Видящие слепые

“И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа. И вот, двое слепых, сидевших у дороги, услышав, что Иисус идёт мимо, начали кричать: «Помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» Народ же заставлял их молчать; но они ещё громче стали кричать: «Помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: «Чего вы хотите от Меня?» Они говорят Ему: «Господи! Чтобы открылись глаза наши». Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним” (Мф.20:29-34)

В этот момент Иисус шёл в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху со Своими учениками. Однако намного важнее было то, что Он шёл туда, чтобы пострадать и умереть (20:18-19). Иисусу предстояло последний раз отпраздновать Пасху, а затем отдать Себя как последнего, совершенного Пасхального Агнца в жертву за грехи всего мира (Евр. 7:27).

Через несколько недель Его схватят, будут судить и отдадут на распятие.

Нас может удивлять, что Он уделил время этим двум нищим и послужил им.

Ведь эти последние несколько дней Он мог посвятить обучению и наставлению учеников. Они так медленно усваивали всё, чему Он учил их.

Причиной Его действий было сострадание (Матф. 20:34). Когда ещё Иисус мог проявить такую глубину божественного сострадания, чем когда шёл на распятие? Двенадцать однажды посмотрят назад — на исцеление в Иерихоне и на другие Его дела милосердия — и поймут, что их Господь никогда не был слишком занят, чтобы проявить милость, никогда не спешил настолько, чтобы не исцелить страждущего, и никогда Его собственные мучения не делали Его бесчувственным к страданиям других. Осознание этого, само по себе, будет одним из величайших уроков, который они извлекут из примера Своего Господа. В этих нескольких стихах мы находим один из самых прекрасных портретов Божьего любящего, сострадательного сердца.

Их настойчивая мольба 

“И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа. И вот, двое слепых, сидевших у дороги, услышав, что Иисус идёт мимо, начали кричать: «Помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» Народ же заставлял их молчать; но они ещё громче стали кричать: «Помилуй нас, Господи, Сын Давидов!»” (Мф.20:29-31)

Когда Иисус и ученики выходили из Иерихона, за Ним следовало множество народа. Господь закончил Своё служение в Галилее, послужил на восточном берегу Иордана в Перее и теперь вновь пересёк Иордан, оказавшись опять в Иудее, севернее Мёртвого моря, возле Иерихона.

Город Иерихон был жемчужиной в бесплодной пустыне, окружавшей Мёртвое море, оазисом, где была вода, росли красивые деревья и где собирали богатый урожай смокв, цитрусовых и других фруктов. Среди всего прочего, этот город был известен как город пальм. В нём Ирод построил форт и зимний дворец, а Иосиф Флавий описывает, что когда в Иерусалиме шёл снег, в Иерихоне, всего в двадцати пяти километрах, было тепло и приятно.

Несомненно, что с Иерихоном у Иисуса было связано много воспоминаний. Там когда-то жила Раав, блудница, особенная женщина в истории Израиля и в родословной Иисуса. Хотя Раав и была блудницей и язычницей, она уверовала в Бога Израиля и вместе со своей семьёй была спасена, когда Господь разрушил этот древний город. Наряду с другой язычницей, Руфь, Раав является одной из двух женщин, которые названы по имени в родословной Иисуса (Матф. 1:5). Именно на пустынных холмах к западу от Иерихона, которые были видны из города, Иисус провёл сорок дней, будучи искушаем сатаной.

Тогда как Матфей описывает, что Иисус выходил из Иерихона, Марк говорит о том, что Он и Его ученики «приходят в Иерихон» (10:46), а Лука утверждает, что «подходил Он к Иерихону» (18:35). Это отличие можно объяснить тем, что Матфей имел в виду старый Иерихон, развалины которого всё ещё можно увидеть сегодня, а другие два автора имели в виду современный им город. В этом случае Иисус, видимо, покидал развалины старого города и входил в новый. Или, возможно, что Иисус прошёл через весь город на окраину и теперь выходил из него. Когда Он ответил на мольбу двух слепых, мимо которых Он уже прошёл, Он, возможно, повернул и опять возвращался в город, где позже встретил Закхея (Лук. 19:1-2). В любом случае, за Ним следовало множество народа, что было обычным явлением.
Слово «вот» использовалось для привлечения особого внимания к чему-то или кому-то. В данном случае это были двое слепых, которые обычно оставались незамеченными. Слепые люди были обычным явлением на Ближнем Востоке, особенно в городах. Так как никто из них не мог работать, и очень немногие имели семьи, способные содержать их, многие слепые, как эти двое, были нищими (см. Марк. 10:46). Обычно они собирались за городскими воротами, где проходило много путешествующих, которые, в отличие от обычного прохожего на улице, имели с собой немалые деньги.

В Иерихоне рос особый куст — бальзамин, из которого делали лекарство для лечения слепоты. Поэтому в городе было особенно много слепых людей, приходивших в надежде на исцеление. Двое слепых, обратившихся с просьбой к Иисусу, были, вероятно, из тех сотен, которые находились поблизости.

Слепота была обычным явлением в древности, да и сегодня она остаётся серьёзной проблемой в слаборазвитых странах мира. Многие люди теряли зрение в результате несчастных случаев или ранений во время войн. Многие слепли сразу же после рождения, заразившись гонореей от матери во время родов. Многие женщины были носителями этой инфекции, хотя большинство из них сами не болели. Другие младенцы теряли зрение из-за трахомы, опасной формы конъюнктивита. Хотя обычно проходило от нескольких дней до нескольких недель, пока наступала полная слепота, инфицированные младенцы были слепы практически с момента рождения. Глазная инфекция при рождении до сих пор является большой опасностью, даже в современном обществе. Поэтому врачи в плановом порядке закапывают глаза младенцам антисептическими каплями.

Марк и Лука упоминают только об одном человеке, которого Марк называет «Вартимей, сын Тимея», и который, очевидно, говорил от имени обоих (см. Марк. 10:46; Лук. 18:35). Марк затрагивает чувствительную струну, называя этого человека и даже его отца по имени. И хотя Вартимей вряд ли был известным человеком, когда был нищим слепым, возможно, позже он стал весьма уважаемой личностью в ранней Церкви, хорошо известной Марку и тем, кому Марк писал. Марк как бы говорил своим читателям: «И знаете, кто был один из этих слепых? Вартимей, наш дорогой друг и брат во Христе!» Услышав, что Иисус идёт мимо, Вартимей и его друг начали кричать: «Помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» Слово кразо, от которого образован глагол «кричали», — звукоподражательное слово, оно использовалось для обозначения любого вопля или страдальческого крика. Это слово могло обозначать и громкие крики душевнобольных людей, и стенания женщин при родах. Оно использовалось в эпизоде с женщиной-хананеянкой (возле Тира и Сидона), с криком обратившейся к Иисусу, чтобы Он исцелил её дочь (Матф. 15:22), и в эпизоде, когда толпа призывала распять Иисуса (Марк. 15:13-14).

Этим словом описан даже вопль Иисуса на кресте (Матф. 27:50).

Эти двое слепых были в абсолютном отчаянии, понимая, что упускают последнюю надежду на исцеление. Они вряд ли знали о предстоящем распятии Иисуса, но, должно быть, чувствовали, что больше никогда не встретят Его и что это их последний шанс. Поэтому они кричали изо всех сил, не обращая внимания на окружающих, лишь бы быть услышанными Иисусом.

Что поражает в этих двух людях, так это не их физическая слепота, бывшая обычным явлением в древности, а их духовное зрение — явление довольно редкое в любое время. Физически они не могли видеть, но духовно видели очень много.

Слепые назвали Иисуса Господом, но это не значит, что они считали Его Мессией. Слово «Господь» (или «Господин») было обычным уважительным обращением не только по отношению к людям, занимающим высокое положение, но ко всем, кто вызывал особое уважение. Однако то, что они просили Иисуса помиловать их и назвали Его мессианским титулом «Сын Давидов», ясно указывает на признание в Нём Того, Кем Он являлся. Объявив Марии о рождении Иисуса, ангел сказал, что её Сыну будет дан «престол Давида, отца Его» (Лук. 1:32). Когда через несколько дней после этого случая в Иерихоне Иисус вошёл в Вербное (Пальмовое) воскресенье в Иерусалим, толпы народа приветствовали Его: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Матф. 21:9). Каждый еврей знал, что, согласно Писанию, «Христос придёт от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид» (Иоан. 7:42).

Но у этих слепых доверие Христу и решительность их поступка были следствием смиренного состояния их сердца. Умоляя об исцелении, они сознавали, что недостойны помощи Иисуса, что ничего не заслужили у Сына Давидова и что только Его благодать может им помочь. Они полностью положились на Его милость. Трудно что-либо сказать по поводу их веры в тот момент, но ясно одно: они признавали мессианство Иисуса и Его сверхъестественную силу исцелять.

Когда человек делает шаг к Богу с той верой, которую имеет, даже если она несовершенна и слаба, Бог принимает его и ведёт к искуплению. Через Иеремию Господь заявил: «Взыщете Меня — и найдёте, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29:13). Говоря о двух слепых возле Иерихона, Альфред Эдершайм прекрасно подметил, что «вера этих слепых поднялась на полную высоту божественной возможности».

Негодуя по поводу навязчивости этих двух людей, народ заставлял их молчать. Мир, включая многих христиан, часто может быть бессердечным и жестоким. Все люди в этой толпе, несомненно, были при здоровье и гораздо лучше преуспевали в экономическом и социальном плане, чем эти двое слепых, но их волновали исключительно собственные эгоистические интересы, поэтому эти нищие вызывали у них раздражение.

Но, как заметил Ф. Ф. Брюс, эти двое слепых «не поддались давлению равнодушной толпы» и ещё громче стали кричать: «Помилуй нас, Господи, Сын Давидов!»

Оказанная Им сверхестественная честь

“Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: «Чего вы хотите от Меня?» Они говорят Ему: «Господи! Чтобы открылись глаза наши». Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним” (Мф.20:32-34)

Иисус, несомненно, услышал их сразу, но по причинам, известным только Ему, не спешил отвечать, пока они не закричали вновь. Потом, остановившись, Он подозвал их и сказал: «Чего вы хотите от Меня?» Марк пишет, что Иисус сначала послал к ним кого-то сказать: «Не бойся, вставай, зовёт тебя». Услышав эти слова, Вартимей настолько обрадовался, что «сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришёл к Иисусу» (Марк. 10:49-50). Он, очевидно, был настолько уверен в своём исцелении, что надеялся сам вернуться за своей верхней одеждой.

Слепые ответили Иисусу: «Господи! Чтобы открылись глаза наши».

После долгих лет слепоты их единственным и неодолимым желанием было видеть. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их. Когда Творец Вселенной протянул руку к этим людям, Он остановил действие законов природы, которые Сам создал. Умилосердившись, Сын Человеческий, Который был также и Сыном Божьим, явил бесконечную Божью милость, восполнив физическую нужду, о которой они просили.

Когда Матфей сказал: «Прозрели глаза их», он использовал тот же глагол, что и Вартимей в своей просьбе (Марк. 10:51). Переведённый так глагол может означать, что эти люди когда-то видели. Если это так, то они гораздо острее ощущали отсутствие зрения, чем если бы они не имели его никогда.

Иисус по-разному совершал чудеса исцеления. Иногда Он просил, чтобы страдающий от болезни совершил что-то сам. Иногда Господь просто произносил слово, а иногда совершал какое-то действие, например, прикасался к глухому уху или делал брение из земли и мазал глаза слепого. В данном случае Иисус прикоснулся к глазам их. Его чудеса всегда были завершёнными, и обычно, как в этом случае, они были мгновенными, не поддающимися естественному объяснению.

Интересно, что деятельность многочисленных самопровозглашённых целителей как на протяжении истории, так и в наши дни, не отмечается восстановлением зрения и воскрешением мёртвых. Можно имитировать многие болезни или внушить временное облегчение, воздействуя на отчаявшийся разум. Но где же чудеса возвращения зрения слепым? Где те, у кого повреждённое или отсутствующее зрение было полностью восстановлено с помощью возложения рук целителя? И где те, которые были мертвы и ожили?

Более распространённой и трагичной была не физическая, а духовная слепота, которую, должно быть, ощущали эти двое, когда встретились с Сыном Божьим. И контекст даёт основания предположить, что они стремились к освобождению и от этой слепоты.

Иисус родился в мире людей, которые, за редким исключением, духовно были совершенно слепы. Он «был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли» (Иоан. 1:9-11;
ср. 8:12). Как в те давние времена, так и сегодня люди были и остаются духовно слепыми потому, что не хотят видеть Божью истину. Иисус объяснил Никодиму, что «суд… состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Иоан. 3:19-20).

«Светильник для тела есть око, — сказал Иисус в Нагорной проповеди. — Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло; если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Матф. 6:22-23). К естественной духовной слепоте человека сатана добавляет ещё и свою. «Бог века сего ослепил умы, — заявляет Павел, — чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога» (2 Кор. 4:4). И эту двойную слепоту Бог может усилить ещё больше. Когда человек настойчиво отказывается слышать Божье Слово и поверить в Него, Бог может усилить ожесточение его сердца. Господь дал Исаии незавидное задание сказать собратьям-евреям:

«Слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите». Исаии, по сути, было сказано сделать грубым «сердце народа этого… [поскольку они] ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6:9-10).

Разум неверующих евреев был ослеплён. Они не понимали Слова Божьего во всей полноте, потому что «умы их ослеплены, — говорит Павел, — ибо то же самое покрывало доныне остаётся неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом» (2 Кор. 3:14; ср. Рим. 11:25). Воплощением духовной слепоты были лицемерные, неверующие книжники и фарисеи, религиозные вожди Израиля, которых Иисус называл «вождями слепыми» (Матф. 23:16, 24).

Дальнейшим доказательством того, что эти слепые стремились не только к физическому, но и к духовному зрению, служит то, что, после того как Иисус восстановил им зрение, они пошли за Ним. Верно, что многие, вероятно большинство людей, которые следовали за Ним (ст. 29), не были истинными учениками. Но Лука говорит, что Вартимей и, предположительно, его товарищ последовали за Иисусом, «славя Бога» (18:43). Это даёт веское основание верить, что слепые были исцелены не только физически, но и духовно.

В дополнение к этому Марк записал слова Иисуса: «Иди, вера твоя спасла тебя» (Марк. 10:52). «Спасла» — перевод слова созо, которое означает любой вид спасения или освобождения, включая освобождение от физического недуга или опасности (см. Матф. 8:25; Марк. 13:20; Лук. 23:35). Но это слово является самым распространённым термином в Новом Завете, означающим спасение, избавление от греха через Христа, и, похоже, именно это значение вложил Иисус в Свои последние слова, обращённые к этим людям.

Иисус не требовал веры для исцеления. Многих людей Он вообще исцелил по просьбам других, как в случае с сотником, который просил исцелить его парализованного слугу (Матф. 8:5-13). Младенцы, которых Иисус исцелил, и воскрешённые из мёртвых явно не могли иметь веру. Новый Завет описывает множество людей, которые были исцелены без веры, но ни один человек не был спасён без веры, потому что спасение даётся только по Божьей благодати через веру (Ефес. 2:8). Поэтому похоже, что частью заявления Иисуса: «Вера твоя спасла тебя» — было заверение этих людей в спасении. Эти же слова Он произнёс единственному прокажённому, который прославил Бога за своё исцеление и вернулся, чтобы поблагодарить Иисуса (Лук. 17:12-19).

Все десять прокажённых были исцелены физически, но только этот человек благодаря своей вере был спасён. Его очищение (ст. 14) было физическим, а его спасение (ст. 19) — духовным.

Эта история демонстрирует, что исцеление физического недуга Иисусом имеет три особенности.

Во-первых, Его могущественная, поразительная демонстрация Божьего сострадания к людям была доказательством Его мессианства.

Во-вторых, этим чудом Иисус предварил Тысячелетнее Царство, где не будет ни болезней, ни других физических недугов.

В-третьих, исцеления, совершённые Им, были символичными. Исцеление слепоты было образом неизмеримо более прекрасного исцеления духовной слепоты. То, что Иисус сделал для слепых глаз, было ярким прообразом того, что Он желает сделать для слепых душ.

Вся слава Христу

Что делать в первые минуты после смерти? Как решить вопрос с моргом? Где получить все необходимые документы? Как организовать похороны с соблюдением всех традиций и обрядов? Специалисты компании «Мосбюро» помогут решить эти вопросы, предоставив все необходимые ритуальные услуги для вас. Оказывая полный комплекс ритуальных услуг, мы гарантируем высокое качество работы, а также внимательное отношение к родным и близким усопшего.

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий