Воскресение Христа

“По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришли Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мёртвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мёртвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам». И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великой побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и вот, Иисус встретил их и сказал: «Радуйтесь!» И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: «Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня»” (Мф.28:1-10)

Евангелие от Матфея — это не просто беспорядочное собрание фактов, идей или историй, но, как всякое хорошее литературное произведение, оно имеет конкретный план и цель. 28-я глава — это не просто заключительное собрание историй о жизни Христа, но яркая кульминация всего того, что Матфей написал под водительством Духа Святого.

Главное событие этой кульминации, воскресение Иисуса Христа, также является главным событием Божьей искупительной истории. Воскресение — это краеугольный камень христианской веры. И всё то, что мы из себя представляем, что имеем, на что надеемся, зиждется на реальности воскресения. Если бы не было воскресения, не было бы и христианства.

Сутью Писания всегда была весть о надежде на воскресение, весть о том, что смерть — это не конец для тех, кто принадлежит Богу. Для верующего смерть никогда не была концом — она скорее является дверью, ведущей в вечность с Богом. Авраам охотно повиновался Божьему повелению принести в жертву своего единственного сына Исаака, потому что он верил и «думал, что Бог силен и из мёртвых воскресить» (Евр. 11:19). Один псалмопевец утверждал: «Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» (Пс. 48:16), а другой говорил: «Ты ведёшь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу» (Пс. 72:24). Исаия провозглашал: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мёртвые тела!» (26:19). Через Даниила Господь уверяет Свой народ, что они, хотя и умрут, однажды «пробудятся… для жизни вечной» (Дан. 12:2).

Осия убеждает верующих, что Господь оживит всех верующих, и они будут жить пред лицом Его (Ос. 6:2). Иов задавал риторический вопрос: «Когда умрёт человек, то будет ли он опять жить?», а затем восклицал: «Во все дни определённого мне времени я ожидал бы, пока придёт мне смена» (Иов. 14:14). Этот древний муж Божий предвидел даже реальность воскресения, заявив своим трём друзьям, в частности Вилдаду: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою эту, и я во плоти моей узрю Бога» (Иов. 19:25-26).

На протяжении всей истории это была заветная надежда Божьего народа, надежда, основанная на воскресении Иисуса Христа. Его воскресение является гарантией нашего воскресения. «Но Христос воскрес из мёртвых, — заявляет Павел, — Первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через Человека и воскресение мёртвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:20-22).

Однако трагично то, что на протяжении всей истории многие отвергали, презирали и смеялись над истиной о воскресении, особенно над воскресением Христа. Но только глупец пытается отрицать воскресение, потому что смерть и воскресение Иисуса Христа — единственная надежда человека на спасение и вечную жизнь.

Один из первых протестантских миссионеров на островах Рюкю, что в западной части Тихого океана, обнаружил странное массовое захоронение. Надпись на могиле гласила, что там были захоронены головы более 11 тысяч христиан. Проведя расследование, миссионер узнал, что в 1637 году японское правительство, которое контролировало тогда острова Рюкю, приказало истребить всех христиан. Так как японцы знали, что христиане верят в воскресение, они захоронили головы мучеников на большом расстоянии от их тел, надеясь, что таким образом смогут предотвратить их воскресение.

Воскресение Иисуса Христа — единственное поистине великое событие в истории мира. Оно является настольно основополагающим для христианства, что тот, кто отрицает его, не может быть истинным христианином. Без воскресения нет христианской веры, нет спасения и нет надежды. «Если нет воскресения мёртвых, — поясняет Павел, — то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:13-14). Человек, верящий во Христа, Который не воскрес из мёртвых, верит в бессильного Христа, в мёртвого Христа. Если Христос не воскрес из мёртвых, тогда дело искупления не было совершено на кресте, а потому и «вера ваша тщетна, — продолжает Павел, — вы ещё в грехах ваших» (ст. 17).

Поэтому не удивительно, что первая проповедь в день рождения Церкви была посвящена воскресению Христа. После того как Пётр обвинил своих слушателей в смерти Иисуса, он объявил: «Но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян. 2:23-24). Пётр продолжал проповедовать о воскресении Христа как собратьям-евреям (Деян. 4:10), так и язычникам (10:40).

Павел тоже постоянно проповедовал о воскресении. В синагоге в Антиохии Писидийской он заявил, что «Бог воскресил [Иисуса] из мёртвых» и «Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления» (Деян. 13:30,
37). Павел говорил о воскресении перед Синедрионом в Иерусалиме (23:6), перед правителем Феликсом (24:15, 21) и перед царём Агриппой (26:8). Воскресение — центральная тема Посланий Павла, на которой он особо концентрировал внимание. Павел утверждал, что Христос «погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор. 15:4), что «Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собой с вами» (2 Кор. 4:14; ср. Гал. 1:1), и что Отец «[воскресил] Его из мёртвых и [посадил] одесную Себя на небесах» (Ефес. 1:20; ср. Кол. 2:12). Павел жаждал познать Христа «и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его» (Фил. 3:10).

Пётр говорил о возрождении «нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах» (1 Пет. 1:3-4). В своём видении на острове Патмос Иоанн видел Господа Иисуса Христа, Который провозгласил: «Я есмь Первый и Последний, и живой; и был мёртв, и вот жив во веки веков» (Откр. 1:17-18).

Сам Иисус обозначил основание всех наших надежд: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживёт» (Иоан. 11:25), а также: «Я живу, и вы будете жить» (14:19).

Даже самый нерелигиозный человек, который хоть немного знает что-либо об истории и учении христианства, понимает, что христиане верят в то, что Иисус Христос воскрес из мёртвых. Но неверующий мир по-разному реагирует на эту веру: большинство относятся к ней отрицательно, и все относятся неправильно.

Одной из самых распространённых современных реакций является рационализм. Рационализм отвергает идею воскресения и все сверхъестественные элементы Писания, потому что их нельзя объяснить с помощью науки и здравого человеческого смысла. В основе такой гуманистической философии лежит убеждение, что человеческий разум является окончательной истиной, и только то, что разум человека может постичь и понять, признаётся истинным или важным.

Многие люди просто равнодушны к воскресению. Их не волнует, правда это или нет. Религия вообще и христианство в частности не интересуют их. Другие люди не верят в воскресение из-за своего невежества.

Они не понимают природы и значения воскресения. Они, возможно, никогда не слышали об этом, или же никто не объяснил им это понятно и доступно.

Некоторые люди сознательно настроены враждебно. Они не отрицают воскресения, потому что не могут доказать обратное, или потому что искренне сомневаются, или им не хватает доказательств. Они отрицают его просто потому, что ненавидят всё Божье. Некоторые люди, похоже, даже считают своим делом жизни и долгом перед историей попытаться дискредитировать воскресение.

Однако авторы Евангелий и другие вожди ранней Церкви понимали, что высшее предназначение их жизни и долг перед историей состоял в том, чтобы провозглашать реальность воскресения и многие другие истины об Иисусе Христе. Хотя ученики и большая часть других последователей Иисуса не могли сразу поверить, что их Господь действительно воскрес из мёртвых, они вскоре были настолько ошеломлены его реальностью, что не могли ни думать, ни говорить ни о чём-либо другом.

Хотя все авторы Евангелий говорят об одних и тех же божественных истинах и находятся в полной гармонии друг с другом, каждый из них описывает воскресение под определённым углом зрения. Матфей описывает воскресение не с точки зрения богослова, историка, аналитика или апологета, а через эмоциональную реакцию группы женщин, которые сильно любили Иисуса.

Сострадание

“По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришли Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб” (Мф.28:1)

«По прошествии же субботы» ― это перевод необычной греч. фразы опсе де саббатон. Эту фразу можно также перевести «далеко после субботы», и это значит, что прошло достаточно времени с тех пор, как суббота закончилась. Фактически, прошло достаточно много времени от заката солнца предыдущего дня, когда суббота закончилась, и до рассвета следующего дня, то есть воскресенья, первого дня недели. Всего прошло, возможно, часов десять. Иоанн конкретно указывает, что, когда женщины пришли, «было ещё темно» (20:1).

«Первый день недели» — это тоже очень интересная фраза на греческом языке, которая буквально означает «первый день по отношению к субботе». У евреев не было названий дней недели, таких как понедельник, вторник и так далее. Они просто отсчитывали дни от субботы. Суббота означает «седьмой», и хотя это и был конец недели, так как суббота была главным и святым днём, всё остальные дни отсчитывали от этого дня — первый, второй, третий день после субботы и т.д.

Как уже объяснялось в предыдущей главе этой книги, евреи, говоря «день», имели в виду любую часть дня. Поэтому воскресенье было третьим днём погребения Иисуса, о котором Он многократно говорил, предсказывая, что это будет день Его воскресения (см. Матф. 16:21; 17:23; 27:64; Марк. 10:34; Лук. 18:33).

Фраза «по прошествии субботы» могла также образно означать новый день покоя для Божьего народа. Суббота должна была быть днём отдыха и поклонения для Израиля в ознаменование Божьего покоя после сотворения (Исх. 20:8-11). Но день перед воскресением Иисуса из мёртвых был последней божественной субботой для Его народа, потому что на следующий день в силу вступил Новый завет в Иисусе Христе. Тот воскресный рассвет был не только началом нового дня, но и началом новой эры в истории искупления.

Именно поэтому христиане поклоняются Богу в воскресенье, а не в субботу.

В этот предрассветный час, в воскресенье, пришли Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. Хотя они сами видели, как Иосиф и Никодим пеленали тело Иисуса в льняное полотно и смазывали его ароматами (Матф. 27:61), женщины на всякий случай приготовили свои ароматы (вероятно, небольшое количество по сравнению с тем, что принёс Никодим), которыми хотели собственноручно помазать тело Господа (Лук. 24:1). Хотя Саломия, мать Иакова и Иоанна и жена Зеведея (Марк. 16:1; ср. Матф. 27:56), и Иоанна (Лук. 24:10) тоже были там, Матфей акцентирует своё внимание только на двух Мариях.

Другая Мария была матерью Иакова и Иосифа и женой Клеопы (см. Матф. 27:56; Иоан. 19:25). Женщины, очевидно, думали, что Иисус всё ещё в гробнице и будет оставаться там, иначе не принесли бы ароматы.

Они пришли не для того, чтобы увидеть воскресшего Иисуса, а для того, чтобы посмотреть гроб, где, как они ожидали, должно было находиться Его тело. Они были в числе женщин, которые служили Иисусу в Галилее и которые стояли у Его креста (Матф. 27:55-56). Теперь же они пришли в сад в надежде, что можно будет каким-то образом сдвинуть камень, чтобы послужить Ему в последний раз (Марк. 16:3). Несмотря на то что они не верили обещанию Иисуса воскреснуть на третий день, они пришли к гробнице, потому что очень любили своего Господа.

Еврейские предания ошибочно гласили, что дух мёртвого человека покидал тело через четыре дня после смерти, так как к этому времени тело настолько разлагалось, что дух не мог больше находиться в нём.
Именно эта традиция, возможно, отразилась в словах Марфы, когда она говорила Иисусу о своём брате Лазаре: «Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он умер» (Иоан. 11:39). Возможно, обе Марии и остальные женщины пришли к гробнице Иисуса, желая помазать Его тело ещё раз до того, как дух покинет его.

У них не было уверенности, что Иисус воскреснет, но они очень любили Его и сохраняли верность Ему. Недостаток веры они компенсировали любовью и состраданием, а недостаток понимания ― мужеством и преданностью.

Ужас

“И вот, сделалось великое землетрясение, ибо ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мёртвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мёртвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам»” (Мф.28:2-7)

Не успели женщины подойти к гробнице, как обнаружили, что камень был отодвинут в сторону великим землетрясением. Это было второе сверхъестественное землетрясение, связанное со смертью и погребением Иисуса. Первое произошло в момент Его смерти (Матф. 27:51).

Бог вызвал землетрясение на горе Синай, перед тем как дал закон Моисею (Исх. 19:18), и на горе Хорив, когда явил Себя Илии (3 Цар. 19:11).

В последнее время Он также пошлёт многочисленные землетрясения (Иоил. 2:10; Матф. 24:7; Откр. 6:12; 8:5; 11:13-19). А теперь, в течение трёх дней, Он дважды вызвал землетрясение вблизи Иерусалима.

Это великое землетрясение сделалось, когда ангел Господень, сошедший с небес, заставил землю вокруг гробницы сильно поколебаться. Ангел прибыл для того, чтобы открыть охраняемую и опечатанную гробницу. Он отвалил камень от двери и сидел на нём. Хотя, чтобы привалить камень, понадобилось, вероятно, несколько сильных мужчин, ангел сдвинул его в одно мгновение.

Ангел сдвинул камень не для того, чтобы выпустить Иисуса, как предполагается во многих пасхальных историях или на картинах. Если у Иисуса было достаточно сил, чтобы воскресить Себя из мёртвых, что Он и сделал (Иоан. 10:18), то, конечно же, у Него хватило сил, чтобы выбраться из опечатанной гробницы. Он больше не был связан смертью или ограничениями этого физического мира или времени (см. Лук. 24:31; Иоан. 20:26), что Он и продемонстрировал позже, когда являлся после Своего воскресения. В Своём прославленном теле Он мог выбраться из закрытой гробницы так же просто, как и войти в закрытую комнату. Если сравнить описание этого эпизода в разных Евангелиях, становится ясно, что, когда был отвален камень, Иисуса там уже не было. Он покинул гроб до этого момента. Ангел отвалил камень не для того, чтобы выпустить Иисуса, а для того, чтобы впустить женщин и Апостолов.
Из Евангелия от Иоанна следует, что Мария Магдалина, очевидно, покинула сад, как только увидела, «что камень отвален от гроба» (20:1).

До того как появился ангел, она «бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: „Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его“» (ст. 2). Мария явно не слышала объявление ангела о воскресении Иисуса. Потрясённая тем, что гробница оказалась открытой, она в панике побежала к двум самым известным ученикам, Петру и Иоанну, чтобы рассказать им, по её мнению, ужасную новость. Ей не пришло в голову, что Иисус мог воскреснуть, как Он предсказывал. Она решила, что кто-то украл тело и спрятал его. Очевидно, что и Пётр, и Иоанн тоже не думали о воскресении, поэтому сразу же побежали к гробнице, чтобы выяснить, в чём же дело (Иоан. 20:3-4).

Тем временем ангел явился бывшим возле гробницы, и вид его был, как молния. Описание ангела позволяет предположить, что Бог частично наделил его Своей славой Шехиной, как Он сделал это с Моисеем на горе Синай, когда был обновлён завет (Исх. 34:29). Таким же образом сияющая одежда ангела была бела, как снег, указывая на чистоту и святость Бога. Ангел явился в образе, напоминающем Бога, чтобы видевшим его стало ясно, что он не просто неземной посланник и не посланник сатаны, а представитель Бога.

Стерегущих сначала объял благоговейный страх, и они пришли в трепет. На греческом языке слово «трепет» имеет тот же корень, что и слово «землетрясение» в ст. 2, то есть воины пережили сильное потрясение. Затем они стали, как мёртвые, то есть были парализованы от страха. Похоже, что стражники не только не могли двигаться, но и потеряли сознание от увиденного.

Женщины тоже испугались, но их, в отличие от воинов, Божий посланник утешил. Понимая, что они испугаются, ангел, обратив речь к женщинам, сказал: «Не бойтесь».

У воинов было достаточно причин бояться. Их устрашил не только вид ангела. Поскольку они были приставлены охранять место захоронения, пустая гробница могла стоить им жизни. Однако у женщин не было причин для страха, и первые слова ангела, обращённые к ним, должны были успокоить их и придать им уверенности.

Они пришли, не ожидая найти Иисуса воскресшим, но по Своей великой милости Бог простил им слабую веру и недопонимание. Видя их огромную любовь, Бог ответил огромной любовью. «Знаю, что вы ищете Иисуса распятого, — сказал им ангел, — Его нет здесь, Он воскрес, как сказал».

Глагол, переведённый как «воскрес», в греческом языке стоит во времени аорист, в пассивном залоге, и может быть переведён как «был воскрешён». Иисус имел власть отдать Свою жизнь и вновь вернуть её (Иоан. 10:18). Но Писание ясно говорит, что Он был воскрешён силой Отца (1 Пет. 1:3; Рим. 6:4; Гал. 1:1) и Святого Духа (Рим. 8:11). Вся Троица участвовала в воскресении Иисуса.

Ангел мягко напомнил женщинам, что они не должны удивляться воскресению Иисуса, потому что всё произошло, как Он сказал. Лука пишет, что потом «вспомнили они слова Его» (24:8).

Затем ангел пригласил женщин внутрь, сказав: «Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь». В этот момент женщины вошли в гробницу и увидели, что она действительно пуста. Ангел вошёл следом за ними в гробницу и фактически повторил то же, что говорил до этого: «Не ужасайтесь. Вы ищете Иисуса Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (Марк. 16:6). Возможно, ангел специально повторил это дважды, потому что женщинам трудно было поверить в воскресение Иисуса, хотя теперь они вспомнили Его предсказания, что Он воскреснет на третий день.

Когда Пётр и Иоанн немного позже вошли в гробницу, они увидели «одни пелены лежащие, и плат, который был на голове Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый — на другом месте» (Иоан. 20:6-7). Погребальные пелены лежали в том же положении, в каком Иосиф и Никодим положили тело, только плат лежал сбоку. Иисуса не нужно было освобождать от пелен, как не нужно было и отваливать камень. Только что Он был обвит пеленами, и в одно мгновение Он освободился, даже не изменив положения полотна.

Пока женщины были в гробнице, появился ещё один ангел — один у главы и другой «у ног, где лежало тело Иисуса» (Иоан. 20:12). Они напоминают двух золотых херувимов, находившихся по обе стороны крышки ковчега завета, иначе называемой Престолом милосердия (Исх. 25:18).

Эти два ангела в саду были поставлены с двух сторон гробницы Иисуса, Который, отдав Свою жизнь в жертву, стал истинным и вечным Престолом милосердия для греховного человечества.

Эти два ангела напомнили женщинам также и о другом. «Что вы ищете живого между мёртвыми? — спросили они. — Его нет здесь: Он воскрес. Вспомните, как Он говорил вам, когда был ещё в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть преданным в руки людей грешников, и быть распятым, и в третий день воскреснуть» (Лук. 24:5-7). В третий раз женщинам была рассказана славная истина о воскресении Иисуса, истина, исполнения которой они все с таким нетерпением ожидали.

Затем один из ангелов сказал: «Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мёртвых». Теперь изумлённые женщины должны были действовать быстро. У них не было времени восторгаться чудом Благой вести. Им нужно было немедленно пойти и сообщить эту новость боязливым ученикам, которые всё ещё прятались в Иерусалиме.

Казалось бы, что действия Господа были бы более оправданы, если бы Он оставил учеников страдать и пребывать в страхе и отчаянии неделю или больше, прежде чем сообщить им хорошую новость. Они упрямо отказывались верить в то, что Иисусу надлежало умереть и воскреснуть, хотя Он много раз говорил им о Своей смерти и воскресении. Но по Своей великой милости Бог послал женщин, чтобы они рассказали ученикам всё как можно быстрее, чтобы те больше не страдали и не горевали.

Он не упрекал их за неверие и трусость, а послал им вестниц, которые принесли благодатное слово надежды и утешения.

Возникает вопрос, почему Бог предпочёл открыть истину о воскресении этим женщинам, а не ученикам. Один богослов высказал предположение, что Бог сделал это потому, что Он избирает слабых, чтобы посрамить сильных. Другой считает, что женщины были вознаграждены таким образом за их верность в служении Господу в Галилее. Есть мнение также, что, поскольку смерть вошла в мир через женщину в саду, то и весть о новой жизни прозвучала сначала к женщине в саду. Есть также приверженцы того, что самая сильная печаль заслуживает самой большой радости, или высшая любовь заслуживает высших привилегий.

Но в Писании мы не находим объяснения. Кажется очевидным, что женщины первыми услышали ангельскую весть о воскресении просто потому, что они в этот момент находились там. Если бы с ними были и ученики, они также услышали бы Благую весть непосредственно от ангела, а не от женщин, из вторых рук.

То же самое происходит в христианской жизни: чем ближе верующий находится к Господу и Его труду, тем больше он будет видеть и испытывать на себе Его власть. Те, кто находится среди народа Божьего во время поклонения и молитвы, кто изучает Слово Божье, кто приобретает погибшие души для Христа, кто совершает служение во имя Его и кто постоянно в молитве общается с Богом ― эти люди чаще всего бывают очевидцами Божьих дел.

Далее ангел повелел женщинам, чтобы они передали ученикам: «Христос предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам».

За несколько часов до Своей смерти Иисус говорил оставшимся одиннадцати ученикам: «По воскресении же Моём предварю вас в Галилее» (Матф. 26:32). Галилея, где жили как евреи, так и язычники, олицетворяла мир в целом. Именно там, в Галилее языческой, где «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий», Иисус начал Своё служение (Матф. 4:1516). И именно в Галилее ученики получили от Господа Великое поручение: «Идите, научите все народы» (Матф. 28:19).

Это не значит, что Иисус первый раз после воскресения явился ученикам в Галилее. Он являлся им несколько раз до этого. Он явился Петру (Лук. 24:34), двум ученикам на дороге в Эммаус (Лук. 24:15; ср. Марк. 16:12), десяти ученикам, когда те были вместе вечером в день воскресения (Иоан. 20:19), всем одиннадцати ученикам спустя восемь дней (Иоан. 20:26) и семи ученикам, когда они ловили рыбу на Галилейском озере (Иоан. 21:1).

Но главное явление Иисуса перед учениками должно было состояться в Галилее, где Он «явился более нежели пятистам братьям одновременно» (1 Кор. 15:6) и где поручил одиннадцати ученикам нести апостольское служение.

Радость

“И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великой побежали возвестить ученикам Его” (Мф.28:8)

Проявив послушание ангелам, женщины поспешно вышли из гроба.

И хотя ангелы утешили их и придали им уверенности, они, естественно, ещё испытывали какой-то страх. Но этот страх был теперь вперемешку с великой радостью от того, что они узнали Благую весть о воскресении Иисуса.

Мария Магдалина покинула гробницу ещё до появления ангелов и сообщила о своём открытии Петру и Иоанну: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» (Иоан. 20:2). Затем она последовала за этими двумя учениками обратно к гробнице, где они также обнаружили лишь льняные пелены. Остальные женщины и ангелы к тому времени уже покинули сад, а разочарованные и смущённые ученики «возвратились к себе» (ст. 5-10). Пока Мария оставалась у гробницы и плакала, ей явились два ангела, а затем и Сам Господь. Однако только после того, как Иисус назвал её по имени, Мария узнала Его и воскликнула: «Раввуни!» (ст. 11-16). Затем она рассказала об этом чудесном событии ученикам в Иерусалиме (ст. 18).

Когда она рассказала другим Апостолам о своей встрече с воскресшим Христом, они не поверили ей (Марк. 16:11). Их неверие (см. также Марк. 16:13; Лук. 24:10-11) ясно доказывает, что они и не мыслили красть тело Иисуса, чтобы затем объявить о Его воскресении, чего так боялись фарисеи и первосвященники (Матф. 27:62-64; 28:13).

Поклонение Когда же шли они возвестить ученикам Его, и вот, Иисус встретил их и сказал: «Радуйтесь!» И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему (28:9).

Тем временем, когда другие женщины шли возвестить ученикам ангельскую весть, Иисус встретил их и сказал: «Радуйтесь!» Слово «радуйтесь» (хайрете) – это обычное приветствие, которое можно также перевести как «привет» или «доброе утро». Это было обычное приветствие на базарной площади. Этим словом приветствовали друг друга при встрече путешественники. Другими словами, это приветствие было обычным и неофициальным, что кажется даже слишком приземлённым для такого важного события. Однако прославленный Христос, Который только что победил грех и смерть, обратился к этим верным женщинам так тепло и непринуждённо нежно. Автор Послания к Евреям уверяет нас: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших» (Евр. 4:15).

Сразу же узнав своего Господа, женщины, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Теперь они уже точно знали, что Иисус Христос — это воскресший Мессия, Сын Божий, и что восхищение и хвала были единственно правильной реакцией на Его присутствие. Они сделали то, что однажды сделают все люди, как верующие, так и неверующие. Когда Иисус снова придёт, пред Ним «[преклонится] всякое колено… и всякий язык [исповедует], что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:10-11).

Наконец-то женщины и умом, и сердцем в полной мере постигли реальность воскресения. Они слышали, как ангелы возвестили о воскресении, они видели пустую гробницу, видели воскресшего Господа и даже прикоснулись к Его прославленному телу. Им не оставалось ничего больше, как выразить своё восхищение и поклониться Ему.

Сэр Эдвард Кларк писал: Как юрист, я занимался углублённым изучением свидетельств о событиях первого дня Пасхи. Мне свидетельство кажется убедительным, и снова и снова в Верховном Суде я поддерживал заключение о свидетельствах, которые были далеко не так красноречивы. За свидетельством следует заключение, а правдивый свидетель всегда безыскусен и не старается произвести впечатление. Именно к таким относится свидетельство Евангелия о воскресении, и, как юрист, я полностью принимаю его как свидетельство правдивых людей о фактах, которые они смогли подтвердить” (цит. по книге Джона Стотта «Основание христианства»).

Нечто похожее написал также Томас Арнольд, известный историк и профессор Оксфордского университета:
“Доказательства жизни, смерти и воскресения нашего Господа можно считать удовлетворительными; они достаточны в соответствии с обычными правилами, с помощью которых отличают хорошие доказательства от плохих. Десятки тысяч людей изучали их тщательно одно за другим, как судья, работающий над очень важным делом. Я сам многократно делал это. Не для того, чтобы убедить других, а для того, чтобы убедиться самому. Я много лет изучал истории различных времён, исследовал и взвешивал свидетельства тех людей, которые писали о них, и я не знаю ни одного факта в истории человечества, который был бы доказан лучше и имел бы столько прекрасных и полных свидетельств для ищущего ума, чем великое знамение, которое Бог даровал нам, а именно, что Христос умер и воскрес из мёртвых.”


Надежда

“Тогда говорит им Иисус: «Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня»” (Мф.28:10)

Иисус повторил весть ангелов: «Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею». Несмотря на недостаток веры, на трусость и отступничество учеников, Господь милостиво называет их Своими братьями. Когда они придут в Галилею, они увидят Его снова и там станут участниками великого собрания, на котором Господь даст им Великое поручение.

Краткий рассказ Матфея о воскресении прост и неприкрашен. Он совершенно лишён претенциозности или преувеличений. Матфей ничего не доказывает и не оправдывается, а просто излагает истины, чтобы читатель принимал их так, как есть.

Основополагающая истина о воскресении подкрепляет целый ряд других истин.

Во-первых, она свидетельствует о том, что Божье Слово абсолютно истинно и надёжно. Иисус воскрес из мёртвых точно в то время и таким образом, как Он и предсказал (см. Матф. 12:40; 16:21; 17:9, 23).

Во-вторых, воскресение означает, что Иисус Христос есть Сын Божий, как Он и утверждал, и что Он имеет власть над жизнью и смертью.

В-третьих, воскресение доказывает, что спасение совершено и что на кресте Иисус Христос победил грех, смерть и ад и воскрес Победителем.

В-четвёртых, воскресение доказывает, что Церковь была учреждена. Иисус заявил: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Матф. 16:18). «Врата ада» — это был распространённый еврейский разговорный оборот речи, который означал смерть. Воскресение Иисуса доказало, что даже смерть не могла помешать Христу создать Свою Церковь.

В-пятых, воскресение доказывает, что грядёт суд. Иисус сказал, что Небесный Отец «весь суд отдал Сыну» (Иоан. 5:22), и так как Сын теперь воскрес и жив, Его суд грядёт.

В-шестых, воскресение Христа доказывает, что нас ждут небеса. Иисус пообещал: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: „Я иду приготовить место вам“» (Иоан. 14:2).

Так как Христос воскрес и жив, то верующие могут быть уверены, что Он сейчас готовит для них небесные обители.

Вся слава Христу

Проблема успеваемости в школе – постоянная “головная боль” для родителей. Вроде, ребенок сообразителен, все условия для учебы созданы, а успеваемость оставляет желать лучшего.Что делать? Представляем Вам программу скорочтение для детей, которая является систематизированным поурочным курсом, позволяющая развивать такие психические процессы как восприятие, память, внимание, мышление.

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий