Благая весть от Бога – часть2

 

 

"Когда Бог прежде сообщил через пророков Своих, в святых писаниях о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти, и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мертвых, о Иисусе Христе, Господе нашем" (Рим.1:2-4)

 

После того как Павел представил себя в качестве проповедника Благой вести от Бога (ст. 1), он рассказывает об обетовании (ст. 2) и о Личности (ст. 3-4) Благой вести.

 

Обетование Благой вести

"Которую Бог прежде обещал через пророков Своих в святых писаниях" (1:2)

 

Евангелие, которое пришло от Бога, не было пророческим раздумьем. О нем не было также в первые сказано в Новом Завете. Оно не отражает последующие изменения в Божьих замыслах или пересмотр Его стратегии. Оно было обещано Богом через Его пророков в Св. Писаниях, которые мы сейчас называем Ветхим Заветом.

Возможно, именно для еврейских критиков Павел в самом начале послания подчеркивает, что Благая весть исходит не от него и даже не от земной миссии Христа. Его часто обвиняли в проповеди и учении против Моисея и в провозглашении революционных речей, неслыханных в древнем Израиле (Деян. 21:20). Но здесь он ясно дает понять, что Благая весть, которой он учит, это на самом деле давняя весть из еврейских Св. Писаний, воплотившаяся и совершенная теперь в Иисусе Христе.

Павел использует слово "пророки", ссылаясь на мужей, писавших Ветхий Завет. Каждый из них был глашатаем Бога, в чем и состоит основное значение слова "пророк". Моисей, например, был великим законодателем, хотя он также считал себя пророком (Втор. 18:15). Павел делает ссылку на Св. Писание, чтобы противопоставить богодухновенный Ветхий Завет многим раввинским писаниям, которые изучались в его дни и которым следовали более ревностно, чем Св. Писанию. Другими словами, хотя раввинские писания мало говорили или вообще ничего не говорили о Благой вести Бога, в Св. Писании о ней было сказано много. Благая весть не исходила от человека и не отражала мышление человека, но была Божественно явленным Словом Бога Живого.

Большинство евреев в те дни были настолько приучены следовать раввинским преданиям религиозного руководства, что Св. Писание рассматривалось, скорее, в качестве священной реликвии, а не источника истины. Даже после трех лет усиленного учения Иисусу Христу приходилось укорять некоторых Своих учеников, которые не могли понять и поверить, что Св. Писание учит о Нем. Прежде чем открыть Свое происхождение двум ученикам на пути в Еммаус, Он сказал им: "О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!" (Лук. 24:25). И когда Он снова стал говорить им о Своей смерти и воскресении, Он разъяснял Св. Писание (ст. 27 и 32).

Порочной традицией иудаизма была идущая от людей революционность, имеющая центром человека и не основанная на Св. Писании. И именно сторонники исходящего от людей извращенного иудаизма были самыми жесткими противниками Христа. Он осуждал религиозные учения книжников и фарисеев, скорее, как лицемерные, чем благочестивые, а их богословие – как ложную традицию людей, а не явленную Богом истину.

Фразы "Вы слышали, что сказано" и "Вы слышали, что сказано древним", которые Иисус часто использовал в Нагорной проповеди (Матф. 5:21, 27, 33, 38, 43), относятся не к Ветхому Завету, а к раввинским преданиям, которые противоречат Ветхому Завету и лишают его законной силы (Матф. 15:6).

Подсчитано, что Ветхий Завет содержит, по меньшей мере, 332 предсказания об Иисусе Христе, большинство из которых сбылось при Его первом пришествии. Ветхий Завет полон истины и предсказаний, он служит основой для Нового Завета. Иисус не учит ничему такому, что не было бы связано с Ветхим Заветом или противоречило бы ему. "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, – провозгласил Он, – не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или не одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Матф. 5:17-18). На всем протяжении истории Церкви евреи противостояли Благой вести, обосновывая свою позицию тем, что приняв ее, они отвергли бы свое наследие. На мирском уровне это так, поскольку задолго до Иисуса Христа народный иудаизм основывался больше на человеческих традициях, чем на Божественном откровении. Чтобы стать христианином, совершенно необходимо отвергнуть такое наследие.

Но для еврея принять Благую весть означает в действительности унаследовать то, что всегда было обещано в Св. Писании. Самое главное еврейское наследие – обетование Божьего Мессии, а Иисус Христос и есть этот Мессия, выполняющий обетование. Каждый еврейский пророк прямо или косвенно говорил о последнем Пророке – Иисусе Христе. Каждый еврейский жертвенный агнец говорил о последнем, вечном Агнце Божьем, Который будет заклан за грехи мира.

В отношении этого вопроса, в начале Послания к Евреям провозглашается: "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил" (Евр. 1:1-2). Ап. Петр также подчеркивает это в своем 1-ом Послании:

"К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу; им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают приникнуть Ангелы" (1 Пет. 1:10-12).

Пророки говорили о приближении Нового завета (Иер. 31:31-34, Иер. 36:25-27) и о Мессии, Который принесет этот завет (Ис. 7:18; 9:6, 7; 53:1-12).

 

Личность Благой вести

"О Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем" (1:3-4)

 

Оба эти стиха подчеркивают Божественное Сыновство Христа. Великое таинство заключается в том, что Иисус – Сын Божий. Хотя Он Сам – Бог и Господь – Он еще и Сын Божий. Поскольку Св. Писание прямо говорит об этом, проблема не в том, Божий ли Он Сын, а в том, что значит тот факт, что Он – Сын Божий.

Ясно то, что в Своем человеческом воплощении Иисус Христос был рожден, как наследник Давида по крови. И Мария (Лук. 3:23, 31), родная мать Иисуса, и Иосиф (Матф. 1:6, 16; Лук. 1:27), Его законный отец, были потомками Давида.

Чтобы исполнить пророчество (см. например, 1 Цар. 7:12-13; Пс. 88:3-4, 19, 24; Ис. 11:1-5; Иер. 23:5-6), Мессия должен быть потомком Давида. Иисус Христос выполнил это мессианское предсказание так же, как Он выполнил и все остальные. Как потомок Давида Иисус унаследовал право возродить царство Давида и управлять этим обетованным царством, которому не будет конца (Ис. 9:7).

Иисус Христос, Второе Лицо Св. Троицы, был рожден в человеческой семье и разделил человеческую жизнь со всем остальным человечеством, отождествил Себя с падшим человечеством, живя без греха (Фил. 2:4-8). В связи с этим Он стал совершенным Священником, полностью Бог и полностью Человек, чтобы "сострадать нам в немощах наших, но… подобно нам", быть искушенным "во всем, кроме греха" (Евр. 4:15). Великая Благая весть заключается в том, что Иисус Христос стал Человеком, Который смог умереть за всех людей, смог стать искупительной Жертвой за грехи всего мира (Рим. 5:18-19).

Даже светская история наполнена сообщениями о жизни и труде Иисуса Христа. Около 114 года Р.Х. древнеримский историк Тацит сообщал, что Иисус Христос был основателем христианской религии и что Он был послан на смерть Понтием Пилатом во время царствования императора Тиберия. Плиний Младший написал письмо императору Траяну об Иисусе Христе и Его последователях. Иисус даже упомянут в Еврейском Вавилонском Талмуде.

В 90 году Р.Х. перед тем, как Ап. Иоанн написал книгу Откровение, известный еврейский историк Иосиф Флавий написал краткий биографический очерк об Иисусе из Назарета. В нем говорилось:

"Совсем недавно жил Иисус, мудрый человек, если будет законно назвать Его человеком: Он творил удивительные дела, был учителем людей, которые с удовольствием познавали истину. Он привлек к себе много евреев и не евреев. Он был Христом. И когда Пилат по предложению наших начальников приговорил Его к казни на кресте, любившие Христа не покинули Его: и на третий день Он снова явился им живым. Это и десять тысяч других, касающихся Его чудес, предсказывали Божьи пророки. И племя христиан, получившее название от Него, не исчезло и в наши дни".

Еще более надежным свидетелем был Ап. Иоанн, который писал по вдохновению Св. Духом: "Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога: а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь уже есть в мире" (1 Иоан. 4:2-3).

Говоря это, Иоанн не просто признавал факт человеческого естества Иисуса Христа. Бесчисленное количество неверующих во все века вполне признавали, что человек по имени Иисус Христос жил в 1-ом веке Р.Х., что Он жил праведно и приобрел много последователей. Деист Томас Джефферсон верил в существование Христа, как человека, и признавал Его значение для истории человечества, но он не верил в Божество Иисуса Христа. Джефферсон издал вариант Библии, исключив оттуда все ссылки на сверхъестественное. Как следствие этого, поступки Христа в "евангелиях" Джефферсона имели отношение лишь к физическим фактам и событиям.

Это трудно назвать признанием требований Божьего Слова. Апостол обращается к вере и признанию того, что Иисус – это Христос, обетованный Божественный Мессия и что Он пришел от Бога и жил как Богочеловек, среди людей.

Ап. Павел говорит, что когда Иисус стал Человеком, Он был объявлен Сыном Божьим. Хотя все подчинено вечному замыслу, звание Сына остается как олицетворяющий термин, применимый к Иисусу во всей полноте, лишь после того, как Он принял человеческий облик. Он Сын Божий в смысле единства сущности и покорности, сыновнего послушания Отцу в Его самоочищающем воплощении. Конечно, не вызывает сомнений, что Он – вечный Бог и вечное Второе Лицо Божества, но Павел говорит, что Он был объявлен Сыном Божьим, когда был сверхъестественно зачат у Марии и рожден как потомок Давида по крови. Поэтому мы и можем сказать, что Христос – извечно ожидаемый Сын Божий и провозглашен Сыном Божьим при совершении воплощения и навсегда.

"Хоризо" (провозглашать) передает основное значение "проводить границы". От этого слова происходит слово "горизонт" – линия, разделяющая небо и землю. Неизмеримо высоким образом Божественное Сыновство Иисуса Христа было выделено с абсолютной ясностью в Его воплощении.

Цитируя Пс. 2:7, автор Послания к Евреям объясняет, что в этом тексте Бог объявляет Себя Христом, Мессией: "Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя". В следующей цитате из 2 Цар. 7:14 Отец продолжает, говоря о Христе: "Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном" (Евр. 1:5). Оба глагола в предыдущем тексте употреблены псалмопевцем в будущем времени, что указывает на то, что наступит день, когда Иисус Христос примет звание и служение, которых Он никогда не имел ранее.

Пс. 2:7 также цитируется Ап. Павлом в Деян. 13:33. Это место указывает на Воскресение как подтверждение того, что Иисус – Сын Божий. Это не противоречие. С точки зрения Бога, Иисус был рожден как Сын, когда пришел в мир. Реальность единства с Богом и совершенство Его службы Богу было доказано всему миру тем фактом, что Бог воскресил Его после смерти! 

Христос принял на Себя всю полноту звания Сына Божьего, когда отказался от независимого использования Своих Божественных привилегий и полного выражения Своего величия, милостиво смирил Себя и полностью подчинился воле и замыслам Отца. В своем послании к церкви в Филиппах Павел объясняет, что Иисус Христос "будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба… и по виду став как человек; Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Фил. 2:5-8).

В Своей первосвященнической молитве Иисус говорит Отцу: "Прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя", и немного позже умоляет: "Прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира" (Иоан. 17:1, 5). Христос существовал всегда. Он "был в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть" (Иоан. 1:2-3). Но в соответствии с Божественным замыслом искупления, который Он Сам предусмотрел с Отцом и Святым Духом, Христос стал плотью и обитал среди нас (см. ст. 14а). Он продолжал обладать частью Своей Божественной славы как единородный "от Отца" (ст. 146), но сохраненная Им слава скрывалась под человеческой плотью, и человеческий глаз не мог ее увидеть.

Павел продолжает объяснять, что наиболее убедительное и неопровержимое свидетельство Божественного происхождения Иисуса было дано силой воскресения из мертвых (Деян. 13:29-33). Этим величайшим проявлением Его способности покорить смерть; силой, которая принадлежит лишь Самому Богу (Источнику жизни), Он вне всяких сомнений подтвердил, что Он на самом деле Бог Сын.

По духу святыни – это, говоря иными словами, "согласно природе и делам Духа Святого". Воскрешение и другие совершенные Им или связанные с Ним чудеса, были делами Духа Святого в Христе. В Своем воплощении Иисус Христос был зачат силой Духа Святого и был воскрешен из мертвых силой Духа Святого, по духу святыни.

Сразу же после крещения Иисуса Иоанном Крестителем "отверзлись ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Матф. 3:16-17). Все Лица Св. Троицы вечно равны во всем, но, как указывалось выше, во время пришествия Иисус Христос (вторая Личность Св. Троицы) добровольно снял с Себя всю полноту Божественной славы и привилегии Божества. Во время Своего пребывания на земле Он добровольно подчинился воле Отца (Иоан. 5:30) и власти Св. Духа. Сошествие на Него Святого Духа при Его крещении было помазанием Иисуса Христа на служение, которое контролировалось и вдохновлялось Св. Духом настолько, что Христос считал намеренное отвержение Его хулой Духа Святого (Матф. 12:24-32).

Вот Лицо, несущее Благую весть. Он полностью Человек (потомок Давида) и полностью Бог (объявлен Сыном Божьим). Во время Его служения проявлялись Его Человеческие и Его Божественные качества. Когда Его попросили заплатить подать, Иисус согласился. Он объяснил Петру, что как Божий Сын и законный правитель вселенной, включая и Римскую империю, Он законно освобожден от уплаты податей. "Но чтобы нам не соблазнить их, – говорит Он дальше, – пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми; и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя" (Матф. 17:27). В Своем Человеческом воплощении Он добровольно платит подать, но в Своей Божественной природе Он совершил этот платеж сверхъестественным образом.

Однажды вечером, после долгого дня наставлений, Иисус сел в лодку с учениками, чтобы переплыть Галилейское море. Он вскоре заснул. Когда поднялся шторм, угрожавший потопить лодку, испуганные ученики разбудили Христа, крича: "Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И встав Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина" (Марк 4:38-39). В Своем Человеческом воплощении Иисус был утомлен, как и любой другой человек бывает утомлен после тяжелого рабочего дня. Тем не менее, в Своем Божестве естестве Он может мгновенно успокоить сильную бурю.

Будучи на кресте, Иисус истекал кровью и был в сильных муках по причине Своего Человеческого естества. Но в то же время, согласно Своей Божественной природе, Он смог дать вечную жизнь раскаявшемуся преступнику, висевшему рядом с Ним (Лук. 23:42-43).

Павел объявляет, что этот Сын Божий и Сын Человеческий, Который был воскрешен из мертвых силой Св. Духа – Иисус Христос, наш Господь. Иисус означает "спаситель", Христос – "помазанник", Господь означает "наивысший владыка". Он Иисус, поскольку спас Своих людей от их грехов. Он Христос, поскольку помазан Богом как Царь и Священник. Он Господь, поскольку Он Бог и Всевышний Владыка вселенной.

 

С уважением Андрей

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий