Мотивы жертвенного служения

“Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою. Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.” (2Тим.2:8–13)

Иеремия был самым благочестивым человеком своего времени, но его судьба не вписывается в рекламные обещания представителей современного «евангелия процветания». На протяжении большей части его земной жизни благочестие Иеремии влекло за собой бурю насмешек и гонений, что закончилось традиционно — его безжалостно побили камнями. Иеремия родился в семье священника, но был призван стать пророком, самым гонимым в Ветхом Завете. Он отказался идти на компромисс с Божьей истиной и за эту верность претерпел то, что можно назвать пожизненным мученичеством.

Однако он продолжал ходатайствовать о спасении своего народа, молясь:

«О, кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего» (Иер. 9:1).

После многих лет гонений и страданий Иеремия в недоумении вопиет к Богу:

«Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?» (Иер. 12:1).

Его терпение к своим нечестивым соотечественникам исчерпалось, и теперь он умоляет Бога:

«Отдели их, как овец на заклание, и приготовь их на день убиения» (ст. 3).

Он также исчерпал терпение и по отношению к Богу, спрашивая:

«Долго ли будет сетовать земля, и трава на всех полях — сохнуть? скот и птицы гибнут за нечестие жителей ее, ибо они говорят: «Он не увидит, что с нами будет» (Иер. 12:4).

Божий ответ был не таким, как мог ожидать Иеремия и большинство из нас.

«Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, — спрашивает своего пророка Господь, — как же тебе состязаться с конями?» (ст. 5).

Другими словами, Бог говорит Иеремии: «Твои страдания ради Меня только начались. Ты только учишься претерпевать». Вместо ожидаемого сочувствия Иеремия услышал призыв к мужеству и стойкости.

В этом заключается сущность увещевания, данного Павлом Тимофею, который в то время встретился с постоянно растущей оппозицией внутри церкви, а также с усиливающимися гонениями извне. Тимофей не должен был отступать и нежиться в жалости к самому себе. Он должен был укрепляться «в благодати Христом Иисусом… [и переносить] страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2 Тим. 2:1–3).

Всякий, серьезно изучающий Слово Божье, знает, что истинное исповедание Иисуса Спасителем и Господом предполагает безусловное добровольное подчинение Ему и делу Его Царства — независимо от того, какова может быть цена, даже если это будет стоить жизни.

В конце Нагорной проповеди Иисус Христос сказал: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф. 7:21; ср. Лук. 6:46). Вскоре после этого Он сказал Двенадцати: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Матф. 10:38–39). В конце Своего земного служения, когда «Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть», Он повторил ранее высказанную истину другими словами: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Матф.16:21;24–25) В наставлении, которое обычно называют Его второй прощальной речью, Иисус сказал: «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Иоан. 15:20).

Верное служение Господу всегда стоит дорого. Говоря о ветхозаветных святых, автор Послания к Евреям отмечает, что одни «замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр.11:35–38) Эти благочестивые люди могли повторить с Павлом: «Я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса» (Деян. 20:24).

На протяжении всей истории церкви цена ученичества продолжает оставаться очень высокой. Миллионы и миллионы жестоко пострадали за дело Христово, включая тех, которые отдали свою жизнь. Многие верующие были оклеветаны и оставлены своими неверующими супругами, такая измена особенно тяжелой была для жен, которые вместе с детьми оставались без средств к существованию. Часто бывает так, что даже семья, друзья и деловые партнеры отвергают и презирают верующего, когда слышат от него Благую весть.

Даже в церкви «желающие хвалиться по плоти» восстают против истинного благочестия. Они заменяют Божьи духовные заповеди человеческими установлениями, как это делали иудействующие по отношению к обрезанию, «для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов» (Гал. 6:12). Эгоистичные и своевольные христиане считают Божьи заповеди обременительными и часто затрудняют жизнь тем верующим, которые стремятся жить по этим заповедям в силе Святого Духа.

Во время Второй мировой войны на острове Паней на Филиппинах были замучены одиннадцать миссионеров. Одним из них был доктор Фрэнсис Роуз, который написал эти поразительные и пробуждающие слова, позже названные «Гимном мученика»:

“Все человеческие стремления, направленные к Богу, залили ступеньки времени кровью, потому что каждая победа для христианства куплена чьей-то мученической смертью. Ради нас Он наполнил темно-красную чашу и повелел нам брать и пить из нее. Ради нас Он пролил Себя, чтобы освободить нас. Помоги же нам, о Христос, пить с Тобою. Тысячи святых колоннами идут домой из львиных клеток и катакомб; они не дрогнули перед огнем, мечом и дикими зверями. Они с радостью умерли за Христа, своего Царя. Очами веры мы видим сегодня, как движется своим путем эта колонна, ведомая крестом, в жизни повторяемая Голгофа. Но мы воскресаем, о Христос, чтобы следовать за Тобой!”

До самого пришествия Христа смелая проповедь Евангелия постоянно возбуждает и продолжит возбуждать враждебность и сопротивление духовно слепого мира, отвергающего Христа. В прощальном слове, упомянутом выше, Иисус Христос сказал ученикам: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь:
Я победил мир» (Иоан. 16:33). Позже в данном Послании Павел напоминает Тимофею, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Сатана обязательно постарается, чтобы верность Христу сопровождалась гонениями.

Во 2Тим.2:8–13 Павел говорит молодому пастору, что, тем не менее, ему и всем христианам стоит добровольно пострадать за Христа, ради Него отказавшись от всего в этой жизни. Никакая жертва — насмешки, отчуждения, отвержения, предательство, тюрьма или даже смерть — не являются слишком высокой ценой. Награды за верную жизнь и служение, не говоря уже о чести и славе Господа, в Которого мы верим и Которому служим, намного превышают любую нашу личную жертву, которую могут требовать наша вера и служение.

Менее чем за десять лет до этого Павел писал церкви в Риме:

“Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем” (Рим.8:35–39).

Благодаря этой уверенности Апостол также мог сказать: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:10).

Когда Павел писал свое последнее богодухновенное Послание, он знал, что его конец близок. «Время моего отшествия настало, — говорил он. — Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим.4:6–7) Тимофей очень хорошо понимал, что если он будет служить так же смело и верно, как Павел, то может так же сурово пострадать, как он. Таким образом, Павел увещевает Тимофея иметь ту же непоколебимую веру во Христа и ту же решимость пострадать ради Него, которые были у него самого в течение всей его плодотворной, но переполненной страданиями жизни и которые позволили ему сказать, что он «подвигом добрым… подвизался», «веру сохранил» даже перед лицом самых опасных врагов.

Павел предвидел, какие вопросы могут возникнуть у Тимофея после его увещеваний в 2:1–6. «Почему я должен быть верным учителем?» — мог задуматься Тимофей. «Почему я должен переносить страдания, как воин, стараться победить, как атлет, и упорно трудиться, как земледелец?» Что бы ни думал Тимофей, Апостол дает четыре важных причины, почему нужно быть верным. Он призывает его помнить превосходство Господа (ст. 8), силу Слова (ст. 9), цель служения (ст. 10) и обетование награды (ст. 11–13).

Превосходство Господа 

“Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему,” (2Тим.2:8)

«Тимофей, — говорит Павел, — твое служение будет более действенным, ты будешь более смелым и мужественным, более терпеливым по отношению к издевательствам и страданиям за Господа, если будешь помнить Его превосходство, кто Он есть на самом деле — не кто иной, как воплощенный Бог, Иисус Христос».

Как и предыдущие глаголы — «укрепляйся» (ст. 1), «передай» (ст. 2) и «разумей» (ст. 7), греческий глагол, переведенный «помни», стоит в повелительном наклонении. Так же и последующие глаголы: «напоминай» (ст. 14), «старайся» (ст. 15), «удаляйся» (ст. 16), «убегай, держись» (ст. 22) и «уклоняйся» (ст. 23). Это вежливые повеления, но, тем не менее, это повеления. Право выбора не дается. Все они характеризуют безгрешную жизнь нашего великого примера — Иисуса Христа, а поэтому необходимы для верной и плодотворной духовной жизни.

Как напоминает нам Иоанн: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Иоан. 2:6). Петр спрашивает: «Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Пет. 2:20–22). Мы должны взирать «на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12:2).

Так как греческий глагол «помни»— в действительном залоге, он подразумевает идею «продолжай помнить» или «держи в памяти». Превосходство нашего Господа Иисуса Христа должно всегда быть в нашем уме. Он — Главный и Совершенный Учитель. Он — величайший Воин, величайший Подвижник и Земледелец. Он сразился в величайшем бою и одержал величайшую победу. Он пробежал величайшее поприще и завоевал величайший приз. Он посеял совершенное семя и собрал совершенную жатву.

Мы должны помнить, что путь Иисуса к славе был отмечен болью ради чувства удовлетворения, скорбью — ради радости, унижениями — ради прославления, гонениями — ради вознесения, смертью — ради воскресения, земной ненавистью — ради небесного служения. Если мы будем помнить эти истины из земной жизни нашего Господа, то это защитит нас от безумных и безбожных обетований так называемого «евангелия процветания», которое аннулирует Его заповедь брать свой крест, как Он взял Свой. Если совершенное и безгрешное повиновение Иисуса Своему Небесному Отцу не принесло Ему земного процветания и благосостояния, то насколько меньше мы можем надеяться получить все это, так несовершенно неся наше служение Ему? Если наш Господь Иисус Христос, будучи Сыном Божьим, через страдания учился послушанию (Евр. 5:8), то насколько больше должны мы прилагать к этому усилия?

Мы должны помнить Иисуса Христа, прежде всего, как воскресшего из мертвых, буквально «воскрешенного из мертвых». Эту великую истину Павел подчеркивает в 1 Кор. 15:3–4: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, — говорит он, — что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию». Это «первоначальная» истина, потому что «если Христос не воскрес, то вера [наша] тщетна: [мы] еще во грехах [наших]… если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (ст. 17, 19).

Сам Господь обещал нам трудности. «Будете ненавидимы всеми за имя Мое, — сказал Он, — претерпевший же до конца спасется. Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий. Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Матф. 10:22–24).

Павел не призывает нас помнить воскресение, несмотря на всю его важность, но помнить Иисуса Христа, живого, воскресшего из мертвых. Мы не поклоняемся событию из прошлого или исторической личности. Конечно, Иисус жил человеческой жизнью, умер человеческой смертью. Но мы поклоняемся и служим Ему, потому что Он не мертвый, а живой. Мы помним, поклоняемся и служим живому Иисусу Христу.

После Своего воскресения Христос есть «начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1:18). Но не только это; ради нас Он стал «первородным между многими братиями» (Рим. 8:29), чтобы мы могли воскреснуть и жить с Ним в вечности, принадлежа «к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах» (Евр. 12:23).

Когда мы помним Христа как нашего воскресшего Господа, мы сосредотачиваемся на Его Божественной природе и спасительном служении. Своей смертью и воскресением Иисус Христос разорвал оковы греха и возмездия за него — смерти, которая является величайшим оружием сатаны. Когда мы уверовали в Него, Он стал нашим Спасителем и Господом, Который победил силу греха, смерти и сатаны в нашей жизни. Что еще может быть лучшим мотивом для служения Тому, Кто победил смерть и сделал это ради нас. (Иоан.14:19)

Мы также должны помнить Иисуса Христа в Его человеческой природе, в Его сообразовании с падшим человечеством в качестве семени Давидова «по плоти» (Рим. 1:3). Его человеческое родство с Давидом не только говорит о Его человеческой природе, как нашего милостивого и сочувствующего Первосвященника, Который знает все наши страдания и испытал все наши боли (Евр. 2:14, 18), но и о Его царственной и Божественной природе. Перед зачатием Иисуса ангел объявил Марии, что «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лук.1:32–33). В Своем последнем личном обращении непосредственно к Апостолу Иоанну на острове Патмос Иисус представился, как «корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр. 22:16).

Итак, если Иисус Христос — наш Божественный Спаситель и Всемогущий Господь, зачем нам беспокоиться о том, что может случиться с нами в жизни?

Будучи нашим совершенным Первосвященником, Он способен «сострадать нам в немощах наших», потому что Он «подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр.4:15–16).

Будучи всемогущим Господом, Иисус Христос видит нас и знает обо всем, что с нами происходит. Мы должны противостать искушению, но не должны бояться его, потому что наш Господь «не попустит [нам] быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы [мы] могли пере- нести» (1 Кор. 10:13). Нам не нужно отчаиваться в скорбях и испытаниях.

Исаия утешает тех, кто принадлежит Мессии Иисусу Христу. «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» (Ис. 40:11). «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни», — писал позже пророк (Ис. 53:4).

Нам не нужно бояться потерять спасение, потому что наш Господь уверяет нас, что в Нем мы имеем совершенную и абсолютную безопасность. «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною; — сказал Он, — и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (Иоан. 10:27–28). «Посему [Он] и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр.7:25) Нам не нужно бояться смерти. «Я живу, и вы будете жить», — говорит Иисус Христос (Иоан. 14:19). Каждый верующий может сказать вместе с Апостолом Павлом: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил. 1:21).

«По благовествованию моему» подразумевает не личное мнение Павла о Евангелии, но Божественное откровение Иисуса Христа, вверенное Павлу, которое он и проповедовал как «Апостол Иисуса Христа по повелению Бога» (2Тим.1:1). Христос был темой Евангелия, которое Павел проповедовал, говоря: «Тимофей, не своди своих глаз с Иисуса Христа — Сына Божия и Сына Человеческого, а также Спасителя, Господа и Царя».

Сила слова 

“За которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.” (2Тим.2:9)

Вторая важная причина быть верным — сила Слова Божия. Павел противопоставляет свои узы свободе слова Божия, которое невозможно сковать узами.

Как видно из перевода, греческое существительное «узы» предполагает заключение и происходит от глагола «заключать в тюрьму». Хотя Павел и был человеком, находящимся под властью Иисуса Христа, он подвергся заключению от нечестивых людей точно так же, как и Иисус Христос был жертвой преступного обращения со стороны нечестивых людей во времена Своего земного служения. Хотя Павел и не был безгрешным, как его Господь, он все же был, как и его Господь, невиновным в том, за что его арестовали. Павел не был грабителем, убийцей или изменником с точки зрения римского права, однако его заключили как преступника, предположительно в печально известную Мамертинскую тюрьму в Риме, где он ожидал своей смерти.

Апостол, однако, не жаловался на свое несправедливое заключение. Вместо этого он увещевал Тимофея: «Не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога» (2 Тим. 1:8). Знал ли Павел содержание 1-го Послания Петра, которое было написано за несколько лет до написания 2-го Послания к Тимофею, или нет, но он, конечно же, согласился бы с Апостолом Петром, который писал: «Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны; потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет. 2:20–21). Павел благодушествовал «в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, — свидетельствовал он, — тогда силен» (2 Кор. 12:10).

В этом стихе Павел не жалуется на свое плачевное состояние, но, напротив, указывает на всемогущее Слово Божие. Апостол полностью согласился бы с автором Послания к Евреям, который писал: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). Как Павел писал в Послании к ефесской церкви: «Меч духовный… есть Слово Божие» (Ефес. 6:17), и этот Божественный «меч» никто не может отобрать из рук Духа Святого — ни люди, ни бесы, ни сам сатана.

В церкви всегда были и есть люди, и особенно в наши дни, считающие, что сила Евангелия ограничена общественной и политической оппозицией.

Следовательно, утверждают они, нужно избегать смелой проповеди о грехе, покаянии и других евангельских истинах, чтобы не подпасть под общественное осуждение, не говоря уже об аресте или заключении в тюрьму за смелую проповедь. Они призывают к «благоразумию», иногда даже к компромиссам, чтобы сделать Евангелие более приемлемым и, как думают они, более эффективным.

Многие христиане иллюзорно считают, что Слово Божье имеет сильное влияние на Западе, особенно в таких демократических странах как США, в основном благодаря политической и религиозной свободе, поэтому для них борьба за эту свободу — то же самое, что и борьба за сохранение силы Евангелия. Кстати, некоторые христиане, которые даже не думают о смелом обличении общества евангельской проповедью, самоотверженно борются за социальные или политические права до такой степени, что подвергают себя опасности быть арестованными. Конечно же, похвально иметь религиозную свободу и христиане, которые наслаждаются ею, должны быть благодарны за это и использовать все возможности, которые она предлагает, для поклонения, свидетельства и служения. Но сила Слова Божьего никогда не зависела от человеческой защиты или человеческих ограничений. Именно это имеет ввиду Павел. Для слова Божия нет и не может быть уз.

В одно время возле Рима было около тысячи километров катакомб. Почти все они были вырыты и использовались десятью поколениями христиан на протяжении трехсот лет. В первые века церкви катакомбы служили местом встречи и захоронения примерно для четырех миллионов христиан. На стенах этих катакомб часто встречается надпись: «Для Слова Божия нет уз». В своем знаменитом гимне «Твердыня наша — вечный Бог» Мартин Лютер писал:

«Хотя они могут убить тело, Господне Слово устоит».

Джон Буньян написал свою знаменитую книгу «Путешествие пилигрима», находясь в тюремной камере города Бедфорда в Англии за проповедь Евангелия. И вот уже многие века эта книга по популярности уступает только Библии. Окошко из камеры Буньяна выходило на высокую каменную стену, которая окружала тюрьму, что делало невозможным смотреть ни в камеру, ни из камеры. Однако он многие дни так громко проповедовал, что его голос слышали на улице, где собирались сотни людей, как верующих, так и неверующих, с огромным вниманием слушавших его проповеди. Слово Божие невозможно было сдержать ни каменными стенами, ни железной решеткой.

До победы коммунистов в конце 1940-х годов и в начале 50-х в Китае было более 700 тысяч христиан. За годы «культурной революции» было уничтожено, по крайней мере, 30 млн. человек, включая большое число христиан. Но спустя более чем 40 лет ужасных репрессий, тюрем и казней церковь Иисуса Христа в этой огромной стране насчитывает от 30 до 100 млн. человек.

Хотя и сейчас в Китае очень мало Библий, истина Слова Божия пребывает в сердцах верующих. Его силу нельзя сковать. Чем больше его преследуют, тем больше оно распространяется.

Эндрю Мелвилл был преемником Джона Нокса во времена Шотландской реформации. Однажды его арестовали, и один начальник сказал ему: «В нашей стране не будет спокойствия до тех пор, пока мы не повесим или не выгоним отсюда таких как ты». С совершенным самообладанием Мелвилл бесстрашно ответил: «Для меня безразлично, где будет гнить мое тело, на воздухе или в земле — земля Господня. Моя родина там, где я делаю добрые дела. Я был готов пожертвовать жизнью, когда еще не прожил и половину ее, чтобы угодить Богу. Я прожил в вашей стране десять лет и десять лет за ее пределами. Слава Богу, не в ваших силах убить или изгнать Его истину!»

Цель служения 

“Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.” (2Тим.2:10)

Третья причина быть верным — служение Господу на земле до Его пришествия.

«Посему» относится к тому, что Павел уже сказал в предыдущих стихах о превосходстве Христа и силе Слова Божьего. Эти божественные мотивы дают Апостолу желание все терпеть ради избранных. Здесь он говорит не о своих собратьях по вере, но об избранных Богом, которые еще не получили спасение во Христе Иисусе.

«Дабы»— перевод слова хина, которое в случае сослагательного наклонения, как в данном отрывке со словом тунхано (получить), обозначает придаточное предложение цели. Следовательно, более точный перевод выглядел бы так — для того чтобы неверующие, которым он свидетельствовал, могли получить спасение во Христе Иисусе. Павел страдал не только из-за своей верности Христу, но также потому, что он, подобно Господу, не желал «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет. 3:9). Его сердце отражало сердце Божье, потому что, подобно Петру, он знал с уверенностью, что «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).

Слово Божие ясно учит, что «Он избрал нас в [Иисусе Христе] прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Ефес. 1:4–5), что «кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8:29). Игнорируя другие места Писания, некоторые толкователи-фаталисты используют тексты, подобные процитированным выше, чтобы доказать, что свидетельство неверующим не только необязательно, но дерзко и бесцеремонно. Они утверждают, что Бог Сам спасет тех, кого Он предопределил, независимо от того, услышат ли они весть Евангелия или нет, уверуют в него или нет. Но Слово Божие ясно учит о необходимости веры для спасения, как и тому, что спасение дается по благодати Божьей. Иисус сказал: «Никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» (Иоан.6:65). Но Он также сказал: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную… Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоан. 3:16,18). Павел кратко упоминает об этих сопутствующих истинах в известных бесценных словах: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Ефес. 2:8).

Писание ясно учит, что, несмотря на Господнее призвание людей к Себе, Он призывает тех, кто уже принадлежит Ему, распространить Его призыв на тех, кто еще не слышал и не принимал его. «Итак идите, научите все народы, — сказал Христос, — крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф.28:19) Мы призваны быть Христовыми «свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).

В своем Послании к римской церкви сразу же после заявления: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется», Павел риторически восклицает: «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слы-хали? как слышать без проповедующего?» (Рим. 10:14).

Тот факт, что наш ограниченный ум не может полностью понять или привести в соответствие эти истины, никак не влияет на их действенность. Бог суверенно призывает по Своей благодати каждого верующего; Он суверенно требует веры, чтобы Его милостивый призыв стал действенным. И Он суверенно призывает тех, кто уже спасен, быть Его свидетелями для тех, кто еще не спасен.

За свою жизнь Джон Веслей преодолел пешком и верхом около 400 тыс. километров, произнеся более 40 тыс. проповедей. Он написал, перевел и отредактировал более 200 книг. Он жил скромно и большую часть своего дохода раздавал другим, и все же его постоянно высмеивали, забрасывали камнями нечестивые толпы и травили священники англиканской церкви. В ответ на оскорбление и клевету он говорил: «Моя репутация там же, где и моя жизнь — в руках Божьих». Он никогда не терял радости от служения и своей любви к Господу и людям, как верующим, так и неверующим. Один биограф даже написал следующее: «Веслею была поручена такая задача, которой мог позавидовать даже архангел».

Джордж Уитфилд, близкий друг и сотрудник Джона Веслея, тридцать четыре года служивший вместе с ним, проповедовал Евангелие на Британских островах и в Америке. Он совершил тринадцать поездок за океан, что в то время было довольно опасно, и на обоих континентах произнес, по крайней мере, восемнадцать тысяч проповедей. Известный поэт и автор гимнов Уильям Каупер посвятил Уитфилду следующий стих:

Он любил мир, который его ненавидел;
Читая Библию, он часто слезы лил.

Под давлением позора и злых языков Его ответом была безукоризненная жизнь.

Этот преданный Богу человек последовал совету Петра, имея «добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые» (1Пет. 3:16–17).

Павел говорит, что со спасением во Христе Иисусе мы получаем вечную славу. В своем Послании церкви в Риме Павел более полно представляет эту истину: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:16–17).

Обещание вечного благословения

“Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.” (2Тим.2:11–13)

Четвертая причина быть верным — обещание вечного благословения.

Павел использует фразу «верно слово» пять раз в пастырских Посланиях (1,2 Тимофею и Титу). Но больше в Новом Завете она нигде не встречается.

Очевидно, он использовал ее, чтобы ввести аксиоматическую истину, истину, которая в ранней Церкви была общепринятой и общеизвестной. Длинное предложение, начинающееся со слов «если мы с Ним умерли» и продолжающееся в тринадцатом стихе, могло быть использовано в ранней Церкви в качестве символа веры. Параллелизм и ритм этой фразы дают основание полагать, что эти два стиха (подобно 1 Тим. 3:16) могли исполняться в качестве гимна, и именно по этой причине некоторые греческие тексты и современные переводы выделяют этот стих в форме поэтического произведения.

«Если мы с Ним умерли» может подразумевать духовную смерть, о которой Павел говорит римлянам. «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, — объясняет он, — дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения… ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим. 6:4–5, 7–8).

Но контекст 2 Тим. 2:11, очевидно, предполагает, что здесь Павел подразумевает мученичество. В этом случае, если кто-либо принес свою жизнь в жертву Христу, т.е. умер с Ним, мученичество доказывает, что он имел духовную жизнь в Нем и будет жить с Ним в вечности. Надежда мученика — жизнь вечная после смерти.

Точно так же, если терпим гонения и вражду, но нас не убивают, мы доказываем этим, что мы воистину принадлежим Христу и что с Ним и царствовать будем. Надежда верующих, которые живут в скорбях — вечное Царство.

Басилеуо буквально означает «править в качестве царя» (басилеус). В данном отрывке использован сложный глагол сумбасилеуо, что означает «соцарствовать, царствовать вместе». С другой стороны эта истина значит, что те, кто не могут вытерпеть, точно так же подтверждают, что они не принадлежат Христу и не будут царствовать с Ним.

«И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, — объяснял Павел верующим в Колоссах, — ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем» (Кол.1:21–23). Только если Христос является Господом нашей жизни, Он может представить нас Своему Отцу «святыми и непорочными и неповинными». А терпеть мы можем только тогда, когда живем жизнью полного повиновения. Та душа, которая не посвящена Ему, никогда не будет царствовать с Ним.

Иисус обещал Двенадцати: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Матф.19:28; ср. Лук.22:29–30). Верующие также будут править в Тысячелетнем Царстве, как указывает 1Кор.6:2–3: «Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?» Говоря обо всех верующих во славе, Павел писал: «Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Рим. 5:17).

Терпение или долготерпение с Христом не защищает наше спасение, потому что спасение обретает вечную безопасность тогда, когда человек доверяется Иисусу Христу как Спасителю и Господу. Своими усилиями и способностями мы не можем сделать спасение более безопасным, чем когда мы его получили в начале.

Следующие два условия и обещания носят отрицательный характер и являются параллелью, по крайней мере, по форме, предыдущим положительным условиям и обещаниям.

Во-первых, Павел говорит: «Если отречемся, [т.е. отречемся от Иисуса Христа, то] и Он отречется от нас». Греческий глагол, переведенный словом «отречемся», стоит в будущем времени, и придаточное предложение более ясно выглядит так: «Если мы когда-либо отречемся от Него» или «если в будущем мы отречемся от Него». Это показывает, что в некоторых трудных ситуациях цена исповедания Христа будет очень высокой и, следовательно, будет испытана истинность веры. Человек, который не вытерпит и не удержит свое исповедание во Христа, отречется от Него, потому что никогда и не принадлежал Христу. «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына» (2Иоан. 9). Те, кто остается верным истине, которую они исповедуют, доказывают свою принадлежность Богу.

Кто-то возразит: «А как же отречение Петра? Может ли истинно верующий отречься Господа?» (ср. Матф. 26:69–75; Марк. 14:66–72; Лук. 22:54–62; Иоан. 18:16, 25–27). Очевидно, что верующие, подобно Петру, могут впадать в искушение, совершать трусливые поступки и не выдерживать нападки ради Христа. Мы все делаем это в разных формах, когда в какой-то ситуации не желаем открыто исповедать свою любовь к Христу.

Став перед выбором слишком высокой цены следования за Господом, Петр как раз оказался в такой ситуации, которую подразумевал Павел. Показал ли он этим, что у него нет истинной спасающей веры? То, что произошло после отречения, — уход, горькие слезы и покаяние (Матф. 26:75), и восстановление его Господом в Галилее (Иоан. 21:15–17), позволяет сделать вывод, что Петр был воистину оправдан, хотя очевидно в тот момент еще не полностью освящен. До Пятидесятницы Петр еще не имел полноты Святого Духа. После того, как Дух Святой сошел на него во всей новозаветной полноте, его смелость, мужество и желание противостоять всякой враждебности стали легендарными (ср. Деян.1:5, 8; 2:4, 14–36; 3:1–6, 12–26; 4:1–4, 8–13, 19, 21, 31).

Петр умер мученической смертью, как и предсказывал ему Иисус, но остался верным Господу перед лицом казни (Иоан. 21:18–19). Согласно традиции, по его просьбе, он был распят головой вниз, потому что считал себя недостойным умереть таким же образом, как и его Господь.

Итак, возможным ответом на вопрос об отречении Петра может быть то, что это была его временная неудача, за которой последовало покаяние. Он тогда еще не обладал полнотой Духа, а в течение всей своей жизни после Пятидесятницы он смело исповедовал Христа даже ценою своей жизни.

Сам Иисус строго предупреждал: «А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Матф. 10:33). Существует необратимое окончательное отречение, в котором нельзя покаяться и которое, следовательно, свидетельствует о невозрожденном сердце. После того как у Красных ворот храма был исцелен хромой, Петр предупредил его о серьезности отречения от Христа. «Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, — сказал он, — Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели» (Деян. 3:13–15).

Самые опасные из тех, кто отрекается от Христа, — «лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Пет. 2:1). Они ничем не меньше, чем антихристы.

Тем, кто заявляет, что принадлежит Богу Отцу, но не принадлежит Христу, Его Сыну, Иоанн открыто говорит: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца» (1Иоан. 2:22–23).

В данном тексте, однако, предостережение Павла может включать и тех, которые однажды исповедали Христа, но потом отрекаются от Него, когда цена следования за Ним становится слишком высокой. Такими были некоторые «из учеников, [которые] отошли от [Иисуса Христа] и уже не ходили с Ним» (Иоан. 6:66). Именно об этих лжехристианах пишет автор Послания к Евреям: «Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр.6:4–6).

Далее во 2-м Послании к Тимофею Павел говорит о таких лжехристианах, что они «самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:2–5). В Послании к Титу он опять говорит о таких людях: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит.1:16) Постоянное неповиновение свидетельствует об отсутствии веры, что неминуемо приведет к отречению.

Второе отрицательное условие и обещание: если мы неверны, Христос пребывает верен. В этом контексте апистео (неверны) означает не отсутствие спасительной веры, а просто слабую или ненадежную веру. Неспасенные обязательно отрекаются от Христа, потому что у них никогда не было веры в Него к спасению. Но Он пребывает верен не только по отношению к тем, кто верит в Него, но и по отношению к тем, кто не верит в Него, как в данном случае.

За Божьим обетованием спасти всякого, верующего во Христа (Иоан. 3:16), почти сразу же следует другое Божье обетование, что «неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоан.3:18). Точно так, как Христос никогда не отступает от Своего обетования спасти тех, кто верит в Него, Он также никогда не отступит от Своего обетования осудить тех, кто не верит. Поступить иначе означало бы Самого Себя отречься, что Его святая и праведная природа не может позволить.

На основании абсолютной верности Христа Павел писал ранее в этом Послании: «Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2 Тим. 1:12). На основании этого автор Послания к Евреям увещевает: «Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший» (Евр. 10:23).

С уважением Андрей

 

Поисковое продвижение сайта – это систематизированный комплекс работ, включающий в себя внутреннюю оптимизацию и работу над внешними факторами ранжирования, выполняемых с целью улучшения видимости сайта в поисковых системах и увеличения притока целевых посетителей на сайт. Мы, компания лди, готовы предложить вам продвижение в поисковых системах Яндекс и Google. В совокупности эти системы охватывают 90% поискового трафика в России. Так же мы предлагаем создание сайтов любой сложности со всевозможной тематикой.

 

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий