Незыблемость спасения

 

 

"Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божьей. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнию Его; и не довольно сего, но и хвалимся Богом через Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение" (Рим.5:1-11)

 

Одна из основных тактик сатаны, применяемой им против верующих, это стремление вызвать в них сомнение в том, что спасение обеспечено навсегда, или в том, что оно реально в данном конкретном случае. Возможно, по этой причине Павел описывает одну из главных частей христианских доспехов как "шлем спасения" (Ефес.6:17; ср. 1 Фес. 5:8), данный чтобы оградить и защитить их разум от сомнений и неуверенности в искуплении. Все это и объективно, и субъективно. Первое, спасение может быть показано объективным свидетельством из Св. Писания, чтобы быть вечно надежным для всех спасаемых.

Вопрос вечной безопасности или "однажды спасенный – навсегда спасенный", горячо обсуждался на протяжении большей части истории Церкви. Все соглашаются, что истинность или ложность этой доктрины имеет огромное значение. Но для верующего также очень важно признать очевидность того, что он действительно имеет настоящее спасение. Поскольку надежность – это сущность спасения, то уверенность должна субъективно поддерживаться в сердце христианина.

Если, по утверждению некоторых, человек спасается верой в Иисуса Христа, но согрешив лишается Божьей милости, то христиане по этой причине должны жить в постоянной неопределенности в отношении своей духовной судьбы. То, что они получали на основе Божьего труда, должно было поддерживаться их собственными делами; Божественная праведность, которую они получали как дар от Бога, должна была поддерживаться праведностью, которой они достигают сами.

В соответствии с этой доктриной, спасение дается по вере, но поддерживается делами, дано Божьей силой, но поддерживается человеческой силой. Следовательно, это разновидность праведности по делам. Она учит, что если жизнь верующего не соответствует Божьим установлениям, то его спасение утрачивается, и он снова погрязает в своем грехе. Сегодня он может быть духовно живым, а завтра – духовно мертвым. Сегодня он может быть дитем Божьим, а завтра возвратиться в семью сатаны. Очевидно то, что если не существует (объективно) вечной надежности, то (субъективно) в сердце спасаемого из-за недостатка уверенности существуют основания для страха.

В 3-й и 4-й главах Послания к Римлянам Павел абсолютно точно доказывает, что спасение приходит исключительно благодаря Божьей благодати, действующей через веру человека. Роль человека в спасении состоит исключительно в том, чтобы получить прощение и примирение в вере из милостивых рук Господа. Человек, верящий во что-нибудь другое, включая покорность закону Божьему, не может быть спасен. Следует отметить, что даже большинство тех, кто отвергает уверенность в спасении, по этому пункту полностью сходятся во мнениях.

Апостол установил тот факт, что вера всегда была единственным путем к спасению. Авраам, физический прародитель всех евреев и их наивысший пример человека праведного перед Богом, достиг таких взаимоотношений не своими добрыми делами, а исключительно через свою веру. Цитируя Быт. 15:6, Павел говорит, что "поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность" (Рим. 4:3).

Но во времена Павла такая вера большинством иудеев уже давно была утеряна. Она была заменена системой праведных дел, основанной на частичном соответствии закону Ветхого Завета и на многочисленных традициях, развитых раввинами. С этой точки зрения, народный иудаизм ничем не отличался от других созданных человеком религий, любая из которых основана на принципе умилостивления и угождения человека божеству на основе человеческой добродетели и достижений. Вследствие духовной слепоты и гордыни, порожденных грехом, падший человек всегда был уверен, что он способен поднять себя своими собственными духовными усилиями. И если он вообще верил в Бога, то он верил либо в то, что он от рождения добр настолько, чтобы угодить Богу или что он может сам сделать себя угодным Богу посредством своих собственных усилий. (Павел комментирует это ниже в 10:1-4).

В Рим. 3-4 доводы Павла особо обращены к иудеям (см., например, 3:1, 9, 29; 4:1,13), и кажется вероятным, что евреи остаются его главной аудиторией в 5-ой главе. Как часто было видно в послании, великий апостол предвидел типичные аргументы против своего вдохновляющего учения, многие из которых несомненно уже встречались ему во время его служения.

Вопросы и возражения, которых теперь касается Павел, относятся к тому, как обеспечивается спасение. "Оправдание получено даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (3:24; ср. 4:24), но при каких условиях тогда сохраняется искупление?" – спросят некоторые из читателей Павла. Если человек спасается исключительно через веру, вне связи с любыми добрыми делами, которые он может совершить, то означает ли это, что впредь он может жить так, как ему нравится, поскольку его праведные взаимоотношение с Богом прочны навечно? Или спасение сохраняется посредством его добрых дел?"

Павел ответил на второй вопрос, когда опроверг ложные утверждения, что учение о спасении по благодати через веру поощряет верующего к греху. В ответ на учение апостола, что "наша неправда открывает правду Божию" (3:5), некоторые из его оппонентов обвинили его в поощрении греха, в провозглашении учения о том, что христиане должны делать "зло, чтобы вышло добро" (3:8). Теперь он опровергает в какой-то степени противоположную мысль о том, что хотя спасение получено через веру, оно должно быть обеспечено добрыми делами.

Если сохранение спасения зависит от того, что сами верующие делают или не делают, то их спасение лишь настолько надежно, насколько надежна их преданность, которая не дает никакой надежности вообще. В соответствии с этой точкой зрения, верующие своими собственными человеческими силами должны защищать то, что Христос начал при помощи Своей Божественной силы.

Чтобы опровергнуть подобное предположение и вытекающую из него безнадежность, Павел уверил церковь в Ефесе такими утешительными словами: "И просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах" (Ефес. 1:18-20). Как указывает апостол в этом отрывке, для христиан очень важно быть осведомленными об уверенности, которую они имеют теперь и будут вечно иметь в Христе; уверенности, которая зависит не от их грешных и бесполезных усилий, а от "безмерного величия могущества Его в нас" и от "державной силы Его". Эта истина – краеугольный камень уверенности.

Наша надежда не на нас самих, а на нашего великого Бога, Который даже "если мы неверны… пребывает верен, ибо Себя отречься не может" (2 Тим. 2:13). Исайя говорит, что Божья праведность есть "препоясанием чресл Его" (Ис. 11:5). Давид заявил, что Господня "истина… до облаков" (Пс. 35:6), а Иеремия восхвалял Его, восклицая: "Велика верность Твоя" (Пл. Иер. 3:23). В Послании к Евреям христиане увещеваются словами: "Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший" (Евр. 10:23). Необходима непрерывная вера, и наша способность придерживаться ее основана на верности Господа, а не на нашей верности.

Развивая в Послании к Римлянам свои доводы против разрушительного мнения, что верующие вынуждены жить в неопределенности относительно своего спасения, Павел представляет шесть "звеньев" в цепи истины, которая навечно связывает настоящего верующего с его Спасителем и Господом абсолютно независимо от любых усилий или заслуг со стороны верующего. Эти звенья таковы: мир верующего с Богом (5:1), пребывание его в благодати (ст. 2а), его надежда славы (ст. 2б-5а), его обладание Божественной любовью (ст. 5б-8), его уверенность в спасении (ст. 9-10) и радость верующего, благодаря Богу (ст. 11).

 

Мир верующего с Богом

"Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа" (5:1)

 

Первое звено в неразрывной цепи, навечно связывающей верующих с Христом, – это их мир с Богом.
Слово "итак" соединяет теперешние аргументы Павла с тем, что он уже сказал, особенно в главах 3 и 4. В этих главах апостол доказал, что как верующие, мы оправданы верою. И вследствие нашего оправдания по вере, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа.

Глагол в фразе "мы имеем" стоит в настоящем времени, указывая на что-то, чем мы уже обладаем. Многие благословения верующего должны ждать его воскресения и прославления, но мир с Богом устанавливается в тот момент, когда он возлагает свою веру на Господа нашего Иисуса Христа.

Мир, о котором говорит здесь Ап. Павел, не субъективен, а объективен. Это не чувство, а реальность. Без спасения через Иисуса Христа каждый человек находится во враждебных отношениях с Богом, духовно воюет с Ним (см. ст. 10; ср. 8:7), независимо от того, какие чувства к Богу он испытывает. Подобным образом человек, оправданный через веру в Христа, находится в мире с Богом, независимо от того, что он чувствует в данный момент. Через веру в Иисуса Христа война грешника с Богом прекращается навсегда.

Большинство неспасенных людей не считают себя врагами Бога. Поскольку они не имеют осознанного чувства ненависти к Нему, активно не противопоставляют себя Его работе и не противоречат Его Слову, то считают себя самое большее "нейтральными" по отношению к Богу. Но подобный нейтралитет невозможен. Разум каждого неспасенного человека находится в мире лишь с делами плоти и, следовательно, тем самым он враждебен против Бога и не может быть другим (см. Рим. 8:7).

После того как знаменитый проповедник Давид Ливингстон провел несколько лет среди зулусов Южной Африки, он отправился со своей женой и маленьким ребенком вглубь страны. Когда же он возвратился, то обнаружил, что вражеское племя совершило нападение на зулусов, убило много людей и захватило сына вождя. Зулусский вождь не хотел войны с другим племенем, но он спросил доктора Ливингстона: "Как я могу быть в мире с ними, в то время как они держат в заключении моего сына?"

Комментируя эту историю, Дональд Грей Барнхауз писал: "Если этот подход истинен для дикого вождя, то насколько он более истинен для Бога Отца по отношению к тем, кто попирает Его Сына, пренебрегает кровью завета, отделяет себя как безбожники, продолжает презирать Дух благодати.

Но не только все неверующие – враги Бога, но и Бог также враг всех неверующих настолько, что Он каждодневно гневается на них (ср. Пс. 6:11) и осуждает их на вечный ад. Бог – враг грешника, и эта враждебность будет существовать до тех пор, пока грешник не поверит в Иисуса Христа. Каждый человек, который не дитя Божье, это дитя сатаны (см. Иоан. 8:44), и каждый человек, который не гражданин Божьего Царства, – гражданин царства сатаны. Как сказал Павел в начале своего послания: "Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою" (Рим. 1:18).

При отсутствии личной веры в Бога даже принадлежность к Его избранному народу Израилю не избавляет от враждебности и Божьего гнева. "И воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом", – предупредил Бог древний Израиль вскоре после того, как вывел его из Египта (Исх. 22:24). Во время последующих блужданий по пустыне Господь заявил неверующим израильтянам: "Они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их. Ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего, и поядает землю и произведения ее, и попаляет основания гор" (Втор. 32:21-22). Вскоре после того, как Израиль вступил в землю обетованную, Бог предупредил: "Если вы преступите завет Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и пойдете и будете служить другим богам и поклоняться им: то возгорится на вас гнев Господень, и скоро сгибнете с этой доброй земли, которую дал вам Господь" (И. Нав. 23:16; ср. 4Цар. 22:13; Ис. 5:25; 13:9; Наум. 1:2).

Тем, кто глупо считает, что Бог слишком любящий, чтобы послать кого-нибудь в ад, Павел сказал: "Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это [за грехи, перечисленные в ст. 5] приходит гнев Божий на сынов противления" (Ефес. 5:6).

Я однажды услышал, как профессиональный футбольный тренер сказал во время служения, которое я проводил перед игрой для его команды: "Я не знаю, существует ли Бог, но мне нравятся эти богослужения, поскольку если Он существует, я хотел бы иметь уверенность, что Он на моей стороне". Мнения, подобные вышеприведенному, часто выражаются неверующими, которые думают, что Создатель и Вседержитель вселенной может склоняться на чью-либо сторону при помощи поверхностной словесной службы Ему. Бог никогда не бывает на стороне неверующих. Он их враг, и Его гнев, направленный против них, может быть успокоен лишь их верой в искупительный труд Его Сына Иисуса Христа.

Но на кресте Христос принял на Себя всю величину Божьего гнева, которую заслуживает грешное человечество. И те, кто верит в Христа, больше не враги Богу и не находятся больше под Его гневом, а живут в мире с Ним.

Павел уверял колосских верующих: "Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле плоти Его, смертью (Его), чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою" (Кол. 1:19-22).

Прямое средство оправдания – это примирение, которое обсуждается в 5-ой главе Послания к Римлянам. Примирение с Богом приносит мир с Ним. Мир этот постоянный и окончательный, поскольку Иисус Христос, через Которого верующие получают примирение, "всегда жив, чтобы ходатайствовать за них" (Евр. 7:25). "Потому что Я буду милостив к неправдам их, – говорит Господь тем, кто принадлежит Ему, – и грехов их и беззаконий их не вспомяну более" (Евр. 8:12; ср. 10:17). И если кто-либо когда-либо должен будет понести наказание в будущем за грехи верующих, то это должен быть Тот, Кто принял их на Себя – Иисус Христос. И это невозможно, поскольку Он уже понес наказание во всей его полноте.

Когда человек в покаянной вере принимает Иисуса Христа, то безгрешный Сын Божий, полностью искупивший все наши грехи, дает этому человеку вечный мир с Богом Отцом. Фактически, Христос не только дает мир верующему, но Сам "Он есть мир наш" (Ефес. 2:14). Все это указывает на то, как важно понимать сущность и величину искупительного труда Господа Иисуса Христа как основу уверенности.

Мир, о котором Павел говорит в этом отрывке, это объективный мир, то есть примирение с Богом. Но осознание этой объективной истины дает верующему также глубокий и удивительный субъективный мир. Знание того, что он дитя Божье, брат Иисуса Христа, не может не дать христианину того, что Чарльз Ходж назвал "сладким спокойствием души".

Осознание нашего мира с Богом через Иисуса Христа дает нам намного больше, чем замечательное само по себе чувство благодарности и теплоты. Когда христианин убежден, что он вечно защищен в Христе, он свободен от акцентирования внимания на собственных благах и выгодах и способен с безграничной преданностью служить Господу, так как ничто не может отделить его от его небесного Отца. Он может сказать вместе с Павлом: "Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 8:38-39).

Мир, который верующий имеет благодаря знанию, что в Христе он навсегда в безопасности, усиливает не только его веру, но и его служение. Знание того, что мы находимся в вечном мире с Богом, готовит нас к тому, чтобы вести эффективную духовную борьбу ради Христа и Его власти. Готовясь к битве, римский солдат одевал сапоги с шипами на подошве, которые придавали ему устойчивость во время боя. Поскольку христиане подкованы благовествованием мира (ср. Ефес. 6:15), то они обладают уверенностью, чтобы твердо стоять за Христа, и не подвержены духовному скольжению и эмоциональной неустойчивости, к которым неизбежно приводит неопределенность относительно спасения. Христиане знают, что Бог на их стороне!

 

Утверждение верующего в благодати

"чрез Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим" (5:2а)

 

Второе звено в неразрывной цепи, которая навечно связывает верующих с Христом, – это их пребывание в Божьей благодати.

"Чрез Которого" обозначает, конечно же, Господа Иисуса Христа (ст. 1). Вследствие нашего примирения с Богом Отцом через нашу веру в Его Сына мы получили доступ к той благодати. Слово "просагоге" (доступ) используется в Новом Завете лишь три раза и во всех случаях обозначает доступ верующих к Богу через Иисуса Христа (см. также Ефес. 2:18; 3:12).

Для иудеев сама мысль о прямом доступе к Богу была невообразимой, поскольку увидеть Бога лицом к лицу означало смерть. Когда Бог на Синае давал Израилю Свой закон, то "сказал… Моисею: вот, Я прийду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда" (Исх. 19:9).

Но после того, как в соответствии с Его указаниями народ очистил себя, "сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей. И сказал Господь Моисею: сойди, и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его, и чтобы не пали многие из него" (ст. 20-21).

Когда была построена скиния, а затем храм, были установлены четкие границы. Язычники могли идти только до внешней границы и не дальше. Еврейские женщины могли заходить за границу, установленную для язычников, но не далее. Подобные правила существовали для мужчин и обычных священников. Каждая группа могла подходить ближе к Святая Святых, где было явлено Божье присутствие, но никто фактически не мог войти туда. Лишь первосвященнику позволялось войти туда только раз в году и то очень ненадолго. Он мог даже потерять жизнь, если бы зашел недостойно. На особую одежду, которую он надевал в день очищения, были пришиты колокольчики, и если бы их звук прекратился во время его служения в Святая Святых, все узнали бы, что он поражен Богом насмерть (Исх. 28:35).

Но смерть Христа положила конец этому. Через Его искупительную жертву Он сделал Бога Отца доступным для каждого человека – еврея или нееврея – который верит в эту жертву. В Послании к Евреям верующие призываются "с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи" (Евр. 4:16).

Чтобы сделать эту истину наглядной, когда Иисус был распят, "завеса в храме раздралась на двое, сверху до низу"; это было сделано Божьей силой (Матф. 27:51). Его смерть навсегда разрушила барьер, отделявший от Божьего святого присутствия, который был представлен завесой в храме. Комментируя эту поразительную истину, Послание к Евреям гласит: "Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть, плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою" (Евр. 10:19-22).

Предсказывая новые взаимоотношения, которые будут иметь верующие с Богом по Новому Завету, пророк Иеремия писал: "Они будут Моим народом, а Я буду им Богом… И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтоб они не отступали от Меня" (Иер. 32:38, 40).

На основе нашей веры в Него Иисус Христос приводит верующих к той благодати, в которой стоим. "Хистеми" (стоять) в данном случае передает значение постоянства, непоколебимого и твердого пребывания. Хотя вера необходима для спасения, Божья благодать, а не вера верующего, обладает силой спасать и беречь спасенных. Ситуация не такова, что мы спасаемся Божьей благодатью, а затем сохраняемся человеческими усилиями. Это было бы насмешкой над Божьей благодатью, означающей, что то, что Бог начал в нас, Он либо не желает, либо не в состоянии сохранить и завершить. Павел недвусмысленно заявил филиппийским верующим: "Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело, будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа" (Фил. 1:6). Подчеркивая ту же высокую истину, Ап. Иуда говорит о Христе как о Могущем "соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости" (Иуд. 24). Мы начинаем духом не для того, чтобы окончить плотью (Гал. 3:3).

Верующие будут часто впадать в грех, но их грех не сильнее Божьей благодати. Это те самые грехи, за которые понес наказание Иисус. Если никакой грех, совершенный человеком до спасения, не бывает большим, чтобы быть покрытым искупительной смертью Иисуса Христа, то очевидно, что никакой грех, который он может совершить после спасения, не бывает слишком большим, чтобы не быть покрытым. Позже в этой же главе апостол говорит: "Ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнию Его" (Рим. 5:10). Если умирающий Спаситель может ввести нас в Божью благодать, то конечно же живой Спаситель может поддерживать нас в Его благодати. Еще ниже в этой главе Ап. Павел снова подтверждает эту истину: "Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать" (Рим. 5:20). Пребывая в благодати, мы находимся в области постоянного прощения.

Толкователь Библии Артур Пинк образно писал: "Абсолютно невозможно, чтобы приговор Божественного Судьи когда-либо был отменен или пересмотрен. Скорее молнии Всемогущего сотрясут скалу веков, чем те, кто нашел в Нем убежище, снова подвергнутся осуждению".

С величайшей уверенностью Павел заявил Тимофею, своему возлюбленному сыну по вере: "Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день" (2 Тим. 1:12). С такой же уверенностью он писал: "Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас" (Рим. 8:31-34).

Если Бог вседержавно заявляет, что те, кто верит в Его Сына, будут навсегда оправданы, то кто может опровергнуть Его решение? Какой высший суд может упразднить это Божественное оправдание? Конечно же, не существует более высокого суда и более великого судьи. Иисус Христос – Божественный Судья всего человечества и Он дает Своим истинным ученикам невыразимо утешительное обещание, что "все, что дает Мне Отец, ко Мне прийдет, и приходящего ко Мне не изгоню вон" (Иоан. 6:37).

Это не значит, что верующий может свободно грешить, и при этом гарантировано его спасение. Суть и значение спасения в том, чтобы освободить людей от греха, а не позволить им свободно грешить. "Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности", – напоминает Павел римским верующим ниже в своем послании (Рим. 6:18). Если человек заявляет, что он христианин, но упорно и постоянно грешит, то он этим доказывает, что не принадлежит Господу. Как сказал Ап. Иоанн о некоторых отступниках в раннехристианской церкви: "Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши" (1 Иоан. 2:19). Ниже в послании Иоанн говорит: "Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, …всякий, не делающий правды, не есть от Бога" (3:9-10). Истинный верующий начнет с момента спасения праведную жизнь, источник которой – его новая природа, которая ненавидит грех и любит Бога. Он не будет совершенен, но изменятся его желания, а следовательно, и образ его поведения. Это новое развитие в направлении к святости, как мы увидим в следующих главах. Это Божий труд.

В Св. Писании многократно описываются греховность, моральная неустойчивость и слабость людей, включая верующих. Здравомыслящий и честный человек может понять эти очевидные истины. Следовательно, только самообман может привести христианина к вере в то, что учитывая свою слабость и несовершенство, он может сохранить великий дар духовной жизни, которая может быть куплена лишь драгоценной, безгрешной кровью Сына Божьего.

Подвергать сомнению надежность своего спасения означает для верующего усомниться в Божьей справедливости и Его силе. Это также означает прибавить заслугу человеческой работы к милостивой бескорыстной работе Бога. Это также означает добавить веру в себя к вере в нашего Господа, поскольку если спасение может быть потеряно вследствие нашей способности или неспособности что-либо сделать, то наша главная вера, очевидно, должна быть верой в себя, а не в Бога.

 

Надежда славы

"И хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает" (5:2б-5а)

 

Третье звено в неразрывной цепи, которая навечно связывает верующих с Христом и дает им причину для похвалы, – это их надежда Божьей славы. С любой точки зрения, то, что спасение надежно гарантировано, – это исключительно работа Бога. И завершение этого удивительного Божьего труда – окончательное прославление каждого верующего в Иисусе Христе. Тех, "кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями; а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Рим. 8:29-30).

Как уже установил апостол, спасение закреплено в прошлом, поскольку Христос установил мир с Богом для всех, кто верит в Него (5:1). Оно закреплено в настоящем, поскольку благодаря постоянному ходатайству Христа (Евр. 7:25), каждый верующий теперь надежно пребывает в Божьей благодати (ст. 2а). Этим он провозглашает, что спасение также закреплено в будущем, поскольку Бог дает каждому Своему дитяти неизменное обещание, что однажды он будет облачен в славу Его Сына.
Слово "каухаомаи" (хвалить) обозначает ликование и веселье. У христианина нет оснований бояться будущего и у него есть все основания радоваться ему, поскольку он имеет Божественно охраняемую надежду на то, что его главное предназначение – разделить славу Божью. Иисус Христос гарантирует надежду верующего, поскольку Он Сам наша надежда (1 Тим. 1:1). В Своей прекрасной первосвященнической молитве Иисус говорил Своему небесному Отцу: "И славу, которую Ты дал мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино" (Иоан. 17:22). Верующий не заслуживает будущей славы на небесах, но получит ее из милостивых рук Бога точно так же, как он получил искупление и очищение, когда впервые поверил в Иисуса Христа.

Вы знаете, "что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога" (1 Пет. 1:18-21; ср. Кол. 3:4; Евр. 2:10). И когда однажды наши тленные и смертные тела облекутся в нетление и бессмертие (1 Кор. 15:53-54), они будут достойны того, чтобы показать Божью славу. "Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все" (Фил. 3:20-21).

Св. Дух Сам также залог безопасности верующего. "В Нем [Христе] и вы, услышавши слово истины, благовествования вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его" (Ефес. 1:13-14).
Как объясняет Павел коринфским верующим, наше прославление начинается отчасти даже в нашей теперешней земной жизни: "Мы же все, открытым лицеи, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2 Кор. 3:18).

Поскольку наше человеческое понимание так несовершенно, нам невозможно охватить чудесность и величину славы Божией. Тем не менее, мы имеем заверения нашего Господа, что однажды мы не только увидим Его Божественную славу, но и получим ее часть. Слава Его собственной Божественной святости и величественного совершенства будет сиять в нас и через нас вовеки веков. Мы разделим Божью славу, поскольку мы предопределены быть подобными образу Его Сына (см. Рим. 8:29; ср. 1 Кор. 2:7). Бог так предопределил нам, объясняет Павел ниже в послании, "дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе" (Рим. 9:23). Другими словами, Божья слава явлена в Его благодати через разделение Им Его Божественной славы с теми, кто заслуживает лишь уничтожения (ст. 22).

Хотя безопасность христиан всецело покоится на совершенном труде Христа и поддерживающей силе Христова Духа, их внешняя жизнь будет свидетельствовать о внутренней духовной жизни. Покорность Господу не оберегает спасение, но являет свидетельство о нем. Стойкость нашей веры не сохраняет нашего спасения, но являет внешнее свидетельство его. Те, кто отрекается от Христа либо еретическими словами, либо упорством в неправедной жизни, доказывают, что они никогда не принадлежали Ему (см. 1 Иоан. 2:19).

В Послании к Евреям сказано, что "Христос – как Сын в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца". Несколькими стихами ниже он прибавляет: "Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца" (Евр. 3:6,14). Он не говорит о том, что наша духовная безопасность покоится на нашей собственной способности точно следовать за Христом, но эта данная Богом способность следовать за Ним – свидетельство того, что мы принадлежим Христу. Только то, что Он ведет нас, дает нам возможность следовать за Ним. Две стороны претерпения христиан таковы: с Божественной точки зрения, Господь хранит верующих; с человеческой точки зрения, они следуют за Ним благодаря силе, которую дает Св. Дух.

В добавление к похвале нашей надежды славы Божьей, мы хвалимся и скорбями. Поскольку они способствуют благословению в настоящем и славе в будущем. "Флипсис" (скорби) имеет основное значение "находиться под давлением" и обозначало сжатие маслин под прессом с целью получения масла и сжатие винограда, чтобы получить сок.

Скорби, о которых говорит Павел, – это не общие для всего человечества беды, а те притеснения, которые христиане испытывают в служении своему Господу. Одно из наименее приятных обещаний, которое дает Св. Писание верующим, состоит в том, что тот, кто верен, обязательно будет испытывать давление со стороны сатаны и современной мировой системы, которая находится под его контролем. "Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы", – уверял Павел Тимофея (2 Тим. 3:12). Последняя заповедь блаженства наряду со всеми остальными содержит обещание, что преследования дают Божье благословение (см. Матф. 5:10-12). Возможно потому, что эта заповедь слишком непривлекательна с точки зрения человека, она дана дважды (ст. 10, 11), и ее сопровождает замечание: "Радуйтесь и веселитесь", когда наступают гонения (ст. 12).

Гонения, претерпеваемые ради Христа в этой жизни, это залог или гарантия нашей будущей славы. "Ибо кратковременное легкое страдание наше, – уверяет нас Павел, – производит в безмерном преизбытке вечную славу" (2 Кор. 4:17). Гонения за Христа показывают, что мы живем подобно Ему. "Помните слово, которое Я сказал вам, – напомнил Иисус Своим ученикам,- раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас" (Иоан. 15:20; ср. Матф. 10:24-25).

"Итак страждущие по воле Божией, – говорит Ап. Петр, – да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро" (1 Пет. 4:19). У христиан нет причин для отчаяния в настоящей жизни, какими бы большими не были их страдания, и как безнадежно ни выглядело бы их положение с человеческой точки зрения. Мы всегда должны быть способны сказать с безграничной уверенностью Павла: "Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас" (Рим. 8:18). Как продолжает раскрывать апостол, даже "сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих… И не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего" (ст. 21, 23).

Христиане не только должны радоваться в скорбях, поскольку эти трудности – свидетельство верной жизни, которая благословляется и вознаграждается, но также потому, что эти трудности приносят духовную пользу. "От скорбей происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает". Наши страдания за Христа дают все увеличивающиеся благословения. Поэтому не должно казаться странным, что дети Божьи обречены на страдания в этой жизни (1 Фес. 3:3).

Стихи 3-5а пятой главы Послания к Римлянам – это конспект по христианской зрелости и очищению, которые, как и все другие стороны спасения, совершаются Божьей милостивой силой. В своем прекрасном благословении в конце 1-го Послания к Фессалоникийцам Павел провозглашает: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие" (1 Фес. 5:23-24).

Слово "хупомоне" (настойчивость) часто переводится, как "терпение". "Хупомоне" также означает выносливость, способность продолжать работу, несмотря на сильное сопротивление и значительные препятствия.

Терпение в свою очередь приносит опытность. Греческое слово "докиме", которое переводится как опытность, просто означает "испытание", что в данном контексте, конечно же, связано с христианским характером. "Докиме" обозначало испытание драгоценных металлов, таких как серебро и золото, проводившееся, чтобы продемонстрировать их чистоту. Когда христиане испытывают беды и скорби, то это требует терпения. Терпение в свою очередь порождает духовную опытность. Подобно тому, как плавильщик металла использует сильный нагрев, чтобы расплавить серебро или золото для того, чтобы очистить их от физических примесей, Бог использует скорби, чтобы очистить Своих детей от духовного загрязнения. "Блажен человек, который переносит искушение, – уверяет верующих Ап. Иаков, – потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его" (Иак. 1:12).

Как бы обойдя полный круг, Павел говорит, что праведная надежда умножается. Наша "надежда славы Божией" (ст. 2) увеличивается и усиливается нашим небесным Отцом в процессе испытания терпения и опытности, результатом чего есть надежда, которая не постыжает. Чем больше верующий стремится к святости, тем больше его преследуют и мучат, и тем большею будет его надежда, когда он выдержит все это благодаря Божьей могущественной благодати.

 

Обладание верующим божественной любовью

"потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (5:5б-8)

 

Четвертое удивительное звено в неразрывной цепи, которая навечно связывает верующих с Христом, – это обладание Божественной любовью, которая излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Когда человек получает спасение через Иисуса Христа, он вступает в духовные взаимоотношения любви с Богом, которые длятся вечно.

Как недвусмысленно говорит апостол в 8-ом стихе, любовь Божия означает здесь не нашу любовь к Богу, а Его любовь к нам. Наиболее впечатляющая истина о Благой вести состоит в том, что Бог возлюбил грешное, падшее, непокорное человечество настолько сильно, "что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан. 3:16). И как провозглашает апостол в ст. 9 настоящей главы, если Бог возлюбил нас так сильно до того, как мы были спасены, когда мы еще были Его врагами, то насколько сильнее Он любит нас теперь.

Более того, Бог по милости Своей даже вменяет нам Свою любовь. В отношении тех, кто принял предложенное Богом спасение, Он берет Свою неописуемую и незаслуженную людьми любовь и изливает ее Святым Духом в сердца тех, кто верит. Получив объективную истину о вечной безопасности, которая не зависит от области разума, Павел теперь обнаруживает, что в Христе нам дается также субъективное свидетельство о незыблемости спасения, которое Сам Бог вкладывает в глубину нашего существа. Это наша любовь к Тому, Кто прежде полюбил нас (1 Иоан. 4:7-10; ср. 1 Кор. 16:22).

Изливать означает чрезмерно лить до состояния переполнения. Наш небесный Отец предлагает Свою любовь не в ограниченных каплях, а в неограниченном потоке. Тот факт, что Бог дает Свой Дух Святой, чтобы Он постоянно пребывал в верующих, сам по себе удивительное свидетельство Его любви к нам, поскольку Он едва ли поступил бы так по отношению к тем, кого Он не любит. И только благодаря пребыванию Св. Духа Его дети способны искренне любить Его. Говоря Своим ученикам о Духе Святом, Иисус сказал: "Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой" (Иоан. 7:38; ср. ст. 39). Эти реки благословения могут изливаться из верующих только благодаря Божественным рекам благословения, включая и благословения Божественной любви, которые Бог излил на них.

Подобно этому наша духовная безопасность состоит не в нашей способности жить праведно, а в силе пребывающего Духа Святого сделать нас праведными.

Лишь Бог может сделать людей праведными, и то, что Св. Дух ведет нас к благочестию, это одно из великих свидетельств спасения. "Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий" (Рим. 8:14).
Не только страстное желание любить, но даже искреннее желание быть добрым христианином, исходит от Духа Святого. Всегда, когда мы искренне стремимся к праведной жизни, всегда, когда мы горячо стремимся к молитве, к изучению Божьего Слова, к искреннему поклонению Господу Иисусу Христу, мы знаем, что нас ведет Дух Святой.

Всегда, когда мы абсолютно точно осознаем, что Бог наш небесный Отец, это "Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу" (Рим. 8:16-17). Обыкновенный человек не имеет таких желаний и жизненного опыта, и даже христиане не обладали бы ими, если бы им не был дан и не управлял ими Дух Святой.

Поскольку осознание Его обещаний умом не обязательно приводит к уверенности в сердце, Бог обеспечивает вместе с умственным просвещением Своих детей их эмоциональное ободрение. Когда Господь будет свободно царствовать в нашей жизни, Св. Дух даст нам и через нас плод, первое свойство которого – любовь (Гал. 5:22). Но когда мы огорчаем Его своим непослушанием (Ефес. 4:30), Он не может давать то, что Он намеревался. Следовательно, когда мы живем в непослушании, мы не только не будем испытывать чувства любви к Богу, но не будем испытывать Его любви к нам.

Возможно, помня именно об этом, Павел молился о ефесских верующих: "Для сего преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, – да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы нам исполниться всею полнотою Божиею" (Ефес. 3:14-19).

Дух Святой укрепляет внутреннего человека и дает возможность "уразуметь превосходящую разумение любовь Христову". Благодаря милостивой работе Св. Духа внутри нас, наши сердца способны ощутить глубину любви, которую не в состоянии охватить наш разум, "превосходящую разумение любовь Христову" .

Зная, что его читатели захотят узнать больше о качестве и характере Божественной любви, которая наполнила их, Павел напоминает им о величайшем проявлении Божьей любви во всей истории: "ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых". Когда люди были абсолютно немощны, чтобы прийти к Богу, Он послал Своего единственного Сына Иисуса Христа на смерть за нас несмотря на то, что мы были нечестивы и абсолютно не заслуживали Его любви. Когда мы были бессильны избежать греха, бессильны избежать смерти, бессильны противостоять сатане и бессильны как бы то ни было быть угодными Ему, Бог послал Своего Сына умереть за нас.

Любовь обыкновенного человека почти всегда основывается на привлекательности объекта любви, и мы склонны любить тех, кто любит нас. Поэтому мы склонны приписывать Богу подобную разновидность любви. Мы думаем, что Его любовь к нам зависит от того, насколько хороши мы или насколько сильно мы любим Его. Но, как указал Иисус, даже мытари склонны любить тех, кто любит их (Матф. 5:46). И как заметил богослов Чарльз Ходж: "Если бы Бог любил нас, поскольку мы любим Его, Он любил бы нас лишь настолько долго, насколько долго мы любили бы Его и на таких же условиях; и тогда бы наше спасение зависело от постоянства наших ненадежных сердец, но поскольку Бог возлюбил нас, когда мы были грешниками, поскольку Христос умер за нас, нечестивых, наше спасение зависит, как говорит апостол, не от нашей привлекательности, а от постоянства любви Бога".

Безмерная Божья любовь проявилась в наивысшей степени в смерти Христа за нечестивое, абсолютно неправедное, незаслуживающее и недостойное любви человечество. Павел замечает, что среди людей наоборот "едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть". Павел не противопоставляет праведника и благодетеля, звучание этих слов в некоторой степени синонимично. Он указывает, что для человека необычно пожертвовать своей собственной жизнью для того, чтобы спасти жизнь другого, даже очень достойного человека. Еще меньше людей согласятся отдать свою жизнь для того, чтобы спасти человека, которого они считают грешником и негодяем. Но Бог поступил именно так, и в этом наша безопасность и гарантия. Спасенные, мы никогда не сможем быть такими негодными, как до спасения, а Он любил нас абсолютно и тогда.

"Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками". Такая самоотверженная, бескорыстная любовь абсолютно недоступна человеческому пониманию. Однако, это любовь, которую справедливый и бесконечно святой Бог испытывал к нам, даже когда мы были еще грешниками. Бог, Который ненавидит каждую греховную мысль и каждый греховный поступок, тем не менее, любит грешников, у которых возникают такие мысли и которые совершают такие поступки, даже когда они все еще безнадежно опутаны грехом. Даже когда человек открыто ненавидит Господа и не имеет наименьшего желания оставить свой грех, он на протяжении всей своей жизни все равно объект Божьей искупительной любви. Только после смерти неверующий теряет любовь Бога. Только после смерти он навечно попадает за пределы Божьей любви и навсегда будет обречен на Его гнев. В Христе мы навсегда связаны с Богом, Его любовью, что выражается (положительно) в благословениях и (отрицательно) в милости.

 

Уверенность верующих в спасении

"Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнию Его" (5:9-10)

 

Если первых четырех звеньев в неразрывной цепи, навечно связывающей верующих с Христом, не хватило, чтобы абсолютно наполнить нас уверенностью, то существует пятое звено – уверенность верующих в освобождении от Божьего наказания.

Выражение "посему тем более" указывает, что будет сказано нечто даже более ошеломляющее и важное, чем сказанное ранее, хотя и сказанное ранее поражает и изумляет. "Будучи оправданы Кровию Его" относится к началу спасения, что для верующих уже в прошлом. В свете того, что мы уже оправданы, говорит Павел, мы уверены, что спасемся Им от гнева, то есть спасемся через Христа. Поскольку теперь мы связаны с Христом и приняты через Него как Божьи дети, то мы более не чада гнева (см. Ефес. 2:3). Часть искупительной работы Иисуса состоит в том, что Он освободил нас "от грядущего гнева" (1Фес.1:10; ср. 5:9), поскольку на кресте Он принял на Себя все наказание и испытал гнев, которого заслуживали мы.

Следующая мысль Павла тесно связана с предыдущей (ст. 9) и выражена в следующем отрывке: "Ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнию Его". Если Бог имел власть и желание искупить нас, то насколько же больше Он имеет власти и желания сохранять нас искупленными! Другими словами, если Бог привел нас к Себе смертью Своего Сына, когда мы были Его врагами, то насколько сильнее Он будет поддерживать нас теперь, когда мы примирившиеся с Ним дети и спасены жизнью Его Сына! Если Спаситель Своей смертью примирил нас с Богом, то Своей жизнью Он, конечно же, может и будет сохранять наше примирение.

Суть этой истины для верующих состоит в том, что наш Спаситель не только освободил нас от греха и наказания за грех, но также освобождает нас от неопределенности и сомнений в этом освобождении. Если Бог уже обеспечил наше спасение от греха, смерти и последующего наказания, то как может подвергаться опасности наша настоящая духовная жизнь? Как может христианин, чье спасение в прошлом и в будущем обеспечено Богом, подвергаться опасности в настоящем? Если грех не явился преградой для начала нашего искупления, то как он может стать преградой для его завершения? Если грех в своей наивысшей степени не может повлиять на наше примирение, то как он может в своем низшем уровне разорвать примирение? Если Божья благодать прощает грехи даже Его врагов, то насколько сильнее она прощает грехи Его детей?

Рассуждения Ап. Павла в данном месте основываются на сравнении большего и меньшего. Для Бога больше труда привести грешников к благодати, чем привести верующих к славе, поскольку грех дальше от благодати, чем благодать от славы.

Все благословения христианина исходят от Христа. Через Него мы имеем мир с Богом (Рим. 5:1), благодать и надежду славы (ст. 2), терпение, опытность и надежду (ст. 3-4), Божья любовь излилась в наши сердца Его Духом, Который Сам – дар Спасителя нам (ст. 5), освобождение от греха через Его искупительную смерть (ст. 6-8), освобождение от Божьего гнева (ст. 9), примирение с Богом Отцом (ст. 10а) и сохранение в настоящей жизни (ст. 10б).

 

Радость верующего в Боге

"И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение" (5:11)

 

Шестое и последнее звено в неразрывной цепи, которая навечно связывает верующих с Христом, это их радость, их великое счастье в Боге. Возможно, это не самое важное и не самое глубокое свидетельство нашей безопасности в Христе, но, наверное, наиболее прекрасное. И хотя это Божественное свидетельство субъективно, от этого оно не становится менее реальным. Почему мы хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, Который дал нам доступ к Богу? Потому что от Него мы получили примирение. Он дал Его нам как дар.

Обильная радость, которую Бог дает Своим детям через Господа Иисуса Христа, включает радостную благодарность за их спасение и просто радость в Боге.

Конечно же, одной из причин, по которой Давид был человеком по сердцу Божьему, была его радость в Господе ради Господа. "Величайте Господа со мною, – говорил он, – и превознесем имя Его вместе" (Пс. 33:4). Другой псалмопевец также выражал подобную радость. Он писал: "О Нем веселится сердце наше; ибо на святое имя Его мы уповали" (Пс. 32:21), и еще один писал: "И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!" (Пс. 42:4).

Где шесть звеньев связывают верующего с Господом, – там истинное, вечное спасение и абсолютная в нем уверенность.

 

С уважением Андрей

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий