Вдохновение духовного сына

“Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе, Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего. Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно воспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью, и желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе.”(2Тим.1:1-5)

Как уже упоминалось в предисловии, собственно наставления Павла Тимофею начинаются с шестого стиха первой главы. Первые пять стихов содержат вдохновение Павлом Тимофея и представляют собой прекрасное и трогательное приветствие Апостола своему возлюбленному сыну по вере.

Но даже в этих личных стихах содержатся принципы, имеющие отношение не только к наставлению Тимофея, но и к родителям-христианам, учителям воскресных школ, молодежным лидерам, пасторам — к любому верующему, который помогает другому возрастать духовно, становиться зрелым в Иисусе Христе и более полезным в служении.

Вот эти шесть, не выраженных прямо, но легко распознаваемых, принципов: авторитет (1:1–2а), доброжелательность (1:2б), признательность (13а), молитва (1:3б), любовь (1:4) и утверждение (1:5).

Авторитет 

“Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе, Тимофею, возлюбленному сыну” (1:1–2а) 

Первый принцип формирования благочестивого и успешного вдохно- вения — это авторитет, что очевидно из вступительного заявления Павла: он — Апостол Иисуса Христа. Как объясняется во введении, Тимофей хорошо понимал апостольство Павла. И здесь Павел говорит об апостольстве, просто напоминая о том, что, несмотря на близкие и теплые взаимоотношения, он имеет более высокое духовное звание и власть, нежели Тимофей, потому что именно он принес Слово Божье.

Близкие отношения не устраняют авторитета. Взаимная любовь между родителями и детьми не устраняет власти родителей над детьми видеосъемка свадьбы киев. Любовь между ними при отсутствии авторитета обречена, она может обернуться трагедией для всей семьи. Как бы сердечно ни относились друг к другу сотрудники, бизнес не может быть успешным, если рабочие откажутся признать над собой власть работодателя и подчиниться ему.

Несмотря на глубокую взаимную привязанность, исполненное любви приветствие Павла Тимофею несет на себе весь груз его апостольства. Апостолос (Апостол) буквально означает «посланный, посланник», как иногда переводится это слово (см. 2 Кор. 8:23; Фил. 2:25). Но в Новом Завете оно обычно несет на себе дополнительный оттенок, подразумевая «посла», т. е. представителя, наделенного властью того, кого он представляет. В этом значении данное слово употребляется по отношению к двенадцати ученикам Иисуса, призванным во время Его земного служения (см. Лук. 6:13, 9:10), и по отношению к Павлу, которого Христос призвал с небес после Своего вознесения (см. Деян. 9:3–15; 22:6–14; 26:13–18). Господь употреблял глагольную форму слова апостолос ипо отношению к Себе. Например: «посланного [апостелло] Тобою [Отцом] Иисуса Христа» (Иоан. 17:3). А в Послании к Евреям об Иисусе сказано: «Уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего» (3:1).

Как Апостол Иисуса Христа, Павел занимает место Христа и провозглашает Слово Христа, и делает он это по воле Бога, Всемогущего Отца. Павел пишет Тимофею не просто как дорогой друг, но как уполномоченный посол Бога-Отца и Бога-Сына. Он не предлагает братский совет, но властно и твердо провозглашает Божественную истину.

Павел поступает так в соответствии с Евангелием, названным здесь обетованием жизни во Христе Иисусе. Призвание Павла быть посланником Спасителя для исполнения Божьей воли должно было вылиться в провозглашении спасающей Благой Вести, чтобы мертвые в грехе могли обрести жизнь во Христе Иисусе. Павел отдал предпочтение фразе «во Христе Иисусе», которая означает единение Павла и каждого верующего с нашим Господом и Спасителем через участие в Его смерти, воскресении и вечной жизни. Иисус Сам есть «путь, истина и жизнь» (Иоан. 14:6), и Он дает Божественное обетование, что всякий верующий в Него не погибнет, но будет иметь жизнь вечную (Иоан. 3:16) и жизнь с избытком (Иоан. 10:10). Те, кто верой претендует на это обетование, могут утверждать вместе с Павлом, что Христос есть наша жизнь (Кол. 3:4).

Каждый отец в глубине души желает иметь прочные и многогранные взаимоотношения со своими детьми. Точно так же и Павел не только желал, но и проявлял, и испытывал взаимную любовь к Тимофею, своему возлюбленному сыну. И как близкие отношения не устраняют авторитет, точно так и авторитет не устраняет близких отношений. Как любящий духовный отец, Павел говорит со своим сыном по вере с апостольским авторитетом. Этот авторитет стал для Тимофея сильным стимулом к послушанию.

Доброжелательность 

“Благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.”(12б) 

Хотя обычно эта фраза используется как приветствие, она также выражает подлинное желание, чтобы самое лучшее, что можно обрести в Боге, стало реальностью в жизни молодого проповедника. Доброжелательность Павла, его преданность и искреннее беспокойство о благоденствии других должны были стать вдохновением для Тимофея. Как всякий верующий, молодой ученик Павла был спасен Божественной благодатью, получив прощение и оправдание от Бога как незаслуженную милость. Апостол хотел, чтобы его сын по вере постоянно пребывал в Божественной милости, этом неописуемом блаженстве освобождения от страданий, которые порождаются грехом и которые грех заслуживает. Павел хотел, чтобы Тимофей умом и сердцем пребывал в совершенном мире, имея внутренний покой, как результат Божественной благодати и милости. Он желал, чтобы Тимофей имел лучшее, что предлагают искупленным грешникам Бог Отец и Иисус Христос, наш Господь: благодать для покрытия грехов, милость для победы над невзгодами и мир, господствующий в жизни.

Если мы хотим действительно вдохновлять других верующих, мы должны, как Павел, по-настоящему, с любовью, безгранично заботиться об их полном духовном благословении. В дополнение к признанию ими нашего авторитета перед Богом мы хотим, чтобы наши братья и сестры во Христе знали о нашей безоговорочной любви к ним. Это также найдет в них отклик.

Признательность 

“Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью”(1:3а)

Третий принцип формирования благочестивого и успешного вдохновения — это признательность. Не только Павел был благословением для Тимофея, но и Тимофей был благословением для Павла. Благодарю Бога за тебя, уверяет Апостол Тимофея, в сущности как бы говоря: «Я благодарен за то, что Бог сделал для меня через тебя». Будучи заключен в мрачную, сырую и грязную римскую тюрьму и находясь в опасности, Павел, тем не менее, радуется, что Господь оказал ему честь знать и наставлять Тимофея. Он не был ожесточен или обижен. В нем не было гнева или ненависти ни к тем, кто поместил его в тюрьму, ни к закоренелым преступникам, находящимся рядом с ним. Его ждала несправедливая и жестокая казнь, но Павел не сетовал на это. Мысли его были о суверенном Боге, он вспоминал своего возлюбленного духовного сына, с которым провел так много благословенных часов в совместном служении Богу и которого, скорее всего, он уже никогда не увидит, находясь во плоти. Только Господь мог даровать такую прекрасную будущность и надежду!

Великое вдохновение для молодых, которые служат Господу, — получить признание, ободрение и услышать, что у Бога для них есть чудесные планы.

И признательность Павла Тимофею должна была придать молодому рабу Господа огромную уверенность. Тимофей понимал, что это не пустые слова, так как знал, что честность Павла не допустит лести. Он также прекрасно осознавал, что они с Павлом близко узнали друг друга за многие годы, проведенные вместе. Они путешествовали вместе, ели вместе, несли служение вместе и, несомненно, вместе страдали за Евангелие. И в то время, когда было написано это письмо, Павел, несомненно, знал Тимофея лучше, чем кто-либо другой.

Признательность, которую Павел выразил от всего сердца, должна была, таким образом, глубоко тронуть Тимофея и возложить на него огромную ответственность жить согласно высоким ожиданиям своего духовного наставника. Молодой ученик знал, что его дорогой друг и несравненный святой ради Христа смотрит в лицо близкой смерти. Тем не менее, даже в эти последние, наполненные болью и неопределенностью часы он благодарил Бога и на руках молитвы приносил перед Ним молодого пастора, который, хотя и был несравненно обучен проповеди Благой Вести, должен был полностью доказать свою состоятельность в трудных сферах служения Господу.

В момент невыразимых физических страданий Павел не только продолжает славить Бога, но и делает это с глубокой благодарностью, от чистого сердца исчистыми помыслами. С полной убежденностью и правдивостью он мог свидетельствовать: «Я служу Господу и постоянно стою перед Ним от прародителей с чистой совестью». Латреуо (служить) иногда употреблялось в зна- чении «благочестивое поклонение» или даже «священническое служение».

Ложно обвиненный еврейскими вождями, стоя перед Феликсом, римским пра- вителем Кесарии, Павел сказал: «По учению, которое они называют ересью, я действительно служу [латреуо] Богу отцов моих» (Деян. 24:14). Говоря об истинных детях Божьих, евреях или язычниках, Павел заверяет филиппийских верующих: «Потому что обрезание — мы, служащие [латреуо] Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся» (Фил. 3:3).

Глядя в лицо близкой смерти, стареющий Апостол мог засвидетельствовать, что его совесть не обвиняет и не осуждает его. Его грех прощен, и его преданность безраздельна. Павел, в сущности, как бы говорит: «После тщательного исследования себя я могу искренне сказать, что, хотя я и несовершенен, но живу в святости перед Господом». Он хотел, чтобы Тимофей не имел ни малейших сомнений в том, что он, как и многие другие, терпит теперешние физические тяготы из-за своей непоколебимой верности Господу, а не как следствие неверной, нечестивой жизни.

Хотя даже самый духовный верующий не может знать свое собственное сердце с полной уверенностью или пониманием, каждый христианин, подобно Павлу, не только может но и обязан иметь чистую совесть. Для Павла это был жизненно важный вопрос, и он часто ссылался на свою совесть. Защищаясь от лживых нападок, которые он испытал в Коринфе, Павел в своем ответе апеллирует к высшему человеческому суду — совести. Вот как он защищается:

«Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией жили в мире, особенно же у вас» (2 Кор. 1:12; ср. Деян. 23:1).

В Первом Послании к Тимофею он писал: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1:5). И мы должны держаться «таинства веры в чистой совести» (1 Тим. 3:9). В этом же Послании Павел подчеркнул, что «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1 Тим. 4:1–2). Постоянное отвержение Божьей истины делает совесть все менее чувствительной к греху, она как бы покрывается слоем недуховной рубцовой ткани. У Павла совесть была чистой и очень чувствительной, и он с готовностью реагировал на ее обличающий голос.

Апостол Павел не объясняет, кого он имеет в виду под прародителями, но, очевидно, что речь идет о благочестивых людях, живших в прошлом.

В отличие от Тимофея, у Павла не было благочестивого наследия в среде его ближайших родственников. Он обладал впечатляющим религиозным наследием, но абсолютно не принимал его в расчет, почитая за сор (Фил. 3:4–8).

Поэтому кажется более вероятным, что Павел говорит о патриархах, пророках и других ветхозаветных святых. Возможно, он имеет в виду других Апостолов, а также многих благочестивых верующих в ранней церкви, которые уверовали прежде Павла.

Молитва

 “что непрестанно воспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью” (1:3б)

Четвертым элементом формирования вдохновения была постоянная молитва Павла к Господу о Тимофее. Трудно себе представить, насколько ходатайство Павла укрепляло и ободряло его молодого друга, когда он самостоятельно нес служение в Ефесе и других местах Малой Азии.

Наречие адиалэйптос (непрестанно) значит «непрерывно, без остановок». Мы можем быть уверены, что когда Павел говорит: «Непрестанно воспоминаю о тебе», он не преувеличивает. Апостол употребляет это же слово, призывая верующих из Фессалоник непрестанно молиться (1 Фес. 5:17), да и сам Павел привык так молиться. Он уже убедил верующих в Фессалониках в том, что он непрестанно молится и переживает о них (1 Фес. 1:2–3). Прибегая к этому же слову, Павел заверяет церковь в Риме: «Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, всегда прося в молитвах моих» (Рим. 1:9–10). С подобным заверением Павел обращается также и к верующим в Коринфе (1 Кор. 1:4), Филиппах (Фил. 1:3–4), Колоссах (Кол. 1:3) и к своему дорогому другу Филимону (Филим. 4).

Молитва — по-гречески деесис. В Новом Завете это слово всегда несет в себе идею искренней мольбы, просьбы перед Богом. Его использовал ангел, который убеждал благочестивого отца Иоанна Крестителя: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва [деесис] твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лук. 1:13). Позже в этом же Евангелии данное слово используется по отношению к ученикам Иоанна Крестителя, которые «постятся часто и молитвы творят» (Лук. 5:33). К нему также прибегает Павел в своей «молитве к Богу» за спасение Израиля (Рим.10) а также Иаков: «Много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16).

На первый взгляд выражение «днем и ночью» кажется чрезмерным и несколько неуместным. Оно кажется чрезмерным, потому что по определению непрестанно значит круглосуточно, и неуместным, потому что в темнице Павел и его друзья узники, скорее всего, не могли отличить день от ночи.

Но Павел, не сомневаясь, употребляет фразу «днем и ночью» так, как ее употребляют сегодня, как образное выражение, подчеркивающее продолжительность. Таким образом он хотел подчеркнуть свою преданность Тимофею.

Нет лучшего способа содействовать тому, чтобы другие верующие задумались об ответственности быть верными и переживали за служение Христу, чем постоянно приносить их в молитве перед Господом и говорить им об этом.

Любовь 

“Желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости” (1:4)

Пятый принцип формирования вдохновения у других верующих, особенно у тех, кого мы опекаем, — это любовь и проявление искренней привязанности к ним. Павел сильно скучал по общению с Тимофеем и желал видеть его.

Желаю — по-гречески эпипотео, глагол, означающий сильное желание или острую тоску. Позже в Послании Павел выражает то же жгучее желание, умоляя Тимофея: «Постарайся придти ко мне скоро» (2 Тим. 4:9), и «Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа… Постарайся придти до зимы» (2 Тим.4:13,21).

«Воспоминая о слезах твоих», — говорит Апостол. Возможно, речь идет об их последнем расставании после короткого визита в Ефес, по времени где-то после написания Первого Послания к Тимофею и до ареста Павла в Никополе и заключения его в римскую тюрьму. Такими же узами Павел был связан испресвитерами в Ефесе. Когда они пришли встретиться с ним на берегу возле Милита, «он преклонил колена свои и со всеми ими помолился. Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его» (Деян.20:36–38).

Хотя Павел, несомненно, понимал, что, возможно, уже никогда больше не увидит Тимофея, даже отдаленная перспектива такой встречи помогала ему исполниться радости. Зная о глубокой привязанности Апостола и о его горячем желании увидеться вновь, Тимофей также исполнялся радости и вдохновения следовать по стопам своего любимого учителя и друга с еще большей преданностью.

Утверждение

“Приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе” (1:5)

Последний принцип формирования вдохновения, на который косвенно ссылается Павел, — это утверждение. В предыдущих двух стихах Павел говорит о том, что вспоминает Тимофея в молитвах и помнит о его слезах.

Здесь Павел опять размышляет об их близком общении, на этот раз приводя на память нелицемерную веру Тимофея.

Анупокритос (нелицемерный)— это сложное слово, состоящее из отрицательной приставки и слова хупокритес, что значит «лицемер». Вера Тимофея была подлинной, нелицемерной, без притворства и обмана. В своем предыдущем Послании к Тимофею Павел писал: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной [анупокритос] веры» (1 Тим.15) Во Втором Послании церкви в Коринфе Павел употребил это слово для описания своей «нелицемерной любви» (2 Кор. 6:6, курсив добавлен). Петр прибегает к этому слову, увещевая всех верующих, рассеянных по Римской империи: «Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1 Пет.1:22). Иаков использовал это слово, как заключительное определение мудрости свыше, которая «во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:17).

Тимофей получил в наследие нелицемерную веру, которая прежде обитала в бабке его Лоиде и матери его Евнике. Упоминание о Лоиде и Евнике наводит на мысль, что Павел знал этих женщин лично и, возможно, вместе с Варнавой способствовал приобретению их для Христа во время своего первого миссионерского путешествия, когда он проходил по Галатии, где жил Тимофей (см. Деян. 13:13–14:21).

Вероятно, они были верующими евреями по Ветхому Завету, сразу же принявшими Иисуса как Мессию, Спасителя и Господа, когда услышали Благую весть из уст Павла. Ко времени второго миссионерского путешествия Павла женщины привели к Господу своего внука и сына.

О нем хорошо «свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии» (Деян. 16:2). Тимофей был косвенным сыном Павла по вере, уверовав через свидетельство своей бабки Лоиды и матери Евники, которых привел к вере непосредственно Апостол Павел. Через них Тимофей «из детства [узнал] священные писания, которые [могли] умудрить [его] во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:15).

Несколько лет назад я участвовал в обсуждении кандидатур на должность руководителя одной известной христианской организации. Просматривая список кандидатов, я отметил интересный факт: у всех отцами были благочестивые пасторы. Конечно, Господь выдвигал многих верных лидеров, включая Павла, из неверующих и даже нечестивых семей. Но большая часть великих мужей в истории церкви были выходцами из семей верующих. Отец Тимофея был неверующим язычником (Деян. 16:3), но его мать и бабка были глубоко верующими, благочестивыми людьми. Павел хвалит их за положительное влияние, которое они оказали на Тимофея, и за нелицемерную веру, которая была и в Тимофее, в чем Апостол был уверен.

Вся слава Христу

Биография и книги Станислава Сенькина пока еще не слишком богатая, но весьма интересная. И это понятно, по писательским меркам Станислав ещё молодой человек, и он только в начале творческого пути, хотя сделано уже немало.

 

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий