Опасность в церкви

“Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.” (2Тим.3:1–9)

На протяжении веков вся воля Божия была неприятной, неприемлемой и даже невыносимой для эгоистичного, служащего только себе, мирского человечества. Но и сегодня в номинальной церкви путаницы, отступничества, нравственного разложения и терпимости к тому, что явно не соответствует Писанию, больше, чем когда-либо. Проповеди по текущим проблемам, выборочно использующие «уместные» и «положительные» места из Библии, привлекают много слушателей, включая искренних, но сбившихся с пути плотских верующих.

«Ибо будет время, — пишет Павел дальше в своем Послании, — когда [многие в церкви] здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2Тим. 4:3).

Времена тяжкие 

“Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.” (2Тим.3:1)

Это предсказание о временах тяжких, божественным образом открытое Апостолу, сбывается на протяжении почти 2000 лет по мере того, как ереси становятся все более и более характерными для номинального христианства.

В этом отрывке он самым серьезным образом повелевает избегать, разоблачать духовных самозванцев в церкви и противостоять им.

На всем протяжении истории церкви вся воля Божия была неприятной для многих, кто причислял себя к последователям Христа. Джон Уорвик Монтгомери в своей книге «Проклят через церковь», обсуждая времена тяжкие, предлагает список «проклятых эпох истории церкви», как он сам их назвал. Он определяет и обсуждает семь характерных движений или богословских направлений от сакраментализма Средних веков (также названных мрачным средневековьем) до субъективизма, столь распространенного в наши дни, которые явно основываются не на Библии, а являются нечестивыми и разрушительными для Тела Христова. Как вытекает из названия книги, эти ложные «евангелия» становятся проклятием для их приверженцев.

В каждом из таких тяжких времен человеческие идеи заменяли Божью истину, а, следовательно, и Самого Бога. Во времена сакраментализма церковь заменяла Бога; во времена рационализма разум был богом; во времена православия Бог был стерильным, безликим учением; во времена политических диктатур богом было государство; во времена экуменизма богом было приятное общение и сотрудничество среди номинальных христиан; во времена эмпиризма богом становился личный опыт; а во времена субъективизма, который до сих пор правит многими в христианском мире, богом стало собственное «я».
Было бы уместно добавить к списку Монтгомери сегодняшнее пристальное внимание к мистицизму, который старается определить истину о Боге с помощью интуиции и чувств, а также к прагматизму, который пытается определить, что истинно, по тому, что производит желаемый эффект. Эти течения не приходят и уходят, а приходят и остаются, так что со временем они накапливаются в церкви, и борьба продолжается.

Кроме этого отрывка есть еще только одно место в Первом Послании к Тимофею, содержащее предсказание, в котором Павел дает похожее предупреждение: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1 Тим. 4:1–2).

Эта проблема не была новой для Божьего народа. Иеремия писал: «И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего» (Иер. 14:14). Позже он говорит, что «в пророках Иерусалима [Господь видит] ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи, поддерживают руки злодеев, чтобы никто не обращался от своего нечестия; все они предо Мною — как Содом, и жители его — как Гоморра» (Иер. 23:14). Затем пророк предупреждает: «Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних» (ст. 16).

Самый опасный и прискорбный аспект такого отвержения Бога и Его Слова заключается в том, что опасность исходит изнутри церкви. Как уже отмечалось несколько раз, ближе к концу своего третьего миссионерского путешествия Павел послал за пресвитерами из Ефеса, чтобы они встретили его вМилите. Изливая им душу, Павел предупреждал: «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:29–30). 

Хотя Господь уверяет нас: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18), Он не обещает, что Его народ не будет подвергаться духовным опасностям и скорбям. Скорее, наоборот. В самом начале Своего служения, в Нагорной проповеди Он предупреждает: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Матф. 7:15). Под маской духовных пастырей и пророков они пожирают и уничтожают тех, кого, согласно их заявлению, ведут и защищают.

Захария говорит о таких людях, как о тех, кто «[надевает] на себя власяницы, чтобы обманывать» (Зах. 13:4). Ранее в Своем откровении этому пророку Господь провозглашает: «Ибо вот, Я поставлю на этой земле пастуха, который о погибающих не позаботится, потерявшихся не будет искать и больных не будет лечить, здоровых не будет кормить, а мясо тучных будет есть и копыта их оторвет. Горе негодному пастуху, оставляющему стадо! меч на руку его и на правый глаз его! рука его совершенно иссохнет, и правый глаз его совершенно потускнет» (Зах. 11:16–17).

В конце Своего служения, как и в начале, Иисус предупреждает: «И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь… Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Матф. 24:11–12, 24).

Подобные предупреждения даются и в Посланиях. Петр предупреждает, что «были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении» (2 Пет. 2:1–2). Иоанн предупреждает: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1Иоан.2:18–19). Иуда предупреждал, что «вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуд. 4).

Эти предупреждения касались состояния церкви как в то время, так и в будущем. Опасности, которые были бедствием для новозаветной церкви, будут продолжать существовать и становиться еще хуже всю эпоху церкви, в то время, как «злые… люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3:13).

Тесно связанные между собой пороки нечестивого учения и нечестивой жизни, ложной доктрины и греховного образа жизни — опасности-близнецы.

Как отмечал Иисус в выше цитируемом отрывке из Матф.24:11–12, когда «многие лжепророки восстанут… [умножится беззаконие]», и как предсказывал Иеремия, «[прелюбодейство] и [хождение] во лжи» — это два греха, которые действуют в паре (Иер. 23:14).

Эти враги Бога и Божьего народа берут начало от грехопадения и будут процветать, пока не придет Господь, и не вернет Себе этот мир. А до тех пор союз лжеучения и нечестивой жизни будет продолжать приносить несчастье церкви.

Частица «же» указывает на изменение направления от увещевания быть благочестивым «сосудом в чести», который характеризуется приветливостью, незлобивостью, кротостью (2:21–25) к увещеванию быть ответственным и бесстрашным стражем Божьего народа, ограждая его от лжеучения и порочной жизни.

«Знай»— перевод греческого глагола в настоящем времени, который несет в себе идею постоянства и продолжительности. Пока Тимофей имел жизнь и силу служить Господу и Его народу, он должен был принимать предупреждения Павла во внимание.

В Писании фраза «последние дни» может иметь несколько значений.

В своих пророчествах о «последних днях» Даниил говорит обо всей истории со времен царя Навуходоносора в древнем Вавилоне до времени, когда «Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится» (см. Дан.2:28–45) В пророчестве Исаии данная фраза относится ко времени, непо- средственно предшествующему Второму пришествию Христа, включая само пришествие, когда «гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы» (Ис. 2:2; ср. Мих. 4:1).

Автор Послания к Евреям объявляет, что «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1–2; ср. Иак. 5:3). Кажется понятным, что эти последние дни, которые начинаются с земного служения Христа, и есть те дни, о которых говорит здесь Павел. Объясняя чудесное сошествие Духа Святого в день Пятидесятницы, Петр ясно дал понять, что «это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, изолью от Духа Моего на всякую плоть» (Деян. 2:16–17; ср. Иоил. 2:28). Мессия, Иисус Христос положил начало этим последним дням, продолжение которых было подтверждено сошествием Его Святого Духа в день Пятидесятницы и рождением церкви.

Иоанн в своем Первом Послании предупреждает раннюю церковь: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» (1Иоан. 2:18). Мы до сих пор живем в мессианское время, между первым и вторым пришествиями Христа, которое, собственно, может быть названо последними днями.

В эти дни, говорит Павел, наступят времена тяжкие. Хелепос (тяжкие) имеет значение «опасные» или «горестные». В Матф. 8:28 это слово переводится как «свирепый» и употребляется по отношению к Гадаринским бесноватым. Известный греческий писатель Плутарх употребил это слово для описания отвратительной, инфекционной и опасной раны.

«Времена»— это перевод не слова хронос, которое, как можно догадаться, означает хронологическое время, а слова кайрос, которое относится к периодам времени, сезонам, эпохам или эрам. Множественное число времен может указывать на эпохи, разнящиеся степенью опасности и трудностей, которые церковь могла переживать на всем протяжении своей истории. Как Павел объясняет несколькими стихами ниже, эти опасные времена будут становиться все более частыми и напряженными, тогда как имеющие место периоды относительного спокойствия и мира будут становиться менее частыми по мере приближения возвращения Христа.

Люди, любящие себя 

“Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,” (2Тим.3:2–4)

Описание Павлом этих опасных периодов носит конкретный характер.

В этом контексте слово «люди» означает не человечество в целом или не спасенный мир, но членов церкви Христовой, особенно ее руководителей, людей, которые не только претендуют на то, что принадлежат Христу, но утверждают, что являются Его служителями, пророками, пасторами, учителями и благовестниками. Эти люди — служителя-отступники в церквях, отступивших от истины. Как Павел заметит чуть ниже, они имеют «вид благочестия, силы же его [отреклись]» (ст. 5). Они представляют собой неизмеримую угрозу духовному здоровью, безопасности и силе всего Тела Христова. В этих трех стихах Павел перечисляет восемнадцать особенностей нечестивых людей, мужчин и женщин, отступивших от истины, которые будут продолжать развращать церковь Христа до Его прихода.

Первая особенность заключается в том, что эти люди будут самолюбивы.

Гордыня самолюбия — это проникающий смертельный грех, который овладевает душой и является тем грехом, который лежит в основании всех грехов.

Его можно назвать сточной канавой, из которой проистекают все остальные отвратительные грехи.

«Самолюбивы»— перевод сложного греческого слова филаутос, состоящего из глагола филео (иметь сильную привязанность) и местоимения аутос (себя). Филео не обозначает какой-то плохой вид любви. В Новом Завете этот глагол часто употребляется в положительном смысле. В частности, в Иоан.16:27 он употребляется как для описания Отцовской любви к верующим, так и любви верующих к Сыну. Глагол филео также используется для описания любви Христа к Иоанну (Иоан. 20:2), и однажды для описания любви Бога Отца к Сыну (Иоан. 5:20). В данном отрывке порочна не разновидность любви, а неправомерно возвышенный объект этой любви — собственное «я».

Всякий раз, когда возрастает любовь к себе, любовь к Богу и всему Божьему уменьшается. По этой причине неправильно ориентированная любовь всегда порождает зло. Сначала Люцифер, а затем Адам и Ева возлюбили себя больше, чем Господа, и от их самолюбия и подобного самолюбия их потомков произошли все остальные грехи.

Именно это является причиной того, что самым настораживающим событием внутри современной церкви стало широкое принятие и восторженное провозглашение самолюбия, не только как дозволенной, но и основополагающей добродетели. Переворачивая Божью истину целиком с ног на голову, источник всех зол рекламируется как источник всего доброго. С другой стороны, любовь к себе и ее производные — такие как самоуважение, чувство собственного достоинства, самореализация и положительный личный имидж — вносятся в церковь из противоречащей Библии мирской психологии в почти неизмененном виде.

Повсеместно звучащее утверждение, что человек не может любить Бога и других людей правильно до тех пор, пока он не полюбит правильно себя, полностью противоречит учению Библии. Как уже отмечалось выше, Иисус говорил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф.22:37–39) Вместо того чтобы воспринимать слова «как самого себя», как нечто, присвоенное самолюбием, что естественно для грешного человека, многие толкователи воспринимают эти слова не только как заповедь, но и как первую и величайшую заповедь!

На всем протяжении истории церкви многие христиане, как истинные, так и номинальные, были виновны в искажении любви к себе. Самолюбие всегда ассоциировалось с чем-то мирским, и прежде в церкви этому никогда не учили, даже в периоды ее самого сильного разложения. Было всеобще признано, что самолюбие — это грех. Даже самые неоортодоксальные богословы признают самолюбие или гордыню как корень всех других грехов. Но такие психологи как Карл Роджерс, Эрих Фромм и многие другие осуждают точку зрения, что Бог должен быть в центре жизни человека, и смело заявляют, что коренной проблемой человека является недостаток самолюбия и самоуважения. Это ложное и заслуживающее осуждения искажение проникло в церковь и достигло угрожающих размеров.

В книге «Город Божий» Августин писал: «Два города были основаны двумя видами любви. Земной город был основан самолюбием, в ущерб любви к Богу. Небесный был основан на Божьей любви, в ущерб любви к себе. Одним словом, первый прославляет себя, второй — Господа. В своем выдающемся богословском труде «Основания христианской веры» швейцарский реформатор Жан Кальвин сказал: «Мы так слепо устремляемся по направлению к самолюбию, что каждый думает, что у него есть причина превозносить себя. Нет другого средства, как только вырвать с корнем этого пагубного вредителя — самолюбие».

Общее представление о самолюбии, как о положительном качестве, не находило себе дороги в церковь почти до конца двадцатого столетия, но, к сожалению, в последнее время оно быстро распространилось на большую часть евангельского христианства. Вопреки недвусмысленному учению Писания и своим явно разрушительным последствиям, эта ересь самолюбия продолжает приниматься теми, кто называет себя христианами.

Это современное слепое увлечение самолюбием уходит своими корнями в гуманизм девятнадцатого века, особенно в развитие эволюционизма. Если человек рассматривается как продукт безликого случая, то Богу места нет и превознесение самолюбия приемлемо. Не имея никакого основания для различения между правильным и неправильным, естественная склонность человека к тому, чтобы ставить себя в центре, усиливается, и он находит превосходное оправдание для того, чтобы быть своим собственным богом, исполняя свою собственную волю. Каждый человек является капитаном своего корабля и хозяином своей судьбы и не может позволить, чтобы кто-либо препятствовал его своеволию или наносил ущерб его благополучию.

Философия и богословие экзистенциализма также внесли свой вклад в это явление. Хотя некоторые экзистенциалисты искренне верят, что Бог есть, и даже признают, что Иисус Христос — Его Сын и Спаситель мира, они отвергают авторитет Писания и принимают Писание мистическим образом, утверждая, что Бог слишком далек от человека, чтобы Его можно было ясно понять или, более того, лично познать. Человека побуждают брать от Бога и жизни все, что может. Следовательно, не взирая ни на какие возражения против этого, человек, в сущности, сам становится истолкователем Бога. Так как человек не признает ничего абсолютного, находящегося вне его самого, его личные убеждения и поступки базируются исключительно на том, что кажется наилучшим в данный момент. И вместо безусловного подчинения Богу существует безусловное подчинение своему «я».

К счастью, некоторые психологи и психиатры оспаривают предпосылку, что основная проблема человека в его низкой самооценке. В книге «Психология глазами веры», написанной под покровительством Ассоциации Христианских колледжей, Дэвид Мейерс и Мэлколм Дживс приводят многочисленные данные против этого мифа. В главе под названием «Новый взгляд на гордость» они пишут:

“Экспериментаторы то и дело обнаруживают, что люди с готовностью принимают похвалу, когда им говорят, что они преуспели, приписывая успех своим способностям и усилиям, однако провалы они приписывают внешним факторам, таким как невезение или невозможность решить эту проблему в принципе. Это приписывание в свою пользу наблюдается не только в лабораторных ситуациях, но также среди спортсменов (после победы или поражения), среди студентов (после высокой или низкой оценки на экзамене) и среди супругов (где конфликт часто происходит от того, что кто-то считает, что вкладывает больше, а получает меньше, чем должно быть по справедливости).”

Энтони Гринвальд, исследующий представления людей о себе, подводит итог: «Люди познают жизнь, просеивая ее через сито эгоцентризма…» Фактически в любой субъективной и к тому же социально желаемой области большинство людей оценивают себя выше среднего. Большинство деловых людей считают себя более нравственными, чем средний человек. Большинство людей видят себя менее предвзятыми, но более умными и более здоровыми, чем большинство других людей.

Далее авторы утверждают, что «самая распространенная ошибка в представлении людей о себе — не есть несоответствующая реальности низкая самооценка, а скорее служащая себе гордость; не комплекс неполноценности, а мания величия». Даже самоумаление, унижение себя есть ни что иное, как плохо замаскированная попытка заставить других превозносить тебя.

Сэмюэл Джонсон, проповедовавший в восемнадцатом веке, сказал: «Тот, кто переоценивает себя, будет недооценивать других. А тот, кто недооценивает других, будет противопоставлять себя им». Самолюбие отчуждает людей от Бога и друг от друга. Самолюбие — это величайший враг благочестия, настоящей дружбы и братства.

Каким контрастом является своекорыстная любовь по сравнению с жертвенной любовью, которой требует Бог. «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, — умоляет Павел, — но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый иодругих» (Фил. 2:3–4). Точно так, как вторая величайшая заповедь предполагает наличие самолюбия, так и увещевание Павла предполагает, что люди по природе своей «о себе… [заботятся]». Как всегда, безупречный пример для нас — Сам Господь. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: — продолжает Апостол, — Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (ст. 5–8).

И если небесный Господь находился в таком положении, пребывая во плоти, то насколько же больше нужно нам смирить себя, уничижить себя и бескорыстно подчиниться Богу, даже до смерти.

Самолюбию сопутствует сребролюбие — термин, олицетворяющий материализм, стремление к земным владениям любым способом. Быть сребролюбивым — значит быть алчным.

Павел не говорит о законном зарабатывании и использовании денег для того, чтобы питаться, одеваться и обеспечивать себя и свою семью всем необходимым. «Если кто не хочет трудиться, — говорит Апостол в другом Послании, — тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Но, как он объясняет Тимофею в Первом Послании, «имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим.6:8) Те, которые не довольствуются этим самым необходимым и желают «обогащаться, впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (ст. 9–10). Так как Ефес был богатым городом, вполне возможно, что Павел имел в виду конкретных членов этой церкви, которые из-за любви к деньгам «уклонились от веры». 

Так как лжеучение всегда ведет к неправильному образу жизни, не удивительно, что многие лжеучителя, содействующие распространению так называемого «евангелия процветания», «думают, будто благочестие служит для прибытка» (1 Тим. 6:5). Именно чрезмерное стремление к деньгам и к тому, что эти деньги олицетворяют, сделало это извращенное «евангелие» столь популярным в церкви сегодня. Отсюда неизбежно следует, что христианин, который в первую очередь думает о себе, будет ожидать, что Бог обеспечит его не только всем необходимым, но и предметами роскоши, и верить, что, так как он — дитя Царя, он должен жить как принц. В самом деле, «великое приобретение — быть благочестивым», — продолжает Павел, — но при этом «и довольным» (ст. 6).

Таким лжеучителям «должно заграждать уста», — заявляет Павел, потому что «они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти» (Тит. 1:11). Они поглощены собой, что неизбежно ведет к жадности, «и из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами» (2 Пет. 2:3). Это замкнутый круг греха. Жадность ведет к лжеучению, а лжеучение ведет к новой жадности. Ложные учения самолюбия и процветания идут рука об руку; они поддерживают и питают друг друга.

«Гордые»— это перевод существительного алазон, обозначающего «хвастун». Этим словом Платон определяет человека, претендующего на величие, которым он не обладает. Хвастливые люди кичатся своими достижениями, преувеличивая правду до такой степени, что она уже не имеет под собой никакой реальной базы. Это всезнайки, которые пытаются обманным путем заставить людей думать, что они выдающиеся личности. Они любят видеть свои имена в печати и лица по телевидению. Они преувеличивают свои способности, достижения, свои таланты, репутацию и свою ценность для общества и для церкви. Они всегда являются героями своих собственных рассказов.

Как самолюбие и любовь к деньгам, гордость и хвастливость тесно связаны слжеучением. Хвастуны хотят быть «законоучителями, но не [разумеют] ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» (1 Тим. 1:7). Хвастливый человек «горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям», а из этих грехов вырастают такие сопутствующие грехи, как «зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения» (1 Тим. 6:4).

Хвастливый человек неминуемо становится высокомерным, надменным. Те, кому присущи эти порочные качества — гордость и высокомерие, постоянно превозносят себя и непреклонны в следовании своим путем. Гуперефанос (надменный) буквально означает «размещать над», то есть превозносить.

Лучшим примером надменных людей в Новом Завете являются упомянутые Христом еврейские религиозные вожди, «которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других» (Лук. 18:9). Иисус рассказал им известную притчу о фарисее и сборщике налогов или мытаре, которые отправились в Храм помолиться:

“Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя  в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (ст. 11–14).

Цитируя Прит. 3:34, Иаков и Петр заявляют: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6; 1 Пет. 5:5; ср. Пс. 137:6).

Уильям Баркли приводит полезное сравнение гордого человека с высокомерным: Различие между алазон (гордый или хвастливый) и гуперефанос (надменный) заключается в том, что первый — это чванливый хвастун, стремящийся хвастовством добиться власти и положения: такого распознает каждый. У второго же грех — в сердце. Может быть он даже кажется смирным и скромным, но в сердце его — презрение ко всем, кроме самого себя. Его съедает всепожирающая, доминирующая над всем гордыня, а в сердце его — маленький жертвенник, где он становится перед собой на колени. 

Гордый человек и надменный человек имеют гораздо больше сходств, чем различий. В очень редких случаях гордый человек не является также и высокомерным. В наше время даже в церкви становится все труднее и труднее найти кротких и смиренных и в равной степени трудно избежать гордых и самодовольных. 

«Хулители»— перевод слова бласфемос, от которого происходит слово «богохульный», и в основном оно означает «быть оскорбителем и клеветником». Человек, презрительно относящийся к другим, в конечном счете, неизбежно будет оскорблять их. Когда вы превозносите себя, вы автоматически унижаете и порочите других. Внутренняя надменность, в конце концов, найдет выход во внешнем злословии, потому что язык всегда следует за сердцем. «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, — ясно говорит Христос, — исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Марк. 7:21–22).

«Родителям непокорны»— следующий грех в списке Павла, и он оче- виден. Непослушание детей родителям в наши дни стало повальным, и причину найти нетрудно. Не только дети рождаются со склонностью к своеволию и непослушанию, но и уход матерей с головой в работу, и духовная несостоя- тельность отцов усиливаются господствующей философией самолюбия, которую поощряет современное общество, включая многие аудитории и церкви, и которая делает непокорность родителям приемлемой. Дети, которые бунтуют против своих родителей, не задумываясь, будут бунтовать и против кого бы то ни было. И не удивительно, что поколение, чье врожденное, грешное самолюбие подпитывалось и оправдывалось обществом, теперь подрывает устои семьи, церкви и самого либерального общества, которое ввело его в заблуждение.

«Неблагодарные»— как и предыдущий грех, очевиден. Человек, превозносящий себя над всеми, будет считать, что он заслуживает все те блага, которые получает, и поэтому не считает необходимым благодарить за них.

Хотя он может и не выражать это словами, неблагодарный человек презирает саму идею благодати, которая подразумевает благость, получаемую незаслуженно. Это особо пагубный грех перед Богом, гнев Которого открывается на грешников за их неблагодарность (ср. Рим. 1:18, 21).

«Нечестивы»— перевод слова аносиас, несет в себе идею грязной непристойности. Оно использовалось по отношению к человеку, который отказывался хоронить мертвое тело или который совершал кровосмешение.

Нечестивым человеком движет себялюбие — желание как можно полнее удовлетворить свои похоти и страсти любого рода, не заботясь о приличии, пристойности или личной репутации.

«Недружелюбные»— перевод слова асторгос, отрицательного прилагательного, образованного от глагола сторге, который обычно употреблялся, когда речь шла о любви в семье, в обществе и о патриотической любви.

Выдающийся богослов Бенджамин Уорфилд описывает ее, как «то спокойное постоянное чувство в нас, которое, будучи направленным на объект, находящийся столь близко к нам, осознает, что мы тесно связаны с ним, и находит в этом осознании удовлетворение». Для людей более естественно любить свои семьи, нежели любить Бога, дело Божие или Его народ. Следовательно, быть асторгос — значит не иметь данной природой склонности к естественной любви. Точно так, как самолюбивый человек не имеет уважения к приличиям, он не имеет и обычной любви. Его совершенно не интересует благополучие тех людей, которые должны быть самыми дорогими для него. Единственно, что его интересует в них, так это то, что, по его мнению, они могут сделать для него. Быть недружелюбным — значит быть бессердечным, не иметь любви.

Средства массовой информации каждый день сообщают о поведении людей, не имеющих любви. Мужья и жены, оскорбляющие друг друга, родители и дети, издевающиеся друг над другом, часто до смерти — настолько распространенное явление, что в заголовки газет попадают только особенно зверские или сенсационные случаи. Прискорбно то, что и евангельские церкви имеют свою долю в этой нелюбви и бессердечии.

«Непримирительные»— это те, кто отказывается измениться, несмотря на то, в какой бы отчаянной ситуации они сами ни оказались, не говоря уже о положении тех, о которых они должны заботиться. Такие люди непреклонно следуют своим путем, не считаясь с последствиями, вплоть до сознательного разрушения своей собственной жизни и жизни своих близких. Они не прощают сами и не хотят, чтобы их прощали. Они неумолимы до абсурда и неминуемо идут к саморазрушению. Что касается таких людей, то для них не существует никаких компромиссов, никакого примирения, никакого апелляционного суда. В самолюбии они впадают в такую крайность, их эгоизм настолько велик, что абсолютно ничто не имеет значения, кроме исполнения того, что им угодно.

О сплетнях часто думают как о чем-то относительно безвредном, но они, в лучшем случае, злы, вредны и нечестивы. Клевета — это грех еще более злостный и разрушительный. Тогда как непримиримый человек склонен пренебрегать, игнорировать других, для клеветников главное — нанести другим вред. Либо для того чтобы продвигать свои собственные интересы, либо для того чтобы выразить ревность или ненависть, или просто излить свой гнев, они находят извращенное удовольствие в том, чтобы портить репутации и разрушать жизни людей.

«Клеветники»— перевод слова диаболос, которое даже человеку, незнакомому с древнегреческим, показывает жестокость этого зла. От него произошло слово «дьявольский». Диаболос означает «обвинитель», и в Новом Завете оно используется тридцать четыре раза как титул сатаны. Поглощенные и ослепленные любовью к себе, клеветники выполняют работу сатаны.

Акратес («невоздержаны») означает несдержанность, подразумевая в этом контексте нравственный и духовный вид несдержанности. Когда Иисус Христос подвергал суровой критике лицемерных книжников и фарисеев, Он говорил им, что они очищали «снаружи чашу и блюдо, внутри же они полны хищения и невоздержания [акратес]» (Матф. 23:25).

Невоздержанный человек — это человек, который отбросил все запреты и стыд, и которому совершенно неважно, что думают о нем люди, или что происходит с ними в результате его действий. Как машина, потерявшая управление, он крушит все на своем пути. В конце концов, самолюбивый человек теряет контроль над своей жизнью и становится рабом собственных страстей и амбиций.

Слово «жестокий» имеет отношение к свирепости, характерной диким животным, в природе которых заложено нападать на врагов и терзать их на части. Неконтролируемая любовь к себе делает человека бесчувственным, злобным и, в конце концов, бесчеловечно жестоким.

Следующий шаг самолюбивых людей по наклонной вниз: они не любят добра. Они ненавидят то, что следует любить, и любят то, что следует ненавидеть. Они опускаются до уровня животных, но в отличие от животных знают, что такое добро, однако предпочитают презирать его и оказывать ему сопро- тивление. «Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, — предупреждает Господь нечестивцев, — тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким» (Ис. 5:20). Не любящие добра пребывают под наказанием Божьим.

Самолюбивые люди, в конце концов, становятся предателями, восставая даже против своих собственных семей и друзей. Предательство — это естественный путь человека сребролюбивого, хвастливого и надменного, неблагодарного и нечестивого, недружелюбного, непримирительного, клеветника, безудержного, бесчеловечного, противника добра.

Иисус предупреждал Двенадцать, что «предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Матф.10:21–22; ср. 24:9–10). Всякий раз, когда церковь страдала от преследований, истинные верующие были предаваемы в руки притеснителей, иногда даже близкими им людьми, которые ставили благополучие и безопасность выше верности и преданности. Притворная любовь и дружба становятся орудием предательства. Но в такие времена также подтверждается и подлинная верность, хотя и дорогой ценой.

Наглый (перевод греческого слова пропетейс, означающего «безрассудный, вспыльчивый, вероломный») человек так занят своими собственными интересами, что просто не замечает людей и вещей вокруг себя, если это не связано с его эгоистичными заботами.

Само собой разумеется, что напыщенный человек — это самолюбивый человек, который имеет неоправданно высокое мнение о себе. Коренное значение слова туфоо (напыщенный)— быть окутанным дымом или затуманенным, так что человек ничего не может видеть за пределами своего ограниченного мирка.

Павел наставлял Тимофея в своем Первом Послании, что пресвитер или епископ «не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3:6). Далее в этом же Послании Апостол утверждает, что гордость — это верный признак лжеучителя, еще раз удостоверяя, что существует неизбежная связь между неправильным учением и неправильной жизнью. Лжеучитель, который «учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии… горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения» (1 Тим. 6:3–4).

Последнее греховное качество опасных лжеучителей, данное в этом обширном, но не исчерпывающем списке — «более сластолюбивы, нежели боголюбивы». Сластолюбивы — это перевод греческого слова филедонос, состоящего из филос (любящий) и гедонe (удовольствие), от которого происходит слово «гедонизм». Наряду со всеми другими грехами, лжеучитель еще и самолюбивый, помешанный на удовольствиях гедонист.

Следует заметить, что сласть (удовольствие), особенно в данном контексте, не ограничивается стремлением к комфорту, хорошей еде, сексуальному удовлетворению и потаканию другим желаниям, которые обычно связываются с понятием «гедонизм». Как уже говорилось, эгоцентричный человек также получает превратное удовольствие от таких вещей как клевета, жестокость и предательство. Частично он получает удовольствие от той боли и страдания, которые садистски причиняет другим, включая родителей и предполагаемых друзей.

Сластолюбивый человек любит удовольствия не больше, чем Бога, он любит их вместо Бога. Другими словами, Бог вообще не имеет места в мыслях ижизни лжеучителя или любого эгоцентричного человека. Иисус говорил Никодиму: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Иоан. 3:19).

Те, кто более сластолюбивы, нежели боголюбивы, не могут быть послушны ни первой, ни второй величайшим заповедям. Они не могут по-настоящему любить Бога или своих ближних и не имеют желания поступать соответственно. Иисус ясно говорил, что у человека может быть только один Бог, а для самолюбивого человека богом является его собственное «я».

У сатаны никогда не было недостатка в лжебогах для искушения человека, и самый пригодный в таком деле — это бог собственного «я». Люцифер пал с небес, где занимал высокое и важное положение, потому что стал сам себе богом, и с тех пор он прилагает все усилия для того, чтобы заманить падшее человечество в ту же самую форму идолопоклонства.

Шарлатаны от религии 

“имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.” (2Тим.3:5)

Руководители церкви, поощряющие ложные системы верования и безнравственные нормы жизни, не только самолюбивы, но и шарлатаны от религии.

«Вид» происходит от слова морфосис, которое имеет отношение к форме и внешности, и обозначает силуэт — неясное очертание или тень чего-либо.

Как неверующие книжники и фарисеи, самолюбивые люди заботятся только о внешнем виде, о «[внешности] чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды» (Матф. 23:25). Их набожность фальшива, они — религиозные мошенники, выдающие себя за христианских лидеров. Они утверждают, что являются рабами Божьими и учителями Его Слова, но на самом деле они — слуги дьявола и носители его лжи. И как книжники и фарисеи, которые выступали против Иисуса, они тоже произошли от «[своего отца диавола]; и [хотят] исполнять похоти отца [своего]. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан. 8:44).

Лжеучителя имеют вид благочестия, то есть они имеют очертания христианства, но без содержания, что делает их еще более опасными, потому что неопытные члены церкви принимают их языческое христианство как истинную веру. Как большинство других низких качеств, о которых Павел упоминает выше, это качество не является новым среди народа Божьего, оно регулярно появлялось в древнем Израиле. Иезекииль предупреждал о таких самозванцах, которые «в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их» (Иез. 33:31). Павел предупреждал Тита, что такие люди «говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит. 1:16).

Сатана обманчив и хитер. Он никогда не говорит правду о чем-либо, хотя часто пытается использовать частичную правду или правду, взятую из контекста, для своей выгоды, как тогда, когда цитировал Писание Иисусу во время искушения Его в пустыне (Матф. 4:6). И самые опасные нападки сатаны на Божий народ исходят изнутри церкви от ложных проповедников и лжеучителей, которые делают вид, что говорят от имени Бога.

Обман таких ложных лидеров виден в их отрицании истинной, благодатной, дающей жизнь силы истинного Евангелия. Хотя оно и преподносится вполне убедительно, их «евангелие» — это пустое, ничего не стоящее, изобличающее себя послание, которое оставляет своих сторонников вне Царства.

Нечестивые лидеры не имеют любви к Богу, к Его Слову или к Его народу, они любят только себя.

Истинным верующим дано постоянное повеление таковых удаляться и отвергать ложные учения, которым они учат, и ложные нормы жизни, по которым они живут. И так как глагол апотрепо (удаляться) стоит здесь в среднем залоге, это значит, что мы должны заставлять себя отвращаться от них. Какой бы убедительной не казалась ложная идея или каким бы искренним не казался лжеучитель, мы должны заставить себя от таковых удалиться.

Мы должны удаляться и всегда избегать таковых, когда бы, где бы и как бы они не противостояли нам. Как бы ни называлась их ересь: сакраментализм, рационализм, экуменизм, субъективизм, эмпиризм, мистицизм, прагматизм или как-либо иначе, они сами и их нечестивые идеи должны быть отвергнуты.

Не обязательно понимать каждый ложный элемент учения, необходимо только признать, что оно не соответствует оригиналу, то есть Слову Божьему.

Как и с фальшивыми деньгами: они не представляют ценности независимо от того, являются ли они искусно сделанной или дешевой подделкой.

Существует три основных направления для оценки учителя или проповедника, от Бога ли он.

Первое, что нужно оценить, — это его вероучение, конкретные мнения и идеи, которые он выдвигает. Является ли Писание, все Писание, основой всего того, во что он верит и как поступает, или же он избирательно использует определенные отрывки из Библии для подкрепления небиблейских идей? Если его вероучение не соответствует Писанию или если он умаляет значение учения, то все остальное в нем уже не имеет никакого значения, так как ясно, что он говорит не от Бога и послан не Им.

Второе направление для исследования — это его личные качества, и как они отражаются на его образе жизни. Даже если учение, которое он исповедует, правильное, нечестивая жизнь выдает нечестивое сердце. Благочестивая жизнь всегда является результатом благочестивых убеждений. 

Третьим критерием благочестивого учителя являются новообращенные, его самые пылкие последователи. Если его приверженцы слабые, смущенные или их не интересует учение и в их жизни не отражаются библейские нормы, сам руководитель, скорее всего, не отличается благочестием, потому что бла- гочестивые руководители не будут удовлетворены нечестивым состоянием своих новообращенных. Учителя и проповедники, почитающие Христа, любящие Писание, порождают почитающих Христа и любящих Писание новообращенных. Религиозные шарлатаны, с другой стороны, порождают новообращенных по своему подобию.

Обольстители слабых 

“К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.” (2Тим.3:6–7)

Третий опознавательный признак лжеучителей — это их обольщение слабых. Эта конкретная характеристика касается не всех лжеучителей, но присуща только некоторым. Эндуно (вкрадываться) означает «проникнуть украдкой, оставаясь необнаруженным». Как все нечестивые руководители, которые вышли из церкви, эти люди ходят под ложными знаменами. Иуда писал о том, что «вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуд. 4). 

Любимая мишень таких лжеучителей — женщины, утопающие во грехах, водимые различными похотями. Легкомысленные женщины, которых описывает здесь Павел, особенно уязвимы и легко поддаются религиозному обольщению лжеучителей, потому что утопают в грехах и нечестивых желаниях, которые угнетают их эмоционально и духовно. Они слабы в истине и в добродетели и чувствуют тяжесть своего греха и тяжесть вины, которую он приносит.

И как неверное учение ведет к неверному образу жизни, так и их неверный образ жизни легко ведет к принятию неверного учения. Так как Ева была первой мишенью как представительница слабого пола (1Пет. 3:7), то сатана продолжает нападать на женщин, как своих первоначальных пленниц.

Культы часто не только порождаются женщинами, но женщины являются самыми многочисленными и преданными их сторонницами.

Переходя от одного лжеучителя к другому, от одной группы к другой, такие женщины всегда учатся и никогда не могут дойти до познания истины.

Если они были воспитаны в церкви, то они особенно восприимчивы к идеям, претендующим называться христианскими. Но незнание Писания и греховный образ жизни делает их крайне близорукими и беззащитными перед небиблейскими и нечестивыми наставлениями. Они постоянно учатся всему, не достигая полного познания истины. Законничество, имеющее дело только с внешним поведением, очень привлекательно для многих таких женщин, а также мужчин. Они рады найти путь, обещающий примирить их с Богом просто с помощью соблюдения определенных внешних форм и приспособления к определенным нормам поведения.

Эпигносис (познание) относится к глубокому пониманию, разумению и проницательности, а не просто знанию фактических истин. Это полное познание истины, которое Бог желает, чтобы имели все Его дети, и о котором наш Господь ходатайствовал за нас: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Иоан. 17:17). По сути, Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4; ср. 2Тим. 2:25; 2Пет. 3:9). Отражая эту божественную любовь, Павел трудился даже для спасения тех, кто был противником Евангелия, надеясь, «не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2Тим. 2:25).

Противники истины 

“Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.” (2Тим.3:8–9)

Хотя Ианний и Иамврий не упоминаются ни в Исходе, ни вообще где-либо вВетхом Завете, они могли быть среди волхвов при дворе фараона, в точности воспроизводивших многие чудеса, которые Господь совершил через Моисея.

Так как Ианний, возможно, означает «тот, кто обольщает», а Иамврий — «тот, кто затевает бунт», это могли быть символические имена, данные этим людям позднее. Еврейское предание полагает, что они притворились обращенными в иудаизм для того, чтобы разрушить божественное предназначение Моисея освободить Израиль из Египта, что именно они возглавили изготовление золотого тельца и поклонение ему, когда Моисей был на горе Синай, получая Закон от Бога, и были убиты левитами вместе с другими идолопоклонниками (см. Исх. 32). Это предположение согласуется с предупреждением Павла о лжеучителях, которые разлагают церковь изнутри. Как эти два человека противились Моисею, его учению и руководству древним Израилем, так и сии в Ефесе также противились истине Евангелия.

Если Ианний и Иамврий действительно были среди египетских волхвов, Павел, возможно, предупреждает, что, подобным образом, сии люди в ранней церкви также могли совершать волшебства. Они могли быть как «лжехристы и лжепророки», которые восстанут в последние дни «и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Матф.24:24 ср. 2 Фес. 2:9).

Эти лжеучителя были людьми развращенными умом. Греческое слово, обозначающее развращенный ум — это пассивное причастие совершенного вида, указывающее на укоренившееся, продолжительное и устойчивое состояние.

Именно о таких нечестивцах Павел говорит: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства… Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1:28, 32).

Так как они отвергли веру, они сами были отвергнуты Богом в своей вере.

Невежды — перевод слова адокимос, которое обозначало забракованный металл, не прошедший испытания на чистоту. Это слово также употреблялось по отношению к разного рода подделкам. То, что эти люди были отвергнуты в своей вере, показывает, что Павел говорил о людях внутри церкви, утверждавших, что они — христиане, на самом деле таковыми не являясь.

Апостол увещевает членов церкви в Коринфе: «Проверяйте самих себя, в вере ли вы, самих себя испытывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос — в вас? Разве только вы не выдерживаете испытания [адокимос]» (2Кор.13:5–6; ср.ст. 6–7;). Павел использовал это слово в своем предыдущем Послании этой церкви, выражая опасение, «чтобы, проповедав другим, самому не оказаться негодным [адокимос]» (1 Кор. 9:27). Он, конечно, не говорил о том, что сам может оказаться негодным для спасения, как те люди, невежды в вере, а о том, чтобы не оказаться негодным для употребления орудием, негодным сосудом, недостойным Господа в служении.

Павел уверяет Тимофея, что, несмотря на большой беспорядок и вред, который они причиняют церкви, такие люди не много успеют. Другими словами, они могут нанести серьезный ущерб церкви и отвратить от спасения многих неспасенных, но они не в состоянии лишить спасения Его искупленный народ. Иисус Сам уверял нас, что «врата ада не одолеют» Его Церковь (Матф. 16:18). Он обещал: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан. 6:37). Пока Господь не вернется, будут восставать «лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Марк. 13:22). Но они не много успеют в осуществлении своих злых замыслов.

Многократно на всем протяжении истории церковь подвергалась таким лютым гонениям, что верующие опасались не только за свою жизнь, но и за существование церкви. Но Бог имеет предел, ограничивающий дела сатаны не только в церкви, но и в мире. Сатана находится на божественной привязи, которую он не может ни уничтожить, ни удлинить.

Рано или поздно безумие лжеучителей и проповедников становится очевидным для всех людей Божьих, как и безумие тех двоих, Ианния и Иамврия, в древнем Израиле. Пока эти «злые… люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (ст. 13), их погружение в пучину греха и заблуждения, обманывающего их и других нечестивых людей, становится очевидным и перестает обманывать людей Божьих, которые ясно различают заблуждение.

Этот отрывок содержит в себе несколько уроков, явных и скрытых, для верующих сегодня.

Во-первых, мы должны понимать, что церковь находится в состоянии духовной войны, войны, которая будет усиливаться по мере приближения Второго пришествия Иисуса Христа.

Во-вторых, мы должны быть проницательными в отношении учения, сверяя любую идею, претендующую на принадлежность к христианской, со Словом Божьим, как это делали благомысленные евреи из Верии, которые «приняли слово со всем усердием», но при этом тщательно исследовали «ежедневно… Писания, точно ли… так» то, что проповедовали Павел и Сила (Деян. 17:11).

В-третьих, мы должны быть чистыми и святыми сосудами в чести для употребления Господом. Наша защита от лжеучителей, ложных учений и нечестивой жизни — собственная праведность Христа.

В-четвертых, мы должны быть терпеливы — трудная задача для многих христиан сегодня, которые хотят мгновенных ответов на свои вопросы и немедленного решения своих проблем. Мы знаем, что конечный результат известен, — победа уже принадлежит Христу и Его Церкви, но фактически победа может наступить позже, чем нам бы хотелось думать. А пока, наше дело — оставаться верными (см. 1 Кор. 4:2).

Церковь сегодня переживает времена, не имеющие себе равных по степени трудности и опасности. И хотя удивительные возможности для распространения Евангелия быстро расширяются после распада большей части коммунистического мира, нападки на эту церковь также усиливаются с большой скоростью. Ересь, отступничество, своеволие и сопутствующий им упадок нравов наводняют евангельскую церковь. Как клетки рака, восстающие против тела, эти пороки бунтуют против Бога, разлагая и ослабляя Церковь, Тело Христово. Как клетки рака, зло умножается, вытесняя и разрушая нормальные клетки. Точно так как белые кровяные тельца в крови не борются с клетками рака, потому что они отождествляют их с телом, так и многие наивные и легкомысленные руководители церкви не предпринимают никаких действий против разложения в церкви только потому, что разложение прячется под личиной правоверности. Попросту говоря, многие церкви находятся в состоянии бунта против Бога.

В будущем нагнетание насилия против Божьего Царства со стороны царства мрака будет усиливаться. Как в любой войне, будут времена относительного затишья, но Божье Слово уверяет нас, что зло будет возрастать и достигнет своей кульминации с приходом антихриста, последнего обманщика и врага Бога, кроме самого сатаны. Как волки, пытавшиеся войти в стадо в Ефесе изнутри и разрушить его (Деян. 20:29–30), так и антихрист наряду с другими лжехристами, лжеапостолами и лжепророками придет из христианской среды.

Павел сообщает, что перед тем, как явится антихрист, сначала наступит великое отступничество, которое, по определению, является отпадением или нарушением верности Богу и Его истине. На пике своей власти антихрист — «человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею… в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога… Которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фес. 2:2–5, 9). Мы знаем, что его поражение неизбежно, потому что «Господь Иисус убьет [его] духом уст Своих и истребит [его] явлением пришествия Своего» (ст. 8). Но до того как совершится окончательное поражение — до и во время великого отступничества и перед тем, как Господь заберет Своих к Себе при восхищении — церковь будет продолжать испытывать на себе массированные атаки этого врага.

Даже сейчас нападки на Бога, Его истину и Его праведность приходят со столь многих сторон и в столь многочисленных формах, что Его народу трудно определить, с какой стороны защищаться. Даже проницательным христианам трудно определить, какую ложь отвергать или какому нравственному компромиссу противостать. Ни один верующий, каким бы одаренным или волевым он ни был, не способен сражаться на всех фронтах. Но мы не призваны выигрывать Божьи сраженья без посторонней помощи, и мы — самонадеянны и безумны, если пытаемся. Он, однако, ожидает, что мы принесем Ему без остатка себя и все, что мы имеем, и будем готовы для Его употребления, где бы и какими бы путями Он нас ни вел.  

С уважением Андрей

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий