Облекитесь в Господа Иисуса Христа

праведные одежды

 

"Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти" (Рим.13:11-14)
 
 
Заявив о том, что благочестивая любовь выполняет закон (13:8-10), Павел сосредотачивает свое внимание на том, что верующим крайне необходимо все больше и больше уподобляться их Господу и Спасителю, Иисусу Христу, Который Сам источник и сила Божественно требуемой любви. Мы должны облечься в Господа нашего Иисуса Христа (см. ст. 14а). Эта фраза подводит итог освящению (тема глав 12-16), продолжающемуся духовному росту тех, кто стал детьми Божиими через веру в Его Сына, Иисуса Христа. Преданный, послушный, любящий христианин растет духовно, чтобы все больше и больше уподобляться Иисусу Христу. Когда мы облекаемся в Христа, Его праведность, истина, святость и любовь все больше и больше проявляются в нашей жизни светильники. Его характер отражается в нас.
 
Интересно, что неверующие язычники из Антиохии Сирийской были первыми, кто ради насмешки назвал последователей Христа "христианами" (см. Деян. 11:26); буквально это означало "маленькие Христосики". Вскоре в устах язычников и иудеев слово приобрело презрительное звучание. Когда неверующий иудей, царь Агриппа, "сказал Павлу: ты не много не убеждаешь меня сделаться Христианином" (Деян. 26:28), явно присутствующая в его словах насмешка указывает на то, что он не считает это название заслуживающим уважения и почтения. В Новом Завете лишь однажды встречается другое употребление слова "христианин" – в 1-ом Послании Петра, где он поддерживает братьев верующих такими словами: "А если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь" (1 Пет. 4:16). Он как бы говорит: "Если преследователи высмеивают тебя, называя христианином, не стыдись, но принимай это как знак чести, потому что это объединяет тебя с Божьим Сыном и твоим Спасителем и таким образом прославляет твоего Небесного Отца. Как христианин ты должен хотеть, чтобы тебя отождествляли с Христом, ты должен хотеть быть похожим на Него".
 
Практическое значение перемены в образ Христа можно понять при помощи простого сравнения с облечением в одежды. Освящение – это облечение в Христа. Образ облечения в одежды как символ нравственного и духовного поведения использовался древними раввинами, которые говорили об истинных прихожанах, что они облеклись в славу ("шекина"), имея в виду, что они должны были стать подобными Богу, Которому поклонялись. Образ облачения использовался Иисусом несколько раз, и мы находим его в различных местах Нового Завета.
 
Павел наставлял ефесян "отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях" и "обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины" (Ефес. 4:22-24). "Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, – говорил апостол колоссянам, – так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере" (Кол. 2:6-7).
 
В некоторых местах образы снятия одежды и облечения в одежды использованы в прошедшем времени, что указывает на время обращения, когда верующий получал оправдание, считаясь праведным благодаря вере в Иисуса Христа. Ветхий человек умирал, и новый создавался. Павел использовал этот образ, когда наставлял христиан в Колоссах: "Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его" (Кол. 3:9-10). "Совлекшись" и "облекшись" -указания на то, что уже испытали верующие. "Обновляется" указывает на то, что впоследствии происходило в их жизни. Первые две фразы указывают на оправдание – часть спасения, которая наступает в тот момент, когда к человеку приходит вера, и которая продолжается постоянно. Третья фраза указывает на освящение – часть спасения, которую Св. Дух продолжает совершать в жизни верующих до прославления, когда их пребывание на земле закончится, – либо смертью, либо восхищением на небо.
 
Наша духовная жизнь уже обладает определенными свойствами, а о других можно сказать, что они должны быть ей присущи. Есть святость, которой мы уже обладаем, и святость, к которой мы должны продолжать стремиться. Мы уже соделаны праведными, но мы должны стремимся жить праведно.
 
Говоря об обращении верующих в Галатии, апостол напомнил им, что "все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (Гал. 3:27). Ранее в Послании к Римлянам Павел уверил христиан, что "правда Божия чрез веру в Иисуса Христа" ниспослана "на всех верующих" (Рим. 3:22). Он также провозгласил, что "не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность" (Рим. 4:5; ср. 5:17; 6:1-11; 2 Кор. 5:21; Матф. 22:11-12). По благодати Бога Отца мы "во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением" (1 Кор. 1:30).
 
Из этих и из многих других стихов Нового Завета явствует, что каждый истинный христианин уже облекся в Господа Иисуса Христа и Его праведность. Задолго до Христа пророк Исайя восклицал: "Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня" (Ис. 61:10).
 
Очень важно проводить различие между оправданием, которое совершено раз и навсегда, и освящением, представляющим собой непрерывный процесс. Оправдание относится к провозглашенной и позиционной праведности, которую иногда называют судебной праведностью. Освящение – это длящийся всю жизнь процесс возрастания в практической праведности.
 
В Рим. 13:11-14 Павел использует образ облечения в одежды, для того чтобы изобразить освящение, оставление христианами грехов, все еще существующих в их ветхой сущности, или плоти, и принятие праведности человеком, новым творением в Иисусе Христе. Но перед тем как провозгласить эту жизненно важную истину, он хочет привлечь все внимание своих читателей и требует, чтобы они пробудились, вышли из состояния духовной спячки и греха.
 
 

Проснитесь!

 

"Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился" (13:11-12а)
 
 
Фразы о том, что "наступил уже час… ныне ближе к нам спасение… ночь прошла, а день приблизился" выражают безотлагательность. Время ограничено, возможность кратковременна. Время прислушаться и повиноваться – сейчас. Для апатии, самодовольства или безразличия времени нет.
 
Если это наставление было крайне необходимо во времена Павла, то насколько важно оно сегодня! Оно было важным и будет оставаться важным и необходимым до пришествия Господа, когда исчезнут наши возможности достигнуть земной верности, послушания и проповедования Евангелия, и наступит суд.
 
В каждом поколении есть скептики, которые спрашивают: "Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же" (2 Пет. 3:4). Ни один христианин, искренне верящий в непогрешимость Божьего Слова, не мог бы прийти к выводу, что Павел и Петр были просто слишком обеспокоены неизбежностью второго пришествия Христа. Но большинство христиан на протяжении большей части, если не всей истории Церкви верил и в это.
 
Слова "так поступайте" дополняют сказанное Павлом о любви в ст. 8-10 и побуждают к действию. Дж. Б. Филлипс в общих чертах перефразировал стих Но: "Почему все это влияет на поведение? Потому что, и я думаю, вы это понимаете, нынешнее время чрезвычайно важно". Мы не должны прекращать представлять наши тела "в жертву, святую, благоугодную Богу, для разумного служения [нашего]" (12:1). Мы всегда должны правильно относиться к верующим и к неверующим, к служителям церкви и к мирским деятелям, к друзьям и соседям и к врагам – выполнять Божий закон через любовь (12:2-13:10).
 
Павел имеет в виду не хронологическое время ("хронос"), а "каирос" – время как эпоху, эру, период. Это слово и его еврейский эквивалент часто используется в Св. Писании. Во время царствования Давида сынов Иссахаровых описывали как людей разумных, "которые знали, что когда надлежало делать Израилю" (1 Пар. 12:32).
 
Когда группа фарисеев и саддукеев попыталась испытать власть Иисуса Христа, они потребовали, чтобы Он показал "им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: "вечером вы говорите: "будет ведро, потому что небо красно"; и поутру: "сегодня ненастье, потому что небо багрово". Лицемеры! Различать лице неба вы умеете, а знамений времен [каирос] не можете?” (Матф. 16:1-3). Иисус говорил о понимании ими того, что Бог делал перед самыми их глазами. Мессия, Божественно обещанный Искупитель, воплощенный Сын Божий, стоял перед ними, но они не узнали Его и не приняли ничего из того, чему Он учил и что делал. Они были в самом центре периода [каирос] искупления, но их духовная слепота не дала им возможности увидеть это.
 
И другие места в Новом Завете содержат упоминание о таких особо важных периодах или эпохах в Божией искупительной истории (например, Матф. 26:18; Марк 1:15; Рим. 3:26; Откр. 1:3). Особое время искупительной истории, о котором говорит Павел в данном тексте, это время, которое предшествует пришествию Христа.
 
Поскольку многие верующие не наставлены или неверно наставлены в Слове Божьем и мало интересуются духовным, они некоторым образом добровольно разделяют духовную слепоту неверующих. Вызывает особое сожаление их невежество и недостаток интереса к возвращению их Господа. Эта духовная болезнь, мучавшая верующих раннехристианской церкви, очевидно поразила некоторых и в Риме. Именно по этой причине апостол, кажется, почти кричит: "Наступил уже час пробудиться нам от сна".
 
Толковый словарь определяет сон как "физиологическое состояние покоя, при котором полностью или частично прекращается работа сознания и уменьшается способность реагировать на происходящее". Павел призывает пробудиться от духовного сна – от бессознательности, безответственности и бездействия в отношении Божиих дел.
 
Апостол взывает также к верующим в Ефесе: "Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос" (Ефес. 5:14). Он обращался не к неспасенным, не к тем, кто был духовно "мертв", но к настоящим верующим, чья духовная летаргия и леность побуждали их к таким поступкам, как если бы они не обладали духовной жизнью. Такая леность неуместна в свете безотлагательности духовных вопросов.
 
Павел и предостерегал, и призывал верующих в Коринфе: "Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога" (1 Кор. 15:34). Как и в только что упомянутом примере с ефесскими верующими, апостол обвинил коринфян не в том, что они не познали Бога как Спасителя, но в незнании ими Слова Божьего. Они не знали и не интересовались делами Господа в мире и еще меньше тем, что Он обещал еще совершить – в частности Его обещанием, что Христос снова придет на землю не как смиренный Слуга, но как Победитель, Царь и Судья.
 
Говоря о том, что "ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали", Павел, несомненно, имеет в виду завершение спасения. Он обращается к уже уверовавшим и обращенным христианам. Спасение, которое становится ближе – это будущее и окончательное искупление, а именно, прославление. Как сказано выше, оправдание – это провозглашенная и позиционная праведность, наступившая однажды и спасшая от наказания за грех. Освящение же – это длящийся всю жизнь процесс духовного возрастания верующего в практической праведности. Прославление – это окончательное усовершенствование верующего как дитяти Божьего.
 
Ранее в послании апостол сказал о страстном ожидании "усыновления, искупления тела нашего" (Рим. 8:23), подразумевая этот третий и заключительный аспект спасения, когда Господь забирает нас, чтобы мы пребывали с Ним вечно. Это будущий аспект спасения, который, как говорит здесь апостол, теперь ближе к нам, нежели когда мы уверовали.
 
К этому эсхатологическому мотиву, к надежде на неизбежное возвращение Христа взывает апостол. Везде в Новом Завете христиане призываются к жизни святости в ожидании возвращения Иисуса Христа. Это должно быть главным стимулом к жизни в соответствии с Его волей и для Его славы.
 
Павел напоминает Титу, что "явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувшие нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа" (Тит. 2:11-13). Писатель Послания к Евреям наставлял верующих поощрять друг друга "к любви и добрым делам", "не оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещавать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного" (Евр. 10:24-25). Иаков советует: "Братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня… Укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается" (Иак. 5:7-8). Петр предостерегает: "Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов" (1 Пет. 4:7-8). Павел напоминает, что хотя мы и верующие, "нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое" (2 Кор. 5:10).
 
Мы уже навечно освобождены от осуждения и наказания за наши грехи. Принятие Христом грехов мира (см. Иоан. 1:29) стало постоянно действующим для нас с момента, когда мы приняли Его как Господа и Спасителя. Но когда Он возвратится, Он будет судить наши дела ради царства, Он "осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога" (1 Кор. 4:5).
 
В конце своего замечательного плодотворного служения Павел радовался: "Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но всем возлюбившим явление Его" (2 Тим. 4:7-8). Сам Господь обещал Своему народу: "Праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною" (Откр. 22:11б-12а; ср. Рим. 14:10).
 
Мы не знаем и не можем знать часа пришествия Иисуса Христа. Но мы знаем, что Он стал на две тысячи лет ближе к нам со времени написания Павлом послания в Рим. Мы не знаем, сколько песчинок осталось в верхней части "песочных часов" Господа, отсчитывающих время истории человечества, но есть многочисленные свидетельства того, что не слишком много. Мы знаем, что мы ближе к пришествию нашего Господа "с силою и славою великою" (Матф. 24:30), чем любое другое поколение в истории. С каждым прожитым днем мы приближаемся на один день к пришествию нашего Господа Иисуса Христа, заключительному событию в искупительном замысле Бога.
 
Обещание, которое дали два ангела ученикам Иисуса Христа сразу же после Его вознесения, должно быть постоянным лозунгом и непрестанной надеждой каждого христианина: "Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян. 1:11). В то же время они должны повиноваться последнему требованию Господа к ним: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти; но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (1:7-8).
 
Заявление Павла о том, что "ночь прошла, а день приблизился" означает, что время человеческого духовного неверия, противления и греха заканчивается, и Божие время суда, славы и праведности близко.
 
В Новом Завете слово "день" часто используется для обозначения зари, неизбежного возвращения Иисуса Христа, и в этом стихе слово "день" противопоставляется ночи духовной темноты человека, которая почти закончилась.
 
Говоря о Своем возвращении, Иисус Христос предупредил: "Многие скажут Мне в тот день: "Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?" (Матф. 7:22-23). Говоря о мятежных ангелах, "не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище", Ап. Иуда подтверждает, что Бог "соблюдает [их] в вечных узах, под мраком, на суд великого дня" (Иуд. 6).
 
Если смотреть с человеческой точки зрения, то иногда кажется, что ночь человеческой греховности бесконечна, а власть сатаны над людьми становится все сильнее и тверже. Мир в целом, конечно, не становится более благочестивым и спокойным, но ставится все более безбожным и жестоким (ср. 2 Тим. 3:13). Сообщения о жестокости человека по отношению к человеку с каждым днем становится все ужаснее; от Бога отказываются, проявляя все большее богохульство и дерзость.
 
Но возрастающая деградация не осталась незамеченной Богом, не должен удивляться ей и Его народ. Через Петра Господь давно провозгласил:
 
"Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: "где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же". Думающие так не знают, что в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков" (2 Пет. 3:3-7).
 
Далее апостол произносит слово великого ободрения: "Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медленней; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (ст. 8-9).
 
В Послании к Евреям верующим дан совет: "Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит" (Евр. 10:35-37).
Везде в Новом Завете Господь ободряет спасенных и предостерегает неспасенных, что возвращение Иисуса Христа близко. Это соединение ободрения и предостережения Павел дает во 2-ом послании к преследуемым верующим в Фессалониках. Их страдания ради Христа – доказательство того, "что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами. И вы сделались подражателями нам и Господу, принявши слово при многих скорбях с радостью Духа Святого. Так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии. Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать" (1 Фес. 1:5-8).
 
В 1-ом послании Петр предупредил верующих, что "близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах" (1 Пет. 4:7). Иаков писал: "Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господа приближается" (Иак. 5:8).
 
Ночь мировой истории скоро уступит место дню великолепного царства Иисуса Христа. И в этот день "на небе громкие голоса" провозгласят, что "царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков" (Откр. 11:15). О нашем ожидании этого великого дня и подготовке к нему Павел говорит:
 
"О временах же и сроках нет нужды писать вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать; ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы. Итак не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения" (1 Фес. 5:1-8).
 
 

Отвергните!

 

"итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не придаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти" (13:12б-13)
 
 
Здесь идет речь о солдате, участвовавшем в ночной оргии и пьянстве, все еще одетом в одежды своего греха, который заснул пьяным сном. Но приближается рассвет, вот-вот начнется сражение. Пришло время проснуться, сбросить одежды ночи и надеть доспехи.
 
"Отвергнем" здесь означает "оставим, откажемся" и в этом контексте указывает на раскаяние в делах тьмы; это общий термин, охватывающий все возможные грехи верующего. Любые грехи огорчают Господа, но грехи Его собственных детей приносят особую печаль Св. Духу Божию, Которым мы "запечатлены в день искупления" (Ефес. 4:30).
 
Давид говорил о человеке, который облекся "проклятием, как ризою" (Пс. 108:18). Если мы делаем выбор в пользу греха, то добровольно облекаем себя во зло. Благодаря силе Духа мы можем полностью изменить наше решение и отвергнуть грех, совлекшись его. Павел наставляет верующих в Ефесе "отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях" (Ефес. 4:22). Он велел верующим в Колоссах отложить "гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших", не говорить "лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его" (Кол. 3:8-9). Как было сказано выше, когда мы поверили в Иисуса Христа, все наши грехи перед Богом исчезли. Мы получили оправдание, став абсолютно праведными перед Ним, потому что Он вменил нам праведность Иисуса Христа. Павел говорил колоссянам, что они должны постоянно отвергать, отметать грехи, в данном случае "гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие" – грязные, недуховные одежды.
 
Через писателя Послания к Евреям Господь велит нам свергнуть "с себя всякое бремя и запивающий нас грех" (Евр. 12:1). Через Петра Он говорит нам, что надо отложить "всякую злобу и всякое коварство и лицемерие и зависть и всякое злословие" (1 Пет. 2:1). И через Иакова Он велит нам отложить "всякую нечистоту и остаток злобы" и в кротости принять "насаждаемое слово, могущее спасти ваши души" (Иак. 1:21).
 
Образ тьмы, который часто используется в Св. Писании для обозначения греха, здесь присутствует как "дела тьмы". Преступления часто совершаются ночью во время тьмы, поскольку тогда их легче скрыть. Иов говорил о врагах света, которые "не знают путей его и не ходят по стезям его. С рассветом встает убийца, умерщвляет бедного и нищего, а ночью бывает вором. И око прелюбодея ждет сумраков, говоря: "ничей глаз не увидит меня", – и закрывает лице. В темноте подкапываются под домы, которые днем они заметили для себя; не знают света. Ибо для них утро – смертная тень, так как они знакомы с ужасами смертной тени" (Иов. 24:13-17).
 
Затем Павел переходит от отрицательного к положительному, от подчеркивания необходимости покаяния и искреннего раскаяния, выражающихся в отвержении разрушительной тьмы, к облечению в защищающий свет праведности.
 
Павел использует образ солдата, который облекся в выходную одежду и провел ночь в кутеже. На рассвете командир приказывает ему проснуться, снять ночную одежду и облечься в оружия, необходимые для дневного сражения. Оружия предназначены для войны, их цель – защитить того, кто надевает их. Благодаря работе Св. Духа, пребывающего в новом человеке в Христе, мы не только обладаем всем необходимым, чтобы оставить дела тьмы, но и всем необходимым, чтобы облечься в оружия света. Свет Бога обеспечивает Божественную защиту и в нашем сражении со сверхъестественными силами тьмы, и в сражении с природной тьмой человеческого греха, к которому мы, даже будучи верующими, по-прежнему склонны.
 
"Оружие света" – это "всеоружие Божие", в которое мы должны облечься, чтобы "стать против козней диавольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных" (Ефес. 6:11-12). Ничто не дает нам духовной и моральной безопасности, кроме всеоружия Божия, дабы мы "могли противостоять в день злый и, все преодолевши, устоять" (ст. 13). Божие всеоружие света включает пояс истины, броню праведности, ноги, обутые "в готовность благовествовать мир… щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого", и "меч духовный, который есть слово Божие" (ст. 14-17).
 
В своем Евангелии Иоанн говорит об Иисусе Христе: "Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир" (Иоан. 1:9), а в 1-ом послании он провозглашает, что "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1 Иоан. 1:5). Далее он говорит, что те, кто действительно принадлежит Богу, также обладают светом Божественной праведности. "Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха" (ст. 6-7, ср. 2:6). Грех и праведность несовместимы и исключают друг друга так же, как тьма и свет.
 
Павел наставлял ефесских верующих "обновиться духом ума вашего, и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины" (Ефес. 4:23-24). Далее апостол напомнил им: "Вы были некогда тьма, а теперь -свет в Господе: поступайте, как чада света" (5:8). Духовное оружие христиан – свет святости и чистоты Божией, и Бог хочет, чтобы Его дети всегда были облечены в него. Облечение в духовную чистоту и целостность – отражение святости Господа – может видеть весь мир, независимо от того, признает он это или нет.
 
Следовательно, поскольку мы дети света и обладаем Божиим оружием света, мы должны, как днем, вести себя благочинно.
 
Вести себя благочинно значит жить так, как угодно Богу. Это значит жить, будучи честным перед Господом и перед людьми, жить так, чтобы наша внешняя жизнь соответствовала нашей внутренней сущности в Христе, жить очищенной от порока жизнью, которая отражает нашу оправданную жизнь. Это значит жить жизнью, которая не имеет ни "пятна, или порока, или чего-либо подобного" (Ефес. 5:27) и "явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире" (2 Пет. 3:14).
 
Христианин, который не живет святой и послушной жизнью, это христианин, который не постиг смысла возвращения Господа. С другой стороны, верующий, который понимает, что приближается суд, и все время ожидает явления Господа, это верующий, чья главная цель быть угодным Господу и почитать Его, выражая это своей святой жизнью. Христианину, который с трепетом ожидает пришествия Христа, свойственны святая жизнь и благочестие, поскольку он ожидает "пришествия дня Божия… нового неба и новой земли, на которых обитает правда" (2 Пет. 3:11-13).
 
После того как Павел дал наставление колосским верующим считать себя мертвыми для грехов, к которым они имели склонность и отложить все эти грехи (см. Кол. 3:5-9а), он напомнил им, что когда они были спасены, они совлеклись "ветхого человека с делами его" и облеклись "в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его" (ст. 3:9б-10). И "как избранные Божии, святые и возлюбленные", они должны посвятить себя праведности, облекшись "в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства" (ст. 12-14).
 
Мы должны вести себя благочинно, как днем, поскольку мы дети Божии, и "будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа" (1 Фес. 5:8-9).
 
Снова возвращаясь к отрицательному, Павел, как он часто это делает, упоминает о множестве грехов и характерных черт нашей жизни, которые отражают духовную тьму, а не свет, ночь неправедности, а не день правды.
 
Первое слово в этом списке – "пирования", перевод греческого "комос", означавшего празднование военной или спортивной победы. Поскольку такой кутеж часто превращался в пьяный и безнравственный хаос, слово "комос" обозначало дикие сборища, сексуальные оргии, ссоры, а иногда даже бунты (как в англ. Библии KJV, см. этот стих), особенно когда пирование сопровождалось пьянством, вторым грехом из списка. "Мете" (пьянство) чаще всего обозначало намеренное достижение привычного состояния опьянения.
 
Следующие два греха, о которых идет речь, это сладострастие и распутство, которые также тесно связаны. Сладострастие – это перевод не греческого "порнейа", слова, наиболее часто употребляемого для обозначения половой распущенности, а "коите", буквально означавшего "постель, спальня". Но оно приобрело значение, сходное с тем, что сегодня означает фраза "идти в постель" с человеком противоположного пола. В Новом Завете это слово использовано в отношении супружеского ложа (Евр. 13:4) и в отношении предосудительной половой распущенности, как в данном случае.
 
"Распутство" – перевод слова "аселгеиа", означавшего крайнее бесстыдство и отсутствие ограничений. Как и "коите", слово почти всегда обозначало исключительную безнравственность, разнузданную и бессовестную похотливость. Это понятие применимо к сексуальной распущенности и разнузданности, которые так характерны для большей части современного общества и которые часто служат предметом гордости.
 
"Ссоры" ("эрис") означает борьбу, препирательство, разногласие и вражду. Это отражение духа антагонистической конкуренции за право идти своим собственным путем, невзирая на цену и на вред, наносимый другим людям. Ссоры происходят из-за огромного желания господствовать над другими, обладать самым высоким престижем, положением и признанием. Ссоры – признак эгоизма и потворства себе. Это не оставляет места даже для простой терпимости, не говоря уже о смирении и любви.
 
"Зелос" (зависть) – слово, которое иногда переводится как "ревность" и "усердие", часто имеющие положительный оттенок. Слово иногда используется в положительном смысле в Новом Завете. Ранее в этом послании Павел говорил о некоторых неспасенных евреях, которые были необразованными и неверно направляли "ревность по Боге" (Рим. 10:2). А во 2-ом послании к церкви в Коринфе он выразил глубокую благодарность за их ревность (зелос) к нему (2 Кор. 7:7). Но в данном случае слово "зависть" имеет отрицательный оттенок. Иаков дважды упоминает "зависть" и "сварливость" вместе (Иак. 3:14,16).
 
Ссоры и зависть – это два плотяных греха, которые вызывали глубокие разногласия в коринфской церкви (1 Кор. 3:3). За исключением "коите", все грехи, о которых Павел говорит в Рим. 13:13, перечислены им среди "дел плоти" в Послании к Галатам 5:19-21. А грех "коите" совпадает по значению с упомянутыми в Послании к Галатам прелюбодеянием и блудом (см. ст. 19).
 
Павел никогда не упускал из вида, что сам он был наибольшим из грешников (см. 1 Тим. 1:15). Он напомнил Титу:
 
"Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатию, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни" (Тит. 3:3-7).
 
 

Облекитесь!

 

"Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечение о плоти не превращайте в похоти" (13:14)
 
 
Как было сказано в начале этой главы, облечение в Господа Иисуса Христа – это постоянное духовное возрастание тех, кто благодаря вере в Его Сына Иисуса Христа стал дитем Божьим. "Будучи укоренены и утверждены" в Иисусе Христе, мы теперь укрепляемся в Нем (Кол. 2:7). И поскольку мы растем в Христе, сбрасывается ветхая одежда греховных мыслей и привычек, и мы облекаемся в Его Божественную одежду праведности, истины, святости и любви. По мере развития процесса освящения сущность Господа все больше и больше становится нашей сущностью. В этом смысле единственная цель христианина – непрестанно облекаться в Господа Иисуса Христа. Это имел в виду Павел, когда сказал, что должен делать лишь одно – стремиться быть подобным Христу, за что будет воздано славой (см. Фил. 3:13-14).
 
"Возлюбленные! Мы теперь дети Божии, – говорит нам Иоанн, – но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист" (1 Иоан. 3:2). Ожидание в любви пришествия Иисуса Христа очищает нашу жизнь, поскольку стремиться к Нему значит желать стать угодным Ему, а желать стать угодным Ему значит желать быть подобным Ему. Павел сказал верующим в Галатии, что он не будет удовлетворен, что он будет "в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос" (Гал. 4:19). Христос уже изобразился в нас в том смысле, что Он пребывает в нас и наделил нас Своей природой. Но как Иоанн, мы должны ожидать славного дня, когда "будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть" (1 Иоан. 3:2). Мы радуемся тому, что все мы "открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2 Кор. 3:18).
 
Мы возрастаем от одного уровня Христовой славы к следующему, когда изучаем Слово Божье и размышляем о нем, когда общаемся с Господом в молитве, когда полагаемся на Его Св. Духа и когда "внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам", не оставляем "собрания своего, как есть у некоторых обычай", но увещеваем "друг друга и тем более, чем более [усматриваем] приближение дня оного" (Евр. 10:24-25).
 
Спортсмен может надеть форму и выступить за команду-чемпиона, но его мастерство, а не форма или название команды определяет то, какой он игрок. Судья может облачиться в мантию, но его достоинство как судьи определяется профессиональными знаниями и мудростью. Подобным образом, но намного глубже, человек, принимающий Иисуса Христа как Спасителя, получает имя христианина. Но уровень его христианской принадлежности определяется его духовной преданностью.
 
И снова Павел использует контраст для выражения своих мыслей, в этот раз в обратном порядке по сравнению со ст. 12. Сначала от говорит об облечении в Господа Иисуса Христа, а затем о совлечении греха путем не превращения попечения о плоти в похоти.
 
"Проноиа" (попечение) означает "предусмотрение, планирование наперед". Чаще всего грехи, которые мы совершаем, возникают из-за нечестивых мыслей и похотливых желаний, которым мы позволяем задержаться в своем уме (ср. Иак. 1:14-15). Чем дольше мы позволяем им оставаться там, тем больше мы печемся о плоти, приближая эти мысли к осуществлению.
 
Давид понимал, что "нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его… На ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом" (Пс. 35:2, 5). В той или иной степени большая часть зла планируется. Нечестивый человек совершает грех не вследствие ошибки, он "замышляет сделать зло" (Прит. 24:8).
 
Самоотверженный пуританский проповедник Томас Ментон писал: "Каждая порча имеет свой голос", он подразумевал, что каждый грех как-то проявляет себя в разуме и сердце человека. Желание согрешить – свидетельство присутствия в нас греха. Пока мы будем находиться в наших смертных телах, в нас будет присутствовать грех. Но христианин никогда не должен уступать силе греха. Мы не должны попечение о плоти превращать в похоти, потому что имеем в себе предусмотрение природы Христовой и Святого Духа.
 
Слово "плоть" означает не наше физическое тело, но нашу ветхую человеческую природу, нашу остающуюся склонность к греху, который находит выражение в наших телах. Именно поэтому "имея начаток духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего" (Рим. 8:23). Грех берет начало в наших сердцах, умах, чувствах и желаниях, на которые плоть все еще оказывает сильное влияние. Только когда мы будем поступать по духу, "мы не будем исполнять вожделений плоти" (Гал. 5:16). А жить по Духу значит жить по Слову.
 
 
С уважением Андрей

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий