Единство сильных и слабых христиан – часть 3

“Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать: каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но как написано: “злословия злословящих Тебя пали не Меня”. А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа” (Рим.15:1-6)

Угождайте друг другу, как это делал Христос

Бог всегда заботился о единстве Своего народа. Посредством спасения Он осуществил настоящее духовное единение. Он создал общность, основанную на участии в единой вечной жизни. Это духовное возрождение должно влиять на жизнь церкви, давая импульс к настоящему единству. В Св. Писании подчеркиваются оба эти аспекта.

Через Давида Господь провозгласил: “Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!” (Пс. 132:1). Говоря об избранном Им народе Израиля, Он пророчествовал через Иеремию, что однажды они “будут Моим народом, а Я буду им Богом. И дал им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них” (Иер. 32:38-39). В одном из видений Иезекииля Господь учил пророка: “Ты же, сын человеческий, возьми себе один жезл и напиши на нем: “Иуде и сынам Израилевым, союзным с ним”; и еще возьми жезл и напиши на нем: “Иосифу”; это – жезл Ефрема и всего дома Израилева, союзного с ним. И сложи их у себя один с другим в один жезл, чтобы они в руке твоей были одно… и будут одно в руке Моей” (Иез. 37:16-17, 19; ср. Ос. 1:11).

Говоря обо всем мире – о евреях и о язычниках – Бог предсказал, что будет в конце времен: “Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно” (Соф. 3:9), то есть вместе, как братья. “И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его – едино” (Зах. 14:9).

Единство верующих – это также забота Бога Сына. Однажды, обращаясь к множеству слушающих Его евреев, Иисус сказал: “Есть у Меня и другие овцы [язычники], которые не сего двора [Израилева], и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь” (Иоан. 10:16). Другими словами, вечный замысел Бога заключается в том, что все, кто верят в Него, внешне станут такими, какими уже есть внутренне – объединенными в Нем через веру в Его Сына. “Когда же все покорит Ему [Христу], – говорит Павел, -тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем” (1 Кор. 15:28). В конце концов каждый, кто принадлежит Господу, будет соединен с Ним и со всеми остальными верующими в великом и чудесном братстве.

Во время пребывания в ссылке на острове Патмос апостол Иоанн писал:

“И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я Иоанн увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло” (Откр. 21:1-4).

Но даже теперь, несмотря на ограничения оставшихся ветхих одежд греховной плоти, абсолютная и безусловная воля Господа состоит в том, чтобы Его народ пребывал в гармонии с Ним и друг с другом.

Единство Его народа было одним из пожеланий нашего Спасителя, выраженных в Его первосвященнической молитве: “Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы” (Иоан. 17:11).

Единство церкви, конечно, есть заботой и Бога Духа. На Пятидесятницу Дух внезапно явился и вселился в апостолов (Деян. 2:4), которым была дана чудесная способность говорить “о великих делах Божиих” на родных языках многочисленных евреев, отовсюду пришедших в Иерусалим на праздник Пятидесятницы (ст. 7-12). После того как Петр проповедовал перед огромным множеством людей, “они умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа” (ст. 37-38).

Со вселением Св. Духа к верующим пришло духовное единство, которое сразу же проявилось в самоотверженном служении друг другу установка дверей своими руками. Около трех тысяч душ, которые поверили в Благую весть и были спасены в тот день, “постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах… Все же верующие были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого; и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви” (ст. 41-42, 44-47).

Поскольку апостолы, в особенности Петр и Иоанн, продолжали проповедовать, в последующие дни “у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее… Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавали их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду” (Деян. 4:32, 34-35).

Не существует доказательств того, что подобная практика нарождавшейся иерусалимской церкви стала нормой для других церквей того времени или что она продолжалась достаточно долго даже в Иерусалиме. Но каждому христианину и каждой церкви должны быть присущи духовное единство и самоотверженность этих ранних верующих.

В послании в Ефес Павел заявил, что “со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением” мы должны снисходить “друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира” (4:2-3). Затем он особо отмечает участие всех Лиц Троицы в духовном благополучии и единстве Церкви. “Одно тело и один дух… Один Господь [Христос, Сын], одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас” (ст. 4-6).

Раскольнической, разобщенной церкви в Коринфе Павел писал: “Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях” (1 Кор. 1:10). Позже в этом же послании он напомнил верующим, что “как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи и Еллины, рабы и свободные, и все напоены одним Духом” (12:12-13).

Апостол напомнил верующим галатийских церквей, что “все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе” (Гал. 3:26-28). Он наставлял верующих в Филиппах: “Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую” (Фил. 1:27). Его радость станет полной, если они будут иметь одни мысли, одну любовь, будут единодушны и единомысленны (см. 2:2).

В Церкви Христовой “нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос” (Кол. 3:11). Единство и гармонию в церкви создают “милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение”, снисхождение друг к другу и взаимное прощение (ст. 12-13). “Более же всего, – продолжает Павел, – облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства” (ст. 14).

Ап. Петр советовал христианам быть единомысленными, сострадательными, братолюбивыми, милосердными, дружелюбными, смиренномудрыми (см. 1 Пет. 3:8). В 1-ом послании Ап. Иоанн подчеркивает связь между духовным единством и Божественным светом Божьего Слова: “Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом” (1 Иоан. 1:7). Он также обращает внимание на взаимосвязь между единством и любовью – Божьей любовью к нам и нашей любовью к Богу и друг к другу. “Любовь познали мы в том, – говорит он, – что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною” (1 Иоан. 3:16-18; ср. 4:11, 20-21).

За исключением откровенного греха, ничто так не разрушает братство, духовный рост и свидетельство верующих, как разногласия между ними. В Рим. 15 Павел продолжает развивать учение о жизненной важности единства в церкви, называя еще два принципа, которые необходимы для достижения этой цели. Первый из них состоит в том, чтобы, следуя примеру нашего Господа, угождать друг другу (ст. 1-6), а второй, который будет обсуждаться в следующей главе, – в том, чтобы ликовать друг с другом в Божьем вечном замысле искупления (ст. 7-13).

В первом из этих искренних обращений Павел, используя в качестве примера самого Христа, призывает верующих угождать друг другу. Он называет шесть духовных свойств, которые должны побуждать нас к тому, чтобы угождать друг другу: расположение к другим (15:1а), пренебрежение к себе (ст. 1б-2), уподобление Христу (ст. 3), подчинение Св. Писанию (ст. 4), зависимость от Божьей силы (ст. 5) и воздание славы Богу (ст. 6).

Расположение к другим

“Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных” (15:1а)

Ответственность за то, чтобы угождать друг другу, как и за то, чтобы принимать друг друга с пониманием (14:1-12) и укреплять друг друга без оскорбления (ст. 13-23), ложится на всех верующих, но особенно на сильных. Следовательно, они “должны сносить немощи бессильных”.

“Офеило” (должны) означает иметь долг или серьезные обязательства. Это слово используется в Евр. 5:3 и указывает на особую ответственность древнеизраильского первосвященника, который “должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах” (Евр. 5:3). В 1-ом послании Иоанн трижды использует это слово, чтобы указать на нашу обязанность следовать Божьему примеру. “Кто говорит, что пребывает в Нем [во Христе], тот должен поступать так, как Он поступал; Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев”; и “если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга” (1 Иоан. 2:6; 3:16; 4:11, курсив добавлен).

“Бастазо” (сносить) означает поднимать и нести груз. В буквальном значении слово используется в Марк 14:13 (“несущий кувшин воды”) и в Деян. 21:35, где речь идет о том, что пришлось нести человека. В переносном смысле это слово используется в Деян. 15:10, где речь идет о несении груза обязательств.

Следовательно, сносить немощи братьев верующих – это не просто быть терпимым к их слабостям, но помогать преодолевать их; не критиковать и унижать, но проявлять уважение к искренним взглядам или действиям, с которыми мы можем быть не согласны. Это значит действовать “не по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию”, почитать “один другого высшим себя”, заботиться не о себе, а о других (см. Фил. 2:3-4).

Идея заключается в том, чтобы проявлять искреннюю, любящую и действенную заботу о других верующих. Мы не должны затевать споры из-за незначительных разногласий и не должны критиковать тех, кто по-прежнему оглядывается на прежние религиозные традиции и запреты. Зрелым верующим следует добровольно и милостиво воздерживаться от использования своей свободы там, где это может случайно задеть чувства менее зрелых братьев и сестер в Христе, тех, кто бессилен.

Именно это имел в виду Павел, когда свидетельствовал:

“Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобресть: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобресть Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобресть чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых” (1 Кор. 9:19-22).

Он не говорил о том, чтобы идти на компромиссы в Благой вести или в Божьих нормах жизни в угоду миру и ради его одобрения – грех, который Павел строго порицал. “У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? – спрашивал он галатов, – людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым” (Гал. 1:10). Напротив, он говорил об отказе от личных свобод и преимуществ для блага братьев верующих и даже ради неверующих, если это поможет привести их к Христу.

Пренебрежение собой

“и не себе угождать: каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию” (15:1б-2)

Правильное использование христианской свободы, которую сильный верующий понимает и ценит, часто требует самопожертвования. Когда мы искренне желаем угодить Христу, помогая “сносить немощи бессильных” (ст. 1а), мы можем ожидать, что нам придется отказаться от некоторых законных свобод, если их использование может нанести вред более слабому брату или сестре.

Господь предопределил, что наши взаимоотношения с Ним должны исходить от сердца; Он столь милостиво дарует нам свободу, чтобы избавить нас от пут религиозных предрассудков и даже от некоторых обрядовых обязанностей и ограничений, которые Он Сам установил как символы, но которые в Новом Завете Он объявил утратившими силу. Мы обладаем Богом данной свободой делать все, но только не угождать тому, что греховно по своей сути.

Но Господь дарует нам эти свободы не для того, чтобы мы могли эгоистично себе угождать. Он дарует их для блага всей Своей Церкви. Каждый верующий обладает равной с другими верующими свободой в Христе, но поскольку верующие обладают неодинаковым духовным знанием и зрелостью, неосторожное использование свободы одним членом церкви может нанести огромный вред совести и духовному благополучию другого ее члена и даже благополучию всей общины.

Павел глубоко опечалился, когда узнал, что некоторые члены филиппийской церкви, занимавшие, по-видимому, влиятельное положение, искали “своего, а не того, что угодно Иисусу Христу” (Фил. 2:21). Это не значит, что они неправильно проповедовали или жили аморально, но они чрезмерно заботились о собственных выгодах и очень незначительно – об интересах братьев по вере. По этой причине Павел заявил, что они проявляют очень мало настоящей заботы об интересах Иисуса Христа и Его Церкви.

Не вызывает сомнений, что такие члены были и в римской церкви. Это к ним обращается апостол, когда говорит: “Каждый из нас должен угождать ближнему” . Призыв в том виде, в котором его сформулировал Павел, имеет отношение и к нему самому: фраза “каждый из нас” подразумевает всеобщую ответственность и не допускает исключений даже для апостола.

Угождать ближнему значит служить ему во благо и к назиданию, даже если для этого, как часто бывает, придется жертвовать нашим собственным благополучием и удовольствиями. Важно, что подобный призыв Павел уже сделал ранее в этом послании, и тогда он тоже не делал исключения для себя: “Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию” (Рим. 14:19).

Служить ко благу нашего ближнего и содействовать к назиданию значит иметь одни мысли с нашими братьями и сестрами в Христе; одну любовь; быть единодушными и единомысленными; ничего не делать “по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию”, почитая “один другого выше себя”, заботясь не только о себе, но и о других. Это значит иметь в себе “те же чувствования, какие и во Христе Иисусе” (Фил. 2:2-5).

Уподобление Христу

“Ибо и Христос не Себе угождал, но как написано: “злословия злословящих Тебя пали на Меня”” (15:3)

Только что было сказано, что Иисус Христос не Себе угождал. Разговор об этом Павел продолжает в Послании к Филиппийцам. Во время Своего воплощения “Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной” (Фил. 2:6-8). Несмотря на Свою совершенную праведность и безгрешную жизнь, Иисус мог сказать вместе с Давидом: “Злословия злословящих Тебя пали на Меня”, но смысл Его слов был неизмеримо глубже (ср. Пс. 68:8).

Если бы Иисус хотел угодить Себе, а не Своему Отцу, Он не лишил бы Себя Своей славы, став человеком, и конечно же не стал бы рабом. Однако Он страстно молился: “И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира” (Иоан. 17:5). Перед самым Его арестом в Гефсиманском саду Он умолял Своего Отца: “Если возможно, да минует Меня чаша сия”, имеется в виду принятие Им на Себя через распятие грехов всего мира. Но Он пришел на землю не для того, чтобы угождать Себе и поэтому Он добавляет: “Впрочем не как Я хочу, но как Ты” (Матф. 26:39; ср. Евр. 5:7).

То, что наивысшая цель Иисуса заключалась в том, чтобы угодить Своему Отцу и свершить волю Отца, видно во всех четырех Евангелиях, но Его самоотверженная решимость наиболее ясно отражена в Евангелии от Иоанна. Иисус сказал Двенадцати: “Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его” (Иоан. 4:34). Группе неверующих евреев, которые были возмущены тем, что Он “Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу”, Иисус свидетельствовал в храме: “Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен, ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца” (Иоан. 5:18, 30). Он сказал народу возле Капернаума: “Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца” (Иоан. 6:38). Другой группе евреев, которые спросили Его в сокровищнице храма: “Кто же Ты?” и которые “не поняли, что Он говорил им об Отце”, Иисус сказал: “Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю; пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно” (Иоан. 8:25, 27-29; ср. 14:31). Он пришел в мир, чтобы осуществить замечательный Божий замысел – собрать искупленных для славы.

В Послании к Евреям ясно подчеркивается, что Иисус Христос, Посланник и Первосвященник исповедания нашего, “верен Поставившему Его” (Евр. 3:1-2).

Однако небесный Отец Иисуса не принуждал Своего Сына к воплощению и смерти за грехи мира. “Я и Отец – одно”, – провозгласил Иисус (Иоан. 10:30). Поэтому когда Отец “отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Иоан. 3:16), Сын столь же безоговорочно был готов идти, как и Отец был готов послать Его. Но не только это, Иисус сказал: “Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее” (Иоан. 10:17-18).

В отличие от нашего Господа мы не обладаем властью отдать и снова принять нашу жизнь. Но как уже отмечалось, мы способны силой Духа быть подобными Христу, обладая теми же чувствованиями, “какие и во Христе Иисусе” (Фил. 2:5). Благодаря той же силе Духа мы способны уподобиться Христу в Его готовности любой ценой угодить Богу. Следовательно готовность угодить Господу несмотря на непонимание, осмеяние, клевету, лишения, преследования и даже смерть должна характеризовать каждого верующего. Готовность жертвовать собой будет характеризовать каждого верующего, жизнь которого будет подобна жизни Христа, и который будет с готовностью угождать другим братьям.

Подчинение Св. Писанию

“А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду” (15:4)

Четвертое свойство, которое будет вести нас к угождению друг другу, как это делал Христос, – это наше добровольное и безграничное подчинение Божьему Слову.

“Все, что писано было прежде” – очевидное указание на Божественно открытые истины, которые мы теперь называем Ветхим Заветом. Они были предназначены для тех времен, когда были записаны, но они служат также и в наставление нам, Божьему народу в настоящее время.

Как мы видим, начиная с Рим. 14:1, Павел акцентирует внимание на том, что ритуальные требования Ветхого Завета больше не обязательны для верующих, ни для иудеев, ни для еллинов. Но даже несмотря на то, что мы не обязаны выполнять все требования этого завета, каждое Божье откровение, “что писано было прежде”, по-прежнему важно для нас как наставление. Знание всего Св. Писания приносило христианам духовную пользу во времена Павла и продолжает приносить сегодня.

За малым исключением (Рим. 16:26; 2 Пет. 3:16), все содержащиеся в Новом Завете ссылки на Св. Писание – это ссылки на Ветхий Завет. Хорошо известное утверждение Павла о том, что “все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен” (2 Тим. 3:16-17), конечно, относится к Новому Завету. Но первые читатели связывали его со священными писаниями (ст. 15) Ветхого Завета. Так же полагали и те, кому Петр писал: “Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым” (2 Пет. 1:20-21).

Павел напомнил верующим в Коринфе, что события, изображенные в книге Исходе и совершаемые под водительством Моисея, “были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы… Все это происходило с ними как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков” (1Кор. 10:6,11).

Наша часть в этом благословении – это терпение. В связи с пришествием Господа Ап. Иаков советует нам: “Будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний: долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается” (Иак. 5:7-8). Как и спасительная вера, терпение заповедано нам Богом и даровано Им; об этом говорит Павел в следующем стихе (Рим. 15:15). Терпение – это неизменная верность Господу при любых обстоятельствах. В Откр. 14:12 терпение отождествляется со стойкостью в вере и послушанием. В 2 Фес. 1:4 говорится, что терпение – это вера, не поколебавшаяся “во всех гонениях и скорбях, переносимых вами”. Самое ясное увещевание о терпении сделано в Кол. 1:22-23 – “Ныне примирил в теле плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными перед Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной” (ср. Матф. 24:13; Евр. 3:12-14; 4:11).

Бог дает нам утешение в терпении. Он делает это с помощью Писаний, в которых содержится все необходимое, чтобы поддержать веру. Они дают нам силы сохранять надежду на великолепное будущее.

Иеремия говорит о Боге, авторе Св. Писания, что Он – “надежда Израиля, Спаситель его во время скорби!” (Иер. 14:8; ср. 17:7). Псалмопевцы многократно заявляют о своей надежде на Господа. “Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?” – спрашивает себя псалмопевец и продолжает: “Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего” (Пс. 41:6). Другой псалмопевец дает себе такой совет: “Только в Боге успокаивайся, душа моя! Ибо на Него надежда моя” (Пс. 61:6). В прекрасном псалме, который так величественно превозносит Божье Слово, писатель взывает к Господу: “Вспомни слово Твое к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать” (Пс. 118:49), и просит: “Укрепи меня по слову Твоему, и буду жить; не посрами меня в надежде моей” (ст. 116), и свидетельствует: “Уповаю на спасение Твое, Господи, и заповеди Твои исполняю” (ст. 166). Другой псалмопевец провозглашает: “Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю” (Пс. 129:5).

Мы читаем в книге Иова, что “надежда лицемера погибнет” (Иов. 8:13) в отличие от самого Иова, про которого Иаков пишет: “Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен” (Иак. 5:11). Именно надежда на праведность и справедливость Господа дала Иову невообразимое терпение вынести все мучения, которые Господь позволил сатане причинить Своему “непорочному, справедливому” рабу (Иов. 1:8).

Павел напомнил языческим верующим в Ефесе о том, что до обращения они “были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветам обетования, не имели надежды и были безбожники в мире” (Ефес. 2:12; ср. 4:17-18). “Заветы обетования” были частью Ветхого Завета, Божьего Слова, открытого Его избранному народу Израиля.

Из приведенных здесь и из многих других мест в обоих заветах со всей очевидностью следует, что в надежде верующего Бог и Его Слово неразделимы. Мы знаем, что живое Божье Слово, Его Сын, Иисус Христос, – наша надежда (см. 1 Тим. 1:1), поскольку эта замечательная истина стала известна нам благодаря записанному Божьему Слову.

Зависимость от Божьей силы

“Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса” (15:5)

Как сказано выше, даже то, что Бог требует от нас, исходит от Него и дается нам благодаря Его владыческой милости. Парадоксально, что Бог дает нам не только терпение, которого Он требует, но и утешение. Как ст. 4 призывает полагаться на Божью силу через Его Слово, так ст. 5 – это в сущности призыв полагаться на Его силу через молитву.

В этой молитве благословения Павел умоляет, чтобы Господь даровал его братьям верующим в Риме “быть в единомыслии между собою, по учению Иисуса Христа”. Как и в отношении терпения и утешения Бог также усмотрит согласие, которое Он требует.

Призывая верующих “быть в единомыслии между собой, по учению Иисуса Христа”, апостол имеет в виду единство в отношении вопросов, по поводу которых Библия хранит молчание, или которые утратили свое значение. Именно несогласие из-за несущественных проблем вызывает конфликты между сильными и слабыми верующими. Поэтому Павел продолжает призывать верующих, несмотря на различные точки зрения, пребывать в любящем, духовном и братском единомыслии между собой по учению их общего Спасителя и Господа Иисуса Христа. Эта заповедь выполнима с помощью Божьей силы.

Прославление Бога

“Дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа” (15:6)

Однако главное предназначение христианского единства не в том, чтобы угождать другим верующим, что тоже важно, а в том, чтобы угождать Господу внутренне и внешне, лично и сообща. Только когда Его народ единодушен, он едиными устами славит Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.

За исключением Его мольбы на кресте, когда Он был временно отделен от Отца, так как принял на Себя весь груз грехов человеческих и кричал: “Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?” (Матф. 27:46), Иисус всегда обращался к Богу как Своему Отцу. По этой, как и по многим другим причинам, иудейские начальники обвинили Иисуса в богохульстве, поскольку Он “Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу” (Иоан. 5:18).

Призывая верующих славить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, Павел подчеркивает Божество Иисуса Христа. В отличие от верящих в Него, Иисус – не приемный сын Бога (Рим. 8:14-17; Гал. 4:5; Ефес. 1:5). Он единственный и единородный от Отца, Сам полон благодати и истины (Иоан. 1:14, ср. ст. 18; 3:16). Он – обещанный Мессия, Христос и наш Господь, абсолютно равный по Своей Божественности Богу Отцу.

В Новом Завете многократно упоминаются необыкновенные и непостижимые взаимоотношения Бога Отца и Бога Сына. Поприветствовав церковь в Ефесе, Павел восклицает: “Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах” (Ефес. 1:3; ср. 2 Кор. 1:3), далее в первой главе апостол говорит о Боге Господа нашего Иисуса Христа, Отце славы (см. ст. 17). В послании в Филиппы апостол пророчествует, что однажды перед именем Иисуса преклонится “всякое колено небесных, земных и преисподних”, и всякий язык будет исповедовать, “что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца” (см. Фил. 2:10-11).

Используя те же слова, что и Павел, Петр провозгласил: “Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому” (1 Пет. 1:3). Иоанн приветствовал читателей своего 2-го послания словами, которые ясно свидетельствовали, что Божественная благодать, милость и мир в равной степени исходят и от Бога Отца, и от Бога Сына: “Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви” (2 Иоан. 3).

Проявляя благодать, которая выше нашего понимания, Господь Иисус Христос молил о нас Своего Отца:

“Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершенны во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня”. (Иоан. 17:21-23)

С уважением Андрей

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий