Сверхъестественная жизнь – часть 1

Сверхъестественная жизнь христиан

 

"Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве" (Рим.12:9-13)
 
 
В нашем обществе слишком большое внимание уделяется спорту, отдыху, развлечениям и эмоциональному удовлетворению, и общество расплачивается за последствия такого дисбаланса. Когда эти занятия превосходят разумные пределы, они становятся бросающимися в глаза признаками мелочности, поверхностности и часто упадочности общества, насаждающего их. "Телесное упражнение мало полезно, – предупреждает Павел, – а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей" (1 Тим. 4:8).
 
Теодор Рузвельт однажды сказал: "Америку разрушат стремление к процветанию любой ценой, стремление к спокойствию, сколько бы оно ни стоило, стремление к безопасности, которая ставится выше долга, любовь к легкой жизни и стремление к наживе". Это наблюдение не потеряло своей актуальности и до сих пор.
 
Только подчиненная самодисциплине жизнь может быть плодотворной и приносить настоящее удовлетворение. Сказанное, несомненно, относится и к христианской жизни. Наше духовное водительство и сила идут от Господа, но Он может эффективно действовать в нашей жизни, только когда она подчинена Ему. "Все подвижники воздерживаются от всего, – напомнил Павел церкви в Коринфе, – те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным" (1 Кор. 9:25-27).
 
Только дисциплинированный ум может ясно мыслить и использоваться Господом для правильного понимания и провозглашения миру Его истины. Лишь дисциплинированный ум способен правильно оценить в свете этой истины идеалы и моральные нормы мира и противостоять им. Точно так же только подчиненная дисциплине христианская жизнь может быть убедительным и действенным примером и в церкви, и перед миром.
 
В своей книге "Дисциплинированная жизнь" ("The Disciplined Life") Ричард Шейли Тейлор пишет:
 
"Дисциплинированным характером обладает человек, достигший равновесия благодаря тому, что научился управлять всеми своими силами и дарами… Такой человек непоколебимо выполняет свой долг. Им движет чувство ответственности. Он обладает внутренними силами и ресурсами, которые вызывают удивление у более слабых душ. Он воспринимает несчастья как должное и заставляет их служить себе. Когда трудности становятся слишком тяжелы и наносят ему удары, которые он не может отразить, он сгибается под ними, но не покоряется им. Его дух по-прежнему высоко парит".
 
Проще говоря, самодисциплина – это готовность подчинить собственные желания и стремления самоотверженному и Божественному, отказ от привлекательного и легкого ради праведного и необходимого. Для христиан самодисциплина – это покорность Божьему Слову, готовность все в жизни – физическое и эмоциональное, социальное и интеллектуальное, моральное и духовное – подчинить Божьей воле, Божьему управлению и Божьей славе.
 
Абсурдно и небиблейски верить, что кто-либо сможет жить настоящей плодотворной христианской жизнью только за счет благих намерений и теплых чувств к Господу и Его работе. Христианская жизнь – ответственная жизнь, и по сути ответственность означает определенные принципы и нормы. Для христиан это Божественно явленные принципы и нормы, исполнения которых Бог требует от всех Своих детей. Именно из-за того, что мы несем ответственность, Бог наказывает нас, когда мы не повинуемся Его Слову и игнорируем Его волю.
 
"И забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам, – сказано в Послании к Евреям, – "сын мой! Не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает: бьет же всякого сына, которого принимает". Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?.. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности" (Евр. 12:5-7, 11; ср. Прит. 3:11-12).
 
В 17-м столетии англичанин Роберт К. Чепмен писал: "Видя, что многие проповедуют Христа и лишь единицы живут Им, я всегда стремился жить Христом". Близкий друг Чепмена, Дж. Н. Дарби сказал о нем: "Его жизнь – воплощение того, чему я учу".
 
Об известном английском авторе 19-го столетия Уильяме Арноте говорили: "Он хорошо проповедует. Еще лучше пишет. А самое лучшее – это сама его жизнь". Необходимо, чтобы о каждом христианине можно было сказать, что его жизнь – наилучшая.
 
Один юноша спросил однажды меня: "Как вы можете знать, настоящий ли вы христианин? Откуда вы знаете, что действительно пребываете во Христе?" Я ответил: "Единственная возможность узнать, оправданы ли мы, дана ли нам праведность и приняты ли мы в Его семью, – заглянуть в свое сердце и проанализировать свою жизнь. Если Христос – наш Спаситель и Господь, то самое сильное желание нашего сердца – служить Ему и быть угодным Ему, и это желание будет выражаться в стремлении к святости и праведности". Это не значит, что наша жизнь совершенна, или что мы никогда не оступаемся в нашей верности и покорности, но общая направленность нашей жизни будет благочестивой, и нашим наивысшим желанием будет все больше и больше уподобляться Христу.
 
Хотя Джулиан Хаксли отвергал Библию и Бога, он верно заметил, что "быть христианином не означает отдать часть себя, это значит отдать всего себя". Генри Драммонд, близкий друг Д. Л. Муди, сказал: "Не существует платы за вход в Божье Царство, но за пребывание там надо отдать все".
 
Оправданный по Божьей благодати человек, который представил свое тело "в жертву живую, святую" (Рим. 12:1) и использует духовные дарования, данные ему Господом (ст. 3-8), будет жить чистой духовной жизнью. Иными словами, человек, который действительно спасен, будет свидетельствовать о спасении образом своей жизни. Христианская жизнь – сверхъестественная жизнь, поскольку послушная, дисциплинированная и продуктивная христианская жизнь направляется и вдохновляется Божьим Духом. В этом смысле это отличающаяся от обычной жизни неестественная жизнь, недостижимая для невозрожденного.
 
Сверхъестественная жизнь – жизнь, достойная "благовествования Христова" (Фил. 1:27). Жить сверхъестественно значит иметь "те же чувствования, какие и во Христе Иисусе" (2:5) и смиренно "со страхом и трепетом [совершать] свое спасение" (2:12). Но совершение спасения происходит не нашей силой, как не совершается нашей силой и новое рождение. "Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению" (2:13).
 
Короче говоря, сверхъестественная жизнь подчиняет нашу внешнюю жизнь нашей внутренней жизни, жизни искупленной и очищенной, святой природе, которой мы обладаем в Христе, являя на практике нашу праведность и новое творение.
 
Однако сверхъестественная жизнь – это не мистическая, трудноописуемая жизнь, основанная на неуловимых добрых побуждениях и искренних намерениях. Это настоящая жизнь, которая есть результат сознательной покорности Божьим нормам праведности; жизнь, соответствующая предопределенному Богом. Жить такой жизнью значит думать, говорить и поступать в соответствии с Божьим Словом и Его волей.
 
Сверхъестественная жизнь – это свободная жизнь, поскольку больше не существует рабства греху. Но это также и покорная жизнь, поскольку она неразрывно связана с праведной волей Бога. "Благодарение Богу, – сказал Павел ранее в этом послании, – что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности" (Рим. 6:17-18). Каждый христианин может сказать вместе с Мартином Лютером: "Моя совесть – пленница Божьего Слова".
 
В Рим. 12:8 Павел заложил богословское основание оправданной, очищенной и преданной христианской жизни. Далее в послании он конкретно говорит о том, как должны жить верующие, чтобы пребывать в покорности Божьему Слову и Его имени. Призыв к практической святой жизни – кульминация этого ценного послания.
 
В 12:9-21 Павел приводит обстоятельный, но не исчерпывающий список основополагающих свойств сверхъестественной христианской жизни. По сути он говорит то же, что годом ранее говорил коринфским верующим: "Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием" (2 Кор. 7:11). За все, что Бог сделал для нас, и за все, что Он дал нам, мы должны отвечать Ему искренней, покорной, исполненной Духа жизнью. "Мы – Его творения, – объяснил Павел церкви в Ефесе, – созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Ефес. 2:10). Спасение предназначено для того, чтобы создать в нас ясный образ богоугодной, праведной жизни. Мы принесем некий плод, но Господь хочет, чтобы мы принесли много плодов для Его славы (см. Иоан. 15:8). Все это будет желанием нового внутреннего человека, и Павел убеждает верующих подчинить свою плоть этим внутренним святым стремлениям и явить эти добродетели в своей жизни. Эти качества не чужды нашей природе, но они расходятся с нашими желаниями; поэтому когда мы подчиним себя Слову и Духу, эти качества станут реальностью.
 
В Рим. 12:9-21 Павел делает около двадцати пяти различных, но тесно связанных между собой призывов. Любой верующий, честно оценивающий свою жизнь с точки зрения этих норм, не может не признать, что он очень далек от совершенства, которого желает его внутренний человек. Однако, с другой стороны, живущий под водительством Духа верующий увидит, что благодаря Духу эти наставления проявляются в его жизни все больше и больше. Честный взгляд на нашу жизнь с точки зрения этих принципов покажет, что мы не способны соблюсти некоторые из них и что мы достигли успеха в соблюдении других. Там, где нас постигла неудача, нам следует просить о Божьей помощи. А там, где мы достигли успеха, мы должны благодарить Бога и восхвалять Его.
 
Все наставления относятся к четырем общим категориям, составляющим как бы все увеличивающийся круг, выходящий за рамки личного и достигающий самого широкого социального применения. Вот эти категории: личные обязанности (ст. 9); семейные обязанности (ст. 10-13); общественные обязанности перед другими людьми (ст. 14-16); долг перед врагами (ст. 17-21).
 
 

Личные обязанности

 

"Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру" (12:9)
 
 
В этом трехгранном требовании (см. также ст. 11,12,16) Павел говорит о трех обязанностях в сверхъестественной жизни.
 
 
"любовь да будет непритворна" (12:9а)
 
 
Первое требование – любовь да будет непритворна. Наивысшая добродетель христианской жизни – любовь. Не вызывает сомнений, что слово "агапе" (любовь) редко использовалось в языческой греческой литературе, поскольку оно означало бескорыстную, самоотверженную преданность, которая была абсолютно не свойственна этой культуре. Такая любовь часто высмеивалась и презиралась как признак слабости. Но в Новом Завете такая любовь провозглашается наивысшей добродетелью, которой подчинены все остальные добродетели. Любовь "агапе" сосредоточена на потребностях того, кто любим, на его благополучии и готова заплатить любую цену, если это необходимо, чтобы восполнить его потребности и способствовать его процветанию.
 
Сам Бог "есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Иоан. 4:16). Иисус недвусмысленно заявил, что и в Ветхом, и в Новом Завете наивысшие заповеди таковы: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим" и "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Матф. 22:37-39). Далее Он сказал: "На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (ст. 40). Вторя этой истине, Павел говорит в Послании к Римлянам: "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон" (13:8; ср. ст. 10).
 
Любовь для христианина важнее любого другого духовного дарования. "А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, – объяснил Павел коринфским верующим, – но любовь из них больше" (1 Кор. 13:13; ср. 12:31). Поэтому не удивительно, что первый "плод же духа: любовь" (Гал. 5:22) и именно благодаря любви к нашим братьям верующим "узнают все, что вы Мои [Христовы] ученики" (Иоан. 13:35). Павел молился за фессалоникийских верующих: "А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг ко другу и ко всем, какою мы исполнены к вам" (1 Фес. 3:12; ср. 1 Иоан. 3:18). "В великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах" служил Павел народу Господнему "в Духе Святом, в нелицемерной любви" (2 Кор. 6:4-6).
 
Петр призывал всех верующих проявлять друг к другу такую же искреннюю любовь: "Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца" (1 Пет. 1:22). Ниже в послании апостол повторяет это требование: "Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов" (1 Пет. 4:8).
Искренняя любовь неотделима от сверхъестественной жизни, поэтому Ап. Иоанн говорит: "Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти" (1 Иоан. 3:14). Иными словами, если в поступках человека отсутствуют признаки любви "агапе", он не в праве рассчитывать на Христа и вечную жизнь.
 
Еврейке, живущей неподалеку от нашей церкви, отказались в ее синагоге дать консультацию по вопросам брака, потому что ей нечем было заплатить за это. Огорченная, она была вынуждена обратиться за помощью в ближайшую религиозную организацию. Однажды воскресным утром, когда она проходила мимо нашей церкви, незаметно для себя она решила зайти. Позже она объясняла, что к своему Мессии и Спасителю ее привело в этот день то, что члены нашей церкви проявляли друг к другу великую любовь.
 
Любовь, о которой говорили Павел, Петр и Иоанн, – это настоящая любовь, искренняя и пламенная, абсолютно непритворная и лишенная эгоцентризма. Христианская любовь чиста, простосердечна и неподдельна.
 
Притворство – полная противоположность любви "агапе" и совершенно несовместимо с ней. Эти два явления не могут сосуществовать. Притворство становится злом только из-за неверия. Наибольший лицемер, о котором говорится в Св. Писании, – Иуда – был также и самым большим эгоистом. Для достижения своих эгоистических целей он притворялся, что предан Христу. Его притворство и эгоизм проявились, когда он предал Иисуса за тридцать сребреников. Поясняя этот стих из Послания к Римлянам, богослов Джон Мюррей писал: "Если любовь – сущность добродетелей, а лицемерие – сущность зла, то насколько же противоестественно их соединение".
 
 
"отвращайтесь зла" (12:9б)
 
 
Второе страстное желание нового человека и обязанность в сверхъестественной жизни – отвращаться зла. Ненависть к злу – оборотная сторона любви, которая по самой своей сути не может одобрить зло, любовь "не радуется неправде, а сорадуется истине" (1 Кор. 13:6). Зло – полная противоположность святости, а следовательно и благочестия. Точно также как "начало мудрости – страх Господень" (Прит. 9:10), "страх Господень – ненавидеть зло" (Прит. 8:13). Дитя Божие ненавидит зло, поскольку Бог ненавидит зло.
 
Зло – враг Господа и любви, и его надо отвергать так же горячо, как горячо мы жаждем любви. Именно поэтому псалмопевец требует: "Любящие Господа, ненавидьте зло!" (Пс. 97:10). Искренне любящий христианин будет искренне отвращаться зла. Из-за великой любви к Богу Давид сказал: "Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать" (Пс. 100:4). Настоящий верующий не может терпеть присутствие зла, он избегает любых проявлений и любых разновидностей зла.
 
Даже великий апостол боролся с грехом. Ранее в этом Послании Павел признал: "А я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое" (Рим. 7:14-15, 19-21). Иными словами, когда верующие опускаются до греха, их внутренняя благочестивая природа решительно осуждает это.
 
Ап. Иуда увещевает: "А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни. И к одним будьте милостивы, с рассмотрением; а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотию" (Иуд. 20-23). Другими словами, свидетельствуя неспасенным, нам следует быть внимательными, чтобы в страстном желании привлечь их не совершить грехов, от которых их необходимо освободить. Врачи и медицинский персонал призваны помогать тем, кто болен даже самыми опасными болезнями, но они принимают все меры, чтобы защитить себя от этих болезней.
 
"Димас оставил меня, возлюбив нынешний век", – с горечью сообщал Павел Тимофею (2 Тим. 4:10). Любовь Димаса к греху была больше его любви к Господу, Его народу и Божьей работе.
 
Кто-то сказал, что единственная возможность защититься от греха – это испытывать шок при встрече с ним. Но постоянная бомбардировка нашего сознания телевидением, газетами, журналами, кино и книгами, пропагандирующими аморальность, насилие и извращения современного общества, делает почти невозможным шок от чего бы то ни было. К огромному сожалению многие христиане регулярно развлекаются, участвуя в абсолютно неблагочестивых действиях; возможно, они полагают, что обладают иммунитетом от инфекции греховности просто потому, что они христиане.
 
Искренняя ненависть к злу вызывает стремление избегать его. Это желание соответствует сказанному в Псалтыре: "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей" (1:1). Мы не можем заигрывать с грехом и не совершать его. Отказываясь от вовлечения в самые малые, кажущиеся безвредными и привлекательными проявления греха, праведный человек находит удовольствие "в законе Господа… и о законе Его размышляет он день и ночь" (ст. 2).
 
Даже среди язычников Коринф был известен как "греховный город", и многим верующим коринфской церкви было очень трудно переменить способ своей жизни. Павел предупредил их, что единственный разумный ответ на все искушения, связанные с сексуальной распущенностью и идолопоклонством, – избегать их (см. 1 Кор. 6:18; 10:14). Он предостерегал Тимофея, что "корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям" (1 Тим. 6:10). И снова его совет прост и прям: "Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости" (ст. 11). Во 2-ом послании к Тимофею Павел снова повторяет этот совет: "Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца" (2 Тим. 2:22). Невозможно стремиться к праведности и проявлять терпимость к злу.
 
"Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его, – сказано в Притчах Соломоновых, – глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и посевающий раздор между братьями" (Прит. 6:16-19). Конечно, это далеко не исчерпывающий список, но он дает представление о бесчисленных грехах, которые придумывает человек, чтобы ослушаться Господа и отвергнуть Его.
 
Чем чаще мы встречаемся с грехом, тем сильнее должны противостоять ему, независимо от того, насколько сильно мы искушаемы. Мы должны все испытывать, хорошего держаться, удерживаться от всякого рода зла (см. 1 Фес. 5:21-22). Поскольку мы познали "ум Господень" (1 Кор. 2:16), мы должны подобно Ему любить праведность и ненавидеть грех (см. Евр. 1:9). Мы должны любить то, что любит Он, и ненавидеть то, что Он ненавидит.
 
 
"прилепляйтесь к добру" (12:9в)
 
 
Третья личная обязанность в сверхъестественной жизни – прилепляться к добру. Глагол "коллао" (прилепляться) происходит от "колла" (клеить) и употреблялся в различных смыслах – физическом, эмоциональном, духовном. Будучи слугами Иисуса Христа, мы должны "приклеить" себя к добру (агафос), праведному и достойному по своей сути.
 
Добро – это то, что "истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно". И "что только добродетель и похвала, – продолжает Павел, – о том помышляйте" (Фил. 4:8).
 
В 1 Фес. 5:21-22 апостол дает похожие указания: "Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла". Это ясный призыв различать, вдумчиво и внимательно оценивать все, чтобы суметь принять решение, что следует отвергнуть, а к чему прилепиться.
 
Как уже объяснил Павел, чтобы найти добро и следовать ему, "не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума… чтобы… познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим. 12:2). Когда мы отделим себя от всего мирского и проникнемся Словом Божьим, доброе все больше и больше будет вытеснять злое.
 
 

Долг перед семьей детей Божьих

 

"Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве" (12:10-13)
 
 
Второй аспект сверхъестественной жизни имеет более широкое измерение – он касается долга верующего перед братьями в Божьей семье.
 
 
"будьте братолюбивы друг ко другу" (12:10а)
 
 
Приводимый Павлом список десяти "семейных" обязанностей начинается с заповеди: "Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью".
 
Выражение "братолюбивы" и "с нежностью" близки по своему значению. "С нежностью" – перевод греческого "филосторгос", состоящего из "филос" (друг, дружеский, дружеская любовь) и "сторге" (естественная любовь в семье, не основанная на личной привлекательности или желании). Слово "братолюбие" – перевод греческого "филаделфиа", состоящего из "филео" (иметь нежные чувства) и "аделфос" (брат). В Божьей семье мы должны испытывать нежную братскую любовь друг ко другу.
 
Братолюбие и нежность – одни из признаков, по которым мир узнает, что мы принадлежим Христу. "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан. 13:35). Эта любовь не может быть предметом выбора для верующих. Она не только необходима, но и неизбежна, поскольку "всякий, любящий Родившего, любит и рожденного от Него" (1 Иоан. 5:1). По сути, как сказал ранее Ап. Иоанн: "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" (4:20).
 
Братолюбие отражает природу христиан. Вот почему Павел мог сказать: "О братолюбии же нет нужды писать к вам, ибо вы сами научены Богом любить друг друга" (1 Фес. 4:9). Будучи научены Богом, истинные дети Божьи интуитивно знают, что необходимо любить своих духовных братьев и сестер. По той причине, что Бог – наш общий небесный Отец, любовь друг к другу должна быть такой же обычной и естественной, как и нежная любовь членов одной семьи друг к другу. Апостол Иоанн убедительно подтверждает эту истину. "Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна; а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза" (1 Иоан. 2:9-11). В следующие главе апостол использует еще более сильные слова: "Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего… А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною. И вот, по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши" (1 Иоан. 3:10,17-19).
 
 
"в почтительности друг друга предупреждайте" (12:10б)
 
 
Если мы действительно "братолюбивы друг ко другу с нежностью", то само собой разумеется, что мы будем предупреждать друг друга в почтительности. Здесь имеется в виду смирение: мы не должны думать о себе слишком высоко (см. Рим. 12:3). "Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя" (Фил. 2:3).
 
"Проэгеомаи" (предупреждайте) означает опережать, лидировать. Но здесь речь идет не о выпячивании своей важности и достоинства, а о прямо противоположном – о почтении к братьям, выраженном в том, чтобы считать их первыми.
 
Почитать не значит льстить, лицемерно хвалить в надежде услышать похвалу в ответ или чтобы добиться расположения того, кого хвалят. Речь идет об абсолютно противоположном. Почитать значит выказывать искреннее уважение и восхищение друг ко другу в Божьей семье. Мы должны выказывать уважение, признавать достижения других людей, проявлять искреннюю любовь, в которой нет места ревности и зависти, не имеющими ничего общего с "агапе" и "филаделфиа".
 
 
"в усердии не ослабевайте" (12:11а)
 
 
"В усердии не ослабевайте" можно перефразировать так: "Не ленитесь проявлять рвение и усердие". Несколькими стихами ранее Павел сказал, что христианин, обладающий даром начальствования, должен проявлять его с усердием (см. ст. 8).
 
Усердие, о котором говорится в Рим. 12, имеет отношение ко всему, что делают верующие в сверхъестественной жизни. Все, что заслуживает совершения в виде служения Господу, заслуживает восторженного и заботливого отношения. Иисус сказал Своим ученикам: "Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать" (Иоан. 9:4).
 
Господь знал, что время Его земного служения ограничено и каждый момент в служении Его Отцу на земле следует считать самым важным. Павел наставлял верующих в галатийских церквях: "Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере" (Гал. 6:10; ср. 2 Фес. 3:13).
 
В Господней работе нет места лени и праздности. "Все, что может рука твоя делать, – советовал Соломон, – по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Еккл. 9:10). Все, что мы делаем для Господа, должно быть выполнено в нынешней жизни.
 
Леность в христианской жизни не только не дает совершиться добру, но и позволяет процветать злу. "Итак смотрите, поступайте осторожно, – наставлял ефесян Павел, – не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы" (Ефес. 5:15-16). "Нерадивый в работе своей – брат расточителю" (Прит. 18:9). Чтобы разрослись сорняки, садовнику нужно всего лишь перестать уделять внимание саду.
 
Господь вознаграждает тех, кто служит Ему с усердием. "Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послуживши и служа святым. Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца; дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования" (Евр. 6:10-12).
 
 
"духом пламенейте" (12:11б)
 
 
В то время как усердие касается, главным образом, самого действия, выражение "пламенеть духом" характеризует позицию, отношение. Буквально "зео" означает кипеть, а в переносном смысле – пламенеть. Речь идет не о том, чтобы накалиться до точки кипения и утратить контроль над собой, но чтобы подобно паровому двигателю обладать достаточной температурой, чтобы произвести энергию, необходимую для выполнения работы. Этот принцип нашел свое воплощение в жизни Генри Мартина, неутомимого миссионера, служившего в Индии, чьим главным желанием было "сгореть для Бога".
 
Одна из самых древних земных бед – недостаток энтузиазма. Большинство людей могли бы привести внушительный список своих неудач, которые просто результат безразличия и недостаточной преданности делу. Рвение подразумевает решимость и упорство, а не только добрые намерения. "Делая добро, да не унываем, – учит Павел, – ибо в свое время пожнем, если не ослабеем" (Гал. 6:9).
 
Даже до того, как он полностью понял Благую весть, Аполлос, "горя духом, говорил и учил о Господе правильно" (Деян. 18:25). Но не было в раннехристианской церкви верующего, пламенеющего духом сильнее Павла, более неутомимого в Господней работе. "И потому я бегу не так, как на неверное, – говорил он, – бьюсь не так, чтобы только бить воздух" (1 Кор. 9:26); "для чего я и тружусь" (Кол. 1:29).
 
 
"Господу служите" (12:11в)
 
 
Служению Господу, как и горение в духе, следует всегда уделять первостепенное внимание. Все, что мы делаем, прежде всего должно согласовываться с Божьим Словом и, во-вторых, быть настоящим служением Ему и для Его славы. Строгая приверженность Господу намного усилила бы плодотворность церковной деятельности.
 
Павел никогда не забывал об этой основополагающей цели. Он начинает это послание с торжественного заявления о том, что он служит Богу "духом [своим] в благовествовании Сына Его" (Рим. 1:9).
 
Чтобы описать христианское служение, Павел в Рим. 12 использует три разных слова. В ст. 1 он использует слово "латреиа", которое переводится как "служение". Это греческое слово подчеркивает необходимость благоговейного отношения к служению. Второе слово – "диакониа", обозначающее практическое служение. В ст. 11 он использует слово "доулео", обозначающее служение раба, главная цель существования которого – исполнять волю хозяина.
 
Павел считал себя прежде всего рабом Иисуса Христа. Именно так он называет себя в начале этого послания (см. Рим. 1:1), а также в Послании к Филиппийцам (1:1) и в Послании к Титу (1:1).
 
Как мы служим Господу не благодаря своим собственным силам, так и приходим к Нему не благодаря своим собственным усилиям. Наша главная цель – служить Господу Иисусу Христу, и Он дает нам силы выполнить это служение. "Для чего я и тружусь, – свидетельствовал Павел,- и подвизаюсь силою Его, действующего во мне могущественно" (Кол. 1:29).
 
 
"утешайтесь надеждою" (12:12а)
 
 
Верующий, живущий сверхъестественной жизнью, неизбежно испытывает противодействие со стороны мира, а иногда даже вспышки негодования со стороны братьев христиан. Даже спустя годы верного служения Господу некоторые видят очень мало или вообще не видят главных результатов своей работы. "Ибо мы спасены в надежде, – уже объяснил Павел. – Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении" (Рим. 8:24-25).
 
Утешаясь надеждою, знаем, что если мы "тверды, непоколебимы", всегда преуспеваем в деле Господнем, то труд наш "не тщетен пред Господом" (1 Кор. 15:58). И мы можем надеяться услышать однажды: "Хорошо, добрый и верный раб" (Матф. 25:21). В 2 Тим. 4:8 сказано: "А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный… всем возлюбившим явление Его".
 
 
"в скорби будьте терпеливы" (12:12б)
 
 
Поскольку мы можем утешаться надеждой, мы можем также быть терпеливы и в скорби, какой бы она ни была. Мы способны противостоять любым неудачам и выносить любые страдания, поскольку обладаем полной уверенностью в отношении конечного результата своей жизни. Вот почему Павел мог так уверенно сказать: "Хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от тернения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим. 5:2-5).
 
 
"в молитве будьте постоянны" (12:12в)
 
 
Не вызывает сомнений, что одна из причин, по которой Господь позволяет, чтобы Его дети испытывали скорби, это желание привести их к Себе. Верующий, обладающий силой быть терпеливым в испытаниях, огорчениях, неудачах и несчастьях, иногда даже в потерях и лишениях, будет молиться больше, чем просто от случая к случаю. Он будет постоянен в молитве, общение с Господом станет неотъемлемой частью его жизни. Такими мы должны быть независимо от обстоятельств нашей жизни.
 
"Проскартерео" (проявлять постоянство) буквально означает твердо держаться чего-либо, проявляя при этом стойкость и непоколебимость. Именно с таким постоянством в молитве поклонялись Богу ранние христиане и до и после сошествия Святого Духа на Пятидесятницу (Деян. 1:14; 2:42). Чтобы дать апостолам возможность посвятить себя молитве и служению Слову (см. Деян. 6:4), в церкви впервые были назначены диаконы.
 
Подобно тому как дыхание составляет часть физической жизни, постоянная и упорная молитва должна быть неотъемлемой частью духовной жизни христианина. Победоносный христианин молится "духом… и умом" (1 Кор. 14:15). Когда он молится своим духом, он молится и Духом Святым (Иуд. 20, ср. Ефес. 6:18). Он молится непрестанно (см. 1 Фес. 5:17). Поэтому Павел наставлял Тимофея, "чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки" (1 Тим. 2:8).
 
 
"в нуждах святых принимайте участие" (12:13а)
 
 
Следующие два принципа, приводимые Павлом, кажутся скорее светскими, чем духовными. Но эти качества проявлял Сам Господь во время земного служения, и ими был хорошо известен Павел. Сверхъестественная жизнь имеет внешнее проявление, и удовлетворение нужд братьев верующих важнее, чем удовлетворение собственных нужд.
 
"Принимать участие" – перевод греческого "коинонео", означающего участвовать, разделять. Существительное "коинониа" часто переводят как "общение" или "товарищество". Речь идет об общности и партнерстве, предполагающем взаимную помощь. Дух братской общности явно присутствовал в раннехристианской церкви, так как верующие после Пятидесятницы "постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении [коинониа] и преломлении хлеба и в молитвах… Все же верующие были вместе и имели все общее [коина] (Деян. 2:42, 44; ср. 4:32). Петр использовал это слово, говоря о нашем участии [коинонео] в Христовых страданиях (1 Пет. 4:13).
 
Однако, так как особый упор в данном тексте делается на такой стороне братской общности как даяние, то здесь употреблено выражение "принимайте участие". Одну из форм этого слова Павел использовал, наставляя Тимофея: "Богатых в настоящем веке увещевай… чтобы они… были щедры и общительны [коиноникос]" (1 Тим. 6:17-18).
 
С точки зрения общества мы законно владеем своим имуществом, но перед Господом у нас нет ничего. Мы распоряжаемся лишь тем, чем Он благословил нас. И одна из наших самых главных обязанностей как Его распорядителей – использовать наши личные возможности, чтобы принимать участие в нуждах святых, наших братьев и сестер в Христе.
 
В притче о добром самарянине Иисус объяснил, что мы должны использовать все свои возможности, чтобы помогать каждому, кто в этом нуждается. Но еще более важный наш долг – служить братьям христианам. "Итак, доколе есть время, – говорил Павел, – будем делать добро всем, а наипаче своим по вере" (Гал. 6:10).
 
 
"ревнуйте о странноприимстве" (12:13б)
 
 
Последняя обязанность перед братьями по вере, о которой упоминает здесь Павел, – ревность о странноприимстве. Буквально это место в греческом тексте звучит так: "Следуйте любви к странникам". Другими словами, мы должны не только удовлетворять нужды этих людей, верующих и неверующих, встречающихся на нашем пути, но и должны искать возможность помочь им. "Страннолюбия не забывайте, – сказано в Послании к Евреям, – ибо чрез него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам" (Евр. 13:2).
 
В настоящем тексте Павел обращается ко всем верующим, но он дает также понять, что служители церкви должны быть примером гостеприимства. Пресвитеры должны быть страннолюбивы, любить добро, быть целомудренны, справедливы, благочестивы и воздержанны (см. Тит. 1:8).
 
Эту добродетель, как и все остальные, следует проявлять без лицемерия и корысти для себя. Увещевание Иисуса, обращенное к пригласившему Его фарисею, относится также ко всем Его последователям: "Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных" (Лук. 14:12-14).
 
Из-за того, что в Новозаветные времена было мало гостиниц, они были дороги и часто опасны, христианские семьи обычно открывали двери своих домов для верующих, проходивших через их город. В отличие от Павла, который всегда старался оплачивать свои расходы самостоятельно, многие странствующие проповедники и учителя целиком полагались на поддержку своих братьев во Христе. Иоанн хвалил Гаия за его щедрость в подобной ситуации: "Возлюбленный! Ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников; они засвидетельствовали пред церковью о твоей любви; ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога, ибо они ради имени Его пошли, не взявши ничего от язычников. Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине" (3 Иоан. 5-8).
 
Ап. Петр говорил, что мы должны быть "страннолюбивы друг ко другу без ропота" (1 Пет. 4:9). То есть мы должны рассматривать нашу гостеприимность как приятную привилегию, а не как тяжелую обязанность. Об Онисифоре, который проявлял это благодеяние в отношении Павла, апостол писал: "Он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь" (2 Тим. 1:16-18).
 
 
С уважением Андрей

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий