”.

Но вот что Иисус говорит всем: “Мое Царство – это внутренний мир человека”. В этом состоит основная мысль Нагорной Проповеди. Именно внутри человека, а не вне. Не обрядность, ни философия, ни изоляционизм, ни переустройство. Иисус открывает дверь, ведущую к Новому Завету, о котором пророк Иеремия говорил: “…вложу закон Мой во внутренность их” (Иер. 31:33).

Иисус подвел итог: “Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное” (Матф. 5:20). Другими словами: если человек не начнет искать чего-то большего, чем материальный мир вещей, у него не будет места в Царстве Божьем.

Этот принцип верен и сегодня. Мы не можем успокаивать самих себя тем, что стоим на правильной традиционной богословской позиции. Либералы не могут успокаивать себя мыслью о том, что они, якобы, нашли новую теорию (на самом деле она очень старые), будто бы Библия не есть Слово Божье.

Человек не может успокаивать себя удалившись куда-то в монастырь, где он может спокойно созерцать и размышлять о Боге и не тревожиться о том, что происходит в мире. Не может человек успокаивать себя и тем, что он выступает социальным переобразователем и стремится разрешить все социальные проблемы нынешнего мира.

Иисус не заинтересован в этом. Разве все это не часть всеобщей истины? Мы должны быть одновременно и активными в обществе, и отдаленными от него для Бога. Нам нужно быть современными и одновременно учитывать прошлое, однако в конечном итоге все это внешнее. Бог же заинтересован тем, что находится внутри нас.

Уже в далеком прошлом в 1Книге Царств16:7, Бог сказал слова, подтверждающие эту истину: “ГОСПОДЬ смотрит на сердце”. А в Притчах 4:23 говорится: “Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни”. Да, человеку нужно больше всего хранить свое сердце. В этом вся сущность. Если бы мы заботились о нашей душе так же, как и о нашем теле, как было бы прекрасно, не так ли? Люди просто сходят с ума, заботясь о своем теле. Они занимаются спортом; ездят на велосипедах; ходят по горам; делают все это для здоровья своего тела!

Когда же Библия говорит о том, что нужно больше всего хранить свое сердце, она имеет в виду именно наше духовное “я”. В Послании к Евреям сказано, что нам дано все необходимое, чтобы мы познали Бога. А в Евангелии от Луки 11:39-41 говорится: “Ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть: тогда все будет у вас чисто”.

Исходя из того, что мы узнали о различных контекстах Нагорной проповеди, можно увидеть, по крайней мере, пять причин, указывающих на важность ее учения.

1. Она указывает нам на необходимость рождения свыше.

 Сами по себе, нашей плотью мы никак не можем угодить Богу. Только те, кто стал “сопричастником Божеского естества”, могут познать, что означает истинное блаженство. Нагорная проповедь подтверждает то, что сказано и в законе Моисея, а именно что мы нуждаемся в спасении. Закон Моисея запрещает делать одно, другое, третье т.е. он ставит ударение на дела. В Нагорной проповеди идет дальше и указывает на наше непосредственное отношение. Он указывает на то, что без Бога человек находится в безнадежном состоянии.

2. Нагорная Проповедь очень ясно говорит об Иисусе Христе, о Его учении.

 Желаете ли вы знать, учение Христа? Изучайте Его проповедь. Желаете ли вы знать, что лежит у Христа на сердце? Изучайте Нагорную проповедь. Желаете ли вы знать, как учит Христос жить? Изучайте Его проповедь.

3. Это единственный путь к блаженству.

 Если человек хочет быть блаженным, если хочет быть исполненным Духом Святым, то не нужно искать какие-то мистические переживания, или гоняться за иллюзиями и мечтами; или бегать с одного собрания на другое, стараясь найти что-то. Лучше изучать Нагорную проповедь и стараться осуществлять все сказанное в ней.

4. Это наилучший метод евангелизации, который я знаю.

Вы удивлены? Если мы действительно будем жить так, как нас учит Нагорная проповедь, мы будем истинными Христовыми свидетелями в этом мире.

5. Это угождение Богу.

Это наша привилегия. Подумайте только, человек так грешен и может угодить Богу! Это невероятно!

Итак, есть поистине веские основания серьезно заняться изучением Нагорной проповеди. А поэтому сейчас внимательнее рассмотрим первые два стиха.

Стих первый начинается так: “Увидев народ…” Иисус всегда бывал тронут, когда собирался народ и Он заботился о нем. В Евангелии от Матфея 9:36; 14:14 и 15:32 сказано, что видя народ. Он сжалился над ним.

Матфей описывает (4:23-25) толпу, перед которой Христос говорил Нагорную проповедь, и то, что Иисус ходил по всей Галилее, проповедуя Евангелие Царства Божьего, уча в синагогах и исцеляя больных. Весть о Нем быстро распространялась повсюду и “следовало за Ним множество народа из Галилеи, и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана”.

Народ шел к Иисусу с востока, с запада, с севера и с юга, и, видя народ, Он исполнялся состраданием к нему. Когда они были голодны, Он давал им пищу. Но когда Иисус видел духовный голод в их сердцах, Он давал им все, что нужно для удовлетворения их духовных нужд.

Поэтому за Христом всегда следовали толпы людей. Это были самые разные люди. Больные, одержимые бесами, фарисеи, саддукеи, ессеи, зилоты, законники, блудницы, мытари, ученые, безграмотные, порядочные, опустившиеся, богатые, бедные. В Иисусе Христе была непонятная притягательная сила, влекшая к Нему самых разных людей независимо от положения в обществе, чина или достоинства.

Проповедь Христа прежде всего была направлена к Его ученикам, а не ко всему народу, однако Он хотел, чтобы ее слушали все. Конечно, не все могли жить по ее принципам. Не все могли познать истинное блаженство. Но люди могли узнать хотя бы то, что блаженство доступно им. Люди были второстепенными слушателями, но и они нуждались в этой проповеди.

Он взошел на гору. Говорил Он сидя. Ученики окружили Его и Он учил их.

Кто же этот Проповедник, о Котором они говорили: “Никогда человек не говорил так, как Этот Человек” (Иоан. 7:46)? Или о Котором сказано: “Он учил их как власть имеющий, а не как книжники” (Map. 1:22). Он не цитировал из каких-либо источников. Он говорил Своей, присущей Ему властью. Какой чудесный Проповедник!

Его проповедь – это прекрасный образец гомилетики т.е. наставления, учения. Она содержит три основных раздела: граждане небесного Царства; праведность Царства Божия; призыв войти в Царство. Затем в последней части 7-ой главы даны результаты этой проповеди. Эти три раздела плавно переходят из одной к другой.

Великий Проповедник владел Словом, в Нем была сила и Он имел полномочия от Бога. Одному из ветхозаветных пророков Бог говорил: “И язык твой Я прилеплю к гортани твоей, и ты онемеешь, и не будешь обличителем их” (Иез. 3:26). Но позже пришел Бог к тому же пророку и позволил ему говорить. Об этом мы читаем: “Но еще до прихода сего спасшегося вечером была на мне рука Господа, и Он открыл мне уста, прежде нежели тот пришел ко мне поутру. И открылись уста мои, и я уже не был безмолвен. И было ко мне слово Господне” (Иез. 33:22-23).

Однако наш Господь Иисус Христос Сам имел Божью силу и Божью сущность, и потому сказал проповедь, какой никто другой сказать не мог, но и Христос не отверзал уст Своих до времени, назначенного всемогущим Богом.

Прочтите еще раз первый стих. Он взошел на гору. В греческом тексте сказано просто “на гору”. На какую? – Конкретно не указано. Она не имеет названия. Просто на один из холмов, окружавших Галилейское море. Оттуда открывался прекрасный зеленый пейзаж. С правой стороны простирались Галилейские горы, с левой – Голанские высоты, а в нескольких километрах отсюда брала начало река Иордан, устремлявшаяся через Иорданскую долину к Мертвому морю.

С правой стороны за зелеными холмами простиралась Саронская долина, а еще дальше – Средиземное море. Вот здесь на одном из холмов сидел Иисус и говорил. Это была небольшая гора, не отличавшаяся ничем особенным. Но, после того, как Господь сказал Свою проповедь она стала особой горой, потому что все места, где был Иисус Христос, становились священными.

Иисус сел и отверз уста Свои. Он начал учить. Он говорил сидя, поскольку такова традиция раввинов. Если раввин садился и начинал учить – это приобретало официальный характер. Так происходит и по настоящее время и не только у евреев. Когда профессор получает преподавательскую должность в университете, то говорят: “он занял кресло”. Римские католики о папе, выступающем из-за кафедры говорят: “…из своего кресла”.

То, что говорил Иисус, не было случайной мыслью, это был официальный манифест Царя царей. Греческое выражение, переведенное “отверзши уста Свои” имеет особое значение. Оно употреблялось в тех случаях, когда речь шла о серьезном, торжественном и очень важном заявлении. Эта фраза встречается и в некоторых небиблейских древнегреческих литературных произведениях и относится она к тем, кто говорит что-то очень важное от глубины своего сердца.

“… Приступили к Нему ученики Его”. Именно они были основным объектом проповеди Христа, поскольку только они могли понять суть того блаженства, о котором Он говорил. Только они могли жить так, как учила Нагорная Проповедь, поскольку только они стали сопричастниками Божьей силы, действовавшей в их жизни.

Это возможно и для нас, но только в том случае, если мы знаем Иисуса Христа. Архиепископ Английский Мак Ги однажды сказал, что невозможно жить в Англии по учению Нагорной Проповеди, потому что вся нация в целом не проявляет лояльность по отношению к Царю царей. И действительно, никто не сможет жить, как сказано в Нагорной Проповеди, если не будет знать Христа. Ученики знали Его, а потому Он обращался прежде всего к ним. Что же касается всех остальных, то для них это было приглашением придти к Нему.

Главные принципы изучения изложены в стихах 3-12. Блаженны, блаженны, блаженны, блаженны. Какое прекрасное учение! Это учение очень глубокое и может изменить жизнь человека. В этом мы убедимся далее. Вы просто не сможете изучить Нагорную Проповедь и остаться тем же человеком. Я, лично, не смог. Истины, изложенные в Заповеди Блаженства, действительно очень глубоки и обладает силою. Они не предназначены для тех, у кого двоятся мысли. Давайте же будем такими, какими хочет видеть нас Бог. Помните, что у каждого человека есть возможность, претворять царство Божье в своей жизни, если он познал Господа Иисуса Христа.

Вся слава Христу

Блаженство

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Комментарии

Добавить комментарий