Удивительное погребение Иисуса

“Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи по имени Иосиф, который также учился у Иисуса. Он, придя к Пилату, просил тела Иисуса. Тогда Пилат приказал отдать тело. И, взяв тело, Иосиф обвил его чистой плащаницей и положил его в своём новом гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. На другой день, который следует за пятницей, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: «Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: „После трёх дней воскресну“. Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: „Воскрес из мёртвых“; и будет последний обман хуже первого». Пилат сказал им: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете». Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать” (Мф.27:57-66)

Одним из величественных свойств Бога является Его абсолютное полновластие, Его верховное правление и владычество над всем во вселенной. Он ― Творец всего. Благодаря Ему всё живёт и существует, Он предписывает и совершает всё.

Летописец писал: «Твоё, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие. И всё, что на небе и на земле, Твоё: Твоё, Господи, Царство, и Ты превыше всего как Владычествующий. И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить всё» (1 Пар. 29:11-12). И опять он восклицает: «Господи, Боже отцов наших! Не Ты ли Бог на небе? И Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя!» (2 Пар. 20:6).

Иов говорил о Господе: «Но Он твёрд; и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет душа Его» (Иов. 23:13). Псалмопевец писал: «Бог наш на небесах; творит всё, что хочет» (Пс. 113:11), а также: «Господь творит всё, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» (Пс. 134:6). Автор книги Притч сказал: «Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу» (Прит. 21:30). Через Исаию Сам Господь провозгласил: «Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времён то, что ещё не сделалось, говорю: „Мой совет состоится, и всё, что Мне угодно, Я сделаю“» (Ис. 46:9-10).

После того как Бог на некоторое время поразил безумием языческого царя Навуходоносора за его высокомерие и гордость, этот царь исповедал, что Божье «владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды родов. И все живущие на земле ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: „Что Ты сделал?“» (Дан. 4:31-32).

Апостол Павел обобщил все эти истины в простом утверждении, что Бог совершает «всё по изволению воли Своей» (Ефес. 1:11).

Человек не в состоянии постичь, как безграничный, вечный разум Бога способен совершать задуманные Им величайшие дела с такой же лёгкостью, как и дела незначительные. Чтобы хоть немного проникнуть в эту великую истину, необходимо понять, что Бог правит этим миром с помощью двух взаимосвязанных средств: чудес и провидения.

Для того чтобы достичь Своих целей, Бог иногда сверхъестественным образом вмешивается в естественный процесс, который Он Сам и предопределил и которым Сам повелевает. Поступая так, Он отменяет то, что мы называем естественным законом, и таким образом совершает то, что научно необъяснимо. Такое божественное вмешательство называется чудом.

Само творение было первым величайшим вмешательством в естественное сложившееся положение, когда Бог за шесть дней из ничего создал Вселенную. Потоп в дни Ноя был всемирным, сверхъестественным нарушением фактически всех естественных процессов. Казни в Египте и смерть первородных были местным, но не менее сверхъестественным вмешательством в естественные процессы. Таким же сверхъестественным вмешательством было разделение Красного моря и манна небесная в пустыне. Господь сверхъестественным образом повелел солнцу остановиться для Иисуса Навина и заставил стены Иерихона пасть без механического воздействия на них. Он заставил землю поглотить Корея и его сподвижников-бунтарей, а также чудесным образом наделил Самсона необычайной физической силой, так что тот, помимо всего прочего, уничтожил тысячу человек (Суд. 15:15-16).

Бог сделал так, что обух топора всплыл, осёл заговорил, а огненная колесница доставила Илию прямо на небеса, так что он избежал смерти.

Бог заградил уста голодным львам, Он повелел огромной рыбе проглотить Иону и держать его в своём желудке три дня, не причинив пророку никакого вреда.

Второй сверхъестественный способ, которым пользуется Бог, чтобы осуществить Свою волю, ― это божественное провидение. Слова «провидение», как и слова «Троица», нет в Писании, хотя оно явно или косвенно присутствует на каждой его странице. Провидение подразумевает Божье независимое управление вселенной с помощью нормальных природных явлений и событий. В Своём полновластном провидении Бог может взять практически бесконечное число событий и обстоятельств, а также бесконечное множество человеческих позиций, амбиций и способностей, которые имеют место в естественном мире и в мире бесов, и заставить всё это работать вместе с дотошной точностью, чтобы в совершенстве исполнить Его божественную волю.

Посредством чудес Бог вмешивается и нарушает обычный, естественный ход процессов и событий, тогда как посредством провидения Он берёт эти процессы и события, как они есть, и дирижирует ими, чтобы совершить Свою предопределённую волю. Поэтому с человеческой точки зрения провидение кажется более поразительным, чем чудо. Когда Бог совершает чудо, Он «просто» заменяет естественные события и обстоятельства Своими особыми событиями и обстоятельствами, обычно в течение короткого периода времени, а часто и во мгновение ока. Одна ко провидение подразумевает бесконечно более сложную задачу, когда Господу нужно взять естественные события и обстоятельства, а также ограниченную, но реальную свободу человеческого и бесовского разума и воли и, зачастую на протяжении длительного времени, управлять всеми этими элементами, чтобы безупречно исполнить Свой предопределённый план. Мириады отдельных и, казалось бы, случайных планов, выборов, действий и событий постоянно работают вместе, складываясь в стратегию, чтобы исполнить Божий предопределённый план.

На протяжении всего Писания Бог представлен как полновластно управляющий громом и молнией, дождём и снегом, реками и горами, жарой и холодом, животными и птицами, городами и странами, новорождёнными и умирающими, здоровыми и больными, бедными и богатыми, слабыми и сильными, простыми и непростыми, правителями и подданными, миром людей и миром бесов, естественным и сверхъестественным.

Иосиф был одним из двенадцати сыновей, родившихся у Иакова во исполнение Божьего заветного обещания Аврааму. Из-за ненависти и зависти своих братьев Иосиф был продан в рабство и увезён в Египет.

Там он был ложно обвинён в обольщении жены своего хозяина и брошен в темницу, где Бог дал ему дар толкования снов одного из узников, а затем и фараона. В конце концов Иосиф был возвышен и стал вторым человеком в государстве после самого фараона. Благодаря высокому положению он смог спасти свою семью от голода и чудесным образом воссоединился с ней. Не использовав ни одного чуда, Бог полновластно, посредством провидения управлял каждым мгновением жизни Иосифа и людей вокруг него. Осознавая эту глубокую истину, Иосиф сказал своим раскаявшимся братьям: «Вот, вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть, — сохранить жизнь великому числу людей» (Быт. 50:20; ср. 45:5).

В другой прекрасной истории Бог с помощью провидения направлял жизнь благочестивой Ноемини, её невестки, моавитянки Руфь, и её будущего зятя, Вооза. Благодаря верному свидетельству Ноемини Руфь уверовала в истинного Бога, а благодаря бескорыстной любви Вооза она оказалась в родословной Мессии, став прабабушкой Давида.

Несмотря на то что в книге Есфирь не упоминается имя Бога, в ней изложено одно из самых проникновенных в Писании свидетельств Божьей силы в провидении. В книге нет описания чудес, однако Бог действует таким образом, что это выходит за рамки естественного. Еврейская пленница Есфирь нашла благоволение в глазах царя Артаксеркса, правителя великой Мидо-персидской империи, и стала царицей с большими привилегиями. Когда Есфирь и её приёмный отец Мардохей узнали о плане злого чиновника по имени Аман, замышлявшего уничтожить всех евреев в империи, Есфирь, рискуя жизнью, заступилась за свой народ.

Даже будучи царицей, Есфирь могла быть казнена не только за то, что явилась к царю без приглашения, но и за признание в том, что она была еврейкой. Но в результате царь издал указ от имени Есфири, согласно которому Аман был повешен на том дереве, которое он приготовил для Мардохея, а еврейский народ был избавлен от истребления.

Вдохновлённый божественной мудростью древний автор мог заявить: «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Прит. 16:9), и: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определённое Господом» (19:21). Иеремия признался: «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иер. 10:23). Павел напоминал верующим, что их жизнь удивительным образом направляется их Небесным Отцом: «Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Фил. 2:13). Иисус утверждал: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Иоан. 5:17). Даже во время воплощения Отец и Сын действовали в совершенной гармонии, чтобы исполнить Свою суверенную, божественную волю.

Нигде в Писании Божье непостижимое и удивительное провидение не проявляется так явно, как в погребении Иисуса. В толкованиях, проповедях и при изучении Библии о Его погребении часто говорят вскользь, как о необходимом событии между Его смертью и воскресением. Существует сильная тенденция перейти сразу же от смерти Иисуса к Его воскресению, упоминая о погребении лишь мимоходом. Но повествование Матфея о погребении Иисуса Христа содержит несколько поразительных истин, которые удивительным образом свидетельствуют о полновластном правлении Бога.

Хотя погребение Иисуса — это трогательная и интересная история, оно кажется несколько земной и обычной по сравнению с такими драматическими событиями, как Его смерть и воскресение. Однако даже Его погребение указывает на проявление Божьей суверенной власти. В суде над Христом, в Его распятии и в Его погребении не было ничего чудесного, но Божье провидение управляло каждой мелочью.

Каждая подробность погребения Иисуса (особенно в Евангелии от Матфея), включая планы Его врагов, является свидетельством того, что Он был Сыном Божьим, Мессией и Царём. Человеческого объяснения этим событиям не существует. Здесь Иисус снова показан ни кем иным, как Сыном Божьим и полновластным Правителем Божьего Царства.

Иосиф из Аримафеи

“Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи по имени Иосиф, который также учился у Иисуса. Он, придя к Пилату, просил тела Иисуса. Тогда Пилат приказал отдать тело. И, взяв тело, Иосиф обвил его чистой плащаницей и положил его в своём новом гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился” (Мф.27:57-60)

Первый основной момент в повествовании Матфея связан с исполнением двух ключевых пророчеств: одно было изречено Исаией, а другое — Самим Иисусом.

53-я глава книги пророка Исаии — самое прекрасное и самое подробное ветхозаветное предсказание о страданиях и смерти Мессии. В этом предсказании есть утверждение, что «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого» (ст. 9). Это туманное пророчество невозможно было постичь в полной мере, пока не произошло фактическое погребение. Мы теперь понимаем откровение Святого Духа, что, хотя враги Иисуса и намеревались похоронить Его с обычными преступниками, Бог в Своём плане предназначил Ему быть погребённым не со злодеями, а в гробнице богатого человека, который, как подразумевается, был благочестивым.

Вторым пророчеством, которое исполнилось в погребении Иисуса, было Его собственное заявление: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Матф. 12:40; ср. 16:21; 26:61).

Фраза «когда же настал вечер» означает, что наступило время с 15:00 до 18:00. Это время у евреев считалось концом дня и началом вечера. Было «около девятого часа», или три часа пополудни, когда Иисус произнёс Свои последние слова на кресте и «испустил дух» (Матф. 27:46-50).

Иисус должен был умереть за несколько часов до конца дня, и на это было две причины.

Во-первых, так как суббота начиналась с шести часов того же дня, Его должны были снять с креста до этого времени, чтобы приготовить тело для погребения, не осквернив субботы.

Во-вторых, как подробно объясняется ниже, Иисуса нужно было похоронить до окончания пятницы, потому что Он должен был находиться в земле по крайней мере часть трёх отдельных дней до Своего воскресения, как Он Сам и объявил.

Иоанн объясняет: «Так как тогда была пятница, то иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была днём великим, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (Иоан.
19:31). Тот факт, что это происходило накануне субботы, убедительно доказывает, что Иисус был распят в пятницу, которую евреи обычно называли «подготовительным днём».

Хотя раввинская традиция добавила множество крайне глупых ограничений к соблюдению субботы, Сам Бог дал повеление Своему народу: «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20:8). Помимо всего прочего, даже пищу следовало готовить накануне, чтобы не работать в субботу. Когда Господь посылал манну для детей Израиля в пустыне, в пятницу Он давал двойное количество, чтобы в субботу не нужно было собирать её.

Закон Моисея также требовал, чтобы труп казнённого преступника не оставляли «ночевать на дереве». Закон повелевал: «Погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом всякий повешенный на дереве, и не оскверняй земли твоей, которую Господь, Бог твой, даёт тебе в удел» (Втор. 21:23). Если это считалось осквернением даже для обычного дня недели, то тем более ― для субботы. И, как подчёркивает Иоанн в вышеприведённом отрывке, эта конкретная суббота, которая вот-вот должна была наступить, почиталась особенно святой, так как была праздничным днём Пасхи. Это было бы ужасным осквернением, если бы мёртвые тела висели на крестах за северной стеной Иерусалима и, возможно, были видны из храма в такой праздничный святой день.

Нигде нечестивое лицемерие еврейских вождей не проявляется так явно, как в их настойчивости, чтобы тело Иисуса было снято до наступления субботы. Они не испытывали угрызений совести от того, что убили Господина субботы, однако проявляли дотошную щепетильность в том, чтобы не осквернить субботу, оставив Его тело висеть на кресте до наступления этого дня.

Так как римляне не позволили бы снять распятого человека с креста живым, еврейские вожди попросили у Пилата разрешения перебить голени этим трём распятым, чтобы наступила быстрая смерть. В подобных случаях пользовались большими деревянными молотками. Это лишало жертву возможности упираться ногами, чтобы сделать вдох. Распятым причинялась ещё одна страшная боль, но она была недолгой, так как быстро наступала смерть от удушья.

Известный богослов Альфред Эдершайм пишет, что после этого воины наносили так называемый смертельный удар, который заключался в том, что жертве вонзали копьё в сердце. Вероятно, это делалось с целью убедиться, что смерть действительно наступила.

Так как Пилат не посмел больше оскорблять еврейских вождей, он отдал приказ, чтобы распятым перебили ноги. Воины перебили ноги разбойникам, висевшим рядом с Иисусом. Но, подойдя к Иисусу, они увидели, что Он мёртв. Поэтому «один из воинов копьём пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода» (Иоан. 19:34). Таким образом, ещё раз было исполнено Писание. Как объясняет далее Иоанн (ст. 36), псалмопевец за несколько веков до этого события говорил, что Бог «хранит все кости его — ни одна из них не сокрушится» (Пс. 33:21). Римляне не могли знать об этом псалме и, конечно же, не стали бы специально исполнять это пророчество. Они исполнили это предсказание, потому что Бог направлял их, какие бы человеческие причины за этим ни стояли.

Далее Иоанн опять объясняет, что пророчество было также исполнено, когда Иисус получил рану от копья, так как «в другом месте Писание [Зах. 12:10] говорит: „Воззрят на Того, Которого пронзили“» (Иоан. 19:37). Так как воин увидел, что Иисус мёртв, у него не было реальных причин наносить этот смертельный удар копьём. Но он неосознанно сделал это во исполнение Божьего Слова, и рана оказалась настолько глубокой, что Иисус мог сказать Фоме, чтобы тот вложил руку в неё (Иоан. 20:27). Ни одна кость в теле Иисуса не была повреждена, но Его бок был пронзён — точно так, как было предсказано.

В псалме, который считается многими, изучающими Библию, мессианским, Давид писал: «Поношение сокрушило сердце моё» (Пс. 68:21).

Некоторые медики считают, что в чрезвычайных обстоятельствах человеческое сердце буквально может разорваться от эмоционального напряжения, от чего кровь попадает в околосердечную сумку, окружающую сердце, и смешивается там с лимфой. Если именно так и было, то в смерти Иисуса исполнилось ещё одно пророчество.

Обычно как только распятого объявляли мёртвым, его тело снимали с креста и бросали в общую могилу для преступников. Исаия пророчествовал, что именно такой удел приготовили телу Мессии Его враги (Ис. 53:9). Римляне не имели никакого уважения к мёртвому телу, поэтому трупы часто бросали в могилу, оставляемую открытой для животных и птиц, питающихся падалью. Иногда мёртвые тела просто бросали на горящую свалку мусора, как, например, постоянно тлеющая мусорная свалка в долине Еннома (Геенна), к югу от Иерусалима.

К тому времени, когда Иисус умер, даже Иоанн, очевидно, покинул Голгофу, и там остались только несколько верных женщин. Они не могли сами позаботиться о теле, особенно в то короткое время, которое оставалось до конца дня, к тому же, у них не было места для погребения Иисуса.

Но когда наступило назначенное время, Бог коснулся сердца одного благочестивого человека. Поэтому, когда настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи по имени Иосиф, который также учился у Иисуса. Как уже объяснялось выше, вечером называли время с трёх до шести часов пополудни, затем наступал следующий день, в данном случае суббота. Если бы Иосиф попросил тело раньше, Иисус ещё не был бы мёртв, а если бы он пришёл позже, то не успел бы приготовить тело к погребению до наступления субботы.

Иосиф был не только богатым человеком, во исполнение пророчества Исаии (Ис. 53:9), но и знаменитым членом совета, Синедриона, и он «ожидал Царства Божьего» (Марк. 15:43). Однако, в отличие от других членов Синедриона, он был «человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их», когда они осуждали и казнили Иисуса (Лук. 23:50-51).

Единственно, что мы точно знаем об Аримафее, так это то, что это был город иудейский (Лук. 23:51), то есть он находился в Иудее. Хотя Галилея и находилась в центре древнего Израиля, там поселилось много язычников, поэтому эту территорию и область к востоку от неё часто называли Галилеей языческой (см. Матф. 4:15; ср. Ис. 9:1). Иудея же была самой ярко выраженной еврейской областью Палестины и считалась землёй евреев. Поскольку Иосиф, предположительно, имел место для погребения недалеко от своего города, то обычно считается, что Аримафея находилась рядом с Иерусалимом. Многие богословы считают, что Аримафея находилась на месте древней Рамы, города в нескольких километрах севернее Иерусалима, выходцем из которого был пророк Самуил.

В какой-то момент времени в промежутке трёх лет Иосиф учился у Иисуса, хотя и был «тайным [учеником] из страха перед иудеями» (Иоан. 19:38). Будучи последователем Иисуса, Иосиф не раз слышал, как Господь проповедовал и учил. Вероятно, он был также свидетелем многих чудес Иисуса.

Как уже отмечалось, Иосиф был тайным учеником, поэтому следовал за Иисусом и учился у Него на расстоянии. Возможно, что впервые он услышал Иисуса, находясь среди других членов Синедриона, когда те пришли, чтобы покритиковать и осудить Иисуса, и, слушая Христа, убедился в Его мессианстве. Но если бы Иосиф публично объявил о своей преданности Христу, это не только стоило бы ему членства в Синедрионе, но подвергло бы угрозе его экономическое, социальное и семейное положение.

Но теперь Иосиф «осмелился» (Марк. 15:43) прийти к Пилату и про­ сить тела Иисуса. От Марка мы узнаём, что «Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер. И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу» (Марк. 15:44-45).

Тело жертвы обычно выдавали только члену семьи. Однако даже это гуманное правило часто нарушалось, так как мёртвое тело в открытой могиле или на мусорной куче было публичным осквернением и служило дополнительным предостережением о серьёзных последствиях для тех, кто восставал против Рима.

Но уже удовлетворив просьбу еврейских вождей убедиться в том, чтобы распятые были умерщвлены и их тела были сняты с крестов до наступления субботы, и не желая вызвать ещё больший гнев этих вождей, Пилат был рад отдать тело Иисуса Иосифу и на этом всё закончить.

За то, что они хотели унизить и устрашить его, Пилат не был склонен делать еврейским вождям одолжение. Но он просто не мог позволить себе опять оскорбить их. Он не знал, что движет Иосифом, и, возможно, предположил, что тот действует от имени своих коллег. Не требуя объяснений, Пилат сразу же приказал отдать тело Иосифу.

Иосиф пришёл к Пилату, вероятно, не очень надеясь получить тело: было много причин, чтобы отказать ему в его просьбе. Он, конечно же, не ожидал, что Иисус воскреснет из мёртвых, иначе не отнёсся бы так серьёзно к подготовке тела для окончательного погребения. Однако его великая любовь к Иисусу привела к тому, что он был готов терпеть гнев членов Синедриона и своих друзей, а также гнев Пилата ради того, чтобы отдать последнюю дань уважения Христу.

Господь полновластно заставил еврейских вождей исполнить свою роль и потребовать, чтобы тела были сняты с крестов до конца дня. Он заставил Пилата дать на это разрешение, а Иосифа — просить тела Христа. Он велел Пилату дать разрешение и на это. И теперь Господь побудил Иосифа взять тело Христа, приготовить его и совершить погребение до окончания пятницы. Никто из этих людей не понимал, что исполняет пророчество. Что касается личных мотивов и понимания, то даже такой благочестивый человек, как Иосиф, действовал, исходя из личных причин. Он просто считал, что будет правильным, если этот невиновный Человек, в Которого он уверовал, будет погребён достойно. Нет никаких признаков, указывающих на то, что Иосиф знал, что исполняет Божью волю, не говоря уже об исполнении Божьего Слова.

Иосиф спешил не потому, что боялся нарушить субботу. Он уже осквернил себя тем, что вошёл в Преторию, чтобы встретиться с Пилатом, и был готов осквернить себя ещё, прикоснувшись к мёртвому телу Иисуса.

Он спешил, потому что, как и все остальные участники этой великой драмы, делал всё, будучи движим божественной властью, предсказанной в Писании, и согласно божественному расписанию.

Чем больше люди честно и объективно изучают Божье Слово, тем более они убеждаются в его непогрешимости. Снова и снова оно в мельчайших подробностях доказывает свою точность.

После того как Иосиф снял тело с креста, он, взяв тело, обвил его чистой плащаницей и положил его в своём новом гробе, который он высек в скале. Так как он был предан Христу и так как гроб находился недалеко от Голгофы (Иоан. 19:42), скорее всего, он нёс тело сам, хотя и был богатым человеком и имел много слуг.

Иоанн сообщает, что у гробницы к Иосифу присоединился Никодим, известный фарисей и наверняка член Синедриона (см. Иоан. 3:1). Он «принёс состав из смирны и алоэ — литров около ста». Вместе «они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи» (19:39-40). В отличие от египтян, евреи не пытались бальзамировать тела, а просто обворачивали их сильно пропитанными погребальными пеленами, чтобы скрыть зловоние от разложения.

Как отмечается в книге «Согласование Евангелий», «ученики, которые открыто следовали за Иисусом на протяжении трёх лет Его земной жизни, в конце бежали, а те двое, которые держали свою веру в тайне, когда Он был жив… обнаружили себя, чтобы достойно похоронить Его».

Хотя в Евангелиях упоминается только то, что Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, наблюдали за погребением (Матф. 27:61; Марк. 15:47), возможно, что они также помогали Иосифу и Никодиму.

Позже они приготовили свои собственные благовония и мази и пришли к гробнице рано утром в воскресенье, чтобы ещё помазать тело Иисуса (Лук. 23:56–24:1).

После того как тело Иисуса было завёрнуто, Иосиф, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Обычно для сохранности гробниц принимали меры предосторожности. Часто, для того чтобы предотвратить осквернение тела животными или птицами, а также обезопасить гробницу от грабителей ценностей, которые часто погребали вместе с умершим, к двери приваливали большой камень.

Две Марии

“Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба” (Мф.27:61)

Вторая группа людей на погребении Иисуса была использована для того, чтобы необычным и чудесным образом стать свидетелями божественности Христа.

Из многих женщин, которые наблюдали за распятием на расстоянии и которые верно служили Иисусу во время галилейского периода Его служения (ст. 55-56), только Мария Магдалина и другая Мария, мать Иакова меньшего и Иосии (Марк. 15:47), последовали за Иосифом Аримафейским к гробнице. После того как они, возможно, помогли Иосифу и Никодиму обернуть тело Иисуса в пропитанные ароматами пелены и после того как к входу для сохранности был привален большой камень, обе Марии сели и сидели против гроба. Очевидно, мужчины ушли, а женщины в глубокой печали остались у гробницы одни.

Особое участие этих двух женщин в событиях мы видим, только начиная с воскресного утра, когда они пришли к гробнице, чтобы закончить помазание тела Иисуса. Здесь они стали первыми свидетелями воскресения Христа. Когда они пришли, ангел уже отвалил камень от входа, и женщины вошли в гробницу (Марк. 16:4-5а). Пока стражи стояли, застыв от страха (Матф. 28:4), ангел, сидя «на правой стороне, [облечённый] в белую одежду… говорит им: „Не ужасайтесь. Вы ищете Иисуса Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам“» (Марк. 16:5б-7).

Бог избрал не кого-то из учеников, а двух женщин быть первыми свидетелями воскресения Христа. Мария Магдалина не только была одной из первых, кто узнал о воскресении Иисуса, но и первой, кому Он явился (Иоан. 20:11-17).

Первовященники и фарисеи

“На другой день, который следует за пятницей, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: «Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: „После трёх дней воскресну“. Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: „Воскрес из мёртвых“; и будет последний обман хуже первого». Пилат сказал им: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете». Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать” (Мф.27:62-66)

Третьей группой людей, которых Бог в Своём провидении направлял в связи с погребением Иисуса, были первосвященники и фарисеи. Невольно и, конечно же, ненамеренно они предоставили ещё одно свидетельство божественности Иисуса.

Как уже отмечалось, другим днём после распятия была суббота, для которого пятница была днём подготовки. Говорилось также и о том, что это была не обычная суббота, а пасхальная, что делало этот день особенно святым (см. Иоан. 19:31).

В этом событии необходимо отметить две очень необычные вещи.

Во-первых, было крайне необычно, что еврейские религиозные вожди встречались с языческим, светским правителем в субботу. Ещё более странным было то, что они сделали это в великую субботу. Удивительно, но изложение этой истории и её контекст предполагают, что, вопреки своей обычной практике, они фактически вошли в палаты прокуратора в Претории. Накануне они проявили осторожность и остались вне Претории, направив туда Иисуса, чтобы Он встретился с Пилатом. И чтобы поговорить с самими вождями, правитель должен был выйти на крыльцо. В этот раз первосвященники и фарисеи надеялись, что в великую субботу вокруг никого не будет и никто не увидит, как они войдут к Пилату. Или же ради достижения своей цели они готовы были рискнуть, что их могут увидеть. Если они совершили столь вопиющее нарушение закона Моисея и раввинских традиций, ложно осудив Иисуса на смерть, они, конечно же, могли не моргнув глазом совершить гораздо меньшее нарушение, ― такое как осквернение субботы, если это нужно было для осуществления их порочных планов.

Вторая необычная подробность заключалась в том, что первосвящен­ники были в большинстве своём саддукеями, а следовательно, серьёзными противниками фарисеев. В Евангелиях описан лишь один случай, когда эти две группы находились вместе (Матф. 21:45), и в обоих случаях они были движимы общей ненавистью к Иисусу.

Хотя Иисус и был уже мёртв, эти люди всё ещё были озабочены Его продолжающимся влиянием. Поэтому они сказали Пилату: «Господин!

Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: „После трёх дней воскресну“. Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня». Враги Христа так сильно презирали Его, даже мёртвого, что не хотели произносить Его имя, называя Его тем обманщиком.

В какой-то момент во время распятия или сразу же после него фарисеи вспомнили, что за несколько дней до этого, когда они потребовали знамения от Иисуса, Он сказал им: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы, пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Матф. 12:38-40). Так как Иона вышел живым после трёх дней и ночей, фарисеи правильно поняли слова Иисуса, что Он будет погребён в земле и восстанет живым спустя такое же время.

Иисус не раз говорил и ученикам о Своих страданиях, смерти и воскресении, но они не могли ни понять, ни принять Его слов (Матф. 16:21;17:23; 20:19). Религиозные вожди тоже не верили Иисусу, но отнеслись к Его предсказанию серьёзно, полагая, что Он попытается обмануть людей, заставив их поверить, что Он на самом деле умер и воскрес. Теперь, когда Он был мёртв, они боялись, что Его ученики попытаются воплотить этот обман в жизнь.

Выражение «три дня и три ночи», которое использовал Иисус, когда предсказывал Своё погребение (Матф. 12:40), не обязательно означает трое полных суток. Выражение «день и ночь» было еврейским разговорным термином, который мог означать любую часть суток.

Когда царица Есфирь поручила Мардохею сказать евреям, чтобы они постились «три дня» (Есф. 4:16), понятно, что она не имела в виду трое суток. «На третий день», в конце поста, она «оделась по-царски… И стала она на внутреннем дворе царского дома», чтобы ходатайствовать за свой народ (5:1).
Талмуд, основной еврейский комментарий к Писанию и традициям, даёт точное определение: «День и ночь составляют онах, и часть онах также считается целым».

Точно так же и сегодня, когда люди говорят о том, что поедут куда-то на три дня, они не обязательно имеют в виду трое суток. Если вы прибыли, например, в понедельник утром, а уехали в среду после обеда, ваш визит можно считать трёхдневным.

Иисус имел в виду только часть первого и третьего дней. Это ясно из многочисленных ссылок на то, что Он воскреснет в третий день (Матф. 16:21; 17:23; 20:19). Ясно также, что еврейские религиозные вожди именно так и поняли слова Христа. Хотя они и использовали фразу «после трёх дней», объясняя Пилату причину своей просьбы, они просили приставить охрану к гробу до третьего дня, а это служит признаком того, что для них эти две фразы были синонимами.

Если настаивать на том, что Христос должен был находиться в гробнице трое полных суток, то тогда нужно не только отодвинуть во времени Его воскресение, но и распятие должно было быть в среду, чтобы Он находился в земле весь четверг, пятницу и субботу. В этом случае потребовалось бы пять дней — начиная с утра в среду, когда началось бы распятие, и до рассвета в воскресенье, то есть спустя двенадцать часов после начала этого дня в шесть часов вечера накануне. Но такая растянутая хронология не согласуется с изложением в Евангелиях.

О дне распятия говорится вполне конкретно: «Была пятница, то есть день перед субботой» (Марк. 15:42), а воскресение произошло перед рассветом в воскресенье, «в первый день недели» (Марк. 16:2; Лук. 24:1; Иоан. 20:1). Настаивать на трёх сутках пребывания Иисуса Христа в гробнице — значит допускать наличие в Писании серьёзной и очевидной ошибки.

То, что религиозные вожди сказали Пилату, чтобы он приказал охранять гроб, означает: они продолжали оказывать давление на прокуратора, который боялся, что они пожалуются Цезарю, и он потеряет свою должность. По иронии, страх религиозных вождей заключался в том, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: «Воскрес из мёртвых». Но этот страх был лишён всяких оснований, потому что ученики всё ещё не верили, что Он в буквальном смысле воскреснет из мёртвых. И это несмотря на то, что Иисус многократно предупреждал их об этом.

После преображения Пётр, Иаков и Иоанн были озадачены тем, что сказал им Христос о Своём воскресении из мёртвых (Марк. 9:10). Это не значит, что они не понимали значения воскресения, потому что это было распространённое учение среди большинства евреев в те дни. Но так как они не могли допустить, что Мессия может умереть, то, очевидно, не могли представить и Его воскресение (ср. 9:32). Даже когда Пётр и Иоанн пришли к гробнице Иисуса и обнаружили, что она пуста, «они ещё не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мёртвых» (Иоан. 20:9).

Но независимо от того, знали первосвященники и фарисеи об этом неверии или нет, они предположили, что ученики могли объявить об этом от имени Иисуса, чтобы увековечить Его память и, возможно, сохранить для себя некоторых из Его последователей.

И если это произойдёт, уверяли они Пилата, то последний обман будет хуже первого. Религиозные вожди подразумевали, что в таком случае претензии Христа на царство станут обоснованными в глазах легковерных людей, и, хотя Он и мёртв, Он станет ещё большей угрозой для Рима, чем раньше. По сути, они как бы говорили: «Если толпы приветствовали Его как своего Мессию и Царя, когда Он въезжал в Иерусалим всего несколько дней назад, подумай, насколько больше они будут признавать Его Царём, если поверят, что Он победил смерть и воскрес из мёртвых. Хотя сама идея и нелепа, но если они действительно поверят, что Он жив, они также будут считать, что у Рима нет никакой власти над Ним и что Он непобедим. Тогда в твоих владениях действительно будет восстание».

Не желая рисковать, обидев еврейских вождей или спровоцировав бунт, Пилат сказал им: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как зна­ ете». Несомненно, очень довольные собой оттого, что ещё раз заставили могущественного римского правителя подчиниться их требованиям, они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.

Печать была, по-видимому, предоставлена Пилатом, чтобы предупредить, что гроб находится под охраной Рима.

Еврейские вожди и Пилат не хотели допустить обмана. Но Господь использовал даже вражду этих людей, чтобы доказать достоверность воскресения Христа и Его божественности. Даже враги Иисуса помогли убедить всех, что, для того чтобы Его воскресение было подлинным, Он должен был воскреснуть сверхъестественным образом. Несмотря на их последующие попытки распространить слух о том, что ученики украли тело (Матф. 28:11-14), они понимали, что сами сделали всё, чтобы украсть его было невозможно.

Благодаря этим удивительным истинам о погребении нашего Господа каждый христианин должен ещё глубже понять слова Павла, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу» (Рим. 8:28). Когда мы не понимаем, почему в нашей жизни происходят неприятности и конфликты, мы должны быть уверены, что Бог в Своём провидении, будучи полновластным Правителем, направит все события и обстоятельства во вселенной для Своей славы и для нашего блага.

Вся слава Христу

В каждой организации рано или поздно скапливается большое количество документации, появляются архивы, которые нужно не просто хранить, но и обеспечивать к ним удобный доступ. Стационарный и мобильный стеллаж архивный помогает решить вопрос с хранением документации, а также подходит для размещения не слишком габаритных товаров.

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий