Вопрос подлинной духовности – часть 2

 

 

Как исполняться Святым Духом?

 

Подход харизматиков к вопросу духовности нездрав и грозит потенциальными разочарованиями. Неуверенные и разочарованные верующие, некоторые даже на грани отчаяния, находятся по обе стороны харизматических разногласий. Таким христианам кажется, что та динамичная духовная жизнь, о которой они слышат в проповедях или во время уроков воскресной школы, почему-то проходит мимо них. Где же могут они найти ключи к реальному, практическому проявлению своей христианской веры в повседневной жизни?

Безусловно, искать эти ключи нужно только в Священном Писании, которое содержит исчерпывающие указания к познанию Христа и верному следованию за Ним. Как мы уже рассмотрели в 10 главе, в Библии не дается никаких повелений относительно переживания "крещения Святым Духом". Верующий в момент своего уверования крестится в тело Христово Духом Святым (1 Кор. 12.13, Рим 8:9). Однако, в Священном Писании достаточно указаний относительно того, как необходимо верующему поступать с того момента, как он становится членом тела Христова.

В Новом Завете есть семь упоминаний крещения Святым Духом. При этом важно отметить, что все они даются в указательном, но не в повелительном наклонении, и ни одно не носит призывного характера.

Но, с другой стороны, в Библии содержится достаточное количество повелений, как вести себя верующему после того, как он станет членом тела Христова. Повеления о том, как христианину начинать свое следование за Христом, находятся главным образом в посланиях, написанных ап. Павлом. В послании к Ефесянам 4:1 апостол просто умоляет нас "поступать достойно звания, к которому вы призваны". А в Ефесянам 5:18 он говорит, что для того, чтобы поступать достойно этого звания, нужно "исполняться Духом".

Для жизни верующего Дух Святой является тем же, что горючее для автомобиля, а без "горючего" христианин не может "поступать достойно звания", с должной мудростью и необходимыми последствиями тороговые ряды в Суздале. И это "горючее" доступно каждому верующему, так как он имеет Духа Святого с момента своего рождения свыше (Иоанна 3:1-7). А христианина, который действует без исполнения Духом Святым, можно сравнить с владельцем нефтяной компании, который стал бы для своей машины покупать горючее по талонам.

 

Чем "исполнение Духом" не является

 

Прежде чем обсуждать, как исполниться Святым Духом, важно разобраться в том, что исполнение Духом из себя не представляет. Ап. Павел хорошо освещает этот вопрос в послании к Ефесянам 5:18, когда говорит: "и не упивайтесь вином, от которого бывает распутство". Основной смысл этой фразы, безусловно, заключается в употреблении вина и алкогольных напитков. Все люди хотят быть счастливыми и ищут радости и приятного времяпровождения любым вообразимым путем. К сожалению, в самых разных обществах и странах люди пытаются достигнуть счастья путем поддельной радости – на дне бутылки. В одних только Соединенных Штатах Америки – семь миллионов хронических алкоголиков.

Но почему же ап. Павел еще в первом веке предостерегал ефесских верующих против невоздержания? Потому что в то время было очень легко упиваться: воды было мало или она была непригодной для питья, и люди пили вино или виноградный сок. То, что вначале было виноградным соком, начинало вскоре бродить и превращалось в алкогольный напиток. И случалось, что человек начинал утолять жажду слишком часто или задерживался у винного меха слишком долго. Именно это и имел в виду автор книги Притчей: "У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причин? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного" (Пр.23:29-30).

Ап. Павел очень ясно говорит, что в жизни верующего не должно быть места пьянству. "Упивание вином" приводит к крайнему распутству, к вырождению личности, к расточительности и к неконтролируемому поведению. Ап. Павел как бы говорит: "Если ты христианин – не прикасайся к вину или чему-либо другому, что приведет тебя к потере самообладания".

Дав в послании к Ефесянам 5:18 повеление "исполняться Духом", ап. Павел далее объясняет значение этого исполнения. При этом он ни слова не упоминает о самовозбуждении или приведении себя в восторженное состояние религиозного переживания, но вместо этого речь идет о повиновении друг другу, о любви друг ко другу, о поисках наилучшего друг для друга.

 

Повеление, а не просто совет

 

Когда ап. Павел написал: "исполняйтесь Духом", он применил при этом грамматическую форму, означавшую "непрестанно исполняйтесь". Ап. Павел писал это не в форме доброго пожелания или совета, но его подбор слов был в форме повеления или приказа. Мы должны постоянно исполняться Духом. Что же имел в виду ап. Павел? Является ли это требованием, чтобы мы достигли определенного "сверхдуховного" состояния, из которого бы никогда не выходили? Хотел ли он этим сказать, что мы должны быть совершенными?

Главное, что должен понять каждый верующий – это то, что ап. Павел никогда не давал повеления: "Будьте крещены Духом". Верующие уже были крещены Духом Святым в тело Христово, что ап. Павел ясно выразил в 1 Коринфянам 12:13. Не может быть повторного действия благодати. Нет какого-то дополнительного переживания. То, что ап. Павел писал в Еф. 5:18 означает, что верующий должен давать простор Божьему Духу, Который уже живет в нем – постоянно исполнять его Собою.

Исполнение Духом – это ежедневная потребность, так как сегодня ты можешь быть исполненным Духом, но завтра – совсем другое дело. Вот почему даже само понятие "повторного благословения" ошибочно. Когда действие "повторного благословения" ослабевает, у харизматика остается борьба с теми же проблемами, которые стоят перед всеми верующими: будучи спасенным, христианин все же живет в человеческом теле с сильным тяготением ко греху. Как Израильтяне собирали манну каждый день, так и христианин должен полагаться на Святого Духа и продолжать исполняться Духом ежедневно.

 

Мы не "наполняемся", но "исполняемся"

 

Очень важно иметь правильное понимание значения слова "исполнение" в той форме, в какой его употребляет ап. Павел в послании к Ефесянам 5:18. Думая об "исполнении", мы обычно представляем себе стакан, коробку или другой какой-нибудь сосуд, в который что-то наливается или насыпается до краев. Но это совсем не то, что имел в виду ап. Павел. Он писал не столько о "наполнении" до краев, как о проникновении насквозь – мы должны быть исполненными – или пропитанными – силой Святого Духа.

Очевидный библейский пример этому – соль. Посолите пищу и соль пропитает все насквозь. В известном смысле, так же должен работать в нашей жизни Дух Святой. Вся сила заключается в подобном пропитывании насквозь Духом Святым. К нашим услугам, образно выражаясь, есть эта божественная солонка, и все, что нам нужно сделать – это позволить Ему придать Свой вкус всей нашей жизни.

Почему же этого не происходит? Очевидно причина в том, что многие верующие не исполняются Святым Духом. Они не позволяют Духу Святому пропитать насквозь их жизнь, так как увлечены в первую очередь собой, а также другими людьми или же вещами. Они допустили в своей жизни проявлениям гордости, эгоизма, гневливости, подавленности и десяткам других подобных сетей завлечь их в состояние духовной пустоты.

Нам также легче будет понять значение "исполнения Духом" на примере других применений слова "исполняться" в Новом Завете. В Ев. от Иоанна 16:6, когда Иисус сказал Своим ученикам, что покинет их вскоре, "их сердце исполнилось печали". В этот момент печаль пропитывала насквозь их сердца, они были поглощены ею.

В Евангелии от Луки 5 гл. Иисус исцелил расслабленного человека от его недуга, и все были "исполнены страха" и прославляли Бога (ст. 26). Приходилось ли вам когда-либо быть исполненным страхом, когда сердце полностью охвачено паникой и боязнью? Страх – это одно из переживаний, которое не смешивается с другими чувствами – человек, охваченный страхом, боится, и это главное в тот момент!

В Евангелии от Луки 6 гл. Иисус обличает фарисеев в их законничестве и здесь же исцеляет сухорукого в субботу. В результате фарисеи "исполнились бешенства" и стали совещаться между собою, что бы им сделать с Иисусом (ст. 11). Другими словами, фарисеи разгневались. Когда человек исполнен гнева, он им поглощен, и поэтому так опасно злиться. Доходящий до бешенства гнев способен буквально ослепить человека.

Итак, мы видим, что слово "исполняться" применяется в Священном Писании к тем, кто полностью захвачен каким-либо чувством. Слово Божие также утверждает, что мы можем быть полностью захвачены силою и влиянием Святого Духа. Мы видим пример этому в Д. Ап. 4:31: "И по молитве их поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого и говорили Слово Божие с дерзновением."

 

Что происходит, когда вы исполняетесь Духом?

 

Согласно свидетельствам харизматиков в их статьях, книгах, журналах и телепередачах, "исполнение Духом" сопровождается состоянием экстаза и иными языками. Несомненно, исполнение Духом дает человеку радость и удовлетворение, но верно ли приведенное выше определение харизматиков? Являются ли иные языки верным подтверждением того, что кто-то "исполнился Духом?"

Исследуя апостольские послания в Новом Завете, мы находим, что "исполнение Духом" приносит плоды Духа, а не дары Духа.

Первый шаг в исполнении Духом состоит в послушании Духу в нашем ежедневном хождении перед Богом. Согласно Еф. 4:30, христианин может "оскорбить" Божьего Духа, а в 1 Фес. 5:19 говорится, что мы можем "угасить" Духа. Если Духа Святого возможно оскорблять и угашать, значит Его также можно возгревать, отдавая должное почтение, и позволяя Ему производить Свою работу в нашей жизни. Мы достигаем этого путем подчинения своей воли, разума, тела, времени, своих дарований и сокровищ – всех уголков нашей жизни – полному управлению Святого Духа.

Возможно, вы хотели бы помолиться такими простыми словами: "Отче, я каюсь в моих грехах и жажду очищения. Я благодарю Тебя, Небесный Отец, за прощение моих грехов. Дай мне силу противостоять искушениям. Я желаю, чтобы Божий Святой Дух имел главное руководящее влияние в моей жизни."
И теперь, если придут искушения, мы прогоним их. И всякий раз, когда грех станет манить нас, будем отвращаться от него. И когда что-то будет пытаться отдалить нас от влияния Святого Духа, мы противостанем этому и примем сознательное решение не искать общества тех людей или вещей, которые способны отвлечь нас от сосредоточенности на Слове Божьем и деле Его. Когда Дух Святой начнет постоянно руководить нами, мы будем ощущать Его исполнение в радости и силе, и жить жизнью с избытком.

Это станет проявляться в нашей жизни, потому что исполненные Духом люди поступают определенным образом. Все это описано в Ефесянам 5:19-6:9.

Исполненный Духом человек поет псалмы и духовные песнопения, славословя в сердце своем Господа. Исполненный Духом человек всегда за все благодарит Бога и Отца во имя Иисуса Христа.
Исполненные Духом люди проявляют послушание друг другу, прислушиваются к мнению других, повинуются авторитету друг друга. Исполненные Духом жены послушны своим мужьям, а исполненные Духом мужья любят своих жен, как Христос любит Церковь.

Исполненные Духом дети почитают своих родителей и проявляют послушание, а исполненные Духом родители не раздражают своих детей, воспитывая их в учении и наставлении Господнем.

Исполненный Духом служащий или рабочий проявляет послушание по отношению к своему начальнику, а исполненный Духом начальник относится справедливо и с пониманием к своим работникам. Всё это – проявления исполненной Духом жизни.

В Послании к Колоссянам 3:16-22 an. Павел говорит, что если Слово Божие будет "вселяться в нас обильно", мы будем петь псалмы и песнопения духовные, будем благодарить за все Бога и делать все во имя Господа Иисуса Христа. Жены будут покорны мужьям, мужья будут любить своих жен, дети будут слушаться родителей, а родители не будут раздражать своих детей. Работники будут послушны своим начальникам, трудясь с усердием, как для Господа, а не для людей. А начальники будут стараться всегда поступать справедливо со своими работниками.

Сравнивая эти два отрывка из пос. к Ефесянам и пос. к Колоссянам, мы обнаруживаем, что один и тот же плод производит в нашей жизни два явления – исполнение Духом и обильное вселение Слова Божьего в нас. Иными словами: человек, исполненный Духом – это тот, кто позволяет Слову Божьему жить в нем. Также исполненный Духом христианин сознает присутствие Христа в своей жизни. Он пленен учением Христа и захвачен тем. чему он может у Христа научиться. Именно в этом и заключается смысл того, чтобы предоставить "Слову Христову обильно вселяться" в нас. Быть исполненным Духом – это полностью и всесторонне увлечься тем, чтобы как можно больше узнать об Иисусе Христе.

 

Апостол Петр – образец того, как исполняться Духом

 

Отличным примером того, как происходит исполнение Духом, служит жизнь ап. Петра. Он любил быть рядом с Иисусом и не хотел отдаляться от Христа ни на миг. И когда он был возле Иисуса, то говорил и делал удивительные вещи. В Евангелии от Матфея 16 гл. Иисус спросил Своих учеников, за кого они почитают Его. Ап. Петр ответил: "Ты Христос, Сын Бога живого" (ст. 16). Иисус ответил: "…не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой сущий на небесах" (ст. 17).

В Евангелии от Матфея 14 гл. мы видим учеников в лодке, плывущей по бурному морю. Вдруг они увидели Иисуса, идущего к ним по воде. Петр хотел убедиться, что это именно Иисус, и сказал: "Если это Ты, Господи, повели мне придти к Тебе по воде" (ст. 28). Иисус сказал: "Иди!" и Петр ступил на воду из лодки. Оказавшись на воде, Петр, глядя на волны, усомнился и начал тонуть, но Иисус поддержал его. Так что когда Иисус был вблизи, Петр мог творить удивительные дела.

Другим примером служит описание ареста Иисуса в Гефсимании. Отряд вооруженных воинов пришел арестовать Иисуса, но Петр не проявил страха. Наоборот, он извлек меч и отсек ухо у раба первосвященника. Иисус упрекнул Петра за его опрометчивый поступок и тотчас исцелил ухо раба. Хотя поступок Петра был неправильным, но мы видим из него, что, находясь вблизи Иисуса, Петр чувствовал себя совершенно неуязвимым даже в тех случаях, когда положение казалось безвыходным.
Но что случилось с ним всего несколько часов спустя? Мы читаем в Ев. от Матфея 26:57-58, что Петр "следовал за Ним издали". Когда Иисус был судим, Петра не было уже рядом с Ним. И когда у Петра спросили трижды, знает ли он Иисуса, он трижды отрекся от Него. Часы распятия были, должно быть, особенно тяжелыми для Петра, когда ему пришлось наблюдать за предсмертными крестными мучениями своего любимого Учителя.

Иисус воскрес из мертвых и через несколько недель после этого вознесся на небо. Что же теперь будет делать Петр, когда Господь будет находиться от него не на расстоянии нескольких шагов или нескольких километров, а Его вообще не будет больше на земле? Во 2 гл. Деяний Апостолов мы находим ответ на этот вопрос: ап. Петр стоит в центре Иерусалима перед толпой враждебно настроенных евреев и говорит сильную проповедь, в результате которой многие пришли ко Христу. Вскоре после этого Бог использует ап. Петра в исцелении хромого, а затем он свидетельствует о Христе с большим дерзновением перед разъяренным Синедрионом. В чем же заключается разница? Ап. Петр получил Святого Духа и был исполнен Им. Когда ап. Петр исполнился Духом Божиим, у него были те же способности и та же смелость и сила, которые он имел, находясь в телесном присутствии Иисуса.

Быть исполненными Духом – это то же переживание для нас, что и для ап. Петра, но только в духовном, а не в физическом смысле. Ап. Петр подчеркнул эту разницу для будущих поколений верующих. Он писал об Иисусе Христе: "Которого, не видевши, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною" (1 Пет. 1:8).

Быть исполненным Святым Духом – это значит жить каждый миг как бы в присутствии Иисуса Христа. Это значит переживать то, что сопровождается сознанием постоянного присутствия Христа. Как же это достигается? Представьте себе, например, что вы провели весь день с одним из своих самых близких друзей, и за все это время не сказали ему ни одного слова. Когда мы сознаем чье-то присутствие, мы общаемся с ним. Мы должны начинать наш день приветствием: "Доброе утро, Господь, это Твой день, и я желаю, чтобы Ты весь день напоминал мне, что Ты вот здесь, рядом со мной".

Когда нас постигают искушения, мы также должны говорить об этом с Господом. Когда нам нужно принимать какие-то решения, мы должны просить у Господа указаний. Наши сердца и умы не могут быть наполнены одновременно сознанием присутствия Иисуса и присутствием греха, так как Иисус и грех не могут одновременно занимать одно и то же место. Одно обязательно вытеснит другое. Если мы забываем о присутствии Христа, наша греховная природа возьмет верх. Если же мы будем постоянно помнить о Его присутствии и сознавать, что Он с нами, то мы будем исполнены Святым Духом.

 

Как вы можете знать, что вы исполнены Духом?

 

Как можно быть уверенным, что вы действительно исполнены Святым Духом? Это справедливый вопрос, и вот несколько признаков, по которым мы можем проверить, так ли это.

Поем ли мы? В Священном Писании говорится о псалмах, славословиях и духовных песнопениях (Еф. 5:19; Кол. 3:16). Ап. Павел не имел здесь в виду "прекрасного исполнения музыкальных произведений". Он говорит о духовной истине, которая, проходя через ваш ум и душу, выливается через уста. Согласно Священному Писанию, наше сердце наполнено псалмами, славословиями и духовными песнопениями, когда Слово Божие обильно вселяется в нас (Кол. 3:16). Это значит, что ежедневное чтение Библии и общение с Господом не является чем-то временным и изменяющимся, как мода, или же происходит в результате нашего подчинения жесткому закону, но является внутренней потребностью всякого, исполненного Духом.
Всегда ли мы благодарны? Священное Писание учит нас всегда (Ефес. 5:20) и за все благодарить (1 Фесс. 5:18). Но возможно ли это? Ожидается ли от нас, чтобы огромными усилиями веры мы могли мгновенно достичь этого состояния? Конечно, нет, но вместо этого нам предлагается проверить, что в нас преобладает: жалобы на различные проблемы или благодарение? Верно то, что у каждого человека есть на что пожаловаться: у всех нас есть свои проблемы, мы чувствуем подчас раздражение, бессилие, а иногда переживаем даже глубокие кризисы. Однако верно и то, что в жизни у каждого из нас есть много того, за что мы должны быть благодарны. Благодарим ли мы за Божье присутствие в нашей жизни? За спасение во Христе? За победу над смертью? За победы в повседневной жизни? Благодарим ли мы за здоровье? За свою семью? За друзей? И этот список практически бесконечен.

Правильные ли у нас отношения с окружающими? Живем ли мы в мире со своими супругами, детьми, друзьями, сотрудниками и соседями? Мы должны внимательно сверить свою жизнь со всем тем, что ап. Павел перечисляет в Еф. 5:21-6:9. Повинуемся ли мы другим? Можем ли мы следовать чьему-то руководству так же хорошо, как руководить? Стремимся ли мы больше любить Христа? Если ты – жена, покорна ли ты своему мужу? Любящая ли ты жена? Если ты – муж, стремишься ли ты любить свою жену, как Христос возлюбил Церковь? А если это кажется недосягаемым, любишь ли ты ее хотя бы, как свое тело?

Если мы – родители, слушают ли и почитают ли нас наши дети? Они будут чтить нас и слушаться в зависимости от того, какие мы родители. Не слишком ли мы требовательны к ним? Всегда ли справедливы? Не раздражаем ли мы их?

Если мы – работники, можно ли на нас положиться? Послушны ли мы? Можно ли на нас полагаться, что мы всегда отдаем свой дневной труд за дневную плату? Если мы начальники, всегда ли мы справедливы со своими подчиненными, желаем ли мы им блага, или просто стремимся побольше заработать на них?

Есть ли в нашей жизни не исповеданный грех? Одним из вернейших признаков исполнения Духом является сознание своей греховности. Ап. Петр сказал Иисусу: "Выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный" (Луки 5:8). Чем ближе мы к Господу, тем больше мы сознаем свой грех и свою нужду в Нем. Осознав грех, мы должны исповедать его. Есть ли в нашей жизни что-то, что мы скрываем или за что жадно хватаемся? Есть ли у нас большая привязанность к чему-либо материальному, чем к исполнению Святым Духом? Мы должны немедленно вручить все это Богу и просить, чтобы Он дал нам мудрость увидеть эти грехи в их истинном свете.

Живем ли мы неправдой, найдя для себя моральное оправдание этому? Не эгоистичны ли мы? Молимся ли мы, читаем ли регулярно Слово Божие, говорим ли другим о Христе?

В чем бы ни заключалось это препятствие, мы можем сегодня же предать все это Христу и предоставить Святому Духу свободу действия. Необходимо только в простоте сказать Господу о своем желании быть полностью под Его влиянием.

Когда мы отдаем свою жизнь в полное повиновение Святому Духу и предоставляем Ему возможность исполнить нас, это вызывает у разных людей неодинаковую реакцию. Некоторые находят в этом большую радость и облегчение, словно у них с плеч скатилось тяжелое бремя. Другие засвидетельствуют, что эмоционально с ними ничего не произошло, но они чувствуют внутренний мир и удовлетворенность, которые не обретешь никаким другим путем. Но какой бы ни была наша реакция, Священное Писание ясно учит, что никакой "божественный удар" не является долгосрочным ответом.

Быть подлинно духовным значит – быть верным Христу, повинуясь Ему каждую минуту изо дня в день. Но все это достигается не сразу, а приходит в мучительно малых дозах, шаг за шагом, с течением времени. И как бы духовность ни обреталась, сокращенных путей к ее достижению нет. Нет легкого пути, и никакой одноразовый духовный "удар" не поможет достичь ее.

Я как-то читал о том, как собака переходила через мост с костью в зубах. И вдруг она увидела свое отражение в чистой воде ручья. Кость в воде показалась ей лучшей, чем та, что была у нее в зубах. И собака отказалась от реального во имя отражения. Я боюсь, что есть много христиан, которые, имея большое рвение и недостаток знания, поступают точно так же.

 

C уважением Андрей

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий