Высшее исповедание


“Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Они сказали: «Одни — за Иоанна Крестителя, другие — за Илию, а иные — за Иеремию или за одного из пророков». Он говорит им: «А вы за кого почитаете Меня?» Симон же Пётр, отвечая, сказал: «Ты Христос, Сын Бога живого». Тогда Иисус сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионы, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах»” (Мф.16:13-17)

Этот отрывок является кульминацией обучения учеников Иисусом. В сущности, это был выпускной экзамен для Апостолов, состоящий из одного вопроса, основного вопроса, с которым должен столкнуться каждый человек: кто такой Иисус Христос? Ответ человека на этот вопрос имеет исключительно важное значение, потому что от этого зависит его вечный удел. Это вопрос, которого не избежит ни один человек. Каждая душа окажется, так сказать, на перекрёстке вечности и будет вынуждена ответить на него.

Около двух с половиной лет Иисус приближался к этому моменту — снова и снова излагая, подтверждая, демонстрируя и развивая истину о том, Кто Он, чтобы окончательно утвердить её в умах и сердцах Двенадцати.

На протяжении нескольких месяцев до этого Господь намеренно избегал встреч с народом и иудейскими вождями. Его единичные встречи с людьми были кратки и мимолётны. Заблуждающийся народ хотел сделать Иисуса своим политическим освободителем от военного порабощения Римом и капризных амбиций Ирода. Книжники, фарисеи и саддукеи, большей частью, были глубоко убеждены, что Он представляет угрозу их религиозной системе, и были полны решимости избавиться от Него, вплоть до убийства.

По мере того как Иисус проводил всё больше и больше времени с Двенадцатью, Он всё чаще на длительный срок уходил на языческую территорию.

Он удалялся на окраины Палестины, чтобы избавиться от переменчивой в своих настроениях толпы, а также от возрастающей враждебности иудейских религиозных вождей.

Местонахождение 

“Придя же в страны Кесарии Филипповой” (Мф.16:13а) 

Город Кесария Филиппова первоначально назывался Панеас. Он был назван в честь греческого бога Пана, который, согласно греческой мифологии, родился в пещере неподалёку. Кесарь Август отдал эти земли Ироду Великому, который построил в Панеасе храм в честь императора. Сын Ирода, Филипп четвертовластник, унаследовал эти земли, значительно расширил город и переименовал его в честь Кесаря. А в честь себя, — и чтобы отличать эту Кесарию от той, которая находилась на побережье Средиземного моря, к западу от Иерусалима, — он добавил имя Филиппова.

Кесария Филиппова находилась в сорока километрах к северо-востоку от Галилейского моря и в шестидесяти километрах к юго-западу от Дамаска, на живописном плоскогорье у истока реки Иордан. В нескольких километрах к северу, на высоте около трёх тысяч метров над уровнем моря, возвышалась покрытая снегом гора Ермон. В ясные дни эту величественную гору можно легко увидеть из некоторых городов севера Галилеи, таких как Капернаум, Кана и Назарет.

Кесария Филиппова находилась всего в нескольких километрах от древнего еврейского города Дана, который на протяжении веков считался самой северной границей Земли Обетованной. Самой южной — была Вирсавия (см. Суд. 20:1; 1 Пар. 21:2). Поскольку это северное поселение было самым отдалённым, оно в большей степени могло подвергаться языческому влиянию.

Там Иисус и ученики могли отдохнуть от жаркого климата галилейских долин, давления со стороны еврейских вождей и угроз Ирода Антипы.

Из Лук. 9:18 мы узнаём, что Иисус задал Свой самый важный вопрос ученикам после того, как провёл время наедине в молитве. А в Марк. 8:27 читаем, что они ещё не достигли Кесарии Филипповой, а проходили через селения на окраине города. В этом месте пересечения язычества и иудаизма Иисус уделил время личному общению со Своим Небесным Отцом и задал Своим ученикам вопрос, ответить на который однажды должен каждый человек и каждая религия.

Экзамен 

“Иисус спрашивал учеников Своих: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Они сказали: «Одни — за Иоанна Крестителя, другие — за Илию, а иные — за Иеремию или за одного из пророков». Он говорит им: «А вы за кого почитаете Меня?»” (Мф.16:13б-15) 

Иисус чаще всего называл Себя Сыном Человеческим. Он использовал это имя около восьмидесяти раз в Новом Завете. Евреи хорошо понимали и признавали, что это титул Мессии (см. Дан. 7:13); но так как в имени подчёркивалось, что Он — Человек, многие предпочитали не использовать его. Нет сомнений в том, что Иисус предпочитал называть Себя так по одной причине: чтобы подчеркнуть то унижение и подчинение, которые будут сопровождать Его Первое пришествие и Его дело искупления, когда Он станет заместительной жертвой за грех.

Самое важное служение Иисуса в этом мире заключалось в том, чтобы явить Себя, чтобы научить людей и показать им, Кто Он. Поэтому Иисус начал Свой экзамен, спрашивая учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Люди, о которых говорит здесь Иисус, — это евреи, Божий избранный народ, к которому первоначально и был послан Мессия (Рим. 1:16; ср. Иоан. 4:22).

Это не значит, что Иисус не знал, что люди говорят о Нём. Но Он хотел, чтобы Двенадцать задумались об этих расхожих представлениях. Его не интересовали мнения неверующих и лицемерных книжников и фарисеев, некоторые из которых даже обвиняли Его в том, что Он связан с сатаной (Матф. 10:25; 12:24). Иисус, скорее, спрашивал, что думали о Нём те, кто при всех своих сомнениях и колебаниях воспринимал Его положительно и кто видел в Нём Личность более значительную, чем просто религиозного вождя. После того как они услышали Его учение и стали свидетелями Его чудес, каково же их окончательное мнение об Иисусе, Сыне Человеческом?

«Одни почитают за Иоанна Крестителя», — ответили ученики. Вероятно, следуя предположению перепуганного Ирода четвертовластника (Матф. 14:1-2), некоторые евреи считали, что Иисус был перевоплощённым Иоанном Крестителем, который воскрес, чтобы продолжить своё служение, провозглашая приход Мессии. Эти люди, как и Ирод, признавали, что чудесную силу Иисуса с человеческой точки зрения объяснить нельзя.

Другие верили, что Иисус был перевоплощённым Илией, которого большинство евреев считало величайшим ветхозаветным пророком и которого Господь должен вновь прислать «перед наступлением дня Господнего, великого и страшного» (Мал. 4:5). Когда современные евреи празднуют Пасху, они оставляют за столом свободный стул для Илии, в надежде на то, что он однажды придёт, чтобы возвестить о приходе Мессии.

А иные говорили, что Иисус был Иеремией, ещё одним из самых почитаемых пророков. В апокрифической 2-й книге Маккавейской (2:4-8) говорится, что Иеремия взял ковчег завета и жертвенник кадильный из храма и спрятал их на горе Нево, чтобы сохранить от осквернения и разрушения вавилонянами. Некоторые евреи думали, что прежде чем придёт Мессия с целью установить Своё Царство, на землю вернётся Иеремия и установит ковчег и жертвенник в надлежащем месте в храме. В этой же апокрифической книге описан седобородый Иеремия, вручающий золотой меч великому еврейскому герою Иуде Маккавею, чтобы тот использовал его для изгнания греков (15:12-16).
Некоторые люди, вероятно, видели в Иисусе что-то от личности и проповеди Иоанна Крестителя. Некоторые видели в Нём пламенность и силу Илии, а другие — плач и печаль Иеремии. Однако во всех этих сравнениях Иисус воспринимался ими лишь как предтеча Мессии, вернувшийся к жизни с помощью чудесных, Богом данных сил.

Остальные люди, которые признавали уникальность личности Иисуса, не строили никаких предположений о Нём, а просто почитали Его за одного из пророков, который воскрес (см. Лук. 9:19).
Во всех этих случаях люди считали, что Иисус — предтеча Мессии, а не Сам Мессия. Они не могли отрицать Его сверхъестественную силу, но не принимали Его как Мессию и Спасителя. Они так близко соприкасались с Божьей Истиной, но не узнали и не приняли её.

Со дней Иисуса очень многие в мире точно так же благосклонно высказываются о Нём, но не признают Его Богом и Господом. Пилат сказал: «Я не нахожу никакой вины в этом Человеке» (Лук. 23:4). Наполеон заявил: «Я знаю людей, но Иисус был не просто Человеком». Дидро называл Иисуса «непревзойдённым»; Штраус, немецкий рационалист, — «высшим образцом религии»; Джон Стюарт Милл — «путеводителем человечества»; французский атеист Ренан — «величайшим среди сынов человеческих»; Теодор Паркер — «юношей с Богом в сердце»; а Роберт Оуэнс — «безупречным».

Некоторые в наши дни называют Его Суперзвездой. Но ни один из этих титулов и описаний не даёт полного представления об Иисусе — Мессии, Боге в человеческой плоти.

После того как ученики рассказали, что говорят об Иисусе люди, Он спросил: «А вы за кого почитаете Меня?» Двенадцать учеников знали, что большинство представлений людей об Иисусе были неполными. Теперь они должны были ответить за себя.

Исповедание 

“Симон же Пётр, отвечая, сказал: «Ты Христос, Сын Бога живого»” (Мф.16:16)

Как обычно (см., напр., Матф. 15:15; 19:27; Иоан. 6:68), Симон Пётр был выразителем мнений, «регентом апостольского хора», как назвал его Иоанн Златоуст. Его комментарии, как всегда, были краткими, выразительными и не вызывающими сомнения: «Ты Христос, Сын Бога живого». Христос — это греческое слово, соответствующее древнееврейскому слову, переводимому как Мессия, то есть предсказанный Богом, долгожданный Освободитель Израиля, высочайший «Помазанник», грядущий Первосвященник, Царь, Пророк и Спаситель. Пётр без колебаний заявил, что Иисус есть Мессия, тогда как многие евреи считали Его лишь предтечей Мессии.

Во время первой встречи с Иисусом Андрей восторженно объявил Его Мессией, а Нафанаил назвал Его «Сыном Божьим… Царём Израиля» (Иоан.1:41, 49). Ученики знали о свидетельстве Иоанна Крестителя, что Иисус «есть Сын Божий» (Иоан. 1:34). И чем дольше они находились с Ним, тем больше получали доказательств Его божественной природы, силы и власти.

Однако, как и их собратья-евреи, они были научены ожидать МессиюЗавоевателя, Мессию-Царя, Который освободит Божий народ от врагов и навеки установит Своё справедливое Царство на земле. И когда Иисус отказался использовать Свою чудесную силу для собственной выгоды или для того, чтобы противостать римским поработителям, ученики начали задаваться вопросом, не ошиблись ли они в Иисусе. То, что Он был смиренным, кротким, больше напоминая слугу, полностью противоречило их предвзятым представлениям о Мессии. Они не могли представить, что Мессию будут безнаказанно поднимать на смех, не говоря уже о том, что Его будут преследовать и, в конце концов, казнят. Когда Иисус говорил о том, что Ему надлежит уйти, а затем вернуться, Фома, несомненно, выразил испуг всех учеников, когда сказал: «Господи! Не знаем, куда идёшь. И как можем знать путь?» (Иоан. 14:5).

Такое же замешательство заставило и Иоанна Крестителя усомниться в своём прежнем убеждении, что Иисус является Мессией. «Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: „Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?“» (Матф. 11:2-3). Чудеса Иисуса были ясным доказательством Его мессианства, но то, что Он не использовал эту силу для свержения Рима и установления Своего земного Царства, вызывало сомнение в Его мессианстве даже у благочестивого, исполненного Духом Иоанна.

Двенадцать учеников, как и Иоанн Креститель, колебались между моментами великой веры и мучительных сомнений. Они могли воскликнуть с глубокой убеждённостью: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь слова вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» (Иоан.6:68-69). Но они могли также проявить удивительное отсутствие веры и проницательности, даже после того как стали свидетелями сотен исцелений и поразительных проявлений сверхъестественной силы (см. Матф. 8:26;14:31; 16:8). Иногда они были сильны в вере, а иногда — слабы. Иисус часто говорил о них как о «маловерах».

Теперь, наконец, истина о божественности и мессианстве Иисуса утвердилась в их умах безо всяких сомнений. Временами они всё ещё проявляли слабость и смущение по поводу того, что говорил и делал Иисус, но они больше не сомневались в Нём. Конечно же, Он был Христос, Сын живого Бога.

Божий Дух запечатлел эту истину в их сердцах навсегда.

Потребовалось два с половиной года, чтобы они пришли к этому исповеданию вопреки противостоянию и ненависти еврейских религиозных вождей, вопреки растущему непостоянству и отвержению людей и вопреки их собственному смущению по поводу того, для чего пришёл Мессия и что Он должен сделать. Но теперь безо всяких сомнений они знали, что Иисус — исполнитель всех их надежд, источник их спасения, ожидание всех народов.

От имени всех Апостолов Пётр исповедал Иисуса не только как Мессию, Христа, но и как и Сына живого Бога. Сын Человеческий (ст. 13) был также и Сыном Бога, Творцом Вселенной и всего, что в ней. Он был истинным и подлинным Богом, а не мифическим вымыслом, таким, как греческий бог Пан, или смертным «божеством», таким, как кесарь, — оба из которых имели места для поклонения в

Кесарии Филипповой. Господь учеников был Сыном живого Бога.

Как свидетельствует многое из того, что говорили и делали двенадцать учеников позже, в это время у них не было полного понимания Троицы или всей природы и дела Христа. Но они знали, что Иисус был поистине Христом и что Он был поистине божественным Сыном живого Бога. Слово «Сын» отражает идею единства по существу, потому что сын и отец имеют одну природу. Таким же образом Иисус Христос имел одну природу с Богом Отцом (ср. Иоан. 5:17-18; 10:30-33).

Следствие 

“Тогда Иисус сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионы»” (Мф.16:17а) 

Те, кто истинно исповедует, что Иисус есть Бог, то есть исповедует Его Господом и Спасителем (1 Иоан. 4:14-15), блаженны божественно и навечно.

Они благословенны, потому что Бог благословил их «во Христе всяким духовным благословением в небесах… избрал [их] в Нём прежде создания мира, чтобы [они] были святы и непорочны перед Ним», и «в любви [предопределил] усыновить [их] Себе через Иисуса Христа» (Ефес. 1:3-5). Бог открывает все Свои сверхъестественные источники для тех, кто приходит к Нему с верой в Его Сына, потому что через Него они становятся Божьими детьми.

Подчёркивая несовершенство Петра, Иисус называет его прежним именем Симон, сын Ионы, то есть так, как его называли в семье.

Источник 

“потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах” (Мф.16:17б) 

Ни поразительность учения, ни чудеса Иисуса не могли окончательно убедить учеников в Его мессианстве и божественности. Этих явлений было недостаточно, чтобы убедить двенадцать учеников, как их не было также достаточно и для того, чтобы убедить тысячи других людей, которые слышали те же истины и были свидетелями тех же чудес, но не приняли их и не последовали за Тем, Кто учил этим истинам и совершал эти чудеса. Человек со своими способностями, выраженными здесь фразой «плоть и кровь», не может понять дел Божьих (ср. 1 Кор. 2:14). Сам Отец должен открыть их и подтолкнуть человеческий разум к пониманию Его Сына.

В Евангелиях ясно видно, что Отец открывал Сына в основном через Самого Сына. Нет информации или намёка на то, что какое-либо божественное откровение было дано Двенадцати не через Иисуса, а каким-то другим образом. Когда свет учения Иисуса и значение Его чудесной силы стали проясняться для них, Дух открыл их умы, чтобы они увидели Его как Мессию, Сына живого Бога.

Иисус сделал много поразительных заявлений о Себе. Он объявил, что пришёл для того, чтобы исполнить закон и пророков (Матф. 5:17), и что в последние дни многие люди обратятся к Нему как к Господу (7:22). Он сказал: «Я есмь хлеб живой, сошедший с небес; ядущий хлеб этот будет жить вовек» (Иоан. 6:51), и «Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся» (10:9;ср. 14:6).

Иисус также совершал поразительные чудеса. Он превратил обыкновенную воду в высококачественное вино (Иоан. 2:6-11), исцелил множество людей от самых разных болезней (см., напр., Матф. 4:24; 8:16; 9:35) и даже с помощью слова укротил страшную бурю (Матф. 8:26).

Однако, вероятно, величайшим свидетельством мессианства Иисуса было Его заявление, что Он — Господин субботы (Матф. 12:8), заявление, которое евреями тех дней могло быть истолковано лишь как притязание на божественность. Суббота, основное значение которой — «покой» или «перерыв», была центром еврейской жизни. Не только неделя, но весь календарь их праздников и святых дней был построен на понятии субботы. Седьмой день недели (Исх. 20:11) и любое другое соблюдение субботы было временем отдыха и поклонения. В книге Левит упоминается девять основанных на субботе праздников: еженедельный субботний отдых (Лев. 23:3); Пасха (ст. 4-8); праздник первых плодов (ст. 9-14); праздник Пятидесятницы (ст. 15-22); праздник труб (ст. 23-25); день очищения, Йом-Киппур (ст. 26-32); праздник кущей (ст. 33-44); субботний год (25:2-7) и юбилейный год (ст. 8-55), когда в каждый пятидесятый год всех рабов освобождали, а все земли возвращали их исконным владельцам.

Все эти соблюдения субботы были прообразами окончательного, вечного покоя детей Божьих, времени, когда Мессия придёт на Землю, чтобы освободить Свой народ и установить Своё божественное Царство. Каждый раз, когда еврей праздновал субботу, он вспоминал, что однажды он и его собратья-евреи будут освобождены от всякого рабства — будь-то рабство политического угнетения, рабство постоянных жертвоприношений или рабство труда, чтобы заработать на жизнь. Вся система суббот указывала на истинный, совершенный и вечный покой, который принесёт Своему народу Мессия.

Заявление Иисуса, что Он исполнил пророчество Ис. 61:1-2, как и Его заявление в синагоге в Назарете (Лук. 4:18-21), ясно говорило о Его притязании на мессианство. Назвав Себя источником покоя (Матф. 11:28), Он тем самым показал, что является источником святости. А объявив Себя Господином субботы (Матф. 12:8), Он тем самым объявил Себя Господом над всем.

Так как Иисус Сам является Божьим совершенным субботним покоем и источником истинной святости, у верующих больше нет причин для того, чтобы праздновать седьмой день недели или любой другой особый день.

«А входим в покой мы, уверовавшие, так как Он сказал… Поэтому для народа Божьего ещё остаётся субботство. Ибо, кто вошёл в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр. 4:3, 9-10). «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питьё, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу, — пишет Павел. — Это есть тень будущего, а тело — во Христе» (Кол. 2:16-17).

Заповедь соблюдать субботу — единственная из Десяти, исполнения которой Новый Завет не требует от христиан. По Своей благодати Иисус Христос даёт каждому верующему в Него юбилейное освобождение — совершенное, окончательное и вечное. Потому христианин нарушает субботу не тогда, когда работает в день Господень, а когда упорствует в самоправедных делах с дерзкой надеждой на то, что может что-то прибавить к тому, что Спаситель уже совершил.

«Всё предано Мне Отцом Моим, — объяснял Иисус, — и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Матф. 11:27).

Когда люди сегодня, подобно ученикам, исповедуют Иисуса Христа Господом и Спасителем и имеют общение с Ним через Его Слово, Дух Святой открывает их умы и сердца, и они всё более и более могут познавать Его истину и силу. «Вера — от слышания, а слышание — от Слова Божьего» (Рим.10:17). По мере того как мы взираем на Его славу, мы преображаемся в Его образ (см. Рим. 8:29; 1 Кор. 15:49; Кол. 3:10).

Вся слава Христу

Керамогранит «Дайсен» – одна из лучших коллекций керамического гранита от производителя Kerama Marazzi производства России. Основными преимуществами данной коллекции является прочность материала, одновременно комбинирующаяся с изысканностью. Дизайн коллекции «Дайсен» выполнен в почти моноколорной гамме. В коллекции преобладают цвета, имитирующие натуральный камень: коричный, бежевый, антрацит, серый, черный. Комбинируя плитки с мозаичным бордюром, вы можете придать вашему помещению, как классический вид, так и выполнить дизайн в стиле «модерн». Плитка Дайсен оптом поставляется, как для жилых помещений, так и для торговых центров и офисов.


Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий