Равенство в Царстве

“Многие же будут первые последними, и последние — первыми. Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой. Выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: «Идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам». Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашёл других, стоящих праздно, и говорит им: «Что вы стоите здесь целый день праздно?» Они говорят ему: «Никто нас не нанял». Он говорит им: «Идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите». Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: «Позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых». И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: «Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенёсшими тягость дня и зной». Он же в ответ сказал одному из них: «Друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мной? Возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве я не властен в своём делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» Так будут последние первыми, и первые — последними, ибо много званых, а мало избранных” (Мф.19:30–20:16)

Пророк Иезекииль нёс служение народу Израиля во время вавилонского плена. Подобно другим истинным пророкам Божьим, он постоянно должен был предостерегать израильтян от грехов, особенно от тех, за которые они и попали в плен. В частности, одним из таких грехов было обвинение Бога в несправедливости.

Они любили использовать поговорку «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», тем самым подвергая сомнению Божью справедливость. «Живу Я! — говорит Господь Бог. — Не будут впредь говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души — Мои; как душа отца, так и душа сына — Мои; душа согрешающая, та умрёт» (Иез. 18:2-4). Дважды в этой главе Господь провозглашает: «Но вы говорите: „Неправ путь Господа!“ Послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? Не ваши ли пути неправы?» (ст. 25; ср. ст. 29).

Люди сомневаются в справедливости и честности Бога, потому что имеют извращённые понятия о справедливости и о Нём продвижение сайтов. Бог — это образец праведности, Он не может лгать или быть несправедливым. Столкнувшись с тем же ложным принципом, который содержался в древней еврейской поговорке, Павел объявил: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, иудея, потом и еллина! Напротив, слава и честь, и мир всякому, делающему доброе, во-первых, иудею, потом и еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2:9-11). Колоссянам он писал: «В воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. А кто неправедно поступит, тот получит по своей неправде, у Бога нет лицеприятия» (Кол.3:24-25). Бог совершенно нелицеприятно наказывает всякого, кто делает зло, и благословляет всех, кто делает добро.

Ни в одной сфере Божье нелицеприятие не играет более важной и чудесной роли, чем в вопросе спасения. В каком бы состоянии люди ни находились в момент обращения к Христу и, независимо от того, насколько хорошо или плохо они служат Ему после своего обращения, все они получают то же самое славное спасение. Это величайшая истина, которой Иисус учит в 19:30–20:16.

Равенство граждан Божьего Царства

“Многие же будут первые последними, и последние — первыми. Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой. Выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: «Идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам». Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашёл других, стоящих праздно, и говорит им: «Что вы стоите здесь целый день праздно?» Они говорят ему: «Никто нас не нанял». Он говорит им: «Идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите». Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: «Позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых»” (Мф.19:30–20:7)

Изречение Иисуса «Многие же будут первые последними, и последние — первыми» могло быть обычной поговоркой. Но поскольку Он использовал его в нескольких случаях, и поскольку оно не обнаружено в других литературных источниках, похоже, что это высказывание принадлежит Ему.

В этой притче Иисус поясняет, каким образом следует понимать и применять эту поговорку. Он просто констатирует, что тема данной притчи — Царство Небесное, тема, о которой Он говорил с того момента, как к Нему подошёл богатый молодой правитель. Этот человек хотел знать, как ему получить вечную жизнь (19:16), что было известным каждому еврею эквивалентом небесного гражданства и надежды на спасение. Используя этот случай, Иисус предупредил Своих учеников о том огромном препятствии, которым может быть богатство для вхождения в Царство, и объявил, что человеческими средствами и усилиями войти туда невозможно, а попасть туда можно лишь по милости Божьей и Его силой (ст. 23-29).

Эта притча учит величественной и благословенной истине о Царстве Небесном, которое, как сказал Иисус, подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. Иисус приводит пример духовной сферы, где Бог полновластно царствует в праведности и благодати, и особенно — пример равного и справедливого основания для вхождения в него посредством Божьей благодати. Иисус, как всегда, использует обычную земную историю, которая иллюстрирует небесную истину.

Владения хозяина включали в себя большой виноградник, для работы в котором ему нужно было нанять работников. Здесь не указано, закладывал ли он новый виноградник, обрезал ли существующий или готовился к сбору урожая. Но любая из этих задач требовала приложения значительных усилий. Виноградники обычно сажали на уступах, на склонах холмов, большинство которых были каменистыми. Подготовка рядов включала их перекапывание и использование выкопанных камней для строительства маленьких поддерживающих стен на внешнем краю. Затем уступы нужно было заполнить хорошей землёй, которую часто нужно было носить вверх по склону от подножия холма, где земля была более плодородной.

Для увеличения урожайности и новые, и старые лозы нужно было ежегодно обрезать, а это тоже требовало больших усилий. Последний трудоёмкий процесс состоял, конечно же, в сборе урожая в сентябре. Погода в это время была всё ещё жаркой (см. ст. 12), и закончить сбор винограда нужно было до наступления осенних дождей. Если по какой-то причине виноград созревал медленно, времени для сбора урожая оставалось намного меньше.

Поэтому сбор винограда был суматошным и ответственным периодом.

Так как у большинства хозяев не было достаточно слуг или постоянных работников, для временной поденной работы нанимали работников из близлежащих городов и сёл. Эти наёмники обычно не имели квалификации и находились в самом низу социально-экономической лестницы. Многие из них были почти нищими. Они нанимались на разные работы, зачастую всего на день, а иногда и того меньше. У них не было никакой гарантированной работы, кроме той, которую они выполняли в данный момент. В надежде, что кто-нибудь наймёт их, эти люди собирались на рынке ещё до восхода солнца. Именно там рано утром хозяин и нашёл этих людей.

Как не имеющие специальности, эти люди были общественно уязвимыми и крайне нуждались в работе. Из-за этого им часто платили очень мало и всячески их притесняли. Бог, испытывая глубокое сострадание к бедным и угнетённым, повелел Своему народу: «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра» (Лев.19:13). Другими словами, они должны были платить наёмным работникам достойную заработную плату и выдавать её в конце каждого дня, потому что часто это было всё, что имел человек для пропитания своей семьи на следующий день. В другом месте Писания Моисей объяснил: «В тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждёт её душа его; чтобы он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха» (Втор.24:15). Так как наёмные рабочие работали поденно, то и платить им нужно было за каждый день.

После того как хозяин нашёл их на рынке, он, договорившись с этими работниками по динарию на день, послал их работать в свой виноградник. Динарий в день, дневная заработная плата римского воина, — очень хорошая плата для таких работников. Скорее всего, обычно им платили меньше, поэтому они с готовностью приняли выгодное предложение этого человека.

Рабочий день у евреев начинался в шесть часов утра, и это время называлось первым часом. Когда было около третьего часа, то есть девять часов, хозяин снова пошёл в город и увидел других, стоящих на торжище праздно.

Эти другие могли прийти позже по разным причинам: из-за дальнего пути, который должны были проделать, или, возможно, они были менее крепки физически, чем остальные, и передвигались медленнее. Или, может быть, их наняли утром на несколько часов, а затем они обратно вернулись в очередь безработных. Могло быть и так, что рано утром хозяин виноградника заметил этих людей, но не нуждался в них, а теперь вернулся из сострадания. Он нанял их не потому, что нуждался в них, а потому что они нуждались. Какой бы ни была причина, там собралась ещё одна группа работников.

Слово «праздно» не означает, что они были ленивы или праздны, а просто указывает на то, что в тот момент у них не было работы. Они полностью зависели от того, кто наймёт их, и то, что они находились на торжище, означает, что они искали работу.

Хозяин не предложил этим людям конкретную плату, а просто сказал: «Идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам». Как в любой сельской местности, люди хорошо знали друг друга, и эти работники, несомненно, доверяли хозяину как человеку слова. В любом случае, они чрезвычайно обрадовались, что получили работу хоть за какую-то плату, и пошли. Около шестого (полдень) и девятого часа (три часа дня) хозяин пошёл обратно в деревню и сделал то же. Каждый раз он находил людей, надеющихся получить работу, и нанимал их.

Затем, ближе к концу дня, около одиннадцатого часа (пять часов вечера), он вновь пошёл туда и нашёл других, стоящих праздно, и говорит им: «Что вы стоите здесь целый день праздно?» Здесь нет объяснения, почему эти люди стояли целый день без работы и никто их не нанял. Возможно, они были в другом месте рыночной площади или, может быть, их не заметили.

Или, возможно, это были самые старые, самые слабые и наименее эффективные работники, которых никто не хотел нанимать. Но эти подробности не существенны в данной притче. Важно то, что даже в этот поздний час были люди, всё ещё желающие получить работу, потому что, как они объяснили, никто их не нанял.

Эта большая группа работников поработала всего один час (ст. 12), и наступил вечер, то есть двенадцатый час, или шесть часов вечера. Следуя повелению Моисея платить таким работникам в конце каждого дня, хозяин виноградника говорит своему управителю: «Позови работников и отдай им плату». Так поступал каждый честный еврей, послушный ветхозаветному закону.

Однако продолжение рассказа было довольно необычным. Этим работникам следовало заплатить, начав с последних до первых. Вот где Иисус смог продемонстрировать эгоистичные представления людей о справедливости и где притча начинает пересекаться с изречением: «Многие же будут первые последними, и последние — первыми» (19:30; ср. 20:16).

Основная идея притчи и её применение Иисусом — не в простой перестановке порядка оплаты. Подобная система, конечно же, выходила из ряда обычного, но не она вызвала столько беспокойства. Радикальность поступка хозяина, что и составляет основную идею притчи, заключается в том, что пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию, то есть заработную плату за целый день.

Возражения против равенства в Царстве 

“И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: «Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенёсшими тягость дня и зной»” (Мф.20:9-12)

Судя по тому, что хозяин заплатил работникам, пришедшим в одиннадцать часов, он, очевидно, заплатил по динарию и тем, кто был нанят в третьем, шестом и девятом часу. Поэтому понятно, что пришедшие первыми думали, что они получат больше. До этого момента у них не было никаких проблем с действиями хозяина. По сути, они были даже в приподнятом настроении. Ведь хозяин заплатил другим людям дневную заработную плату за работу в течение части дня, поэтому работники, пришедшие первыми, предположили, что получат больше дневного заработка. Учитывая то, сколько хозяин заплатил работникам, пришедшим в одиннадцать часов, первые должны были получить двенадцатидневный заработок за день работы! Они были более чем готовы получить деньги последними, если это означало такую щедрую плату.

Но их надежды не оправдались: они тоже получили по динарию, отреагировав на это так, как и следовало ожидать. Они стали роптать на хозяина дома и говорили: «Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенёсшими тягость дня и зной». По-человечески они отреагировали нормально: «Это несправедливо! Эти люди работали всего один час в конце дня. Мы тяжело трудились весь день, в том числе во время зноя. Почему им заплатили столько же, сколько и нам?» Возможно, они излишне драматизировали ситуацию, но в общем их описание ситуации было точным. В любом случае, они были крайне раздражены такой ощутимой несправедливостью и решили, что не уйдут, пока не получат своей суммы от хозяина, который стоял рядом с управителем, выдающим заработную плату.

Защита равенства в Царстве 

“Он же в ответ сказал одному из них: «Друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мной? Возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве я не властен в своём делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» Так будут последние первыми, и первые — последними, ибо много званых, а мало избранных” (Мф.20:13-16)

В ответ на их обвинение хозяин сказал одному из них, вероятно, делегату от группы: «Друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мной?» Слово гетайрос (друг) обозначает не близкого друга, а, скорее, приятеля. Твёрдо, но вежливо хозяин дал понять, что их претензии неуместны.

Он не обидел их, потому что они ясно договорились с ним рано утром на базарной площади (ст. 2), что получат по динарию на каждого, справедливую плату. «Ты как согласился, так и проработал двенадцать часов, — сказал он, — и я как согласился, так и заплатил тебе динарий. Мы оба выполнили условия нашей сделки, и поэтому ты не имеешь законного права жаловаться. Возьми своё и пойди. Тебя не должно заботить то, что этому последнему я хочу дать то же, что и тебе».

Более того, он задал риторический вопрос: «Разве я не властен в своём делать, что хочу?» То, что хозяин заплатил пришедшим позже работникам или любому другому, было его личным делом, и он имел на это полное право.

С тем, что принадлежало ему, он мог делать всё, что хотел.

Проблема была не в несправедливости со стороны хозяина и его управителя, а в зависти со стороны работников. «Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» — спросил хозяин недовольного глашатая. Как хозяин только что напомнил работникам, он полностью выполнил условия их взаимного договора, и только это должно было их волновать. Но источником ревности и зависти является не разум, а эгоизм. Обвинение в несправедливости основывалось не на любви к справедливости, а на эгоистичном предположении, что дополнительная плата, которую они хотели получить, была ими заслужена.

На самом же деле, то, что получили работники, пришедшие позже, абсолютно не имело отношения к тому, что было заплачено проработавшим весь день. У них были, так сказать, совершенно разные контракты с хозяином.

Но эгоизм видит то, что хочет увидеть. Эти завистливые люди видели лишь одно: они не получили огромной доплаты, на которую надеялись, полагая, что заслуживают её. Дело не в том, что они не получили заработанного, о чём договорились. Они просто не могли смириться с тем, что нанятые в последнюю минуту получили столько же, сколько и они. Вместо того чтобы радоваться удаче своих товарищей, они завидовали им и были исполнены горечи. Возможно, что работники, пришедшие в одиннадцатом часу, были менее способными и более нуждающимися, чем проработавшие весь день, которых и наняли первыми, потому что они были лучшими работниками.

Другие же вообще не могли найти себе никакой работы, и когда её находили, это была чёрная, трудная и низкооплачиваемая работа. Но, невзирая на разное положение, способности, достижения или нужды, всем заплатили правильно. По сути, человек, который вообще не был обязан их нанимать, заплатил хорошо им всем.

Хотя притча и содержит ясные предупреждения против сомнений в чьейлибо справедливости и об отвратительном грехе зависти, её главная идея заключается в том, что хозяин имел право заплатить всем работникам одинаковую заработную плату. Здесь Иисус, конечно же, не учил экономическим или деловым принципам, а, скорее, использовал их, чтобы научить более прекрасной духовной истине.

Чтобы осознать духовное значение этой притчи, необходимо понять, кто или что является олицетворением кого или чего. Иисус ясно сказал, что эта притча о Небесном Царстве (ст. 1). Поэтому виноградник — это само Царство, хозяин — Бог Отец, а управляющий — Его Сын, Иисус Христос. Работники — это верующие, а динарий — вечная жизнь, которую все, уверовавшие в Иисуса Христа, получают в равной степени. Рабочий день — это жизнь верующего, который служит Господу, а вечер — это вечность.

Божий высший принцип спасения состоит в том, что каждый человек, который приходит к вере в Его Сына, Иисуса Христа, получает по благодати то же самое спасение, приготовленное Отцом и данное Сыном. В этом нет никаких исключений или других вариантов. Приходит ли человек к Богу, будучи ребёнком, и живёт долгую жизнь в послушании и верном служении, или же он приходит к Нему на смертном одре, все входят в Царство на одном и том же основании и получают одни и те же славные, вечные благословения. Раскаявшийся злодей, который обратился к Иисусу при последнем вздохе на кресте, получил то же спасение и небесную славу, что и Апостолы.

Как злодей он был осуждён на заслуженную смерть, тогда как большинство Апостолов умерло за свою верность Христу. У него не было ни одного часа, чтобы послужить Господу, тогда как некоторые из Апостолов служили Ему до глубокой старости. Он знал о Христе достаточно, чтобы спастись, и его служение было ограничено коротким временем хвалы и благодарения, тогда как ученики были удостоены чести жить рядом с Ним три года, и им было дано уникальное откровение от Него и о Нём. Однако божественный Спаситель и Царь принял их одинаково, и все они стоят перед Ним на небесах как равные.

Господь, конечно, наградит Своих святых в Своё Пришествие (ср. 1 Кор.4:5; Откр. 22:12) в соответствии с их верностью. Иисус учил ранее, что «придёт Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Матф. 16:27; ср. 5:12; 6:4; 10:42). «Каждого дело обнаружится, — заявил Павел, — ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасётся, но так, как бы из огня» (1 Кор.3:13-15). Однако личные награды — это совсем другой вопрос. Они касаются конкретно природы нашей верности и прилежания в служении Христу на земле. Тема притчи о хозяине — не личные награды, которые будут определять природу и масштаб нашего правления и служения в вечности, а скорее общее блаженство вечности, которое будет принадлежать всем верующим.

Здесь Господь говорит не о различии в наградах, а о равенстве в спасении.

Он утверждает, что христиане, которые прожили лёгкую жизнь в покое и духовной праздности, имеют то же вечное спасение, как и те, кто пострадал и умер мученической смертью. Незрелые, слабые и непослушные христиане точно так же наследуют Царство, как и зрелые, самоотверженные и духовные. Все верующие получат «венец жизни» (Иак. 1:12; Откр. 2:10), «венец праведности» (2 Тим. 4:8) и «венец славы» (1 Пет. 5:4). Греческие существительные в родительном падеже в форме приложения, которые употребляются во всех этих фразах, означают будущее благословение всех верующих — вечную жизнь, вечную праведность и вечную славу!

С человеческой точки зрения это кажется несправедливо; но с божественной точки зрения — это абсолютно справедливо. Так как никто из людей не достоин спасения, вечная жизнь — это милостивый дар, за который мог заплатить только Иисус Христос. Различия между людьми бесконечно малы по сравнению с различием между самым праведным человеком и Богом. До принятия Христа Господом и Спасителем все люди одинаково погибшие, а приняв Его, все одинаково спасённые. Быть относительно достойным — недостаточно, потому что даже самая великая человеческая праведность достойна проклятия. «Вся праведность наша — как запачканная одежда», — заявляет Исаия (Ис. 64:6). Согласно Божьим нормам праведности, ни один человек, приходящий к Христу, не имеет больших или меньших заслуг, и никто, принятый Им, не одаривается благодатью в разной мере.

Как чудесна эта истина! Христианин, который завидует другим христианам по какой бы то ни было причине, не только не духовен, но и глуп. Если бы Бог действительно дал ему то, что он заслужил, то это был бы ад, а не небеса. Духовный верующий радуется о спасении других, какими бы ни были обстоятельства их обращения. Если он видит, что кто-то пришёл к Христу на смертном одре, прожив жизнь в неверии и распутстве, он радуется вместе с ангелами на небесах, что ещё один грешник покаялся (Лук. 15:10) и что Бог снова прославился через Свою удивительную благодать.

Один мой друг, пастор, рассказывал, что его отец не только был неверующим всю свою жизнь, но и открыто отвергал Христа и критиковал всё, что было связано с Богом, не желая принимать Евангелие. Когда отца поместили в больницу с тяжёлой формой инсульта и он не мог больше говорить, сын вновь сказал ему о вести Евангелия. «Я свидетельствовал ему всем моим сердцем, — сказал он, — и убеждал его, что он может принять Христа даже в этот момент своей жизни, несмотря на то что он так упорно и так долго отвергал Его. Я не знаю, принял ли он Христа, потому что он не мог сказать мне об этом. Но я знаю, что если он действительно поверил, он унаследовал такую же вечную жизнь, какую имею я. И я очень надеюсь на это».

Притчу о хозяине виноградника Иисус рассказал в ответ на вопрос Петра от имени Апостолов, что же уготовано им. Этот вопрос, в свою очередь, был вызван учением Иисуса о невозможности войти в Царство человеческими средствами или усилиями. Апостолы олицетворяли работников, проработавших весь день — с шести часов утра до шести часов вечера. Они оставили всё, чтобы следовать за Христом, и находились с Ним почти три года. И хотя они ещё не страдали так, как им предстояло пострадать через несколько лет, тем не менее они переживали немалые трудности и насмешки ради Христа.

Их вера была подлинной, они поистине любили Христа.

Но как покажут дальнейшие события, ученики всё ещё были ужасно эгоистичны. Уже чуть ли не на следующий день мать Иакова и Иоанна, несомненно с их одобрения, а возможно, и по их просьбе, попыталась заручиться обещанием Иисуса, обратившись к Нему со словами: «Скажи, чтобы эти два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоём» (Матф. 20:20-21). Иисус только что вновь сказал о Своих близких страданиях и смерти, однако эти два ученика были заняты размышлениями о своём личном повышении. В тот самый момент, когда их Наставник шёл в Иерусалим, чтобы быть там распятым, они пытались добиться преимущества перед другими учениками (ст. 18-19). Когда же другие ученики услышали об этом, они «вознегодовали на двух братьев» (ст. 24). Но их негодование было далеко от праведного. Как очень скоро выявилось, они были такими же честолюбивыми, как Иаков и Иоанн. Буквально через несколько недель, в горнице, за несколько часов до ареста Иисуса, ученики всё ещё спорили между собой, «кто из них должен почитаться большим» (Лук. 22:24).

После того как Иисус воскрес и явился ученикам и они немного оправились от потрясения в связи с Его распятием, их мысли опять были исполнены эгоизма и мирского честолюбия. В свете того, что они говорили и делали раньше, нетрудно предположить, что их вопрос: «Не в это ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6), — был больше связан с мыслями о личной славе, чем о славе Христа.

В притче о милостивом хозяине Иисус обличал эгоизм и зависть учеников. Он хотел, чтобы и они, и все Его последователи увидели, что спасение никак нельзя заслужить или заработать. Это подарок от Бога, который раздаётся полновластно и нелицеприятно тем, кто верует в Его Сына.

Уверовавшие мытари, блудницы, преступники и отверженные обществом люди будут иметь то же небесное жилище, что и Павел, Августин, Лютер и Веслей. В небесах нет кварталов для прислуги или районов для низших слоёв населения. Каждый будет иметь горницу в Доме Отца, специально приготовленную для него Сыном (Иоан. 14:2). Каждый верующий — часть Церкви, которая является Невестой Христа (Откр. 21:2, 9). Каждый верующий является дитём Божьим и сонаследником Христа (Рим. 8:16-17). И каждый верующий благословляется «во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Ефес. 1:3). Это не значит, что каждый верующий получает равную часть, но каждый верующий получает Божью благодать и благословение во всей полноте. Как ад — это полное отсутствие Бога, так Небеса — это полное присутствие Бога. И все Его дети будут в равной степени наслаждаться там полнотой Его присутствия. Все, кто принадлежит Богу, имеют всего Бога. Эта величайшая реальность обобщена в истине, содержащейся в удивительном заявлении Иоанна: «Будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоан. 3:2).

Из этой притчи мы узнаём о многих духовных принципах, которые тесно связаны с основной истиной: дар вечной жизни одинаков для всех верующих.

Первый принцип заключается в том, что Бог полновластно инициирует и совершает спасение. Хозяин виноградника вышел, чтобы найти работников, и он пригласил их работать в своём винограднике. И так как Бог Сам находит и спасает по Своей собственной инициативе и Своей силой, мы никак не можем претендовать на Его особую благосклонность и привилегии.

Каждого верующего Бог взыскал и дал Сыну (Иоан. 6:39). Взыскал ли Он нас в начале или в конце нашей жизни, откликнулись ли мы в начале или в конце, все заслуги и вся слава принадлежат Ему.

Второй принцип заключается в том, что только Бог определяет условия спасения. Так как работники в винограднике пришли в разное время, они работали разное количество часов. Можно предположить, что и работали они с разной отдачей, но все получили одинаковую плату. Мера Божьего дара спасения зависит не от человеческих заслуг или достижений, а от Его благодати, которая не изменяется.

Третий принцип состоит в том, что Бог продолжает призывать людей в Своё Царство. Он вновь и вновь возвращается на рыночные площади мира, призывая людей к Себе. И Он будет призывать их до последнего часа этого века. Приближается ночь суда, когда ни один человек не сможет работать, но пока ещё день, Отец будет продолжать привлекать людей к Себе. «Отец Мой доныне делает, и Я делаю», — сказал Иисус (Иоан. 5:17), потому что Отец не желает, «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет.3:9).

Четвёртый принцип заключается в том, что Бог искупает каждого, кто желает этого. «Приходящего ко Мне не изгоню вон», — сказал Иисус (Иоан.6:37, 39). Все работники, которые пошли в виноградник, осознавали, что находятся в нужде. У них не было другой надежды на работу, кроме той,которую дал им хозяин, и они взялись за неё с радостью и благодарностью. Эти люди больше не полагались на свои собственные возможности, а рассчитывали только на него.

Пятый принцип состоит в том, что Бог проявляет сострадание к тем, кто ничего не имеет и признаёт всю безнадёжность своего положения. Он идёт навстречу тем нуждающимся, которые осознают свою нужду. Когда работники из последней группы сказали хозяину, что никто их не нанял, он дал им работу. И когда кто-то приходит к Богу, зная, что у него в жизни, кроме Бога, нет никакой другой перспективы, Господь всегда милостиво и с любовью принимает такого человека и делает его Своим.

Шестой принцип состоит в том, что все, кто пришёл в виноградник, работали. Они могли прийти туда в последний час, но они работали. Даже раскаявшийся преступник на кресте, который умер через несколько часов, а может и через несколько мгновений после исповедания своей веры в Христа, и по сей день свидетельствует о спасающей благодати Бога. История Церкви изобилует историями, когда Бог использовал предсмертное обращение человека для того, чтобы привести к Себе других.

Седьмой принцип состоит в том, что Бог имеет божественную власть и способность выполнять Свои обещания. В тот день через каждый час хозяин ходил на рыночную площадь и нанимал всех, желающих работать, и в конце дня он не испытывал недостатка в средствах, чтобы заплатить каждому полную сумму. Жертва Христа на кресте была достаточной, чтобы заплатить за грехи всего мира, от грехопадения Адама до дня суда. Если человек не спасён, то только потому, что он и не ищет спасения. Грех человека никогда не сможет превзойти Божью благодать, потому что там, где умножается грех, благодать умножается ещё больше (Рим. 5:20).

Восьмой принцип говорит о том, что Бог всегда даёт обещанное и, более того, Он всегда даёт больше заслуженного. Работники, которые пришли в шесть часов утра, позавидовали тем, кто пришёл в пять часов вечера, потому что, по их эгоистичному мнению, они заслужили большей оплаты. Но хозяин не был обязан нанимать ни одних, ни других. Он мог бы вообще пройти мимо них, но они получили больше, чем того стоили. В гораздо большей степени ни один верующий не достоин получить даже самого малого расположения Бога, не говоря уже о спасении. Но даже самый лучший человек, по человеческим меркам, благословляется неизмеримо больше, чем он заслуживает.

Девятый принцип вытекает из предыдущего и сводится к следующему: смирение и осознание человеком того, что он недостоин Божьей милости, — единственно правильное состояние, с которым он может прийти к Господу. Как старший брат был возмущён тем, что отец устроил блудному сыну царский приём, так и работники, проработавшие весь день, из-за зависти в конце дня потеряли смирение. Но они пришли в виноградник в том же состоянии подчинения, что и остальные.

Десятый и последний принцип говорит о Божьей высшей, осеняющей благодати. С начала и до конца в этой притче говорится о божественной, безграничной благодати Бога. Дела людей не имеют никакого отношения к тому, что им было заплачено. Ещё меньшее отношение дела так называемой мнимой «праведности» людей имеют к тому, что они получают через веру в Иисуса Христа. Как грех является великим уравнителем, поскольку «все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим. 3:23), так и Божья благодать является великим уравнителем, который удаляет грех и делает каждого верующего в равной степени приемлемым для Бога во Христе.

Вся слава Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий