Вход в Царство

“В то время ученики приступили к Иисусу, говоря: «Кто больше в Царстве Небесном?» Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном»” (Мф.18:1-4)

Писание разными словами описывает народ Божий и разными именами называет его. Но чаще всего оно именует нас детьми — детьми обетования, детьми дня, детьми света, возлюбленными детьми, дорогими детьми и детьми Божьими.

Как верующие, мы можем радоваться чудесной истине, что через Христа мы стали детьми Самого Бога, усыновлёнными по благодати. Следовательно, мы носим в себе образ семьи Божьей и с Иисусом Христом являемся сонаследниками всего, чем владеет Бог. Мы наслаждаемся Божьей любовью, заботой, защитой, силой и многим другим, что в изобилии имеется в вечности.

Но есть и другая сторона нашего положения как детей лента липкая упаковочная. Писание называет верующих детьми и по причине их несовершенства, слабости, зависимости, неразвитости, неумения, ранимости и незрелости.
18-я глава Евангелия от Матфея акцентирует внимание на этих незрелых, несовершенных детских качествах, которые демонстрируют верующие в процессе взаимного преображения в полноту возраста Иисуса Христа.

Эта глава представляет собой рассуждение, или проповедь, нашего Господа на конкретную тему о подобии верующих детям, прямо указывая на то, что мы действительно являемся духовными детьми со всеми слабостями, которые подразумевает детство. Также важно обратить внимание и на то, что эта глава учит церковь, то есть группу духовно несовершенных детей, как ладить друг с другом. Без преувеличения можно сказать, что это величайшая проповедь нашего Господа о жизни искупленных людей в Его Церкви.

Печально, что её очень часто неправильно толкуют, не замечая те огромные сокровища, которые она содержит. Мы попробуем восстановить эти истины, которые так жизненно важны, могущественны и необходимы для Церкви повсюду и во все времена.

Первый урок этой замечательной проповеди состоит в том, что каждый, кто входит в Царство, делает это как дитя (ст. 1-4). Затем Иисус учит, что все мы в Царстве должны обращаться друг с другом, как с детьми (ст. 5-9), заботиться друг о друге, как о детях (ст. 10-14), наказывать, как наказывают детей (ст. 15-20), и прощать друг друга, как прощают детей (ст. 21-35).

Обстановка, в которой прозвучала эта проповедь, определяется фразой «в то время». Имеется в виду период времени вскоре после того, как Иисус отправил Петра к Галилейскому морю достать монету изо рта рыбы (17:27).

Пока Пётр платил налог или, скорее всего, сразу по его возвращении, остальные ученики приступили к Иисусу. Возможно, это было в доме Петра в Капернауме.

Эти два эпизода очень тесно связаны по времени и по смыслу. В один и тот же день ученики получили урок о необходимости быть гражданами мира, а также целую серию уроков о том, что значит быть детьми Божьими.

Ученики сами подсказали Господу тему поучения, задав Ему очень эгоистичный вопрос, выдавший их греховные устремления. От Марка и Луки мы узнаём, что вопрос: «Кто больше в Царстве Небесном?» возник в споре между Двенадцатью, в отношении того, «кто же из них больше?» (Лук. 9:46; ср.Марк. 9:34). Хотя Иисус, будучи всеведущим, знал, что произошло, Он спросил: «О чём дорогой вы рассуждали между собой?» Им было так стыдно за себя и за тему разговора, что «они молчали» (Марк.9:33-34).

Стыдливое молчание учеников означало, что они осознавали своё поведение как несовместимое с учением Господа о смирении. Но сам факт их спора о чинах в Царстве показывал, насколько малы были их усилия в применении тех истин, которым учил их Господь. Они оставались такими же гордыми, самодовольными и честолюбивыми, как и раньше. В свете их дискуссии и того, как они задали вопрос Иисусу, ученики явно ожидали, что Он назовёт одного из них большим.

По сути, они слышали, но не приняли как должно ни учения Иисуса о смирении, ни Его учения о Царстве. Как когда-то те люди, которым был послан проповедовать Исаия (Ис. 6:9), ученики слушали, но не воспринимали; смотрели, но не понимали. Они, по-видимому, всё ещё ожидали, что Иисус вскоре установит земное Царство, и каждый из них надеялся занять в нём высокое положение. Особенно они соперничали в том, кто будет первым.

Вероятно, в тот же день, но чуть раньше (см. 17:22-23), Иисус сказал им (в третий раз) о Своих неминуемых страданиях и смерти. Хотя они и не поняли всего, о чём Он говорил им (Марк. 9:32), они, должно быть, почувствовали серьёзность предстоящего. И хотя они боялись спросить Иисуса, что именно Он имел в виду (ст. 32б), они должны были бы обсудить это, а не выяснять, кто из них больше. Но, охваченные жаждой престижа, славы и личного возвышения, они оставались глухи ко многому из того, о чём говорил Иисус, — даже к известию о Его страданиях и смерти. Они продемонстрировали полное отсутствие смирения, очень малую долю сострадания и, конечно же, явное нежелание взять свой крест и последовать за Христом на смерть, как были научены (Матф. 10:38-39; 16:24-26).

Спустя несколько месяцев после этого урока в Капернауме честолюбие учеников всё ещё не угасло. Скорее всего, подстрекаемая своими сыновьями, мать Иакова и Иоанна спросила Иисуса: «Скажи, чтобы эти два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоём» (Матф. 20:20-21). Остальные ученики были разгневаны на двух братьев, но их гнев был не праведный, а завистливый (ст. 24).

Иисусу, должно быть, было особенно больно, что эта своекорыстная просьба, как и в случае, записанном в 18-й главе, последовала сразу после того, как Он предсказал Свои страдания и смерть (20:19). Со стороны учеников не было никаких признаков сострадания, печали или попыток утешения в связи с тем, что Господь должен был скоро претерпеть ради них и ради всего мира. И даже вечером перед Его смертью, когда Он вкушал с ними последнюю вечерю, они всё ещё спорили о своём собственном величии (Лук. 22:24).

Таким образом, их бесчувственность и эгоизм показаны как в крайней степени греховные, поскольку проявились в тот момент, когда Иисус говорил о Своих страданиях и смерти.

Остальные ученики, должно быть, завидовали Петру. Они знали, что Пётр был в самых близких отношениях с Иисусом и всегда был их представителем. Пётр был одним из трёх учеников, имевших честь увидеть преображение Иисуса. Только Пётр ходил по воде, и только он был участником чуда, когда Иисус дал деньги на храмовый налог. Но только Петру Иисус сказал: «Отойди от Меня, сатана!» (Матф. 16:23) Поэтому, возможно, остальные ученики думали, что вакансия на самую высокую должность ещё свободна.

Это учение, изложенное здесь, крайне необходимо в Церкви сегодня, когда эгоизм и честолюбие являются распространённым явлением, а обязанность исполнять свой долг перед детьми Божьими постоянно игнорируется.

Как и все мы, ученики нуждались в постоянном повторении уроков смирения, и здесь Господь использовал в качестве примера ребёнка. Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них.

Слово пайдион подразумевает очень малое дитя, иногда даже младенца. Это конкретное дитя, вероятно, только научилось ходить, то есть могло подбежать к Иисусу, когда Он призвал его к Себе. Так как они находились, скорее всего, в доме Петра, это дитя могло принадлежать семье Петра, и Иисус был хорошо с ним знаком. В любом случае, этот ребёнок с готовностью позволил Иисусу взять себя на руки (Марк.9:36). Иисус любил детей, а дети любили Иисуса, и когда Он сидел перед учениками, держа на руках этого маленького ребёнка, создалась прекрасная ситуация для того, чтобы преподать важные уроки о подобии верующих детям.

Суть первого урока изложена в третьем стихе: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное». Это абсолютное, далеко идущее требование имеет исключительную важность.

Чтобы войти в Царство Христа, необходимо уподобиться ребёнку. Нет другого пути получить благодать спасения.

Фраза «Царство Небесное», которую Матфей использует тридцать два раза, является синонимом выражения «Божье Царство». В конце ветхозаветной эпохи, и особенно в межзаветный период, у евреев стало принятым из почтения заменять еврейскую тетраграмму YHWH, Божье имя завета (часто передаваемое словами «Яхве» или «Иегова»), словом небеса. Используемое таким образом слово «небеса» подразумевало слово Бог. Обе фразы означают правление Бога, при этом Царство Небесное делает акцент на сфере и характере Его правления, а Божье Царство конкретно указывает на Самого Правителя. Бог управляет Своим Царством по небесным принципам, с небесными благословениями и с небесной силой, величием и славой. Войти в Небесное Царство — значит подчиниться полновластному правлению Бога.

Господь прямо говорит о том, что в Его Царство можно войти верой, через спасение, которое приведёт к тысячелетнему благословению и к вечной славе в будущем. Фраза «войти в Царство Небесное» используется Матфеем три раза (см. также 7:21; 19:23-24) и в каждом случае относится к личному спасению. Это то же самое, что войти в жизнь (18:8) и войти в радость Господа (25:21).

То, что человек должен войти в Царство, предполагает, что он родился вне его и находился под властью сатаны, и что он не является от рождения гражданином небес, где правит Бог. Цель Евангелия — показать людям, как они могут войти в Царство и стать его гражданами, перейдя из царства тьмы в Царство Божьего возлюбленного Сына (Кол. 1:13). Бог желает, чтобы люди входили в Его Царство, и не хочет, «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9). Цель служения Христа и служения Иоанна Крестителя и Апостолов заключалась в том, чтобы призвать людей в Царство. Она всё ещё является высшей задачей Церкви.

Основное внимание Евангелие от Матфея уделяет привлечению людей в Царство через веру в Иисуса Христа, и это, несомненно, одна из причин, почему Святой Дух поместил данную книгу в начале Нового Завета. На протяжении своего Евангелия Матфей тщательно и методично излагает составляющие истинной веры.

Первая составляющая веры, необходимая для входа в Царство, — это покаяние. Проповедь Иоанна Крестителя состояла в следующем: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (3:2). С такой же проповеди начал Своё служение Господь Иисус (4:17). Первоначальный призыв войти в Царство был призывом к людям признать свой грех и раскаяться в нём, что включает в себя искреннее желание отвернуться от него. Такое покаяние — не человеческое дело, а божественный дар, который может дать только Бог (см. 2 Тим. 2:25).

Вторая составляющая веры, которая позволяет войти в Царство, — это признание своей духовной несостоятельности. Это тоже дело Божье, потому что в грехе человека обличает Святой Дух (Иоан. 16:8-11). Заповеди блаженства начинаются с призыва к смирению, названному там нищетой духа (Матф. 5:3). Человек, который искренно желает войти в Божье Царство, осознаёт, что он совершенно не достоин и не заслуживает его. Когда человек осознаёт свой грех, он испытывает чувство вины и разочарования из-за того, что он не в силах удалить его. Он знает, что сам он не может очистить себя от греха и что ему нечего предложить Богу, чтобы получить прощение от греха.

Греческое выражение, переведённое как «нищие духом», относится к нищему, у которого нет совершенно ничего своего. И поскольку раскаявшийся и духовно несостоятельный человек глубоко осознаёт свой грех, он скорбит по этому поводу (ст. 4). А так как он не имеет своей собственной праведности, он жаждет и алчет Божьей праведности (ст. 6). И поскольку сам он не может очиститься от греха, он желает чистоты сердца (ст. 8), которую может дать только Бог.

Третья составляющая веры, которая позволяет войти в Царство, — это кротость, которая очень тесно связана с пониманием, что у нас нет ничего стоящего, что мы могли бы предложить Богу. Понимая, что сам в себе он не имеет ничего достойного, смиренный и кроткий человек не претендует на славу и не требует её для себя. Он предан борьбе за Божье дело, а не за своё.

Тот, кто входит в Божье Царство, также должен иметь желание и способность быть послушным. «Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“ — войдёт в Царство Небесное, — заявил Иисус, — но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф. 7:21). Войти в Божье Царство — это больше, чем просто выразить желание быть в нём и быть уверенным, что Иисус — Господь этого Царства. Полновластный, спасающий Бог произведёт в душе человека желание лично подчиняться Иисусу как Господу и даст новое сердце, жаждущее исполнять Его заповеди. Человек, который не хочет расставаться с миром, чтобы отдать всего себя Господу, не имеет подлинного желания спастись (8:19-22). Сам термин «войти в Царство» предполагает, что человек подчиняется правлению Господа этого Царства.

Когда Иисус призывал людей следовать за Ним, Он призывал их к спасению (ср. Матф. 19:21). Новое рождение делает людей последователями Иисуса. И если бы современные благовестники, вместо того чтобы призывать людей «принять решение в пользу Христа», призывали их отвратиться от греха, последовать за Господом и передать управление их жизнью Ему, это больше бы соответствовало подходу нашего Господа.

Тот, кто входит в Божье Царство, также готов публично исповедать своё желание следовать за Господом. «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, — сказал Иисус, — того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» (10:32-33).

Тот, кто входит в Божье Царство, понимает, что себя необходимо отречься. Иисус сказал: «Кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня. Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» (10:38-39).

Четвёртая составляющая спасительной веры, о которой говорит Матфей, — это настойчивость. Женщина-хананеянка, у которой дочь была одержима нечистым духом, не отступила, когда Иисус сначала проигнорировал её, когда ученики хотели отослать её прочь, и даже, когда Иисус напомнил ей, что она не израильтянка и не принадлежит к избранному народу.

Она согласна была воспользоваться даже тем, что осталось у Господа, и не отступила, пока Он не удовлетворил её нужду. В ответ на её детскую настойчивость Иисус сказал: «О, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» (15:28).

Все эти составляющие веры, которые Бог даёт для спасения, могут быть обобщены в первом уроке Иисуса — уроке о смирении.

Невозможно не заметить, что этот урок предназначался ученикам, а значит, они должны были слушать и усваивать его. Однако, исходя из того, о чём они спорили и что подсказало Иисусу тему этого урока, следует, что ученики не жили согласно Его нормам смирения. Они демонстрировали гордость и своекорыстие. Возможно, что некоторые из них ещё не были гражданами Царства (конечно, это имело отношение и к жадному к деньгам и власти Иуде), а те, которые уже принадлежали Царству, позволили своей падшей плоти взять верх над их убеждениями. Это ведёт к важному выводу: хотя наши сердца находятся в полном согласии с этими принципами истинной спасающей веры, милостиво даруемой нам Богом, часто мы с лёгкостью подпадаем под власть греха, который всё ещё живёт в нас.

Когда Господь взял на руки маленькое дитя, Он обобщил все эти составляющие спасения, сказав: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное».

«Обратитесь» — перевод глагола стрефо в пассивном залоге, времени аорист. В Новом Завете он всегда означает «повернуть» или «повернуть в другую сторону». Пётр использовал форму этого глагола дважды в своей проповеди вскоре после Дня Пятидесятницы, когда призывал своих слушателей: «Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» и объявил об Иисусе, что «Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших» (Деян. 3:19, 26).

Это слово постоянно используется в книге Деяний, когда речь идёт об обращении (11:21; 15:19; 26:18, 20). Павел использовал это слово, говоря о верующих в Фессалониках, которые «обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному» (1 Фес. 1:9).

Обращение — это вторая часть покаяния. Покаяние — это сожаление о грехе и отвращение от него; обращение — это выражение твёрдого намерения повернуться от греха к Господу. В Пс. 50:15 говорится об этих двух частях покаяния: «И нечестивые к Тебе обратятся». Использование Иисусом этого глагола в пассивном залоге указывает на то, что ученики не могли обратиться от греха к праведности с помощью своих усилий, а нуждались в ком-то, кто обратил бы их. Хотя волеизъявление человека и требуется, только Бог имеет власть обращать людей.

Обращение требует от людей, чтобы они были как дети. Так объяснил Иисус. Маленький ребёнок простодушен, зависим, беспомощен, искренен, без претензий, нечестолюбив. Это не значит, что дети от природы безгрешны и неэгоистичны. Греховная природа проявляется в них с самого раннего возраста. Но, тем не менее, они наивны, непритязательны, доверчивы и не имеют честолюбивого стремления к знатности и величию.

«Тот человек, который умалится, как это дитя, — заявил Иисус, — тот и больше в Царстве Небесном». «Умалится» — перевод глагола тапейноо, который буквально означает «сделаться низким». В глазах Бога, тот, кто унижает себя, будет превознесён; тот, кто искренне считает себя наименьшим, будет почитаться в Его очах большим. «Больший из вас да будет вам слугой, — говорил Иисус самодовольным фарисеям. — Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Матф.23:11-12). Человеку, который не желает смириться, как Христос «смирил Себя» (Фил. 2:8), не будет места в Царстве Иисуса. Для самоправедных евреев, которые превознесли себя настолько высоко, что посчитали, будто Бог доволен их праведностью, это был сокрушительный удар.

Но Иисус ясно даёт понять, что, чем больше человек унижается, тем больше он возвышается в Его Царстве. Известный лютеранский толкователь Р. К. Г. Ленски писал: «Тот, кто ничего не требует, будет иметь всё, что требуют другие и, требуя, не получают… Только пустой сосуд Бог может наполнить Своими дарами. И чем больше мы опустошаем себя от всего своего, тем больше Бог может наполнить наши сосуды Своими вечными богатствами, почётом и славой».

Маленькое дитя не заявляет о своих достоинствах или величии. Оно просто подчиняется попечению своих родителей и других взрослых, которые любят его, и полагается на них во всех своих нуждах. Ребёнок знает, что он не может позаботиться о своих нуждах, и у него нет средств к существованию. Именно такое смиренное послушание приводит к величию в Божьих очах и в Его Царстве.

Несколько лет назад я посетил несколько школ. В одной сельской начальной школе я очень просто рассказал о Божьей любви и об уникальной и прекрасной Личности Иисуса Христа, Который особенно любит детей и умер на кресте, став жертвой за них, чтобы понести наказание за все наши грехи. В конце я спросил: «Кто из вас хотел бы, чтобы Иисус жил в вашем сердце и простил все ваши грехи? У кого из вас есть желание следовать за таким чудесным Господом и Спасителем, чтобы однажды Он забрал вас к Себе на небеса?» К моему удивлению, все сто детей мгновенно подняли руки. У них не было скептицизма, сомнений, колебаний; никто не смотрел по сторонам, чтобы проверить, как отреагируют друзья.

Когда прозвучал призыв, сердце каждого ребёнка было готово откликнуться на зов Иисуса Христа. Чтобы убедиться в том, что дети поняли, какое обязательство они берут на себя, я спросил: «Кто из вас готов подчинить свою жизнь Иисусу и быть послушным Ему во всём?» И опять все подняли руки.

Бог знал намерение их сердец, и это простое утверждение означало шаг к Нему. Но то, что я видел, было примером спасающей веры. Ни один ребёнок не чувствовал себя достойным или настолько совершенным, чтобы не понимать, что он грешник и нуждается в прощении. Все, не колеблясь, были готовы отдать свою жизнь Тому, Кто был так прекрасен и милостив и Кто мог дать им всё необходимое здесь и в вечности. Без колебаний они были готовы послушно делать то, что Он просил.

Именно о такой простой, нелицемерной, смиренной, детской вере и говорил Иисус. Такой ответ Его Сыну является самым большим в глазах Отца.

Больший в Царстве Небесном — это тот, кто проявляет смирение, непосредственность, подлинную искренность; это человек нетребовательный, неэгоистичный, восприимчивый к тому, что предлагает Бог, и готовый подчиниться любому Его повелению.

Современные «евангелия», которые пропагандируют самореализацию и личный успех, являются полной противоположностью Евангелию Иисуса Христа. Они являются насмешкой над новозаветным христианством и покушением на суть спасения и христианской жизни. Господь не предусмотрел никакой возможности для превознесения самих себя, а недвусмысленно объявил, что человек, который на своих собственных условиях сбережёт «душу свою, потеряет её» (Матф. 10:39). Собственный путь — это путь непригодный для Царства. Те, кто прославляет себя, не только не будут великими в Царстве, но и никогда не войдут туда.

Иаков излагает призыв к спасению, который повторяет то, чего требует Господь в указанном выше отрывке Евангелия от Матфея: Но тем большую даёт благодать; поэтому и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и он убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль.
Смиритесь пред Господом, и Он вознесёт вас (Иак. 4:6-10).

Вся слава Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий