Освящение психологией?

“Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых И не стоит на пути грешных, И не сидит в собрании развратителей; Но в законе Господа воля его, И о законе Его размышляет он день и ночь!”(Пс.1:1-2)

“Тогда Иисус сказал Двенадцати: «Не хотите ли и вы отойти?» Симон Пётр отвечал Ему: «Господи! 
К кому нам идти? Ты имеешь слова вечной жизни».”(Иоан.6:67-68)

Освящение психологией?

Недавно мне прислали брошюру, рекламирующую семинар преподавания гипноза священнослужителям. Среди всего прочего в ней говорилось: «Гипноз в кругу священнослужителей естественен. С помощью гипноза человек может научиться максимально использовать свои, данные ему Богом, способности и жить более здоровой и счастливой жизнью». Брошюра содержала свидетельства десяти человек, прошедших обучение и считавших, что это усилило их служение.

Гипноз как вид шаманизма, ставший уважаемым благодаря мирской психологии, пока что не нашел широкого принятия в церкви Wycieczki po Litwie. Но если люди, предлагавшие этот семинар, будут приниматься с открытыми объятиями, то использование пасторами евангельских церквей по всей стране постгипнотических советов для «обеспечения положительной, прочной перемены после окончания сеанса терапии» станет только делом времени. Как это происходит? Согласно брошюре, «гипнотерапия… позволяет внутреннему разуму человека самому разрешать конфликты».

Это то же самое, что обещают фактически все формы психотерапии. Христианские магазины полны книг, рекомендующих верующим «искать глубоко внутри», «находить контакт со своим внутренним „я“», «выявлять тайники своих прошлых страхов, обид и разочарований» и «находить реальные ответы на свои проблемы в своём сердце». Почему? Потому что «ответы находятся глубоко внутри».

Такой совет содержит в себе всё самое худшее, что предлагает психология. И трагично, что его могут принять и повторять во всем остальном здравые христианские служители. Его влияние на огромные массы современных христиан является серьёзной угрозой для церкви в нашей культуре.

Нигде в Библии вы не найдете такого совета. Наоборот, Писание учит нас «[свергнуть] с себя всякое бремя и запинающий нас грех и… проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса… Помыслите о [Нём]» (Евр. 12:1-3). И «наконец, братья мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4:8).

Можем ли мы найти в себе достоверные ответы?

Если мы должны искать внутри себя или пытаться понять себя, чтобы решить свои проблемы, то мы в безнадежной ситуации. Иер.17:9-10 говорит: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности». Решение проблем посредством исследования самого себя приводит к обманчивым ответам. Когда мы заглядываем внутрь себя в поисках ответов, мы находим ложь.

Грех внутри нас настроен против Бога. По причине греха наше собственное сердце лжет нам о том, чем мы являемся на самом деле. Оно возносит нас в наших глазах и снимает с нас ответственность за грех. В Прит.16:2 говорится: «Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души», а в Прит. 14:12 сказано: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти».

Некоторые могут спорить, что эти стихи относятся только к неверующим. Но даже христиане не защищены от самообмана. Павел сказал: «Я ничего не знаю за собой, но тем не оправдываюсь; судья же мне — Господь» (1 Кор. 4:4). Павел не мог найти ничего против себя, но знал, что на самоанализ он уповать не мог.

Можно предположить, что если мы не можем доверять себе, то, пожалуй, мы можем доверять компетентным душепопечителям. Но если мы не можем извлечь истину из своего же сердца, как кто-либо другой, имеющий лживое сердце, сможет разглядеть истину о нас, усадив на стул и выслушав нашу исповедь? Мы можем обмануть психотерапевта ещё быстрее, чем себя. И когда мы пытаемся определить своё внутреннее состояние, наше сердце лжет нам. Можем ли мы ожидать, что психотерапевт разберётся во лжи, которую он выслушивает, и затем скажет нам, что мы должны делать со своим лживым сердцем? Кого мы обманываем?

Только Бог может проверить, определить и знать истину о чьём-либо сердце. В Пс.138:1-7 Давид молился: Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Ещё нет слова на языке моём, Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою. Дивно для меня ведение Твоё — высоко, не могу постигнуть его!
Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?

Для Бога не существует каких-либо неясностей — Он всё знает о вас. Если вы хотите реально разобраться в себе, дайте возможность Святому Духу коснуться вашего сердца Божьим Словом. В Псалме 31:6-8 говорится: За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его. Ты — покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления. «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду направлять тебя, око Моё над тобою».

Писание делает то, чего не могут сделать психоаналитики: оно пронизывает сердце. Оно проникает глубоко до души человека и судит его побуждения.

Увидеть себя в свете Писания — значит увидеть себя, каков ты есть на самом деле. И только Слово Божье может обещать реальные духовные награды тем, кто повинуется его руководству. Никакая другая форма душепопечительства или терапии не может дать человеку чувства полноты.

Люди говорят: «О, у вас такая глубокая проблема. Вам бы стоило искать помощи у психотерапевта или найти служение избавления, которое может связывать сатану и изгонять из вас бесов». Но поразмыслите внимательно на мгновение: что могут все эти вещи добавить к живому, действенному, сильному Слову Божьему? Оно острее любого другого оружия, и может проникнуть глубже и точнее, чем что-либо другое.
Автор Послания к Евреям утверждает, что «слово Божье живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (4:12). Я писал в Толковании на Послание к Евреям: Божье Слово видит совершенно точно, оно — совершенный критикос (от него происходит слово «критик»).

Оно совершенно анализирует не только все факты, но также все побуждения, намерения и взгляды, чего даже самые мудрые судьи или критики среди людей сделать не могут. Меч Его Слова не ошибается на суде или при исполнении приговора.

Слово Божье открывает самые глубокие мысли и намерения человеческого сердца — так что «всё обнажено и открыто перед очами Его» (Евр. 4:13).

Свидетельство о силе Слова Божьего

Недавно я получил письмо от одной радиослушательницы. Она писала:

“Мне 27 лет. Когда мне было четырнадцать, у меня начались частые депрессии. Я не была христианкой, и родители мои тоже не были верующими… Я становилась старше, но депрессии продолжались и становились всё тяжелее и тяжелее. У меня постоянно возникали мысли о самоубийстве… В двадцать лет я обратилась к психиатру, и он поставил мне диагноз маниакальной депрессии. Он прописал мне лекарство и сказал, что это останется у меня на всю жизнь. Лекарство было предназначено удержать меня от сильной депрессии, могущей привести к самоубийству. Однако сильные чувства депрессии и отчаяния всё ещё оставались реальностью.

В конце концов, я так опустилась, что мне не к кому было обратиться, только к Господу. Я слышала, что христианская жизнь была единственной настоящей жизнью, но для меня Бог не был реальностью. Я решила искать Бога всем своим сердцем, как говорится в Иер. 29:13. И затем, если бы и это усилие оказалось тщетным, я бы ушла из жизни.

Я слушала ваши кассеты с проповедью Библии, и Господь начал Свой труд во мне. Через Его Слово, проповедуемое вами, Дух Святой точно показал мне, в чём была моя проблема, и как я могла её решить.
Моей проблемой был грех — непрощающее сердце, горечью наполнявшее всё моё естество… Я обратилась к Господу и попросила Его помочь мне научиться прощать других. Я продолжала вникать в Слово, и процесс преображения произошел. Господь избавил меня от этой депрессивной болезни.

Запоминание стихов из Священного Писания обновляет мой разум. Это единственный ключ для тех, кто страдает эмоциональными проблемами, потому что оно — живое Божье Слово и сверхъестественная сила, преобразующая жизнь и разум человека… Никакой врач и никакие лекарства не могут сделать то, что сделала для меня Библия, изменив мою жизнь.

Затем она добавила P.S.: «Кстати, я уже три года не принимаю лекарства! Ключ к решению проблем — послушание!» Я верю этому свидетельству, потому что верю в силу Божьего Слова. И меня огорчает, что так много ищущих людей уклоняются в гуманистическую психологию и психиатрию, что только усложняет их проблемы, уводя в неправильном направлении — далеко от достаточности во Христе и силе Его Слова.”

Утверждение в Слове Божьем

В Иак. 1:25 сказано: «Кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нём, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своих действиях».

Слово «вникнет» является переводом греческого паракупто, которое буквально означает «наклониться» или «нагнуться», чтобы внимательно и тщательно рассмотреть. Оно подразумевает смиренное отношение и усиленное изучение, требуемые от того, кто стремится получить помощь от «закона совершенного» (синоним для Слова Божьего).

Греческое слово, переведённое как «совершенный», говорит о целостности или завершенности. Как мы увидели, Слово Божье — достаточное, всесторонне охватывающее, абсолютно непогрешимое, способное удовлетворить всякую нужду и исполнить желания каждого сердца. Если мы подчинимся ему, мы будем блаженны во всём, что делаем.

Какое драгоценное сокровище Бог оставил нам в Своём Слове! Но как христиане должны на него реагировать? 18-й Псалом даёт реакцию Давида: «Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, Твердыня моя и Избавитель мой!» (ст. 15) Иными словами: «Пусть мои слова и мои размышления будут приемлемыми Тебе. Пусть они будут сообразны с Твоим Словом». Давид молился, чтобы ему быть человеком с Библейскими мыслями и словами.

Еще более направленными и исчерпывающими являются слова Павла к пресвитерам в Ефесе в 20-й главе Книги Деяний: Я не пропустил ничего полезного, о чём вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам… Я не упускал возвещать вам всю волю Божью… И ныне передаю вас, братья, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освящёнными (ст. 20, 27, 32).

Эти пресвитеры были подобны нам. У них были всё те же проблемы, борьба и духовные нужды, что и у нас. С первого дня, как Павел ступил на землю Азии, он учил их Слову Божьему (ст. 18-19). Он ничего не скрывал, потому что Слово Божье было полезно для них. В Божественном откровении он видел полную достаточность для всякой борьбы, нужды и забот человеческой жизни. Когда он покинул этих служителей, он предал их Богу и Слову благодати Его, которое могло наставить и укрепить их для верного служения.

Духовные служителя должны опять признать достаточность Писания и научить этому своих людей. Сами христиане должны дать обещание Богу быть людьми Слова Божьего, в нём находя для себя источники и применяя их ко всем аспектам своей жизни.

Нельзя узнать, что Слово Божье способно сделать, если не будешь его изучать и применять. Недостаточно просто говорить, что веришь ему. Оно должно занимать возвышенное место в вашей жизни. И если Сам Бог так его восхваляет и возносит (Пс. 137:2), то насколько больше должны возносить его мы?

Как уже отмечалось в конце предыдущей главы, в И. Нав. 1:8 подводится итог абсолютной достаточности Божьего Слова как путеводителя к успешной жизни: «Да не отходит эта книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, чтобы в точности исполнять всё, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно».

Советуясь с Библией

Все мы принимаем участие в душепопечительстве, когда наставляем друг друга на основании Божьего Слова, когда ходатайствуем в молитве или когда Святой Дух употребляет нас для поддержки слабых и малодушных (1Фес. 5:14). Важность этого служения снова запечатлелась в моём сердце, когда мне пришлось разговаривать с одной искренней женщинойхристианкой, страдающей неизлечимой болезнью и находящейся при смерти. Я знал, что она любит Господа, и посвятила Ему свою жизнь. Её самым большим желанием было — повиноваться Его воле. Но она призналась мне, что живет в постоянном страхе, что попадет в ад. Когда я спросил, откуда у нее такой страх, она сказала: «Когда я только заболела этой болезнью, я совершила ужасный грех. Я употребляла хульные слова и проклинала Бога. Теперь я боюсь, что Он не простит меня, и за свои слова я попаду в ад». Я видел, насколько глубоко она была обеспокоена своим поступком.

Что можно сказать такому человеку? Она, возможно, находится в нескольких шагах от смерти, и нуждается в уверенности Божьего прощения. Послать её к психоаналитику? Или связать демона сомнения? Или посоветовать ей мысленно представлять себя в небе?

Или обучить её шести или семи ступеням психотерапии познания себя? Именно такие средства рекомендуются сегодня многими.

Нет, не стоит всего этого делать. Такой человек нуждается в заверении Писания о Божьей любви и прощении, чтобы Дух мог запечатлеть эту истину в её сердце и дать ей мир. Я открыл ей места Писания, говорящие о полном прощении, которое принадлежит каждому верующему. Я заверил её, что хотя она и проклинала Бога, был человек, который намного больше богохульствовал, но и он получил обильную благодать и прощение. Я прочитал ей 1Тим. 1:12-16 “Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулителем, и гонителем, и обидчиком, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего Иисуса Христа открылась во мне обильно с верой и любовью во Христе Иисусе. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал всё долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.”

Я напомнил ей, что свидетельство Павла стало примером для всего мира, и так как Бог мог спасти главного грешника, то Он может спасти и всех меньших грешников, включая её. И когда мы вместе продолжали говорить и молиться, у неё стала появляться надежда.

Для людей с такой озабоченностью ответ в том, чтобы просто открыть им Слово живого Бога и дать возможность Духу Святому применить это Слово в жизни. Даже находящийся на смертном одре человек может познать блаженство мира и уверенность, исходящую из Слова Божьего.

Наставление и ободрение друг друга словами из Священного Писания всегда играло важную роль в церкви. Этой ролью не наделялись христианские психологи или мирские психоаналитики. Она поручалась пресвитерам и учителям Библии, и через их точное провозглашение и наставление — духовно одаренным христианам, чья жизнь чиста, чьё познание Слова Божьего развито, и кто является достойным глашатаем Слова и Божественной мудрости. Павел сказал верующим в Риме: «Вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга» (Рим. 15:14).

Каждый христианин призван оказывать помощь, поощрять и ободрять других в Теле Христовом (Евр.10:24-25). Мы не должны позволить неогностикам похитить это служение у тех, кто сведущ в Слове, и передать профессионалам, разрушающим его, смешивая с человеческой мудростью и психологической теорией.

Что случилось со Святым Духом?

Прежде чем мы закончим с предметом психологии, нам необходимо отметить её катастрофическое влияние на понимание церковью служения Святого Духа.

Зная, что приближается время Его смерти, Господь Иисус обещал послать «другого Утешителя… Духа истины» (Иоан. 14:16-17). В этом было Его обетование, что Дух Святой возьмёт на Себя ответственность, которую Христос нёс в жизни Своих учеников на протяжении всего Своего земного служения — роль Божественного учителя, Друга, Путеводителя, Помощника и Утешителя. Служение Духа Святого в этом отношении является одним из чудесных источников, которые Христос сделал доступными для всех знающих Его.

Апостол Павел писал: «Но мы приняли не духа мира этого, а Духа от Бога, чтобы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2:12). Вся духовная мудрость и ресурсы исходят от Духа Святого. Если мы хотим знать истину о себе и найти решение наших проблем, мы можем просто обратиться к Нему. К сожалению, нынешнее пренебрежение служением Святого Духа сильно ослабило готовность и способность многих христиан так поступать.

В первые годы служения я много путешествовал по стране, проповедуя в церквях и на пасторских и молодежных конференциях. Почти в каждом месте, где я бывал, люди хотели услышать проповедь о Святом Духе. Они хотели знать о духовных дарах, и как поступать по Духу и исполняться Духом. Книги и семинары на эту тему были злободневными вопросами. Фраза «исполнение духом» была лозунгом всего евангельского движения. Но в последние годы всё значительно изменилось. Теперь значение служения Духа, как оно изложено в Священном Писании, похоже уменьшается почти до уровня пренебрежения.

Я думаю, частично вина за эту ситуацию должна лечь на неправильное объяснение харизматическим движением вопросов крещения, исполнения и просветляющего действия Святого Духа. Их чрезмерный акцент на чудесах, знамениях и силах неправильно представил Святого Духа как какого-то Божественного Чародея, действующего видимым, испытываемым и слышимым образом. Они преуменьшили внутреннее, освящающее действие Духа, являющееся основой Его служения. И многие христиане не желают противостать крайностям харизматического движения или даже говорить на тему служения Святого Духа, чтобы не обидеть кого-либо, придерживающегося иного взгляда. Те, кто всё-таки об этом говорит, часто воспринимаются как не имеющие любви или приносящие разделения. Поэтому многие пастора и учителя нехаризматического направления вообще предпочитают не касаться темы Святого Духа, что и привело к повсеместному пренебрежению Его служением.

Непонимание вопроса освящающего действия Духа открыло дверь нынешнему увлечению церкви психологией. Психологическое освящение стало заменителем для жизни, исполненной Духом. Какой смысл искать утешения у Святого Духа, если, в конце концов, глубоко укорененные эмоциональные проблемы может решить только обученный психолог, или если люди могут серьёзно разобраться со своей жизнью только соприкасаясь со своим детством, или если ответы на наши самые глубокие раны находятся глубоко внутри нас? Если это так, то нам не нужен Ходатай; нам нужен психотерапевт. Именно такой путь избрали многие церкви.

Недавно я получил письмо от одной постоянной радиослушательницы. Она прослушала серию проповедей под названием «Что случилось со Святым Духом?» и написала письмо, выражая несогласие с моим пониманием психотерапии. Её взгляды представляют то, во что верят многие современные христиане: Я никогда не соглашалась с вашим взглядом на психологию и на то, как вы соединяете вместе и мирскую, и христианскую психологию. Последние развития событий сделали всё это ещё более тревожным. Мне интересно, осознаете ли вы, что, отталкивая людей с глубокими эмоциональными проблемами от поисков решений, в которых они нуждаются, вы причиняете им вред.

Если вы выросли в идеальной семье, вам может быть трудно понять, насколько глубоко ранен дух некоторых людей и как это повредило струны их души. Часто правонарушения провоцировались подростками только для того, чтобы доказать свою возмужалость. Рекомендация изучать только Библию и молиться похожа на наложение лейкопластыря, когда необходимо хирургическое вмешательство. И просто став христианином, решить дилемму также нельзя (раньше я считала, что можно), потому что неблагополучный человек может просто считать свой опыт прошлой жизни вполне нормальным, усиливая глубокую боль своего духа. Затем, так как эти вопросы никогда не решаются, они несут их в свою семейную жизнь, таким образом начиная новый цикл.

В письме женщина добавила некоторые личные детали о своём зяте, который, по её мнению, нуждался в психологическом душепопечительстве. Он плохо относился к своей жене и даже угрожал ей физической расправой. Он отказывался отвечать за своё неправильное поведение, всегда обвиняя в своих ошибках других. Вся семья в течение года побуждала его обратиться за советом к психологу, но он отказывался. Теперь он использовал мои проповеди, оправдывая свой отказ обратиться за помощью к психотерапевту. Женщина закончила письмо следующим комментарием: Упрощённый ответ в том, что причина этому — грех: мол, попросите у Бога прощения, прощайте других, читайте Библию и молитесь. Ещё попросите Бога помочь вам исправиться. Но вы должны также рассмотреть, что сделал грех, и если человек не осознал проблему, так глубоко погребенную в подсознании, то как он будет её исправлять? Человеку со сломанной ногой не поможет массаж на месте перелома. Пока вы не обнаружите истинную причину боли, вы не можете достигнуть исцеления.

Образованный психолог-христианин более подготовлен найти корень этих серьёзных проблем… Друг или внимательный слушатель не сможет помочь, потому что вопрос слишком глубок. Пастор к тому же должен работать со всей церковью. Как он, собственно, сможет оправдать потраченное на беседы время, необходимое для того, чтобы решать проблемы отдельных членов его церкви?

Из-за этого жизнь становится всё более сложной, а взаимоотношения — более хрупкими, а вы считаете, что христиане не должны искать профессионального душепопечительства? Интересно, сколько других нуждающихся людей вы убедили не обращаться за помощью к профессионалам, когда они в ней так отчаянно нуждаются. Я вздрагиваю при мысли об ответственности, лежащей на вас, когда ваш голос звучит в эфире, отговаривая людей от получения необходимой им помощи.

Я искренне надеюсь, что неправильно восприняла реальный смысл сказанного вами… Мой взгляд такой: я не согласна с вами в том, что христиане не должны обращаться за советом к профессиональным психологам. Если у них есть нужда, они должны просить помощи.

Я разделяю тревогу этой женщины. Она отчаянно ищет помощи, чтобы сохранить семейную жизнь своей дочери. Она даже обеспокоена её физической безопасностью и тем, что неблагополучие в доме оказывает влияние на её внуков. Она расстроена лицемерием своего зятя; очевидно, регулярно читая Библию и молясь, он имеет наружную духовность. Но его личная жизнь не соответствует наружности и часто крайне неправедна. Что-то здесь очень неправильно. Если она точно описала ситуацию, я полностью согласен с тем, что её зять нуждается в помощи. И я бы убедительно посоветовал ему немедленно обратиться за мудрым советом.

Но поощряет ли его эта женщина обращаться за ответом к правильному источнику? И её взгляд на его духовное и эмоциональное состояние основан на Библии или на теориях современной психологии? Обратите внимание на её предположения: она пришла к выводу, что глубокие эмоциональные проблемы, какие имеются у её зятя, требуют мер, которых Священное Писание и молитва не могут предложить. Кстати, она считает, что изучение Библии и молитва — поверхностные решения типа «лейкопластыря», и что только психотерапия может предложить весомую помощь людям с такими проблемами. Она пришла к выводу, что большинство эмоциональных проблем имеют свои корни в неблагополучном детстве, и что причины душевных ран требуют профессиональной психотерапии, чтобы они поднялись на поверхность.
Она, очевидно, верит, что настоящие душепопечители-профессионалы — это те, кто научен психотерапии. Она говорит, что считать, что поведение её зятя зависит от греха, или рассматривать покаяние как реальное решение — это слишком «упрощенный подход». Сложные эмоциональные проблемы, полагает она, могут быть разъяснены только профессионалами, обученными погружаться в подсознание. Эти болезни очевидно, «слишком глубоки» для библейской мудрости и нуждаются в проницательности человека, имеющего большую мудрость, чем та, которую предлагает Писание, — человека, вооружённого для разрешения сложностей нашего времени ресурсами более эффективными, чем Библия, молитва и Святой Дух.

Но ни одно из этих предположений не соответствует учению об освящении в Новом Завете. Вовсе не являясь поверхностным средством, Слово Божье — единственное оружие, способное произвести полную хирургическую операцию на человеческой душе: оно «живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). А современная поведенческая наука поверхностна, и обычно приводит к явно обратным результатам.

Более важно то, что освящение — это работа Святого Духа. Никакой психотерапевт не сможет достигнуть того, что может сделать Святой Дух в вопросе преобразования души. И никакая психотерапия, изобретённая людьми, не сможет привести человека к покаянию или восстановить жизнь, разрушенную грехом. Те, кто считает психотерапию лучшим средством для лечения больной или раненой души, пытаются подменить действие Духа человеческими приемами.

Вы теперь завершаете плотью?

Священное Писание ясно говорит об этом вопросе.

Галатийские верующие вначале доверились Богу в вопросе своего спасения, но затем безрассудно оставили Евангелие благодати, полагаясь на человеческие усилия в достижении личной святости и духовной зрелости. В Гал.3:1-5 Апостол Павел говорит: О несмысленные галаты, кто вас заворожил, вас, у которых пред глазами Иисус Христос изображен был распятым? Одно это хочу узнать у вас: делами ли Закона вы получили Духа или от проповеди веры? Настолько ли вы несмысленны? Начав Духом, вы теперь завершаете плотью? Напрасно ли вы столько испытали? Если бы это было действительно напрасно! Итак Подающий вам Духа и Совершающий среди вас чудеса, делами ли Закона это совершает или от проповеди веры? (Новый перевод с греч.подлинника).

В 1 стихе Павел называет галат «несмысленными» (по-гречески аноетос), что означает отсутствие мудрости или рассудительности. Он не говорит, что им недостает интеллекта. Он обличает их за неспособность употребить свой интеллект в применении известной им истины. Они оказались непослушными тому, что знали, и поэтому были духовно безрассудными. Они беспечно пренебрегли своими духовными богатствами и попытались использовать плотские рецепты — именно это сегодня делают многие христиане.

Современный перевод Гал. 3:1 говорит: «О, неразумные галаты!»2 Апостол Павел указывал галатам, что их доктрина очень уязвима, так как подход лжеучителей, сказавших им, что они могут достичь освящения своими усилиями, их просто «заворожил» (по-гречески — баскайно). В узком смысле слово баскайно говорит о навлечении волшебных чар или стремлении причинить вред человеку посредством злого глаза или слова.

Павел не подразумевал, что галаты стали жертвами колдовства или других оккультных действий. Он подразумевал, что они были в восторге или очаровании от лжеучителей.

Ситуация в Галатии — типичный пример попыток сатаны ослабить действие Духа в жизни верующих.
Всякий раз, когда они принимают благодать, он пытается совратить их законничеством. И когда проявляется вера, он пытается заменить её делами. Павел проповедовал галатам Евангелие оправдания по вере и освящение Духом Святым; но иудействующие (иудейские лжеучителя) хотели добавить к благодати закон и к вере — дела. Они стремились навязать галатийским христианам обряды, церемонии, постановления и законничество иудаизма. Это была скрытая сатанинская атака в религиозной маске, и галаты стали её добровольными жертвами.

Ответ на риторический вопрос Павла во 2-м стихе очевиден: галаты приняли Духа верой, не делами. Они приняли Его в тот момент, когда получили спасение.

Кстати, свидетельство Духа — величайшее подтверждение нашего спасения. Он свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божьи и сонаследники Иисусу Христу (Рим. 8:16-17). Его присутствие в нашей жизни является безошибочным доказательством Божьего благорасположения.

Вливание психотерапии в христианское душепопечительство сегодня сильно напоминает галатийскую ересь. Это ничто иное, как систематические усилия по удалению Святого Духа из процесса освящения. Оно может быть более скрытым, чем законнические атаки иудействующих первого столетия, но, тем не менее, оно представляет такую же колоссальную угрозу для церкви.

У многих самоуважение, чувство собственного достоинства и человекоцентричное богословие создали большую уверенность в себе, чем в Святом Духе.

Но истина в том, что только Дух Святой может дать и поддерживать духовную жизнь в человеке. Без Него все наши усилия напрасны. Если бы Он прекратил Своё освящающее, поддерживающее дело в нас, мы бы пали обратно в духовную смерть. Мы живем Духом (Гал. 5:25). И то, что Он посылает, вполне достаточно для всех нужд — вседостаточный Дух даёт необходимые ответы на любые вопросы жизни.

Церковь сегодня наполнена грехом и слабостью, потому что многие христиане забыли, что духовная борьба осуществляется духовным оружием (2Кор.10:4), а не плотскими приемами, теориями или психотерапией. Освящение приходит от Духа, действующего Словом Божьим, преображая нас в образ Христов (2Кор. 3:18). 

Поэтому мы должны отвергнуть человекоцентричные, гуманистические «решения» и научиться уповать на Духа, и ходить в Его силе. Самосовершенствующаяся духовность плотью не достигнет результата у нас, как не достигла у галат. Как сказал Сам Бог, это происходит «не воинством и не силой, но Духом [Божьим]» (Зах. 4:6).

Где мы можем получить надежные ответы на самые трудные жизненные вопросы? Наш вседостаточный Спаситель не оставил нас без богатых духовных ресурсов. Его совершенная мудрость открыта в Его Слове.

Утешение, уверенность, понимание и сила принадлежат нам посредством вселившегося Святого Духа. Всё это усиливается посвященным служением одаренных верующих. И всё содействует к тому, чтобы все верующие «были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:8).

С уважением Андрей

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий