Вход в Царство

“Ещё подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нём идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то. Ещё подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её” (Мф.13:44-46)

В первых четырёх из восьми притч о Царстве в Матф. 13 Иисус говорит о разной реакции людей на весть о Божьем Царстве, о его сосуществовании с царством сатаны на данном этапе и о его власти и влиянии в мире.

Основной вопрос, который возникал в умах слушателей Иисуса, заключался в следующем: «Как войти в это Царство и стать его частью?» «Может быть, люди просто рождаются в нём, как любой человек, родившись в какойто стране, становится её гражданином? — задавались они вопросом. — Или это похоже на то, как быть евреем? Являемся ли мы, будучи евреями, гражданами этого Царства автоматически, поскольку мы — потомки Авраама, или мы должны ещё что-то сделать?» В этой третьей паре притч Господь учит, как получить спасение и таким образом стать гражданином Божьего Царства и членом Его семьи.

Притча о спрятанном сокровище

“Ещё подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нём идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то” (Мф.13:44)

Как и в других притчах, Иисус говорит, исходя из опыта или ситуации, знакомой Его слушателям. Мало кто в своей жизни находил, если вообще кто-либо находил, такое сокровище; но прятать ценности в земле было обычным делом. Так как в то время не было банков и других общественных сокровищниц, большинство людей хранило свои ценности в земле http://posredniki.info/zarmark/. Когда им нужны были деньги или они решали продать или обменять какое-то ювелирное изделие, они шли ночью на это место, откапывали кувшин или сундучок, брали, что было необходимо, а остальное снова закапывали.

Так как Палестина на протяжении веков была полем сражений, семьи часто прятали продовольствие, одежду и предметы домашнего обихода в земле, чтобы сохранить их от грабежей во время вражеского нашествия. Известный еврейский историк Иосиф Флавий писал: « Чтобы пережить ужасы войны, евреи закапывали золото, серебро и другие ценные вещи, которые они имели».

С годами земля Палестины превратилась в настоящую сокровищницу. Когда владелец спрятанного сокровища умирал или его насильственно изгоняли с родной земли, — иногда уводя в чужую страну, такую как Ассирия или Вавилон, — сокровище терялось навсегда, если его кто-то случайно не обнаруживал, что и случалось время от времени.

Несомненно, такова была участь и этого сокровища, скрытого на поле, которое, найдя, человек утаил. Этот человек мог споткнуться о какой-то предмет спрятанного сокровища или заметить что-то, торчащее из земли, когда случайно проходил по полю. Или он мог быть наёмным работником, который наткнулся на него, когда пахал или обрабатывал землю. В любом случае, поле ему не принадлежало, потому что он от радости о нём идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то.

Многих христиан смущает эта история. Они считают, что Иисус привёл не совсем этичный пример, чтобы проиллюстрировать духовную истину. По их мнению, этот человек должен был рассказать владельцу поля о сокровище, которое по праву принадлежало ему.

Суть притчи заключается не в этичности или неэтичности поступка этого человека, а в его готовности пожертвовать всем, что он имел, чтобы приобрести сокровище. Его поступок не был неэтичным или нечестным.

Во-первых, очевидно, что сокровище не было спрятано нынешним хозяином поля. Иначе он извлёк бы его перед тем, как продать поле. Человек, который купил поле, точно знал, что владелец поля не был осведомлён о сокровище, иначе он не стал бы покупать поле без сокровища.

Во-вторых, раввинский закон гласил, что, «если человек найдёт рассыпанные плоды или деньги, они принадлежат нашедшему». Если человек находил деньги или другие ценности, которые были явно потеряны и чей хозяин не был известен, нашедший имел право присвоить найденное.

В-третьих, этот человек был честным человеком, иначе он просто забрал бы сокровище, даже не думая о покупке поля. Но он не использовал и части сокровища, чтобы купить это поле; напротив, он продаёт всё, что имеет, и покупает поле то.

Притча о драгоценной жемчужине 

“Ещё подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её” (Мф.13:45-46)

Эмпорос (купец) был оптовым торговцем, чей бизнес заключался в том, чтобы покупать и перепродавать товар для получения прибыли. Такой купец путешествовал по стране, а может быть и по другим странам, в поисках товара, который он мог бы купить и затем перепродать. Этот купец занимался тем, что искал хорошие жемчужины. Он, видимо, регулярно посещал различные прибрежные территории, где добывали жемчуг, и торговался с ныряльщиками или с их работодателями. Добывание жемчуга было крайне рискованным занятием, многие ныряльщики погибали или теряли своё здоровье, добывая устриц, в створках которых были красивые жемчужины. Это обстоятельство, в дополнение к тому, что они были редки и красивы, делало жемчужины очень дорогостоящими.

Жемчуг в древнем мире ценился больше драгоценных камней. Он часто был предметом капиталовложений, как алмазы в наши дни. Жемчужины составляли большое богатство, не требовавшее много места: их можно было легко спрятать в кармане одежды во время путешествия или закопать в поле для сохранности, как рассказывается в предыдущей притче.

Еврейский Талмуд называет жемчуг бесценным, а некоторые египтяне и римляне настолько боготворили жемчуг, что даже поклонялись ему. Украшение себя «золотом и жемчугом» среди еврейских и языческих женщин, очевидно, было привычным делом (см. 1 Тим. 2:9). Когда Иисус предостерегал верующих, чтобы они не бросали жемчуга перед свиньями (Матф. 7:6), Он подчёркивал бесценность Евангелия и его истин, которыми неверующие пренебрегают, как ничего не стоящими. В видении Иоанна, когда он увидел Новый Иерусалим, город имел двенадцать жемчужных ворот — «каждые ворота были из одной жемчужины» (Откр. 21:21).

Жена римского императора Калигулы часто носила в волосах, в ушах, на шее, на запястьях и на пальцах разные украшения из жемчуга, по ценности — целое состояние! Клеопатра владела двумя очень ценными жемчужинами, каждая достоинством в несколько миллионов долларов по нынешним ценам. Когда сумасбродный правитель хотел пощеголять своим богатством, он растворял жемчужину в уксусе и выпивал её с вином.

Когда купец увидел одну из таких драгоценных жемчужин, он пошёл и продал всё, что имел, и купил её. Этот купец явно считал, что такая жемчужина стоила больше, чем весь его жемчуг, вместе взятый, то есть больше, чем всё то, что он имел.

Поскольку в этих притчах внимание акцентируется на личном принятии Царства Небесного, то ясно, что речь идёт о спасении. В этом контексте Царство Небесное олицетворяет спасающее познание Бога через веру в Его Сына и все блага и славу, которые эти взаимоотношения приносят.

Уроки из этих притч

Из притч о спрятанном сокровище и о драгоценной жемчужине можно извлечь, как минимум, шесть ценных уроков о Царстве, а следовательно, и о спасении: в Царство необходимо войти лично, оно бесценно, оно невидимо, оно является источником истинной радости, в него можно войти независимо от обстоятельств, и его можно приобрести за определённую цену.

В Царство необходимо войти лично 

Основная истина этих двух притч заключается в том, что в Царство Небесное нужно войти лично. Его нельзя унаследовать естественным путём, как человек унаследует расовые признаки родителей или гражданство их страны. Обе притчи сосредотачивают внимание на человеке, который жертвует всем, что у него есть, чтобы лично приобрести то, что неизмеримо более ценно для него.

Каждый человек подвластен Богу в том смысле, что живёт на земле, которая находится под полным контролем Господа, несмотря на временную и ограниченную власть сатаны над ней. И благодаря этому общению неверующий, который общается с верующими, может извлекать пользу из многих благословений Царства. Тем не менее, хотя неверующий человек и может посещать евангельскую церковь, наслаждаться проповедью Библии, заявлять о своей вере и быть крещённым членом церкви, он не является гражданином Царства. Такие поверхностные и неистинные «сыны Царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф.8:12).

Как Павел напоминал собратьям-евреям, «не все те израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его» (Рим. 9:6-7).

Даже по ветхому завету человек мог быть евреем по расовому, национальному и религиозному признаку, — то есть иметь все внешние признаки принадлежности к Богом избранному народу, — однако не принадлежать к истинному, духовному Израилю. Таким же образом, человек может родиться в семье, которая на протяжении многих поколений была частью церкви, однако не принадлежать к истинной Церкви Христа. Хотя родиться в семье благочестивых верующих — большое преимущество, это не делает человека христианином. Чтобы обрести спасение, он должен осознанно принять Христа своим Господом и Спасителем.

Царство бесценно 

В этих притчах подчёркивается ценность спасения с помощью следующей идеи: чтобы получить спасение, стоит продать всё, что человек имеет.

Одна большая компания в Южной Африке, добывающая алмазы, специализируется на добыче в определённых прибрежных зонах, где необработанные драгоценные камни залегают в грунте на глубине более пятнадцати метров. После того как гигантские бульдозеры снимают верхний слой, породу, содержащую алмазы, взрывают, а затем поднимают на поверхность с помощью гидравлических прессов. Рабочие большими нейлоновыми щётками вычищают все трещины и углубления в породе, затем дробят её на мелкие куски, моют и просеивают, чтобы обнаружить алмазы. Было подсчитано, что, для того чтобы добыть один грамм алмазов, необходимо переработать 180 тонн породы.

Хотя книга Иова была написана, как минимум, три тысячи лет назад, описанное в ней неутомимое стремление человека к богатству звучит удивительно современно: Так! У серебра есть источная жила, и у золота место, где его плавят… Человек полагает предел тьме и тщательно разыскивает камень во мраке и тени смертной. Вырывают рудокопный колодец в местах, забытых ногой, спускаются вглубь, висят и зыблются вдали от людей… Камни её — место сапфира, и в ней песчинки золота. Стези туда не знает хищная птица, и не видал её глаз коршуна… В скалах просекает каналы, и всё драгоценное видит глаз его; останавливает течение потоков и сокровенное выносит на свет” (Иов. 28:1, 3-4, 6-7, 10-11).

Многие усилия прилагаются для того, чтобы найти, добыть, очистить, раздробить, отполировать, оправить, продать и купить драгоценные камни и металлы, но ни один из них не может предложить чего-либо действительно стоящего или долговечного. Они не могут восстановить разбитые взаимоотношения, дать мир встревоженной душе или простить греховное сердце. Они предлагают мало для настоящего и ничего — для будущего.

«Но где премудрость обретается? — спрашивает Иов. — И где место разума? Не знает человек цены её, и она не обретается на земле живых. Бездна говорит: „Не во мне она“; и море говорит: „Не у меня“. Не даётся она за золото и не приобретается она за вес серебра… Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена… Бог знает путь её, и Он ведает место её… и сказал человеку: „Вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум“» (Иов. 28:12-15, 21, 23, 28).

О неизмеримой ценности Царства Небесного шотландский проповедник девятнадцатого века Томас Гатри писал: «Кровь Христа смывает позор самых ужасных грехов; благодать Бога очищает самое отвратительное сердце; мир Божий успокаивает сильнейшие жизненные бури; надежды ободряют в мрачные часы уныния от собственной вины; мужество бросает вызов смерти и спокойно спускается в могилу; то, что делает самого бедного богатым и без чего самый богатый, на самом деле, нищ, — это Евангелие, которое „содержит сокровища гораздо большие, чем те, которые имеются на востоке и на западе, а его награды — драгоценнее всех запасов золота“».

Благословение быть дитём Божьим через веру в Христа абсолютно бесценно, оно дороже всех сокровищ, которые может приобрести самый богатый человек. Ничто не сравнится с ним по ценности и красоте, потому что это «наследство нетленное, чистое, неувядаемое» (1 Пет. 1:4). Это прощение, любовь, мир, счастье, добродетель, чистота, праведность, вечная жизнь, слава и многое другое.

Когда Роберта Герберта Томпсона, владельца 180 газет и 290 других компаний, — чьё состояние насчитывало более 300 миллионов долларов, — спросили, сколько он отдал бы, чтобы выкупить газету «Нью-Йорк Таймс», он ответил: «Я готов заложить душу». Многие люди, если бы могли, сделали бы то же самое, чтобы приобрести богатство, славу или власть, которых они страстно желают.

Ценность Божьего Царства значительно превосходит все земные богатства и преимущества, вместе взятые, — и даже если бы они приносили то удовлетворение, которое они сулят, Божье Царство всё равно превосходило бы их по ценности. А Бог предлагает Своё бесценное Царство любому, кто поверит в Христа, каким бы бедным, незначительным и грешным он ни был.

Цена одинакова для всех — всё, что человек имеет. Те, кто искренно, всем сердцем обратился к Христу, за какие бы ценности они ни держались в прошлом, с радостью отдадут всё за это бесценное сокровище.

Царство невидимо 

Иисус, быв «спрошен фарисеями, когда придёт Царство Божье, отвечал им: „Не придёт Царство Божье приметным образом, и не скажут: “Вот, оно здесь”, или: “Вот, там”“» (Лук. 17:20-21). Царство не будет различимо, пока Иисус не придёт опять и не установит Своё тысячелетнее правление на земле. В то время «придёт Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами», и люди «увидят Сына Человеческого, грядущего в Царстве Своём» (Матф.16:27-28). Но ныне царство Его «не от мира сего» (Иоан. 18:36).

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божьего, — говорит Павел, — потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что об этом надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14). В своём следующем Послании в Коринф Апостол объясняет: «Бог века сего ослепил умы [неверующих], чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога» (2 Кор. 4:4). Даже когда душевному человеку ясно излагают истину Евангелия, он не может понять её. До тех пор пока он будет противиться действию Божьего Духа в своём сердце, он не сможет видеть через те духовные шоры, которые надел на его глаза сатана. Он стремится к эфемерным удовольствиям и к тому, что никогда не может принести удовлетворения, считая пустяковые мирские дела значимыми, а Евангелие спасения бесполезным.

Один писатель выразил эту истину такими словами: «Под внешностью Человека, под уединением и убогостью Назорея обитала полнота Божества, сокрытая в те дни от мудрых и разумных этого мира. Свет был рядом с ними, однако они не видели его. Богатства божественной благодати были доставлены к их двери, однако они остались жалкими и нищими».

Сокровище спасения не понятно людям, это не то, к чему они стремятся от природы. Они не понимают, почему христиане так высоко ценят спасение и почему некоторые люди от многого отказываются — отказываются полагаться только на себя, отказываются от греховных удовольствий, а иногда даже от социальной, политической и экономической свободы и благополучия, — чтобы обрести то, что кажется таким малым. Они не могут понять, почему верующие охотно следуют нормам этики и морали, идущим вразрез с самыми сильными человеческими побуждениями и страстями. Путь в Царство узок и непривлекателен для душевного человека, поэтому немногие находят его или желают идти им, когда его находят (Матф. 7:14).

Истинная ценность жемчужины может быть непонятна простому человеку. Он может восхищаться её красотой, даже не подозревая о её бесценности.

Многие люди испытывают преходящее восхищение Иисусом и Евангелием, но совершенно не подозревают, что этот высший и бесценный дар может принадлежать им, если они будут принадлежать Иисусу. Они видят жемчужину, но в их мирских глазах она имеет малую ценность. Иисус «был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал. Пришёл к Своим, и Свои Его не приняли» (Иоан. 1:9-11).

Царство — это источник истинной радости

Именно от радости человек продал всё, что имел, чтобы купить поле, где было закопано бесценное сокровище. Радость — главное устремление каждого человека, и все остальные желания прямо или косвенно служат ему.

Мы любим есть, потому что еда приносит нам радость, вкусовое наслаждение, а также приятные ощущения и здоровье для тела. Желание иметь деньги, главным образом, основано на радости, которую мы надеемся получить от вещей, купленных на эти деньги. Стремясь к славе, власти, знанию и многому другому, мы надеемся, что они принесут нам радость. Даже скупец, который, казалось бы, любит деньги ради них самих, копит их, потому что сам процесс накопления доставляет ему радость. Некоторые люди стремятся к страданиям, потому что находят радость в том, чтобы жалеть себя.

Однако все эти виды радости временны и неутешительны. Единственно истинная и вечная радость — та, которую можно обрести в Христе и в Его Царстве, потому что Бог сотворил человека для Себя. Человек может найти удовлетворение только в том, что божественным образом даёт Бог.

После того как Иисус призвал Двенадцать, чтобы они пребывали в Нём и Его слова пребывали в них, — чтобы они доказывали, что являются истинными учениками, принося много плода и соблюдая Его заповеди, и таким образом пребывали в Его любви, — Он сказал: «Это сказал Я вам, чтобы радость Моя в вас была, и радость ваша будет совершенна» (Иоан. 15:1-11).

Немного позже в той же проповеди Он сказал: «Доныне вы ничего не просили во имя Моё; просите — и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (16:24).

Апостол Иоанн говорит во вступительной части своего Первого Послания: «И это пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» (1 Иоан. 1:4).

Павел говорит, что «Царство Божье… [это] праведность и мир, и радость в Святом Духе» (Рим. 14:17); и в прекрасной заключительной части этого Послания он молится за своих читателей: «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, чтобы вы силой Духа Святого обогатились надеждой» (15:13). Истинная радость приходит только тогда, когда человек находит Христа и принимает верой Его и Его Царство.

В Царство можно войти независимо от обстоятельств 

Пятый принцип, общий для этих двух притч, состоит в том, что человек может войти в Царство, независимо от его обстоятельств. Нет никаких предварительных условий для того, чтобы оставить грех и с верой обратиться к Христу. Человеку не нужно становиться кем-то, прежде чем он станет христианином, он может прийти таким, каким он есть.

Эти две притчи очень похожи в том, что главный герой каждой из них — человек, который обнаруживает что-то очень ценное и жертвует всем, что имеет, чтобы купить его. Но пути, на которых они сталкиваются с этим сокровищем, очень разные, почти противоположные. В первой притче человек находит сокровище совершенно случайно. Как уже говорилось, он вообще ничего не искал, тем более — не искал бесценное сокровище. А во второй притче человек усердно искал то, что в конце концов нашёл и купил.

Первый человек, занимаясь своим обычным делом, зарабатывая себе на жизнь, работал в поле или, возможно, путешествуя, шёл через него. Он и не подозревал, что найдёт сокровище.

Таким же образом многие люди сталкиваются с Евангелием, занимаясь повседневными делами, не задумываясь о спасении и не проявляя интереса к чему-либо духовному. Зарабатывая на жизнь, заботясь о семье, получая образование или делая карьеру, они слышат проповедь, прочитывают книгу, прослушивают магнитофонную запись или узнают о благодати, требованиях и обещаниях Христа из разговора. Благодаря действию Духа Святого они осознают, насколько бесценной является Благая весть, обретают веру, спасение и становятся наследниками Царства.

Так произошло с Павлом. Его случай был уникальным потому, что это была драматическая, вызывающая трепет встреча с воскресшим Христом, и потому, что он был призван быть Апостолом. Но эта встреча не была уникальной в том смысле, что Павел не стремился к вере в Христа как в Господа и Спасителя. Наоборот, он рьяно преследовал верующих в Христа. С тех пор, вот уже на протяжении почти двух тысячелетий, Бог Своей силой обличает и спасает миллионы людей, которые живут, отвергая Его и противясь Ему.

Кто-то шёл в церковь или на евангелизацию, чтобы посмеяться над проповедником или над Евангелием, а ушёл оттуда дитём Царства.

Женщина у колодца близ Сихаря пришла туда просто почерпнуть воды и дальше заниматься домашними делами, но встретилась с Источником живой воды, вернулась домой искупленной и привела многих других к спасению (Иоан. 4:5-42). Слепой нищий в Иерусалиме, которого Иисус исцелил, приложив к его глазам брение, а затем послав его, чтобы он вымыл глаза в купальне Силоам, даже не знал, кто такой Иисус. Тем более, он не просил Иисуса исцелить его, не говоря уже о спасении. Но он был тотчас же исцелён и в конце концов обрёл также и спасение (Иоан. 9:1-38).

Чарльз Сперджен вырос в христианской семье, но в детстве ходил в церковь только потому, что все ходили. Он не был аморальным или своевольным человеком, в основном он был доволен своей жизнью и не стремился к большему, что касалось религии. Однажды в новогоднее утро (ему было тогда пятнадцать лет) он решил сходить на служение в свою церковь. Шёл снег, дул сильный ветер. Промёрзнув до костей, юноша зашёл в какую-то маленькую церковь, наподобие магазина, скорее от холода, чем по другой причине.

«Когда я уже не мог идти дальше, — писал он об этом событии, — я свернул во двор и вошёл в маленькую старомодную методистскую церковь. Проповедник, который должен был проводить служение, не смог прийти из-за погоды, и вести служение в собрании из пятнадцати человек назначили одного из прихожан. Этот человек говорил крайне скучно. Он прочитал стих: “Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли”. Но ему больше нечего было сказать, и он просто повторял эти слова». Однако что-то в Сперджене привлекло его внимание, и он сказал: «Юноша, у вас жалкий вид. У вас будет жалкая жизнь и жалкая смерть, если вы не подчинитесь этим словам». Затем он закричал: «Юноша, обратитесь к Христу! Обратитесь, обратитесь, обратитесь!» «Я обратился, — свидетельствует Сперджен, — и прямо там с моих глаз спала пелена, тьма рассеялась, и я увидел Сына».

Подобно Павлу, женщине из Сихаря, нищему в Иерусалиме и множеству других людей, Сперджен не искал ничего, а нашёл всё.

С другой стороны, в следующей притче изображён человек, который всю свою жизнь искал нечто очень важное и в конце концов нашёл. Он олицетворяет человека, который ищет Бога, который на протяжении многих лет ищет смысл и цель жизни, исследуя одну религию (или философию) за другой. Он не находит ничего, что удовлетворило бы его, но верит, что где-то есть истинный путь, поэтому он не прекращает поиска.

Так было с евнухом-эфиоплянином по дороге в Газу, к которому Святой Дух послал Филиппа. Этот человек был прозелитом из язычников, он приходил в Иерусалим на поклонение. Возвращаясь назад, он читал из Исаии, но ничего не понимал из прочитанного. После всех поисков и исследований он всё ещё не имел ясности и удовлетворения. Но когда Филипп объяснил ему, что Исаия писал о Христе, Спасителе, эфиоплянин сразу же поверил. Его долгий поиск закончился, и он «продолжал путь, радуясь» (Деян. 8:26-39).

Ещё один язычник — богобоязненный прозелит Корнилий, «творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу». Бог почтил его искренние искания, послав Петра объяснить Евангелие и привести Корнилия и его семью к спасению (Деян. 10). Таким же образом язычница Лидия (Деян. 16:14-15), а также евреи и еллины, которые поклонялись в синагоге в Верии (Деян. 17:10-12), искали и нашли Господа.

Несколько лет назад нашу церковь посетила супружеская пара, отмечавшая пятидесятилетие совместной жизни. Муж уже был слеп, супруги приехали в гости из отдалённого штата. Они рассказали, что искали Господа на протяжении всей своей супружеской жизни, проникая в смысл одной религии за другой и придя в итоге в культ Единство. Вскоре они поняли, что эта религия такая же пустая, как и их жизнь. Однажды они пришли домой со служения в совершенном отчаянии. Включив радио, они случайно услышали мою радиопередачу. Внимательно прослушав первую половину проповеди, они оба разрыдались и сказали друг другу: «Это то, что мы искали на протяжении пятидесяти лет. Наконец-то мы нашли истину!» Все эти люди искали духовные жемчужины и нашли ту бесценную, которая превзошла все их ожидания.

Царство приобретается за определенную цену

В обеих притчах бесценный предмет был куплен ценой всего имения, которым владел нашедший. По этой причине некоторые христиане испытывают некое недоумение в отношении этих притч, поскольку им кажется, будто притчи учат тому, что спасение можно купить. Но Писание от начала и до конца многократно, ясно говорит о том, что спасение — это исключительно дар от Бога. Однако если правильно толковать эти притчи, то спасение покупается в том смысле, что человек, принимающий Иисуса Христа Господом и Спасителем, подчиняет Ему всё, что имеет.

Во всех притчах физические, земные понятия используются для того, чтобы объяснить духовное, небесное. В этих двух притчах договор купли представляет собой духовное соглашение подчинения. В спасении есть элемент обмена. Старое меняется на новое.

В известном отрывке из Ветхого Завета, в котором о спасении говорится как о Божьем даре, дважды в одном стихе используется выражение «идите, покупайте». «Жаждущие! Идите все к водам, — пишет Исаия. — Даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (Ис. 55:1). Покупка совершается без денег и без других ценностей, материальных или каких-либо иных. Но в этом отрывке, как и в притчах о спрятанном сокровище и о драгоценной жемчужине, ясно видно, что заключается сделка. Грешник отказывается от всего бесполезного, что он имеет, и бесплатно получает всё то бесценное, что даёт Бог в Иисусе Христе. То, от чего мы отказываемся, никоим образом не может оплатить спасение. Напротив, то, от чего мы отказываемся, не только бесполезно, оно гораздо хуже. Даже «праведность» неверующего человека — «как запачканная одежда» (Ис. 64:6).

Горячо защищая одну истину Евангелия, можно ослабить или исказить другую. Отстаивая истину о том, что спасение даётся нам даром, некоторые толкователи отрицают или недооценивают цену спасения как для верующих, так и для Христа. Только жертва Христа приобретает спасение, но истинный верующий будет готов заплатить за спасение любую цену, какая потребуется. Если человек не готов отдать всё, что имеет, то его вера тщетна и ничего не стоит. Богатый молодой правитель в Матф. 19:16-22 — классический пример человека, который видел ценность жемчужины, но отказался подчинить себя и всё, что он имел, господству Иисуса Христа.

Необходимо отметить, что такое подчинение — это не попытка человека заработать спасение, а часть Божьего спасающего труда, который Он совершает Духом Святым в душе человека.

Некоторые люди, заявлявшие о своём намерении следовать за Иисусом, находили различные предлоги не выполнять требований Иисуса, чем доказали свою неискренность. От одного человека Иисус потребовал отказаться от комфорта и последовать за Сыном Человеческим, Который «не имеет, где приклонить голову»; от другого — отказаться от наследства, которое тот хотел получить после смерти отца (ст. 21); от третьего — пожертвовать семейными связями (Лук. 9:61-62), а от четвёртого — отказаться от богатства, которое тот имел (Лук. 18:22).

Отказ от богатства, большого или маленького, настоящего или будущего, не может приобрести спасения. Богатство не имеет никакого духовного достоинства и не представляет никакой ценности для Бога. Подчинение необходимо не потому, что таким образом можно что-то приобрести, а потому что, когда человек по-настоящему ищет спасения, подчинение неизбежно.

Если человек не ценит спасения больше всего остального, он не желает его по-настоящему. Спасение не стоит ничего в смысле платы, но его цена максимальна в смысле подчинения. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня, — сказал Иисус. — И кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» (Матф. 10:37-39). В другой ситуации Господь сказал: «Если кто хочет идти за Мной, отрекись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Матф. 16:24). Взять крест — значит отказаться от всего, включая физическую жизнь.

Обращаясь к тем, кто приходит к Нему за спасением, Иисус сказал: Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для завершения её, чтобы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: «Этот человек начал строить и не мог окончить»? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот ещё далеко, он пошлёт к нему посольство просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником (Лук. 14:28-33).

Более доходчиво объяснить истину о том, что человек, не отказавшийся от старой жизни, не обретёт новую, Иисус не мог.

Большинство людей, которые думают принять Христа Спасителем и Господом, сознательно не составляют опись своих материальных, социальных и других приобретений, чтобы посмотреть, стоит ли ради Него жертвовать всем этим. Но когда они открывают для себя бесконечную ценность спасения, они просто покоряются Христу. Их внимание сосредоточено не на том, от чего они отказываются, а на том, что они приобретают. Но если их искупление истинно, их жизнь будет свидетельствовать о готовности отказаться от всего, что стоит между ними и верностью их Господу.

Для некоторых людей любимым занятием является грех; но от этого следует отказаться, потому что Христос спасает нас именно от греха. Никто не может стать Божьим дитём, просто перестав воровать, злословить, прелюбодействовать, лгать и т.д. Но тот, кто действительно принадлежит Богу, будет всем сердцем желать избавиться от этих и других грехов. Именно этому учил Иисус в Заповедях блаженств — нищете духа, признающей несостоятельность всех человеческих усилий, сожалению о грехе, смирению перед Богом и жадному стремлению к праведности вместо греха. Такую реакцию включает в себя Божий полновластный, спасающий труд.

В Послании к церкви в Филиппах Павел подробно излагает свои многочисленные личные преимущества и достижения до того, как он был спасён.

«[Я был обрезан] в восьмой день, — говорит он, — из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению — фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божьей, по праведности законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, — объясняет он дальше, — то ради Христа я почёл тщетой» (Фил. 3:5-7). Ни один автор Нового Завета не защищает идею спасения как дара от Бога более непреклонно, чем Павел. Однако Павел свидетельствует, что, приняв Христа, он почёл тщетой — то есть добровольно отказался как от бесполезного — всё, что имел и кем был. Как тот человек, который купил сокровище в поле, или тот, кто приобрёл драгоценную жемчужину, Павел отдал всё, что имел, за бесценное сокровище, которое он нашёл.

Вся слава Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий