Cocтавляющие здоровой духовной жизни

 

“Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить. Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.” (2Тим.2:1–7)

Несколько лет назад на одном чердаке обнаружили двух подростков, прикованных цепями к своим кроватям. Их содержали так с самого раннего детства. Поэтому они совершенно не ориентировались и вели себя почти как животные. Этих детей никто не любил, не лелеял и, как следовало ожидать, они выросли недоразвитыми во всех отношениях: физическом, эмоциональном, интеллектуальном и социальном кондиционеры panasonic. Они были продуктом издевательства в его самом жестоком проявлении.

Таким же трагическим сегодня является и состояние многих детей Божьих, которые духовно не ухожены и как следствие — дезориентированы и незрелы в духовных вопросах. Сегодня мы имеем больше известных проповедников, чем в какое-либо другое время церковной истории, но не многие из них проповедуют в силе. Так же существует много популярных церквей, но мало — сильных. Проводится много работы, но мало духовных плодов, много разговоров о христианстве, но мало убежденности; много возвышенных нравственных призывов, но мало ответственности, много символов веры, но много и компромиссов.

В подавляющем большинстве случаев слабые церкви являются результатом слабого пастырского руководства. Духовная слабость делает как служителей, так и членов церкви, объектом почти любой религиозной причуды независимо от того, насколько она легкомысленна. Они подобны неухоженному и анемичному физическому телу, у которого низкая сопротивляемость по отношению к расстройствам и болезням, делающим его еще более слабым.

И так как у них мало понимания и доверия Слову Божьему, они попадают в психологическое рабство и принимают мирские решения. Они слабо сопротивляются сатане и становятся легкой добычей для лжеучителей. Они — младенцы, колеблющиеся и увлекающиеся «всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Ефес. 4:14; ср. Евр. 13:9). «Оставив начатки учения Христова», они не поспешили к совершенству (Евр.6:1) но внимают «духам обольстителям — и учениям бесовским» (1 Тим. 4:1).

Духовная слабость может также происходить от усталости, разочарования и кажущихся непреодолимыми препятствий в деле Божьем. После смерти Моисея перед Иисусом Навином стала огромная задача — вести Израиль на завоевание Ханаана. Господь вдохновлял Иисуса, говоря: «Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им; только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих» (И. Нав. 1:6–7). Колеблющимся верующим в Коринфе Павел писал: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор.16:13) Даже образцовой церкви в Ефесе он счел необходимым написать:
«Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» (Ефес. 6:10).

Несколько лет назад в штате Нью-Джерси строили мост через устье реки на Атлантическом побережье. Когда строители забивали сваи, они наткнулись на корпус старого корабля, который глубоко погрузился в песок. Чтобы построить мост по запланированному маршруту, следовало извлечь этот корпус. Они испробовали всевозможные приспособления, но корабль оставался на своем месте. Тогда один молодой инженер предложил с обеих сторон корабля разместить несколько больших барж, продеть мощные тросы под дном корабля и крепко закрепить их к баржам. Во время прилива корпус корабля начал немного шевелиться, во время следующего прилива тросы, натянувшись, снова приподняли корабль. И после того как эта процедура неоднократно повторялась во время приливов, корабль, в конце концов, был извлечен из песка. То, чего не смогли сделать изобретенные человеком механические приспособления, легко сделала неизмеримо большая сила природы.

Многие христиане и церкви, неподвижно лежащие на духовном дне, подобны этому кораблю. Они видят проблему и пробуют все человеческие средства, чтобы выйти из такого положения, но ничего не помогает. Но то, что дети Божьи не могут сделать своими собственными силами, их Небесный Отец может совершить силою Своего Духа.

Повеление укрепляться 

“Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом.” (2Тим.2:1)

Как уже было сказано ранее, Тимофей переживал время слабости и духовных колебаний. Возможно, у него были сомнения относительно своего призвания, даров или верности Божьих обетований. Он оказывался в различного рода затруднениях и не мог выйти из них самостоятельно. Как бы там ни было, Павел понимал, что его сын по вере должен «возгревать дар Божий», который был в нем (2 Тим. 1:6).

Ему не нужно было еще что-либо получать от Бога, а он должен был использовать с посвящением и уверенностью те Божьи дары, которыми уже располагал. Он должен был помнить и употреблять «силу, любовь и обладание собой» (ст. 7; Новый перевод с греческого подлинника), которые Святой Дух дал ему и дает каждому верующему. Он должен был не стыдиться «свидетельства Господа», а желать присоединиться к Павлу в «страданиях, с благовестием Христовым, силою Бога» (ст. 8). Он должен был подобно Апостолу быть уверенным, что «Он силен сохранить залог мой на оный день» (ст. 12), и дер- жаться «образца здравого учения, которое [он] слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе» (ст. 13), избегать не имеющих веры членов церкви, таких так Фигелл и Ермоген, и общаться с истинными верующими — такими как Онисифор и его дом (ст. 15–16).

Обобщая все выше приведенные советы, Павел говорит: «Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом». Глагол «укрепляйся» стоит в повелительном наклонении, что делает из него повеление. Хотя это и повеление, оно исходит из глубокой любви Павла к своему сыну Тимофею. В сердце Павла была нежность, потому что эта нежность есть в сердце Бога. Даже самые сильные повеления Господь дает с любовью. Он увещевает Своих детей строго, но любя. Именно так Павел увещевает своего духовного сына Тимофея. Так как Тимофей имел нелицемерную веру и был воспитан в этой вере своей благочестивой матерью и бабушкой (1:5), так как он был особо одарен Богом и рукоположен Апостолом Павлом (ст. 6) и ефесскими служителями (1 Тим. 4:14), и так как он обладал всем тем, о чем упоминается в первой главе, у Тимофея не было причины не быть сильным. Павел говорит Тимофею: «Сын мой, дело Божие в Ефесе зависит от тебя, призванного Богом и исполненного силой Божьей служителя». Эффективность служения Тимофея зависела не просто от обладания им этими ресурсами, но от верного применения их по Божьей воле и ради славы Божьей.

Удивительный библейский парадокс — хотя Бог является Всемогущим Владыкой, тем не менее Он доверяет Своим усыновленным детям проповедь спасительного Евангелия о Своем истинном Сыне Иисусе Христе.

Глагол «укрепляйся» стоит в пассивной форме и обозначает, что источник силы Тимофея находится не в нем самом, но в благодати Иисуса Христа.

Наверное, лучше было бы перевести «посредством благодати Иисуса Христа». Точно так, как мы спасены исключительно благодатью через веру, и это не от нас, а дар Божий (Ефес. 2:8), мы так же хранимы в спасении благодатью Господа, Который «будучи верен и праведен простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан. 1:9). Наша единственная эффективная духовная сила находится в Господе и могуществе силы Его (Ефес.6:10) Мы назидаем себя на «святейшей вере… молясь Духом Святым» и сохраняя себя «в любви Божией» (Иуд. 20–21).

Непрерывная Божья благодать в жизни верующих действует в оправдании и освящении, в прощении и святости, в Его благодати, действующей в нашем служении. Та же благодать, которая прощает и делает нас святыми, исполняет нас силой. Так как мы принадлежим Христу, мы постоянно пребываем в сфере Его благодати. Но чтобы воспользоваться сферой благословений, мы должны жить в сфере послушания.
Во 2Тим.2:2–6 Павел, используя яркие аналогии, представляет четыре ключевых элемента здоровой духовной жизни послушания: учитель (ст. 2), воин (ст. 3–4), подвижник (ст. 5) и земледелец (ст. 6).

Учитель

“И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.” (2Тим.2:2)

Первая метафора — учитель, научающий будущего учителя, который, в свою очередь, будет учить других, а те затем — других учителей. Хотя Павел упоминает здесь только четыре поколения учителей, идея учительства подразумевает непрерывный процесс.

Новый Завет не учит и не поддерживает идею апостольской преемствен- ности, но он ясно говорит и в этом, и в других отрывках, что Евангелие должно передаваться из поколения в поколение. Конечно же, главный Учитель — Иисус. Он учил Апостолов, которые затем передали услышанное от Господа другим, а те, в свою очередь, учили следующих, и так на протяжении всего периода церкви.

В каждом поколении Бог воздвигает новые звенья этой живой цепи верных людей, чтобы передать Благую Весть об Иисусе Христе людям этого времени.

Иоанн заканчивает свое Евангелие, утверждая, что «многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Иоан. 21:25). Лука не был Апостолом, но он был близким соратником Апостолов, поэтому многое из того, что мы знаем о земном служении Господа и о служении Апостолов в ранней церкви, мы знаем из богодухновенных Писаний Луки. В книге Деяний Лука начинает повествование такими словами: «Первую книгу [Евангелие от Луки] написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал» (Деян. 1:1–2). Подобно Иоанну Лука сообщает, что описывает только то, «что Иисус делал и чему учил от начала» до Вознесения. Перед тем, как Христос вознесся, Он сказал ученикам, ожидающим на Елеонской горе: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).

В тот вечер одиннадцать Апостолов вернулись в горницу, где они пребывали, и под Господним водительством на место Иуды Искариота избрали Матфия (Деян. 1:21–26). Несколько лет спустя Христос лично и непосредственным образом призвал Павла быть тринадцатым Апостолом (см. Деян.9:3–20) «изверга», который сам себя считал наименьшим из Апостолов и недостойным «называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию» (1 Кор. 15:8–9). Но по Божьей благодати и решению он был таким же законным Апостолом, как и другие (см. Рим. 1:1; 11:13; 1 Кор. 9:1).

Апостолы, некоторые из них непосредственно перед своей мученической кончиной, передали Евангелие, которое они получили от Христа, верным мужам — пророкам, пресвитерам, диаконам и многим другим, среди которых был и Тимофей. И теперь Тимофей должен был передать Благую весть о спасении и другие богодухновенно открытые истины верным людям.

В студенческие годы я участвовал в показательных выступлениях в эстафете 4х400 метров и бежал вторым в команде. Первый парень прошел свой этап очень быстро, вторым бежал я, тоже хорошо. Но вскоре, после того как я передал эстафету третьему спортсмену, одному из наших лучших бегунов, он остановился, сошел с беговой дорожки и сел. Вначале мы с ужасом подумали, что он растянул сухожилие или вывихнул сустав. Я побежал через все поле и спросил: «Что случилось?» Он ответил: «Ничего, мне просто не хочется бежать». По понятным причинам товарищи по команде, тренер и все из нашего колледжа возмутились и вознегодовали: «Как ты мог так поступить? — спросили мы. — Ты что, не знаешь, что представляешь не только себя, но всю нашу команду, весь колледж? Ты, что, забыл, сколько времени потратил на тебя тренер, как старались твои товарищи по команде, чтобы попасть на эти соревнования? Как ты мог одним эгоистическим поступком все это разрушить?» На несравненно более серьезном уровне многие служители церкви просто оставили свое служение Господу. Некоторые по причине не лучшей, чем безразличие моего сокурсника-бегуна.

Тимофей, конечно же, не достиг такого уровня отпадения, но ясно, что Павел видел, как его молодой друг, его сын по вере был искушаем в этом направлении. Пока не наступил такой серьезный кризис, он говорит ему:

«И не думай о том, чтобы прекратить или сократить свое служение в угоду своим похотям. Это не твое, а Божье дело, и ты не имеешь права оставить его или трудиться спустя рукава, пока Он Сам не выведет тебя из игры либо через смерть, либо через восхищение. Я не могу позволить, чтобы на тебе прервалась цепь Божьих верных свидетелей. Ты не только сам должен продолжать, но и другим должен помочь начать и продолжать трудиться».

Первым этапом в этой духовной «эстафете» была передача Павлом истины Тимофею. И здесь Апостол описывает это, как принятие и тщательное изучение Тимофеем того, что он слышал от Павла на протяжении нескольких лет, когда путешествовал с Апостолом и служил вместе с ним в Ефесе.

«При многих свидетелях» подразумевает то, что это утверждали и об этом свидетельствовали и другие учителя — включая Апостолов. Петр в своем Втором Послании (написанном примерно в то же время, что и Второе Послание к Тимофею) утверждает, что Павел проповедует Слово Божье законно (см. 2 Пет. 3:14–16). Этими свидетелями, конечно, могли быть проповедники и учителя, трудившиеся с Павлом, например, Варнава и Сила (см. Деян.14:1–3, 21–22; 15:35; 20:4) Другие хорошо обученные служители в церкви, такие как Лука — спутник Павла во многих его путешествиях, также могли подтвердить Тимофею Божественную истину учения Павла. С того времени, как Тимофей впервые встретил и стал сопровождать Павла (Деян. 16:1–3), он слышал проповеди и личные советы не только Павла, но и многих других благочестивых свидетелей.

Паратитеми (передай) в данном случае стоит в повелительном наклонении и подразумевает идею вручения чего-либо ценного на сохранение. Это глагольная форма существительного (паратеке), дважды использованного в предыдущей главе, подразумевающая залог, который Павел передал Господу (1:12), и то, что Павел передал Тимофею (ст. 14), а именно — сокровище «здравого учения, которое ты слышал от меня» (ст. 13). Теперь настало время, чтобы Тимофей, получивший это сокровище, передал его другим.

Тимофей должен был пройти второй круг этой своего рода духовной эстафеты, на котором он должен передать все то, чему научился от Павла, верным людям, которых он опекал. То, что он должен был тщательно хранить (1:14,ср. 1 Тим. 6:20), он также должен был тщательно преподать другим.

Здесь Павел говорит не об основной евангельской вести о спасении, которая должна быть проповедана всем слушающим. Здесь он говорит, скорее, о кропотливой систематической подготовке служителей церкви, которые, в свою очередь, будут учить и созидать других верующих во всей полноте Слова Божьего. Это конкретное служение должно иметь избирательный характер. Оно предназначено для верных людей, которые способны научить других.

Павел направляет Тимофея на труд с духовными и посвященными людьми, которые одарены и могут научить потенциальных пасторов и проповедников.

Такие люди прежде должны доказать свою любовь к Господу и свою одаренность к служению Ему. Они должны уже иметь испытанный духовный характер и способности, а также плодотворное служение.

Слово пистос (верный) использовано далее в этой главе в значении надежности Божьего обетования, что «если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (ст. 11), и ниже, говоря о Самом Христе, Который, даже «если мы неверны… пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (ст. 13). Другими словами, этот особый процесс передачи предназначен для людей, чей характер отражает верность Божьему Слову и Его Сыну. В этом контексте «верный» относится не только к духовному характеру, но и к духовной одаренности. Бог не призывает каждого верующего быть учителем. Но Павел знал, что Тимофей имеет такую одаренность (см. 1:6), и здесь он наставляет его найти других людей, таких же одаренных, и научить их.

Подобно Тимофею каждый проповедник и учитель должен стоять на страже чистоты и целости Слова Божьего. Некоторые из них также призваны обучать других благочестивых служителей церкви. Как уже было отмечено, церковь слаба тогда, когда слабы ее служители. И наоборот, если церковь хочет быть сильной, в первую очередь должны быть сильными ее служители.

Служители же могут стать сильными только тогда, когда они утверждены в Слове Божьем. Все мы получили истину от верных людей, которые были до нас, и мы обязаны сохранить ее, чтобы точно и полностью передать следующему поколению (ср. 1 Тим. 6:20; 2 Тим. 2:14).

Именно с этой целью основываются библейские школы, христианские колледжи и семинарии, пишутся книги и толкования — чтобы подготовить посвященных христиан для плодотворного служения в церкви и в мире. В рамках этой широкой цели есть более узкая цель — обращение особого внимания на воспитание новых поколений духовных лидеров, уникальным образом обученных и подготовленных, чтобы тщательно беречь и верно преподавать Божью истину.

Как до, так и во время периода Ветхого Завета Бог воздвигал многих верных людей быть Его свидетелями. Он также призвал Израиль быть «царством священников и народом святым» (Исх. 19:6). Не только священникам и пророкам, но всему народу было «вверено слово Божие» (Рим. 3:2). Они должны были быть народом Божьих посредников и свидетелей для языческого мира. За многие века до того, как Христос дал Великое поручение Своим ученикам идти и научить «все народы» (Матф. 28:19), Бог дал подобное поручение Своему избранному народу — Израилю. К сожалению, им не удалось выполнить это поручение, и ко времени нашего Господа иудейские начальники стали лукавыми отступниками (ср. Иоан. 8:44).

Третий этап эстафеты принадлежит духовно зрелым служителям, или верным людям, которые тщательно подготовили себя, чтобы научить других перспективных христиан. Учиться самому и учить других — это непрерывный процесс духовного воспроизводства, который должен продолжаться до пришествия нашего Господа.

На более общем уровне подобный процесс должен включать всех верующих независимо от их конкретных духовных даров. Эта обязанность прежде всего лежит на пресвитерах, «которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17).

Но родители, учителя воскресных школ и руководители молодежи также ответственны за то, чтобы наилучшим образом передать Слово Божье тем, кого они опекают. Каждый христианин также несет такую ответственность за любого брата или сестру во Христе, которых он может, пусть даже недолго, наставлять.

В более широком смысле каждый верующий обязан учить Божьей истине всякого другого верующего, даже того, кто старше и более зрел в вере. Пастор может учиться у членов церкви, родители — у детей, учителя могут учиться в учеников, мужья — у своих жен, жены — у своих мужей, друзья — у своих друзей.

Воин 

“Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.” (2Тим.2:3–4)

Второй образ, использованный Павлом для иллюстрации здоровой духовной жизни, — это образ воина. В своем Послании к церкви в Ефесе Павел расширяет ее. После совета укрепляться «Господом и могуществом силы Его» (6:10) он говорит: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего примите всеоружие  Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (ст. 11–13). Он увещевал верующих в Коринфе, говоря о наступательных действиях в этой битве: «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь» (2 Кор. 10:3–4).

Павел призывает Тимофея не просто служить Господу в качестве воина, но быть добрым воином Иисуса Христа. Духовный христианин не просто выполняет минимум своих обязанностей для Господа Христа Иисуса, но служит Ему всем тем, что у него есть.

Первое отличительное свойство доброго воина, которое упоминает Апостол Павел, — это готовность переносить страдания. Добавляя слова «со мной» (в Новом переводе с греческого подлинника этот стих выглядит так: «Страдай вместе со мной…»), Павел заверяет Тимофея, что он не потребует от него ничего такого, что не делал сам или сам не был готов испытать.

Сункакопатео (переносить страдания)— сложный глагол, обозначающий «переносить несчастье или боль бок о бок с кем-то другим». Один богослов переводит эту фразу так: «Разделяй жестокое обращение». Хотя Павел не говорит «со мной», в греческом оригинале это подразумевается; по контексту видно, что Павел говорит о самом себе.

Христианам в большей части мира трудно понять, что такое серьезная духовная битва и страдания ради Христа. Хотя светское окружение в нашем обществе постепенно становится все более и более враждебным по отношению к христианству и к религии вообще, нам все же не угрожает не угрожает увольнение с работы, тюрьма и смертная казнь из-за нашей веры.

За редким исключением христианину-студенту не грозит исключение из колледжа или рабочему — потеря хорошей работы. Но чем более верным становится христианин, чем больше Господь благословляет его труд, тем больше на его пути сатана будет учинять препятствия, допускать лишения и отвержение, тем жестче будет духовная битва, тем чаще и сильнее будут страдания.

Воин, находящийся на действительной службе, не имеет восьмичасового рабочего дня, с 9:00 утра до 5:00 вечера, или даже удлиненной 60–70 часовой рабочей недели. Воин находится на службе 24 часа в сутки каждый день года.

Его тело, здоровье, уменье, время — все, что он имеет — принадлежит армии, в которой он служит. Даже во время отпуска он может в любое время быть отозван в часть, причем без всяких объяснений и по любому поводу. И когда он получит опасный приказ, от него ожидают, что он подвергнет опасности свою жизнь без всяких колебаний и вопросов.

Соответственно он огражден от повседневных хлопот и не связывает себя делами житейскими. Связывает себя — перевод пассивной формы эмплеко, что буквально означает «ткать», т.е. быть опутанным множеством связей.

Павел говорит не обязательно о тех вещах, которые сами по себе являются греховными. Это не значит, что воин не должен вступать ни в какие контакты со всеми своими бывшими друзьями и окружением, но он не должен быть опутан или поглощен ими. Все это недопустимо для его воинской службы, и от этого всегда нужно отказываться. Точно так же добрый воин Иисуса Христа не позволяет себе погрузиться в земную суету, которая несовместима с выполнением его долга по отношению к Господу. Многие христиане, пастора, служители и духовно здоровые церкви чрезмерно погрузились в заботы и деятельность, которые хотя и не греховны сами по себе, но отвлекают от главной цели — служения Иисусу Христу в деле борьбы за Его Царство против сил тьмы.

Иисус признавал, что требования, выдвигаемые к верным ученикам-воинам, находящимся на действительной службе, не легко исполнить. И когда Он и Его ученики «были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лук. 9:57–62).

В притче о почве Иисус так определяет лжеверующих, вера которых кратковременная и неспасительная: «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» (Матф. 13:22). Это разновидность временных, номинальных христиан, о которых Петр говорит: «Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого» (2 Пет. 2:20).

Заботы века сего и обольщение богатством, о которых говорил Иисус Христос, принадлежат к делам житейским, которые могут помешать неверующему принять Христа, а верующим — верно служить Ему. Точно так, как доблестный воин добровольно отдает свою жизнь на служение своему отечеству, так и верный христианин добровольно отвергается себя, берет крест свой иследует за Христом (Матф. 16:24). Он скажет вместе с Апостолом Павлом:

«Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса» (Деян. 20:24).

Третьей отличительной чертой доброго воина является искреннее желание угодить военачальнику. Точно так же как и воин, но в гораздо большей степени христианин должен испытывать глубокое желание угодить своему главнокомандующему — Господу Иисусу Христу. Невозможно служить двум главнокомандующим точно так, как невозможно служить двум господам (Матф. 6:24). Самая большая надежда верных христиан — быть награжденными за верную службу и услышать от Господа такие слова: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Матф. 25:21).

Сильное желание угодить другим людям — неотъемлемое свойство падшего человека. Из-за непрерывного влияния своей ветхой природы (Ефес.4:22) даже христиане подвержены искушению быть человекоугодниками.

Многие христиане поддаются этому искушению и больше заботятся о том, чтобы угодить своим сотрудникам, соседям и друзьям, чем Господу. По некоторым причинам многие пасторы попадают в эту ловушку и стремятся больше угождать своей общине, чем Господу. Это желание неизбежно ведет к нравственному и духовному упадку, потому что угождение миру, также как и угождение плотским христианам, требует компромисса с Божьей истиной, Божьими заповедями и личной святостью. Все это требует оставления нашей первой любви к Христу. На примере ефесской церкви и той ситуации, которая сложилась там через несколько лет после того, как Павел написал это Послание к Тимофею (который был пастором в Ефесе), мы узнаем, что оставление нашей первой любви к Христу возможно даже тогда, когда мы имеем здравое учение, много терпим и трудимся для Него (см. Откр. 2:2–4). Когда это случается, мы должны вспомнить, откуда мы ниспали, и покаяться (ст. 5). Мы должны помнить о серьезном предостережении Павла: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1:10). Когда Христос — наша первая любовь, мы «стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными» (2 Кор. 5:9; 1 Фес. 2:4).

Подвижник 

“Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.” (2Тим.2:5)

В современном переводе Библии данный стих звучит так: «И если кто участвует в состязании, то не завоюет лавры победителя, соревнуясь не по правилам».

Третья образ, который Павел использует здесь, чтобы показать особенности здоровой духовной жизни — это образ атлета. Этот образ много раз встречается ивдругих его Посланиях.

Слово «подвизается»— перевод глагола атлео, что означает «соревноваться, соперничать, состязаться, бороться». Идея заключается в том, что эта борьба требует огромной решимости победить. Атлеты борются, напрягаются, состязаются, страстно желая победить.

То, какое место займет атлет — первое или второе, необязательно зависит от его таланта. Как и в басне о черепахе и зайце, менее одаренный атлет часто превосходит более сильного физически и более опытного лишь благодаря настойчивости и большей решимости победить.

Как-то, наблюдая за соревнованиями по десятиборью, я спросил своего друга, тренера:

«Кто лучший атлет среди всех этих спортсменов?» Он указал на высокого стройного молодого человека. Я спросил: «Ты думаешь, он победит сегодня?» К моему удивлению, он ответил: «Нет». Когда я спросил почему, он указал на другого атлета и сказал: «Вот этот победит, потому что у него больше решимости победить, более крепкая сила воли. Это самый крепкий спортсмен в смысле стремления к победе, которого я когда-либо видел». Конечно же, в тот день победил он. 

Мы духовно соревнуемся, конечно, не против других христиан. Попытки обогнать другого верующего далеки от духовности. Наша борьба — против нашей ветхой природы, против мира сего, против сатаны и тех, кто ему служит. Наша цель — стремиться «к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3:14).

Даже самый талантливый и решительный атлет, отдающий все усилия для борьбы, не получит приз, если будет соревноваться незаконно, то есть не по правилам.

На греческих играх, которые продолжались много веков под римским владычеством, включая и время Павла, каждый участник должен был соответствовать трем требованиям — национальности, подготовке и правилам отдельного вида спорта.

Во-первых, он должен был быть греком по национальности.

Во-вторых, он должен был готовиться к соревнованиям как минимум десять месяцев и клялся в этом перед статуей Зевса.

И в-третьих, он должен был соревноваться по определенным правилам для данного вида спорта.

Нарушение одного из этих требований автоматически вело к дисквалификации.

Подобные правила приемлемы и к духовным христианам. Мы должны родиться свыше; мы должны верно изучать и повиноваться Слову Божьему, отвергая свое «я» и пребывая в молитве, и мы должны жить согласно тем правилам и заповедям, которые Христос дал Своим ученикам.

Тот факт, что мы христиане, означает, что мы удовлетворяем требованию о рождении: мы рождены свыше. Но другие два требования удовлетворяются далеко не автоматически и требуют постоянного усилия и посвящения. Все вместе они составляют духовную дисциплину, которая и является основанием духовной зрелости. Слово «дисциплина» в греческом языке имеет тот же корень, что и слово «ученик». Дисциплинированный ученик контролирует свои чувства, порывы, правильно выбирает приоритеты и цели.

Само собой разумеется, что все серьезные атлеты должны приложить особые усилия не только во время соревнований, но также и в течение многих месяцев, даже лет, предшествующих этим соревнованиям. Обращаясь к коринфянам, которые были очень хорошо знакомы с Истмийскими играми, проводившимися поблизости, Апостол Павел риторически вопрошает: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:24–27). Победа Апостола Павла в служении зависела от его тела с его страстями и похотями, которые он должен был порабощать и усмирять.

Как Павел подчеркивает в этом отрывке, венец (стефанос), за который соревновались греческие атлеты, был тленный, а венец, за который состязаются духовные христиане, — нетленный. Это «венец [стефанос] правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:8), «неувядающий венец славы», который мы получим, «когда явится Пастыреначальник» (1 Пет. 5:4),«венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1:12; Откр.2:10) Однажды, подобно двадцати четырем старцам, мы упадем «пред Сидящим на престоле» и поклонимся Живущему во веки веков, и «положим венцы свои пред престолом» (Откр. 4:10).

Земледелец 

“Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.” (2Тим.2:6)

Четвертый и последний образ, который использует Апостол Павел для иллюстрации здоровой, духовной жизни — это образ земледельца. Земледелец трудится, чтобы собрать для себя урожай. Этим он зарабатывает себе на жизнь. В новозаветные времена работники у землевладельца часто оплачивались долей урожая, который они помогали сажать, выращивать и собирать.

Трудящийся земледелец получал не только наибольшую долю, но он первым вкушал от плодов. Учитель получает награду, зная, что он обогатил жизнь своих учеников, воин получает награду, угождая своему военачальнику, атлет получает свою награду в виде приза, а земледелец получает свою награду в виде первой и лучшей части собранного урожая.

Трудящийся — причастие от глагола копиао обозначает «интенсивно трудиться и работать до пота и, если необходимо, до полного изнеможения».

Прилежный земледелец начинает свой нелегкий труд очень рано и оканчивает поздно, он подвергается холоду и жаре, дождю и засухе, он вспахивает почву независимо от того, твердая она или мягкая, он не ожидает хорошего настроения, потому что погода не ждет его. И если наступило время сажать, он должен сажать, и если появились сорняки, он должен выполоть их, а когда созрел урожай, он должен его собрать. Что же заставляет человека так тяжело трудиться? Урожай!

Учитель часто получает радость от того, что созидает ум своих учеников, воин часто испытывает восхищение от битвы, а атлет от соревнования.

Большинство же рабочих часов земледельца — однообразны, утомительны и невосторжены. И земледелец, в отличие от учителя, воина и атлета, часто трудится в одиночестве. У него нет учеников, которые бы подбодрили его, нет соратников по оружию, которые бы выручили его, нет друзей по команде и толпы болельщиков, которые бы поддержали его.

Жизнь многих христиан похожа на жизнь земледельца. Хотя у них ибывают временами восторг и особая радость, их обыденная жизнь часто сама по себе непривлекательна и неблагодарна. Но каковы бы ни были повседневные обстоятельства, все верные христиане имеют Божье обетование, благословения и награды. Нам могут не доплачивать зарплату, с нами могут обращаться не порядочно, как начальники, так и сотрудники, другие христиане могут не понимать нас и не ценить, но награда Христова Своим верным ученикам никогда не будет приуменьшенной, нечестной, запоздалой или забытой.

Наши добрые дела не имеют ничего общего с удержанием спасения, как ничего они не имели общего и с получением спасения, но они имеют все общее с подтверждением реальности нашего спасения (Фил. 2:12). Мы не только «Его творение», как напоминает нам Павел, но мы «созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефес.2:10) Когда верующие предстанут перед Его судилищем (греческое слово бема, которое означает место на котором восседает судья) Христовым, то «каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду» (1 Кор. 3:13–14).

Вывод  

“Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.” (2Тим.2:7)

Существуют определенные вещи, которые духовный христианин должен вытерпеть, например, страдания за веру. Существуют определенные вещи, которых он должен избегать, например, погружение в житейские дела.

Существуют определенные указы, которым он должен повиноваться, а именно заповеди Господни. Существуют определенные задания, которые он должен выполнять, включая те, которые кажутся бытовыми и обыденными. И точно так мы встретимся с тем, что будет приносить нам радость, победу и награды за преданность, бескорыстие и подвижническую жизнь. Через Своего Апостола Господь заверяет нас: «Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58).

«Разумей, что я говорю», — продолжает Павел. Глагол ноэо (разуметь) используется в Новом Завете только единожды — в данном отрывке. Он обозначает ясное представление в уме, полное понимание, тщательное размышление и обдумывание. Глагол стоит в повелительном наклонении, обозначая, что Павел дает строгое повеление, а не просто совет.

Апостол говорил Тимофею и по-прежнему говорит современным верующим: «Под водительством Божьим обдумывайте и следуйте тому, что я сказал. Посмотрите на свою жизнь и задайте себе вопрос: сильный ли я христианин, духовный ли, зрелый ли? Посвящаю ли я себя защите и распространению Слова Божьего? Отвергаю ли я себя и ставлю ли ни во что свою жизнь, чтобы верно служить Господу? Выдерживаю ли правильную дистанцию между собой и мирскими делами? Готовлюсь ли я постоянно, чтобы служить своему господину? Понимаю ли я, что такое самоотречение и самопожертвование? Согласен ли я заплатить ту цену, которую Он требует?» Если вы можете ответить на эти вопросы утвердительно, то Божье обетование «даст тебе Господь разумение во всем» относится и к вам. И тогда мудрость и откровение будут вести вас через все трудности к победе.

С уважением Андрей

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий