Хула на Святого Духа

“Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить, и видеть. И удивлялся весь народ, и говорил: «Не это ли Христос, Сын Давидов?» Фарисеи же, услышав это, сказали: «Он изгоняет бесов не иначе, как силой веельзевула, князя бесовского». Но Иисус, зная помышления их, сказал им: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою. Как же устоит царство его? И если Я силой веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьей силой изгоняют? Поэтому они будут вам судьями. Если же Я Духом Божьим изгоняю бесов, то конечно достигло вас Царство Божье. Или как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? И тогда расхитит дом его. Кто не со Мной, тот против Меня; и кто не собирает со Мной, тот расточает. Поэтому говорю вам: всякий грех и хула простятся людям, а хула на Духа не простится людям; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в этом веке, ни в будущем»” (Мф.12:22-32)

По Своей природе Бог есть Бог прощающий. Ветхий Завет изобилует заявлениями о Его прощении. Давид говорил: «Ибо Ты, Господи, благ и милосерден и многомилостив ко всем, призывающим Тебя» (Пс. 85:5). В другом Псалме он напоминает нам о том, что Бог прощает все наши беззакония (Пс.
102:3). Даниил говорил: «А у Господа, Бога нашего, милосердие и прощение» (Дан. 9:9). Бог описывал Себя Моисею так: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех» (Исх. 34:6-7). Михей превозносил Господа, говоря: «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? Не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7:18-19).

Ветхий Завет также изобилует примерами Божьего прощения. Когда Адам и Ева согрешили, Бог простил их. Когда Авраам, Исаак и Иаков согрешили, Бог простил их. Когда Моисей согрешил, Бог простил его. Когда Израиль, управляемый судьями и царями, постоянно грешил, Бог прощал его. История Израиля — это история Божьего прощения.

Также и Новый Завет представляет Бога как в высшей степени Бога прощения. В этом суть Евангелия: Бог по Своей милости сделал всё для прощения грехов человека. Павел говорит, что во Христе «мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Ефес. 1:7; ср. Кол. 1:14). Иоанн заверяет нас, что «если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправедности» и что «прощены [нам] грехи ради имени Его» (1 Иоан. 1:9; 2:12).

И неважно, насколько тяжёл грех человека, Бог может простить его.

Самый ужасный мыслимый грех — убийство Божьего Сына, — и это тогда, когда Он находился на Земле, чтобы даровать спасение от греха и указать путь к вечной жизни. Ничто не могло быть более отвратительным, порочным и нечестивым. Но люди, убив Сына Божьего, как раз и совершили этот грех.
Однако Иисус, умирая на кресте, в молитве подтвердил, что милость прощения распространяется и на Его палачей: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. 23:34). Степень греха не лишает права на прощение, потому что даже убийство Сына Божьего было простительно.

Количество греха также не устраняет возможности проявления милосердия. Семидесятилетний развратник, который прожил жизнь в блуде, воровстве, лжи, богохульстве и безнравственности, подлежит прощению так же, как и семилетний мальчик, который не сделал ничего худшего, чем обычное детское непослушание.

Не устраняет благодати также никакая особая разновидность греха. В Писании мы видим, что Бог прощает идолопоклонство, убийство, обжорство, блуд, прелюбодеяние, мошенничество, ложь, гомосексуализм, нарушение завета, богохульство, пьянство, вымогательство и любой другой грех, который только можно представить. Он прощает самоправедность, которая представляет собой хитрый грех, когда человек думает, что не совершал никакого греха. Он даже прощает грех отвержения Христа; иначе никто не смог бы спастись, потому что до спасения каждый человек в той или иной степени отвергал Христа. Но нет прощения даже за малейший грех, если он не исповедан, если человек не раскаялся в нём; а если эти божественные условия выполнены, то прощается даже самый большой из грехов.

По мере того как продолжалось служение Иисуса в роли Мессии и Царя, постепенно возрастало и Его отвержение. Как мы видели, сначала было сомнение, затем критика, затем безразличие, достигшее кульминации в открытом отвержении. Затем религиозные вожди Израиля к отвержению Христа добавили богохульство против Духа Святого. Хотя их враждебность продолжала распространяться и усиливаться, это богохульство было её проявлением в миниатюре.

На протяжении веков Божий народ ожидал Мессию, своего божественного Освободителя. Каждый благочестивый пророк и учитель Израиля надеялся, что увидит Его при жизни, и каждая еврейская девушка мечтала стать Его матерью. Однако, когда Он пришёл, от Него отказались, и Его отвергли.

В 12:22-32 Матфей подробно описывает пять особенностей кульминации этого отвержения: действия Иисуса по исцелению серьёзно больного; изумление толпы по поводу чуда; обвинения, выдвинутые против Иисуса из-за этого чуда; ответ Иисуса обвинителям; и анафема, которую обвинители Иисуса навлекли на себя.

Действия Иисуса 

“Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить, и видеть” (Мф.12:22)

У этого человека было множество проблем. Он был бесноватым, слепым и немым, и, возможно, также страдал глухотой, часто связанной с неспособностью говорить. Но то, что Иисус исцелил его, не было чем-то необычным.

Иисус исцелил сотни, а возможно и тысячи бесноватых, слепых, немых и глухих; и многие из них, подобно этому человеку, имели по несколько недугов.

Как часто бывает в подобных случаях, это исцеление одновременно продемонстрировало власть Иисуса и над духовным миром бесов, и над физическим миром — болезнями. Иисус явно владел силой исцелять любые болезни, изгонять любых бесов и любое их количество и даже возвращать жизнь мёртвым. Он совершил тысячи мгновенных, полных, окончательных и поддающихся проверке исцелений. Его сверхъестественная сила не вызывала больше никаких сомнений ни со стороны обычной толпы, ни со стороны более образованных и скептически настроенных религиозных вождей.

Однако большинство ослеплённых грехом людей испытывали противоречивые чувства в отношении Личности Христа и источника Его великой силы. Они знали, что чудеса будут подтверждающими признаками Мессии;но они также ожидали, что Мессия придёт с военной мощью и под звуки царственных фанфар. Однако вместо царских одежд, державной власти, престола, трубных звуков, мечей, лошадей, колесниц и могучего войска, они увидели сострадательного, доброго и кроткого Человека, — в сопровождении двенадцати заурядных учеников и толпы дармоедов, на чью преданность едва ли можно было рассчитывать. Поскольку Иисус не пришёл как завоеватель или царь, которого они ожидали, люди не приняли Его как Мессию. Они решили отнестись к пророчествам Ветхого Завета о Мессии избирательно. Им легко было радоваться предсказанию о Его пришествии в силе и славе, чтобы сразить врагов Израиля и освободить Свой народ, но трудно было смириться с Его пришествием в кротости и смирении.

Книжники и фарисеи некоторое время ходили по пятам за Иисусом, однако убедились, что Он был врагом иудаизма, — причём убедились настолько, что даже объединились против Него с иродианами, обычно бывшими их заклятыми врагами (Марк. 3:6). Религиозные вожди были не просто возмущены и скептически настроены, но они утвердились в своей вражде к Иисусу. До распятия Иисуса оставался ещё год, но окончательное решение убить Его уже было принято (Матф. 12:14).

Поэтому Иисус, похоже, совершил это конкретное исцеление специально ради фарисеев, вынуждая их огласить своё мнение о Нём публично. Своими глазами они видели, как этот человек мгновенно, удивительным образом был освобождён от трёх серьёзных недугов, и как теперь он стоял перед ними в здравом уме и духе, а также говорил и видел. Чудо было неопровержимым.

Изумление

 “И удивлялся весь народ, и говорил: «Не это ли Христос, Сын Давидов?»” (Мф.12:23)

Хотя многие из народа, которые присутствовали там в тот день, несомненно, видели, как Иисус совершал многие чудеса исцеления, тем не менее они особенно удивились этому чуду. Слово экзистеми (удивляться) означает «быть вне себя от изумления по поводу чуда или удивительного события».

Один автор говорит, что «оно означает „буквально лишиться чувств от удивления“»; другой же заявляет, что «оно означает „потерять рассудок от изумления“». Каким-то образом, — мы в полной мере не можем видеть этого из изложения события, — это чудо было просто сокрушительным, как будто Иисус решил проявить всю мощь сверхъестественности.

И хотя это чудо вызвало скорее негативную реакцию в их умах, сам вопрос, который люди стали задавать друг другу, — «Не это ли Христос, Сын Давидов?», — указывает на то, что в подобных чудесах они видели признаки Мессии. Титул «Сын Давидов» был одним из многих титулов Мессии в Писании (см. 2 Цар. 7:12-16; Пс. 88:4; Ис. 9:6-7), и вопрос людей, является ли Иисус Сыном Давидовым, был вопросом о Его мессианстве. Этот же титул народ приписал Иисусу позже, когда приветствовал Его в Иерусалиме как своего Мессию и Царя (Матф. 21:9; ср. ст. 5).

Обвинение

“Фарисеи же, услышав это, сказали: «Он изгоняет бесов не иначе, как силой веельзевула, князя бесовского»” (Мф.12:24)

Большой интерес толпы к тому, мог ли Иисус быть Мессией, поверг фарисеев в панику, и их невольной реакцией стало глупое обвинение: Иисус изгоняет бесов не иначе, как силой веельзевула, князя бесовского. Эти еврейские религиозные вожди, из которых фарисеи всегда были самыми ревностными и шумными, не могли допустить и мысли о том, что этот Человек, Который назвал их нечестивыми лицемерами и попрал их человеческую систему традиций, мог быть предсказанным пророками долгожданным Освободителем Израиля.

Матфей, говоря о том, что Иисус знал их мысли (ст. 25), даёт понять, что фарисеи находились на некотором расстоянии от Иисуса, возможно, с краю от толпы или где-то вне помещения, когда Иисус был в доме. Они намеревались отравить сознание людей, настроить их против Иисуса, ответив на их вопрос о Нём категорическим «нет». Они, по сути, сказали, что Иисус был полной противоположностью Сына Давидова, что Он был слугой веельзевула, князя бесовского.

У фарисеев был лишь один выбор. Так как сила Иисуса была бесспорно сверхъестественной, потому что только Бог и сатана являются источниками сверхъестественной силы, и так как они отказались признать, что Иисус — от Бога, они вынуждены были сделать вывод, что Он является представителем сатаны. Они посчитали, что Иисус служил князю бесовскому, который был известен под именем веельзевул (или веельзевув), производное от имени древнего ханаанского божества.

Ответ 

“Но Иисус, зная помышления их, сказал им: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою. Как же устоит царство его? И если Я силой веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьей силой изгоняют? Поэтому они будут вам судьями. Если же Я Духом Божьим изгоняю бесов, то конечно достигло вас Царство Божье. Или как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? И тогда расхитит дом его. Кто не со Мной, тот против Меня; и кто не собирает со Мной, тот расточает»” (Мф.12:25-30)

Хотя фарисеи и говорили с народом так, что Иисус не мог их слышать, Он, тем не менее, знал помышления их. Марк повествует, что некоторые книжники из Иерусалима присоединились к фарисеям, обвиняя Иисуса в том, что Он изгоняет бесов силой веельзевула. Он пишет, что Иисус, «призвав их, говорил им притчами» (3:22-23). Они не обвиняли Его прямо в лицо, но Он прямо указал им на абсурдность, предубеждённость и мятежный дух этого обвинения.

Абсурдность обвинения

“Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою. Как же устоит царство его?” (Мф.12:25б-26) 

Во-первых, Иисус показал Своим обвинителям, что их обвинение было логическим абсурдом. То, что всякое царство, разделившееся само в себе, очень скоро опустеет, разрушив себя самого, не требует доказательств. Этот стереотип применим также и ко всякому городу или дому. Если тот или иной разделится сам в себе, очевидно, что он не устоит.

Этот принцип также ясно применяется и в духовной сфере: если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою. Как же устоит царство его? После Троицы сатана является самым умным существом в мире, и он, конечно же, не направляет свои силы, чтобы они сражались друг с другом и изнутри разрушали его планы.

Это правда, что зло по своей природе разрушительно, и часто разрушение оборачивается саморазрушением. Сатана — отец ненависти и лжи, а где правят ненависть и ложь, там царит беспорядок и непостоянство. В среде злых существ не может быть истинной гармонии. Точно так, как Бог является Господом порядка и гармонии, сатана является господином беспорядка и хаоса, хочет он этого или нет.

Правда также и то, что хотя сатана и умён, и могуществен, и способен перемещаться с места на место с казалось бы мгновенной скоростью, он, тем не менее, не всеведущ, не всесилен и не вездесущ. И величайший обманщик пребывает в величайшем самообмане, особенно потому, что верит в свою способность взять верх над Богом и захватить Его Царство.

Правдой является также и то, что сатана часто маскируется под ангела света (2 Кор. 11:14). Чтобы создать впечатление очищения, он может притвориться, что изгнал беса, ослабив его воздействие на бесноватого человека.

Такой вид мнимого изгнания нечистой силы был распространённым явлением на протяжении всей истории Церкви и сегодня практикуется различными культами, ложными целителями и заклинателями.

Даже бесы могут иногда действовать в конфликте с сатаной и друг с другом. Но, несмотря на беспорядок его царства, на его ограниченность как существа сотворённого, на его ложное изгнание нечистой силы и бесовский хаос, сатана не изгоняет сатану, и он не разделился сам с собою. В его царстве нет гармонии, доверия или верности, но он не терпит непослушания или разделения. Поэтому обвинять Иисуса в изгнании бесов силой князя бесовского было нелепо.

Предубежденность обвинения

“И если Я силой веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьей силой изгоняют? Поэтому они будут вам судьями” (Мф.12:27)

Во-вторых, Иисус показал, что обвинение фарисеев было основано также на предубеждении, обнаруживая склонность их сердец к испорченности и злу. Слово «сыновья» часто использовалось как эпитет учеников или последователей, так же как в обычном ветхозаветном выражении «сыны пророков» (см., напр., 4 Цар. 2:3). Некоторые последователи, или сыновья, фарисеев изгоняли бесов. Еврейский историк Иосиф Флавий сообщает, что в своих ритуалах они использовали много странных, непонятных заклинаний и культовых формул.

Лука повествует о семи братьях, сыновьях первосвященника по имени Скева, которые практиковали изгнание нечистой силы. Когда они и другие еврейские заклинатели услышали о большом успехе Апостолов в изгнании злых духов, они решили попробовать изгнание «[именем] Господа Иисуса, говоря: „Заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует“» (Деян.19:13-14). Они думали, что простое употребление определённых слов и имён совершит изгнание нечистой силы, и это доказывает их ориентацию на волшебство. Однако на беса это подействовало меньше всего, и он, обращаясь к этим семи, «сказал в ответ: „Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?“

И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» (ст.15-16).

Иисус указал на крайнее предубеждение фарисеев, заявив, что они одобряли изгнание нечистых духов, практиковавшееся их сыновьями, принадлежавшими к правящей религиозной элите. Они никогда не утверждали, что такого рода деятельность была нечестивой, тем более — сатанинской.

Однако, когда Иисус изгонял всевозможных бесов и исцелял всевозможные болезни, они обвинили Его в том, что Он заодно с диаволом.

Ответ фарисеев отражает ответ каждого человека, который намеренно отвергает Христа. Они отвергли Его не потому, что им не хватало доказательств, а потому, что имели предубеждение против Него. Их собственные дела были злы, они не могли принять пугающую их истинную праведность Иисуса; как дети тьмы они не могли вынести Его света (Иоан. 3:19). Они искали не истину, а возможность оправдать свою собственную порочность и уничтожить любого, кто посмел разоблачить их.

Чтобы поставить Своих противников в ещё более затруднительное положение, Иисус сказал, что фарисеи дают возможность своим сыновьям заклинателям быть их судьями. Он как бы предлагал им, чтобы они спросили этих практикующих заклинателей, какой силой они изгоняют злых духов. Если бы они сказали: «Силой сатаны», они бы осудили себя и религиозных вождей, которые поддерживали их. Но если бы они сказали: «Силой Бога», они разрушили бы обвинение фарисеев против Иисуса.

Мятежный дух обвинения 

“Если же Я Духом Божьим изгоняю бесов, то конечно достигло вас Царство Божье. Или как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? И тогда расхитит дом его. Кто не со Мной, тот против Меня; и кто не собирает со Мной, тот расточает” (Мф.12:28-30)

Однако основной причиной, толкавшей фарисеев на обвинение Христа, был их мятеж против Бога. Иисус развеял глупое обвинение в том, что Он действовал силой сатаны. Оставалась единственная вероятность, что Он изгонял бесов Духом Божьим.

Если Он совершал Свои дела Духом Божьим, то Его чудеса были от Бога и Он должен был быть Мессией, «Сыном Давидовым», как и предполагал народ (ст. 23). Каждый религиозно грамотный еврей знал, что, по предсказаниям пророков, именно такие знамения будут сопровождать приход Мессии (Ис. 29:18; 35:5-6). Они также знали, что Мессия должен был быть верховным и вечным Царём Израиля (Пс. 2:6; Иер. 23:5; Зах. 9:9). «Следовательно, — говорил Иисус, — если Я Мессия, то Я также и грядущий Царь, а если Я — Царь, то конечно достигло вас Царство Божье».

Иисус не будет царствовать на земле в Своей полной славе и с божественными исключительными правами, пока не наступит Тысячелетнее Царство.

Затем после Тысячелетнего Царства наступит Его вечное Царство, где будут новые небеса и новая земля. Но в самом широком смысле, Царство Христа — это сфера Его правления в любом месте и в любом веке. И в этом смысле Иисус является Царём, где бы Он ни находился, и те, кто любит Его, являются Его подданными; поэтому Его Царство было всегда с Ним во время Его земного служения. Точно так же оно существует сейчас на земле везде, где Ему служат как Господу. Бог «[избавил] нас от власти тьмы, — говорит Павел, — и [ввёл] в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол. 1:13). Именно в этом Царстве каждый верующий начинает жить с момента, когда принимает этого Царя как своего Господа и Спасителя.

«Или как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его,— продолжает Иисус, — если прежде не свяжет сильного? И тогда расхитит дом его». Могли ли фарисеи не видеть, что всё, что Иисус делал и говорил, было направлено против сатаны? Иисус исцелял болезни и недуги, приобретённые человечеством вместе с грехом, принесённым и распространяемым сатаной. Иисус воскрешал людей из мёртвых, смерть же была следствием греха и косвенно делом рук сатаны (ср. Евр. 2:14-17). Иисус изгонял бесов, что было явно направлено против сатаны. Он даже прощал грехи — что сатана не мог делать и не делал бы — и подтверждал, что Он имеет власть прощать грехи с помощью Своей чудодейственной силы (Матф. 9:5-6). Каждый нюанс в Его учении и поступках соответствовал учению ветхозаветных Писаний. И хотя книжники и фарисеи постоянно обвиняли Иисуса в том, что Он противился их человеческим традициям и нарушал их, у них никогда не было повода осудить Иисуса за то, что Он якобы грешил или учил неправде (Иоан. 8:46).

Иисус использовал образ вора, который задумал ограбить дом сильного, когда сильный находится в доме. Вор знает, что, если прежде не свяжет сильного, у него нет никаких шансов преуспеть, и, по сути, он рискует, что его схватят и здорово побьют при этом.

Иисус как бы говорил: «Разве Я не демонстрировал вам и всему Израилю власть над сатаной и его царством зла, тьмы и разрушения? Разве Я не показал, что Моя власть неоспоримо выше сатанинской? Разве Я не исцелял людей от всяких болезней и не освобождал их от власти и угнетения бесов? Разве Я не демонстрировал власть как над грехом, так и над смертью? Разве Я не избавлял души от ада? Кто, кроме Самого Бога, может иметь такую силу и власть? Кто, кроме Бога, может войти в любой дом сатаны и успешно связать его и расхитить вещи его? Я показал вам, что, если захочу, могу победить сатану и легионы его бесовских сил. Как же Я могу быть кем-то, кроме вашего божественного Мессии?» Смертельный удар был нанесён сатане на кресте, и плоды его будут видны в будущем. Но даже до этой окончательной победы Христос неоднократно являл Свою неограниченную власть связывать сатану и разрушать его планы. Христос передал эту власть и Своим ученикам, и, когда семьдесят из них вернулись после своей миссии, Иисус «сказал им: „Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию“» (Лук. 10:18). Сатана в настоящее время всё ещё силен, но его власть ограничена, его гибель предрешена, и его время коротко.

Затем Иисус ясно показал фарисеям, что по отношению к Нему нельзя занять нейтральную позицию: «Кто не со Мной, тот против Меня; и кто не собирает со Мной, тот расточает». Не обязательно противиться Христу, чтобы быть против Него; достаточно не быть с Ним. Не обязательно также активно мешать Его делу, чтобы быть тем, кто расточает. Достаточно просто не собирать с Ним. Человек, который не принадлежит Богу, является врагом Бога (Рим. 5:10); человек, который не является дитём Божьим через Христа, является противником Бога.

Есть только две позиции, которые можно занять по отношению к Иисусу Христу, а значит и к Богу: с Ним или против Него. Невозможно ни духом, ни разумом воспринимать Иисуса как просто доброго человека, хорошего учителя и великого человека Божьего — и не больше. Только Бог имеет право претендовать на ту честь и власть, на которые претендовал Иисус; и только Бог имеет власть над болезнями, грехом, бесами, сатаной и смертью, о которой заявлял и которую демонстрировал Иисус.

Анафема 

“Поэтому говорю вам: всякий грех и хула простятся людям, а хула на Духа не простится людям; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в этом веке, ни в будущем” (Мф.12:31-32)

Немногие места Писания имеют столько неверных толкований и разночтений, как эти два стиха. Поскольку мысль, заложенная в них, очень серьёзна, важно понимать их правильно.

Сначала Иисус заявил, что всякий грех и хула простятся людям. Хотя хула и является разновидностью греха, в этом отрывке и в этом контексте они рассматриваются отдельно, и хула представляет собой самую крайнюю степень греха. Под грехом здесь подразумевается вся гамма безнравственных и нечестивых мыслей и действий, тогда как хула представляет собой сознательное поношение и отвержение Бога. Хула — это дерзкая непочтительность, исключительно ужасный грех, когда человек намеренно и открыто порочит святого Бога, клевещет на Него или высмеивает Его (ср. Мар.2:7). В Ветхом Завете за такое богохульство наказывали, побивая до смерти камнями (Лев. 24:16). В последние дни богохульство будет характерной чертой тех, кто упорно и дерзко будет противиться Богу (Откр. 13:5-6; 16:9; 17:3).

Но даже хула, говорит Иисус, простится, как прощается любой другой грех, если человек исповедает его и покается в нём. Неверующий, который хулит Бога, может быть прощён. Павел признаётся, что хотя он «прежде был хулитель и гонитель и обидчик», но всё же «помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего Иисуса Христа открылась [в нём] обильно с верой и любовью во Христе Иисусе» (1 Тим. 1:13-14). «Христос Иисус пришёл в мир, — продолжает Апостол, — спасти грешников, из которых я первый» (ст. 15). Пётр похулил Христа, когда с ругательствами отрёкся от Него (Марк. 14:71), но был прощён и восстановлен.

Даже верующий способен богохульствовать, так как любая мысль или слово, которое пятнает или порочит имя Господа, расценивается как богохульство. Подвергать сомнению Божью доброту, мудрость, справедливость, правдивость, любовь или верность является формой богохульства. Всё это прощается по благодати. Обращаясь к верующим, Иоанн сказал: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправедности» (1 Иоан. 1:9).

Однако есть одно исключение: хула на Духа не простится. Даже если человек, который хулит Иисуса, посмеет сказать слово на Сына Человеческого, простится ему. Титул «Сын Человеческий» подчёркивает человеческую природу Господа, которую Он принял, когда во время Своего воплощения переживал унижение и порабощение. Восприятие человека может не позволить ему увидеть больше человеческой природы Господа, и если он недооценит Иисуса только на этом уровне и будет высказываться против Него как против Человека, такое слово на Сына Человеческого может проститься ему. Когда человек отвергает Христа, не имея полного доступа к свидетельствам о Его божественности, этот грех может быть прощён ему, если, получив более полное познание, он уверует.

Даже ученикам Иисуса было трудно всё время помнить, что их Учитель был на самом деле Сыном Божьим. Он ел, пил, спал и уставал точно так же, как и они. И не только это, но и во многом из того, что Он делал, казалось, не было ни Божьей славы, ни величия. Иисус постоянно смирял Себя и служил другим. Он не добивался земной славы для Себя, и, когда другие пытались навязать Ему славу, Он отказывался принимать её — как в случае, когда народ хотел сделать Его царём после чудесного насыщения пяти тысяч (Иоан. 6:15). Ещё труднее было оценить божественность Иисуса тем людям, которые не принадлежали к Его ближайшему окружению. Даже когда Он совершал Свои величайшие чудеса, Он делал это без фанфар и фейерверков. Иисус не всегда выглядел и вёл Себя, как человек, занимающий господствующее положение, не говоря уже о господстве божественном.

Поэтому недооценка, умаление Иисуса и недоверие к Нему по причине неполного откровения или несовершенного восприятия, каким бы неправильным оно ни казалось, было простительным. Как уже упоминалось, Апостол Павел по неведению был самым ужасным хулителем Господа Иисуса Христа и лютым гонителем Его Церкви. И многие из тех, кто отрицал и отвергал Христа во время Его земного служения, позже осознали, кем Он был, попросили прощения и были спасены.

Но хула на Духа была чем-то более серьёзным и непоправимым. В ней отражалось не просто неверие, а непреклонное неверие — отказ даже задуматься о вере в Христа, несмотря на все явные свидетельства. Это была хула Его божественности, выступление против Духа Божьего, Который уникальным образом обитал в Нём и давал Ему силу. В этом неверии отразилось решительное отвержение Христа как Мессии, несмотря на все свидетельства и аргументы. Хула проявлялась в том, что человек видел воплощённую Истину, а затем сознательно отвергал и осуждал Его. Хула демонстрировала полный и окончательный отказ уверовать, приводя к потере возможности когдалибо обрести прощение в этом веке или в будущем. На протяжении этого века (всей человеческой истории) такое отвержение непростительно. Фраза «в будущем веке» подразумевает, что прощения не будет никогда: ни на протяжении истории человечества, ни в будущем веке божественного совершенства.

Писание ясно говорит о том, что во время Своего служения на земле наш Господь был покорным Отцу (Иоан. 4:34; 5:19-30) и получал поддержку от Духа (Матф. 4:1; Марк. 1:12; Лук. 4:1, 18; Иоан. 3:34; Деян. 1:2; Рим. 1:4).

Пётр сказал, что Бог помазал Иисуса из Назарета «Духом Святым и силой» (Деян. 10:38).

Люди, которые говорили против Духа Святого, видели Его божественную силу, действующую в Иисусе и через Него, но упрямо отказались быть причастными к этому откровению, а в некоторых случаях приписали эту силу сатане. Многие люди слышали, что Иисус учил и проповедовал Божью истину, как никто и никогда до Него не учил (Матф. 7:28-29), однако отказались поверить Ему. Они видели, как Он исцелял любые болезни, изгонял разных бесов и прощал всякий грех, однако обвинили Его в обмане, лжи и демонизме. Вопреки всем возможным свидетельствам божественности и мессианства Христа они сказали «нет». Бог не мог больше ничего сделать для них, поэтому они останутся навеки непрощёнными.

Покаяние они заменяют ожесточением, исповедание — заговором. Однако своей преступной и совершенно непростительной бессердечностью они обрекают себя. Их грех не подлежит прощению, потому что они не желают ступить на путь, ведущий к прощению. Для вора, прелюбодея и убийцы есть надежда. Благая весть может привести к тому, что они возопят: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» Но когда человек ожесточается так, что принимает решение не обращать внимания на… Духа… он ступает на путь, ведущий в погибель.

Через Исаию Господь изображает Израиль, как виноградник, который Он бережно насадил, обрабатывал и о котором заботился. Посередине его Он построил башню, которая символизирует Иерусалим, и выкопал точило в ней, которое символизирует систему жертвоприношений. Господь ожидал, что виноградник «принесёт добрые гроздья, а он принёс дикие ягоды». «Что ещё надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему?» — спрашивает Бог. «Итак, Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем. И оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его — и зарастёт он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя» (Ис. 5:1-6). После того как Бог благословил этих людей всяким благословением и открыл перед ними все возможности, а они повернулись спиной к Богу, Ему не оставалось ничего больше, как отвернуться от них.

Во время земного служения Иисуса неверующие фарисеи и все остальные, кто хулил Духа, отрезали себе доступ к Божьему милосердию. И не потому, что оно не предлагалось им, а потому, что оно предлагалось в изобилии, однако они упорно и постоянно отвергали его и насмехались над ним, как над сатанинским.

Не прошло и сорока лет, как Бог разрушил Иерусалим, храм, священство, жертвоприношения и рассеял народ Израиля. В 70-м году по Р.Х. римляне разрушили до основания Иерусалим, полностью разрушили храм, убили более миллиона жителей города и почти стёрли с лица земли около тысячи других городов и сёл в Иудее. Божий, избранный, народ сказал Ему «нет», и Он сказал «нет» Своему народу. Пока Господь не вернётся и вновь не соберёт вокруг Себя остаток Своего народа в последние дни, евреи как народ, кроме немногих верных, полностью отделены от Бога.

Всех неспасённых евреев, которые слышали полную весть Евангелия и видели её доказательство в проявлении сверхъестественной силы, и всех, кто придёт после них с таким же отношением к истине и к библейскому описанию чудесных свидетельств, автор Послания к Евреям строго предупреждает: «Как мы избежим, пренебрегши столь великим спасением, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него [то есть Апостолами], при засвидетельствовании от Бога знамениями, и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле?» (Евр. 2:3-4). Далее в этом Послании звучит ещё более резкое предупреждение тем, кто, имея полное откровение, отвергает Христа: «Ибо невозможно однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого слова Божьего и сил будущего века, и отпавших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божьего и выставляют Его на позор» (Евр. 6:4-6).

Поколению, жившему на земле сразу после Христа, несли свидетельство Апостолы; это поколение было просвещено их учением и получило подтверждение истины Евангелия через их чудеса. Это поколение имело свидетельства, равноценные тем, которые имели те, кто лично слышал и видел Иисуса. Они имели наивысшее откровение от Бога, и если вопреки неопровержимым свидетельствам они отказались поверить, Бог ничего больше не мог сделать для них. Они не богохульствовали; они просто отвернулись.
Вина фарисеев, которые к своему неверию добавили ещё и богохульство, была большей, чем вина тех, кто видел те же свидетельства, не поверил, но не сказал на Духа Святого. Но мятежники, той или иной категории, не оставили для себя в будущем ничего, кроме ада.

Таким же образом и сегодня люди могут настолько отвернуться от Божьего откровения, что навсегда отсекают себя от спасения. «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе день, — сказал Иисус. — Приходит ночь, когда никто не может делать» (Иоан. 9:4).

Во время Второй мировой войны американские морские силы в Северной Атлантике были втянуты в тяжёлое сражение с вражескими кораблями и подводными лодками. Всё происходило тёмной ночью. Шесть самолётов взлетели с палубы авианосца, чтобы обнаружить цели. Но, пока они находились в воздухе, на авианосце был дан приказ полностью отключить освещение, чтобы защитить авианосец от нападения. Без этого освещения шесть самолётов не могли приземлиться. По радио они запросили, чтобы огни включили ровно на столько времени, чтобы совершить посадку. Но авианосец с несколькими тысячами людей и самолётами на борту мог подвергнуться опасности, поэтому включить огни не разрешили. Когда у шести самолётов закончилось горючее, они были вынуждены садиться на воду. Все экипажи погибли.

Наступает такое время, когда Бог отключает огни, когда возможность для спасения теряется навсегда. Поэтому Павел говорил коринфянам: «Вот теперь время благоприятное, вот теперь день спасения» (2 Кор. 6:2). Тот, кто отвергает полный свет, больше не может увидеть света — и не имеет прощения.

Вся слава Христу

Хула на Святого Духа

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Комментарии

  1. Алексей  Март 13, 2013

    Очень хороший коментарий , спасибо.

    ответ

Добавить комментарий