Духовная борьба: кто против кого?

“Облекитесь во всеоружие Божье, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша битва не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.” (Ефес. 6:11-12)

Духовная борьба: кто против кого?

Недавно в газете «Лос-Анджелес Таймс» появилась такая статья:

“В последнее время неуклонно растёт число служителей евангельских и харизматических течений, под воинственным знаменем «духовной борьбы» готовящих широкое наступление на так называемые «космические силы тьмы».

Под влиянием мнения, что сатана имеет иерархию территориальных бесов, некоторые миссии и пастора разрабатывают стратегии для «разрушения твердынь» этих злых духов, якобы захвативших целые города и страны.

Некоторые сторонники зарождающегося движения утверждают, что усиленные молитвенные служения остановили проклятие Бермудского треугольника, привели к провалу в Орегоне в 1987 году учения гуру Багхвана Шри Рейниша, провозглашавшего свободную любовь, а во время летних Олимпийских Игр 1984 года в Лос-Анджелесе способствовали двухнедельному падению уровня преступности, дружественной атмосфере и отсутствию автомобильных пробок на дорогах. 

Хотя это не религиозный сюжет для продолжения фильма «Охотники за привидениями», тем не менее, развивающийся сценарий имеет беллетристическое влияние: интерес к духовной борьбе повысился благодаря двум популярным в христианских книжных магазинах романам Франка Перетти. Первый роман «Эта нынешняя тьма» описывает религиозную войну против «территориальных духов, мобилизованных властвовать над маленьким городом». Второй также исследует подобную тему.

Профессор Питер Вагнер из Фуллер Семинарии, много писавший на эту тему, недавно организовал в городе Пасадена встречу по вопросам духовной борьбы высшего уровня. На ней присутствовало более двадцати человек, мужчин и женщин, ведущих фигур в этом движении, включая супружескую пару из Техаса, возглавляющую группу под названием «Генералы ходатайства», и человека из Орегона, проводящего «учебные лагеря духовной войны».


В своём вступлении Вагнер сказал: «Хотя это и беллетристика, тем не менее [Святой] Дух что-то говорит церквям через эти книги [автора Перетти]. Люди, читающие их, никогда не читали бы наших книг…» Причина для предупреждения, по словам Вагнера, в потенциальной опасности: «Если вы не знаете, что делать, а в этом мало кто имеет опыт, сатана съест вас на завтрак».

Я поражаюсь числу христиан, втянутых в растущее движение «духовной войны». Убежден, что оно отображает нездоровый интерес к сатане и бесовским силам. Судя по публике, тысячи христиан в самом деле верят, что если они не посетят учебный лагерь духовной войны и не научатся некоторым стратегиям борьбы с бесами, сатана съест их на завтрак.

Правда ли это? Существует ли какая-то секретная стратегия, которой нужно научиться у «экспертов» в искусстве духовной войны? Должны ли христиане изучать мистические приёмы, чтобы обличать и повелевать злым силам, «связывать» диавола, «разрушать твердыни» территориальных демонов и создавать другие замысловатые уловки метафизического сражения?

Наивно ли считать, что основное оружие, описанное в 6-й главе Послания к Ефесянам, достаточно, чтобы уберечь нас от съедения сатаной на завтрак?

Никак нет. Одна из славных истин нашей достаточности во Христе в том, что мы уже победители в великой духовной борьбе (Рим. 8:37). Сатана уже побежден (Кол. 2:15; 1 Пет. 3:22).

Безусловно, мы участвуем в непрекращающейся борьбе «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Ефес. 6:12). Но Христос уже победил в этой духовной войне. Когда Апостол Павел писал христианам в Ефесе, он не предлагал им воспринимать их конфликт с силами зла как сражение, конец которого ещё неизвестен. Он говорил, что они должны укрепляться «Господом и могуществом силы Его» (ст. 10); «противостать» (ст. 11, 13); применять духовное оружие — истину, праведность, мир, веру, спасение и Божье Слово, чтобы противостоять козням диавола. Они должны были сражаться с позиции победителей, а не из страха, что сатана может их зажарить.

Апостол не предполагал, что церковь должна инициировать противостояние со злыми силами и повелителями мира тьмы. Христианам нет необходимости стремиться вступать в бой с сатаной. Нигде в Слове Божьем мы не находим побуждения или оправдания этому. Наоборот, мы должны трезвиться и бодрствовать, потому что он ходит, как рыкающий лев, ища, кого проглотить (1 Пет. 5:8). В конце концов, кто против кого?

И если сатана преследует нас, как нам уберечься, чтобы не быть съеденными на завтрак? Конечно же, нам не следует за ним гоняться, выслеживать или пытаться связать его, повелевая или осуждая его каким-либо заклинанием. Мы просто должны противостать «диаволу, и убежит от [нас]» (Иак. 4:7).

Почему? Потому что Тот, Кто живёт в каждом верующем, больше чем диавол (1 Иоан. 4:4) — и все силы ада знают это (Матф. 8:28-32).

Сам факт, что движение, поглощённое размышлениями о сатане и его приспешниках, так неожиданно смогло получить огромную популярность среди христиан, является доказательством влияния, которое мистицизм оказал на церковь. Многие из подходов, которые отстаивают эти самозваные эксперты по вопросам духовной борьбы, вообще не имеют духовного основания. Они являются плодом увлечения мистицизмом. Те, кто их защищает, говорят авторитетно, но истина в том, что в Библии вы не найдёте поддержки методам, которые они рекомендуют. Где, например, Священное Писание указывает, что христиане должны объединяться, чтобы вести молитвенные войны против преступлений и дорожных пробок или устранять такие феномены, как Бермудский треугольник?

Хуже всего то, что такое учение фактически побуждает христиан копаться в бесовских делах или жить в страхе и суеверии. Это совершенно противоположно Божьему установлению. Мы должны готовиться к духовной борьбе, достигая праведности, а не направляя наши мысли и усилия на врага и боясь его силы (Фил. 4:8; Рим. 16:19).

Иными словами, наша достаточность во Христе снаряжает нас к битве. Духовные ресурсы, которые мы получаем в Нём, достаточны, чтобы поддержать нас перед лицом врага — без всяких маневров, преподаваемых на семинарах по проблемам духовной борьбы.

«Нам не безызвестны его умыслы» (2 Кор. 2:11); внутри нас есть более могущественная сила (1Иоан. 4:4);
и мы имеем обетование Самого Бога о полной безопасности во Христе (Рим. 8:38-39).

Давайте внимательно посмотрим на то, что говорит о духовной борьбе Священное Писание.

Участники

Когда мы употребляем термин «духовная борьба», что мы подразумеваем? Кто с кем борется? И почему?
12-я глава Книги Откровения передаёт нам целую историю в одном отрывке. Это видение Апостолом Иоанном самой грандиозной битвы всех времен:

“И явилось на небе великое знамение: женщина, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем. Хвост его увлёк с неба третью часть звёзд и поверг их на землю. Дракон этот стал перед женщиной, которой надлежало родить, чтобы, когда она родит, пожрать её младенца. И родила она младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя её к Богу и престолу Его. А женщина убежала в пустыню, где приготовлено было для неё место от Бога, чтобы питали её там тысячу двести шестьдесят дней. 
И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона; и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаной, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: «Ныне настало спасение и сила, и Царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братьев наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак, веселитесь небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошёл диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остаётся времени. Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать женщину, которая родила младенца мужского пола. И даны были женщине два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню, в своё место, от лица змея и там питалась в продолжение времени, времён и полвремени. 
И пустил змей из пасти своей вслед женщины воду, как реку, чтобы увлечь её рекой. Но земля помогла женщине, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей. И рассвирепел дракон на женщину, и пошёл, чтобы вступить в войну с прочими от семени её, сохраняющими заповеди Божьи и имеющими свидетельство Иисуса Христа.”

Итак, черта проведена. Но кто эти личности? «Дракон и ангелы его», «Михаил и ангелы его», женщина и младенец? Кого они представляют? Символизм истолковать нетрудно. Этот рассказ идеально сочетается со всем, чему Писание учит об истории Вселенной.

В 9-м стихе устанавливается личность большого красного дракона: это сатана. Его семь голов и десять рогов аналогичны другим образам Книги Откровения, они характеризуют его как главного вождя антихристианского движения.

4-й стих говорит, что его хвост увлёк третью часть звёзд с неба. Это также истолковывается в стихе 9.
Звёзды подразумевают падших ангелов — очевидно, ангелов, присоединившихся к восстанию Люцифера против Бога и свергнутых с неба. Мы знаем их как бесов.

Отметьте, что на стороне сатаны третья часть всего числа ангелов. Из другого места Священного Писания (Иуд. 6) мы узнаём, что некоторые из падших ангелов связаны вечными узами. Поэтому сатанинская сила уменьшилась в числе от своей первоначальной одной трети.

Две трети ангелов не были сброшены с неба. Эти святые ангелы стоят рядом с Михаилом Архангелом, главой Божьих духов. Мы не знаем их точного числа, но оно, должно быть, очень и очень большое. В Откр.5:11 говорится, что вокруг Божьего престола находятся «тьмы тем и тысячи тысяч» ангелов. Греческий текст использует термин самого большого числа, которое существовало в языке — десять тысяч. То есть «тьмы тем и тысячи тысяч» — это десять тысяч, умноженные на десять тысяч; больше миллиона, возможно больше миллиарда — число на самом деле такое большое, что трудно выразить.

Если там так много святых ангелов, то падших ангелов меньше половины — но всё ещё это огромное количество.

Михаил, защитник и глава святых ангелов, упоминается в Священном Писании трижды: здесь, в ст. 9
Послания Иуды и в Книге Даниила. Он — Архангел, сверхсильный Божий ангел, командующий сонмами небесных ангелов. Он — противник дракона. Женщина в ст. 4 — это Израиль. Её младенец — Мессия:
Он будет «пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя её к Богу и престолу Его» (ст.5). Эта женщина не Мария, земная матерь нашего Господа, потому что в видении Иоанна «женщина убежала в пустыню, где приготовлено было для неё место от Бога, чтобы питали её там тысячу двести шестьдесят дней» (ст. 6). Это описание народа израильского, который будет жестоко гоним в дни Великой скорби.

Мишени сатаны

Кто являлся мишенью гнева дракона? Основной мишенью был младенец жены: «Дракон этот стал перед женщиной, которой надлежало родить, чтобы, когда она родит, пожрать её младенца» (ст.4). Это Иисус Христос. В Ветхом Завете записаны несколько безуспешных попыток сатаны уничтожить мессианскую родословную, чтобы Христос даже не родился.

Узнав о рождении Христа, Ирод издал указ найти и убить Младенца. Это был сатанинский заговор. Но когда он провалился, диавол попытался победить Иисуса Христа в пустыне (Матф. 4:1-11; Лук. 4:1-13).
Когда Иисус был распят, дракон, наверное, считал, что, наконец, пожрал Его, но Христос во славе воскрес из мёртвых. После сорока дней Он вознесся в небо.

В Откр. 12:5 сказано: «Восхищено было дитя её к Богу и престолу Его». Поэтому дракон обратил своё внимание на вторую мишень — Израиль. Несколько повествований о безуспешных попытках сатаны уничтожить Израиль записаны в Ветхом Завете. А с 70-го года по Р.Х. история Израиля — это хроника гонений и холокоста. Силы тьмы яростно пытались стереть его с лица земли, зная, что народ Израиля занимает ведущее место в Божьем вечном плане по причине Завета, данного Аврааму Богом. Массовое уничтожение евреев режимом Гитлера было самым последним из гонений, перенесенных евреями за многие столетия, которые воздвигали против них диавольские силы.

У дракона есть третья мишень — святые ангелы.

Стих 7 говорит: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них». И здесь цель сатаны — помешать делу Христа. Так как ангелы суть служебные духи у Господа (Евр. 1:14), демонические силы нападают и на них (ср. Дан. 10:13). Конечно, как они не смогли победить Христа, так демоны никогда не смогут полностью расстроить Его дело; но они ненавидят Христа и Его дело всей адской яростью, и поэтому противятся Его представителям.

Это серьёзная война. В Писании мы узнаем, что ангелы не относились к сатане легкомысленно. Иуда говорит нам, что когда Моисей умер, сатана и Михаил спорили о его теле. Кто знает, почему сатана хотел тела Моисея? Возможно, он планировал сфабриковать какую-то ложь, которая заставила бы людей верить, что Моисей всё ещё жив, и вложить в его уста сатанинскую речь. Но Бог не допустил ничего подобного. Он послал к сатане Михаила.

В Иуд. 9 говорится: «Михаил, архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: „Да запретит тебе Господь“». Даже этот самый могущественный из святых ангелов не осмелился возбранять сатане. Почему? Потому что Михаил знал, что только Бог может действовать против сатаны. Сам он не был господином сатане. Поэтому Михаил сказал: «Да запретит тебе Господь».

Отметьте также, что война, описываемая в 12-й главе Книги Откровения, намного превосходит человеческие сферы. В видении Апостола Иоанна нет пределов времени или пространству. Арена войны — в другом измерении. Эта война идет на космическом уровне, который, хотя он, конечно, не исключает человеческий мир, тем не менее, находится намного выше нашей способности понимать или участвовать.

Роль верующего в борьбе

12-я глава Книги Откровения всё же упоминает людей, участвующих в великой космической битве.

Они появляются в 10-м стихе, когда громкий голос с неба произносит: «Ныне настало спасение и сила, и Царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братьев наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь». «Братья» — это христиане, потому что следующий стих продолжает: «Они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти».

В Новом Завете мы часто видим примеры бесовских атак на христиан. И это может удивить вас, если вы оказались под влиянием тех, кто пропагандирует разговоры с бесами, их «связывание», повелевание им, и так далее; но часто те, кто был очень эффективным в служении Господу, подвергались самым ожесточённым атакам сатаны. Павел, например, писал в 12 главе Второго Послания к Коринфянам: И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (ст. 7-9).

Это удивительный текст по нескольким причинам.

Во-первых, отметьте, что греческое слово, переведённое как «жало», подразумевает не маленькую колючку, прокалывающую палец, а большое копьё. Павел говорит, что копьё вонзилось в его плоть, чтобы пронзить его. Это картина боли и страданий!

Обратите также внимание, что Апостол не запрещал ангелу сатаны, не связывал его и не заставлял его что-либо делать во имя Иисуса — он даже не говорил с ним! Он не пользовался ни одним из методов, отстаиваемых сегодня многими представителями движения духовной борьбы. Он просто молился Господу!

Более того, он не получил ответ, какой хотел. Хотя Павел был Апостолом, он не считал, что имел духовное право «требовать» победу, исцелять или повелевать сатане делать то, чего ему хотелось. Он просто доверился Господу и терпел сатанинское жало в своей плоти, зная, что Божьи замыслы всегда праведны.

В 1 Фес. 2:17-18 записана похожая история о том, как планы Павла были нарушены сатаной. Там Павел говорит: «Мы же, братья, быв разлучены с вами на короткое время лицом, а не сердцем, тем с большим желанием старались увидеть лицо ваше. И потому мы, — я, Павел, — и раз, и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана». Апостол не мог изменить обстоятельство, которое использовал сатана, чтобы удержать его от посещения фессалоникийцев.

По крайней мере, в этом случае Павел не смог связать сатану, свергнуть его, разрушить его твердыни, построить против него заграждение или как-либо иначе остановить его усилия помешать Апостолу.

Если Апостол Павел не имел этой силы, то насколько глупо людям сегодня утверждать, что они имеют её.
Павел не мог запретить сатане. Михаил, Архангел, не запрещал сатане. Захария говорит нам, что даже Сам Христос до Своего воплощения, в ветхозаветной битве с диаволом прямо не запрещал сатане.

Мы читаем эту историю в Зах. 3:1-2 – И показал он мне Иисуса, великого священника, стоящего перед Ангелом Господним [это ветхозаветное выражение, употреблявшееся по отношению к редким случаям явления на земле нашего Господа в человеческом образе до Своего воплощения], и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: «Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! Не головня ли он, исторгнутая из огня?»

Это ветхозаветная картина духовной борьбы: Иисус, благочестивый первосвященник; Христос до Своего воплощения и сатана, готовый обвинять первосвященника. Когда Господь обращается к сатане, Его слова идентичны тому, что, по словам Иуды, сказал Архангел: «Господь да запретит тебе, сатана!» Он добавляет: «Да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим!» Как этот образ вписывается в учение людей, говорящих сегодня, что верующие должны запрещать сатане?

Истина в том, что эти люди не представляют, что они делают. Все их рейды против диавола не приносят результатов. Мы не можем запретить сатане. Мы можем только взывать к Богу и просить Его запретить сатане. Но мы не можем сказать: «Сатана, я запрещаю тебе!» Что он на это скажет? «О, мне запретили?» Неужели мы считаем, что можем просто сказать: «Я связываю тебя, сатана!» и ожидать, что он ответит:
«О-о-о, неужели это конец?» Если бы я имел такую власть над врагом, я бы навсегда заставил его замолчать и навеки покончил бы с его диавольским вмешательством!

Вы видите безрассудство такого мышления? Абсурдно считать, что мы можем повелевать сатане. Есть только Один, Кто действительно может это сделать.

Если сатана и его ангел могли препятствовать самому Апостолу Павлу, то кто мы, чтобы считать, что можем обращаться к диаволу, и ожидать, что он послушает?

Если Павел должен был предать Богу справиться с сатаной, то что побуждает нас считать, что мы можем вступить в борьбу и вызывать на себя огонь?

Стратегия сатаны

Мы должны понимать стратегию сатаны.

Во-первых, одна из основных его задач — ослеплять неверующих. Во 2 Кор. 4:3-4 говорится: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога». Фраза «бог века сего» говорит о сатане. Сатана хочет ослепить неверующих невежеством, неверием, лжерелигией,любовью к греху и плотским наслаждениям — любыми средствами, которые он только может использовать.

Во-вторых, его стратегия — искушать верующих.

Так как он трижды искушал Христа, сатана использует все свои ухищрения и коварство, чтобы искусить избранных. Но каждый раз, когда мы подвергаемся искушению, это совсем необязательно дело сатаны. В Иак. 1:14-15 говорится: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть».

В Иак. 4:1-2 задаётся вопрос: «Откуда у вас вражда и распри?» От диавола? Нет. «Не отсюда ли — от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете». Мы вполне способны впасть в искушение без какой-либо помощи со стороны диавола.

Однако сатана встроил в саму систему этого мира все средства, необходимые чтобы максимально использовать искушение. Как «бог века сего» (2 Кор. 4:4), он управляет миром и поддерживает его губительные структуры в действии. Искушает ли он людей лично вообще? Да. Примеры этому — Анания и Сапфира в первоапостольской церкви. Пётр сказал Анании: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому?» (Деян. 5:3).

Как орудия искушения сатана использует все средства в этом мире: «Похоть плоти, похоть очей и гордость [житейскую]» (1 Иоан. 2:16). Поскольку мы не Апостолы, получившие Божественное откровение, как Пётр, например, то как мы можем знать, от самого сатаны искушение или демон побуждает его, или оно просто возникает из наших плотских похотей? Мы не можем знать. Но имеет ли это значение? Нет. Наша реакция во всех случаях должна быть одинаковой — противостоять.

Стратегия сатаны также заключается в обвинении верующих. Откр. 12:10 называет его: «Клеветник братьев наших» и говорит, что он клевещет «на них пред Богом нашим день и ночь». В видении Захарии о первосвященнике Иисусе сатана находился «перед Ангелом Господним, и [стоял] по правую руку его, чтобы противодействовать ему» (Зах. 3:1).

Сатана старается искусить верующих, а затем обвиняет их перед Богом.

Божья высшая цель

Почему Бог допускает, чтобы диавол, уже побеждённый враг, продолжал беспокоить верующих? Писание не пытается ответить на этот вопрос; оно только заверяет нас, что Божьи цели всегда праведны, святы и благи и, в конечном счёте, служат для нашей пользы.

И для достижения этих целей Он часто употребляет диавола.

Задумывались ли вы о том, что Бог иногда посылает сатану выполнять Божье дело? Павел писал о Божественной цели в том, что ангел сатаны мучил его жалом: «Чтобы я не превозносился» (2 Кор. 12:7). Он понимал, что Бог употреблял посланника сатаны, чтобы смирить сердце Павла, что послужило для славы Божьей.

Это ещё одна причина, почему пытаться управлять диаволом просто смешно. Если бы мы могли избавиться от него в любой момент, когда захотим, мы могли бы нарушить Божественный план.

Книга Иова, вероятно, самая ранняя из всех книг Библии, является классическим Ветхозаветным исследованием того, как Бог употребляет диавольские усилия сатаны для достижения Своих Божественных целей. На земле не было человека, подобного Иову — Сам Бог засвидетельствовал об этом. Иов был «человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (1:8). То, что Бог позволил сатане делать с Иовом, трудно постигнуть. Он разрешил сатане уничтожить всё имущество Иова, его семью, здоровье — всё, кроме его жизни (2:6).

Вы знаете эту историю. Иов потерял всё. Его дети погибли, сам он страдал от мучительной и унизительной болезни, боролся с сомнением, депрессией, разочарованием и крайней безысходностью. Он вынужден был принимать глупых советчиков и терпеть их жалкие советы. Хуже всего то, что во всём этом испытании он не знал, почему так страдал. Он ничего не знал о драме, разыгравшейся на небе.

Но даже если бы он знал, он мог бы задать себе вопрос, действительно ли с ним Бог? Зачем Бог допустил сатане так поступать с Иовом? Писание нигде не говорит нам обо всех причинах, но несколько из них мы можем рассмотреть. Во-первых, Бог, являя Свою славу ангелам, хотел показать сатане великую безопасность спасения. Нет ничего, что силы ада могли бы сделать, чтобы разрушить характер, доверие или веру этого человека, которого Бог избавил и сделал праведным. Во-вторых, Бог хотел укрепить Иова. Прочитайте последнюю главу о жизни Иова, и вы увидите, что после страданий он стал ещё сильнее, чище, смиреннее и праведнее.

История с Иовом опровергает мнение, что если мы достаточно сильны или достаточно опытны, или обучены, как вести войну против сатаны, то можем избежать его нападок. Никто не был духовно сильнее Иова.

Но Бог, тем не менее, допустил сатане разорить его — и Иов ничего не мог с этим сделать. Иов, в конце концов, одержал победу перед лицом безжалостных нападок сатаны, но не потому, что нашёл какой-то секретный приём победить диавола, не потому, что запретил ему или повелел ему прекратить, но потому, что Бог всё это время контролировал обстановку. Он знал, сколько Иов мог перенести. И Он не допустил сатане переступить через эту черту (1 Кор. 10:13). Когда сатана достиг границы, Бог остановил его, и все его нападки прекратились.

Пётр также подвергался нападкам сатаны — с Божьего допущения. В ночь, в которую Иисус был предан на распятие, Он предупреждал Петра: «Симон! Симон! Вот, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» (Лук. 22:31). Обратите внимание, что сатана должен был получить разрешение подвергать нападкам Божьих людей. Сатана ничего не может сделать с дитём Божьим, если не получит Божьего согласия.

Очевидно, что Иисус всё-таки позволил сатане просеять Петра, потому что именно так и случилось. Диавол очень сильно его испытал, чтобы показать, был ли Пётр зерном или плевелом. И хотя некоторое время Пётр был больше похож на плевел, в итоге он подтвердил свою истинную природу, как зерно. Его вера устояла. Иисус, конечно же, знал, что она устоит. Он сказал Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (ст. 32).

Почему Господь допустил сатане просеять Петра?

Частично, потому что Он хотел опять показать несломимую силу спасающей веры, приносящую Ему славу.

Пётр также должен был приобрести способность укреплять других людей, проходящих через подобные испытания. «И ты некогда, обратившись, — сказал ему Иисус, — утверди братьев твоих» (ст. 32). И Пётр вышел из своего испытания сильнее и мудрее, чем прежде — готовый руководить церковью. В своём переживании он усвоил несколько необходимых уроков.

Ясно, что верующие не ограждены от сатанинского противодействия. Бог также не предусматривает, чтобы мы всегда избавлялись от всех злых обстоятельств.

В Откр. 2:10 Христос предупреждал церковь в Смирне, праведную церковь, переносившую гонения: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни».
Почему Господь просто не запретил сатане и не спас верующих в Смирне от гонений? Потому что вопреки тому, чему сегодня учат многие, Господь не обещает здоровья, богатства и процветания. Хотя Он уверяет нас в окончательной победе, Он не гарантирует, что сатана никогда не нападет. Мы не всегда знаем, почему Он допускает сатане испытывать или преследовать нас, но мы можем покоиться в уверенности, что Бог «призванным по Его изволению, [во всём] содействует ко благу» (Рим. 8:28). Вы можете подчеркнуть это: сатана и его ангелы никогда не сделают Божьим людям ничего без Его позволения. А когда Бог позволяет им, Он всегда использует их дело для достижения определённых Божественных целей. Часто, чтобы превознести силу Божью и испытать посвящённость Своих последователей, Бог допускает сатане поступать самым жёстким образом по отношению к самым верным служителям Божьим.

«Которых я предал сатане»

Божьи не цели всегда носят утверждающий характер. Иногда Бог употребляет сатану как орудие суда для наказания непокорных согрешающих людей. Это также находится в гармонии с Божьими святыми намерениями. Писание даёт нам несколько ярких примеров этого. Один из первых примеров — царь Саул.

Когда Самуил помазал Давида на царя Израиля, чтобы заменить непослушного и своевольного Саула, Писание говорит нам, что «от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа» (1 Цар. 16:14). Слуги Саула сказали ему: «Вот, злой дух от Бога возмущает тебя» (ст. 15). Они знали, что, если Саула возмущал демон, это происходило потому, что Бог допустил.

Своим бессердечным, своевольным упорством в грехе Саул открыл себя влиянию злого духа. Саул насильно занял положение священника. Он неоднократно поступал гордо и непокорно, и таким образом попирал всё, что было дорого Израилю. Поэтому Бог заменил его царем, которого Он Сам выбрал, а злым духам допустил возмущать Саула. С этого момента Саул стал всё глубже и глубже погружаться в грех. Он принимал неправильные решения, пренебрегал авторитетом Самуила. Он стал гордым, злым, завистливым человеком. Его стиль стал диктаторским. Он неоднократно пытался убить Давида. Он занимался оккультным спиритизмом. Он совершил массовое убийство. Он лишился рассудка. В итоге Саул покончил жизнь самоубийством.

Саул открыл доступ демоническому вторжению — и Бог его допустил. В чём состояла Божья цель? В наказании и исправлении.

Иуда также был мучим диаволом в наказание за свой грех. Сатана буквально вселился в него в ночь, когда он предал Спасителя (Лук. 22:3; Иоан. 13:27). Он совершил самое ужасное преступление в истории человечества, а затем вышел и повесился.

Бог даже употребляет сатану, чтобы судить людей в церкви. Павел писал, чтобы обличить коринфян, потому что человек из их церкви жил с женой своего отца. С таким вопиющим, безнравственным поведением надо было разбираться. Что же сделал Павел? Он сказал коринфянам: «[Я решил] предать [сделавшего такое дело] сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:5). Этот человек мог быть верующим, дух которого будет спасён, но плоть которого должна была погибнуть. Или же он мог быть неверующим. Даже Павел, похоже, не был уверен; он говорит, что этот человек «[называет себя] братом» (ст. 11). В любом случае, измождение его плоти должно было осуществляться сатаной. Таким был Божий суд этому человеку.

Текст 1 Тим. 1:18-20 использует похожую терминологию. Павел писал Тимофею: «Преподаю тебе, сын мой Тимофей, такую заповедь, согласно с бывшими о тебе пророчествами, чтобы ты воинствовал на основании их, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую отвергнув, некоторые потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать». Возможно, Именей и Александр были пасторами церкви в Ефесе. Но они не сохранили истинную веру и чистую совесть. Они впали в доктринальное заблуждение и нечестие. Поэтому Апостол Павел предал их сатане, чтобы они научились не богохульствовать.

Мы не знаем, что случилось впоследствии. Мы не представляем, насколько жестоким был их приговор.
Он мог продолжаться до самой их смерти. Или же он мог просто проявляться в серьёзной болезни, страданиях, демоническом мучении или каком-либо другом зле. Как бы там ни было, сатана приводил его в исполнение, действуя в соответствии с совершенным Божьим планом.

Как мы можем бороться с диаволом?

Ясно, что верующие находятся в напряженной духовной борьбе с силами зла. Но как мы можем отразить нападение? Что делать, если у нас нет ни власти, ни знания, как повелевать сатане или заключать его в преисподнюю, или как-либо иначе пленять его в послушание?

Ключевым текстом здесь является 2 Кор. 10:3-5 «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружие воинствования нашего не плотское, но сильное Богом на разрушение твердынь: им ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божьего, и пленяем всякое помышление в послушание Христу».

На человеческом уровне мы не можем сражаться.

Нет никаких плотских приёмов или слов, которые помогут победить в духовной войне. Мы должны уповать на духовный арсенал и план духовной битвы.

Наша достаточность во Христе включает оружие, имеющее Божественную силу, которая способна разрушать крепости духовного мира и все его надменные мысли, восстающие против познания Бога. Какое же это оружие?

Это не мистические фразы или словесные формулы. Это не власть бранить демонов или командовать ими. Нет ничего секретного или таинственного относительно этого оружия. Оно не сложное и не запутанное. Но что это за оружие?

Текст Ефес. 6:13-18, говорящий о духовном оружии христианина, наверное, всем хорошо знаком – Примите всеоружие Божье, чтобы вы могли противостать в день злой и, всё преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиной и облёкшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а более всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божье. Всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время духом.”

Я не буду касаться детального анализа этого текста, так как он полностью излагался в другой книге.2 Но обратите внимание на природу этого арсенала. Все части оружия суть духовные предметы: истина, праведность, вера, благовестие, Слово Божье и молитва.

Это не таинственные формулы, а простые источники, которые каждый верующий наследует в Иисусе Христе.

Как мы можем использовать это оружие? Проблема здесь не в методе, а в личном характере. Посмотрите ещё раз на 1 Тим. 1:18-19. Павел говорит: «Сын мой Тимофей… [воинствуй]… как добрый воин, имея веру и добрую совесть». Это проливает некоторый свет на то, как мы должны сражаться с диаволом. Вместо того чтобы бегать за бесами, пытаясь узнать их имена, и прогонять их прочь, Павел указал Тимофею сосредоточить усилия на сохранении веры (здравого учения) и чистой совести (праведной жизни, при которой совесть нас не осудит).

Во 2 Тим. 2:3-4 Павел опять пишет: «Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику». Это ещё один очень важный принцип для достижения успеха в войне против сил тьмы: освободись от всего мирского и посвяти себя исполнению воли Господа.

Видите, что говорит Писание? Если мы не используем истину, не живём согласно истине, не верим истине, — если не имеем чистой совести, которая является итогом святой жизни, и если, совершая дело Божье, мы не храним себя от мира, — то всё, что мы скажем силам тьмы, не будет иметь значения. Победа над сатаной — это не вопрос утверждения власти над ним; нам просто нужно стремиться к праведности, избегать греха и твёрдо стоять в истине. Сатана не сможет победить верующего, который будет так жить. С другой стороны, слабое знание Библии и греховная жизнь сделают человека уязвимым, независимо от того, какие фразы он будет выбрасывать на воздух, рассчитывая, что сатана послушается.
Текст 1 Пет. 5:9 излагает этот вопрос предельно просто. Апостол говорит, что сатана ходит вокруг как рыкающий лев. Что мы должны делать? «Противостойте ему». Как мы можем это делать? Пётр не даёт рецепта. Но он не говорит: «Свяжите его». Он не говорит о такой разновидности противостояния. Он просто говорит: «Противостойте ему твёрдой верой».

Такая же стратегия предлагается в Иак. 4:7: «Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и он убежит от вас».

Это не сложная стратегия битвы: просто покоритесь Богу и противостаньте диаволу. Как? Твёрдой верой, посвящённостью истине и чистой совестью.

Какой будет реакция сатаны? «Он убежит от вас». Это единственное утверждение во всём Новом Завете, говорящее нам, как избавиться от сатаны. В Библии нет директив для изгнания бесов. Как нет там и более усовершенствованной стратегии для духовной войны.

Писание нигде не говорит верующему обращаться к демонам, изгонять, связывать их или заниматься чемлибо подобным.

Когда Иисус был искушаем диаволом, Он не насмехался над ним, не осуждал его, не связывал, не заключал в преисподнюю и не наступал ему на шею. Он просто говорил: «Написано», и затем цитировал текст Писания, конкретно касавшийся каждого искушения (Матф. 4:1-11; Лук. 4:1-13). Он противостоял диаволу только силой и авторитетом Божьего Слова. Оно было единственным средством, которое наш Господь использовал для победы над сатаной. Он противостал, и сатана бежал. Следует отметить, что даже это противостояние было по воле Божьей, потому что Дух Святой повёл Иисуса в пустыню (Матф.4:1).

Вам, может быть, интересно будет узнать, что во всей Библии нет ни одного примера изгнания бесов из верующего. И единственными людьми, когда-либо законно изгонявшими бесов, были Христос и Апостолы. Все одержимые бесами люди, с которыми они имели дело, были неверующими. Более того, бесы обычно изгонялись из неверующих помимо их воли.

Иисус и Двенадцать проявляли дар чудотворения. Они удостоверяли мессианские и апостольские полномочия, а не устанавливали нам пример для подражания.

Для нас указания в борьбе с сатаной заключаются только в том, чтобы противостоять ему, быть сильными в вере, иметь чистую совесть и посвящённость истине и святости. Всё очень просто: если в вашей жизни есть грех или вы допускаете заблуждение, вы даете место сатане. Если вы сильны в вере и противостоите, он убежит (Иак. 4:7, см. также 1 Иоан. 2:14).

Как-то вечером, несколько лет тому назад, мне позвонили и попросили приехать в церковь в связи с чрезвычайным происшествием. Прибыв на место, я стал очевидцем борьбы одного из пресвитеров церкви с девушкой, одержимой бесом. Эта девушка демонстрировала сверхъестественную силу, перевернув тяжёлый стол. Физически мы вдвоём не могли с ней справиться. Из неё звучали голоса, не принадлежавшие ей. Я не был уверен, что делать, так как никогда прежде не сталкивался с таким явлением.

Когда я прибыл туда, я услышал вопль беса: «Только не он! Кто угодно, но только не он! Уберите его отсюда! Уберите его отсюда! Мы не хотим, чтобы он здесь был!» Эти крики показали, что они понимали, что я был не на их стороне, и это меня вдохновило.

Мы попытались заговорить с бесами. Мы велели им назвать свои имена, и именем Иисуса приказали им удалиться в преисподнюю. Мы потратили два часа, пытаясь выслать из неё этих бесов.

Мы достигли некоторого успеха, когда, наконец, перестали говорить с бесами, а напрямую обратились к этой молодой девушке. Мы сказали, что ей необходимо исповедать свои грехи, и она начала изливать своё сердце. Она погрязла в немыслимой безнравственности и жила лицемерной жизнью. Девушка со слезами исповедовала свои грехи и приняла истину об Иисусе Христе, затем она попросила Господа очистить её от всех грехов в её жизни. В своей молитве она отчетливо исповедала все грехи, о совершении которых она помнила, и горячо молилась с сокрушённым сердцем. После этого она стала совершенно другим человеком. И насколько я знаю, бесы никогда больше её не тревожили.

Как она освободилась? Не в церемонии эффектного освобождения. Она просто противостала бесам истиной и праведностью, и они бежали.

Несомненно, христианство — это духовная борьба с силами зла. Но наше оружие не плотское; оно не секретное; оно не настолько сложное, чтобы нам необходимы были семинары научить, как им пользоваться.

Оно — часть богатств, принадлежащих нам в нашем вседостаточном Спасителе.

 Вся слава Христу

Похороны и поминки неотъемлемая часть нашей жизни, наряду с юбилеями и свадьбами. Поминки – это обычай провожать умерших трапезой. Приходить на поминки без приглашения считается неприличным. Обычно семья умершего заказывает поминки в кафе или ресторане, либо устраивает поминки дома. Обусловлено это в первую очередь необходимостью отдать дань уважения не только ушедшему, но и его родными и близким.

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий