Власть Иисуса над болезнями

“Когда же сошёл Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот подошёл прокажённый и, кланяясь Ему, сказал: «Господи! Если хочешь, можешь меня очистить». Иисус, простёрши руку, коснулся его и сказал: «Хочу, очистись». И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: «Смотри, никому не рассказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им». Когда же вошёл Иисус в Капернаум, к Нему подошёл сотник и просил Его: «Господи! Слуга мой лежит дома парализованный и жестоко страдает». Иисус говорит ему: «Я приду и исцелю его». Сотник же, отвечая, сказал: «Господи! Я не достоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: „Пойди“, и идёт; и другому: „Приди“, и приходит; и слуге моему: „Сделай то“, и делает». Услышав это, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашёл Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны Царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». И сказал Иисус сотнику: «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе». И выздоровел слуга его в тот час. Придя в дом Петра, Иисус увидел тёщу его, лежащую в горячке, и коснулся руки её, и горячка оставила её; и она встала и служила им” (Мф.8:1-15)

8-я глава Матфея продолжает повествование 4-й главы, а Нагорная проповедь между ними — как бы в скобках. В конце 4-й главы сказано, что «ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царства, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошёл о Нём слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и парализованных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» (ст. 23-25). Затем Иисус «взошёл на гору» (5:1), где произнёс Свою великую проповедь. И когда сошёл с горы, за Ним по-прежнему следовало «множество народа» (8:1).

В Нагорной проповеди Иисус перевернул религиозные убеждения и обычаи традиционного иудаизма, особенно убеждения книжников и фарисеев.

По сути, Он сказал, что их учение было неверным, поэтому и их жизненная позиция тоже была неверной. Фактически всё, во что они верили, что отстаивали и на что надеялись, было нечестивым и противоречило Писанию. Господь полностью отверг их религиозную систему и разоблачил их, как религиозных лицемеров и духовных обманщиков.

В отличие от других иудейских учителей тех дней Иисус не цитировал Талмуд, Мидраш, Мишну или других раввинов. Он не признавал никаких авторитетных письменных посланий, кроме Ветхого Завета, и даже приравнивал к нему Свои слова. В результате, «когда Иисус окончил эти слова, — объясняет Матфей, — народ удивлялся учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Матф. 7:28-29).

Утверждая мессианство Иисуса, Матфей доказал Его законное право на это Его родословной; Его пророческое право — исполнением пророчеств о Его рождении и младенчестве; Его божественное право — личным свидетельством Отца во время Его крещения; Его духовное право — совершенным противодействием искушениям сатаны; и Его богословское право — учением, изложенным в Нагорной проповеди.

В 8-й и 9-й главах Матфей указывает на ещё одну впечатляющую особенность: божественную власть Иисуса. Посредством чудес, описанных в этих двух главах, Матфей уверенно свидетельствует, что Иисус действительно является Самим Сыном Божьим, поскольку только Бог мог совершать такие сверхъестественные подвиги массажное кресло us-medica. Поразительным проявлением власти Иисус очистил прокажённого, исцелил двух парализованных, снял горячку, успокоил бурю на море, изгнал бесов, воскресил девочку, сделал зрячими двух слепых, восстановил речь у одержимого бесами немого и исцелил всякого рода болезни и немощи.

Эти две главы особенно важны для понимания жизни и служения Христа. В них Матфей описывает серию чудес, совершённых Господом. Эти девять чудес — лишь малая часть из тысяч чудес, которые Иисус совершил за время Своего трёхлетнего служения. В Матф. 8–9 эти чудеса разделены на три группы — по три чуда в каждой. Матфей подробно описывает чудеса в каждой группе, не забывая сообщить и о реакции евреев.

Чудеса Иисуса были высшим доказательством Его божественности и неопровержимым удостоверением Его мессианства. Матфей, описывая эти чудеса (как и Иисус, совершая их), преследовал цель утвердить Его божественность и притязание на то, что Он — Мессия Израиля и Спаситель мира. Во многих отношениях этот отрывок является ядром повествования Матфея.

Когда Иисус призвал двенадцать Своих учеников, Он поручил им идти не к язычникам или самарянам, а «к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили — даром давайте» (10:5-8).

Трагично — и с человеческой точки зрения необъяснимо, — однако многие из видевших чудеса Иисуса заключили, что Он совершал их не божественной властью, а бесовской (Матф. 12:24). По мере того как евреи всё более и более отвергали Его, Иисус направлял Свои усилия на основание Церкви из язычников. Он стал больше говорить притчами, которых неверующие евреи не понимали, так как их сердца были духовно ожесточены (13:11-13).

Следует отметить, что Апостол Иоанн также описал в своём Евангелии чудеса как знамения, доказывающие божественность и мессианство Иисуса.

Когда иудейские вожди осуждали Иисуса за исцеление в субботу, обвиняли Его в богохульстве, а затем искали убить Его за то, что Он делал Себя равным Богу, «Иисус сказал: „Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему всё, что творит Сам; и покажет Ему дела больше этих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет“» (Иоан.5:16-21). Немного позже Он объяснял: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела эти, Мною творимые, свидетельствуют обо Мне, что Отец послал Меня» (ст. 36).

Ещё позже Он говорил слушавшим Его евреям: «Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют обо Мне… Я и Отец — одно» (Иоан. 10:25, 30). Когда «опять иудеи схватили камни, чтобы побить Его», Иисус сказал им: «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?.. Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нём» (ст. 31-32, 37-38).

Своим смущённым ученикам, которые даже в конце Его служения не могли понять Его взаимоотношений с Отцом, Иисус вынужден был снова объяснять: «Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» (Иоан. 14:10-11; 15:24).

Объясняя цель написания своего Евангелия, Иоанн говорит: «Много сотворил Иисус перед учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге этой. Это же написано, чтобы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (20:30-31).

Первые три чуда, подробно описанные Матфеем (ср. 4:23-24), все включают в себя исцеление физических недугов. В новозаветные времена болезни свирепствовали, а медицина в том виде, в каком мы знаем её, не существовала. Если серьёзно больной человек выживал, то происходило это обычно потому, что заканчивалось развитие болезни. Но, независимо от исхода, большинство болезней причиняли ужасную боль и страдания, от которых мало что помогало. От болезней оставались шрамы, люди становились уродами и калеками или иначе неполноценными до конца жизни. Эпидемии иногда уничтожали целые деревни, города и даже регионы. Список болезней был длинным, а продолжительность жизни — короткой.

В Писании упоминаются многие болезни. Мы читаем о различных формах паралича и атрофии, которые сопровождались такими явлениями, как мышечная дистрофия и полиомиелит. Библия говорит о таком частом заболевании как слепота, которую могли вызвать другие болезни, а также инфекции и травмы. Глухота была почти таким же обычным явлением, и причин для её возникновения было достаточно. Люди страдали от нарывов, инфицированных желез, различных форм водянок, дизентерии, от немоты и других форм речевых расстройств, от эпилепсии, кишечных заболеваний и от многих неустановленных болезней.

Когда Иисус исцелял, Он делал это словом или прикосновением, без хитроумных приспособлений, рецептов или фанфар. Несмотря на серьёзность болезни или увечья, Он исцелял мгновенно и полностью, а не частично. Он исцелял всех, кто приходил к Нему, и даже тех, кто никогда не видел Его.
Он исцелял как органические, так и функциональные нарушения в организме. Но больше всего Его сила проявлялась в том, что Он даже воскрешал из мёртвых.

Поэтому неудивительно, что чудеса Иисуса привлекли широкое внимание многих. Для людей, которые часто не могли даже облегчить страдания, перспектива полного исцеления была почти невероятной. Даже слух об этом собрал бы множество любопытных и исполненных надежды людей. Тем из нас, кто живёт в обществе, где хорошее здоровье в значительной степени принимается как нечто само собой разумеющееся, трудно оценить влияние, которое оказал Иисус на Палестину Своим служением исцеления. Иисус учил учеников не брать деньги за исцеление, потому что люди отдали бы всё, что имели, за здоровье, а это могло бы легко извратить мотивы и цели учеников (см. 10:8-9). По мере того как Иисус ходил по Палестине и исцелял тысячи и тысячи людей, болезни и другие физические недуги на её территории за короткий промежуток времени были фактически искоренены (см. Матф.4:23-24; 8:16-17; 9:35; 14:14; 15:30; 19:2; 21:14; и т.д.). Как говорил несколько раз Сам Иисус, одних Его чудес было более чем достаточно, чтобы уверовать в Него (Иоан. 10:38; 14:11). Ничего подобного в истории мира ранее не бывало. Это могло иметь только божественную причину, поэтому книжники, фарисеи, саддукеи и другие, отвергнув Иисуса, осудили сами себя. Никто не мог отрицать, что Иисус совершал чудеса, и только самое жестокое сопротивление истине заставляло человека, вопреки таким неотразимым доказательствам, отрицать Его божественность. Для неуверовавших в Иисуса каждое совершённое Им чудо служило осуждением.

Первыми тремя чудесами в Матф. 8 были исцеления прокажённого, парализованного и женщины в горячке. Помимо самого исцеления, эти чудеса объединяют четыре общие черты.

Во-первых, в каждом из них Иисус имел дело с самым низким уровнем человеческих потребностей, с физическим.

Хотя даже земная жизнь включает в себя гораздо больше, чем просто физический аспект, физическое играет важную роль, и Иисус с любовью сочувствовал тем, кто имел физические нужды. Таким образом, Он проявлял Божье сострадание по отношению к тем, кто страдает в этой жизни.

Во-вторых, в каждом из первых трёх чудес Иисус отвечает на прямую просьбу либо самого больного, либо его друга или родственника. В первом случае прокажённый сам попросил Иисуса, чтобы Он очистил его (8:2); во втором — сотник попросил за своего слугу (ст. 6); а в третьем (ст. 14) — несколько неназванных друзей или родственников попросили за тёщу Петра, как мы узнаём из параллельного описания в Лук. 4:38.

В-третьих, в каждом из первых трёх чудес Иисус действовал по Своей собственной воле. Хотя Он с сочувствием относился к нуждам страдающих от недугов и был тронут просьбами о помощи, Он тем не менее действовал суверенно, по Своему собственному изволению (ст. 3, 13, 15).

В-четвёртых, во всех трёх чудесах Иисус служил нуждам тех, кто находился на самой нижней ступени общества, особенно в глазах гордых еврейских вождей. Первым, кому Он помог, был прокажённый, вторым — воинязычник и его слуга, а третьей — женщина. От Иоанна мы узнаём, что Иисус впервые открылся как Мессия презренной самарянке, прелюбодейке, в Сихаре (Иоан. 4:25-26), а от Матфея узнаём, что эти три чуда в начале Своего служения Иисус совершил для самых униженных членов общества. Наш Господь проявлял особое сострадание к тем, к кому общество питало особое презрение.

Жалкий человек: прокаженный

“Когда же сошёл Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот подошёл прокажённый и, кланяясь Ему, сказал: «Господи! Если хочешь, можешь меня очистить». Иисус, простёрши руку, коснулся его и сказал: «Хочу, очистись». И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: «Смотри, никому не рассказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им»” (Мф.8:1-4)

Множество народа, которое последовало за Иисусом, когда Он сошёл с горы, шло за Ним не потому, что они принимали Его как своего Мессию. Большая часть толпы испытывала простое любопытство, так как никогда ранее люди не видели, чтобы кто-либо совершал чудеса или говорил с такой властью (4:23-25; 7:28-29). Они были сторонними наблюдателями, потрясёнными тем, что говорил и делал Иисус, но не осознающими того, что они нуждаются в Нём, как в Господе и Спасителе.

Корень слова, от которого происходит термин лепрос (прокажённый), означает «чешуйчатый», что говорит об одном из самых ранних и самых явных признаков проказы. Учёные продолжают обсуждать вопрос о том, является ли заболевание, в наши дни обычно называемое болезнью Гансена, тем же, что проказа в библейские времена. Ведь многие библейские названия болезней просто описывают внешние симптомы, которые могли проявляться и при других заболеваниях. Вдобавок к этому, по мере того как вырабатывался иммунитет и возникали новые виды инфекций, многие болезни видоизменялись.

Большинство медиков-историков считают, что проказа появилась в Египте. Бацилла проказы, названная myobacterium leprae, была обнаружена у одной мумии, на кожном покрове которой также видны чешуйки, свидетельствующие об этом заболевании. Богослов Ветхого Завета Р. К. Гаррисон утверждает, что симптомы, указанные в 13-й главе книги Левит, «могли описывать клиническую проказу». Следовательно, можно сказать с уверенностью, что древняя проказа была, в сущности, тем, что сегодня называется лепрой.

В древнем мире больше всего боялись тяжёлой формы проказы. Даже сегодня она не поддаётся полному излечению, хотя её развитие можно сдерживать соответствующими лекарствами. В наши дни около 90 процентов людей невосприимчивы к этой инфекции, но в древние времена она поражала многих. Сначала на лице и теле больного образовывались пористые припухлости, напоминающие опухоли, затем бацилла распространялась по всему организму, поражая внутренние органы и разрушая кости. Так как в древние времена проказу не лечили, то больной постепенно слабел, становясь лёгкой жертвой туберкулёза или других заболеваний.

Для того чтобы защитить Свой избранный народ, Бог дал Моисею строгие предписания, касающиеся проказы, которые подробно описаны в 13-й главе книги Левит. Человека с симптомами этого заболевания приводили для обследования к священнику. Если симптомы были серьёзнее, чем просто поверхностное поражение кожи, то больного изолировали на семь дней. Если симптомы проявлялись сильнее, то его изолировали ещё на семь дней. Если после этого сыпь больше не распространялась, то человека объявляли чистым. Если же сыпь проявилась больше, то его объявляли нечистым. Если у человека начинали белеть волосы, а тело опухало и покрывалось кровоточащими язвами, было ясно, что это проказа. В этом случае человека сразу объявляли нечистым без изоляции.

При менее опасной форме проказы у человека белел весь кожный покров, и в этом случае его можно было считать чистым. Такое заболевание было, по-видимому, разновидностью псориаза, экземы, туберкулоидной лепры или, возможно, того, что Геродот и великий греческий врач Гиппократ называли лейкодермой. Когда у человека обнаруживали опасную форму проказы, его одежда должна была быть разорвана, голова не покрыта, и до уст он должен быть закрыт (чтобы препятствовать распространению инфекции), и, где бы он ни ходил, он должен был кричать: «Нечистый! Нечистый!», предупреждая окружающих, чтобы они избегали его. По закону прокажённых изгоняли из общества, им было запрещено жить в каких-либо населённых пунктах с собратьями-израильтянами (Числ. 5:2). Среди шестидесяти одного осквернения в древнем иудаизме проказа была вторым по опасности после мёртвого тела. Талмуд запрещал еврею подходить к прокажённому ближе, чем на два метра, а при ветреной погоде — на пятьдесят метров.

Недавние медицинские исследования подтвердили, что лепра может передаваться воздушным путём, через вдох, — веская причина для прокажённого покрывать свой рот, что требовалось правилами, записанными в книге Левит. Люди также заражались этой болезнью от прикосновения к предметам, которыми пользовался прокажённый, что опять-таки указывало на важность требования в книге Левит, согласно которому заражённую одежду нужно было сжечь.

В своей книге «Нечист! Нечист!» Л. С. Гуизенга описывает некоторые ужасы проказы.

Болезнь, которую сегодня называют проказой, обычно начинается с боли в отдельных местах тела. Затем наступает потеря чувствительности. Вскоре кожа в этих местах теряет свой первоначальный цвет. Она становится утолщённой, лоснящейся и чешуйчатой… По мере того как болезнь прогрессирует, утолщённые места из-за плохого кровоснабжения превращаются в отвратительные раны и язвы. Кожа, особенно вокруг глаз и ушей, начинает собираться в складки, образуя глубокие морщины между выпуклостями, так что лицом больной начинает походить на льва. Пальцы рук отпадают или всасываются; то же происходит и с пальцами ног. Выпадают брови и ресницы.

К этому времени уже видно, что человек в таком жалком состоянии — прокажённый. Проказу можно ощутить прикосновением пальца. Можно даже ощутить её запах, так как прокажённый очень неприятно пахнет. Более того, поскольку инфекция поражает также гортань прокажённого, его голос становится скрипуче хриплым. Таким образом, вы можете не только видеть и обонять его, но и слышать его скрипучий голос. Находясь возле него какое-то время, вы сможете даже ощутить своеобразный привкус во рту, вероятно, от запаха.

Хотя прогрессирующая проказа обычно не причиняет боли из-за повреждения нервов, она обезображивает, ослабляет и может быть крайне омерзительна. Поэтому на протяжении тысячелетий проказа является одним из самых ужасных заболеваний. Один старый раввин сказал: «Когда я вижу прокажённых, я бросаю в них камни, чтобы они не приближались ко мне». А другой говорил: «Я в жизни не съем яйцо, купленное на улице, по которой проходил прокажённый».

Современный взгляд на проказу позволяет узнать о ней больше. Доктор Пол Брэнд, всемирно известный специалист по лечению проказы, много сделал для понимания уникальной природы этого заболевания.
Проказа (болезнь Гансена) — это действительно жестокая болезнь, но форма её протекания отличается от других заболеваний. В сущности, она действует, как обезболивающее средство, вызывая онемение болевых клеток рук, ног, носа, ушей и глаз. Кто-то может подумать, что это не так уж и плохо. Люди боятся большинства болезней именно из-за боли. Что же делает болезнь без боли такой ужасной?

Именно свойство вызывать онемение является причиной разрушения и разложения тканей при проказе. На протяжении тысяч лет считалось, что язвы на руках, ногах и лице, приводившие к заражению плоти и потере конечностей, вызывались самой болезнью. Но благодаря исследованиям доктора Брэнда было установлено, что в девяноста девяти процентах случаев проказа вызывает только онемение конечностей. А разрушение — это просто результат того, что отсутствует предупреждающая система боли.

Как же происходит распад? Известно, что в деревнях Африки и Азии больные проказой, уронив картофелину в костёр, могли спокойно рукой достать её оттуда. Ничто в их теле не подсказывало им, что этого делать не следует. Пациенты из больницы Брэнда в Индии могли работать целый день, сжимая черенок лопаты с торчащим в нём гвоздём, гасить горящий фитиль голыми руками или ходить по битому стеклу. Наблюдая за ними, д-р Брэнд начал формулировать свою радикальную теорию, утверждающую, что проказа в основном обезболивает и только косвенно является разрушителем.

Однажды д-р Брэнд пытался открыть дверь маленькой кладовки, но ржавый замок не поддавался. В это время мимо проходил один из его пациентов, десятилетний худощавый мальчик.

«Давайте, я вам помогу, господин доктор», — с радостью предложил он и взял ключ. Резким движением руки он повернул ключ в замке. Д-р Брэнд был ошеломлён. Как этот слабенький паренёк мог оказаться сильнее его? И тут он увидел ключ к разгадке. Откуда капли крови на полу? Осмотрев пальцы мальчика, д-р Брэнд обнаружил, что, повернув ключ, мальчик поранил руку до самой кости. Однако он и не подозревал об этом! Для него ощущения при порезе пальца ничем не отличались от ощущений, когда он брал в руку камень или играл монетой в кармане.

Обычные повседневные дела могли повредить руки и ноги прокажённого, но его предупредительная система не объявляла тревогу. Если бы больной проказой, подвернув ногу, потянул мышцу или порвал сухожилие, он быприспособился и ходил, хромая. Если бы крыса отгрызла у него ночью палец, он обнаружил бы это только утром… Стэнли Стэйн ослеп из-за другой ужасной причуды проказы. Каждое утро он умывался, пользуясь горячей махровой мочалкой. Но ни его руки, ни его лицо не чувствовали температуры, чтобы предупредить его, что он пользуется обжигающе горячей водой. В итоге, он повредил себе глаза.

Проказа служит наглядной иллюстрацией греха. Грех, как проказа, поражает всего человека. Грех уродлив и отвратителен. Он развращает, оскверняет и отталкивает. И человек не в состоянии излечиться от него. Прокажённые в древнем Израиле были наглядным уроком воздействия греха.

Однако именно прокажённый был первым, кого излечил Иисус в этой серии чудес, описанных в Евангелии от Матфея. Знаменателен уже сам факт, что прокажённый подошёл к Иисусу, так как прокажённым запрещено было близко подходить к здоровым людям.

Этого прокажённого отличают четыре качества.

Во-первых, он подошёл к Иисусу с уверенностью. Очевидно, он чувствовал любовь и нежность Иисуса, и это позволило ему приблизиться к Иисусу без страха наказания (такого, как побивание камнями) или даже порицания. Он каким-то образом знал, что Иисус не боялся его заболевания и не стыдился общения с ним. Он не кричал Иисусу с расстояния, как должен был поступить, а без колебаний подошёл к Нему. Понимая, что Иисус не стыдится его, он и сам меньше стыдился себя. В этот момент он думал лишь о своей беде, а также о способности Иисуса решить его проблему.

Во-вторых, этот человек приблизился к Иисусу с благоговением. Его смелость исходила не от самонадеянности, а от смиренного почтения. Он подошёл к Иисусу, кланяясь Ему. Греч. слово проскунео (от которого происходит слово «кланяясь») буквально означает «пасть ниц» и чаще всего переводится как «поклоняться» (см. Матф. 2:2; 4:9-10; Иоан. 4:20-24; Деян.7:43; Откр. 4:10; 19:10). Поскольку его просьба носила благоговейный характер, похоже, что прокажённый называл Иисуса Господом не в обычном смысле «господин», а скорее всего потому что признавал божественность Христа. Этот человек чувствовал, что находился в присутствии Бога и что Иисус мог исцелить его от ужасной болезни. Интересно и в то же время поучительно отметить, что книжники и фарисеи, которые, без сомнения, находились в тот день в толпе, были одеты красиво и богато, однако внутри оставались развращёнными, гордыми и неверующими. Прокажённый, напротив, внешне был отвратительным и омерзительным, а внутренне был исполнен благоговения и веры.

В-третьих, прокажённый приблизился к Иисусу в смирении. Он желал исцеления, но не требовал его, а говорил: «Господи! Если хочешь». Он просил, чтобы Господь исцелил его, если на это есть Его воля. Он не претендовал на то, что достоин или заслуживает исцеления, но доверился Господу, чтобы Он поступил, как Ему угодно. Похоже, что этот человек был готов остаться прокажённым, если на то была воля Божья. Конечно, он хотел исцелиться, но просил об исцелении настолько смиренно, что даже надежда на это казалась ему дерзкой. Он просто признавал способность Иисуса исцелить его.

Как отличается этот смиренный дух от тех требований, которые предъявляют многие христиане сегодня, претендуя на Божье исцеление, благословение или расположение, как будто это их неотъемлемое право! Этот человек не претендовал ни на какие права, он в первую очередь думал не о своём благополучии, а о Божьей воле и Его славе.

В-четвёртых, прокажённый пришёл к Иисусу с верой, заявив: «Можешь меня очистить». Он буквально сказал: «Ты обладаешь властью очистить меня». Это высшее проявление веры — абсолютная убеждённость, что Бог силен, в сочетании с кротким послушанием Его верховной власти в проявлении Его силы. Этот человек знал, что Иисус не был обязан исцелять его, но также знал, что Он способен это сделать. У него была вера Седраха, Мисаха и Авденаго, которые объявили Навуходоносору: «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскалённой огнём, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (Дан. 3:17-18).

Прокажённый был уверен, что Иисус исполнен сострадания; он обратился к Нему с благоговением, потому что верил, что Иисус был Богом; со смирением — потому что верил, что Иисус обладал верховной властью и имел силу исцелить его.

В ответ на такую веру Иисус, простёрши руку, коснулся его и сказал: «Хочу, очистись». Законом Моисея евреям было запрещено касаться прокажённого, потому что он был нечистым (Лев. 5:3). Поступить так означало подвергнуть себя как обрядовому, так и физическому осквернению. Евреи не могли помочь прокажённому, прикоснувшись к нему. Они только нанесли бы вред себе. Тем не менее прокажённые жаждали прикосновения другого человека. Будучи в изоляции, отвергнутые обществом, они, вне всякого сомнения, всё отдали бы даже за короткое общение с кем-либо помимо других прокажённых.

Иисус мог исцелить одним словом, как Он не раз делал в других случаях.

Но здесь Он счёл нужным прикоснуться к больному. Этот поступок сам по себе удивителен. И не в том смысле, что он был поразительным или эффектным, — какими являются так называемые «чудеса» многих современных целителей, — а в том, что Божий Сын с любовью удостоил прикосновения самого отверженного из отверженных, к которому никто из людей даже близко не подошёл бы.

Исцеление прокажённого было мгновенным: он тотчас очистился от проказы. Иисусу не нужно было исцелять поэтапно, хотя иногда Он предпочитал исцелять именно так (Марк. 8:22-26; Иоан. 9:6-7). Но как только Он коснулся проказы, проказа исчезла. Зрелище, должно быть, было потрясающим — видеть, как изуродованное, сморщенное, покрытое язвами и струпьями тело отверженного всеми человека вдруг разглаживается, его руки и ноги становятся здоровыми, лицо — гладким и чистым, исчезают шрамы, появляются волосы, восстанавливается голос, глаза приобретают живой блеск. Чудеса современной медицины блекнут рядом с подобным чудесным выздоровлением.

Первое требование веры — это послушание, и как только прокажённый был очищен, Иисус сказал ему: «Смотри, никому не рассказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им». Прежде чем ликовать о возвращении жизни и даже до того как засвидетельствовать другим о своём чудесном очищении, этот человек должен был исполнить требования Моисеева закона, а именно: показаться священнику, чтобы тот подтвердил его исцеление.

Этот обряд, описанный в 14-й главе книги Левит, заключался в следующем: необходимо было взять двух птиц и заколоть одну из них над проточной водой. Затем живая птица вместе с куском кедрового дерева, червлёной нитью и иссопом погружалась в кровь заколотой птицы. Священник семь раз окроплял бывшего прокажённого и объявлял его чистым, а живую птицу отпускал. После этого очищенный должен был омыться водой, омыть свои одежды и остричь все волосы. Затем он мог вновь присоединиться к обществу Израиля, хотя и должен был ещё семь дней находиться вне своего шатра. И последнее, на восьмой день он должен был принести требуемую жертву повинности, жертву за грех и хлебное приношение — соразмерно тому, что мог себе позволить, — и священник должен был помазать различные части его тела елеем.

Иисус попросил этого человека не рассказывать ничего о своём исцелении, возможно, потому, чтобы толпа не поклонялась Ему лишь как чудотворцу. Или, возможно, Он не хотел, чтобы на Него смотрели, как на политического освободителя. Могло быть и другое: Господь ещё проходил путь унижения, и превознесение Его толпой было бы преждевременно по отношению к божественному плану.

Все эти причины могли иметь место, но указание Иисуса «Пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей» было специально дано во свидетельство им, то есть толпе и особенно еврейским вождям. Хотя Иисус разрушал лицемерные, поверхностные, небиблейские нормы и обряды книжников и фарисеев, Он не хотел, чтобы люди думали, что Он нарушает требования Божьего закона, который, как Он перед этим заявил, Он пришёл исполнить, а не нарушить (5:17). В дополнение к этому, когда священник объявил бы этого человека чистым, — что он должен был сделать, потому что это было явное исцеление, — чудо Иисуса было бы официально подтверждено правящими кругами Израиля. Вероятно, именно по этой причине Иисус велел исцелённому не говорить о произошедшем никому до тех пор, пока он не предстанет перед священником для обследования. Если бы весть об исцелении Иисусом прокажённого достигла Иерусалима раньше, чем это было бы признано официально, священники, наверняка, не захотели бы удостоверить очищение.

К сожалению, человек, который проявил такую сильную и смиренную веру, от избытка радости не проявил послушания. От Марка мы узнаём, что исцелённый настолько обрадовался, что, «выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду» (Марк. 1:45).

Иисус не один раз отмечал: «Что легче сказать: „Прощаются тебе грехи“, или сказать: „Встань и ходи“?» (Матф. 9:5; ср. Марк. 2:9; Лук. 5:23). Величайшей целью Господа было очистить от греха, а не от болезни, и даже Его физические исцеления становились примером духовного очищения, которое Он предлагал. В этом отношении исцеление проказы было особенно наглядным, потому что её разрушительная способность, её свойство распространяться, её уродство и неизлечимость являются воплощением ещё большей разрушительной способности греха. Как проказа разрушает физическое здоровье человека и делает его отверженным другими людьми, так грех разрушает духовное здоровье человека и делает его отверженным Богом. Но, как Христос может излечить проказу, так Он может также излечить и грех; и как, очистив этого человека от проказы, Он восстановил его для общения с другими людьми, так, очистив человека от греха, Христос восстанавливает его для общения с Богом.

Современное благовестие и личное свидетельство во многом ослаблено потому, что не побуждает человека осознать весь ужас и опасность своего греха. Прийти к Христу — это не значит примкнуть к популярному движению религиозной сентиментальности. Это значит осознать и исповедать свой грех и принести его Господу для очищения. Истинное преображение происходит тогда, когда люди, отчаявшиеся подобно прокажённому, приходят к Христу, в смирении исповедуя свою нужду и с благоговением прося Его о восстановлении. Истинно раскаивающийся человек, как этот прокажённый, приходит без гордости, своеволия, без предъявления своих прав, без заявлений о своём достоинстве. Он видит себя отвратительным грешником, который не имеет никакого права на спасение без преизобильной благодати Божьей. Он приходит, веря, что Бог может спасти и спасёт его, если он доверится Иисусу Христу.

А после того как человек обрёл спасение от греха, Иисус в первую очередь требует, чтобы с этого времени он был послушен Слову Божьему. Только святой образ жизни может быть истинным свидетельством того, что сделал Иисус Христос, спасши нас. Если в нашей жизни не отражается святость и воля Христа, лучше не говорить о наших взаимоотношениях с Ним. Когда христианин живёт в послушании, тогда и его поступки, и слова свидетельствуют о доброте и силе Христа.

Уважаемый человек: язычник 

“Когда же вошёл Иисус в Капернаум, к Нему подошёл сотник и просил Его: «Господи! Слуга мой лежит дома парализованный и жестоко страдает». Иисус говорит ему: «Я приду и исцелю его». Сотник же, отвечая, сказал: «Господи! Я не достоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: „Пойди“, и идёт; и другому: „Приди“, и приходит; и слуге моему: „Сделай то“, и делает». Услышав это, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашёл Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны Царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». И сказал Иисус сотнику: «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе». И выздоровел слуга его в тот час” (Мф.8:5-13)

Многие толкователи считают, что первые три чуда, описанные в 8-й главе, произошли в один и тот же день. Если это так, то Иисус вошёл в Капернаум вскоре после исцеления прокажённого. Проклятый Иисусом (Матф.11:23), этот древний город больше не существует, от него остались только развалины синагоги и нескольких домов, среди которых, по преданию, остатки дома Петра. В дни Христа это был красивый город. Иисус проводил там значительную часть времени и большую часть его, по-видимому, в доме Петра (см. 8:14).

Сотник, который подошёл к Иисусу, был не только язычником, но и офицером римской оккупационной армии, одним из тех, кого евреи обычно сильно ненавидели. Таких воинов часто презирали даже больше других, потому что для комплектации оккупационных сил римляне обычно нанимали иностранцев, проживавших в регионе, — таким образом, в глазах местного населения эти воины были не только угнетателями, но и предателями.

От Луки мы узнаём, что этот сотник на самом деле подошёл к Иисусу через посредников-евреев, так как считал себя духовно недостойным обращаться к Иисусу лично. Возможно, также он ожидал получить категорический отказ из-за того, что был оккупантом. Он, наверное, состоял на службе в войсках нечестивого Антипы и мог быть даже самарянином, полукровным евреем, а таких «чистые» евреи часто ненавидели даже больше, чем язычников. Однако евреи Капернаума высоко ценили этого человека и сказали Иисусу: «Он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу» (Лук. 7:2-5). Этот сотник, подобно Корнилию (Деян. 10:2), был, без сомнения, богобоязненным язычником. Заслуживает внимания тот факт, что обо всех римских сотниках, упоминаемых в Новом Завете, говорится с симпатией. Из библейских описаний, похоже, следует, что все они уверовали во Христа.

Слово пайс, переведённое здесь как «слуга», буквально означает «малое дитя». Лука называет мальчика рабом (доулос), указывая на то, что он, вероятно, родился в семье рабов сотника. В любом случае, сотник очень дорожил этим мальчиком и боялся, что он умрёт (Лук. 7:2). «Господи! — обратился он к Иисусу через посредников. — Слуга мой лежит дома парализованный и жестоко страдает». Какой бы ни была эта болезнь, она причиняла страдания и была смертельной. Как и прокажённый, сотник, похоже, не решался попросить Иисуса конкретно об исцелении, он просто констатирует тяжёлое состояние этого молодого человека — хотя просьба явно подразумевается.

То, что сотник проявил неравнодушие к своему слуге, отличает его от типичного римского воина, который был грубым и бессердечным. Обычный рабовладелец в те дни, будь он военным или гражданским, заботился о своих рабах не более чем о животных. Великий греческий философ Аристотель говорил, что не может быть дружеских чувств или чувства справедливости по отношению к неодушевлённым предметам и даже по отношению к лошади, волу или рабу, так как считалось, что между хозяином и рабом нет ничего общего. «Раб, — говорил он, — это живое орудие труда, точно так как орудие труда — это неодушевлённый раб». Римский знаток права Гай указывал на общепринятое правило: жизнь и смерть раба находятся во власти хозяина. Другой римский писатель, Варрон, утверждал, что единственная разница между рабом, зверем и телегой состоит в том, что раб умеет говорить.

Катон Старший советовал тем, кто попал в затруднительное экономическое положение, просмотреть свой домашний скот и устроить распродажу. Они должны были продать отработавших своё волов, скот, имеющий изъяны, овец, шерсть и шкуры, старые повозки и орудия труда, старых и слабых рабов, и всё, что не нужно.

Но сотник из Капернаума не руководствовался подобными антигуманными идеями. Он был закалённым и способным бойцом (иначе он не был бы сотником), командовавшим сотней людей, о чём говорит его титул. Он был человеком для человека и воином для воина. Однако он глубоко сострадал своему умирающему мальчику-рабу и чувствовал себя недостойным приблизиться к Иисусу. Иисус знал сердце этого человека, и Ему не нужно было слышать прямо высказанную просьбу ни от самого сотника, ни от евреев, которые пришли от его имени. Он просто ответил с любовью: «Я приду и исцелю его».

Когда Иисус приблизился к дому сотника, тот, увидев Его, послал друзей встретить Иисуса (Лук. 7:3). От имени сотника они, отвечая, сказали: «Господи! Я не достоин, чтобы Ты вошёл под кров мой». Сотник искренне считал, что недостоин того, чтобы Иисус так беспокоился из-за него, и, конечно же, не хотел, чтобы Иисус нарушил еврейскую традицию и осквернился, войдя в дом язычника.

Двукратное обращение сотника к Иисусу как Господу указывает на то, что это было больше, чем просто вежливость. Иисус свидетельствует, что такой большой веры, как в этом человеке, Он не видел во всём Израиле (ст. 10).

Этот человек здесь утверждает божественное господство Христа, веря, что Иисус действительно был Богом и, следовательно, имел власть исцелить его парализованного слугу. Так как слуга был слишком болен, чтобы нести его к Иисусу, и так как сотник считал себя недостойным, чтобы Иисус вошёл в его дом, он сказал Христу: «Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». Он, наверняка, слышал об исцеляющей силе Иисуса, а, возможно, и сам был свидетелем таких исцелений. Поэтому он знал, что для Иисуса расстояние не являлось препятствием.

Сотник также понимал, что значит использовать власть. «Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, — сказал он, — говорю одному: „Пойди“, и идёт; и другому: „Приди“, и приходит; и слуге моему: „Сделай то“, и делает». Он признавал власть, даже если это было из области неизведанного и непонятного. Сотник понимал, что если у него была власть заставить своих воинов и рабов выполнять его требования по одному его слову, то Иисусу, обладающему сверхъестественной властью, ещё легче было сказать слово, чтобы слуга выздоровел.

Услышав это, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашёл Я такой веры». Хотя, как Бог, Иисус знал сердца всех людей, но, как Человек, Он был удивлён, что этот воин-язычник проявил больше подлинной веры в Него, чем кто-либо в Израиле. Многие евреи уверовали в Иисуса, но никто не проявил такой искренности, такой чувствительности, смирения, любви и глубины веры, как этот язычник.

Даже Своим ученикам Иисус говорил вскоре после этого случая: «Маловерные…» (8:26). А позже Он говорил Филиппу: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?» (Иоан. 14:9).

Этот язычник не был одинок в своей вере. Иисус заявляет дальше: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны Царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Те, кто имел меньше духовных преимуществ и возможностей познать Божью истину, — язычники с востока и запада, — быстрее откликнулись на Евангелие, чем Божий избранный народ, который относил себя к сынам Царства просто на основании расовой принадлежности.

Как Матфей уже показал через родословную Иисуса, Благая весть пришла через семя Авраама. Но плод Евангелия — спасение — приобретается не по наследству, а через веру. Евреи играли существенную роль в Божьем плане пришествия Мессии и провозглашения Его Благой вести, и они ещё сыграют важную роль в последние времена. То, что Божий Сын родился, жил и умер как еврей, было важной частью Божьего плана спасения. Но то, что Авраам, Исаак и Иаков — или любой другой еврей — будут в Царстве Небесном, будет зависеть не от их еврейства, а от их спасающей веры.

Слова Иисуса, обращённые к тем евреям из Капернаума, были в высшей степени поразительными. То, что Он говорил, полностью противоречило всему, чему их учили раввины. В 29-й главе Второй апокрифической книги Варуха описано то, во что верили евреи, а именно, что будет великий небесный пир, на котором воссядут все евреи и будут есть бегемота, слона и левиафана (гигантское морское чудовище) или кита — как символ неограниченного количества еды. По мнению многих евреев, одной из самых важных и приятных характеристик этого пира будет то, что на нём совершенно не будет язычников.

Но, как сказал Иисус, на этом пире будет много язычников, а многих евреев там не будет. Предполагаемые сыны Царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Бог дал евреям удивительные обетования и привилегии Своего Царства, но, так как они отвергли Царя, когда Он пришёл к ним, они потеряли право на свет Божьего благословения и обрекли себя на внешнюю тьму, где, вместо того чтобы вечно пировать, они будут вечно страдать в среде душераздирающего плача и скрежета зубов. Согласно еврейской традиции, грешники — а в понимании евреев это слово было синонимом слову «язычники» — будут проводить вечность во внешней тьме геенны. Иисус соглашался с их точкой зрения на удел осуждённых грешников (см. также Матф. 22:13; 24:51), но Он указал на их крайнее заблуждение в отношении отождествления тех осуждённых грешников с язычниками.

Ад — это одновременно место и тьмы, и огня, в современном мире такому сочетанию нет аналогов. Частью сверхъестественного качества ада является то, что это будет место огня, боли и мучений, которые будут продолжаться вечно в кромешной тьме.

Быть физическим потомком Авраама было огромной привилегией и преимуществом (Рим. 3:1-2), но, вопреки пониманию евреев, это не гарантировало спасения. Бог делает Своими детьми не детей Авраама по плоти, а детей Авраама по вере (Рим. 8:14-17; Гал. 3:7-9, 26-29; ср. Рим. 4:11, 16). Отвергающие Христа, даже если они физические потомки Авраама, не возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном. Отвергая Сына Божьего — особенно в свете неопровержимого свидетельства Его чудес, — они доказывают, что в действительности они сыны сатаны (Иоан. 8:42-44). Так как они ложные сыны Царства, они отвергают божественное обетование, теряют право на божественное благословение и навсегда изгоняются из божественного Царства. Таково содержание короткого, но отрезвляющего обличения, которому Иисус подверг неверующих евреев перед тем, как исцелил раба сотника.

Иисус снова подтвердил силу веры сотника, когда сказал ему: «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе». И выздоровел слуга его в тот час. То, что слуга выздоровел, было подтверждением, что сотник истинно веровал, иначе его слуга остался бы больным и, вероятно, вскоре умер бы. Исцеление слуги наступило благодаря вере сотника (как ты веровал), и поскольку исцеление было полным, такой же должна была быть и вера. И если у сотника была такая твёрдая вера в чудо, насколько же сильнее она стала, когда он увидел своего юного друга вставшим со смертного одра и приступившим к труду в полном здравии, больше не страдая от боли!

Этот принцип — «как ты веровал» — не стал безусловным обещанием Иисуса всем верующим. Исцеление, связанное с верой, Господь полновластно совершал тогда, когда считал необходимым (см. также, напр., Матф.9:29). Павел имел абсолютную веру в способность Бога исцелить его и получал от Бога исцеления. Бог часто использовал Павла как орудие чудесных исцелений. Но когда он три раза горячо молился о том, чтобы Бог удалил «жало из плоти», Господь ответил ему: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:7-9).

Родственница: женцина 

“Придя в дом Петра, Иисус увидел тёщу его, лежащую в горячке, и коснулся руки её, и горячка оставила её; и она встала и служила им” (Мф.8:14-15)

Многие евреи-мужчины начинали утро с молитвы: «Господь, благодарю Тебя, что я не родился рабом, язычником или женщиной». В первых двух чудесах, описанных в 8-й главе, Иисус проявляет милость и сострадание не только к отверженному прокажённому, но и к отверженному язычнику и его рабу. Здесь же Он проявляет милосердие и сострадание к женщине. Гордые, самодовольные евреи не могли не понять Иисуса: для Него физическое здоровье, раса, социальное положение или пол не имели никакого значения.

Ничто из этого само по себе не являлось преимуществом и помехой в Его служении и проповеди. И то, что униженные люди чаще получали Его благословения, происходило потому, что именно таковые чаще всего проявляли смирение и признавали свою нужду. И наоборот, возвысившие себя не получали Его благословений потому, что часто были горды и самодовольны.

Марк пишет, что, когда Иисус, Пётр, Андрей, Иаков и Иоанн прибыли в дом Петра, кто-то из них заметил, что тёща Петра больна, «и тотчас говорят Ему о ней» (Марк. 1:30). Лука добавляет, что у неё была сильная горячка и какие-то неназванные друзья или родственники «просили Его о ней» (Лук. 4:38). В ответ на их просьбу Иисус вошёл в её комнату и увидел, что она лежит в горячке.

Мы не знаем причины её заболевания, но то, что горячка была сильной и женщина не могла встать, даёт возможность предположить, что болезнь была крайне серьёзной и, возможно, угрожала её жизни. Условия жизни в то время не позволяли большинству людей такую роскошь, как постельный режим всякий раз, когда они себя плохо чувствовали. Физическая боль и недомогание были обычным явлением жизни, и если боль была переносимой, то человек продолжал выполнять свои обязанности.

И снова Иисус откликнулся и совершил исцеление мгновенно. Он коснулся руки её, и горячка оставила её; и она встала и служила Ему и бывшим с Ним (Марк. 1:31; Лук. 4:39). Исцеляющее прикосновение Иисуса мгновенно удалило горячку и боль, и, возможно, спасло ей жизнь. Мы можем быть уверены, что она служила своему милостивому Господу с особым вниманием и заботой.

Хотя понятно, что тёща Петра была женщиной, она была также и еврейкой. Возможно, что после строгих слов в ст. 11-12 Иисус не хотел, чтобы создалось впечатление, что Бог покинул Свой избранный народ, хотя большинство этого народа оставило Его. То, что Царство было открыто для верных язычников, конечно, не означало, что оно закрыто для верных евреев. Павел ясно говорит об этом в Послании к Римлянам: «Не отверг Бог народа Своего, который Он наперёд знал… Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток… Ибо если ты [язычник] отсечён от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более эти природные привьются к своей маслине» (Рим. 11:2, 5, 24).

Вся слава Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий