Ученики Господа – часть1

 Пётр

 “Вот имена двенадцати Апостолов: первый Симон, называемый Петром” (Мф.10:2а) 

В своей книге «Тихие беседы о служении» С. Д. Гордон приводит вымышленную историю о возвращении Иисуса на небеса после вознесения. Приветствуя Иисуса, ангел Гавриил спрашивает:

“— Господи, Ты умер за весь мир, не так ли?
— Да, за весь мир, — отвечает Христос.
— Ты много страдал? — спрашивает дальше ангел.
— Да, много, — отвечает опять Иисус.
— И они все знают, что Ты умер за них? — спрашивает опять Гавриил.
— Нет, пока лишь немногие в Палестине знают об этом, — говорит Иисус.
— А как весь мир узнает, что Ты умер за него?
— Я поручил это Петру, Иакову, Иоанну, Андрею и некоторым другим, — отвечает Иисус, — чтобы они сделали распространение этой вести делом своей жизни. А затем те, кому они расскажут, смогут рассказать другим, а те в свою очередь расскажут ещё другим, и в конце концов эта весть достигнет самых отдалённых уголков земли, и все познают победу и силу Евангелия.
— А если Пётр не справится? А если Иоанн перестанет рассказывать об этом? А если Иаков и Андрей постыдятся или испугаются? Тогда что? —
спрашивает Гавриил.
— У Меня нет других планов, — ответил Иисус. — Я полностью полагаюсь на них.”

Хотя эта история и является плодом воображения, она раскрывает великую истину Евангелия. Единственный план распространения Благой вести в мире, имеющийся у Господа, состоит в том, чтобы те, кто знает Его, свидетельствовали о Нём другим. Сила Евангелия, способная изменить жизнь, заключается в искупительной смерти Христа, и она может быть применена только благодаря обличающему и возрождающему действию Святого Духа.

Но провозглашение Евангелия — в руках тех, кто уже познал новую жизнь и готов рассказывать о ней другим.

Общество постоянно устанавливает различные требования для промышленных предприятий. Фирмы устанавливают квалификационные требования для своих работников, и чем больше ответственность, тем выше требования к кандидату Прямые инвестиции. В объявлениях, предлагающих работу, часто даётся перечень требований, таких как личная мотивация, способность работать в сложных условиях, минимальная скорость печатания, опыт работы и готовность к командировкам. Человек также должен отвечать определённым требованиям для того, чтобы купить дом или машину, взять кредит, поступить в колледж или получить водительские права.

Писание ясно говорит о том, что Божьи требования к Его народу, особенно к руководителям, которые должны быть примером для Божьего народа, очень высоки (2 Пет. 3:14; 1 Тим. 3:1-12; Тит. 1:6-9). По сути, для каждого верующего нормой должно быть совершенство. «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный», — говорил Иисус (Матф. 5:48). Однако Писание не менее ясно говорит, что ни один человек сам по себе не может удовлетворить даже наименьшему из Божьих требований. Даже после того как Павел стал Апостолом, он признавался: «Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе» (Рим. 7:18). В том же Послании он говорит о человечестве вообще: «Нет праведного ни одного; нет разумеющего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (3:10-12).

Величие Божьей благодати проявляется в том, что Бог избрал недостойных быть Его народом и негодных — совершать Его труд. Осознание того, что Апостолы, как и Илия (Иак. 5:17), имели природу, подобную нашей, является чудесным ободрением для каждого верующего. Так как другого пути не было, Бог решил даровать освящающую благодать тем, кто верует в Его Сына, и Своей силой преобразовать их в полезных людей.

Когда наша духовная жизнь и свидетельство страдают от грехов и неудач, мы склонны расстраиваться и приходить в уныние. Сатана пытается убедить нас, что эти недостатки делают нас бесполезными для Бога; но то, что Бог использовал в Своём труде Апостолов, свидетельствует об обратном. Апостолы руководили Церковью в свидетельстве миру не потому, что обладали выдающимся талантом или были одарёнными от природы, а потому что, несмотря на свою человеческую ограниченность и неудачи, подчинили себя Богу, Чья сила совершается в человеческой немощи (2 Кор. 12:9).

Бог всегда действовал таким образом, совершая Свой труд, поскольку не имел ничего, кроме несовершенных, грешных людей. Вскоре после того как Бог спас Ноя и его семью от потопа, Ной напился и повёл себя непристойно.

Авраам, отец всех верных, усомнился в Боге, солгал насчёт своей жены и совершил прелюбодеяние с её служанкой. Точно так же солгал Исаак, когда думал, что его жизни угрожает опасность. Иаков воспользовался слабостью своего брата Исава и отобрал у него первородство. Моисей был убийцей и в своей гордости ударил по скале, вместо того чтобы проговорить к ней, как повелел ему Бог. Его брат Аарон, первый первосвященник, в то самое время, когда Моисей был на горе Синай и получал от Бога закон, склонил Израиль к изготовлению золотого тельца и поклонению ему. Иисус Навин ослушался Бога в том, что заключил договор с жителями Гаваона, вместо того чтобы уничтожить их. Гедеон был неуверен в себе и ещё меньше уверен в Божьем плане и силе. Самсон из-за своих похотливых желаний многократно обманывался Далидой. Давид совершил прелюбодеяние и убийство; он оказался весьма неспособным отцом, и ему не было позволено построить храм, потому что он проливал кровь. Илия бесстрашно стоял перед 850 лжепророками, но струсил перед одной женщиной, Иезавелью. Иезекииль был дерзким, сварливым и скорым на слова. Иона проигнорировал Божий призыв проповедовать жителям Ниневии и возмущался по поводу дарованной ниневитянам благодати, когда они обратились к Богу через его проповедь.

Не считая короткого служения Божьего Сына, история Божьего труда на земле — это история того, как Бог использовал простых, неготовых к высокому служению людей. Не являются исключением и двенадцать учеников, ставшие Апостолами. Даже с человеческой точки зрения они имели очень мало качеств и способностей, которые позволяли бы им руководить и нести служение. Однако Бог использовал их, как Он использовал Ноя, Авраама и других людей, чтобы удивительным образом совершить Свой труд.

Когда Павел писал разобщённым, мирским коринфянам, он настойчиво подчёркивал, что ни он, ни Аполлос ничего собой не представляли. «Кто Павел? Кто Аполлос? — спрашивал он. — Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но взрастил Бог; поэтому и насаждающий, и поливающий есть ничто, а всё Бог взращивающий» (1 Кор. 3:5-7).

Новый Завет не учит христианских служителей придерживаться тех индивидуальных методов и стилей, какие были у Апостолов. Он не объясняет их методы и не описывает их конкретные стратегические приёмы в распространении Благой вести или в других видах служения. Апостольская сила в Новом Завете всегда зависит от Господа. Сила и эффективность Апостолов, как и самого незаметного верующего, были исключительно действием Святого Духа.

Рассказывают историю, что после того как один известный художник закончил рисовать картину на сюжет Тайной Вечери, он попросил близкого друга высказать своё мнение об этой картине. Когда друг отметил, что самыми великолепными из всей картины получились чаши, художник был ошеломлён. Он взял кисть и закрасил все чаши, сказав при этом: «Я потерпел неудачу. Я хотел, чтобы ты увидел Христа, а ты заметил только чаши». Прекрасно быть подходящим сосудом для употребления Господом, но сам сосуд не является источником духовной силы и никогда не должен быть в центре внимания.

Акцентируя внимание на методах и приёмах известных и внешне успешных христианских служителей, мы неизбежно ослабляем церковь, и никогда в истории это явление так не господствовало в церкви, как сегодня. Когда людей превозносят, Христос унижается; и когда люди начинают полагаться на свои человеческие силы и возможности, дело Христа слабеет.

Кто-то заметил, что великий писатель может взять ничего не стоящую бумажку, написать на ней своё стихотворение и мгновенно сделать её чрезвычайно ценной. Известный художник может взять дешёвый кусок холста и, нарисовав на нём картину, сделать его бесценным. Богатый человек может расписаться на ничего не стоящем клочке бумаги, и этот клочок бумаги будет стоить миллион долларов. Иисус же может сделать безгранично больше. Он может взять бесполезную, порочную и мерзкую жизнь и превратить её в жизнь праведного Божьего чада и полезного труженика в Его Царстве.

Во время Второй мировой войны в французском городе Страсбурге очень пострадала от бомбёжек одна церковь. Хотя статуя Христа в церкви уцелела, но упавшая потолочная балка отбила ей руки. Местный скульптор предложил бесплатно восстановить статую, но жители города решили оставить её в таком виде, без рук. Так она постоянно напоминала им, что Бог совершает Свой труд через Свой народ, Свои земные руки.

Иисус Христос избирает человеческие руки, ноги — а также ум, — как орудия в Своём вечном деле искупления. Те, кого не оскорбляют требования Христа к ученичеству и кто, как Апостолы, отдаёт Ему свою несовершенную, порочную жизнь как живую жертву (Рим. 12:1), становятся Его средством для привлечения всех людей к Нему.

Иисус не намеревался провозглашать Царство в одиночку. Его служение длилось всего три года и не охватило даже всей Палестины. Поэтому на самом раннем этапе Своего служения Он стал обучать двенадцать учеников, которые продолжили Его труд. Именно с обучения Двенадцати Господь начал процесс, следовать которому Павел позже призывал Тимофея: «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2:2).
Иисус избрал всего двенадцать человек, чтобы они были Его Апостолами, — казалось бы незначительное количество для ожидавшей их задачи.

Им предстояло противостоять не только злу, системе неверующего мира, но и сатане, и его бесовской системе.

История изобилует удивительными подвигами, когда несколько человек противостояли значительно превосходящим их силам. Иногда они одерживали победу, но часто терпели и трагическое поражение. Но их помнили и любили за мужество. Однако в борьбе против сверхъестественных врагов человек не может достичь успеха своими собственными силами, как бы велико ни было его мужество. С другой стороны, когда Бог даёт силы Своему народу, никакие препятствия или враги не могут противостоять ему.

Самегар, судья Израиля, побил шестьсот человек воловьим рогом. Гедеон, другой судья, с тремястами воинами, отобранными из тридцати двух тысяч, разгромил бесчисленное множество мадианитян и амаликитян, которых Господь заставил в панике убивать друг друга. Ещё один судья, Самсон, ослиной челюстью вместо оружия убил тысячу филистимлян. Ионафан и его оруженосец, который был, вероятно, подростком, убили двадцать вооружённых филистимлян, ожидавших их на вершине горы. Эта победа привела к поражению всего войска филистимлян от Израиля, который был вооружён только земледельческими орудиями. Илия без посторонней помощи за один день уничтожил 850 языческих пророков на горе Кармил.

Господь может явить Свою божественную силу через горсточку людей или даже через одного человека, и, конечно же, через множество людей, — поэтому небольшое число Апостолов не было препятствием для дела Евангелия.

Генри Драммонд, шотландский писатель и благовестник, написавший известную брошюру «Величайшее дело в мире», однажды был приглашён выступить перед элитным мужским клубом в Лондоне. Он начал свой разговор со смелой аналогии, которую эти мужчины поняли без труда: «Джентльмены, вход в Небесное Царство свободный, однако ежегодный взнос дороже всей жизни».

Так как Христос заплатил полную цену за спасение, стать Его учеником — не стоит ничего. Но чтобы следовать за Ним, будучи верным учеником, нужно отдать всё, что у нас есть. Мы не только спасены кровью Христа, но мы выкуплены ею, и поэтому полностью принадлежим Ему (1 Кор.6:19-20; 7:23).

Эти двенадцать человек, которых Иисус призвал как учеников и сделал Апостолами, готовы были заплатить всё. Они оставили свои занятия, свой образ жизни, свои дома, свои планы и устремления. Они полностью посвятили себя следованию за Христом, куда бы это их ни привело и чего бы им ни стоило.

Они были посвящённым меньшинством среди неверующего большинства. С самого начала Своего служения и особенно после того, как Он стал совершать чудеса, Иисус никогда не имел недостатка в зрителях. Толпы народа следовали за Ним, куда бы Он ни шёл, да так, что Ему часто трудно было остаться одному или наедине с Двенадцатью. Толпу привлекало то, что Его голос звучал с властью, что Его проповедь была уникальна, что Он творил чудеса и заботился о простых людях и о больных, немощных и грешных.

Они были учениками (матетес) в самом широком смысле этого слова, основное значение которого — «последователь» или «учащийся». Но это слово не обязательно несло в себе идею преданности, что ясно видно из нескольких отрывков в Евангелиях. Наутро после того как Иисус накормил пять тысяч (плюс женщин и детей), многие из тех, кого Он накормил, пошли за Ним назад в Капернаум. Увидев их, Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Иоан. 6:26). Немногим позже той же группе людей Он сказал: «Вы и видели Меня, и не веруете» (ст. 36). Среди этой толпы народа были «многие из учеников Его» (ст. 60), которые смутились, когда Иисус сказал: «Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (ст. 54). После того как Иисус объяснил, что Он имеет в виду, они смутились ещё больше, и «с этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (ст. 66). Эти ученики были только наблюдателями и слушателями и не стремились довериться Иисусу и последовать за Ним.

Эти ученики приняли Иисуса как великого учителя и чудотворца, но только на физическом уровне. Они желали, чтобы Иисус исцелял их тела и наполнял их желудки, но не хотели, чтобы Он очистил их от грехов, дал им новое сердце и преобразил их жизнь. Они с радостью приходили к Нему за «пищей тленной», но у них не было аппетита к «пище, пребывающей в жизнь вечную» (Иоан. 6:27).

Учение Иисуса было «странным» (ст. 60) не потому, что его было трудно понять, а потому, что его было трудно принять. Эти люди знали, что Иисус говорит не о том, чтобы они ели Его физическое тело и пили Его кровь, а о том, чтобы они приняли всё, Кем Он был, что говорил и что делал. Людям трудно было принять это именно потому, что они всё поняли.

Как во дни Иисуса, так и на протяжении всей истории, и сегодня лжеученики готовы принять в Евангелии то, что соответствует их наклонностям и образу жизни. Они желают называться христианами, принадлежать к церкви, активно участвовать в её служении и давать деньги на её содержание. Но они не намерены отдавать себя Христу как Господу и Владыке. И когда им предъявляется такое требование или делается такое предложение, они исчезают также быстро и безвозвратно, как те ученики в Капернауме.

Трудное учение Иисуса оскорбляло этих учеников и заставляло их «соблазниться» (Иоан. 6:61). «Соблазняет» — перевод греч. слова скандализо, которое означает «расставлять западню» или «подложить камень преткновения». От этого термина произошло слово «скандал». Первоначальное значение этого слова имело отношение к ловушке, которая подпиралась палкой. Когда животное хватало приманку, прикреплённую к палке, палка падала и ловушка захлопывалась, убивая или ловя животное. Оскорблённые ученики в Капернауме ясно понимали, что принять требование Христа — есть Его плоть и пить Его кровь для того, чтобы получить вечную жизнь, — означало отказаться от своей прежней жизни, от которой они не отказались бы даже ради Небес. Следовательно, они не хотели иметь ничего общего с Иисусом.

После того как народ ушёл, Иисус спросил учеников: «Не хотите ли и вы отойти?» (ст. 67). Иисус «от начала знал, кто неверующие и кто предаст Его» (ст. 64), но Он хотел убедиться, что Двенадцать осознавали цену истинного ученичества своим умом. Пётр ответил за всех: «Господи! К кому нам идти?
Ты имеешь слова вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» (ст. 68-69).

Кроме Иуды, все ученики приняли решение «есть Христову плоть» и «пить Его кровь», какой бы ни была цена. Они не имели представления, что это будет за цена, но отдали себя в руки Господа, будучи уверенными в том, что в Нём и только в Нём есть вечная жизнь и всё остальное, что представляет какую-либо ценность.

На этих двенадцать мужей, которых Иисус избрал Своими Апостолами, была возложена вся ответственность нести Евангелие остальному миру. Церковь была «утверждена на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Ефес. 2:20). Иисус обещал им: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» (Иоан. 14:26). Через Святого Духа Апостолы получили божественное откровение и стали теми, кому было доверено написать большую часть Нового Завета. Поэтому, начиная со Дня Пятидесятницы в Иерусалиме, истинная и верная Церковь всегда была предана «учению Апостолов» (Деян. 2:42). Именно Апостолы утвердили, объяснили и провозгласили учение Нового Завета.

Апостолы были для Церкви не только проводниками христианского богословия и благовестия, но и первыми примерами благочестивой, добродетельной жизни. Бог подтвердил их власть как истинных Апостолов «знамениями, чудесами и силами» (2 Кор. 12:12); и как Его святые Апостолы (Ефес.3:5) они получили Евангелие Иисуса Христа, учили ему, записали его и служили его примером.

Как упоминалось в предыдущей главе, третий этап обучения учеников Иисусом можно назвать практической специализацией. Этот этап начался сразу же после их обращения и призвания и продолжался до того времени, когда им было дано последнее поручение и они были посланы в мир после вознесения Иисуса (Деян. 1:8). Именно об этом третьем этапе обучения Матфей говорит в 10-й главе. До этого момента ученики ходили с Иисусом около полутора лет, слушая Его наставления, но не участвовали в служении непосредственно. Они лишь были наблюдателями и учащимися. Теперь, когда Господь послал их на служение по два (см. Марк. 6:7), чтобы они попробовали свои силы, ученики начали принимать непосредственное участие в труде, для которого Он дал им власть.

Служение Апостолов было крайне важным для будущего христианской веры, потому что они единственные были призваны и уполномочены строить основание для Божьего единственного плана рассказать миру о спасении через Его Сына. Пришло время, когда они должны были перестать быть просто слушателями и наблюдателями; поэтому им была дана «власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Матф. 10:1). Но их первой обязанностью было проповедовать о том, что «приблизилось Царство Небесное» (ст. 7), а чудеса были божественными знаками, подтверждающими истинность их проповеди. Как признался Иисусу Никодим: «Равви! Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Иоан. 3:2).

«Как мы избежим, пренебрегши столь великим спасением?» — спрашивает автор Послания к Евреям. Спасение, «быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями, и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле» (Евр. 2:3-4). Господь Иисус Христос был первым Проповедником Евангелия; Апостолы («слышавшие») подтвердили то, что Он проповедовал; а Бог Отец подтвердил их свидетельство божественными «знамениями, и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле», которые сопровождали их проповедь. Слово Апостолов было чудесным образом подтверждено, когда они закладывали основание Его Церкви.

Апостолы были обычными людьми. Насколько нам известно, только один из них, Матфей, был состоятельным человеком, но и он приобрёл своё богатство безнравственным, хотя и законным путём, вымогая налоги для Рима. Ни один из Двенадцати не был высокообразованным и не занимал высокого положения в социальной, политической или религиозной сфере.

Сегодня мы ничего не знаем о некоторых из них, кроме их имён, потому что ни Писание, ни история ничего о них не сообщают.

Однако в истории мира не было задачи, равной той, которая стояла перед этими простыми людьми, избранными Господом быть Его первыми доверенными лицами в служении, благодаря чему на земле стало распространяться Божье Царство. Они получили великое задание окончить работу по основанию Церкви, которую начал Сам Господь. Во вступительных словах книги Деяний Лука упоминает о передаче этого поручения: «Первую книгу [т.е.Евангелие от Луки] написал я тебе, Феофил, обо всём, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознёсся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своём, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царстве Божьем» (1:1-3).

Некоторые сведения об Апостолах мы можем почерпнуть просто из перечней их имён в Писании. В первую очередь, в четырёх списках Апостолов, приведённых в Евангелиях (Матф. 10:2-4; Марк. 3:16-19; Лук. 6:14-16 и Деян. 1:13; ср. ст. 26), имя Петра всегда стоит на первом месте. В Матф. 10:2 слово «первый» не относится к порядку избрания, потому что Иисус призвал Андрея, брата Петра, до того, как призвал Петра (Иоан. 1:40-42). В этом контексте слово протос (первый) указывает на первого по положению. Все Апостолы были равны в получении божественного поручения, власти и силы; и однажды они сядут на равных престолах, когда будут судить двенадцать колен Израилевых (Матф. 19:28). Но по своей деятельности Пётр был первым, главным из Двенадцати. Слово протос используется в том же значении в 1 Тим. 1:15, где Павел говорит о себе как о «первом» из грешников.

В Откр. 1:17 Христос говорил о Себе: «Я есмь Первый [протос] и Последний». Ни одна группа не может функционировать без руководителя, и Пётр с самого начала был руководителем Двенадцати.

Во-вторых, все три списка Апостолов поделены на три одинаковые подгруппы. В первую группу входят Пётр, Андрей, Иаков и Иоанн; во вторую — Филипп, Варфоломей, Фома и Матфей; и в третью — Иаков, сын Алфея, Фаддей, Симон Зилот и Иуда Искариот. Эти имена находятся в разном порядке внутри подгрупп, но они всегда включают одни и те же четыре имени, и первое имя в каждой подгруппе всегда одно и то же. Это наводит на мысль, что каждая группа существовала как таковая и имела своего лидера. Первая группа включает в себя тех, кого Иисус призвал первыми (хотя и не в индивидуальном порядке), вторая — тех, кого Он призвал следующими, и третья — тех, кого Он призвал последними.

Мы достаточно много знаем о людях из первой группы, гораздо меньше о людях из второй группы и почти ничего — о представителях третьей группы, кроме Иуды, который предал Иисуса, совершил самоубийство и которого перед Пятидесятницей заменил Матфий (Деян. 1:26). Здесь прослеживается не только уменьшение количества информации о членах каждой группы, но и близость их отношений с Иисусом идёт по убывающей. Первые четыре ученика составляют узкий круг учеников Иисуса; и из этих четырёх особенно близкими Иисусу были Пётр, Иаков и Иоанн. О наставлениях и о работе Иисуса со второй группой сказано мало, и почти ничего не говорится о тесной связи с третьей группой. Он в равной степени любил всех учеников, в равной степени давал им силы и в равной степени обещал им славу; но из-за физических ограничений, свойственных всем людям, Он не мог уделить всем одинаковое внимание. Руководитель не может быть одинаково внимательным ко всем, с кем работает. Он неизбежно будет проводить больше времени с людьми, которые особенно способны и надёжны, и возлагать на них бо￿льшую ответственность.

Первая группа включала в себя две пары братьев, Петра и Андрея, и Иакова и Иоанна, все из которых были рыбаками. Матфей был сборщиком налогов, но мы ничего не знаем о том, чем занимались остальные. Две пары братьев были знакомы между собой ещё до того, как Иисус призвал их, потому что они рыбачили рядом на Галилейском море (см. Матф. 4:18-21).

Характеры Апостолов, о которых мы знаем больше всего, были очень разными. Пётр, например, был импульсивным, прирождённым лидером и человеком действия. Он почти всегда словом или поступком первым реагировал на то, что говорилось или делалось. Иоанн, наоборот, похоже, стал спокойным и задумчивым под опекой Христа. В первых двенадцати главах книги Деяний мы читаем о совместном труде Петра и Иоанна в ранние годы Церкви. Это, наверняка, был полезный, поучительный опыт для обоих, потому что Пётр всегда рвался вперёд, а Иоанн хотел сначала всё обдумать. Проповедовал всегда Пётр. Люди, занимающие равное положение и имеющие одинаковый статус и даже одинаково одарённые, могут выполнять различные функции, в соответствии с уникальностью их даров. Фома явно был самым большим скептиком среди Двенадцати (Иоан.20:25), а само имя Симона Зилота указывает на то, что он был радикальным еврейским революционером, преданным идее изгнания римских угнетателей. До встречи с Христом он, наверняка, готов был вонзить нож в сердце Матфея — как предателя, который сотрудничал с Римом.

Симон Пётр

“первый Симон, называемый Петром” (Мф.10:2а) 

Все Двенадцать, включая Иуду, были неотъемлемыми составляющими Божьего замысла. Но Пётр был главной фигурой как на протяжении трёх лет земного служения Иисуса, так и в первые годы становления Церкви после Дня Пятидесятницы. Иисус провёл с Петром больше времени, чем с кем-либо другим из учеников, отчасти потому, что Пётр был всегда рядом с Господом. Он никогда не удалялся далеко от Иисуса и постоянно задавал Ему вопросы, давал советы и даже распоряжения. Ни одно имя, кроме имени Иисуса, не упоминается в Новом Завете чаще, чем имя Петра. Ни один человек не говорит так часто и ни к кому из людей не обращаются так часто, как к Петру. Ни один ученик не был обличаем так часто и строго, как Пётр, и только у Петра хватало дерзости упрекать Господа. Никто из учеников так смело не исповедовал Христа и так открыто не отрекался от Него. Никого из учеников Иисус так не хвалил и не благословлял, однако и никого другого Он не называл сатаной.

Как мог Иисус взять такого противоречивого, непостоянного и эгоистичного человека и сделать его первым (протос) из Апостолов? В этом Евангелии мы можем разглядеть, по крайней мере, три составляющие, которые содействовали подготовке Петра Иисусом: необходимый материал, необходимый опыт и необходимые уроки.

Необходимый материал

Симон Пётр представлял собой такой материал, из которого Иисус мог формировать руководителя, какого Он хотел видеть в нём. Пётр обладал большим потенциалом. Но пока он сам управлял своей собственной жизнью, дальше этого его начинания не шли, и его потенциал не всегда можно было рассмотреть.

Но одно из качеств Петра, присущих руководителю, проявлялось в том, что он постоянно задавал Иисусу вопросы: что? где? когда? почему? Его интересовало всё, что говорил и делал Господь. Многие вопросы Петра были поверхностными и незрелыми, но в них отражается подлинный интерес к Иисусу и Его делу. Человек, который не задаёт вопросов, вряд ли достигнет успеха как руководитель, потому что он не имеет желания или готовности разобраться в том, чего не понимает. Когда другие ученики чего-то не понимали, они, вероятно, молчали или обсуждали свои сомнения между собой.

Пётр же никогда не колебался и задавал Иисусу прямые вопросы, что бы ни было у него на уме.

Когда Пётр не понял, что имел в виду Иисус, сказав: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст», — он попросил: «Объясни нам притчу эту» (Матф. 15:11, 15). Когда он беспокоился о награде, которую он и другие ученики ожидали получить за то, что оставили всё и последовали за Иисусом, он, не колеблясь, спросил об этом (Матф. 19:27).

Пётр спрашивал о смоковнице, которую Иисус проклял и которая засохла (Марк. 11:21). Вместе с Иаковом, Иоанном и Андреем он попросил Иисуса объяснить, когда и как будет разрушен храм (Марк. 13:4). После того как Петру было сказано, что он станет мучеником за Господа, он спросил о судьбе Иоанна: «Господи! А он что?» (Иоан. 21:21). На свои вопросы Пётр редко получал желаемые ответы, потому что его вопросы были эгоистичными или в них проявлялось полное отсутствие понимания истины, которую объяснял Иисус. Но Господь использовал даже эти жалкие вопросы, чтобы терпеливо обучать Петра руководству. Вопросы Петра, какими бы незрелыми многие из них ни были, давали Господу возможность помогать Петру расти.

Во-вторых, Пётр проявлял инициативу, что является ещё одним необходимым качеством руководителя. Он обычно первым задавал вопросы, но также обычно первым отвечал и на вопросы Иисуса. Когда Господь спросил учеников: «А вы за кого почитаете Меня?», — Пётр сразу же ответил: «Ты Христос, Сын Бога живого» (Матф. 16:15-16). Когда воины пришли схватить Иисуса в Гефсиманском саду, Пётр, «имея меч, извлёк его, и ударил раба первосвященника, и отсёк ему правое ухо» (Иоан. 18:10). Даже несмотря на то, что его действия иногда носили неправильный характер, он всегда был готов действовать, как ему казалось, в интересах Христа.

В-третьих, Пётр всегда был в гуще событий. Он был врождённым участником и никогда не довольствовался местом аутсайдера. Он находился как можно ближе к Христу и хотел участвовать во всём, что происходило. Даже когда он отрёкся от Господа, он находился рядом с Ним, насколько это было возможно, в то время как других учеников нельзя было нигде найти. Когда они услышали о воскресении Иисуса, Пётр прибежал к гробу после Иоанна только потому, что Иоанн бегал быстрее (Иоан. 20:4). Пётр всегда был тут как тут.

Отважный рыбак был родом из Вифсаиды, а позже переселился в Капернаум, где он и его отец, Иоанн (или Иона), а также его брат Андрей продолжили своё занятие. Поскольку у Петра была тёща, то можно сделать вывод, что, когда Иисус призвал его, он был женат (Матф. 8:14). А из слов Павла в 1 Кор. 9:5 видно, что жена Петра, по-видимому, сопровождала его в поездках, связанных с его апостольским служением.

Даже имена Петра помогают понять его характер. Родители назвали его простым именем Симон, но Иисус дал ему новое имя — Пётр (Кифа на арамейском), что значит «камень» (Матф. 16:18). По природе Пётр был нерешительным и непостоянным, и когда Господь назвал его Петром, другие ученики наверняка усомнились в соответствии этого нового имени. Однако новое имя, вероятно, было лёгким и ободряющим напоминанием Симону о том, каким человеком Господь призвал его стать.

Петра обычно называли Симоном, просто чтобы указать на его личность или на то, что имело к нему отношение, — например, на его дом или тёщу (Марк. 1:29-30), его лодку (Лук. 5:3) или на его компаньонов-рыбаков (Лук.5:10). Его также называли Симоном, когда его обличали в грехе или когда он проявлял особую слабость, как в случае, когда он усомнился в совете Иисуса отплыть на глубину и закинуть сети для лова (Лук. 5:4). Когда Иисус возвратился после молитвы в саду и нашёл учеников спящими, Он сказал: «Симон! Ты спишь? Не мог ты бодрствовать один час?» (Марк. 14:37). После воскресения Иисуса Пётр проявил непослушание и вернулся к рыбной ловле, и когда Господь трижды спрашивал его о верности, Он каждый раз обращался к нему как к Симону (Иоан. 21:15-17). Иисус называл его старым именем, чтобы подчеркнуть, что он поступал, как прежний Симон.

В Евангелии от Иоанна Пётр семнадцать раз назван одновременно двумя именами (Симон Пётр). Наверное, потому, что Иоанн знал Петра так хорошо, он использовал оба имени, чтобы отметить как старые, так и новые особенности своего друга, которые очень часто переплетались и которые трудно было отделить друг от друга.

Необходимый опыт

Второй составляющей в подготовке к руководству является приобретение необходимого опыта. Господь провёл Петра через все обстоятельства жизни, необходимые для развития его способностей к руководству.

Во-первых, Иисус даровал ему удивительные откровения. Когда Пётр впервые исповедал, что Иисус есть «Христос, Сын Бога живого», Иисус объяснил ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионы, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Матф. 16:16-17). Когда многие последователи Иисуса оставили Его, потому что Он говорил о цене ученичества (используя образное выражение «есть Его тело и пить Его кровь»), Господь спросил Двенадцать: «Не хотите ли и вы отойти?» Похоже, что ответ Петра и в этом случае был вдохновлён Богом, когда он сказал: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь слова вечной жизни» (Иоан.6:66-68).

Иисус преобразовывал Петра, давая ему понять, что Бог хотел использовать его для провозглашения великой освобождающей истины Евангелия.

Однажды он смело встанет и скажет: «Мужи иудейские и все живущие в Иерусалиме! Это да будет вам известно, и внимайте словам моим» (Деян. 2:14).

И однажды он возьмёт перо и запишет Божье откровение в виде двух новозаветных Посланий.

Во-вторых, Пётр был удостоен великой чести и награды. После того как Иисус объяснил Петру, что истина его исповедания была открыта ему Отцом, Он сказал: «Я говорю тебе: ты Пётр, и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Матф. 16:18-19). Господь использовал Петра в День Пятидесятницы для великой проповеди евреям, собравшимся со всего мира. Он также использовал его для проповеди Евангелия Корнилию, первому обращённому язычнику. Пётр открыл двери Евангелия как евреям, так и язычникам.

Все Апостолы открывали дверь в Царство, когда проповедовали весть о спасении, и каждый раз, когда человек Божий проповедует Христа, он также открывает эти двери Царства, чтобы впустить туда людей.

В-третьих, Пётр заслужил большой упрёк. Вскоре после того как Иисус оказал такую честь Петру, сделав вышеупомянутое заявление, Пётр доказал, что не был тем твёрдым основанием, на котором Христос мог построить Свою Церковь. Вероятно, возгордившись и возомнив о себе как о лидере среди учеников, Пётр продемонстрировал, что его уста могут быть использованы как Богом, так и сатаной. Когда Господь «начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников, и книжников, и быть убитым, и в третий день воскреснуть», Пётр, отозвав Его в сторону, «начал прекословить Ему: „Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобой!“ Он же, обернувшись, сказал Петру: „Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божье, но что человеческое“» (Матф. 16:21-23).

Великая опасность руководства заключается в незнании пределов своей власти. Многие диктаторы и демагоги некогда были способными государственными деятелями, но большая честь и власть заставили их поверить, что право на руководство они имеют сами по себе, а не по причине их привилегированного положения. Когда Пётр стал превозноситься, он обнаружил, что служит скорее сатане, чем Богу. Большой потенциал, предназначенный для использования Богом, может стать тем потенциалом, которым воспользуется и сатана.

В-четвёртых, Пётр пережил то, что можно назвать великим отвержением. Не Иисус отверг его, а он отверг Иисуса. В своей крайней самоуверенности Пётр подвёл Иисуса как раз в тот момент, когда не сомневался в своей силе. Точно так, как уверенность Петра в своей мудрости закончилась тем, что Иисус упрекнул его, так и его уверенность в собственной надёжности закончилась тем, что он отверг Иисуса. Когда Иисус предсказал, что все ученики покинут Его во время ареста, Пётр вновь возразил Ему, заявив: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Когда Иисус продолжал открывать Петру, что тот отречётся от Него той же ночью, причём отречётся трижды, Пётр возражал ещё сильнее: «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобой, не отрекусь от Тебя». Следуя его примеру, «подобное говорили и все ученики». Иисус, конечно же, опять оказался прав. Когда Пётр грелся во дворе первосвященника, он не только отрёкся от Господа три раза, но каждое его последующее отречение было сильнее предыдущего (Матф. 26:31-35,69-75).

В-пятых, Пётр пережил великое повторное назначение. Когда Иисус указал Петру на недостаток любви в нём, Пётр трижды заверил Господа, что любит Его, а Иисус трижды восстановил его в прежнем статусе и поручил заботиться о Его стаде. Иисус не отказался от Петра. Он заверил Своего претыкающегося ученика, что Его призвание остаётся в силе, и повелел ему снова, как в самом начале: «Иди за Мною» (Иоан. 21:15-19).

Правильное отношение

Третьей составляющей в подготовке Иисусом Петра было обучение его принципам благочестивого руководства.

Во-первых, поскольку у руководителей легко может появиться привычка властвовать над подчинёнными, они особенно нуждаются в том, чтобы научиться послушанию. Когда сборщики налогов в Капернауме потребовали с Иисуса две драхмы в уплату храмового налога, Иисус повелел Петру пойти и поймать рыбу, во рту которой был статир, — ровно столько, сколько нужно было заплатить за обоих, Иисуса и Петра (Матф. 17:24-27). Этот случай научил Петра подчиняться не только Иисусу, но и человеческим властям. В своём 1-м Послании он писал: «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству ради Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. Ибо такова воля Божья, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей… Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (2:13-15, 17).

Во-вторых, Петру нужно было научиться сдержанности, причём он нуждался в этом вдвойне. Как уже упоминалось, когда римские воины пришли со служителями первосвященников и фарисеями в сад, чтобы арестовать Иисуса, Пётр вытащил свой меч и стал размахивать им — несмотря на то, что только в римском отряде могло насчитываться пятьсот или более человек. Иисус приказал Петру спрятать свой меч и не препятствовать исполнению Божьего плана (Иоан. 18:10-11).

В-третьих, Петру нужно было научиться смирению; и опять же он нуждался в этом больше других. Всего через несколько часов после того как Пётр горделиво хвастал: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь», — он трижды отрёкся от Господа, хотя ему особо не грозила никакая опасность (Матф. 26:33, 69-75). Но он всё же извлёк из этого урок и много лет спустя написал: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (1 Пет. 5:5).

В-четвёртых, Петру нужно было научиться жертвовать, ведь Иисус предсказал ему: «„Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострёшь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведёт, куда не хочешь“. Сказал же это, давая разуметь, какой смертью Пётр прославит Бога. И, сказав это, говорит ему: „Иди за Мною“» (Иоан. 21:18-19). Когда Пётр огорчился от того, что Иоанн не принесёт такую дорогую жертву, Иисус строго сказал ему: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мной» (ст.21-22). Второй раз в этом случае Иисус повелел Петру идти за Ним, сделав акцент на местоимении су («ты»).

Это было в последний раз, когда Иисус повелел Петру следовать за Ним.

С тех пор, какой бы ни была цена, Пётр повиновался. Он даже научился радоваться в страданиях за Христа и писал: «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христа, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас… Если [страдаешь] как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь… Итак, страждущие по воле Божьей да предадут Ему как верному Создателю души свои, делая добро» (1 Пет. 4:13-14, 16, 19).

В-пятых, Петру нужно было научиться любить. Именно недостаток истинной любви заставил Петра отречься от Господа, и именно на такой любви настаивал Христос, когда трижды задавал Свой вопрос. Святой Дух вёл Петра и Иоанна в совместном служении в первые годы существования Церкви, и Пётр, несомненно, получил много уроков истинной любви от великого Апостола любви.

Иисус, умыв ноги ученикам, не только показал пример смирения, но также указал на источник смирения — любовь. Служение другим, как бы дорого оно ни обходилось и каким бы унизительным ни было, не может быть ни смиренным, ни благочестивым, если им движет что-либо, кроме любви (ср.1 Кор. 13:3). Пётр пишет об уроке, который он извлёк: «Более же всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что „любовь покрывает множество грехов“» (1 Пет. 4:8).

В-шестых, Петру нужно было научиться мужеству. Ведь предсказание Иисуса о страдании Петра указывало на великую жертву. Следовательно, от него требовалось великое мужество. Когда Петра привели и поставили перед первосвященником и Синедрионом (или Советом), чтобы он проповедал Евангелие, он уже не был тем боязливым трусом, каким он был во дворе первосвященника в ночь, когда арестовали Иисуса. Теперь, будучи уверенным не в себе, а в Своём Господе, он смело стоял и провозглашал: «Да будет известно всем вам и всему народу израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мёртвых, — Им поставлен он [человек, которого Пётр исцелил в Соломоновом притворе] перед вами здоровым. Он есть „камень, пренебрежённый вами, строителями, но сделавшийся главой угла“» (Деян. 4:10-11; ср. 3:1-8). Когда Совет снова потребовал, чтобы Пётр и Иоанн прекратили проповедовать, Апостолы ответили: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?

Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (4:19-20). На следующем молитвенном собрании в Иерусалиме они молились о постоянной смелости, и «по молитве их поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божье с дерзновением» (ст. 31).

Пётр зачастую учился медленно, но усваивал уроки хорошо. Он первый предложил найти Апостола на смену Иуде (Деян. 1:15-17). Он стал первым проповедником Церкви в День Пятидесятницы (2:14). Он был первым, кто стал на защиту Евангелия перед Синедрионом (4:8). Он первым ввёл церковное наказание (в случае с обманом Анании и Сапфиры, 5:3-9). Он противостал Симону, волхву, когда тот попытался извратить Божью силу, чтобы извлечь выгоду для себя (8:18-23). Он исцелил Энея и воскресил из мёртвых Тавифу (9:34, 40). Он первым принёс Евангелие язычникам (Деян. 10). И он написал два удивительных Послания, в которые смиренно включил всё то, чему терпеливо учил его Иисус.

Пётр был человеком, которого Бог коснулся Своей благодатью особым образом. Будучи «скитающейся душой», которую Бог, в конце концов, завоевал и объявил Своей, Пётр с радостью спел бы слова любимого гимна Роберта Робинсона «Приди, Источник всех благословений»:

Благодать, мы всей душою Сознаём наш долг Тебе;
Ты своею добротою Приковала нас к Себе.
Мы так склонны заблуждаться, Уходить с Твоих путей;
Наше сердце, наши чувства Для Себя запечатлей.

Предание гласит, что Пётр умер мучительной смертью. И перед тем как его распяли, он стал свидетелем распятия своей жены. В своей книге «Церковная история» Евсевий, один из Отцов ранней Церкви, пишет, что Пётр стоял у креста своей жены, не переставая повторять: «Помни Господа! Помни Господа!» После того как она умерла, он упросил распять его вниз головой, потому что не считал себя достойным умереть так, как умер его Господь.

Жизнь Петра можно обобщить последними словами его Второго Послания: «Возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне, и в день вечный. Аминь» (2 Пет. 3:18).

Вся слава Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий