Характеристики ученичества – часть1

“Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего. Довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? Итак, не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу, и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц” (Мф.10:24-31)

Оставшаяся часть десятой главы посвящена изложению самого главного и самого полного учения Иисуса об ученичестве, объясняя его природу и реальные требования. Призыв Великого поручения — это призыв «научить все народы» (Матф. 28:19). Созидание учеников — главный труд тех, кто принадлежит к Церкви Христа. Это труд по приведению людей к спасительным взаимоотношениям с Иисусом Христом и по оказанию им помощи для роста в познании Христа и в преображении в Его образ. Это то, что Павел называет «совершенствованием святых на дело служения, для созидания Тела Христова» (Ефес. 4:12).

Когда Иисус призвал к Себе Двенадцать, Он подробно разъяснил, что им предстоит делать и переносить. Этим самым Он исключил равнодушных людей, которые стремились к выгодам Царства, но не к его обязательствам. Иисус избрал Себе только тех, кто готов был войти узкими вратами и идти узким путём.

В Матф. 10:24-42 Иисус излагает суть христианской преданности и посвящения. Истины, которым Он здесь учит, имеют огромное значение, потому что Он часто повторял их на протяжении всего Своего служения. Как всякий опытный учитель, Иисус понимал, насколько важно опять и опять повторять основные истины. Любая область знания имеет свои основополагающие правила, и хороший учитель постоянно возвращается к ним, чтобы закрепить их.

В качестве отступления следует отметить, что научный критицизм в значительной степени терпит поражение именно в этом вопросе. Так как некоторые библейские аналитики не признают обоснованность и важность обучения с помощью повторений, они предполагают, что авторы Евангелий собрали различные высказывания Иисуса и произвольно вставили их в повествование о Его служении. Эти критики утверждают, что именно поэтому нельзя быть уверенным в том, что Иисус на самом деле говорил в каждом отдельном случае продажа домов в самаре. Но соглашаться с мнением научной критики — значит подвергать сомнению честность авторов Евангелий, а следовательно и чистоту самого Писания.

Как всякий хороший учитель, Иисус преподавал одни и те же истины во многих форматах, в различных обстоятельствах, и по-разному их применяя.

Здесь Господь преподаёт Двенадцати основы Своего учения об ученичестве.

Используя на протяжении всего Своего служения различные речевые обороты и примеры, Он вновь и вновь будет повторять эти истины ученикам и народу.

Так как истины, содержащиеся в 10-й главе Евангелия от Матфея, настолько фундаментальны и глубоки, верующие, которые искренно следуют этим истинам, оставляют глубокий след в мире ради Иисуса Христа. Они являются людьми абсолютной преданности, абсолютного посвящения и абсолютного послушания.

Флоренс Найтингейл писала в своём дневнике: «Мне тридцать лет. В этом возрасте Христос начал Своё служение. Отныне ничего несерьёзного, ничего суетного». Спустя годы, в конце её героической жизни, отданной служению, её спросили, в чём секрет её успешного труда для Господа. Она ответила: «Я могу дать только одно объяснение: я всё отдала Богу». Это именно то, о чём говорит Иисус в этом отрывке — отдать всё Ему.

Когда известный хирург Ховард Келли окончил медицинский институт, он написал в своём дневнике: «Сегодня я посвящаю себя, своё время, свои способности, свои желания, — всё посвящаю Ему. Благословенный Господь, освяти меня, чтобы я был полезен Тебе; мне не нужен мирской успех, который не может привести меня ближе к моему Спасителю».

Джим Эллиот вскоре после окончания колледжа писал в своём дневнике:
«Боже, прошу Тебя, зажги эти бездействующие поленья моей жизни, чтобы я мог гореть для Тебя. Употреби мою жизнь, потому что она Твоя. Я хочу прожить не длинную жизнь, а полную смысла, такую, какую прожил Ты, Господь Иисус». Бог ответил на эту молитву, и в расцвете сил жизнь Джима Эллиота оборвалась от копья индейца племени аука, когда он и несколько других молодых людей проповедовали Евангелие в глухих джунглях Эквадора.

Джонатан Эдвардс, великий проповедник и богослов, которого Бог употребил для того, чтобы принести пробуждение в колониальную Америку, писал:

“Я не предъявляю права на себя, на свой разум, волю и чувства. Нет у меня и какого-либо права на это тело или его члены, на этот язык, на эти руки, ноги, уши, глаза. Я полностью отдал всего себя, ничего не оставил. Сегодня утром я общался с Богом и сказал Ему, что я полностью отдаю себя Ему; отдаю все свои способности с тем, чтобы в будущем не предъявлять на себя никаких прав. Я твёрдо пообещал Ему это, ибо по Его благодати я не потерплю неудачу. Я принимаю Его как свою судьбу и счастье, отказываясь и от малой доли собственного счастья. Его закон — постоянное правило моего послушания.
Я буду всеми силами до конца жизни бороться против мира, плоти и дьявола.
Я буду твёрдо держаться евангельской веры, какие бы опасности и трудности ни стояли на пути её исповедания и применения. Я молю Бога рассматривать это как самопосвящение ради других людей. Впредь во всех своих поступках я не должен действовать по собственной инициативе. Если я воспользуюсь хотя бы какими-то своими способностями для того, чтобы совершать поступки, в которых не прославляется Господь, или если мне не удастся сделать прославление Господа делом всей моей жизни, — значит я буду действовать от себя. Если я буду роптать при малейшем огорчении, если я буду хоть в чёмто немилосердным, если я буду мстить за себя, если сделаю что-то, чтобы угодить исключительно себе, или не сделаю чего-то, потому что нужно будет от чего-то отказаться, если я буду надеяться на себя, если приму похвалу за чтото доброе, что сделает Христос, на свой счёт, или если я каким-то образом возгоржусь, то я буду действовать по своему усмотрению, а не по Божьему. А моя цель — полностью принадлежать Ему.”

Наставления в 10-й главе были, прежде всего, предназначены для Двенадцати. И не только потому, что они были единственными, кто был с Иисусом в тот момент, но и потому, что некоторые наставления (проповедовать только Израилю, ст. 6) были временными, и потому, что некоторые из них включали в себя использование власти (исцелять, воскрешать из мёртвых и изгонять бесов, ст. 8), которая была дана только Апостолам. Однако многое в этом учении применимо к каждому ученику Иисуса Христа в любом веке.

В 24 стихе в дополнение к местоимению второго лица «вы» Иисус начинает использовать неопределённую форму третьего лица («ученик», «раб», «все», «кто-либо»). Это ясно указывает на то, что Он говорит о каждом верующем, каждом истинном ученике. Здесь Иисус учит в самом общем смысле. Фактически, Господь говорит: «Вот, о чём Я прошу каждого человека, который будет Моим учеником. Такова цена ученичества для всех, кто последует за Мной».

Так как Иисус отказался скрывать или преуменьшать цену ученичества, многие потенциальные ученики покинули Его. Когда Иисус ясно показал, что участие в Царстве и следование за Ним требует полного отождествления с Ним, — и описал это как необходимость вкушать Его плоть и пить Его кровь, — «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Иоан. 6:53-66). Когда «один книжник, подойдя, сказал Ему: „Учитель! Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл“», и Иисус ответил: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнёзда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову», — этот книжник скрылся (Матф. 8:19-20).

Когда Иисус призвал двух других людей последовать за Ним, один в оправдание сказал, что должен похоронить своего отца, подразумевая, что он должен подождать, пока отец умрёт, чтобы получить наследство. Другой захотел «проститься с домашними [своими]», имея в виду выполнение в первую очередь всех своих обязательств перед семьёй, прежде чем следовать за Иисусом. Им обоим Иисус сказал: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царства Божьего» (Лук. 9:59-62). Войти в Царство и служить в нём можно только на Божьих условиях, а не на человеческих.

Наставления Иисуса в Матф. 10:5-15 переходят в предупреждение об опасностях, которые ждут учеников (ст. 16-23), а затем следует учение об особенностях и преимуществах ученичества (ст. 24-42). Итак, сначала Иисус даёт наставления ученикам, как исполнять порученное им служение, а затем описывает реакцию мира на верное служение. А в завершение Он представляет характерные черты верного ученика, предупреждает о цене ученичества и упоминает о попечении, которое Бог обещает Своим верным ученикам.

Учение Иисуса и его изложение авторами Евангелий всегда логично и понятно. Не заметить цель и последовательность изложения Его наставлений при внимательном изучении может только человек, который подвергает сомнению интеллект или честность Иисуса и этих авторов. Иисус учил не только образованных людей, и авторы Евангелий писали не только для таковых.

Они учили и писали для простого человека, стремясь не затуманить и усложнить послание, а сделать его достаточно ясным для любого верующего. Только слепота упорного неверия может помешать человеку понять путь спасения и стезю послушания.

В оставшейся части главы (10:24-42) Иисус даёт исчерпывающее определение ученичества, в котором перечисляет шесть критериев: истинный ученик Иисуса Христа подражает Своему Наставнику; истинный ученик боится Бога, а не мира; он исповедует Господа; он оставляет семью; он следует своему призванию; он получает награду.

Ученик подражает своему наставнику

“Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего. Довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?” (Мф.10:24-25)

Сначала Иисус излагает отрицательный аспект этой истины (ст. 24), затем положительный (ст. 25а), а потом следствие (ст. 25б).

Во-первых, то, что ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего, само собой разумеется. По определению, ученик в знаниях и мудрости ниже своего учителя, а слуга по социальному и экономическому положению ниже своего господина. Также, по определению, искренний ученик учится у своего учителя, а искренний раб подчиняется своему господину.

Человеческая воля представлена в образе ученика и учителя, а Божье полновластие — в образе раба и господина. Эти два примера объединяют в себе самый главный принцип ученичества — повиновение.

С первых и до последних страниц своего Евангелия Матфей стремится показать Иисуса как божественного Царя царей, Мессию и Сына Божьего, Который пришёл искупить мир и, впоследствии, управлять им. Иисус является единственным Царём, единственным Мессией, единственным Сыном Божьим, единственным Спасителем и Господом. Во всех этих званиях Он требует полного повиновения Себе, и Он заслуживает его.

После того как Давид наконец стал царём Израиля, всё ещё оставались люди, верные семье Саула, несмотря на то, что этот царь плохо проявил себя в роли правителя. Авенир, начальник войска Саула, отказался признать Давида царём, и ему удалось временно, на два года, поставить Иевосфея, сына Саула, правителем над частью царства. Но когда Иевосфей воздвиг глупое и необоснованное обвинение против Авенира, военачальник пришёл в себя, наконец-то поняв, насколько недостойным был Иевосфей править народом, и насколько глупо было Авениру противиться Давиду, Богом избранному и помазанному на царство мужу (см. 2 Цар. 2:8–3:21).

Матфей призывает всех Авениров этого мира отказаться от своей безумной преданности ложным вождям и ложным богам и стать подчинёнными Иисуса Христа, Богом помазанного Спасителя и Господа.

Во-вторых, как продолжает указывать Иисус, само собой разумеется также и то, что цель истинного ученика — научиться у своего учителя, чтобы стать, как учитель его; а цель верного слуги — служить и стать, как господин его. Уча этой же истине в другой ситуации, Иисус сказал: «Усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» (Лук. 6:40). Единственная, первостепенная цель ученика — подражать своему учителю. Довольно для него, чтобы он был, как учитель его, не только в мудрости и по качествам, но и в поведении. Такой ученик не желает ничего большего, но и не довольствуется меньшим.

«Кто говорит, что пребывает в [Христе], — сообщает Иоанн, — тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Иоан. 2:6). Назначение ученичества ясно обозначено в Великом поручении: «Соблюдать всё, что Я повелел вам» (Матф. 28:20). Когда ученик исследует Писание и послушен ему, он становится таким, как Христос, его Учитель. Он становится тем, в ком обильно обитает Слово Божье (Кол. 3:16). Возрастать в ученичестве — значит возрастать в преображении в образ Христа, с нетерпением ожидая дня, когда «будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоан. 3:2).

Логический результат уподобления Христу состоит в том, что с нами будут обращаться так же, как с Ним. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? Иисус продолжает развивать ту же истину, но меняет образы ученика и учителя, слуги и господина на хозяина дома и домашних его. Не следует ожидать, что с домашними и слугами будут обращаться лучше, чем с хозяином дома.

Павел знал, что истинное знание Христа и силы Его воскресения подразумевает «участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его», и Апостол желал всего этого, зная, что оно неразделимо (Фил. 3:10). Истинный ученик не требует, чтобы мир принимал и любил его, когда его Господь был отвергнут и распят этим миром. Он не ждёт, что посвящённость Господу сделает его известным и уважаемым, когда его Господь испытал бесчестие и презрение.

Первоначально слово «Веельзевул» (иногда встречается как «Беел-зебуб» или «Баал-зебуб») было именем языческого хананейского божества.

Имя Баал-зебуб, вероятно, означало «повелитель мух», и позже оно было заменено на Веельзевул (повелитель жилища). Так как это было особенно презренное божество, его имя евреи длительное время использовали как эпитет сатаны.

Иисус хотел подчеркнуть, что если люди называли Его сатаной, то наверняка так же будут называть и Его учеников. Фарисеи точно так и поступили, когда обвинили Иисуса в том, что «Он изгоняет бесов силой князя бесовского» (Матф. 9:34), которого также часто называли веельзевулом (Марк. 3:22;ср. Матф. 12:24).

Иисус много раз повторял ученикам это общее предостережение. Как отмечалось раньше, в одной из Своих последних проповедей Он сказал им: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Иоан. 15:18-19; ср. ст. 20; 13:16).

Придёт день, когда каждый, преследующий учеников, на самом деле «будет думать, что он тем служит Богу» (16:2). Но в действительности те, кто противится ученикам Иисуса и преследует их, поступают так, «потому что не познали ни Отца», ни Господа Иисуса Христа (ст. 3). Как Иисус уже объяснял, Его учеников ненавидят не за то, кем они являются сами по себе, а «за имя [Его]» (Матф. 10:22).

Таким образом, призыв к ученичеству — это призыв быть подобным Христу, включая и то, что с учениками будут обращаться так же, как с Христом. Для людей, которые искренно ищут Бога, жизнь Его верных святых прекрасна и привлекательна. Часто именно качества Христа в христианах, такие как любовь, радость, мир и доброта, привлекают неверующих к Господу. Чем более мы подражаем Христу, тем более привлекательными будем становиться для тех, кого Бог призывает к Себе. И в то же самое время мы не вызовем расположения к себе у тех, кто отвергает Бога. Так как они не любят Его, то не будут любить и нас.

Ученик не боится мира 

“Итак, не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу, и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц” (Мф.10:26-31)

Истинный ученик Иисуса Христа не только подражает Своему Наставнику, но и не боится мира. Трижды в этих шести стихах Иисус говорит: «Не бойтесь». В свете того, что Он только что пообещал, Его призыв «не бояться» был весьма кстати. Иисус сказал ученикам, что посылает их как овец среди волков. Их будут судить и бичевать в еврейских судах; «поведут… к правителям и царям» за Него; их будут предавать; семьи будут отвергать их; весь мир будет ненавидеть, гнать и хулить их (ст. 16-25).

Книга Притчей предупреждает верующих, что «боязнь перед людьми ставит сеть» (29:25). Страх перед тем, что могут подумать, сказать или сделать люди, подавил много свидетельств и стал для многих помехой в их служении во имя Господа. Человеческая природа желает избежать проблем и конфликтов, особенно если они могут привести к насмешкам и лишениям. У людей нет естественного желания, чтобы о них плохо думали или с ними плохо обращались. Тем более они не хотят страдать и умирать. Христианам, которые увлеклись проповедуемой ныне идеей самосохранения, особенно трудно предъявлять греховному обществу требования и нормы Евангелия. Наша культура выработала среди евангельских верующих неприемлемую «мягкость».

Постоянный отказ от противостояния с миром является серьёзным свидетельством того, что претендующий на звание верующего вообще не принадлежит Христу. «Кто любит мир, в том нет любви Отчей, — говорит Иоанн. — Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира» (1 Иоан. 2:15-16).

Но каждый верующий, — подобно Петру, который, в то время как судили Иисуса, грелся во дворе, — время от времени находит трудным свидетельствовать о Господе из-за страха показаться глупым, отсталым, странным, наивным или навязчивым.

Так как критика, оскорбления и опасность могли стать частыми спутниками Апостолов, Иисус неоднократно призывает их не бояться (см., напр., Матф. 14:27; 28:10; Лук. 12:32; Иоан. 14:27). В этом случае Иисус привёл три причины, почему Его последователи не должны бояться: Божье оправдание, их почитание Бога и Божья оценка.

Божье оправдание 

“Итак, не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях” (Мф.10:26-27)

Во-первых, верующие никогда не должны бояться мира, потому что они знают: Бог однажды оправдает их. Слово «итак» ссылается на то, что сказал Иисус в 25 стихе. Хотя с Божьими детьми будут плохо обращаться и обвинять их в том, что они порочны и даже принадлежат дьяволу, Иисус говорит: «Не бойтесь их», то есть тех, кто доставляет горе. Союз «ибо» указывает на будущее, на обещание: в конце Бог поставит всё на свои места. Вся истина и доброта, а также вся ложь и всё зло предстанут такими, какими они есть на самом деле.

Мир весьма преуспел в обмане и в создании иллюзий. Он может привести впечатляющие и убедительные факты в пользу греха, прикрыв его добрыми на вид побуждениями, пользой и выгодой. Мир надевает самую лучшую маску на порок и самую худшую маску на праведность. Но Господь объявил, что нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Нечестие мира откроется таким, каково оно есть на самом деле, и праведность верующих также будет такой, какова она есть. Бог обещал оправдать Своих детей.

Нас должно волновать не то, что говорит сейчас мир, а то, что в последний день скажет Бог. Когда Господь придёт опять, Он «осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5). Какая у нас может быть большая причина для того, чтобы верно служить Господу и бесстрашно смотреть в лицо миру? Почему мы должны волноваться о непопулярности в этой жизни, когда знаем, что будем полностью оправданы в грядущей? Павел называет это великое предстоящее событие «откровением сынов Божьих» (Рим. 8:19) и «свободой славы детей Божьих» (8:21; ср. 1 Тим. 5:24-25).

«Никто, зажёгши свечу, не покрывает её сосудом и не ставит под кровать, — говорил Иисус, — а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет» (Лук. 8:16). Когда Бог вручает истину, которую необходимо провозгласить, задача христиан рассказать о ней, а не прятать её, — как однажды Сам Бог мгновенно и совершенным образом сделает известной каждую истину.

Принимая во внимание грядущее, прятать свет сейчас с целью избежать критики и гонений — и недобросовестно, и недальновидно.

Иронизируя, Соломон писал: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твоё радости в дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих». Но затем он добавляет: «Только знай, что за всё это Бог приведёт тебя на суд» (Еккл. 11:9). «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека» (Еккл.2:13).

Видение будущего учениками должно совпадать с видением будущего Богом. Своим вечным взором Бог уже видит конечный результат каждой жизни. Те, кто в глазах мира выглядит как победитель, окажутся проигравшими, а те, кто кажется проигравшим, будут победителями.

В христианстве не должно быть секретов. То, что Господь открыл для нас, по сути, в темноте, мы должны говорить при свете; и что было сказано нам на ухо, мы должны проповедовать на кровлях.

Всевозможные общества и ложи, проводящие тайные обряды и церемонии, не имеют ничего общего с делом Царства Христа, как бы они ни защищали свои религиозные цели и нормы. Все духовные и нравственные истины, которые необходимо знать человеку и которые он может знать, Бог уже полностью открыл; и Он желает, чтобы эти истины не скрывались, а провозглашались. Христиане являются не элитными защитниками придуманных человеком тайн, а смелыми глашатаями Богом данной истины. Секретность не имеет ничего общего с Евангелием.

Когда последователи Христа изучают Слово Божье, размышляют о нём и молятся наедине и вместе с собратьями-верующими, Бог открывает им Свою истину. И то, что дети Божьи познают в этой, образно говоря, темноте, сокрытой от мира, они затем должны говорить при свете, открыто провозглашая истину миру. То, что мы слышим на ухо, мы должны затем проповедовать на кровлях.

В новозаветные времена еврейские раввины часто учили своих учеников произносить речь, стоя рядом с ними и шепча им на ухо. Ученик должен был повторить громко то, что услышал сам. То, что Господь «прошептал нам на ухо» через Своё Слово, мы должны, ничего не утаивая, громко сказать миру.

То, о чём Господь известил нас, мы должны сделать известным для других.

В дни Иисуса человека, кричащего с кровли, можно было услышать с большого расстояния. Так делались официальные и личные объявления, чтобы их могло услышать как можно большее число людей. Талмуд предписывал раввинам трубить в трубы с крыш для того, чтобы возвестить о начале религиозных праздников. В наши дни отголоском этого обычая является объявление о времени мусульманской молитвы с минарета.

Провозглашение Божьей истины включает в себя обучение так называемым «резким» заявлениям Писания. Но мы, когда хотим повлиять на коголибо, должны проявлять не агрессивность, а корректность в своём подходе и отношении. Понятно, что, когда мы учим Божьему откровению во всей его полноте, это всегда будет оскорблением для мира, потому что миру будет предъявлено обвинение. Падший человек не любит, когда ему говорят, что он падший; грешнику не нравится смотреть в лицо реальности, что он грешник; бунтарь не любит, когда ему говорят, что он враг Бога. Однако это те истины, которые Иисус и Апостолы никогда не отказывались провозглашать; и поскольку они смело учили этим истинам, мир отвергал и преследовал их.

Мир не возражает против «положительного» Евангелия, говорящего только о том, что Бог предлагает мир, радость, благословение. Эти истины неверующего человека не оскорбляют. Но он ужасно обижается, когда ему говорят, что он грешник, осуждённый Богом и обречённый на вечное пребывание в аду.

Текст Иоан. 3:16-17 часто проповедуют лишь частично. То, что Бог любит мир, что Он послал Своего Сына спасти мир, а не судить, и спасает каждого, кто верит в Сына, — это ещё не вся истина, содержащаяся в этом отрывке.

В 16 стихе подразумевается, а в 18 стихе ясно выражается истина о том, что без такой веры человек погибнет, потому что «неверующий уже осуждён, так как не уверовал во имя единородного Сына Божьего».

Почитание Бога 

“И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу, и тело погубить в геенне” (Мф.10:28)

Вторая фраза «не бойтесь» имеет в виду убивающих тело. Зло, которое они совершают, лишь временно. Мы же должны бояться более Того, Кто может и душу, и тело погубить в геенне. Слово «бойтесь» употребляется здесь в двух значениях. Первое связано с испугом и страхом, а второе — с благоговением и почитанием.

Возможно, за провозглашение Божьей истины при свете и с кровель придётся заплатить цену. Когда Павел решил идти в Иерусалим, несмотря на многие предупреждения его друзей, «пришёл из Иудеи некто пророк по имени Агав, и, войдя к нам, — пишет Лука, — взял пояс Павла и, связав себе руки и ноги, сказал: „Так говорит Дух Святой: ‘Мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки язычников’“» (Деян.21:10-11). Когда друзья Павла, услышав об этом, начали плакать, Павел сказал: «Что вы делаете? Что плачете и сокрушаете сердце моё? Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» (ст. 13). Павел не боялся убивающих тело. Он раньше уже говорил: «Не дорожу своей жизнью» (Деян. 20:24).

Однако люди, и даже сам сатана, души не могут убить. Физическая смерть — это самое большее зло, которое они могут нам причинить; но они ничего не могут сделать с душой, вечной личностью. Даже те тела, которые они убьют, однажды воскреснут и станут нетленными (1 Кор. 15:42).

Необходимо понимать, что слово «убить» здесь не означает уничтожения.

Погибшие грешники не перестанут существовать, но в своих воскресших телах «пойдут… в муку вечную», а спасённые праведники в своих воскресших телах пойдут «в жизнь вечную» (Матф. 25:46). Слово, переведённое здесь как «убить» (апполуми), означает не уничтожение, а великий урон или крушение. Павел использует то же слово во 2 Фес. 1:9, где говорит о «вечной погибели» — эта фраза не имела бы смысла, если бы «погибель» означала уничтожение, которое по определению не может быть вечным. То, что уничтожается, перестаёт существовать.

Иисус указывает здесь, что верующим следует бояться только Того, Кто может и душу, и тело погубить в геенне; только Бог может это сделать.

В последние дни сатана сам будет ввергнут в ад, который является владением Господа, а не сатаны.

Но бояться нужно не в страхе и ужасе, а в благоговении и почитании. Это не значит, что верующий находится в опасности и что его душа и тело могут быть ввергнуты в ад, ведь его вечный удел — небеса. Способность Бога и душу, и тело погубить в геенне упоминается здесь для того, чтобы противопоставить Его неограниченную и постоянную власть ограниченной и временной власти сатаны. Только Бог может определять судьбу души и тела.

Благоговение перед Богом в Его полновластном величии — это могущественная движущая сила, побуждающая христиан служить Ему, не боясь никаких земных, физических последствий, которые могут быть результатом их служения. В сравнении с силой Божьих обещаний сила человеческих угроз кажется весьма ничтожной.

Когда Хью Латимер проповедовал однажды в присутствии короля Генриха VIII, он сказал себе: «Латимер! Латимер! Помни, что здесь король; будь осторожен в том, что ты говоришь». Затем он сказал про себя: «Латимер! Латимер! Помни, что здесь Царь царей; будь осторожен, как бы не умолчать о том, что следует сказать». За такую неотступную верность Латимер был впоследствии сожжён на костре. Но он больше боялся огорчить Бога, чем вызвать раздражение людей.

За почти три столетия ужасных гонений десять поколений христиан вырыли около тысячи километров катакомб под Римом и вокруг него. Археологи полагают, что там было похоронено в общем четыре миллиона тел.

Обычной надписью, находимой в катакомбах, был знак рыбы. Слово «рыба» (ихтус) в греческом языке использовалось как акростих для фразы «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель». Другая распространённая надпись гласила: «Слова Божьего не остановить». На протяжении самого длительного периода гонений в истории Церкви эти верующие почитали Бога больше, чем боялись человека.

С того времени многие миллионы верующих отдали свою жизнь за дело Христа. Возможно, 50 миллионов верующих были замучены в период Средневековья, и ещё миллионы были замучены в наше время, в основном коммунистическими режимами в Европе, Азии и Африке. На памятнике Лорду Лоренсу в Вестминстерском аббатстве высечены слова: «Они так мало боялись человека, потому что сильно боялись Бога». Во многих странах государственные религии запрещают христианам благовествовать и проводить миссионерскую работу, серьёзно ограничивают поклонение тех, кто уже стал христианином.

Однако верный ученик ценит свою душу безмерно больше, чем тело. Он с радостью пожертвует тем, что всего лишь материально и подвержено разложению, ради того, что духовно и нетленно. Джим Эллиот, о котором упоминалось ранее в этой главе, писал: «Разумно отказаться от того, что нельзя сохранить, чтобы приобрести то, что нельзя потерять».

Предостережение Иисуса в 28 стихе, возможно, было специально адресовано Иуде как напоминание, что Бог, Которого он отверг, мог и душу, и тело погубить в геенне. Кроме того, это звучит как постоянное предупреждение неверующим Иудам всех времён.

 

 

Божья оценка 

“Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц” (Мф.10:29-31)

Иисус заверяет Двенадцать и каждого человека, который когда-либо уверует в Него, что все они дороги их Небесному Отцу. Господь по-особому любит и лелеет тех, кто принадлежит Ему. Он не позволит, чтобы им постоянно причиняли зло.

Ассарион (ассарий) был самой малой монетой, находящейся в обращении в дни Иисуса. Он составлял одну шестнадцатую часть динария, среднего дневного заработка неквалифицированного работника. На один такой ассарий можно было купить двух малых птиц (букв. воробьёв), которых было так же много в новозаветные времена, как и сегодня. Жареных воробьёв часто подавали как дешёвую еду, типа закуски, которую можно было есть руками.

Однако «ни один из этих воробьёв не упадёт на землю без воли Отца вашего», — говорит Иисус. Эта самая незначительная из малых птиц не может даже упасть без того, чтобы Бог не знал об этом. В греческом языке слово «упадёт» иногда переводится как «прыгать» — в этом случае маленький воробей не может даже подпрыгнуть на земле без того, чтобы Бог не знал об этом!

Бог знает нас настолько хорошо и относится к нам настолько участливо, что у нас и волосы на голове все сочтены. Говорят, что среднее число волос на голове человека составляет примерно 140 тысяч. Это значит, что у некоторых людей их может быть гораздо больше. Бог, Который знает всё о каждом человеке, поясняет это всеведение с помощью земного и духовно незначительного примера о количестве волос на голове человека. Если Он обращает внимание на такие вещи, насколько же больше Его волнуют духовные вопросы, которые имеют гораздо большее значение!

Затем Иисус в третий раз увещает не бояться (ср. ст. 26, 28) и объясняет, почему: мы лучше многих малых птиц. В этом утверждении явно показывается, насколько дороги для Бога Его дети. В похожем обещании Иисус сказал: «Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, тем более вас, маловеры!» (Матф. 6:30). Зачем же нам тревожиться или бояться, зная о такой заботе и защите нашего Небесного Отца?

Из самых лучших атлетов Римской империи Нерон отобрал группу, названную «Императорские борцы». У них был девиз: «Мы, борцы, боремся за тебя, о император, чтобы обрести для тебя победу и получить от тебя венец победителя». Борцы были также воинами, и их часто посылали выполнять особо важные военные операции. Находясь с миссией в Галлии (современной Франции), многие из них обратились к Христу. Услышав эту новость, Нерон приказал их военачальнику Веспасиану казнить всех, кто не отречётся от Христа и не поклянётся не только в военной, но и в религиозной верности императору. Приказ императора был получен глубокой зимой, когда борцы стояли лагерем на берегу замёрзшего озера. Когда Веспасиан собрал воинов и спросил, кто из них христианин, сорок человек сделали шаг вперёд. Желая не потерять этих прекрасных воинов, многие из которых были его друзьями, Веспасиан дал им время обдумать своё решение до конца следующего дня. Но в назначенный час все они отказались отречься от Христа. Чтобы они не погибли от рук своих товарищей, военачальник приказал этим сорока человекам раздеться и выйти на лёд. Всю ночь воины на берегу слышали, как сорок приговорённых людей пели, торжествуя: «Сорок борцов борются за Тебя, о Христос, чтобы обрести для Тебя победу и получить от Тебя венец победителя». С приближением утра пение становилось всё слабее, а на рассвете один человек покинул группу и приблизился к костру. Он признался, что его вера недостаточно сильна, чтобы принять смерть. Когда Веспасиан услышал, как слабые голоса поют: «Тридцать девять борцов борются за Тебя, о Христос», он был так тронут, что сбросил с себя доспехи и одежду и вышел, чтобы присоединиться к остальным, произнося при этом: «Сорок борцов борются за Тебя, о Христос, чтобы обрести для Тебя победу и получить от Тебя венец победителя».

Вся слава Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий