Опасность лжеучений

“Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих. Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру. Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».” (2Тим.2:14–19)

Библия ясно утверждает, что Бог есть истина, что Он говорит только истину и в Нем нет никакой неправды. Иисус свидетельствовал об Отце:

«Слово Твое есть истина» (Иоан. 17:17), о Себе Самом: «Я есть путь и истина и жизнь» (Иоан. 14:6) и о Святом Духе, Которого Он называл Духом истины (Иоан. 14:17).

Священное Писание также утверждает, что сатана — лжец и отец лжи (Иоан. 8:44). В самой его природе заключены ложь и обман. С тех пор, как он был низвержен с небес, он и ангелы его, которые восстали с ним против Бога и стали бесами, вошли в полную необратимую вражду с Богом и разделение с Ним. Эта вражда привела к непрерывному антагонизму между Богом и сатаной. Его злые ангелы вошли в постоянный конфликт со святыми Божьими ангелами, и на земле продолжается непримиримый конфликт между истиной Божьей и ложью сатаны.

Даже народ Божий не избежал бича лжи массажное кресло us medica. Лжепророки стали настоящим ядом для древнего Израиля. Таким же ядом для церкви стали лжеучителя, лжепроповедники и лжехристы, и это будет продолжаться до самого пришествия Господа. Иисус предсказал, что в последние дни «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Матф. 24:24).

Своей ложью сатана пытается уничтожить Божью истину. Он пытается удержать падший мир в духовной тьме, привести Божий народ в смятение и уныние. Ведь именно обман сатаны прельстил Еву, а затем и Адама, которые не поверили Богу, в результате чего грех и смерть вошли в совершенное творение и разделили нынешнее греховное человечество со святым Богом. С тех пор человечество барахтается в грязи и трясине греха и обмана. На протяжении веков мощный поток лжи становится глубже, шире и постепенно превращается в разрушительный океан безбожия. Лжеучение о Боге, Христе, Библии и других духовных вопросах принимает катастрофические масштабы. Отец лжи неустанно трудится над тем, чтобы извратить и разрушить спасающую и освящающую истину записанного Слова Божия — Библии и живого Слова — Его Сына Иисуса Христа.

Сегодня, как никогда раньше, плодятся «христианские» культы и всевозможные виды лжерелигии. Многие протестантские деноминации, которые когда-то защищали непогрешимое Слово Божие и спасительную весть об Иисусе Христе, повернулись лицом к человеческой философии и мирской мудрости. Поступая так, они оставили главные истины библейского христианства, такие как Троица, Божественность Христа, Его заместительное искупление и спасение только по благодати. Отвергнув Божью истину, они окунулись в бесчисленные разновидности зла — универсализм, гедонизм, психологию, спасение своими усилиями, прелюбодеяние, гомосексуализм, аборты и т. д. и т. п.

 Воздействие безбожного учения разрушает и парализует не только членов этих церквей, но и бесчисленное множество неспасенных, которые утвердились в своем нечестии благодаря лжеучению.

Петр напоминал верующим своего времени, что «были и лжепророки в народе [Израиля], как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении» (2 Пет. 2:1–2).

Павел предостерегает ефесских служителей: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:28–30). Угроза обмана заставила Святой Дух вдохновить Апостола Павла написать: «Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» (1 Фес. 5:21–22).

Тимофей был молодым человеком, которому еще не было и сорока, и Павел послал его в ефесскую церковь для служения и исправления некоторых проблем, упомянутых раннее. «Лютые волки» уже начали свою страшную работу, ицерковь находилась в серьезном духовном и нравственном упадке. Как случается всегда, нечестивое учение привело к нечестивой жизни.

В своем Первом Послании к Тимофею Павел сказал:

“Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере… Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе проро- чествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере” (1Тим.1:3–4,18–19).

Он продолжал указывать молодому пастору, что «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей… Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал» (1 Тим. 4:1–2, 6; ср. 6:3–4, 20–21).

Уже во Втором Послании Павел увещевает Тимофея: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (2 Тим.1:13–14). Далее он предупреждает:

“Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины” (2Тим.3:1–7; ср. 4:1–3).

Предупреждай их о лжеучении

“Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе,” (2Тим.2:14а)  

Целью Павла было вдохновить и поощрить Тимофея крепко держаться истины самому и передать ее другим людям, которые бы смогли сделать то же самое (2:2). Лишь глубокое познание Божьей истины позволяет обнаружить ложь и обман и успешно им противостоять.

По этой причине Павел начинает данный отрывок о лжеучении со слов: «Сие напоминай». Как было указано в предыдущей главе Толкования, «напоминай» стоит в повелительном наклонении, как и многие другие глаголы во 2-й главе Второго Послания к Тимофею, такие как, «укрепляйся» (ст.1), «передай» (ст.2), «разумей» (ст.7), «старайся» (ст.15), «удаляйся» (ст.16).

Так как в греческом языке глагол «напоминай» стоит в настоящем времени, это предполагает настойчивость и неотступность.

«Сие» обозначает все то, о чем он уже говорил в данной главе, а именно положительную сторону ответственности: передать Божью истину людям, которые в свою очередь передадут ее другим; ревностно трудиться на ниве Господней, как земледелец; сражаться, как воин; стремиться к победе, как атлет; помнить, что Иисус жив, Он воскрес из мертвых; напоминать о превосходстве Христа, о силе Слова Божьего и цели служения. Сущность этого призыва — постоянно проповедовать истину, здравое учение таким образом, чтобы оно не было забыто (ср. Тит. 2:1,15).

Петр также был посвящен этой задаче, как он сам говорит во 2-м Послании:

“Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине. Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память” (2Пет.1:12-15).

Начиная с 14 стиха, Апостол обращает внимание Тимофея на отрицательную сторону ответственности — противостоять и исправлять лжеучения в церкви. Тимофей должен был заклинать их пред Господом не вступать в словопрения, что ни мало не служит к пользе.

Диамартуромай (заклинать)— сильный глагол, использованный здесь в форме повелительного причастия, что подразумевает строгое увещевание.

Серьезность увещевания становится ясной,

во-первых, потому что она усиливается строгим повелением Павла в начале этого стиха «помнить» и,

во-вторых, потому что увещевание должно быть сделано пред Господом. Бог, конечно, вездесущ, и Он не может быть в неведении о том, что делают Его дети.

Но по причине большой опасности лжеучения Павел хотел подчеркнуть, чтобы Тимофей и те, кого он увещевал, постоянно и с трепетом осознавали Божье присутствие. Сознание того, что человек находится в присутствии Божьем, дополнительно усиливает чувство здорового страха Божьего, а следовательно, и решимость верно Ему служить.

Павел использовал фразу «пред Господом» дважды в своем Первом Послании к Тимофею (5:21; 6:13). Он использует ее снова в этом Послании, говоря: «Итак заклинаю тебя пред Богом, — а затем усиливает, добавляя, — и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его» (2 Тим. 4:1).

Иногда в Священном Писании фраза «пред Господом» или «пред лицем Господним» используется, чтобы утешить верующих. Перед своей смертью Исаак попросил Исава: «Принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею» (Быт.27:7).

В своем великом победном псалме Давид восклицал: «Боже! когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею, земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай — от лица Бога, Бога Израилева» (Пс. 67:8–9). Говоря Захарии о рождении Иоанна Крестителя, ангел сказал:
«Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие» (Лук. 1:19).

 Толпе евреев, находящейся вне храма вскоре после дня Пятидесятницы, Петр сказал: «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа» (Деян.3:19–20). Автор Послания к Евреям уверяет нас, что Христос на небесах предстоит ныне за нас «пред лице Божие» (Евр. 9:24). 

Но в большинстве случаев «пред лицем Господа» обозначает Божью строгость, часто в суде. В начале Псалма, процитированного выше, Давид восклицает: «Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия» (Пс.67:3; ср. Пс.96:5; 113:7). Когда Христос вернется судить мир, неверующие «подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2 Фес. 1:9).

Имея в виду присутствие вечного Бога, Павел заклинает церковь в Ефесе не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе. Как становится ясно из следующих стихов, Павел говорит не о незрелых спорах о второстепенных вещах, хотя и они могут иметь разрушительное действие.

Логомахео (словопрение) подразумевает ведение словесной войны, в данном случае с лжеучителями, о которых позже говорится, как о «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2Тим. 3:7). Такие обманщики используют человеческую мудрость и разум, чтобы низвергнуть Слово Божие, и верующие не должны вступать в дебаты с ними, особенно в церкви.

Даже с человеческой точки зрения совершенно очевидно, что невозможно эффективно проводить дебаты, когда две стороны выступают, исходя из совершенно противоположных и несовместимых друг с другом предположений.

Неверующие пренебрегают божественным авторитетом Слова Божьего, а верующие не должны полагаться на обманчивый авторитет человеческих слов.

Независимо от того, насколько разумными будут выглядеть с библейской точки зрения их аргументы сами по себе, христиане, которые вступают в дебаты с неверующими, не осознавая того, ставят Писание на один уровень с человеческой мудростью.

Обсуждение и толкование Священного Писания и доктрин с другими верующими, которые признают Библию как безошибочное и авторитетное Слово Божье, важно, когда оно происходит в духе смирения и кротости и является честной попыткой найти истину. В первые годы существования церкви Иерусалимский собор призван был решить вопрос относительно обрезания верующих (см. Деян. 15). На протяжении всей истории церкви мнения одинаково благочестивых верующих могли расходиться в определенных вопросах богословия, как это происходит и сегодня, но дискутировать по доктринальным вопросам с теми, кто пренебрегает Священным Писанием, бесполезно и безумно.

В своем фантастическом, но духовно проникновенном произведении «Письма Баламута» К. Льюис изображает, как старший бес учит младшего беса по имени Гнусик искушать человека, к которому он прикреплен: «Твой подопечный с младенчества привык к тому, что в его голове кружится одновременно добрая дюжина несовместимых воззрений. Концепции он воспринимает прежде всего не как истинные или ложные, а как теоретические или практические, устаревшие или современные, банальные или смелые. Самоуверенная тарабарщина, а не аргументы помогут тебе удержать пациента вдали от церкви».

Сатана знает, что большинство людей, включая многих интеллигентных и хорошо образованных, больше поддаются убеждению при помощи популярных словесных комбинаций, чем библейских доводов или действительных доказательств — несмотря на то, что они могут утверждать обратное.

За последние несколько столетий самые антибиблейские, гуманистические и разрушительные философии пришли через систему высшего образования, то есть через многие колледжи, университеты и семинарии, которые когда-то объявляли себя христианскими. Человеческий разум никогда не сможет успешно состязаться с уловками сатаны, греховная гордыня человека нигде не проявляется так ярко, как в превозношении своего интеллекта над Священным Писанием и объявлении такого высшего безумия ученостью. Многие несерьезные студенты учатся у этих псевдоученых, и вся сила их оставшихся убеждений превращается в слабость. 

Артобстрел этими нечестивыми идеями и разглагольствованиями, нацеленными на общество в целом, и особенно на евангельскую церковь, принимает сегодня пугающие размеры. Но еще больше пугают не сами ложные идеи, а безразличие по отношению к ним и часто даже их принятие теми, кто носит имя Христа и считает себя рожденным свыше. Аборты, теистическая эволюция, гомосексуализм, развод по любому поводу, феминизм и многие другие антибиблейские идеи проникают в церковь угрожающими темпами и в угрожающих масштабах. Одним из самых популярных и опасных лжеучений является пропаганда самоуважения, как христианской добродетели, когда на самом деле это является главным источником греха. Такие разрушительные концепции неизбежны, когда христиане больше прислушиваются к этому миру, чем к Слову Божию, и более подвержены убеждению мудрости человеческой, чем Божией. Лишь немногие служители церкви сегодня могут искренне сказать вместе с Павлом: «В учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства» (1 Фес. 2:3).

И когда христиане все меньше и меньше занимаются регулярным, систематическим исследованием Священного Писания и здравого учения, они становятся легкой добычей тех, чьи разглагольствования кажутся христианскими, но кто совершенно противится Божьей истине. Такие антибиблейские идеи, как «поражение в Духе» и «связывание сатаны», часто заменяют здравое учение и ценятся выше послушания Библии.

Однако, какими бы ни были доктринальные заблуждения, угрожавшие ефесской церкви, очевидно, что они были серьезными. В Первом Послании к Тимофею Павел предостерегал: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1Тим. 4:1). Нет никакого сомнения, что некоторые из этих бесовских учений уже тогда разрушали эту поместную церковь.

В любом случае Павел указывает на шесть конкретных причин, по которым следует избегать всякого лжеучения и противодействовать ему: оно служит к расстройству слушающих (2:14б), оно постыжает учителя (ст. 15), оно ведет к нечестию (ст. 16), оно быстро распространяется (ст. 17а), оно разрушает в некоторых веру (ст. 17б–18), оно характеризует тех, кто не принадлежит Господу (ст. 19).

Лжеучение расстраивает слушающих

“Служит… к расстройству слушающих.” (2Тим.2:14б)

Прежде всего и наиболее очевидным образом лжеучение наносит вред тем, кто его слушает. Оно воздвигает препятствия на пути неверующих, которые могут отвратиться от истинного пути спасения. Оно также вредит верующим, вызывая смущение, сомнения, уныние и неповиновение.

От греческого слова катастрофе, переведенного как «расстройство», мы имеем современное слово «катастрофа». Лжеучение действительно оказывает катастрофическое воздействие. Греческое слово, прежде всего, обозначает нечто перевернутое или опрокинутое и в этом контексте несет более яркое определение состояния духовного разрушения. Павел говорит об учении, которое намеренно извращает истину, заменяя ее ложью. Следовательно, вместо созидания слушающих оно разрушает их. Вместо обогащения оно разоряет.

Единственное другое использование этого греческого слова в Новом Завете находится во Втором Послании Петра, где оно обозначает еще более чрезвычайную ситуацию: «[Бог] города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление [катастрофе], превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам» (2 Пет. 2:6). В этом Послании Петр выступает против лжеучения, которое в то время по всему миру извращало Божью истину и разрушало слушателей.

«Невежды и неутвержденные» люди извращали учение Павла, как они превращали «к собственной своей погибели… и прочие Писания» (2 Пет. 3:15–16).

Однако еще более опасными были лжеучителя в церкви, которые вводили пагубные ереси, «отвергаясь искупившего их Господа» (2 Пет. 2:1).

Лжеучение постыжает учителя 

“Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины” (2Тим.2:15)

Второе предостережение против лжеучений Павел делает в виде контраста.

В противоположность тем, кто превращает Божью истину, о чем упоминал Петр, Тимофей должен был стараться представить себя Богу достойным.

Споудазо (старайся) обозначает состояние ревностной настойчивости в достижении определенной цели. Старательный верующий — в этом контексте старательный учитель — прилагает максимум усилий, чтобы как можно полнее, яснее и точнее передать Божью истину. Он беззаветно предан исследованию, толкованию, объяснению и применению Слова Божьего.

Именно по этой причине «достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17).

Цель такого старания — не угождение другим и, конечно же, не самоугождение, но чтобы «представить себя Богу достойным». Паристеми (представить себя) буквально означает «стоять рядом». Идея этого отрывка в том, чтобы находиться рядом или перед Богом, представить себя для обозрения, чтобы быть признанным достойным Самим Богом. Докимос (достойным) означает добровольное согласие на тщательное рассмотрение, при котором человек считается заслуживающим похвалы. 

Главной целью старательного и бескорыстного учителя является угождение Богу. «У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? — спрашивает Павел у галатийских верующих. — Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1:10).

Каждый служитель, учитель или проповедник должен быть готовым сказать:

«Но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши» (1 Фес. 2:4).

Его самым большим желанием должно быть стремление услышать от своего Господина: «Хорошо, добрый и верный раб! » (Матф. 25:21). Только такой учитель или проповедник может быть назван делателем неукоризненным.

Из вышесказанного вытекает, особенно в свете следующих трех стихов, что лжеучителя должны быть посрамлены и пристыжены. Один словарь определяет стыд, как «болезненное переживание, причиненное сознанием вины, неудачи или проступка». Другой словарь говорит, что «стыд — это горестное чувство, возникающее из сознания совершенного бесчестного поступка».

Итак, в противоположность учителю, который является делателем неукоризненным, учитель, распространяющий ложь, особенно когда он прикрывается при этом именем Бога и маской христианства, должен быть постыжен (ср. 1 Иоан. 2:28).

Однако очевидно, что те, которые должны быть более всех постыжены, являются самыми бесстыдными людьми. Это люди, о которых Павел говорит в своем Послании к Филиппийцам: «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.

Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (Фил. 3:18–19). Те, кто упорствует в извращении Евангелия, названы «врагами Христа». Наиболее страшный приговор вышел из-под пера Апостола Иуды, который называет их «соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, [они] без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки» (Иуд. 12–13). 

Из Ветхого и Нового Заветов, а также из истории церкви и в наше время видно, что многие из самых ярых лжеучителей выдавали себя за служителей Божьих. Большинство книжников, фарисеев и других еврейских начальников времен Иисуса считали себя самыми святыми из святых, единственными законными толкователями Писания. Но Иисус сказал о них: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан. 8:44).

Даже не доходя до таких экстремальных ситуаций, мы должны подвер- гнуть стыду и страху каждого, кто игнорирует, неверно представляет, неверно истолковывает или повреждает истину Божию, добавляя что-либо к ней или отнимая (Откр. 22:18–19). Сознают они это или нет, но те, кто извращает и очерняет Божью истину, являются духовными детьми сатаны, потому что они стали распространителями его мерзкой лжи, и Божий суд для них неизбежен.

Признаком истинного учителя и проповедника является верное преподавание им слова истины. Верно преподающий — перевод причастия ортотомео, что буквально означает «резать прямо». Это выражение использовалось для описания портного, прямо отрезающего ткань, земледельца, прямо про- кладывающего плугом борозду, каменотеса, который прямо шлифует камень, или строителей, строящих прямую дорогу. Образно оно использовалось для описания тщательного выполнения любой задачи. Павел по профессии был изготовителем палаток (Деян. 18:3), и он мог иметь в виду аккуратное, прямое отрезание и сшивание различных кусков кожи или ткани, необходимое при изготовлении палатки.

Иногда в Новом Завете выражение «слово истины» относится непосредственно к Евангелию. Павел напоминает верующим в Ефесе: «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Ефес.1:13; Кол.1:5). Иаков говорит о том, что Отец, проявив Свою волю, родил «нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (Иак.1:18). Многие другие ссылки на Божью истину относятся к полному откровению Его Слова в Писании.

Иисус, несомненно, имел ввиду это широкое значение, когда умолял Своего Отца о нас: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Иоан. 17:17).

Влюбом случае, здесь Павел имеет в виду то же самое. С каждым аспектом Божьей истины следует обращаться очень аккуратно, как со священным сокровищем, доверенным тем, кто учит и кто слушает.

Верный толкователь и учитель Божьего Слова истины должен очень скрупулезно подходить к толкованию и систематизированию отдельных истин Священного Писания. Первый и самый главный принцип заключается в том, что любая доктрина и правило жизни должны основываться только на Священном Писании (sola scriptura)— главный лозунг протестантской Реформации.

Так как Библия является Божьим непогрешимым, авторитетным, единственным и достаточным источником Его Божественного слова истины, любая другая истина должна основываться на ней. Здесь не имеется в виду, что безошибочность Писания является более важной истиной, чем, скажем, Божество Христа или Троица. Однако только из истины Писания мы можем познать все другие истины. Божье слово истины является источником и мерой не только для любой духовной или нравственной истины, но для всякой истины, о которой оно говорит. 

Объясняя и явно пытаясь оправдать зачатие своего первого ребенка вне брака, известный евангельский служитель утверждал, что истинный брак у них с женой начался именно тогда, а не в момент бракосочетания. Это утверждение, конечно же, совершенно противоречит тому, чему учит Писание о безусловной греховности блуда. Когда его жену спросили о том, что она думает об огласке этой «неосторожности», к извращению Святого Писания ее мужем она добавила: «Теперь я понимаю значение текста Иоан. 8:32: “Истина сделает вас свободными”». Даже беглый взгляд на этот отрывок позволяет сделать вывод, что Иисус говорил не о чувстве облегчения, которое часто приходит с оправданием греха, а об истине Своей Божественности и Мессианства. Он говорил «уверовавшим в Него иудеям», объясняя им, что знание этой истины и свобода в ней возможны только через пребывание в Его Слове, которое и сде- лает их Его истинными учениками (ст. 31).

Подобным образом богохульствовала и молодая женщина, которая позировала обнаженной для порнографического журнала и заявляла при этом, что это переживание приближает ее к Богу. Она даже напомнила библейское обетование: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иак. 4:8). Все безумие ее состояния ясно показано во второй половине этого стиха, который повелевает: «Очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные».

Одно дело искренне покаяться в грехе и получить уверенность в Божьем прощении, но совсем другое — полностью извращать Слово Божие, пытаясь оправдать свой грех. Одно дело, когда неверующий, который не претендует на благочестие, не стыдится греха, но совсем другое дело, неизмеримо худшее, когда не стыдится своего греха тот, кто утверждает, что имеет спасение, и особенно, когда для защиты своего греха использует Слово Божье. 

Лжеучение ведет к нечестию

“А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,” (2Тим.2:16)

Третья опасность лжеучения заключается в том, что оно ведет к нечестию.

Союз «а» обозначает контраст между верным преподаванием слова истины и предостережением удаляться непотребного пустословия. Такие разговоры вообще не следует вести.

Павел дает подобный совет Титу: «Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны» (Тит.3:9) Апостол уже дал Тимофею такой совет раньше, добавив предостережение отвращаться «негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1Тим. 6:20). Разговоры такого рода в лучшем случае забирают время и вводят в замешательство, а в худшем — наносят духовный вред, что, без сомнения, и имел в виду Павел в этом отрывке. Слова, выражающие мнение мирских людей, представляют собой ни что иное, как вредное пустословие.

Апостол Павел говорит не о пустых разговорах и сплетнях, которые также могут повредить церкви. Он говорит о разрушительных ересях, которые извращают Божью истину и еще более будут преуспевать в нечестии. Сам по себе такой разговор уже является злом, но когда он заражает слушающих, зло умножается.

Эта опасность не ограничивается неверующими или незрелыми верующими. Павел говорит непосредственно Тимофею, который, несмотря на свою робость и временный упадок духа, был духовно одаренным служителем, которому Апостол многое доверил. Павел назначил его своим официальным представителем в церкви в Ефесе. Итак, никто не защищен от вредоносного влияния лжи. Точно так, как врач подвергается риску от опасной болезни, которую он лечит, так и благочестивый проповедник или учитель подвергается риску от опасных идей. Но так же, как врач старается уменьшить риск до минимума, пытаясь вылечить больного, так и благочестивый проповедник и учитель должен минимально соприкасаться с ложью, противодействуя ей и стремясь победить ее истиной.

Если лжеучителям не противодействовать и не разоблачать их, «многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении» (2Пет.2:2). Духовное поражение многих деноминаций и христианских учреждений, которые когда-то были библейскими, является ярким доказательством пагуб- ности и разрушительности проникших в них ложных учений. Наследие ложного учения ведет к ложному образу жизни и нечестию. Заблуждение не может обуздать плоти, не может противодействовать дьяволу и не может защитить от этого мира. Лжеучение не защитит от греха и не имеет силы исполнить то, что праведно и угодно Богу.

Лжеучение быстро распространяется

“И слово их, как рак, будет распространяться.” (2Тим.2:17а)  

Инфекция лжеучения, как рак, будет распространяться через слово лжеучителей. Слово «рак» является переводом греческого термина ганграйна.

В древнем мире этот термин использовался для обозначения как рака, так и гангрены. Оба эти заболевания распространяются быстро и смертельно опасны для жизни. Даже в наше время гангрена очень опасна при боевых ранениях. Без правильного своевременного лечения она может быстро привести к ампутации или к смерти. Лжерелигия и сатанинская ложь распространяется быстрее, чем истина, потому что грешное человеческое сердце более расположено к ним.

Религиозная ложь настолько инфекционна, коварна и опасна, что с ней нужно обращаться, только имея как бы защитную маску и перчатки.

Используя другое сравнение, Иуда говорит, что тех, кто находится под угрозой духовного заражения, нужно спасать, «исторгая из огня» подобно раскаленной головне (Иуд. 23). Таким же образным приемом было описано спасение священника Иисуса, который, как и остальные священники, развратился, но был спасен как «головня… исторгнутая из огня» (Зах. 3:2).

«Весь мир лежит во зле», — говорит Иоанн в своем Первом Послании (1 Иоан. 5:19). Ранее в этом же Послании он говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Иоан. 2:15–16). Иаков тоже предостерегает: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4). Этот мир является сообщником бесов в создании и распространении эпидемии смертельно опасной духовной гангрены. 

Лжеучителя так опасны, потому что они от мира сего и служат князю мира сего. Быстрое развитие технологий помогает всему мирскому и самым разным формам нечестия распространяться быстрее, чем могли себе представить те, кто жил несколько поколений назад, и подвергает все больше людей более опасным лжеучениям. Именно по этой причине христиане в наши дни более чем когда-либо должны испытывать «духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Иоан.4:1). «Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их» (ст. 5). Поэтому христиане не имеют извинения, даже если только слушают их, а тем более, когда улавливаются их нечестивыми приманками.

Лжеучение разрушает в некоторых веру

“Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.” (2Тим.2:17б–18)  

Павел называет одного из лжеучителей Именей. Поскольку тот был упомянут в предыдущем Послании, вероятно он угрожал ефесской церкви на протяжении какого-то времени. Хотя Павел, еще находясь в Ефесе, выдворил его из церкви и «предал сатане», Именей, очевидно, продолжал упорствовать в своих стараниях ввести в заблуждение местных верующих. Его сообщником вместо Александра стал Филит (см.1Тим. 1:20). 

Эти люди были отступниками, подобно тем, о которых писал автор Послания к Евреям: «Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6:4–6). Они попирают Сына Божия и не почитают за святыню Кровь завета, которою освящены, и Духа благодати оскорбляют (Евр. 10:29).

Как говорил Иисус об Иуде Искариоте (Матф. 26:24), этим людям лучше было бы не родиться.

Ересь Именея и Филита заключалась в том, что они утверждали, будто бы «воскресение уже было» (ср.1Кор. 15:12). Павел не объясняет, какое воскресение они имели ввиду. В данном контексте не имеет смысла ни воскресение Иисуса, которое уже произошло, ни физическое воскресение верующих, которое еще не имело места. Вероятно, эти люди имели в виду какую-то форму духовного воскресения, как единственно возможную. По-видимому, они учили, что единственным воскресением является духовный союз с Христом в Его смерти и воскресении (ср. Рим. 6:1–11). Такой взгляд мог бы основы- ваться на языческой греческой философии или на зарождающемся гностицизме, согласно которому физическое тело и все материальное по своей природе греховно. Некоторые из греков в Афинах, которые насмехались над Павлом, «услышавши о воскресении мертвых» (Деян.17:32), без сомнения были подвержены такому философскому дуализму и ужасались при мысли, что после смерти тело будет воскрешено. Именей и Филит, возможно, придерживались взгляда многих язычников, что единственно возможное бессмертие — это жизнь, переданная своим потомкам. Отрицая телесное воскресение, они разрушали само основание христианской веры, отвергая как реальность, так и последствия воскресения Христа.

В Первом Послании к Коринфянам Павел подчеркивает необычайную важность воскресения Христа, воскресения верующих и правильного понимания этих истин. «Если нет воскресения мертвых, — говорит Павел, — то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают… А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1 Кор. 15:13–15, 17).

Отрицать или повреждать истину о воскресении — значит отрицать и повреждать сердце Евангелия. Следовательно, ложно преподносить это учение — трагично и чревато страшными последствиями. Оно не только хулит Бога и извращает Его Слово, но и неизбежно разрушает веру в некоторых людях.

Анатрефо (разрушать) означает «переворачивать» или «опрокидывать».

Это указывает, что вера некоторых людей, слушавших лжеучителей, не была спасающей верой, которую нельзя низвергнуть. Очевидно, эти люди, услышав Евангелие, увлеклись христианством, в котором они увидели возможный ответ на свои религиозные запросы. Но они не уверовали в Христа как своего Спасителя и Господа и, встретившись с ложью, стали добычей пагубного учения, так и оставшись погибшими.

Итак, эта печальная истина открывает одну из величайших угроз лжеучений: они не позволяют некоторым душам, а на протяжении столетий их уже миллионы, войти в Царство.

Лжеучение характеризует тех, кто не принадлежит Господу

“Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».(2Тим.2:19)

Последняя угроза упоминаемого здесь лжеучения — в том, что оно подходит для неспасенных и нечестивых людей.

Павел снова использует контраст, чтобы показать главное: «Но твердое основание Божие стоит». В отличие от тех, кто верит в сатанинские религиозные идеи, истинно спасенные, духовные дети Божии и настоящие ученики Иисуса Христа составляют из себя твердое основание Божие.

В этом контексте «твердое основание Божие», вероятнее всего, обозначает Церковь. В предыдущем Послании к Тимофею Павел говорит о «доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1Тим.3:15). Основание Христовой Церкви стоит на истине, «и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18).

Согласно этому обетованию мы имеем Божью печать. Сфрагис (печать) была знаком собственности. Бог поставил Свою печать собственности на Церкви. В конце времен те люди, «которые не имеют печати Божией на челах своих», будут мучимы саранчой (Откр. 9:4). Нет также никакого сомнения, что Божья печать на челах защитит верующих от принятия начертания зверя (см. Откр. 13:16).

Печать Божьей собственности на Церкви имеет два аспекта.

Во-первых, каждый член Тела Христова — Церкви имеет Божью уверенность избрания, потому что Господь познал Своих. Источник этой цитаты неясен, но, возможно, она взята из книги Чисел. Когда некоторые израильтяне собирались восстать против Господа и поставленных Им вождей — Моисея и Аарона, Моисей объявил Корею и другим мятежникам: «Покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе» (Числ. 16:5). 

«Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною, — заверяет нас Иисус. — И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (Иоан. 10:27–28). Подобно сатане лжеучителя могут вызвать большой соблазн и смущение среди народа Божьего, но они не могут уничтожить Его народ, так как «Бог от начала… избрал [нас] ко спасению» (2 Фес. 2:13б).

Новый Завет изобилует такими гарантиями. «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; — говорит Иисус, — и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Иоан. 6:37–40). Бог избрал нас для спасения во Христе «прежде создания мира» (Ефес.1:4), и «кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:29–30).

Во-вторых, Бог поставил Свою печать на Церкви через личное освящение и святость. Павел говорит: «Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа». Возможно, эта цитата взята из отрывка книги Чисел, в котором Моисей предостерегал благочестивых людей: «Отойдите от шатров нечестивых людей сих, и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам [вместе с ними] во всех грехах их» (Числ. 16:26). Те же, кто не отделился от нечестивых мятежников, погиб вместе с ними, когда «разверзла земля уста свои, и поглотила их» (ст. 32).

Этот второй аспект освящения является одновременно и увещеванием, и утверждением. Вот увещевание: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших ивдушах ваших» (1Кор. 6:19–20). Петр также увещевает: «По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Пет. 1:15).

Наше освящение имеет Божественное утверждение. В приведенном выше стихе из 2-го Послания к Фессалоникийцам, в котором Павел заверяет верующих, что Бог избрал их для спасения, он добавляет: «Через освящение Духа и веру истине» (2:13). Несмотря на наши многие ошибки и частые неудачи, Бог милостиво завершит наше освящение. «[Я] уверен в том, — свидетельствовал Павел, — что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Фил. 1:6).

С уважением Андрей

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий