Характеристики ученичества – часть2

“Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её. Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня. Кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых этих только чашей холодной воды во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей” (Мф.10:32-42)

Долгие годы, практически всю свою жизнь, Генри Мартин нёс служение в Индии, когда он вдруг объявил, что Господь расположил его сердце поехать в Персию (современный Иран) и перевести Новый Завет и Псалтирь на персидский язык. Врачи уже предупреждали его, что жаркий климат для него вреден. Однако он поехал в Персию, изучил язык и в 1812 году закончил перевод. Но затем он узнал, что не имеет права печатать и распространять Священное Писание без разрешения шаха. Он проехал тысячу километров укладка тротуарной плитки до Тегерана, но ему было отказано во встрече с шахом. Он проделал ещё шестьсот километров, чтобы встретиться с послом Британии, который дал ему необходимые рекомендательные письма. Продолжая путь верхом на муле ночью и отдыхая во время дневной жары, он вернулся в Тегеран, где ему удалось получить необходимое разрешение. Спустя десять дней он умер. Незадолго до смерти он написал в своём дневнике: «Я сидел и думал, наслаждаясь покоем и миром моего Бога. Я был в уединении с моим Собеседником, Другом и Утешителем».

Именно в силе духа Генри Мартина находился ключ к истинному ученичеству: он был настолько поглощён делом Христа, что не думал о собственной жизни и благополучии.

Ученик исповедует Господа 

“Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным” (Мф.10:32-33)

Кроме того что истинный ученик подражает Господу и не боится мира (см. пояснение раздела Матф. 10:24-31 в 20-й главе), он ещё и открыто исповедует Христа перед миром.

В своей книге «Я люблю Иди Амина»  Фесто Кивенгер, известный служитель Евангелия в Уганде, рассказывает историю о том, как в этой стране преследовали и истязали верующих. В 1885 году трое мальчиков-христиан, в возрасте от одиннадцати до пятнадцати лет, отдали свою жизнь за Христа, потому что не отреклись от веры в Него. Король был непреклонным противником христиан и приказал казнить мальчиков, если они не отрекутся. На месте казни мальчики попросили, чтобы королю передали следующее послание: «Скажите его величеству, что он поместил наши тела в огонь, но мы там будем не долго. Скоро мы будем с Иисусом, что значительно лучше. Но попросите его, чтобы он покаялся и изменил своё отношение, иначе он попадёт в место вечного огня». Когда они стояли связанные, ожидая смерти, они пели песню, которая вскоре стала любимой песней христиан этой страны, известной как «Песня мучеников». В одном из куплетов говорится: “Были бы у меня крылья, как у ангелов, Я бы улетел и был с Иисусом.”

Самый младший из мальчиков, по имени Юсуф, сказал: «Не отрубывайте мне, пожалуйста, руки. Я не буду вырываться из огня, который перенесёт меня к Иисусу». В тот день, благодаря свидетельству этих мальчиков, сорок взрослых уверовали в Иисуса Христа, и на протяжении многих последующих лет огромное множество людей было приобретено для Господа. К 1887 году немало христиан были замучены, многие из которых были воодушевлены бесстрашным, верным свидетельством этих трёх мальчиков. Ни один из этих мучеников не знал богословия, не знал хорошо Библии, потому что большинство из них были неграмотны, и все они стали верующими незадолго до своей смерти. Но они сильно любили Иисуса и отказались скрываться, какой бы ни была цена. Как почти всегда бывает, тех, кто умер, заменили новообращённые, которых было во много раз больше и которые пришли к Христу благодаря свидетельству замученных.

Слово «всякий» — обобщающий термин, который даёт отрезвляющее предупреждение всем, кто называет себя верующим, чтобы они тщательно проверили себя. Готовность человека исповедовать Христа перед людьми определяет готовность Христа признать этого человека перед Своим Отцом.

Павел с готовностью заявлял: «Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божья ко спасению всякому верующему» (Рим.1:16). Он не стыдился признать Личность и дело Христа, потому что весть Христа является единственной вестью, которая предлагает спасение и надежду развращённому и умирающему миру.

На протяжении всей истории Церкви верующих, которые не стыдились исповедовать Иисуса пред людьми, Господь использовал для того, чтобы приводить других к Себе. Те, кто смело и без смущения исповедует Его перед миром посредством проповеди, учения, личного свидетельства или мученичества, являются не только самыми верными учениками Господа, но и Его самыми эффективными тружениками, способствующими воспитанию новых учеников.

Исповедовать — значит «подтверждать» или «соглашаться». Исповедовать — это не просто признавать истину, а быть солидарным с ней. Даже бесы, например, признают, что Бог един (Иак. 2:19), но они никоим образом не исповедуют Бога, потому что они Его непримиримые враги. Мы исповедуем Христа, не просто признавая, что Он — Господь и Спаситель, но принимая Его нашим Господом и Спасителем. «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом, — говорит Павел, — и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:9-10).

Открытое исповедание устами — это отражение подлинной веры в сердце.

Слово «люди», как и слово «всякий» — это обычные слова. Истинный ученик готов открыто отождествлять себя с Иисусом Христом, где бы он ни был: в собрании верующих, перед группой людей, задающих серьёзные вопросы, или перед враждебно настроенной толпой неверующих. «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» (1 Иоан.4:15). Верной церкви в Пергаме Господь сказал: «Знаю твои дела, и что ты живёшь там, где престол сатаны, и что держишься имени Моего, и не отрёкся от веры в Меня даже в те дни, в которые у вас, где живёт сатана, умерщвлён верный свидетель Мой Антипа» (Откр. 2:13). В конце жизни Павел писал возлюбленному Тимофею: «Ибо я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:6-7). А несколькими стихами ниже он говорит о Димасе, который «оставил [его], возлюбив нынешний век, и пошёл в Фессалонику» (ст. 10). Димас был верным помощником Павла, но когда гонения усилились, он посчитал, что мирское для него слишком дорого, чтобы отказаться от него (ср. Матф. 13:22). Вера испытывается в трудные времена. Церковь не испытывает недостатка в сторонниках, когда она популярна и уважаема; но когда мир выступает против неё, её ненадёжных друзей не найдёшь.

Верующих могут заставить замолчать гораздо менее серьёзные вещи, чем гонения. Простое смущение или дружеская насмешка закрыли уста многим христианам. Иногда легче перенести ужасные физические страдания от враждебно настроенных властей, чем выстоять в неверующей семье или в общении с друзьями, которые не причиняют физического вреда.

В жизни каждого верующего случаются падения. Именно поэтому так дорого обещание, данное Господом в 1 Иоан. 1:9: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправедности». Пётр отрёкся от Господа, но он не мог жить с этим отречением и поэтому пошёл и горько заплакал. Его сердце было разбито, потому что он потерпел такое ужасное поражение и так огорчил своего Господа. Тимофей был самым многообещающим учеником Павла. Однако спустя годы, после того как Тимофей сам стал руководителем в церкви, он, очевидно, стал менее расположен к провозглашению Евангелия. Поэтому Павел убеждает его: «Не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа» (2 Тим. 1:8).

В жизни Петра и Тимофея были падения, но чувство стыда за Евангелие и за Господа не было их обычной позицией. И Иисус исповедает пред Отцом Своим Небесным тех, чья жизнь отличается исповеданием имени Христа в послушании. Как прекрасно осознавать, что все христиане предстанут перед Отцом Небесным и услышат, как Иисус скажет Ему, что они принадлежат Иисусу, что Он признаёт их, потому что они признавали Его!

Когда Плиний был правителем Вифинии, провинции на севере Малой Азии, он написал письмо императору Траяну, чтобы объяснить, почему он не имел успеха в подавлении секты под названием «христиане». Плиний пробовал штрафовать их, арестовывать, бросать в тюрьмы, бичевать, пытать и применять различные виды казни, чтобы заставить их отречься от Христа и воскурить фимиам кесарю в знак поклонения ему, но всё было напрасно.

Пытаясь оправдаться перед императором, он сказал: «Ни одного истинного христианина невозможно заставить совершить это». Даже языческий правитель понимал, что человек с такой непоколебимой убеждённостью — истинный верующий.

Обратная сторона предупреждения Иисуса звучит отрезвляюще: «А кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным». Это предупреждение относится к человеку, который лишь наружно исповедует христианство, но отпадает, когда приходят тяжёлые испытания.

Можно отрекаться от Христа перед людьми молчанием, не свидетельствуя о Нём и пытаясь быть незаметным христианином, чьи друзья и соседи и, возможно, даже семья никогда не заподозрят его в том, что он верующий.

Можно отрекаться от Христа поступками, живя, как живёт остальной мир, не придерживаясь более высоких норм и ценностей. Можно отрекаться от Христа словами, впадая в мирские непристойности, вульгарность и богохульство. Есть много путей или вариантов отречься от Христа и без словесного или публичного отречения от Него.

Глаголы будущего времени в ст. 32-33 указывают на то, что Иисус говорит о будущем суде. В тот день Он исповедает того, кто исповедает Его, и отречётся от того, кто отречётся от Него.

Разница между истинным и ложным ученичеством — это тема, многократно повторяющаяся в Евангелии от Матфея. В начале Нагорной проповеди Иисус сказал: «Если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное» (5:20). Далее в Своей проповеди Он проводит различие между ложными учениками, которые входят широкими вратами и идут пространным путём, и истинными учениками, которые входят тесными вратами и идут узким путём (7:13-14).

Иисус говорил о тех, кто приносит добрый плод, и о тех, кто приносит худой плод (7:16-20), а затем сказал: «Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“ — войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: „Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?“ И тогда объявлю им: „Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие“» (ст. 21-23). Сразу же за этим Он указывает на разницу между тем, кто строит свой религиозный дом на песке человеческой мудрости и терпит крушение, и тем, кто строит на скале Божьего Слова и спасается (ст. 24-27).

В 13-й главе Иисус рассказывает притчи о сеятеле, о пшенице и плевелах и о неводе (ст. 1-30, 47-50), все три из которых наглядно иллюстрируют разницу между истинной и ложной верой. Он рисует картину суда народов в конце Великой скорби как отделение верующих овец, которые станут по правую сторону Его, от неверующих козлов по левую сторону. «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: „Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира“» (Матф.25:34).

Овцы — это те, кто не только отождествляет себя с Иисусом, но кто, публично исповедуя Его и ежедневно повинуясь Его воле, отражает Его любовь и сострадание, служа другим во имя Его (ст. 35-36, 40). Они исповедуют Христа и словом, и делом, любя так, как любил Он; благовествуя так, как благовествовал Он; заботясь так, как заботился Он. Самый важный признак истинного ученика Христа — а, следовательно, и истинного исповедания Христа, — это быть, как Христос, наш Учитель и Господин (10:25).

В продолжение истории об овцах и козлах Иисус говорит: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: „Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его“» (Матф. 25:41). Хотя язычники, агностики, атеисты и все остальные неверующие пойдут в вечный огонь, в данном примере Иисус говорил не о них. Он говорил о тех, кто называл себя Его последователем и кто скажет Ему в день суда: «Господи! Когда мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» (ст. 44). Как Иуда, они признавали Иисуса, но искренно не исповедовали Его. Они называли Его Господом, но никогда не принадлежали Ему; они не верили в Него и не были послушны Ему.

Я думаю, что Иисус постоянно беспокоился об Иуде, который, как Он знал, не верил в Него и которого Он, следовательно, не мог исповедать перед Отцом. Иуда — классический пример притворщика, никогда не верившего во Христа.

Каждый искренний пастор время от времени тревожится о том, что некоторые люди в его собрании на самом деле не знают Господа. И хотя они могут принимать активное участие в жизни церкви и жить нравственно и самоотверженно, пробуждение для них наступит в вечных муках.

Ученик оставляет свою семью 

“Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня” (Мф.10:34-37)

Четвёртый признак ученичества — готовность оставить всё ради Христа, включая свою семью, если это необходимо. Иисус представляет эту идею, используя образ войны и мира. Что касается человеческих взаимоотношений, Он пришёл принести не мир на землю, но меч.

В дни Иисуса евреи в большинстве своём ожидали Мессию, Который принесёт политическое освобождение для Израиля и возвестит приход вечного царства праведности и мира. В Ветхом Завете о Мессии говорится как о миротворце. Исаия называет Его Князем мира (Ис. 9:6) и говорит о том, что Он будет царствовать в совершенной справедливости и мире (2:4). Соломон писал о всемирном правлении Мессии в мире и изобилии (Пс. 71).

Ученики Иисуса уже испытали внутренний мир и блаженство, которого они никогда раньше не знали, и, несомненно, ожидали, что чем дольше они будут находиться с Иисусом, тем сильнее это состояние будет укрепляться.

Возможно, они ожидали, что когда будут проповедовать Благую весть о Царстве и предложат гибнущему человечеству путь спасения и счастья, мир упадёт к их ногам.
Поэтому, чтобы они не заблуждались по поводу истинной природы Его Первого пришествия и их служения, Иисус начал заранее готовить их к тому, что Он будет отвергнут и пострадает и что то же самое будет и с ними.

Евангелие, безусловно, является Евангелием мира, потому что оно предлагает мир между святым Богом и греховным человеком и указывает на единственный путь истинно мирных взаимоотношений между людьми. Но так как мировая система порочна, а падшая природа человека греховна, Божье предложение мира оскорбительно для большинства людей мира, и его продолжают отвергать. Это создаёт конфликт между самыми близкими людьми, так что враги человеку — домашние его.

Используя другой образ, символизирующий разрушение, Иисус сказал: «Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!.. Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двоих, и двое против троих» (Лук. 12:49, 51-52; ср. ст. 53).

В Ветхом Завете также говорится об этом аспекте прихода Мессии. Михей предсказывал время, когда «сын позорит отца, дочь восстаёт против матери, невестка — против свекрови своей; враги человеку — домашние его» (Мих.7:6). Это отрывок, который цитирует здесь Иисус. В древних раввинских произведениях встречается пересказ этого отрывка. Это свидетельствует о признании раввинами того, что мессианский век принесёт конфликт даже в семью: «В то время, когда придёт Сын Давидов, дочь восстанет против своей матери, невестка — против свекрови. Сын будет презирать отца, дочь возмутится против матери, невестка — против свекрови, и врагами человеку станут домашние его».

Предлог «с» — это перевод греческого слова диксазо, означающего «разрезать на две части или рвать на части». Это слово употребляется в Новом Завете только здесь. Оно означает полное и часто остаточное разделение. Иногда размолвка между верующими и неверующими родственниками тянется всю жизнь, не имея мирного решения. Однако истинный ученик должен быть готов заплатить такую цену. В Евангелиях рассказывается как минимум о двух потенциальных учениках, которые не приняли призыв Иисуса следовать за Ним, потому что не пожелали пожертвовать своими семейными узами. Один хотел подождать, пока получит наследство, перед тем как последовать за Господом, а другой хотел уладить все семейные вопросы. О таких нерешительных людях с неопределёнными взглядами Иисус сказал:
«Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царства Божьего» (Лук. 9:57-62).

Мужья или жёны иногда не приходят к Христу из страха, что это приведёт к разделению. Дети иногда не принимают Христа из страха, что это может оскорбить родителей и наоборот. Такие страхи часто лишены основания, потому что уверование одного члена семьи может привести к тому, что вся семья обратится к Богу. Но бывает и так, что обращение одного члена семьи приводит к непониманию и полному расколу в семейных отношениях. Ни один человек не может знать точно, как отреагируют на его обращение люди, даже его собственная семья. Иисус хотел подчеркнуть, что забота о спасении собственной души и полное подчинение господству Христа должно быть на первом месте, какой бы ни была цена, включая отношения в семье. Слова «не достоин Меня» характеризуют человека, который не придёт к Христу из-за того, что это может затронуть близкие и значимые для него взаимоотношения с другими людьми.

Как-то я разговаривал на конференции с одной девушкой. Эта девушка рассказала мне, что выросла в языческой семье и что после её обращения отец отказался разговаривать с ней. Она сказала: «Я могу понять, почему он возражает против моего решения: он ничего не знает о Евангелии и считает, что всякая религия — это суеверие. Казалось бы, он мог быть счастливым, по крайней мере, потому, что я не алкоголичка, не наркоманка, не блудница, не преступница и не калека. Я никогда так не радовалась и никогда так сильно не любила моего отца, однако он вычеркнул меня из своей жизни».

Как многие другие, эта девушка испытала меч и огонь, иногда приносимые Евангелием.

Павел говорит, что в браке, где один супруг является верующим, а другой нет, «неверующий муж освящается женой верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим… Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь» (1 Кор. 7:14-15). Если меч разделения толкает неверующего супруга на разрушение брака, разлуку следует принять ради мира верующего супруга.

Через Захарию Святой Дух провозгласил Иоанна Крестителя предвестником «восхода свыше», который «[направит] ноги наши на путь мира» (Лук.1:78-79). Когда родился Иисус, ангелы пели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в людях благоволение!» (2:14). Незадолго до Своего распятия Иисус заверил Двенадцать: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам… Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Иоан. 14:27); и ещё: «Это сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир» (16:33). Но Он уточняет оба обещания, поясняя в первом случае: «Не так, как мир даёт, Я даю вам [мир]» (14:27б), и во втором: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» (16:33б).

Придя во второй раз, Христос установит на земле совершенное царство мира, которое Он как Князь мира возвестит и будет полновластно поддерживать. Но теперь, в промежутке между Его двумя пришествиями, Евангелие, которое дарует верующим внутренний мир, будет также причиной непонимания, злословия и плохого обращения со стороны неверующих, — включая самых близких и дорогих им людей. Самые сильные разногласия — это всегда разногласия с самыми близкими нам людьми. Нигде не могут так сильно оскорбить наши чувства, как дома.

Так как вмешательство Сына Божьего в историю должно было привести к расколу в обществе, Иисус решил, что Его ученики должны быть подготовлены к этому. Мартин Лютер сказал: «Если бы наше Евангелие принимали с миром, оно не было бы истинным Евангелием». Проповедь и учение Лютера произвели величайший раскол в истории религии, бросив вызов небиблейским учениям и традициям католической церкви и разбив вдребезги её тысячелетнее самодовольство и политическую власть.

Стать христианином — значит подтвердить, что Христос является нашим Господом, причём настолько, что мы готовы оставить всё остальное.

Это не просто поднять руку, заполнить карточку или пройти вперёд, объявив о любви к Иисусу. Спасение мы получаем только по вере, а не по делам; но истинная вера проявляется в преданности, которую не может поколебать никакое влияние. Христианин должен любить свою семью жертвенной любовью. Мужья и жёны, христиане, должны любить друг друга и своих детей с неограниченной преданностью. Дети-христиане должны любить и почитать своих родителей, как Господа, и заботиться о них. Но истинно верующий настолько глубоко предан Иисусу Христу, что ради Него готов пожертвовать любыми взаимоотношениями.

Джону Буньяну сказали, что он должен прекратить проповедовать, иначе его посадят в тюрьму. Буньян знал, что если попадёт в тюрьму, то его жена и дети останутся без средств к существованию. Они и без того жили в скудости; но попади он в тюрьму, семья совсем бы обнищала. Однако Буньян знал, что должен проповедовать Евангелие, поскольку к этому его призвал Бог.

И так как он продолжал проповедовать, его посадили в тюрьму. Из своей камеры он писал: Расставание с моей женой и бедными детьми я часто ощущал так, как будто от моих костей отделяли плоть; и не только потому, что я слишком любил их как милость от Господа, но и потому, что часто представлял те многие тяготы, невзгоды и нужду, с которыми должна была столкнуться моя семья, когда меня не было с ними, особенно мой слепой ребёнок, который был моему сердцу ближе всех остальных. Одна мысль о том, в какое трудное положение мог попасть мой слепой ребёнок, разрывала моё сердце на части… Однако, приходя в себя, я думал о том, что ради Бога я должен рисковать всем, хотя всё идёт к тому, что мне придётся скоро покинуть вас. И находясь в этом положении, я вижу, что оказался человеком, который перекладывает заботы о доме на плечи жены и детей; и всё же, думал я, я должен это делать. Я должен это делать.

Ученик жертвует своей жизнью 

“и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её” (Мф.10:38-39)

Любовь к себе и к благам этой жизни часто является самым большим препятствием для полного посвящения Христу. Тем не менее Иисус призывает Своих учеников к полному самоотречению, включающему, если необходимо, жертвование своей жизнью.

Никто в Римской империи в новозаветные времена и, конечно же, никто в Палестине не упустил бы смысл сказанного Иисусом: «Кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». Крест символизировал крайнюю степень и мучительной боли, и бессердечной жестокости; но прежде всего он символизировал смерть. Всего несколько лет до того как Иисус произнёс эти слова, один зилот по имени Иуда собрал отряд повстанцев, чтобы сражаться с римскими оккупантами. Мятеж был быстро подавлен, и, чтобы проучить евреев, римский генерал Вар приказал распять более двух тысяч евреев. Кресты с их телами стояли вдоль всех дорог Галилеи.

Двенадцать учеников сразу поняли, что взять крест свой и следовать за Иисусом — значит безоговорочно отказаться от себя и подчиниться Его господству, какой бы ни была цена, даже если это цена жизни.

Трагедии в жизни христиан, какими бы ужасными они ни были, это не те кресты, о которых говорит Иисус. Жестокий супруг, непослушный ребёнок, изнурительная или смертельная болезнь, потеря работы или разрушение дома наводнением или ураганом могут быть серьёзным испытанием веры христианина, но это не крест.
Крест верующего — это не мистическое и не духовное отождествление с крестом Иисуса и не какая-то идея «распятой жизни». Такие представления чужды контексту, ведь когда Христос говорил об этом, Его крест был ещё в будущем. Ученики при упоминании о кресте представляли только физическую смерть.

Крест — это добровольное жертвование ради Христа всем, что человек имеет, в том числе жизнью. Это то, что верующий, как и Сам Господь, должен взять на себя, когда неверующий мир возложит на него бремя за его принадлежность Богу.

Но, как объясняет дальше Господь, никакая жертва ради Него не может сравниться с тем, что жертвующий получил от Христа. Человек, который думает, что сберёг душу свою для мирских благ, потеряет её. Земная жизнь временна, и человек, который держится за неё больше всего на свете, держится за то, чего удержать не может, — и в этом процессе он теряет право на жизнь вечную, которую, обретя, нельзя потерять.

С другой стороны, «потерявший душу свою ради Меня, — говорит Иисус, — найдет её». Господь говорит здесь не о мученичестве, потому что никакой человеческой жертвой спасения не заслужить. Но готовность отказаться ради Христа от всего, даже, если необходимо, от жизни, характеризует истинного ученика, то есть человека, предназначенного для небес и вечной жизни в Божьем присутствии.

Когда Джона Буньяна поставили перед судьёй, чтобы приговорить его к тюремному заключению, он сказал: «Сударь, закон Христов предоставил два пути к послушанию: первый состоит в том, чтобы по совести и активно выполнять то, что я как верующий должен делать; но если я не могу активно подчиниться, я должен быть готов покорно принять и претерпеть всё, что со мной будут делать».

Ученик получает свою награду

“Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня. Кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых этих только чашей холодной воды во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей” (Мф.10:40-42)

Шестой признак истинного ученика состоит не в том, что он делает или кем является, а в том, что он получает в качестве награды. Этот признак — самый положительный, но вместе с тем и самый невидимый. В этой жизни он проявляется лишь в незначительной степени. Он, главным образом, сберегается для небес, а сейчас ему можно радоваться лишь через веру и в надежде.

Хотя многие люди отвергают Евангелие, многие также и верят в него. Те, кто принимает Евангелие, будут принимать и того, кто приносит им Евангелие. Истинный ученик и служитель Иисуса Христа — это представитель Бога. Даже Апостолы не имели сами в себе власти прощать грех или примирять людей с Богом. Но каждый христианин, чьё свидетельство приводит других к Христу, является Божьим орудием спасения. В этом смысле Иисус сказал: «Кто принимает вас, принимает Меня». Человек, принимающий нас и наше свидетельство, принимает и Христа, потому что мы Его представители.

Человек, который принимает Сына, принимает также и Отца. Христос говорит: «А кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня». Невозможно верить в Бога Отца и не верить в Бога Сына. Иисус говорил неверующим евреям в Иерусалиме: «Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего». Вскоре после этого Он сказал этой же группе: «Если бы Бог был Отцом вашим, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшёл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня» (Иоан. 8:19, 42).

В Своей безграничной благодати Бог не только награждает пророка за его верность, но также награждает всех, кто принимает пророка во имя пророка, даже давая им награду пророка. Тот же принцип, по сути, применим к каждому верующему, которого принимают ради Христа. И кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника. В непостижимом раздаянии благословений Бог осыпает наградами каждого человека, который принимает Его людей, потому что они — Его люди.

Простирая обетование Божьей благодати ещё дальше, Иисус сказал: «И кто напоит одного из малых этих только чашей холодной воды во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей».

Малые эти — это верующие, которые кажутся незначительными и неважными (ср. Матф. 18:3-11; 25:31-46). Это могут быть новообращённые, которых не научили и которые спотыкаются в своей новой жизни; это могут быть верующие, чьи многие годы преданного служения не привлекли особого внимания. Иисус указывает здесь на то, что любое служение, оказанное любому из Его народа во имя Его, равнозначно служению Ему, и оно будет вознаграждено. Самая простая помощь, оказанная самому простому ученику, не останется незамеченной и будет вознаграждена Богом.

Когда один молодой деревенский парень в Англии старался изо всех сил учиться, чтобы подготовиться к служению, пожилой сапожник помогал ему, как только мог. Благочестивый старец ободрял парня духовно и помогал ему материально из тех средств, которые ему удавалось сэкономить.

Когда молодой человек наконец-то получил возможность проповедовать, сапожник сказал ему: «Я всегда хотел быть служителем Евангелия, но обстоятельства помешали осуществить это желание. Ты делаешь то, что всегда было моей мечтой и никогда не стало реальностью. Позволь мне сделать тебе даром туфли. Я хочу, чтобы ты обувал их, когда будешь проповедовать с кафедры. Так я буду чувствовать, что ты, стоя в моих туфлях, проповедуешь Евангелие, которое всегда хотел проповедовать я».
Всякий раз, когда мы становимся источником благословения для других, мы благословляемся; и всякий раз, когда другие верующие становятся источником благословения для нас, они благословляются. В Божьей величественной структуре благодати наименьший из верующих может разделить благословения величайшего, и ничьё доброе дело не останется невознаграждённым.

Жан Кальвин был изгнан из Женевы неблагодарными горожанами, которые негодовали по поводу того, что он во всей полноте проповедовал им истину Божьего Слова. В ответ на печальную новость он сказал: «Конечно, если бы я служил только человеку, это было бы жалким вознаграждением. Но моё счастье, что я служу Тому, Кто по Своему обещанию никогда не забывает вознаградить Своих рабов в полной мере».

Вся слава Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий