Суд над отвергающими Христа

«Выслушайте другую притчу. Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнёс его оградой, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды. Виноградари, схватив слуг его, иного избили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец послал он к ним своего сына, говоря: „Постыдятся сына моего“. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: „Это наследник; пойдём, убьём его и завладеем наследством его“. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» Говорят Ему: «Злодеев этих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои». Иисус говорит им: «Неужели вы никогда не читали в Писании: „Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это — от Господа, и дивно в очах наших“? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божье и дано будет народу, приносящему плоды его. И тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся, а на кого он упадёт, того раздавит». И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка” (Мф.21:33-46)

Иисус продолжает отвечать на враждебные выпады лицемерных, испуганных первосвященников и старейшин, потребовавших, чтобы Он сказал им, какой властью Он совершал Своё служение и особенно какой властью изгнал торговцев и меновщиков из храма. После того как они отказались сказать, было ли служение Иоанна Крестителя от Бога или от людей, Иисус предъявил им обвинение, рассказав притчу о двух сыновьях. В этой притче Он показал, что мытари и блудницы войдут в Царство прежде этих религиозных ханжей. Затем Он грозно предупредил их другой притчей, второй по счёту в трилогии притч о суде (см. также 22:1-14), которая ещё выразительнее проиллюстрировала их упорное отвержение Бога.

Иллюстрация 

“Выслушайте другую притчу. Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнёс его оградой, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды. Виноградари, схватив слуг его, иного избили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец послал он к ним своего сына, говоря: «Постыдятся сына моего». Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «Это наследник; пойдём, убьём его и завладеем наследством его». И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили” (Мф.21:33-39)

Всякий раз, когда Иисус учил притчами, Он рассказывал простую и понятную историю, часто включавшую в себя эффект неожиданности, чтобы пояснить важную истину, ранее неизвестную, либо неправильно понимаемую. Ситуация, описанная в притче о хозяине дома, который насадил виноградник, была обычной в той земледельческой среде, и слушателям было довольно легко её понять. В новозаветные времена склоны холмов Палестины были покрыты виноградниками. Виноградарство было основой национальной экономики. Было обычным делом, когда богатый человек покупал участок земли и сажал там виноградник сокоохладители цены. Сначала хозяин ставил каменную ограду или сажал колючую изгородь, чтобы защитить виноградник от диких животных и воров. Затем он выкапывал в нём точило. Иногда точило приходилось высекать в породе, находящейся под слоем земли. В широком, мелком верхнем бассейне виноград давили, и сок стекал по жёлобу в нижний резервуар. Оттуда виноградный сок переливали в мехи для вина или глиняные кувшины для хранения. Часто владелец виноградника строил башню, которая использовалась как наблюдательный пункт против мародёров, убежище для работников, а также хранилище для семян и инвентаря.

Эти подробности указывают на большую заботу, которую проявил хозяин при создании виноградника. И когда всё было приведено в надлежащий порядок, хозяин отдал его виноградарям в аренду. Он надеялся, что это надёжные арендаторы, которые будут отдавать ему определённый процент от дохода как арендную плату. Остальное принадлежало им как плата за их труд по уходу за виноградником. Довольный тем, что его дело в надёжных руках, хозяин отлучился.

Спустя несколько месяцев, когда приблизилось время сбора плодов, хозяин послал своих слуг к виноградарям взять предназначенную часть плодов. Но вместо того чтобы заплатить положенное хозяину, виноградари, схватив слуг его, иного избили, иного убили, а иного побили камнями. Как и в истории со смоковницей (21:18-21; ср. Марк. 11:12-14, 20-21), Матфей под вдохновением Святого Духа сжал несколько эпизодов в один. Из повествования Марка мы узнаём, что Иисус рассказал о трёх слугах, которые приходили отдельно, один за другим (Марк. 12:2-5). Первого слугу злые виноградари избили плетьми, оставив его избитого и окровавленного. Второго они сразу убили, а третьего побили камнями. Если побивание камнями подразумевает еврейскую казнь, то и третьего раба, вероятно, убили. После этого хозяин послал других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же: их «то били, то убивали» (Марк. 12:5).

У этих виноградарей была прекрасная возможность хорошо заработать. У них был прекрасный виноградник, который они могли обрабатывать, и хозяин полностью вверил его их заботам. Но им было мало просто хорошо зарабатывать; они хотели заполучить весь урожай и в достижении этой цели были беспощадны.

После того как виноградари жестоко обошлись со слугами хозяина, он послал к ним своего сына, говоря: «Постыдятся сына моего». Однако всё случилось как раз наоборот: это ещё больше подхлестнуло их на ужасное вероломство. Виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «Это наследник; пойдём, убьём его и завладеем наследством его». И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Сначала виноградари замышляли просто забрать весь доход от виноградника; теперь же они задумали присвоить и виноградник.

Убийство сына было хладнокровно продумано заранее. Виноградари не перепутали его с кем-то из слуг. Они точно знали, кто это был. Именно потому, что он был сыном хозяина, они решили убить его, чтобы завладеть наследством его.

Конец этой полной драматизма притчи потряс еврейских вождей и многих слушателей. Они испытали огромное чувство жалости к обманутому, скорбящему владельцу виноградника и возмущение и гнев к бессердечным, жестоким виноградарям.

По сути, терпение хозяина виноградника и жестокость виноградарей настолько поразительны, даже, можно сказать, нереальны, что некоторые критики утверждают, будто Иисус допустил в этой истории преувеличение, или же авторы Евангелий преувеличили то, что изначально рассказал Иисус. Но именно эти крайности и составляют суть притчи. Для Иисуса было важно, чтобы слушатели отметили необычное терпение хозяина и крайнее лукавство виноградарей.

Вывод  

«Итак, когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» Говорят Ему: «Злодеев этих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф.21:40-41)

Используя типично раввинскую манеру изложения, Иисус подвёл Своих слушателей к тому, что они сами уже могли закончить эту историю, спросив: «Что сделает хозяин виноградника с этими виноградарями?» Внутренне негодуя, первосвященники и старейшины ответили с готовностью: «Злодеев этих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои». Они наверняка были очень довольны, что получили такую неожиданную возможность показать свою праведность перед Иисусом. Они правильно оценили ситуацию и предсказали правильный конец притчи: разгневанный хозяин сначала сурово накажет злых виноградарей, а затем заменит их другими, более надёжными.

Они совершенно не подозревали, что в то время, когда они питали свою гордость, ответив на вопрос-приманку Иисуса, они захлопнули ловушку своего собственного осуждения.

Объяснение 

“Иисус говорит им: «Неужели вы никогда не читали в Писании: „Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это — от Господа, и дивно в очах наших“?»” (Мф.21:42)

На первый взгляд кажется, что это замечание не имеет отношения к притче. Но Господь использует знакомый отрывок из Ветхого Завета, чтобы ещё раз подчеркнуть суть притчи, и, делая это, Он меняет метафоры. С долей сарказма Иисус спрашивает самозваных знатоков Ветхого Завета: «Неужели вы никогда не читали в Писании?», и затем цитирует известные слова из Псалма 117:22.

Иисус цитировал тот же Псалом, из которого были взяты приветственные восклицания народа во время Его торжественного входа в Иерусалим, когда Его приветствовали мессианским титулом «Сын Давидов» (Матф. 21:9). И, по сути, именно за то, что Иисус принимал эти мессианские приветствия, фарисеи и упрекали Его (Лук. 19:39). Теперь из этого же раздела Псалма Иисус напомнил религиозным вождям о камне, который отвергли строители и который сделался главой угла.

Краеугольный камень был самой важной частью здания, поскольку по нему определялось расположение других частей здания и производилась сверка. Если краеугольный камень имел неправильную форму или был установлен неправильно, то под угрозой оказывались симметрия и устойчивость всего здания. Иногда строителям приходилось отвергать несколько камней, прежде чем они находили нужный. В этой истории один из таких отвергнутых камней, в конце концов, сделался главой угла.

На протяжении многих столетий Израиль был таким камнем, который строители империй мира отвергали как неважный и презренный, годный лишь для того, чтобы какое-то время его использовать, а затем выбросить.

Но в божественном плане Господа Израиль был избран для того, чтобы быть главой угла в истории искупления мира — народом, через который должно было прийти спасение.

Но данный образ имел ещё более важное значение. Вскоре после Дня Пятидесятницы Пётр провозгласил перед религиозными правителями в Иерусалиме: «Да будет известно всем вам и всему народу израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мёртвых… Он есть „камень, пренебрежённый вами, строителями, но сделавшийся главой угла“, — и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного людям, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:10-12). Более великий камень, чем Израиль, — это Иисус Христос, а строители, которые отвергли Его, — это еврейские вожди, представляющие весь Израиль и, в более широком смысле, весь неверующий мир. Камень, который отвергли, — это распятый Христос, а восстановленный камень, который сделался главой угла, — это воскресший Христос.

Таким образом, Иисус связал мессианский Псалом с притчей для того, чтобы подкрепить Свою мысль. Отвергнутый Сын и отвергнутый камень — оба относились к Христу. Стих из 117-го Псалма идёт дальше притчи и упоминает также о воскресении Сына, о том, что не могла передать притча, сохраняя при этом свою естественность.

Пётр повторяет эту же истину в своём Первом Послании: «Вот Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих „камень, который отвергли строители, но который сделался главой угла, камень преткновения и камень соблазна“, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» (1 Пет. 2:6-8). Павел говорил ефесским верующим: «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Ефес.2:19-20).

Когда начальники храма сказали Иисусу, что плохих виноградарей ожидает ужасный конец (ст. 41), они осудили себя таким же образом, как Давид осудил себя перед Нафаном. Услышав трогательную притчу о богатом человеке, который забрал у бедного его единственную любимую овечку, чтобы накормить своего гостя, «сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: „Жив Господь! Достоин смерти человек, сделавший это; и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания“. И сказал Нафан Давиду: „Ты — тот человек“» (2 Цар.12:5-7).

Фактически, Иисус сказал первосвященникам и старейшинам: «Вы — эти люди! Вы — эти ужасные виноградари, которые, как вы сами сказали, заслуживают ужасного наказания за то, что избили и убили слуг хозяина виноградника, а затем убили и его сына. Разве вы не понимаете, что хозяин виноградника — это Бог, виноградник — это Его Царство, слугами были Его пророки, а Я — Его Сын? Вы только что сами признали себя виновными в том, что осудили на смерть не только пророков, но даже Самого Божьего Сына».

Относительно убийства пророков позже в этот же день Иисус сказал неверующим еврейским вождям, в частности книжникам и фарисеям: «[Вы] строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведникам, и говорите: „Если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков“. Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших» (Матф. 23:29-32).

Бог приготовил прекрасное, благословенное место и затем милостиво отдал его в управление Своему народу Израилю. Это было место обетований, надежды, освобождения, спасения и безопасности. Но Израиль присвоил все эти благословения, не возблагодарив, не прославив за них Бога и не воздав Ему должную честь. Израиль преследовал пророков, которых Бог терпеливо и с любовью посылал, чтобы призвать его к покаянию и прощению. Еврейское предание гласит, что Исаию перепилили надвое деревянной пилой (ср.Евр. 11:37). Из Писания мы знаем, что Иеремию бросили в яму с грязью, а предание гласит что, в конце концов, его побили камнями до смерти. Иезекииль был отвергнут; Илия и Амос вынуждены были спасать свою жизнь бегством; Михея били в лицо те, кто отказался слушать его слова (3 Цар.22:24); а Захария был убит прямо в Божьем храме (2 Пар. 24:20-22; ср.Матф. 23:35). Ветхозаветная история свидетельствует о кровожадных сердцах иудейских вождей, порочность которых достигнет высшей степени, когда они убьют Сына Божьего.

Рассказав и объяснив эту притчу, Иисус представил одно из самых ясных заявлений о Своей божественности. Эта притча даже указывает на то, что Он будет распят вне города Иерусалима (ср. Евр. 13:12), как сын хозяина виноградника был выведен из виноградника и убит.

Иисус также ясно даёт понять, что еврейские вожди, которые отвергли Его, не имели оправдания, поскольку, как и злые виноградари, они знали, что Он был Сыном Божьим, но отказались принять Его и отдать Ему должную честь. Они хотели убить Его не потому, что Он был нечестивым и порочным, а потому, что Он угрожал их порочной и нечестивой власти над храмом и над всей иудейской религиозной системой.

На протяжении истории, и даже сегодня, многие люди отказываются принять Иисуса Христа как Спасителя и Господа не потому, что им не хватает доказательств, а потому, что они отказываются поверить этим доказательствам. Они не верят просто потому, что не хотят верить.

Применение 

“Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божье и дано будет народу, приносящему плоды его. И тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся, а на кого он упадёт, того раздавит” (Мф.21:43-44)

Этими прямыми, недвусмысленными словами Иисус удалил всякие сомнения, которые могли оставаться у первосвященников и старейшин по поводу того, что Он им говорил. В первой половине 43-го стиха и в 44-м стихе Господь снова произносит суд над неверующим Израилем и его нечестивыми вождями; во второй половине 43-го стиха Он вновь говорит о замене их верующими язычниками.

«Потому сказываю вам, — провозгласил Господь, несомненно, пристально глядя в глаза Своих врагов, — отнимется от вас Царство Божье». А вместо них Царство дано будет народу, приносящему плоды его.
Когда Иоанн Креститель начал проповедовать о Царстве, он потребовал, чтобы фарисеи и саддукеи, которые хотели креститься, сначала сотворили «достойный плод покаяния» (Матф. 3:8). Плоды Царства — это праведность, которая проявляется в жизни человека, отвернувшегося от греха (см.Фил. 1:11; Кол. 1:10). Неверующие религиозные вожди не отвернулись от своих грехов и не покаялись, поэтому они не могли принести плоды Царства (истинно праведное поведение). Они были духовно бесплодны, и так как они предпочли остаться бесплодными, они были прокляты, как та смоковница, на которой были листья, но не было смокв (21:18-19).

По Божьей благодати, благодаря Его безусловному обещанию, Израиль однажды обратится к Богу и принесёт плод для Его Царства. «Не отверг Бог народа Своего, который Он наперёд знал», — заверял Павел собратьев-евреев. И когда «войдёт полное число язычников… весь Израиль спасётся, как написано: „Придёт от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова“» (Рим. 11:2, 25-26).

А пока что Бог избрал другой народ, чтобы он был Его свидетелем. Бог очень давно объявил: «„Не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленной“. И на том месте, где сказано им: „Вы не Мой народ“, там названы будут сынами Бога живого» (Рим. 9:25-26).

Основное значение слова этнос (народ) — «люди». Здесь это слово переведено самым лучшим образом, как и в Деян. 8:9. Народ, или люди, которые приносят плод Царства, — это Церковь, «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Пет. 2:9). Будучи единственными гражданами Божьего Царства, только верующие имеют Духа Святого, чтобы приносить плоды Царства. «Я есмь лоза, а вы ветви, — сказал Иисус. — Кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15:5).

И тот, кто упадёт на этот отвергнутый камень, то есть отвергнет Самого Христа, тот разобьётся. Еврейские вожди, которые, так сказать, упали на Иисуса и предали Его смерти, сами разобьются. И на кого он, Иисус-камень, упадёт, того раздавит. Для тех, кто не примет Иисуса своим Освободителем, Он становится Разрушителем. Как Отец отдал всё спасение Сыну (Иоан.14:6), так Он и «весь суд отдал Сыну» (Иоан. 5:22).

«Кто не любит Господа Иисуса Христа — анафема», — заявил Павел (1 Кор. 16:22). Говоря языком этого текста, пусть такой человек будет раздавлен в прах, как предупреждал Сам Господь Иисус Христос. Враги Бога обречены на то, чтобы превратиться в ничто. Пытаться уничтожить Христа — значит обречь себя на верную гибель. Через Даниила Господь предсказал окончательное возвращение Христа, чтобы судить неверующих людей и народы мира, представленные в виде величественного и, казалось, несокрушимого истукана из золота, меди, железа и глины. Как «камень, [который]… оторвался от горы без содействия рук», Иисус однажды ударит в истукана, символизирующего неверующее человечество, и «тогда всё вместе [раздробится]: железо, глина, медь, серебро и золото [сделается] как прах на летних гумнах, и ветер [унесёт] их, и следа не [останется] от них» (Дан.2:32-35).

Реакция 

“И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка” (Мф.21:45-46)

Нельзя было не увидеть, что объектами обличения и осуждения Иисуса были злые религиозные вожди, типичными представителями которых являлись первосвященники и фарисеи. Они, вне всякого сомнения, поняли, что Он о них говорит. Они понимали, что олицетворяют собой того сына, который солгал своему отцу, сказав, что идёт работать на поле, а затем не пошёл; они были теми злыми виноградарями, которые ненавидели хозяина виноградника и побили и убили его слуг и затем убили его сына. Они знали, что являются теми строителями, которые отвергли камень, ставший главой угла, и так как они отвергли его, Бог отвергнет их самих, и им будет закрыт вход в Его Царство.

Но, как всегда, несмотря на то, что они понимали, ничего из сказанного Иисусом они не приняли близко к сердцу. Они слышали, но отказались прислушаться. Они знали, что Иисус говорил об их нечестии, что Он осуждал их, но ни на мгновение не задумались над тем, справедливо ли Его обвинение, выдвинутое против них. Они не желали ни в чём убеждаться, поэтому их трудно было убедить. Они не хотели каяться, поэтому не могли получить прощение. Они знали благодатную истину об Иисусе, но не пожелали следовать за Ним; знали осуждающую истину о своём собственном грехе, но не пожелали отвратиться от него.

Они думали только о самооправдании и мести, поэтому старались схватить Иисуса и предать Его смерти, как они и замышляли с самого начала Его служения. Препятствием для них служило то, что они побоялись народа, потому что Его почитали за пророка. Вожди презирали Бога, но не боялись Его. Они также презирали народ, но боялись того, что он мог сделать. Они угождали не Богу, а людям. Поэтому они отложили арест Иисуса до тех пор, пока им не удастся повернуть народ против Него, в чём спустя несколько дней они и преуспели. В конце концов, разочаровавшись в Мессии, Который не собирался становиться тем спасителем, которого они хотели, и тем царём, которого они хотели, народ перестал давать правителям повод бояться его.

Когда людям был дан выбор освободить Иисуса или мятежника Варавву, они выбрали Варавву. И когда Пилат спросил: «Что же я сделаю Иисусу, называемому Христом?», — все закричали: «Да будет распят» (Матф. 27:21-22).

Этот удивительный отрывок описывает Божью милостивую заботу о людях, Его терпение к их неверию и отвержению, и Его любовь, проявившуюся в том, что Он послал Своего единственного Сына для их спасения. Но он также демонстрирует Его праведный суд, который совершится, когда закончится Его божественное терпение.

Этот отрывок также описывает божественность Иисуса как Сына Божьего, Его послушание воле Небесного Отца, Его желание прийти на землю и умереть ради искупления человека и Его воскресение. В этом разделе также говорится о том, что Иисус однажды придёт, и Его приход станет орудием божественного суда, чтобы уничтожить и раздавить тех, кто Его отверг.

Этот отрывок также изображает греховное человечество, его великие благословения и привилегии от Бога, его возможность получить истину от Божьих пророков и вечную жизнь от Его Сына. Здесь описывается ответственность людей и их подотчётность любящему, но справедливому Богу, перед Которым они будут стоять либо искупленными по вере, либо осуждёнными из-за неверия.

Вся слава Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий