Суд и провозглашение

«Ещё подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а плохое выбросили вон. Так будет при кончине века: выйдут ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов». И спросил их Иисус: «Поняли ли вы всё это?» Они говорят Ему: «Так, Господи!» Он же сказал им: «Поэтому всякий книжник, ставший учеником Царства Небесного, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мф.13:47-52)

Последние две из восьми притч о Царстве Небесном в 13-й главе Евангелия от Матфея говорят об отделении неверующих и суде над ними и о проповеди Божьих служителей. Первая притча звучит как предостережение, а вторая — призывает провозглашать это предостережение осуждённому миру.

Притча о неводе — суд

“Ещё подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а плохое выбросили вон. Так будет при кончине века: выйдут ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов” (Мф.13:47-50)

В предыдущих притчах Иисус иллюстрировал природу Царства, силу и влияние Царства и личное принятие Царства. Теперь Он снова обращает внимание (см. ст. 42) на суд, связанный с Царством.

Притча о неводе — грозное предостережение о том, что постигнет нечестивых, когда их отделят от праведников в последние дни. Здесь Иисус рисует наглядную картину суда, кратко объясняет принцип, по которому будут судить людей, и даёт отрезвляющее предостережение о гибельности суда.

Картина суда

“Ещё подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а плохое выбросили вон” (Мф.13:47-48)

Вид деятельности, который использует Иисус, чтобы проиллюстрировать Божий суд над неверующими, был понятным для Его слушателей. Он был хорошо знаком тем, кто жил возле Галилейского моря, и в первую очередь тем, кто, включая и нескольких Его учеников, занимался рыбной ловлей.

На Галилейском море рыбная ловля велась в основном тремя способами.

Они используются там и по сей день.

Первый — с помощью лески и крючка, позволявший вылавливать по одной рыбине. Именно таким образом Господь повелел Петру поймать рыбу, когда им понадобились деньги, чтобы заплатить налог в две драхмы (Матф. 17:24-27).

Два других способа рыбной ловли были связаны с сетями. Одна сеть была маленькой, которую мог забросить один человек. Она называлась амфиблестрон. Пётр и его брат Андрей по очереди забрасывали амфиблестрон, когда Иисус призвал их стать «ловцами людей» (Матф. 4:18-19). Рыбак, неся свёрнутую сеть на плече, бродил по мелководью и высматривал стайки рыб.

Когда рыба было достаточно близко, он одной рукой держал основную верёвку, а другой забрасывал сеть таким образом, чтобы она, развернувшись большим кругом, накрыла рыбу. Благодаря грузилам, закреплённым по периметру, сеть погружалась на дно, улавливая рыбу. Затем рыбак тянул за верёвку, и сеть затягивалась как мешок. После этого улов тащили к берегу.

Второй вид сетей назывался сагене. Это был очень большой невод, управиться с которым могла лишь бригада рыбаков. Иногда невод покрывал площадь около одного квадратного километра. Его тянули двумя лодками на глубине, заключая рыбу в огромный круг, или же одной лодкой, когда работали с берега. В последнем случае один конец сети прочно закреплялся на берегу, а другой прикреплялся к лодке, которая заплывала на глубину, делая большой круг, а затем возвращалась в исходное место. К верхней части сети были прикреплены поплавки, а к нижней — грузила. Таким образом, сеть образовывала своего рода стену от поверхности воды до самого дна.

Когда невод тащили к берегу, в него попадало всё, что было на пути, — водоросли, мусор, всевозможные обитатели моря и рыба всякого рода.

Когда невод наполнялся, требовалось много людей и несколько часов времени, чтобы вытащить его на берег. Затем рыбаки, сев, хорошее собирали в сосуды, а худое выбрасывали вон. Рыбу, которую везли на далёкий рынок, помещали в сосуды с водой, а продаваемую на месте раскладывали по корзинам.

Принцип

“Так будет при кончине века: выйдут ангелы, и отделят злых из среды праведных” (Мф.13:49)

Иисус начинает Своё толкование притчи, объясняя, что отделение хорошей рыбы от плохой олицетворяет Божий суд при кончине века. Притча о пшенице олицетворяет сосуществование верующих и неверующих в нынешней форме Царства, а данная притча указывает на их разделение при смене формы существования Царства.

При толковании притчи о пшенице и плевелах Иисус утверждает ту же истину, что и здесь: «При кончине века выйдут [Его]  ангелы, и отделят злых из среды праведных» (ср. ст. 39-41). В настоящее время, в эпоху Церкви, Бог допускает неверие и неправедность. Но придёт время, когда Его терпению наступит конец, и Он начнёт судить. Первый этап суда — отделение злых из среды праведных, плевел от пшеницы. Невод Божьего суда бесшумно движется в людском море в сторону берега вечности, где произойдёт окончательное отделение одних людей от других и определение их участи: верующих ждёт вечная жизнь, а неверующих — вечное осуждение.

Люди перемещаются внутри этого невода, будто они свободны. Время от времени этот невод касается их, заставляя вздрагивать. Но они быстро уплывают прочь, думая, что спаслись, не понимая того, что всецело и неотвратимо являются составной частью Божьего совершенного плана. Невидимая сеть Божьего суда захватывает каждого человека, как невод захватывает рыбу. Большинство людей не понимает, что такое Царство, и не видит, как Бог действует в мире. Возможно, их слегка задела благодать Евангелия или напугала угроза суда, но они вскоре возвращаются к обычному образу мышления и жизни, не обращая внимания на вечные ценности. Но когда человеческая эпоха закончится и Христос придёт, чтобы установить Своё славное Царство, тогда наступит суд.

Иисус не даёт полного описания последних дней, а концентрирует внимание на суде над неверующими, особо подчёркивая всё, что касается окончательного суда у Великого белого престола (Откр. 20:11-15). Там будут судимы мёртвые — малые и великие (ст. 12-13).

Как уже упоминалось в толковании притчи о пшенице и плевелах (ст. 41) и провозглашалось во многих других разделах Нового Завета (напр., Матф. 24:31; 25:31-32; Откр. 14:19; 15:5–16:21), ангелы являются Божьим орудием отделения и исполнения приговора. Отделение коснётся всех людей,  которые будут в то время живы, и тех, кто к тому времени умрёт, — «и выйдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Иоан. 5:29).

Некоторые задаются вопросом, почему Иисус повторил учение об отделении, тогда как только что в конце Своего объяснения притчи о пшенице и плевелах Он почти слово в слово уже изложил его (Матф. 13:41).

Во-первых, в притче о неводе акцент ставится исключительно на отделении верующих от неверующих, тогда как в притче о пшенице и плевелах основной акцент — на их сосуществовании.

Во-вторых, это настолько важная истина, что её необходимо повторять и повторять.

Иисус вновь и вновь предупреждает об ужасах ада и умоляет людей избежать его, придя к Нему за спасением. Он предупреждал, что, как во дни Ноя до потопа, люди будут «[есть, пить жениться и выходить] замуж… Тогда будут двое на поле: один берётся, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берётся, а другая оставляется» (Матф. 24:38, 40-41).

Бог не находит удовольствия в смерти беззаконника (Иез. 18:23) и не желает, чтобы кто погиб (2 Пет. 3:9). Господь плакал над Иерусалимом, потому что люди не обратились к Нему и не спаслись (Лук. 19:41). Он предупреждал об аде не для того, чтобы причинить им страдания, а для того, чтобы спасти их от него. Ад даже создан был не для людей, а для дьявола и его падших ангелов (Матф. 25:41).

Опасность

“и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов” (Мф. 13:50)

На уровне эмоций, наверное, ни одна доктрина не воспринимается так трудно, как доктрина об аде. Однако это учение слишком ясно и слишком часто упоминается в Писании, чтобы его отрицать или игнорировать. Иисус говорил об аде больше, чем любой из пророков или Апостолов, — видимо потому, что эту ужасную истину было бы трудно принять, если бы Сам Божий Сын не подтвердил её вполне. От начала и до конца Своего земного служения Иисус особо выделял эту доктрину. Он говорил об аде больше, чем о любви.

Он предупреждал людей об аде больше, чем все остальные учителя, упомянутые в Библии, вместе взятые, и обещал, что те, кто откажется от Его спасения, даруемого по любви и благодати, не избегут ада.

Так, в Нагорной проповеди Господь Иисус даёт несколько конкретных и прямых предупреждений об аде: «Кто скажет: „Безумный“, подлежит геенне огненной» (Матф. 5:22), а также: «Лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну» (ст. 29; ср. ст. 30; 18:8-9; Марк. 9:43).

Иисус заявлял, что порочные «сыны Царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8:12) и что неверующий Капернаум «до ада низвергнется» (11:23; ср. Лук. 10:15). Он спрашивал порочных и лицемерных книжников и фарисеев: «Как убежите вы от осуждения в геенну?» (Матф. 23:33). Во многих других случаях Иисус упоминает об аде и предупреждает о вечных муках (5:20; 7:13, 19, 23, 27; 10:28; 12:36;16:18; 18:8-9; 21:43-44; 23:14-15; 24:40-41,51; 25:30,46; Марк. 3:29; Лук.12:9-10, 46; 16:23; Иоан. 5:29; 15:6).

Ад — это не просто состояние, когда человека постоянно мучают ужасные воспоминания, и не это переход в небытие, как считают и учат многие люди. Ад также не является местом, где грешники будут продолжать необузданно и безнаказанно грешить. В аду не будет ничего приятного, даже извращённого удовольствия от греха, — только наказание.

Когда корреспондент спросил одну молодую рок-певицу, представительницу движения панков, чего она ждёт после окончания своей карьеры, она ответила: «Смерти. Я с нетерпением жду смерти». Когда её спросили, почему она так этого хочет, женщина ответила: «Я хочу попасть в ад, потому что там будет весело».

Нет слов, чтобы выразить, насколько трагичен подобный обман. Веселье меньше всего подходит для описания ада. Человеческий разум не может даже представить этот вечный ужас под названием «ад». Даже те образы, которые используются в Библии для описания ада, — это всего лишь попытка передать его реальность, потому что конечный разум не в состоянии понять бесконечную боль и мучение, как он не может понять и бесконечную радость и блаженство. Но из Слова Божьего мы узнаём четыре основополагающие истины о печи огненной, которые помогут нам хотя бы частично представить весь её ужас.

Во-первых, ад — это место постоянных мучений, страданий и боли. Мучение часто описывается как тьма (Матф. 22:13), куда не может проникнуть свет, где ничего не видно. На протяжении всей вечности осуждённые никогда не увидят света и ничего того, что свет освещает. Адские мучения также описываются как огонь, который никогда не прекратится и который никогда нельзя будет погасить (Марк. 9:43). Осуждённые никогда не смогут найти от него облегчение. Ад — это не что иное, как место, где будет плач и скрежет зубов.

Во-вторых, в аду будут мучиться и душа, и тело. Ни душа, ни тело не уничтожаются в смерти; и никогда не уничтожатся в будущем. Когда неспасённый человек умирает, его душа выходит из присутствия Божьего и идёт в вечное мучение. При воскресении всех мёртвых тела неспасённых людей воскреснут, и эти воскресшие тела воссоединятся с душами, находящимися в адских муках (Матф. 10:28; ср. Иоан. 5:29; Деян. 24:15; Откр. 20:11-15).

Точно так же, как верующие будут воссоединены с воскресшими телами, чтобы вечно наслаждаться славой небес, неверующие будут воссоединены с воскресшими телами, чтобы терпеть муки ада, при этом не уничтожаясь.

Иисус говорил об аде как о месте, «где червь их не умирает» (Марк. 9:44). Когда физические тела погребены и начинают разлагаться, черви разрушают их только до тех пор, пока есть плоть. Когда же плоть съедена, ей больше  нельзя нанести вреда. Но воскресшие тела неверующих никогда не будут полностью съедены, и адские «черви», которые будут питаться ими, сами никогда не умрут.

В-третьих, люди будут переживать муки ада в разной степени. В аду страдания для всех будут сильными и постоянными, но некоторые будут испытывать более сильные муки, чем остальные. «Если отвергшийся закона Моисеева при двух или трёх свидетелях без милосердия наказывается смертью, — говорит автор Послания к Евреям, — то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божьего и не почитает за святыню кровь завета, которой освящён, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр. 10:28-29). Те, кто сознательно отвергает Иисуса Христа и попирает таким образом жертву, которую Христос принёс за них, пролив Свою кровь, будут наказаны гораздо сильнее, чем те, у которых был лишь свет ветхого завета. И в день суда наказание для таких языческих городов, как Тир, Сидон и Содом, будет более терпимым, нежели для еврейских городов Хоразин, Вифсаида и Капернаум, — которые имели не только свет ветхого завета, но и возможность лично видеть и слышать Сына Божьего и быть свидетелями Его чудес (Матф. 11:22-23).

В притче о рабах, которые ожидали возвращения господина со свадебного пира, Иисус объясняет, что раб, «который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лук. 12:47-48). «Мера наказания в аду будет настолько суровой, — пишет Джон Герстнер, — что грешник, если бы только мог, отдал бы весь мир за то, чтобы у него стало на один грех меньше».

В-четвёртых, мучения в аду будут вечными. Нет ничего более ужасного, чем бесконечный ад. Для описания продолжительности как ада, так и небес Иисус использует одно и то же слово: «И пойдут эти в муку вечную, а праведники — в жизнь вечную» (Матф. 25:46). В аду люди испытают полное отсутствие надежды.

Хотя Бог первоначально предназначил ад для дьявола и его падших ангелов, люди, которые, вместо того чтобы исполнять волю Божью, избрали путь сатаны, разделят и судьбу сатаны.

Великий пуританский писатель и проповедник Джон Буньян описывает ад, используя свойственные ему живые образы:

“[В аду] ты будешь находиться в обществе лишь проклятых душ, а также огромного количества бесов. Пока ты живёшь в этом мире, от одной мысли, что тебе могут явиться бесы, ты начинаешь дрожать всем телом, и волосы у тебя на голове встают дыбом. Но что ты будешь делать, когда это будет не в твоём воображении, а когда ты на самом деле будешь находиться среди всех бесов ада, — воющих, ревущих и визжащих настолько отвратительно, что ты будешь на грани помешательства, будешь сходить с ума от тоски и мучений.

Если бы через десять тысяч лет всему этому пришёл бы конец, это было бы  утешением. Но твоё несчастье в том, что это будет продолжаться вечно. Когда будешь взирать на бесчисленное множество воющих бесов, окружающих тебя, ты вновь и вновь будешь думать: это моя участь навсегда. И когда ты пробудешь в аду столько тысяч лет, сколько звёзд на небе, или капель воды в море, или песчинок на морском берегу, перед тобой всё ещё будет вечность. О, одно это слово — вечность — как оно будет мучить твою душу.

Притча о хозяине: заявление

“И спросил их Иисус: «Поняли ли вы всё это?» Они говорят Ему: «Так, Господи!» Он же сказал им: «Поэтому всякий книжник, ставший учеником Царства Небесного, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое»” (Мф.13:51-52)

 [note color=”#c4fff4″]Слово «поняли» происходит от термина суниеми, который буквально означает «свести вместе» или «сложить вместе». «Сложили ли вы правильно всё это вместе? — спрашивал Иисус. — Поняли ли вы, что я говорил вам о Царстве в этих притчах? Постигли ли вы истину о том, что в нынешней форме Царства будут существовать зло и добро? Осознаёте ли, что количество верующих будет возрастать, и они будут распространяться в мире и оказывать на него влияние? Знаете ли вы, что войти в Царство — значит признать, что всё, что человек имеет, не представляет никакой ценности без спасения в Иисусе Христе? Осознаёте ли, что окончательное отделение праведных от нечестивых неизбежно, и что участь и тех, и других будет определена навечно — праведные будут вечно жить, а нечестивые будут вечно мучиться?» В ответ ученики говорят Ему: “Так, Господи!”. [/note]

Но из того, что они говорили и делали позже, мы знаем, что их понимание было далёким от совершенства. Но Иисус принял их ответ как искренний; иначе Он не сказал бы им того, что сказал в 52 стихе. Ученики поняли на том уровне, на каком могли понять в то время.

Иисус учил учеников «[молить] Господина жатвы, чтобы выслал работников на жатву Свою» (Матф. 9:38), чтобы они говорили о грядущей жатве суда, предупреждали людей о ней и рассказывали, как спастись. В последующих четырёх главах мы видим, что Он конкретно призывает учеников на это служение и начинает учить их, воспитывать и готовить к нему.

На основании их положительного ответа Иисус затем сказал им: «Поэтому всякий книжник, ставший учеником Царства Небесного, подобен хозяину». Слово грамматеус (книжник) буквально означало того, кто писал.

Но среди евреев это слово с давних пор имело особое дополнительное значение и означало человека, который изучал, толковал и преподавал Закон, Богом явленное Слово, которое сегодня мы называем Ветхий Завет. Хотя книжники и раввины добавили так много преданий, что они стали выше Божьего истинного Слова, а то и просто противоречили ему (Матф. 15:6), их задача состояла в том, чтобы изучать и толковать Писание. Они были богословами иудаизма, и многие из них были членами высшего еврейского совета, Синедриона.

Обучаясь у Иисуса, каждый из Двенадцати становился подлинным учёным книжником, учеником Царства Небесного. Они стали подобны хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое. Хозяин отвечал за благосостояние всей семьи, и значительная часть его обязанностей состояла в том, чтобы обеспечивать свою семью продовольствием, одеждой и другими вещами, которые могли понадобиться членам семьи. Он держал эти запасы в кладовой, или сокровищнице, откуда выдавал всё по мере надобности.

Мудрый хозяин был бережливым и старался не тратить запасы впустую. Продукты, которые не были съедены, и одежда, которую больше не носили, возвращались на хранение в сокровищницу. Когда возникала необходимость, бережливость требовала того, чтобы, прежде чем давать новое, сначала выдать старое.

Двенадцать учеников (учащихся) стали двенадцатью Апостолами (посланными), включая Матфия, заменившего Иуду (Деян. 1:23). Этим Двенадцати, а также Павлу, — Апостолу, назначенному «после всех» (1 Кор. 15:8), — Господь поручил продолжающееся откровение Его Слова и основание Его Церкви. Они знали старые истины Его предыдущего откровения, и им были даны в дополнение новые истины. И они возвещали и те, и другие как одинаково важные.

Слово «выносит» — от греческого термина экбалло. Оно означает «изгонять, расточать или раздавать в больших количествах». В данном контексте оно также имеет оттенок щедрости, означая мудрое и щедрое раздаяние Божьей истины. После Господа Апостолы были высшими знатоками Библии, проповедниками, учителями и богословами всех времён — книжниками и учениками, равных которым не было (ср. Матф.11:11).

Как явствует из притч о сеятеле, о пшенице и плевелах, и о неводе, проповедь Евангелия — это не просто приглашение на небеса, но и предостережение об аде. Благим Евангелие делает его власть спасать людей от неописуемо злой участи, которая ждёт каждого человека без Христа. Человеку не обязательно выбирать ад, чтобы попасть туда. Ему достаточно лишь отказаться выполнить требования Христа — или просто ничего не делать.

Поручение, которое Иисус дал Двенадцати, хотя и не с той же степенью полномочий, касается каждого верующего, особенно тех, кого Господь призвал провозглашать Его Слово. Предупреждать неспасённых об аде и предлагать им путь спасения через нашего дорогого Господа — это огромная ответственность. «Итак, зная страх [или ужас] Господень, — говорит Апостол Павел, — мы вразумляем людей» (2 Кор. 5:11). Действительно холодное сердце у того христианина, который не обеспокоен судьбой людей вокруг него, идущих на вечные муки в ад. Иметь дар вечной жизни, но не делиться этим даром с теми, кого ожидает вечная смерть, — верх эгоизма и отсутствия любви.

Однако некоторые люди, называющие себя христианами, отказываются, во имя любви, говорить что-то пугающее или неудобное. Я недавно прочитал, что целью одной «христианской» радиостанции является «быть ближним для множества слушателей». В должностную инструкцию для будущих дикторов были включены следующие положения: «Когда вы готовите программу, пожалуйста, избегайте критики других религий и намёков на духовное обращение, не упоминайте о миссионерах, о верующих, о неверующих, о Церкви, о кресте, о распятии, о Голгофе, о Христе, о крови Христа, о спасении через Христа, об искуплении через Христа, о Сыне Божьем, об Иегове или о христианской жизни. Люди, слушающие вас, жаждут слов утешения, — говорилось далее в этой инструкции. — Просим вас придерживаться этих ограничений, чтобы Слово Божье могло распространяться. Пожалуйста, придерживайтесь нашей позиции — дарить утешение страдающим людям».

Как прискорбно, что организация, посвятившая себя утешению людей, отказывается даже упоминать о тех понятиях, которые составляют суть единственной вести, могущей принести истинный мир и утешение мятущейся душе! Какое бы утешение ни прозвучало в эфире после выполнения требований этой организации, это будет ложное утешение, которое станет проклятием для людей, потому что оно оставит их покоиться в своих грехах. Что бы ни побуждало людей так мыслить, это не любовь Христа — Который возлюбил этот мир и этих людей слишком сильно, чтобы оставить их в неведении и не предупредить о нависшей над ними вечной опасности, которая стоит перед каждым человеком, живущим без Бога.

Вся слава Христу

Суд и провозглашение

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий