Единство сильных и слабых христиан – часть 4

“Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию. Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных – ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников – из милости, чтобы славили Бога, как написано: “за то буду славить Тебя, (Господи), между язычниками и буду петь имени Твоему”. И еще сказано: “возвеселитесь, язычники, с народом Его”. И еще: “хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы”. Исайя также говорит: “Будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут”. Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою” (Рим.15:7-13)

Возрадуйтесь друг с другом в Божьем замысле искупления

В этих стихах, завершающих основную богословскую часть послания в Рим, Павел обсуждает четвертый главный принцип, способствующий единству церкви, – всеобщую радость от того, что все участвуют в Божьем вечном замысле искупления.

Этот принцип сформулирован в более положительной форме и в отличие от трех предыдущих принципов не сосредоточивает внимание на отрицательных сторонах противоречивых взаимоотношений между сильными и слабыми верующими гранатовый сок. Он подчеркивает взаимную ответственность всех верующих друг перед другом и состоит из трех частей: основное наставление (ст. 7), Библейские примеры (ст. 8-12) и молитва благословения и заступничества (ст. 13).

Основное наставление

“Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.” (15:7)

Этот стих, по сути, подытоживает два предыдущих стиха, в которых также речь идет о том, что верующие должны принимать друг друга, как Христос принял нас, и воздавать славу Богу.

“Просламбано” (принимать) – усиленная форма глагола “ламбано”, означает принимать что-либо или кого-либо с особым вниманием. Слово может иметь отрицательный оттенок, как в случае, когда Петр, самонадеянно “отозвав [просламбано] Его [Иисуса], начал прекословить Ему” (Марк 8:32).

Но в Рим. 15:7 слово имеет положительное значение, в таком же значении оно несколько раз встречается в Деяниях. Когда Аполлос “начал смело говорить в синагоге”, Акила и Прискилла “приняли его и точнее объяснили ему путь Господень” (Деян. 18:26). После того как корабль, на котором пребывал Павел, потерпел крушение возле острова Мелит, “иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие: ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли [просламбано] всех нас” (Деян. 28:2, курсив добавлен). Это же слово использует Павел, прося Филимона с любовью принять его беглого раба Анисима: “Прими [просламбано] его, как меня” (Филим. 17).

В Послании к Римлянам апостол подает великий пример того, как христианам следует принимать друг друга. В Рим. 14 он использовал это слово дважды и каждый раз (ст. 1, 3), как и в 15:7, для описания того, как верующие с любовью и полностью, без всякого осуждения принимают друг друга. А в 14:3, как и в 15:7, верующие получают указание принимать друг друга так же милостиво, как Христос принял нас. Хотя Иисус использовал другой глагол, Он провозгласил: “Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня” (Матф. 10:40). Следовательно, принимать друг друга значит принимать Самого Иисуса Христа.

В этом стихе Павел не выделяет тех или иных верующих. Он обращается и к сильным, и к слабым верующим, и к еллинам и к иудеям. Все верующие призваны принимать друг друга. Он говорит не просто о принятии новых верующих в общение наших церквей, хотя конечно и это подразумевается здесь. Он призывает всех христиан принимать друг друга в самом полном и глубоком значении этого слова, относиться друг к другу с любовью и пониманием, как и Христос принял нас. Если совершенный, безгрешный Сын Божий принял нас в семью детей Божьих, то мы тем более должны быть готовы принять каждого; несмотря на то, что мы все еще носим грешные одежды нашей ветхой, неискупленной плоти. Самоправедные и лицемерные книжники и фарисеи критиковали Иисуса за то, что Он “принимает грешников и ест с ними” (Лук. 15:2). Возможно, ни один из этих грешников не был спасен, но до своего спасения каждый, кого принимает Христос, находится в таком же положении, как и они.

Сам Иисус Христос являет нам пример того, как следует принимать друг друга. Как Он напомнил Двенадцати, “ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего” (Матф. 10:24). Говоря “Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем” (Матф. 11:29), Иисус указывает, что мы должны учиться на Его примере таким добродетелям, как кротость, мягкость и смирение. Павел советует ефесянам: “Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. Итак подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное” (Ефес. 4:32-5:2).

Принимать друг друга, как и Христос принял нас, – это верный признак благочестия, а неспособность поступать так – такой же верный признак суетности. Неспособность принимать друг друга в любви и сострадании – это оскорбление принявшему нас Спасителю. Разделенная, сварливая община, в которой царит дух придирок и осуждения, дает миру повод насмехаться над Христовой церковью и отвергать Того, Кто есть единственной надеждой и спасением.

Существует, по крайней мере, четыре особенности того, как Христос принимает грешников. Во-первых, Он принимает их радостно. В процитированном выше месте из Лук. 15 Иисус рассказал Своим критикам и остальным собравшимся притчу:

“Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А нашед возьмет ее на плеча свои с радостью; и пришед домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною, я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии” (Лук. 15:4-7).

Иисус милостиво просит всех людей: “Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас” (Матф. 11:28), и “кто жаждет, иди ко Мне и пей” (Иоан. 7:37). В великой печали Он смотрел на святой город и сокрушался: “Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!” (Матф. 23:37). На кресте Он выразил желание простить и спасти даже тех, кто обрек Его на смерть, Иисус сказал: “Отче! Прости им, ибо не знают, что делают” (Лук. 23:34).

Несколько лет назад я был в одном городе и проезжал однажды мимо церкви, на фронтоне которой было написано знаменитое обращение Иисуса, упомянутое выше: “Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас”. Позже я узнал, что предыдущий пастор этой церкви свидетельствовал человеку другой расы и учил его. Люди из этой церкви и из этого поселка были очень возмущены таким поведением пастора, и поскольку он продолжал свои усилия, то ему объявили бойкот. Он был лишен возможности покупать бензин на заправке и продукты в супермаркете. Была аннулирована его страховка, а над его детьми постоянно издевались. У пастора произошел нервный срыв, и он попал в больницу. Через несколько дней он покончил с собой. Тяжелое состояние психики пастора, его грешный поступок были во многом вызваны полной неспособностью церкви жить в соответствии с призывом, провозглашенным ею.

Иисус обратился также к верующим, которые притесняют Его детей и плохо обращаются с ними: “А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской” (Матф. 18:6).

Во-вторых, Иисус принимает грешников, чтобы спасти их несмотря на их грех. Иными словами, никто не может спасти себя, потому что никто не может очиститься от греха. “Бог Свою любовь к нам доказывает тем, – сказал Павел ранее в этом послании, – что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками” (Рим. 5:8). В 1-ом Послании к Тимофею он свидетельствовал: “Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый” (1 Тим. 1:15).

Однажды, когда “Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидевши то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: “милости хочу, а не жертвы”? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию” (Матф. 9:10-13). В другой раз “книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные” (Лук. 5:30-31; ср. 6:32-36).

В другом случае Иисус “сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничтожали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей став молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, уничтожен будет, а унижающий себя возвысится” (Лук. 18:9-14).

В-третьих, Иисус принимает грешников не взирая на лица. Его обещание недвусмысленно: “Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон” (Иоан. 6:37). Господь Своим собственным словом возложил на Себя обязательство принимать без исключения всех тех, кто принимает Его по вере. Ранее в послании Павел провозгласил, что “нет лицеприятия у Бога” (Рим. 2:11). Хотя это было трудно для Петра, он в конце концов признал: “Истинно познаю, что Бог не лицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему” (Деян. 10:34-35).

Иаков очень ясно высказывает эту истину. Он пишет:

“Братия мои! Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: “тебе хорошо сесть здесь”, а бедному скажете: “ты стань там”, или “садись здесь, у ног моих”, то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?.. Если вы исполняете закон царский, по Писанию: “возлюби ближнего твоего, как себя самого”, хорошо делаете; но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и пред законом оказываетесь преступниками” (Иак. 2:1-4,8-9).

В-четвертых, Иисус принимает грешников в славу Божью, как об этом ясно говорит Павел: “Христос принял вас в славу Божию”. Божий вечный замысел искупления призван прославить Его. Все, что Он делает, служит Его славе, и все, что делают Его дети, должно служить Его славе.

Павел заявляет, что Бог предопределил “усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном” (Ефес. 1:5-6). Далее в этом же послании он молился: “А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь” (3:20-21). “Бог превознес Его [Христа] и дал Ему имя выше всякого имени”, чтобы когда Он придет снова, “пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедовал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца” (Фил. 2:9-11).

Поэтому когда мы следуем примеру нашего Господа, принимая друг друга в любви, без осуждения и высокомерия, мы поступаем так, как поступал Он во славу Божью. Нужно помнить слова Иисуса: “И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает” (Матф. 18:5).

Библейские примеры

“Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных – ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников – из милости, чтобы славили Бога, как написано: “за то буду славить Тебя, Господи, между язычниками и буду петь имени Твоему”. И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его. И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы”. Исайя также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут” (15:8-12)

Чтобы показать, что Божий замысел искупления всегда состоял в том, чтобы привести в Его царство как язычников, так и евреев, Павел использует цитаты из Ветхого Завета. Эти цитаты приведены для того, чтобы рассеять предубеждение христиан-евреев против христиан-язычников, показав на примерах из Св. Писания, что присоединение язычников не было запоздалым решением, а всегда входило в Божий замысел.

Повсюду в послании Павел акцентирует внимание на этой истине. В начале он говорит, что Христос “открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем, чрез Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы” (1:4-5). Апостол также объяснил в начале послания: “Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался придти к вам, – но встречал препятствия даже доныне, – чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов. Я должен и Еллинам, и варварам, мудрецам и невеждам… Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во первых Иудею, потом и Еллину” (Рим. 1:13-14,16).

Цитируя Ис. 52:5, Павел осуждает самоправедных иудеев, он напоминает им, что столетиями из-за них, “как написано, имя Божие хулится у язычников” (Рим. 2:24). Вместо того, чтобы подобно их Мессии быть “светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли” (Ис. 49:6), они самоправедно отделили себя от язычников и презирают их (ср. Деян. 13:47). Позднее апостол риторически спрашивает: “Неужели Бог есть бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников” (Рим. 3:29).

В Рим. 9-11, где речь идет об Израиле, апостол говорит: “Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его. Ибо, – как провозгласил пророк Иоиль, – всякий, кто призовет имя Господне, спасется” (Рим. 10:12-13, курсив добавлен; ср. Иоил. 2:32). Он говорит им, что “от их [Иудеев] падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их богатство миру, и оскудение их богатство язычникам, то тем более полнота их… Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников” (Рим. 11:11-12, 25). Послание к Римлянам – это провозглашение владыческого Божьего замысла и стремления спасти и евреев, и язычников.

Иисус Христос, конечно, был рожден иудеем и сделался служителем для обрезанных [Иудеев] ради истины Божьей, чтобы исполнить обещанное отцам, то есть патриархам Аврааму, Исааку и Иакову. Бог Сын был воплощен как иудей, чтобы выполнить Божье Слово. Хотя Он пришел, чтобы дать Новый Завет, Он пришел не “нарушить закон и пророков… но исполнить” их (Матф. 5:17). Он исполнил закон, поскольку подтвердил его святость. Он исполнил Закон, поскольку в совершенстве придерживался его. Он исполнил закон и во всем остальном, и Павел говорит, что Христос пришел, чтобы исполнить всю истину, открытую о Боге. Он пришел, чтобы спасти грешного человека, чтобы принести славу Его Отцу, выполняя обетования, данные Его Отцом в законе и пророках.

Христос подтвердил обещанное отцам во славу Бога. Сам Павел служил иудеям, более подробно объясняя им истину Божью и показывая Еллинам Его милость. Спасенный еврей прославляет Бога прежде всего за Его истину, которую Он подтвердил в Христе. Спасенный язычник прославляет Бога за Его милость, которую Он дал в Христе.

Цитируя Давида в Пс. 17:50, Павел объясняет, что как написано: “За то буду славить Тебя, Господи, между язычниками и буду петь имени Твоему”. Приводя цитату из Втор. 32:43, он указывает, что еще сказано: “Возвеселитесь, язычники, с народом Его”. Хотя апостол говорит о человеческом авторе, о Моисее, здесь провозглашается и восхваляется истина, открытая Божественным Автором.

В ст. 11 Павел цитирует Пс. 116:1, продолжая напоминать еврейским читателям о свидетельстве их собственного Св. Писания: “Хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы”. Исайя также говорит: “Будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут” (см. Ис. 11:10). Мессия, Который происходит от корня Иессеева, отца Давидова, будет не только править Его древним народом Израиля, но также и язычниками, и “на Него язычники надеяться будут”, как и евреи.

В свете великолепного, милостивого владыческого замысла Бога, частично раскрытого в Его древнем откровении Израилю, евреи не могут недоброжелательно относиться к язычникам, поскольку их призвание, цель их существования состоит в том, чтобы достичь язычников во славу Господа. Язычники не могут недоброжелательно относиться к евреям, поскольку именно через евреев Бог дал им спасение.

Молитва благословения и заступничества

Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою (15:13)

Павел завершает эту часть прекрасной молитвой заступничества для всего Божьего народа. Он не разделяет евреев и язычников, а говорит о цельном, объединенном Теле Иисуса Христа. Он просит Бога надежды милостиво исполнить Его народ Божественной радости, мира и надежды. Это свидетельствует о глубоком желании апостола, чтобы все верующие имели полное духовное удовлетворение в своем возлюбленном Спасителе и Господе.

Следует отметить, что Павел так же благословил церковь в Филиппах: “И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдает сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе” (Фил. 4:7; ср. 1 Пет. 1:3, 8). Это молитва о том, чтобы души, утоленные во Христе, пребывали в мире, надежде, любви, радости и в силе пребывающего в них Божьего Духа, Который объединяет их в Христе Иисусе, их Господе.

С уважением Андрей

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Комментарии

  1. Алекса  Июнь 8, 2012

    Большое спасибо за статью! Очень хорошо изложена сама идея греховности человека. И особенно то, что гуманизм – это ориентация на себя, на свои желания и взгляды. Дело в том, что гомосексуалисты даже с помощью Библии пытаются оправдаться. Очень умные идеи выдвигают… Ваша статья ставит ориентир на Христа, отвлекая от грешных измышлений. Счастья вам!

    ответ
    • admin  Июнь 8, 2012

      Большое спасибо!

      ответ
  2. Киев  Август 25, 2012

    Как же приятно каждый день читать статьи на Вашем сайте. Спасибо Вам, пожалуйста не останавливайтесь, каждый день жду пока доберусь домой с работы и начну читать Ваши статьи, просто дух захватывает, не описать.
    Присоединяюсь к Алекса и желаю счастья Вам!

    ответ
    • admin  Август 25, 2012

      Большое спасибо за теплые слова!

      ответ

Добавить комментарий