Суд над народами


«Когда же придёт Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред  Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет  овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов —  по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо был голоден Я, и вы дали Мне  есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли  Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в  темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему  в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя голодным и накормили? Или жаждущим — и напоили? Когда мы видели Тебя странником  и приняли? Или нагим — и одели? Когда мы видели Тебя больным  или в темнице и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из этих братьев  Моих меньших, то сделали Мне». Тогда скажет и тем, которые по  левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо был голоден Я, и вы не дали Мне  есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели  Тебя голодным, или жаждущим, или странником, или нагим, или  больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в  ответ: «Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из  этих меньших, то не сделали Мне». И пойдут эти в муку вечную, а  праведники — в жизнь вечную» (Мф.25:31-46)

Библия ясно говорит о том, что Богу известны все грехи и что все грехи должны быть наказаны. Моисей заявил: «[Вы] испытаете наказание  за грех ваш, которое постигнет вас» (Числ. 32:23), а автор книги Притчей  свидетельствует, что «грешников преследует зло» (Прит. 13:22). Моисей также писал: «Ты положил беззакония наши пред Тобой и тайное  наше пред светом лица Твоего» (Пс. 89:8). Другими словами, то, что нам  кажется тайным, Богу прекрасно видно. Ни один грех не останется незамеченным Богом, и всякий грех будет Им осуждён. Последствия греха — как тень, от которой нельзя избавиться, и нечестивому человеку  «будет… возмездие за дела рук его» (Ис. 3:11). Наказание за грех неизбежно.

Павел обобщает эту простую истину в Послании к Римлянам, говоря:

«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду  людей (1:18; курсив добавлен). Далее в этом же Послании Апостол пишет: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» (2:9; курсив  добавлен). Ни один грех и ни один грешник не избежит Божьего суда и  наказания.

Даже христиане не освобождаются от наказания за совершённые ими  грехи. Однако исключительная, милостивая привилегия, предоставленная всем верующим, состоит в том, что они возложили все свои грехи  на Господа Иисуса Христа, Который умер вместо грешников и понёс на  Себе их наказание. Благодаря божественной благодати, которую верующие получили через веру в Сына Божьего, все их грехи были пригвождены к кресту вместе с Христом, поскольку Он совершил искупление,  достаточное, чтобы заплатить за все грехи мира.

Но те, кто не примет Иисуса Христа как Господа и Спасителя, должны будут сами понести наказание за свои грехи. Это наказание заключается в духовной смерти и вечном осуждении. Снова и снова со страниц  Писания  звучит  предупреждение  неверующим  как  непосредственно  в  словах, так и на примерах божественного суда над отдельными людьми. Адам, совершив свой первый грех, навлёк на себя суд величайшего  масштаба. Это стало свидетельством на все времена, насколько серьёзно Бог относится к злу. Этот грех, совершённый одним человеком, пагубно  отразился не только на всём человечестве, но и на всей сотворённой Богом вселенной. Во дни Ноя зло так распространилось и стало настолько отвратительным, что Бог уничтожил всё человечество, кроме восьми  праведных душ — семьи Ноя. Содом и Гоморра настолько развратились,  что Бог в одно мгновение уничтожил оба эти города огнём и серой (Быт. 19:24-25). На протяжении истории человечества Бог Своей властью наказывал целые народы, города (см. Матф. 11:21-24) и отдельных людей.

Эти наказания служат божественным указателем для человечества. Они  предупреждают о том, что ни один человек или группа людей, какими  бы могущественными по человеческим меркам они ни были, не могут  безнаказанно грешить (ср. 1 Кор. 10:6-12).

Божьи суды — это тема, о которой много говорится как в Ветхом,  так и в Новом Завете. Наказания, о которых говорится в Ветхом Завете, носят преимущественно временный характер, тогда как наказание,  о котором говорится в Новом Завете, — преимущественно вечное. За  редким исключением Ветхий Завет обращает наше внимание на наказание в этом мире, а Новый повествует о наказании в мире ином. В Ветхом  Завете больше говорится о физическом уничтожении народов, о наказании городов или отдельных людей за их порочность. В Новом Завете, с  другой стороны, больше говорится о наказании, которое будет длиться  всю вечность.

Никто в Писании не говорил о наказании больше, чем Христос. Он  говорил о непростительном грехе, об опасности навсегда потерять душу,  о вечных муках в аду, о вечном пребывании во тьме внешней, где будет  постоянный плач и скрежет зубов. Нет более впечатляющих и отрезвляющих описаний суда, чем те, которые принадлежат Иисусу Христу.

Однако ничего из того, что Иисус Христос сказал или сделал, не противоречит Его благодатной любви. Иисус плакал об Иерусалиме и его  жителях, зная, какое наказание их ожидает (Лук. 19:41-44). Его предупреждения о суде и наказании говорят о Его любви. Это был божественный призыв к людям отвратиться от греха, чтобы избежать осуждения,  которое в противном случае неизбежно. Высшее желание любви — защитить тех, на кого она направлена, от зла. Христос так много говорил  о суде именно потому, что в Своей бесконечной любви и благодати ни  Он, ни Его Отец не хотели, «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к  покаянию» (2 Пет. 3:9). Какое ещё предупреждение может быть более  важным и милостивым, как не предупреждение о вечных муках, которые  ждут каждого, кто не примет Иисуса Христа? Иисус стремился привлечь людей к Себе не только с помощью привлекательности спасения, но и с  помощью ужаса его единственной альтернативы.

Заключительные слова Христа в Елеонской проповеди — проповеди о Его Втором пришествии, которую Он произнёс наедине ученикам  после того, как последний раз публично учил в храме, — являются одним из самых суровых и отрезвляющих предупреждений о суде во всём  Писании. Этот суд, образно представленный как отделение праведных  овец  от  неправедных  козлов,  произойдёт  непосредственно  перед  тем,  как Христос установит Своё Тысячелетнее Царство на земле. Этот суд  не только определит окончательную, вечную судьбу каждого живущего в конце периода скорби, но и то, кто войдёт в Царство, а кто — нет.

В славное Царство Христа войдут только те, кто принадлежит Ему как  Царю, то есть верующие, родившиеся в Божью духовную семью и ставшие гражданами Его духовного Царства.

Суд над овцами и козлами не упоминается ни в одном другом Евангелии, потому что никакое другое из Евангелий не представляет Иисуса  Христа как Царя в той степени, как это делает Матфей. По этой же причине Матфей уделяет гораздо больше внимания всем аспектам Второго  пришествия Господа, чем другие авторы Евангелий, потому что, когда  Христос  придёт  во  второй  раз,  Он  придёт  как  Царь  царей  и  Господь  господствующих, облечённый совершенной царской славой и властью  (Откр. 19:11-16).

Картина Суда

«Когда же придёт Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред  Ним все народы» (Мф.25:31-32а)

Судья

«Когда же… Сын Человеческий» (Мф.25:31а)

Полновластным Судьёй, Который отделит овец от козлов, будет Сам  Христос, Сын Человеческий. Иисус ранее уже заявлял, что «Отец и не  судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут  Отца»  (Иоан.  5:22).  Бог  Отец  отдал  всю  власть  вершить  суд  Своему  Сыну, Господу Иисусу Христу.

Иисус чаще всего называл Себя Сыном Человеческим. Этот титул  свидетельствовал о Его воплощении, о Его принадлежности к человечеству, о времени, когда Он уничижит Себя, став жертвой за грех. В этом  титуле отразилась Его снисходительность, покорность, смирение, кротость и благодатная любовь к падшему человечеству.

Этот титул не вызывал также столь резкого недоумения у окружающих, как титул «Сын Божий». Если бы Иисус Христос постоянно называл Себя Сыном Божьим, это породило бы излишнюю враждебность со  стороны иудейских религиозных вождей, которые в ещё большей степени игнорировали бы Его учение.

Подобным образом, если бы Иисус постоянно называл Себя Царём,  это вызвало бы враждебность и противление со стороны римских властей, которые моментально подавляли малейший бунт, как только возникал хотя бы малейший намёк на него.

Кроме  этого,  если  бы  Иисус  постоянно  называл  Себя  этим  возвышенным титулом, это дало бы повод Его последователям быть самонадеянными и высокомерными, игнорируя Его весть о духовном спасении.

Это могло ещё больше усилить и без того стойкое убеждение толпы, что  Иисус, как Мессия, скоро сбросит римское иго и установит на престоле  Давида Своё земное Царство.

И в дополнение к этим причинам то, что Иисус называл Себя Сыном Человеческим, создавало разительный контраст с теми титулами  и функциями, которые Он будет иметь, когда придёт в славе. Этот титул  указывал на ясное различие между Его двумя пришествиями.

С другой стороны, то, что Иисус называл Себя как Сыном Человеческим, так и Небесным Царём (ст. 34, 40), подкрепляло истину о том,  что Он действительно был и тем, и другим. Снисходительный, смиренный и униженный Сын Человеческий вернётся однажды как славный,  полновластный, царствующий и выносящий суд Царь царей и Господь  господствующих.

До этого момента в Своём служении Иисус никогда прямо не называл  Себя Царём. Чуть раньше Он рассказал притчу о царе, который олицетворял Бога Отца (Матф. 22:1-14); но до этого времени, когда к Нему  наедине приступили ученики, Он не говорил о Себе как о Царе. Даже  когда Пилат спросил: «„Ты Царь иудейский?“, Иисус сказал ему: „Ты говоришь“» (Матф. 27:11). Но Пилат не придал этим словам особого значения, по крайней мере в политическом смысле, о чём свидетельствует  тот факт, что он предоставил евреям возможность отпустить Иисуса на  свободу, зная «что предали Его из зависти» (ст. 17-18).

Долгое время еврейский народ и, конечно же, его религиозные вожди  знали, что Иисус претендовал на звание царя, потому что Он утверждал,  что Он — Мессия (см. Лук. 23:2). Они приветствовали Его во время торжественного входа в Иерусалим именно потому, что надеялись, что Он,  как Мессия, победит Рим и будет править в освобождённом Израиле.

У евреев не было сомнений и разногласий по поводу того, претендует  Иисус на звание Мессии, грядущего великого Царя, или нет. Не было у  них также разногласий и по поводу Его заявлений, что Он — Сын Самого Бога. Тем не менее, когда Христос говорил публично, Он всегда проявлял рассудительность в том, как Себя называть. Он не хотел без нужды  возбуждать гнев Своих врагов.

Однако теперь, когда Он наедине говорил со Своими учениками на  Елеонской горе, Иисус недвусмысленно объявил, что является Сыном  Человеческим, Который однажды займёт Своё законное место, место  великого Царя и Судьи. Главная мысль этого отрывка состоит в том, что,  сидя «на престоле славы Своей» (ст. 31), Христос будет господствовать  над землёй, и первое, что Он сделает как полновластный Господь, — Он  решит, кто войдёт в Его Тысячелетнее земное Царство, а кто — нет. И  так как Его Царство будет охватывать всю землю, то ясно, что те, кого  Он не допустит, не останутся на земле. Иисус ясно говорит, что «пойдут  эти в муку вечную» (ст. 46).

Ещё «Енох, седьмой от Адама», пророчествовал о том, что Бог обязательно, в конечном счёте, будет судить нечестивцев. Через божественное откровение этот древний муж Божий объявил: «Вот идёт Господь со  тьмами святых ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить  всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» (Иуд. 14-15).

Енох подчёркивает, что в свете абсолютной и совершенной святости  Всемогущего Бога и постоянной греховности и нечестивости человека  удивительно не то, что Господь придёт в гневе и совершит суд, а то, что  первый раз Он пришёл с благодатью, чтобы предложить спасение. Чудо  заключается не в том, что Иисус Христос однажды придёт в славе, чтобы  судить мир, а в том, что сначала Он пришёл в смирении, чтобы спасти  грешников. Изумляет не то, что Бог обещает осудить грешников за их  грехи, а то, что Он сначала предлагает им освобождение от этих грехов.

Когда Господь Иисус Христос пришёл спасти тех, кто уверует в Него, Он  продемонстрировал Свою великую любовь к грешникам. Он понёс на  Себе наказание за их грехи и умер смертью, которую заслуживали они. Потрясает то, что Он пришёл искупить грешников, которые заслужили  лишь наказание.

Время

«придёт… во славе Своей и все святые ангелы с Ним» (Мф.25:31б)

Временем суда будет возвращение Христа, когда Он придёт во славе  Своей. Хотя нам не известно, в какое время в истории человечества произойдёт это событие (Матф. 24:36, 42, 44, 50), мы знаем, что Он явится  сразу же «после скорби дней тех» (24:29).

Очевидно, Его суд будет мгновенным, в момент Его появления, и когда это произойдёт, возможности уверовать в Него уже не будет. Как показано в притче о десяти девах, когда жених придёт, двери закроются  (Матф. 25:10). Когда Господь придёт на землю в славе со Своими ангелами и святыми, неверующие, которые будут жить в то время, уже не будут  иметь возможность принять Его как Мессию.

Время скорби будет длиться семь лет, и вторая половина этого времени, Великая скорбь, будет продолжаться три с половиной года, или  1260 дней (Дан. 7:25; 9:27; 12:7; Откр. 11:2-3; 12:14; 13:5). Даниил также  указывает на более длительный период в 1290 дней (Дан. 12:11), что на  30 дней больше, чем основное время Великой скорби. А затем он также  говорит о периоде в 1335 дней (Дан. 12:12), что ещё на 45 дней больше.

Следовательно, дополнительное время в сумме составляет 75 дней. Как  уже говорилось в третьей главе этой книги, похоже, что в это дополнительное время Мессия сойдёт на Елеонскую гору, создаст весьма большую долину, где и произведёт суд над всеми народами (см. Зах. 14:4-5).

Но что бы ни произошло в эти дополнительные дни, у людей уже не  будет возможности принять и исповедовать Иисуса Христа своим Господом.

Когда Господь явится в славе, чтобы вершить суд, Его будет сопровождать величественный сонм всех Его небесных ангелов. Павел пишет,  что в это время будет «явление Господа Иисуса с неба, с ангелами силы  Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога  и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа»  (2 Фес. 1:7-8).

Когда Он появится «вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет,  и луна не даст света своего, и звёзды упадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего  на облаках небесных с силой и славой великой; и пошлёт ангелов Своих» (Матф. 24:29-31).

Господь придёт не только со Своими ангелами, но и со Своими святыми. «Когда же явится Христос, жизнь ваша, — заверяет Апостол Павел  колоссян, — тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3:4). Ветхозаветные святые, святые Церкви, которые умрут к тому времени, святые,  которые будут восхищены, и святые, замученные во время скорби, — все  будут сопровождать Христа и присоединятся к тем святым, которые всё  ещё будут жить на земле, когда Он явится, чтобы установить Своё Тысячелетнее Царство.

Место

«тогда сядет на престоле славы Своей» (Мф.25:31в)

Местом, где Христос будет совершать Свой суд, будет земля, где Он  сядет на престоле славы Своей. Тогда «умножению владычества Его  и мира [не будет] предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы  Ему утвердить его и укрепить его судом и правдой отныне и навеки»  (Ис. 9:7). Сначала Христос будет править на протяжении тысячи лет на  восстановленной земле, а затем на протяжении всей вечности на заново  сотворённых небе и земле.

Когда Мария была ещё лишь обручена с Иосифом, ангел сказал ей: «И вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус.

Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог  престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки,  и Царству Его не будет конца» (Лук. 1:31-33).

Престол Давида находился в Иерусалиме, и именно там будет находиться престол Христа. Когда Иисус вернётся, «станут ноги Его в тот  день на горе Елеонской, которая перед лицом Иерусалима к востоку; и  раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большой долиной,  и половина горы отойдёт к северу, а половина её — к югу» (Зах. 14:4).

Из этого отрывка ясно видно, что с Иерусалимом произойдут катаклизмы, он будет преображён как место для божественного престола славы  Христа.

Когда  вернётся  Господь,  «воспрянут  народы  и  низойдут  в  долину  Иосафата», где Он объявит: «Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика. Толпы, толпы в долине суда! Ибо близок день  Господень к долине суда!» (Иоил. 3:12-14). Но в тот день решение принимать будут не люди, а Бог. Время, когда можно будет принять Христа,  пройдёт, и те решения, которые люди приняли в отношении Его, будут  определять то решение, которое примет Бог по отношению к ним. Те,  для кого Он будет Господом и Спасителем, войдут в Царство, а те, кто  отверг Его, навсегда будут изгнаны. В это время «возгремит Господь с  Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима — содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитой для народа Своего и обороной для сынов Израилевых. Тогда узнаете, что Я Господь, Бог ваш, обитающий на Сионе,  на святой горе Моей; и будет Иерусалим святыней, и не будут уже иноплеменники проходить через него» (Иоил. 3:16-17).

Когда Иисус Христос вознёсся, ангел ясно дал понять, что Он вернётся в теле в определённое историческое время, а не в переносном или  просто  духовном  смысле.  Ангел  сказал  потрясённым  ученикам:  «Сей  Иисус, вознёсшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы  видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). Когда Иисус вернётся на  землю, Он будет в буквальном смысле лично царствовать на престоле в  Иерусалиме и над людьми.

Объекты Суда

«и соберутся пред Ним все народы» (Мф.25:32а)

Объектом суда Иисуса Христа будут все народы. Слово этна (народы) означает «люди», в данном случае имеется в виду каждый человек,  живущий на земле в момент прихода Господа. Хотя в момент восхищения Церкви Господь заберёт всех верующих на небеса, на протяжении  последующих семи лет скорби многие люди уверуют в Него. В эти ужасные времена множество язычников (см. Откр. 7:9, 14), а также многие  оставшиеся в живых евреи (Рим. 11:26) примут Иисуса Христа верой.

Далее в этом отрывке Иисус показывает, что среди тех людей, которые будут жить на земле в момент Его прихода, будут как верующие,  так и неверующие, представленные соответственно овцами и козлами.

И эти две разные группы людей будут иметь две разные судьбы. Верующие войдут в Царство, а неверующие подвергнутся вечному наказанию  (Матф. 25:46).

Как смерть сразу же определяет будущее неверующих, так и Второе  пришествие Христа определит будущее тех неверующих, которые будут  жить в то время. Они сразу же подвергнутся суду и вечному наказанию.

А верующие, которые будут жить во время Пришествия Господа в  славе, в своих земных телах войдут в земное Царство. Нигде в Писании  не говорится, что в это время они подвергнутся какому-либо преображению.  Прославленные  верующие  всех  веков,  которые  будут  править  вместе с Христом (Откр. 20:4), вольются в их среду и будут управлять  ими. Хотя эти две разные группы верующих будут иметь разные тела,  они смогут общаться и взаимодействовать друг с другом, как Иисус Христос общался и взаимодействовал со Своими учениками, будучи в Своём  прославленном теле после воскресения.

Амиллениалисты не верят, что Христос будет править на земле в буквальном Тысячелетнем Царстве. Они считают, что Тысячелетнее Царство  следует  понимать  в  переносном,  духовном  смысле,  что  Христос  будет править на земле через сердца Своих искупленных людей. Однако  зачем тогда Бог дал Своим святым прославленные тела, способные жить  на земле, если им никогда не придётся там жить? Воскресший Христос  был идеальной иллюстрацией Тысячелетнего Царства, в котором будут  жить прославленные святые, потому что ещё до вознесения Он продемонстрировал, что способен жить на этой земле в таком же прославленном теле, в каком Он будет пребывать вечно на небесах.

Во время Тысячелетнего Царства будут рождаться дети, но, очевидно, не все дети искупленных людей сами станут искупленными — как и  рождённые в любые времена дети верующих родителей не всегда сами  становились верующими. В конце Тысячелетнего Царства, похоже, будет много неверующих, которые примут участие в последнем восстании  сатаны против Бога (Откр. 20:7-9). Очевидно, эти противники Бога будут потомками тех святых, которые, когда пришёл Христос, сразу вошли  в Тысячелетнее Царство. Не следует удивляться тому, что будут люди,  которые не поверят в Христа, несмотря на то, что Он будет находиться  в их присутствии. Мы знаем, как большинство слушателей Христа не  поверили в Него, когда Он пришёл в первый раз.

Этот последний бунт против прославленного Христа и Его Царства  совершенной любви, мудрости, справедливости и праведности будет последним и неопровержимым доказательством порочности человеческого  естества. Хотя среда обитания будет во всех отношениях совершенной  и сатана будет связан, поэтому не сможет искушать людей или какимлибо образом оказывать влияние на них, тем не менее некоторые люди отвергнут Христа даже во время Тысячелетнего Царства. Единственным  источником их греха и противления будут их собственные испорченные  сердца (ср. Иер. 17:9).

Вопреки  утверждениям  некоторых  богословов  и  учителей  Библии,  идея о буквальном, физическом, земном Тысячелетнем Царстве возникла не в наше время. Как хорошо обосновал проницательный немецкий  богослов Эрих Зауэр, мнение о таком буквальном Тысячелетнем земном  Царстве  было  распространённым  и  общепринятым  в  ранней  Церкви  от новозаветных времён до середины третьего столетия (см. его книгу  «Триумф Распятого» [Киев, Союз ЕХБ Украины, 1991]). Отцы ранней  Церкви, такие как Папий, Иустин, Тертуллиан и Ипполит — все поддерживали идею о буквальном, земном будущем Царстве, которым будет  лично править Христос. И только позже, когда в моду вошла аллегорическая герменевтика, буквальный миллениализм был отвергнут и заменён  на «духовное» толкование (стр. 129).

Те, кто отвергает буквальное Тысячелетнее Царство, совершают одну  или несколько из трёх нижеупомянутых ошибок.

Первая заключается в  том, что они путают Израиль и Церковь, воспринимая Церковь, как духовную форму древнего народа Израиля. В этом случае ветхозаветные  проклятия были предназначены буквальному Израилю, и они уже сбылись, а обетования благословить Израиль исполнятся в Церкви, но не  буквальным, а духовным образом. Такая разновидность разделённой, непоследовательной герменевтики неприемлема.

Вторая ошибка состоит в  том, что будущие события превращают в прошлые или настоящие, предполагая, что все обетования буквальному народу Израиля уже исполнились и, таким образом, в земном Царстве якобы нет необходимости.

А третья ошибка заключается в том, что определённым пророчествам Ветхого Завета произвольно придаётся духовный смысл, и предсказания о  местах, событиях или людях преподносятся просто как символы духовных идей или истин, а не как физические и исторические события.

В упомянутой выше книге Эрих Зауэр предлагает пять  убедительных аргументов в пользу буквального и исторического будущего Царства.

Во-первых, такое Царство было бы единственным адекватным подтверждением истинности и надёжности Божьих обещаний.

Исаия предсказывал, что Мессия установит вечное Царство на престоле Давида (Ис. 9:6-7). Павел, ссылаясь конкретно на Божьи обетования  древнему Израилю, утверждал, что «дары и призвание Божьи непреложны» (Рим. 11:29). Но если эти обещания были лишь метафорами, то их  исполнение никогда нельзя было бы проверить, поэтому они были бы лишены смысла. В частности, пророчества о Мессии не имели бы ясного значения, и их исполнение невозможно было бы проверить. Но пророк Исаия сам провозгласил, что обетования Господа непоколебимее гор  (Ис. 54:10), и Израиль будет существовать так же долго, как и новое небо  и новая земля, которые Господь однажды сотворит (66:22). Иеремия утверждал, что Божьи заветные обетования более надёжны, чем чередование дня и ночи (Иер. 33:20), и более устойчивы, чем движение солнца,  луны и звёзд (31:35-36).

Во-вторых, земное Тысячелетнее Царство — это единственное объяснение последнего времени, которое соответствует учению Иисуса Христа в Евангелиях. Например, Его обещание Апостолам, что однажды они  сядут «на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых»  (Матф. 19:28), было бы лишено смысла без буквального, исторического  восстановления Израиля.

В-третьих, земное Тысячелетнее Царство — это единственное последовательное толкование мессианских пророчеств. Из текстов Евангелий  ясно видно, что огромное количество этих пророчеств буквально исполнились во дни Христа. Он родился в Вифлееме, как предсказал Михей  (5:2). Он въехал в Иерусалим на осле, был предан за тридцать серебреников и был пронзён, как предсказал Захария (9:9; 11:12; 12:10). Его руки  и ноги были буквально пронзены, точно так, как предсказал псалмопевец (21:17; ср. 15:10), и Он буквально умер, был погребён и воскрес, как  предсказал Исаия (53:8-12).

Эти исполнения пророчеств были настолько буквальными, что никто  не может утверждать, что предсказания были лишь символами духовных  истин. Однако многие другие в равной степени конкретные и подробные  предсказания о Мессии, такие как установление Его вечного престола  в царстве Давида, также не были исполнены во время земного служения Иисуса. Поэтому отвергать идею буквального Тысячелетнего Царства — значит утверждать, что некоторые из ветхозаветных пророчеств  были буквальными, а некоторые — нет. Занять такую позицию — значит  произвольно предположить, что всем пророчествам, которые не исполнились буквально к новозаветным временам, нужно придавать духовный смысл.

Все  ветхозаветные  пророчества  в  момент  их  написания  явно  были  обращены в будущее. Поэтому с помощью какой логики или на каком  основании можно утверждать, что некоторые из этих пророчеств должны  были  исполниться  буквально,  а  некоторые  имели  лишь  духовный  смысл?

В-четвёртых, установление земного, видимого Царства — это лучший  возможный  способ  для  Господа  Иисуса  Христа  продемонстрировать,  что   Он — высший Правитель над всем Своим творением. Как иначе Он  может доказать, что Он — Царь царей и Господь господствующих? Как  Он может подтвердить, что Его правление превосходит правление всех  остальных монархов, если не будет иметь возможности управлять земным Царством? Каким образом Он может доказать, что Он — в высшей  степени справедливый Царь, если не через личное справедливое управление Своими подданными? Как Он может доказать, что Он — бесконечно милосердный Господь, если не через личное проявление милости  к Своим подданным? Чтобы проявить все эти качества, Христос должен будет иметь земное Царство, потому что на небесах нет нужды ни в  справедливости, ни в милосердии.

Могло ли случиться так, что, кроме короткого периода времени от сотворения Адама до грехопадения, Бог бы полностью отдал мир во власть  сатаны? Может ли быть так, что Бог буквально разрушит Своё многочисленное творение, а не восстановит его буквально? Ведь всё это творение  ждёт освобождения «от рабства тлению в свободу славы детей Божьих»  и, ожидая, «вместе стенает и мучится доныне» (Рим. 8:21-22).

Совершенное  Тысячелетнее  Царство  будет  свидетельством  на  всю  вечность, что Иисус Христос — высший Повелитель, Который один может привнести абсолютную гармонию и мир в этот мир даже тогда, когда  мир заражён грехом.

В-пятых, земное Тысячелетнее Царство — единственный и необходимый мост между человеческой историей и вечной славой. Апостол  Павел заявляет, что в конце Христос «предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу», и что «Ему  надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои»  (1 Кор. 15:24-25). Какое ещё Царство может передать  Своему Отцу Христос, как не земное Царство? Отец уже владеет Небесным Царством. Тысячелетнее Царство не может означать Церковь как  духовную форму этого Царства, потому что Царство, которое Христос  передаст Отцу, будет включать Его покорённых врагов, которых нет в искупленной Церкви. Это будет также Царство, над которым Христос будет иметь полную власть, чего нельзя сказать ни об одном царстве мира,  известном до сих пор, включая даже древний Израиль с теократическим  правлением в периоды его наивысшей верности Богу.

Тысячелетнее правление Христа может относиться только к буквальному земному Царству, которое Иисус Христос может передать Отцу так, как это описал Апостол Павел в 15-й главе Первого Послания к Коринфянам. Это буквальное земное Царство, которое Христос будет буквально судить, восстанавливать, обновлять и которым Он будет править в  праведности на протяжении буквальной тысячи лет. И в конце этого времени, после того как сатана будет освобождён на короткое время, а затем  будет окончательно побеждён и брошен в озеро огненное, Христос предаст это земное Царство Своему Небесному Отцу.

Процесс Суда

«и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и  поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда  скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от  создания мира: ибо был голоден Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и  вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг,  и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был,  и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя голодным и накормили? Или жаждущим — и напоили? Когда мы видели Тебя странником и приняли? Или нагим — и одели? Когда мы видели Тебя больным или в темнице и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «Истинно говорю  вам: так как вы сделали это одному из этих братьев Моих меньших,  то сделали Мне». Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу  и ангелам его: ибо был голоден Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и  вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг,  и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и  они скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя голодным,  или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в  темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «Истинно  говорю вам: так как вы не сделали этого одному из этих меньших,  то не сделали Мне». И пойдут эти в муку вечную, а праведники — в  жизнь вечную» (Мф.25:32б-46)

Процесс суда Иисуса Христа будет включать в себя абсолютное и безошибочное отделение спасённых от неспасённых. Когда Господь Иисус  Христос вернётся на землю и все нации и народы земли соберутся перед Ним, Он отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов.

В древности на Ближнем Востоке, как это часто происходит во многих странах этого региона и сегодня, овец и козлов пасли вместе. Но  овцы – это послушные, кроткие создания, тогда как козлы – неуправляемые и буйные и легко могут нарушить покой овец. Так как они не могут  нормально пастись и спать вместе, на время выпаса и на время ночного  сна пастухи часто разделяют их.

Подобным образом Господь Иисус Христос, когда вернётся, чтобы  установить Своё Тысячелетнее Царство, отделит верующих от неверующих. Он поставит верующих овец по правую от Себя сторону, на  место почёта и благословения, а козлов Он поставит по левую сторону,  что указывает на Его немилость и непризнание.

В древние библейские времена отцовское благословение имело исключительную важность, потому что оно определяло, кто из наследников получит большую долю наследства. Когда Иаков собирался благословить двух своих внуков, Ефрема и Манассию, он был очень внимателен  и положил свою правую руку на того, кто должен был получить наследство. Так как большее благословение обычно получал старший сын, Манассия стал справа от Иакова, а Ефрем — слева. Но когда пришло время  благословлять,  Иаков  скрестил  руки  так,  чтобы  его  правая  рука  была  на голове Ефрема, а не на голове Манассии. Несмотря на возражения  Иосифа, Иаков настоял на том, чтобы большее благословение получил  Ефрем, потому что Бог избрал его и предпочёл его старшему брату (Быт. 48:8-20).

Наследие спасённых

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «Придите,  благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам  от создания мира: ибо был голоден Я, и вы дали Мне есть; жаждал,  и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг,  и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был,  и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя голодным и накормили? Или жажду­щим — и напоили? Когда мы видели Тебя странником и приняли? Или нагим — и одели? Когда мы видели Тебя больным или в темнице и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из этих братьев Моих меньших,  то сделали Мне»» (Мф.25:34-40)

Здесь Иисус недвусмысленно открывает, что Сын Человеческий, Который сидит на славном престоле (ст. 31), является также и Сыном Бога,  божественным Царём. После того как Его подданные будут отделены,  Царь скажет тем, которые по правую сторону Его: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от  создания мира». Это будут те верующие, которые выжили во времена  скорби, и они при жизни войдут в Тысячелетнее Царство, уготованное  им от создания мира.

Господь предвидел, что Его слова, записанные в 35-45 стихах, будут  толковаться в защиту спасения по делам. Поэтому Он ясно даёт понять,  что верующие наследуют Царство не на основании добрых дел, которые они совершат или не совершат на земле. Их наследие было определено очень давно, ещё от создания мира. Те, кто войдёт в Царство,  будут допущены туда не потому, что они служили Христу, а потому что  Отец благословил их на основании их веры в Его Сына. Они никоим  образом не заработают себе место в Царстве. Ребёнок не зарабатывает  наследство, а получает его на том основании, что принадлежит своей  семье. Точно таким же образом верующий не зарабатывает себе место в  Царстве, а получает его по праву как наследник, будучи дитём Божьим и  сонаследником с Иисусом Христом (Рим. 8:16-17).

Слова «уготованное вам» указывают на избирательность спасения.

Ещё до того как Бог создал мир, Он полновластно избрал тех, кто будет  принадлежать Ему. А «кого Он предузнал, тем и предопределил быть  подобными  образу  Сына  Своего,  чтобы  Он  был  первородным  между  многими братьями» (Рим. 8:29). Источник спасения — это благословение Бога Отца, принятие спасения происходит через веру, а избрание к  спасению — это заблаговременная подготовка, которую Бог Отец совершил в далёком прошлом. Подчёркивая эту же истину, Апостол Пётр утверждает: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по  великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому,  неувядаемому,  хранящемуся  на  небесах  для  вас,  силой  Божьей  через  веру соблюдаемых к спасению, готовому открыться в последнее время»  (1 Пет. 1:3-5).

Добрые дела, о которых Христос похвально отзывается в Матф. 25:3536, — это плоды спасения, а не его корни. И нельзя не подчеркнуть тот факт, что добрые дела не являются основанием для того, чтобы войти в  Царство. Христос будет судить по делам, поскольку эти дела являются  или не являются подтверждением спасения, которое предопределил Небесный Отец. Если человек не уверовал в Иисуса Христа как в Господа и  Спасителя, никакое количество добрых дел, совершённых ради Его имени, не принесёт и малейшей духовной пользы. Таким людям Господь  скажет: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф. 7:23).

Тем не менее, подлинные праведные дела, о которых Иисус упоминает в ст. 35-36, — это измеримое доказательство спасения. Поэтому Он в  высшей степени похвально отзывается о тех, кто их совершал. По сути,  Он говорит: «Войдите в Моё Царство, потому что вы избранные дети  Моего Отца, и ваше отношение к Нему видно по вашему служению Мне.

А Мне вы служите всякий раз, когда служите собратьям-верующим, которые, как и вы, являются Моими братьями» (см. ст. 40).

Затем Господь перечисляет шесть характерных случаев, в которых человек испытывает нужду: когда он голоден, когда жаждет, когда является странником, когда он наг, когда болен и когда находится в темнице.

Царство предназначено для тех, кто служил этим нуждам Божьего народа, потому что такие добрые дела свидетельствуют об истинной, живой вере. Эти добрые дела характерны для Божьих детей и граждан Его  Царства. «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,  а кто-нибудь из вас скажет им: „Идите с миром, грейтесь и питайтесь“,  но не даст им потребного для тела — что пользы? Так и вера, если не  имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:15-17). Иоанн провозглашает ту  же истину похожими словами: «А кто имеет достаток в мире, но, видя  брата своего в нужде, затворяет от него сердце своё, — как пребывает в  том любовь Божья? Дети мои! Станем любить не словом или языком, но  делом и истиной» (1 Иоан. 3:17-18). Писание очень ясно учит, что основание для уверенности в истинном спасении — не в решении поверить,  принятом когда-то в прошлом, а в постоянном праведном поведении.

Ответ тех, кого похвалил Царь, замечателен, и он является ещё одним  свидетельством их спасения. Так как они служили в духе смирения и  самоотвержения, а не для того, чтобы их заметили и удостоили похвалы  люди (см. Матф. 6:2, 5, 16), то они, по-видимому, забыли о том добром,  что сделали, и были удивлены, что их дела удостоились упоминания со  стороны Господа.

Царь обращается к ним как к праведникам не только потому, что они  были объявлены праведными во Христе, но и потому, что они стали праведными во Христе. Их служение собратьям-верующим свидетельствует  о том, что они — божественное «творение, созданы во Христе Иисусе на  добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефес. 2:10).

Добрые дела, о которых идёт речь в этих стихах, имеют отношение к  обычным повседневным нуждам. Здесь упоминаются не великие свершения или впечатляющие достижения (ср. Матф. 7:21-23, где речь идёт о  том, что бесполезными оказались впечатляющие дела), а просто обычная  повседневная доброта, которая помогает восполнить нужды собратьевверующих. Ничто так не свидетельствует о духовном возрождении, как  жизнь, исполненная состраданием Бога и кротостью и любовью Иисуса  Христа. Когда ученики Иоанна Крестителя хотели убедиться в том, что  Иисус является Мессией, Он стал рассказывать им не только о совершённых Им впечатляющих исцелениях, но и о том, как Он поступал с  нуждающимися (Матф. 11:4-6). Когда Иисус объявил о Своих мессианских полномочиях жителям Назарета, Он опять обратил их внимание не  на чудеса, а на то, как Он относился к бедным, узникам, слепым и угнетённым (Лук. 4:18-19). Человек, который принадлежит Иисусу Христу, будет проявлять такое же сострадание, и не будет гордиться этим.

Когда смиренные рабы Царя спросят: «Господи! Когда мы всё это  делали для Тебя?», — Царь скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из этих братьев Моих меньших, то  сделали Мне».

То, что Царь называет этих людей «братья Мои», ещё больше доказывает, что они уже были детьми Божьими, а не стали ими в результате  своих добрых дел. Автор Послания к Евреям утверждает: «Ибо и Освящающий, и освящаемые, — все от Единого; поэтому Он не стыдится  называть их братьями» (Евр. 2:11). «А прилепляющийся к Господу есть  один дух с Господом», — говорит Павел (1 Кор. 6:17), и благодаря этому союзу верующий может сказать: «И уже не я живу, но живёт во мне  Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верой в Сына Божьего, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20).

Когда ученики спорили о том, кто из них будет большим в Царстве  Небесном,  Иисус  поставил  перед  ними  маленького  ребёнка  и  сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Матф. 18:3). Человек, который не приходит к  Иисусу в смирении и с доверием, что так характерно для маленьких детей, не будет иметь участия в Его Царстве, и тем более не будет великим  в этом Царстве. Иисус продолжает: «Итак, кто умалится, как это дитя,  тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Моё, тот Меня принимает» (ст. 4-5). Ребёнок, который стоял перед учениками, олицетворял духовное дитя Божье, то есть человека, который  обратился (ст. 3), уверовав в Христа (ст. 6). Человек, который с любовью  служит детям Божьим, доказывает, что он сам — Божье дитя.

«Кто принимает вас, принимает Меня, — говорил Иисус ученикам в  другом случае, — а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня»  (Матф. 10:40). То, что делают верующие друг для друга, они делают для  своего  Господа  Иисуса  Христа.  Человек,  который  искренне  принимает христиан и служит им во имя Христа, доказывает, что сам является  христианином. Самоотверженное служение христиан друг другу во имя  Христа — это основной внешний признак, который указывает на принадлежность к Божьему народу. Иисус сказал: «По тому узнают все, что вы  Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13:35).

Именно на такие практические проявления любви Христос, как Царь,  будет обращать внимание, когда будет вводить святых, переживших время скорби, в Своё Тысячелетнее Царство. Иисус только что упомянул,  что верующие на протяжении этих семи лет, и особенно в последние три  с половиной года разрушительных событий, будут сильно нуждаться в  самом необходимом. По причине своей принадлежности к Христу они  часто будут голодать, испытывать жажду, у них не будет крова, одежды,  они будут болеть, находиться в темницах и будут отчуждены от жизни  общества.

Те,  кто  будет  помогать  нуждающимся  собратьям-верующим,  сами  будут находиться в большой нужде. Очень немногие верующие в эти  страшные времена скорби смогут давать от избытка. Большинство из них  будут иметь едва достаточно средств, чтобы удовлетворить свои собственные  нужды.  Их  божественным  образом  вдохновлённая  щедрость  друг к другу будет указывать на то, что они отделены как народ Господа,  ещё до того, как грядущий Царь публично объявит их Своими.

Осуждение неспасённых

«Тогда  скажет  и  тем,  которые  по  левую  сторону:  «Идите  от  Меня,  проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо был голоден Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели  Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут  Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не  послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из этих меньших, то не сделали  Мне». И пойдут эти в муку вечную, а праведники — в жизнь вечную»  (Мф.25:41-46)

Погибающим грешникам, которые будут собраны по левую сторону  от Него, Царь скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный,  уготованный диаволу и ангелам его». К диаволу и ангелам его, которые не подлежат искуплению, присоединятся те люди, которые отказались верить, и все они пойдут в вечный огонь ада.

Понятно, что Христос осудил этих людей не из-за того, что они не  послужили Ему (ст. 42-43), как и остальных Он спас не благодаря их  служению Ему (ст. 34-35). Эти люди остались проклятыми, потому что  отвергли Христа, а те, кто вошёл в Царство, стали праведными (ст. 37), потому что приняли Его. Отвергнув Христа, люди остались в том состоянии, в каком не могли совершать праведных дел.

Иисус говорит о вечном отделении от Бога и от Его доброты, праведности, истины, радости, мира и всех остальных благ. Он говорит о вечном соединении с диаволом и ангелами его в месте мучений, которое  Бог уготовал для них. Иисус говорит о вечной изоляции, где не будет  общения, не будет утешения и не будет ободрения. Он говорит о том, что  всё это будет продолжаться вечно, что будет вечное горе, от которого не  будет облегчения или передышки.

Доказательством  того,  что  эти  отвергнутые  люди  никогда  не  принадлежали Христу, будет служить то, что они никогда не любили Его  народ и не служили ему. В отличие от тех, кто войдёт в Царство, их  реакция на нужды верующих будет совершенно противоположной. Когда Христос в лице этих нуждающихся людей был голоден, жаждал,  был странником, был наг или находился в темнице, эти неверующие  отказались служить Ему. И, поступая так, они доказали, что не принадлежали Ему.

Как и праведники, которые будут приняты в Царство, проклятые, которые будут отвергнуты, также изумятся словам Господа, обращённым  к ним. Но они спросят: «Господи! Когда мы не послужили Тебе?», и Он  ответит: «Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному  из этих меньших, то не сделали Мне». Если человек не служит Божьему народу, значит он не служит Христу, а если он не служит Христу, то  это доказывает, что этот человек не принадлежит Ему. Важно отметить, что признаками неспасённого человека, упомянутыми здесь Иисусом, являются не вопиющие, совершённые человеком  грехи, а отсутствие простой доброты. Пять неразумных дев, у которых  не было масла для своих светильников, не попали на брачный пир не потому, что были безнравственными и порочными, а потому, что не были  готовы  встретить  жениха  (см.  Матф.  25:1-13).  Таким  же  образом  раб,  имевший один талант, был брошен во тьму внешнюю не потому, что расточил деньги господина, а потому, что не вложил их в дело (ст. 14-30).

Таким же образом, человек, не попавший в Царство Божье, осуждён не  за тяжесть своих грехов, а за отсутствие веры. Нельзя утверждать, что  все, осуждённые на ад, в равной степени порочны и отвратительны; общая причина их осуждения — отсутствие веры.

Иисус использует одно и то же слово (айониос, вечный), когда говорит о спасении и об осуждении. Если верующие будут всегда на небесах  с Богом, то погибшие грешники будут всегда в аду с дьяволом.

Так как Тысячелетнее Царство охватит весь мир, то погибшим грешникам будет некуда деться. Они будут сразу же убиты и мгновенно пойдут в ад, в муку вечную, где будут вечно страдать, находясь в состоянии  духовной смерти. По истечении тысячи лет их тела воскреснут (ср. Иоан. 5:28-29), и они опять предстанут пред Богом для оглашения окончательного приговора и окончательного осуждения в телах, предназначенных  для адских мучений.

А праведные пойдут в жизнь вечную, чтобы в славе проводить всю  вечность со своим Господом и Спасителем. В отличие от проклятых, которых ожидает страшная участь, праведные в конце Тысячелетнего Царства обнаружат, что их вечные благословения только начинаются.

Вся слава Христу


Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий