Нуждается ли Бог в психиатрах?

“Откровения Твои — утешение моё, Советники мои.”(Пс. 118:24)


“И это происходит от Господа Саваофа — Дивны судьбы Его, велика премудрость Его!”(Ис. 28:29)

Нуждается ли Бог в психиатрах?

В 1980 году церковь Благодати была втянута в судебный процесс. Наших пресвитеров обвиняли в том, что они пытались помочь одному молодому члену нашей церкви, позже покончившему жизнь самоубийством, излагая ему библейские истины. Это был первый случай в Америке, когда уголовное дело было возбуждено против священнослужителей, обвиняя их в небрежности по отношению к прихожанам. И пока несколько лет тянулся судебный процесс, светские средства массовой информации имели тему для статей и репортажей. Некоторые, транслируемые по всей стране, телеканалы бульварного типа поспешили даже заявить, что наша церковь подтолкнула этого молодого человека на самоубийство, убеждая его, что самоубийство — это надежный путь в небо. Конечно же, это была неправда. Он знал на основании Священного Писания, что самоубийство — это грех. Мы призывали его дать возможность Слову Божьему направить его к познанию и принятию источников, имеющихся у Того, Кто хотел исцелить его мятущуюся душу. К великому прискорбию, он отверг наши советы и покончил жизнь самоубийством.

Одним из основных вопросов, поднятых в процессе следствия, был вопрос о том, имеет ли церковь законное право на душепопечительство неблагополучных людей, используя Библию. Многие стали утверждать, что совет, даваемый на основании Библии, — это слишком упрощенный подход к душепопечительству.

Нам говорят, что Библия может подойти для среднего человека, но люди, имеющие настоящие проблемы, нуждаются в помощи эксперта-психолога.

Поэтому данный процесс был использован с одной целью — заявить, что церковные душепопечители обязаны направлять людей, впавших в депрессию или желающих покончить с собой, к специалистам по психическим заболеваниям. Попытка помочь таким людям на основании Библии равнозначна безответственности и халатности, за которую церковные душепопечители должны нести моральную и судебную ответственность.

Но истина, доказанная в суде, почти не получила освещения в средствах массовой информации. Свидетельские показания подтвердили, что этот молодой человек был под наблюдением профессиональных психиатров. В дополнение к библейскому наставлению, полученному от наших пресвитеров, он обращался к психотерапевту. Более того, наши служителя позаботились, чтобы он был обследован несколькими врачами, чтобы исключить возможность органических или химических причин его депрессии, такие как токсические или наркотические вещества. Он испробовал всевозможные виды лечения, и, тем не менее, решил покончить с собой. Мы сделали всё, что могли, желая ему помочь; но он отверг наш совет и повернулся спиной к духовной вседостаточности во Христе.

Суд не только рассматривал вопрос как первое изменение права на религиозную свободу, в которую правительство не должно вмешиваться, но все три раза, когда мы выиграли дело, судьи также выражали мнение, что церковь полностью исполнила свою ответственность, оказав ему должное внимание. Их решение было, что наше руководство более чем исполнило свои законные и нравственные обязанности, пытаясь помочь этому молодому человеку, искавшему у нас совета. Позже дело было апеллировано даже к Верховному Суду Соединённых Штатов, но Верховный Суд отказался заслушивать дело, этим подтверждая решение Верховного Суда штата Калифорния, который защитил церковь. Но важнее всего то, что в процессе этого было подтверждено право каждой церкви оказывать душепопечительство на основании Библии, устанавливая юридический прецедент не допустить гражданские суды вторгаться в область душепопечительства в церкви.

Профессионализация служения душепопечительства

К сожалению, привилегия наставления людей в Библейской истине всё равно может оказаться под угрозой — не по причине каких-либо барьеров, поставленных вне церкви, но по причине отношения к Писанию внутри церкви. Во время процесса для дачи показаний были приглашены несколько «экспертов».

Более всего меня удивили так называемые «психологи и психиатры от христианства», свидетельствовавшие, что Библия не содержит достаточной помощи для удовлетворения самых глубоких личных и эмоциональных нужд. Эти люди фактически доказывали перед светским судом, что Слово Божье не является достаточным источником для помощи людям в их духовных проблемах! Но что больше всего ужасает, так это количество верующих, которые готовы на слово поверить этим «профессионалам».
За последнее десятилетие появилась тьма христианских психологических консультаций. Хотя почти все они утверждают, что дают библейские советы, большинство просто пользуются светской психологией, упакованной в духовную терминологию. Более того, они удаляют служение душепопечительства с его должного места в церкви и ставят христиан в положение считать себя некомпетентными в этом служении.

Многие пастора, чувствуя себя недостаточными и, вероятно, опасаясь возможных тяжб по обвинению в некомпетентности, полностью готовы позволить «профессионалам» захватить то, что всегда считалось особой ответственностью пастора. Слишком многие купились на ложь, что решающая сфера премудрости существует за пределами Священного Писания и связи человека с Иисусом Христом, и что какая-то идея или подход помимо Библии имеет реальный ключ помощи людям в их насущных нуждах.

Настоящая психология («изучение души») может осуществляться только христианами, так как только христиане имеют источник, могущий понять и преобразить душу человека. Поскольку светский предмет психологии основан на безбожных предположениях и эволюционных теориях, он способен помочь в решении только поверхностно и только временно. Задолго до появления безбожной психологии, «работой с душами» называли своё служение пуритане.

Священное Писание — это учебник для любой «работы с душами», и оно настолько исчерпывающе в определении диагноза и назначении лечения по любому духовному вопросу, что под водительством Святого Духа ведёт к уподоблению верующего человека Иисусу Христу. Это процесс библейского освящения.

Для людей логично обращаться за медицинской помощью при сломанной ноге, неработающей почке, больном зубе или других физических недугах. Благоразумно это также и для алкоголика, наркомана, человека неспособного к принятию знаний, травмированного насилием или жестоким обращением, пытающегося совладать со своей травмой.

Определенные приёмы человеческой психологии могут послужить для уменьшения травмы или зависимости и умерить поведение одинаково в христианах и неверующих. Существуют также некоторые типы эмоциональных заболеваний, когда основная причина — врождённая, и в таком случае необходимо будет лекарство, чтобы успокоить иначе опасного человека. Однако эти проблемы встречаются относительно редко и они не должны приниматься как примеры для оправдания огульного использования светских психологических приемов в решении явно духовных проблем. Решение физических и эмоциональных проблем жизни таким образом не есть освящение!

«Христианская психология» как термин, используемый сегодня, имеет другой смысл. Слово «психология» больше не говорит об исследовании души; вместо этого оно описывает разношерстный калейдоскоп терапии и теорий, которые в основе своей гуманистичны. Идея и всё учение психологии не могут успешно объединиться с Библейской истиной. Более того, примесь психологии в учении церкви стерла грань, разделявшую исправление поведения и освящение.

Путь к целостности — это путь к духовному освящению. Неужели мы безрассудно повернемся спиной к Чудному Советнику, Источнику живой воды ради земной плотской мудрости и застоявшейся воды бихевиоризма?

Наш Господь Иисус свято и совершенно реагировал на все искушения, переживания и нападки в Своей жизни, а они были более тяжелыми, чем какой-либо человек когда-либо переживал. Поэтому, должно быть ясно, что совершенная победа над всеми бедами жизни придет только как результат уподобления Христу.

Никакой «работник с душами» не может поднять другого человека выше того уровня духовной зрелости, на котором находится сам. Поэтому высшим условием для психологов должно быть уподобление Христу.
Если человек действительно психолог-христианин, он должен проводить работу с душами в сфере глубоких истин Слова Божьего и Святого Духа, а не тратить попусту время на мелководье изменения поведения.

Почему верующий должен выбирать перемену поведения, когда у него есть орудия для духовного преобразования? Это напоминает хирурга, пользующегося хлебным ножом вместо скальпеля. Самый квалифицированный душепопечитель — это тот, кто верно, тщательно и с молитвою назначает нуждающемуся Божественное освящение — уподобление в образ Христов.

Сегодня не может быть более серьёзной угрозы для существования церкви, чем массовое увлечение доктринами светской психологии. Они являют собой нагромождение человеческих идей, которые сатана подсунул церкви, как будто они являются убедительной, преобразующей душу истиной от Бога. Большинство психологов провозглашают неогностицизм, претендуя на обладание тайным знанием для решения реальных проблем людей. Есть даже такие психологи, которые заявляют о своей способности выполнять лечебные приемы, называя их «христианским душепопечительством», но в реальности для лечения духовных проблем они просто используют мирскую теорию, прикрепив к ней Библейские ссылки.

И как результат этого, пастора, богословы, учителя Слова Божьего и духовные верующие, ставящие Библию во главу угла, воспринимаются как наивные, простоватые и вообще неполноценные душепопечители.

 Чтение Библии и молитва умаляются как «неуместные ответы», неполные решения для человека, который борется с депрессией или тревогами. Но христиане душепопечители должны направлять людей к таким традиционным решениям, как Священное Писание, Святой Дух, Христос, молитва и благодать, хотя некоторые христиане сегодня считают, что ни один из выше перечисленных ответов фактически не предлагает средства для людских бед.

Насколько научна психология?

Психология — это не форма научного познания, как, например, термодинамика или органическая химия. Когда мы говорим о психологии, мы говорим о замысловатой гамме идей и теорий, многие из которых довольно-таки противоречивы. Психология ещё даже не показала себя способной эффективно познавать человеческий разум, умственные и эмоциональные процессы.

Таким образом, она вряд ли может считаться наукой.

Многие, я уверен, возразят против моего определения психологии как псевдонауки. Но это в точности то, чем она является — самое последнее из человеческих изобретений, предназначенная объяснять, ставить диагноз и лечить проблемы поведения, не касаясь духовных и нравственных вопросов. В прошлом столетии кипел спор о другом виде «поведенческой науки» под названием френология. Френология считала, что характер личности определяется формой черепа человека. Вы, возможно, видели старые френологические диаграммы — карты головы с помеченными областями, показывающие, какая область мозга определяет конкретную эмоцию и черту характера. Френологи прощупывали головы людей, диагностируя проблемы по расположению шишек у них на голове.

Если вы думаете, что поведенческая наука с того времени сильно продвинулась вперед, задайте себе вопрос, насколько здраво окружать взрослого человека подушками, для того чтобы он опять представил себя в положении зародыша и вспомнил свои внутриутробные желания. Стоя перед таким выбором, я думаю, что предпочёл бы, чтобы у меня прощупывали шишки на голове.

 Современные психологи используют сотни душепопечительских подходов и приемов, основанных на множестве конфликтных теорий, поэтому невозможно говорить о психотерапии, как о единой и последовательной науке. Однако, ниже изложенные взгляды, популяризованные психологией, проникли в церковь из обширного ассортимента в психологическом резервуаре и оказывают серьёзное разрушительное влияние своим подходом к оказанию помощи людям. Эти взгляды утверждают:

• Человек по своей природе в основном добр.

• Ответы на проблемы людей находятся внутри их самих.

• Ключ к пониманию и исправлению отношений и поступков человека лежит где-то в его прошлом.

• Проблемы личности являются результатом неправильного обращения с ней других людей.

• По своей природе человеческие проблемы могут быть чисто психологическими.

•Глубоко укоренившиеся проблемы могут быть решены только профессионалами, использующими терапию.

• Для решения отдельных видов проблем Священное Писание, молитва и Святой Дух — недостаточные и упрощенные средства.

 По иронии, ещё до того, как церковь сильно увлеклась «поведенческой наукой», те, кто хорошо с ней знаком, начинали сомневаться в том, является ли психотерапия наукой вообще. Несколько лет тому назад журнал «Тайм» напечатал передовую статью под названием «Психиатрия на диване». Там говорилось следующее: Похоже, психиатрия заняла круговую оборону. Многие психиатры хотят предоставить лечение обычных, повседневных нервнобольных («сильно обеспокоенных») психологам и практикующим любителям. В итоге, разве нужно усердно учиться на врача… чтобы располагающе беседовать и говорить пациенту: «Вы слишком строги к себе!»?

И если психиатрия — это медицинское лечение, то почему практикующие её врачи не могут показать измеримые научные результаты, какие достигаются другими докторами?

Сами психиатры признают, что их профессия часто напоминает современную алхимию — полная жаргона, неясностей и мистификации, но является драгоценным маленьким реальным знанием… Как всегда психиатры сами себя строго критикуют.

Томас Жаж, откровенный зануда в своей профессии, утверждает, что на самом деле нет такого понятия как душевная болезнь, есть только обычные проблемы жизни.

Другой психиатр, Фуллер Торрей, также выступающий против психотерапии, готов допустить, что есть несколько заболеваний мозга, таких как шизофрения, но говорит, что их можно лечить конкретными лекарствами, которые могут назначаться любым врачом или терапевтом… В противоположность ему шотландский психиатр и поэт Р. Д. Лейнг уверен, что шизофрения реальна, и считает, что она полезна для человека. Лейнг объясняет: это психоделическая эпифания, намного превосходящая обычный опыт.

Даже опытные практики не уверены, что психиатрия может отличить нормального от ненормального.

Статья продолжала анализировать просчеты психиатрии, отмечая, что «из всех пациентов треть, в конце концов, «вылечивается», трети лечение помогает отчасти, а трети вообще не помогает».

Но в ней утверждалось: Проблема в том, что большинство видов лечения, включая и нетрадиционные, также приводят к некоторому улучшению у двух третей пациентов. Критики доказывают, что многие пациенты идут на обследование после моральной травмы, связанной с разводом или смертью близкого человека, и, рано или поздно, когда пройдет потрясение, им обязательно станет лучше. Одно исследование показывает улучшение у людей, только ожидающих психоаналитического лечения; возможно, простое решение пройти курс лечения является полезным.

Статья заканчивается пессимистическим прогнозом Росса Болдессарини, психиатра и биохимика Исследовательского Центра Мейлмен. В интервью журналу «Тайм» он сказал: «В обозримом будущем мы не сможем найти причины и лекарств для душевных болезней».

Несколько лет спустя в Финиксе, штат Аризона, конференция под названием «Эволюция психотерапии» собрала 7000 ведущих специалистов по психическому здоровью со всего мира. Это была самая большая такая встреча в истории, названная её организаторами Олимпом психотерапии. И на ней было сделано несколько поразительных признаний.

Например, газета «Лос-Анджелес Таймс» цитировала Лейнга, который «сказал, что не мог вспомнить какого-либо существенного открытия в человеческих отношениях, сделанного за столетнюю историю психотерапии. «Не думаю, что мы ушли далеко от Сократа, Шекспира, Толстого или Флауберта», — сказал он».

Лейнг добавил: «И вообще я не считаю психологию наукой. Она не похожа на химию или физику, где мы выстраиваем комплекс знания и прогресса».

Он также признался, что в его нынешней личной борьбе с депрессией напевание любимой мелодии иногда помогает больше, чем любой рецепт, предлагаемый психотерапией Журнал «Тайм», рассказывая о конференции, отметил, что в открытой дискуссии между специалистами по шизофрении три «эксперта» из четырёх сказали, что такой болезни вообще не существует.

Р. Д. Лейнг, известный психолог студенческих выступлений в 60-е годы, бережёт своё романтическое мнение о шизофрениках, как о смелых жертвах, бросивших вызов злой культуре. Он предположил, что многих людей называют шизофрениками просто потому, что они днем спят, а ночью бодрствуют. «Шизофрении не существовало, пока не было придумано это слово», — сказал он… На одной из следующих открытых дискуссий женщина из зала спросила Лейнга, как бы он повел себя с шизофрениками.

В течение 27 минут Лейнг крутил, вилял, и, наконец, предложил лечение людям, которых он не считает больными: «Я лечу их точно так, как кого-либо другого. Я веду себя по обычным правилам вежливости и любезности».

На конференции ясно вырисовалась одна истина: среди самих психологов очень мало согласия. Нет единой «науки» психотерапии; есть только множество противоположных взглядов на теорию и практику психотерапии. Доктор Джозеф Волп, ведущий исследователь поведенческой терапии, охарактеризовал конференцию в Финиксе как «смесь противоречивых голосов».

И она действительно была такой. Один специалист, Джей Халей, описал то, что он назвал подходом «пуделя». Очевидно, он подразумевал, что психотерапия как пушистое животное, которое выглядит упитанным, пока не намокнет, — в нём кажется больше веса, чем есть на самом деле. Вот его подход к терапии: Убедите пациента принять твёрдое решение измениться, затем гарантируйте ему исцеление, но в течение нескольких недель не говорите, в чём оно состоит. «Однажды отложив ответ, вы никогда не потеряете их как пациентов, — сказал он. — Они должны узнать, в чём состоит исцеление».

Одна женщина сильно страдала от переедания. Она безудержно ела, а затем вырывала всё, что съела. Так происходило от пяти до двадцати пяти раз в день. Ей было сказано, что она вылечится, если будет давать психотерапевту один цент после того, как вырвет первый раз, и удваивать сумму после каждого следующего раза. Халей говорит: «Они вскоре подсчитают, что сумма растет так быстро, что через несколько дней они будут должны психотерапевтам сотни тысяч долларов, поэтому они перестают рвать».

Джеффри Цайг, организатор конференции, констатировал, что только в Соединенных Штатах насчитывается около сотни различных теорий психотерапии. Большинство из них, по его словам, «обречены на провал».

Психологи не только продают мнимые лекарства по высокой цене, но они также придумывают болезни, которые потом сами станут лечить. Их маркетинговая стратегия очень эффективна — придумать проблему или трудность, твердить о ней до тех пор, пока люди не поверят, что они безнадежно больны, а затем предложить свой выход. Некоторые из мнимых проблем нашей культуры трогательно банальны: личный имидж, внешность, зависимость, эмоциональное оскорбление, кризис среднего возраста, несбывшиеся мечты. «Слабости» сегодняшнего дня когда-то более правильно называли терзаниями эгоизма. Эгоцентричность стала ведущей маркетинговой стратегией для психотерапевтов. Поощряя естественную тенденцию людей к самоснисхождению, психология завоевала авторитет у жаждущей публики. И церковь, не бодрствуя, пошла у неё на поводу.

Психология не более научна, чем атеистическая теория эволюции, на которой она основана. Как и теистическая эволюция, «христианская психология» является попыткой гармонизировать две изначально противоположные системы мышления. Библию нельзя объединить с современной психологией без серьёзного компромисса или полного оставления принципов достаточности Писания.

Хотя психотерапия и стала прибыльным делом, она не может решить духовных проблем человека. В лучшем случае, она может изредка использовать человеческую проницательность для поверхностного изменения поведения. Она в одинаковой степени успешна и бессильна для христиан и для неверующих, потому что даёт только временное улучшение — что-то типа умственного или душевного массажа. Но она не может изменить человеческое сердце, и даже эксперты психотерапии это признают.

Провал «христианской» психологии

Однако, в наше время церковь принимает психотерапию более открыто, чем когда-либо. Если христианские средства массовой информации являются барометром церкви, то в христианстве происходит тревожный сдвиг. Христианское радио, например, когда-то бывшее оплотом библейской доктрины и христианской музыки, захлестнули радиобеседы со слушателями на темы популярной психологии и психотерапии. Проповедь Слова Божьего стала немодной.

Любимцами верующих становятся психологи и душепопечители. А христианское радио стало мощным рекламным орудием для пропаганды психологии, выкачивая деньги миллиардами.

Таким образом, церковь проглатывает сильные дозы психологической догмы, принимая мирскую «мудрость», и пытается освятить её, называя христианской. При этом в христианстве устанавливаются новые фундаментальные ценности. Появилась новая причудливая фраза: «Психическое и эмоциональное здоровье». Это не библейская концепция, хотя многие, похоже, приравнивают её к духовной полноте. Грех называют болезнью, чтобы люди думали, что он требует лечения, а не покаяния. Укоренившийся грех называют плохой привычкой или зависимостью, и многие предполагают, что решение здесь — медицинское вмешательство, а не нравственное исправление.

Человеческие методы, скорее всего, принимаются духовно слабыми — теми, кто поверхностен или несведущ в Библейской истине и кто не готов стать на стезю страданий, ведущую к духовной зрелости и более глубокому общению с Богом. Печальный итог в том, что эти люди остаются незрелыми, будучи удерживаемыми самонавязанной зависимостью от некоторых псевдохристианских методов или психологического шарлатанства, которые, на самом деле, заглушают реальный рост.

 Чем больше мирская психология влияет на церковь, тем дальше люди отходят от Библейского взгляда на проблемы и их решения. Постепенно психотерапевты устраняют Слово, главное Божье средство благодати (1 Кор. 1:21; Евр. 4:12). Попечительство, которое оказывают эти профессионалы, часто просто губительно. Не так давно я с ужасом слушал по радио, как психолог-христианин в прямом эфире, отвечая на звонки слушателей, давал советы, как выражать свой гнев психотерапевту посредством неприличного жеста. «Вперёд! — сказал он звонившему. — Это честное выражение ваших чувств. Не пытайтесь укрыть ваш гнев внутри». «А как насчёт моих друзей? — спросил звонивший. — Должен ли я так же реагировать по отношению к ним, когда недоволен?» «Конечно, почему нет! — ответил этот душепопечитель. — Вы можете отвечать так каждому, когда захотите. Кроме тех, кто, как вы считаете, этого не поймет, — они не будут хорошими психотерапевтами для вас». Это пересказ, но у меня есть кассета с записью всей программы, и то, что этот душепопечитель говорил, было намного откровеннее, даже неприлично, чтобы излагать на бумаге.

На той же неделе я услышал ещё одну популярную христианскую передачу, предлагавшую прямое душепопечительство радиослушателям по всей стране.

Одна женщина позвонила и сказала, что у неё уже многие годы проблема с вынужденным прелюбодеянием, и что она чувствует себя бессильной изменить своё поведение.

Душепопечитель высказал предположение, что её поведение — своего рода ответный удар, результат ран, нанесенных ей пассивным отцом и агрессивной матерью. «К восстановлению нет легкого пути, — сказал ей этот психотерапевт. — Ваша проблема просто так не уйдёт. Это укоренившаяся зависимость, а такие вещи требуют длительного душепопечительства. Потребуются годы психотерапии для преодоления вашей потребности в незаконных половых связях». Затем он посоветовал звонившей найти церковь, которая будет терпеть её, пока она будет выбираться из «мучительных ран», «побуждавших» её впадать в блуд.

Что это за совет?

Во-первых, душепопечитель дал женщине разрешение не торопиться с послушанием ясному повелению Священного Писания: «Избегайте блуда» (1 Кор. 6:18; см. также 1 Фес. 4:3).

Во-вторых, он обвинил её родителей и оправдал её месть по отношению к ним.

В-третьих, он как бы предположил, что она может избавляться от своего греха постепенно, — несомненно, под воздействием психотерапии.

Более того, он ясно сказал людям, слушавшим его интервью по всей стране, что у него нет реальной уверенности в силе Духа Святого мгновенно преобразовать сердце и поведение человека. Хуже того, он побудил церкви быть терпимыми к греху блуда в человеке, пока не начнет действовать психотерапия.

Сравните совет этих душепопечителей с удивительной простотой текста Гал. 5:16: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти». Действительно ли мы считаем, что годы психотерапии могут привести человека к моменту, когда он будет поступать по Духу? Конечно, нет, если психотерапевт рекомендует неприличные жесты, безразличие к покаянию и церковь, терпеливо относящуюся к хронической безнравственности! Такому душепопечительству нет библейского оправдания — наоборот, оно абсолютно противоречит Слову Божьему. Апостол Павел писал коринфянам предать прелюбодея сатане, отлучив его от церкви (1 Кор. 5:1-13).

Я благодарен Богу за людей в церкви, которые, при наставлении других, основываются на Слове Божьем.
Я благодарен за благочестивых душепопечителей, которые побуждают страдающих людей молиться и указывают им на Писание, на Бога и на полноту Его источников для всех их нужд.

Но я не возражаю против тех, кто использует здравый смысл или общественные науки, как полезную платформу для наблюдателя, чтобы взглянуть на человеческое поведение и разработать средства, могущие помочь людям научиться контролировать своё поведение. Это может быть полезно как первый шаг к настоящему духовному лечению. Но мудрый душепопечитель понимает, что вся поведенческая терапия заканчивается снаружи — далеко от подлинных решений реальных нужд души, которые разрешаются только во Христе.

С другой стороны, я не терплю тех, кто превозносит психологию выше Священного Писания, ходатайства и совершенной достаточности нашего Бога. И я не поддерживаю людей, которые желают смешивать психологию с Божественными источниками и продавать эту микстуру как духовный эликсир. Их методология сводится к молчаливому признанию, что источники, дарованные нам Богом во Христе, на самом деле недостаточны для удовлетворения наших самых глубоких нужд и исцеления нашей порочной жизни.

Сам Бог не высоко ценит советников, говорящих, что они представляют Его, но вместо этого уповающих на человеческую мудрость. В Иов. 12:17-20 сказано: Он приводит советников в необдуманность и судей делает глупыми. Он лишает перевязей царей и поясом обвязывает чресла их; князей лишает достоинства и низвергает храбрых; отнимает язык у велеречивых и старцев лишает смысла.

Божья премудрость настолько превосходит человеческую, что даже самые знаменитые советники из людей становятся посмешищем. Стихи 24-25 дополняют: [Он] отнимает ум у глав народа земли и оставляет их блуждать в пустыне, где нет пути: ощупью ходят они во тьме без света и шатаются, как пьяные.

Если кому приходилось переносить безумство советников с благими намерениями, так это был Иов.

Неуместные, бесполезные советы друзей приносили ему столько же горя, сколько и атаки сатаны, которые он терпел.

Поражает глубина, до которой может опуститься христианская психотерапия. Недавно местная газета поместила передовую статью о небольшой клинике на 34 койки, открывшейся в Южной Калифорнии с целью лечения «христиан, подверженных зависимости от секса». (Я, однако, не понимаю, зачем такой клинике стационарное отделение с койками). По сообщению статьи клиника связана с большой и хорошо известной протестантской церковью в той местности. Штат клиники состоит из специалистов, названных директором этого центра «настоящими первопроходцами в этой области [сексуальной зависимости]. Все они — образованные, признанные психотерапевты с сильной христианской ориентацией на терапию».

Достаточно ли крепка христианская ориентация этих психотерапевтов, чтобы они признали, что похотливость — это грех? Вероятно, нет. У нескольких сотрудников взяли интервью, и они последовательно использовали термины «болезнь», «проблема», «конфликт», «зависимое поведение», «лечение» и «терапия». Слова с нравственными оттенками тщательно избегались. Грех и покаяние вообще не упоминались.

Хуже того, эти так называемые эксперты насмехались с силы Слова Божьего преображать человеческое сердце и разрушать рабство греха блуда. Статья цитировала директора центра, объяснявшего, почему он верит, что его лечебный центр так важен для христиан: «Есть некоторые группы христиан, считающие, что всё, что необходимо человеку, — это Библия». Это утверждение — отголосок неогностицизма.

Унижая тех, кто верит в достаточность Библии, эти современные «безводные облака» (Иуд. 12) настаивают, что они причастны к высшему, более утонченному тайному познанию, имеющему реальный ответ на волнения человеческой души. Не пугайтесь их лживых утверждений. Не существует никакого высшего познания, никакой скрытой истины, ничего, что могло бы изменить человеческое сердце, кроме вседостаточных источников, которые мы находим во Христе.

Любой душепопечитель, желающий угодить Богу и быть эффективным, должен видеть целью своих усилий познание человеком достаточности Христа.

Взгляд, что человек способен сам решить свои проблемы, или что люди могут помочь друг другу «психотерапией» и другими человеческими средствами, отрицает доктрину о полной развращенности человека и его необходимость в Боге. Он меняет преобразующее действие Святого Духа на бессильную человеческую мудрость.

С уважением Андрей

 

 

Число компаний, предлагающих добровольное медицинское страхование, непрерывно растет. В арсенале у каждого солидного игрока этого сегмента есть несколько программ, ориентированных на различные группы клиентов, а дмс стоимость зависит от множества факторов. В их число входит целевое назначение программы, набор услуг, выбор медицинских учреждений, возраст застрахованных и состояние их здоровья, регион проживания и страховая компания, с которой заключен договор. Проще говоря, ДМС – это сугубо индивидуальный продукт, а диапазон цен даже на схожие программы может быть довольно велик. Мы можем рассчитать для Вас среднюю стоимость полиса мед страхования для юридических и физических лиц.

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий