Пустые слова и пустые сердца


«Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!” — войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: “Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?” И тогда объявлю им: “Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие”. Итак, всякого, кто слушает слова Мои эти и исполняет их, уподоблю человеку благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает эти слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и было падение его великое».
И когда Иисус окончил эти слова, народ удивлялся учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи”  (Мф.7:21-29)

Иисус продолжает призывать народ из ложной религии в истинное Царство. Он говорит, что немногие входят в узкие врата, ведущие к спасению. 

Во-первых, потому, что их нужно найти (ст. 14), приложив немало усилий. Никто не попадает в Царство случайно.

Во-вторых, узкая и трудная тропа спасения совершенно противоположна широкому пути мира, где всё легко и доступно.

В-третьих, в узкие врата небес нужно входить таким, каков ты есть, — не прикрывая свою истинную сущность, оставив позади свои богатства, дела, свою гордость и самоправедность.

В-четвёртых, как говорит Иисус в параллельном тексте в Лук. 13:24, только раскаивающиеся и сокрушённые сердцем смогут войти.

В-пятых, нужно остерегаться лжепророков, которые уже многих ввели в заблуждение, заманив их на широкий путь, ведущий к погибели (ст. 15-20).

Христос приводит причину, почему немногие находят узкие врата в Царство, — самообман. Дж. К. Райл пишет: «Господь Иисус венчает Нагорную проповедь пронзающими сердце словами. Он переходит от лжепророков к лжеверующим, от неблагоразумных учителей к безрассудным слушателям». Вводить в заблуждение относительно пути спасения могут не только лжепророки, но и мы сами можем обманывать себя. Предупредив людей о лжепророках, теперь Христос предупреждает всех об опасности самообмана.
Грешный человек преследует только свои интересы, и по причине гордости он отвергает истинное Евангелие.

Существует два вида самообмана: вера на уровне слов и вера на уровне знания. Первый вид, описанный в ст. 21-23, касается тех, кто говорит, но не делает, а второй, описанный в ст. 24-27, — тех, кто слышит, но не делает.

Господь говорит не с беззаконниками, атеистами или агностиками. Не говорит Он и с язычниками, еретиками или отступниками. Он обращается к людям, которые чрезвычайно религиозны, но которые обманывают сами себя, утешаясь мыслью, что направляются в небо, когда в действительности идут по широкому пути к погибели. Они не отличаются от тех, о ком Павел писал, что они имеют вид благочестия, силы же его отреклись (2 Тим. 3:5).

Недавние социологические опросы в Америке показали, что около пятидесяти процентов населения считают себя возрождёнными христианами.

Но библейское описание жизни истинного верующего и тот факт, что немногие (ср. Матф. 7:14) идут к Богу на Его условиях, приводят к выводу, что эти цифры не соответствуют действительности. Исходя из требований Писания, трудно утверждать, что даже половина тех, кто принадлежит к какой-либо церкви в Америке, — истинно верующие.

Новый Завет не только предъявляет высокие требования к жизни христианина, но и многократно предупреждает об опасности духовного самообмана в вопросе спасения. В Матф. 25 Христос говорит о пяти неразумных девах и о мнимых верующих (образно названных козлами). Неразумные девы якобы ожидали жениха, но не встретили его, потому что не были готовы (ст. 1-12), а мнимые верующие были удивлены тем, что Господь отверг их, объяснив, что они никогда не служили Ему (ст. 32-33, 41-46).

Почему же люди впадают в подобные заблуждения?

Во-первых, потому, что многие, называющие себя христианами, — и даже некоторые истинные христиане, — придерживаются ложного учения об уверенности в спасении.

Зачастую это происходит потому, что свидетельствовавший им человек убедил их, что всё, что им необходимо сделать — это заявить о своей вере, выйти к кафедре, поднять руку, помолиться и никогда больше не сомневаться в том, что они спасены. Возможно, кто-то сказал им, что даже сомнение в спасении равносильно недоверию Слову Божьему и Самому Богу. К сожалению, многие проповедники, пасторы и душепопечители спешат уверить человека в спасении, независимо от обличительного действия Святого Духа, наличия в жизни человека духовных плодов и постоянного послушания Слову (Иоан.8:31). Мы не имеем права убеждать кого-либо в том, что нам доподлинно не известно. А истинным Божьим детям Дух Святой Сам засвидетельствует о том, что Бог с ними и в них (Рим. 8:14-16).

Пётр говорит, что наличие духовных плодов в жизни христианина подтверждает его призвание и избрание, а также свидетельствует о подлинной вере и помогает преодолевать сомнения (2 Пет. 1:3-11). Господь говорит, что некоторые люди на первый взгляд кажутся христианами, но в действительности они неверующие (см. Матф. 13:20-22). Быстрое и лёгкое заверение в спасении может ввести в заблуждение.

Вторая причина самообмана — недостаток самоанализа. Доверяя ложным, искажённым суждениям о Божьей благодати, некоторые мнимые христиане беспечно идут по жизни, не тревожась о своих грехах и не раскаиваясь в них. А Господь призывает Свой народ каждый раз, прежде чем участвовать в вечере, испытывать себя (1 Кор. 11:28). Павел говорит: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор. 13:5). Такое исследование проверяет сердце, желания и побуждения: прославляют ли они Бога, жаждут ли святости Божьей? В сердце даже самого неутверждённого и слабого духом христианина живёт стремление к праведности — даже если он порой позволяет своим плотским желаниям препятствовать осуществлению этих стремлений (Рим. 7:14-25).

Иоанн пишет: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправедности» (1 Иоан. 1:8-9). У того, кто не заботится об очищении от своих нынешних грехов, есть все основания сомневаться в том, что его прошлые грехи прощены. И если кто не стремится к постоянному очищению грехов, то он имеет право сомневаться в том, обращался ли он к Господу за спасением вообще.

Внебрачное сожительство, гомосексуализм, нечестность в бизнесе, мстительность и ненависть, постоянное совершение одного и того же греха без сожаления и раскаяния — все эти признаки указывают на неискренность веры человека, что бы он ни говорил о своих отношениях с Богом. Слово Божье ясно говорит: «Или не знаете, что неправедные Царства Божьего не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни грабители — Царства Божьего не наследуют» (1 Кор.6:9-10). Павел также предупреждает: «Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления» (Ефес. 5:5-6).
В каждом из этих предупреждений Павел умоляет читателей не впадать в обман.

Всякий, кто называет себя христианином, но постоянно совершает один и тот же грех, не сожалея и не раскаиваясь в нём, представляет Бога обманщиком, потому что Слово Божье ясно говорит, что такой человек не принадлежит Богу (1 Иоан. 3:6-10).

Третья причина самообмана — чрезмерная сосредоточенность на религиозной деятельности. Посещение церкви, прослушивание проповедей, пение духовных песен, чтение и изучение Библии и многие другие виды вполне хорошей и полезной деятельности могут отдалить человека от Бога, Которому он якобы служит и Которого славит. Христианин, делая всё это, может считать, что проявляет верность и послушание Богу, хотя в действительности он может отдаляться от Него; а неверующий может думать, что спасён, будучи на самом деле далёким от спасения.

Четвёртая причина самообмана — так называемый подход честного обмена или равновесия. Вместо того чтобы раскаяться и попросить прощения за свои грехи, человек оправдывает себя и считает, что его добрые дела уравновешивают злые и что таким образом добро перевесит зло.

Но, во-первых, без Бога человек не может совершить никакого поистине доброго дела, и Павел, цитируя Давида (Пс. 13:1-3; 52:2-4), пишет: «Все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3:12).

Во-вторых, отделяет человека от Бога и приводит к смерти и осуждению сам грех, а не его избыток или дисбаланс (Рим. 5:12; 6:23). И какие бы добрые дела мы ни делали, они никогда не смогут перечеркнуть последствий совершённого нами греха, точно так же, как правильное питание и физические упражнения не могут спасти смертельно больного человека. Единственная надежда больного — в лечении, а не в попытках уравновесить губительное действие болезни здоровым образом жизни. Исаия сказал, что наши самые праведные и добрые поступки перед Богом, «как запачканная одежда» (Ис. 64:6), что на языке оригинала означало ткань, использовавшуюся при менструации.

Помимо явных лицемеров и тех, кто открыто не повинуется Богу, существует ещё два типа заблуждающихся людей, которые считают себя христианами, хотя по сути не таковы. Одну группу составляют поверхностные люди, не знающие или плохо знающие Писание. Они полагают, что посещение воскресной школы в детстве, принятие крещения, принадлежность к церкви или другие действия с их стороны оправдывают их в глазах Бога.

Ко второй группе относятся люди, гораздо более сведущие в Слове и, как правило, активно участвующие в жизни церкви. Но они живут в беззаконии, не задумываясь о том, что им необходимо исповедовать и оставить свой грех и стремиться к праведности. Они ищут особых впечатлений, эмоциональных переживаний, исцелений, явлений ангелов, материальных благословений и других поверхностных доказательств спасения. Они не удаляются от зла и не стремятся возрастать в праведности. Они думают не о Божьих повелениях, Божьих требованиях или Божьей славе, а только о том, что Бог может дать им. Как сказал Мартин Ллойд-Джонс, такой человек больше заботится о побочных благах веры, чем о её духовных плодах.

Эта группа включает в себя тех, кто больше предан церкви или христианской организации, чем Слову Божьему. Она включает тех, кто заинтересован лишь в теоретическом богословии — пусть и правильном с точки зрения Библии, — но не стремится к послушанию Слову, на котором основано учение. Эта группа включает и тех, кто искажает или чрезмерно выделяет некоторые аспекты истины, так что они начинают противоречить остальным истинам Писания. К этой группе принадлежат и те, кто потворствует своим желаниям, прикрываясь благодатью, но у кого отсутствует покаяние.

Тех, кто вступил на широкий путь, ведущий к погибели (Матф. 7:13), обман поджидает за каждым углом, и перечисленные выше заблуждения — это лишь примеры. На том пути сатаной и людьми расставлено бессчётное количество ловушек, и люди, уловленные ложью сатаны, а порой и своей собственной, в них попадают. Как бы там ни было, они не вошли в узкие врата с раскаянием, покорностью Господу, смирением и жаждой святости.

Поэтому чрезвычайно важно научиться распознавать ловушки сатаны и не поддаваться на всевозможные приманки. Но важнее всего — не уметь распознавать многочисленные ложные пути, а найти истинный путь и следовать по нему.

О заблуждениях людей, идущих по широкому пути к погибели, говорят пустые слова и дела, а также пустые сердца. К первой группе относятся те, кто только говорит о вере и о делах. Вторую — составляют те, кто просто имеет интеллектуальные познания о Евангелии. Представители первой группы говорят, но не делают; представители второй — слышат, но не делают.

Пустые слова 

“Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» — войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»” (Мф.7:21-23)

Слово «господин» иудеи могли использовать просто как почётное и уважительное обращение к кому-либо, занимающему высокое положение, — к политику, военачальнику или религиозному вождю, в том числе и к учителю. Но сказать «Господи! Господи!» для этих людей значило гораздо больше, чем отдать дань уважения, что видно из их дальнейших слов. Они говорили, что во имя Иисуса они пророчествовали, изгоняли бесов и творили чудеса, подтверждая тем самым, что признавали Его Господом. Словом «Господь» иудеи обычно заменяли имя Иегова, или Яхве, которое считалось слишком святым, чтобы быть произносимым вслух. Поэтому называть Иисуса Господом было равносильно признанию Его единым истинным Богом.

А обращение «Господи! Господи!» свидетельствовало об их желании показать степень своей духовной посвящённости и преданности. Троекратная ссылка на «Твоё имя» в ст. 22 особым образом подчёркивает Его величие. Из этого можно сделать вывод, что Иисус говорит о людях, исповедующих веру в Него.

Эти люди называют себя служителями Бога Израилева, Создателя и Властелина Вселенной. Более того, они признают божественность Иисуса, ведь они скажут Иисусу в тот день: «Господи! Господи!» А множество выдающихся, видных дел, которые они совершили во имя Христа, свидетельствуют о том, что они — особо ревностные религиозные деятели.

Суд Божий в тот день представлен здесь в общем, без разграничения на отдельные суды для верующих (2 Кор. 5:10) и для неверующих (Откр.20:11-15). «Тот день» — выражение, часто используемое для обозначения времени суда Божьего, в Писании часто называемого «день Господень» (Ис.2:12; Иоил. 2:1; Мал. 4:5; 2 Пет. 3:10; 1 Фес. 5:2 и т.д.). Матфей использует выражение «тот день» здесь и в 24:36, где оно обозначает день Второго пришествия Христа. Стоит заметить, что в притче о десяти девах (Матф.25:1-13), также касающейся темы Второго пришествия Иисуса Христа, пять неразумных дев, не допущенных в Царство, тоже взывали: «Господи! Господи!» — и в ответ услышали те же слова: «Я не знаю вас» (ст. 11-12). Эти стихи показывают, что Матфей не имеет в виду конкретного времени суда, которым будет сопровождаться возвращение Иисуса Христа.

Слова «не всякий» и «многие» подтверждают, что некоторые из упоминаемых Христом в этих стихах — истинные верующие. Те многие, которые вошли широкими вратами (Матф. 7:13), теперь в конце широкого пути предстали перед грозным Судьёй. Некоторые же по праву обращаются к Иисусу со словами «Господи, Господи», потому что, живя на земле, они действительно почитали Его как Господа и верно служили Ему.

Если здесь Христос говорит о суде у Великого Белого престола, то многие мнимые, неистинные верующие к тому времени в течение нескольких веков уже будут находиться в аду, ожидая своего окончательного приговора (см.Лук. 16:23-26; Деян. 1:25). Поскольку они были настолько ревностны, активны и усердны в духовной работе во имя Господа, то им трудно поверить, что они могут быть судимы Христом. Даже в тот момент они будут обращаться к Христу как Господу и в отчаянии взывать к Нему искренно и с уважением. Их слова и дела будут выглядеть впечатляющими, но их жизнь не подтвердит их притязаний. В Лук. 6:46 Иисус говорит: «Что вы зовёте Меня: „Господи! Господи!“ — и не делаете того, что Я говорю?» Спасён будет не тот, кто просто говорит о Боге, но исполняющий волю Отца Небесного. Главное — послушание Слову Божьему. «Если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики», — сказал Христос (Иоан. 8:31;ср. 6:66-69; Матф. 24:13; 1 Иоан. 2:19; Кол. 1:22-23; 1 Тим. 4:16; Евр. 3:14;10:38-39). Спасение и послушание Богу неразделимы, о чём и говорит автор Послания к Евреям: «[Иисус] стал для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (5:9; ср. 1 Пет. 1:2, 22; Рим. 1:5; 6:16; 14:25; 15:18;16:19).

А непокорным Христос скажет: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Их слова почтения и уважения к Богу и все дела, якобы подтверждающие их преданность и посвящённость, будут объявлены пустыми и бесполезными. Даже когда имя Бога было у них на устах, в их сердцах было противление.

Слова «Я никогда не знал вас», конечно же, не означают, что Иисус ничего вообще не знал о них. Он прекрасно видел, кто они — заблуждающиеся мнимые христиане, всю свою жизнь делавшие беззаконие.
В еврейском языке глагол «знать» подразумевал наличие очень близких отношений. Он нередко использовался для обозначения супружеской близости (см. Быт. 4:1, 17 и др.). Его употребляли также для описания особой близости в отношениях Бога с Его избранным народом Израилем и со всеми, кто доверяет Ему. Уникальным, прекрасным образом Господь «знает надеющихся на Него» (Наум. 1:7). Добрый Пастырь лично знает Своих овец (Иоан.10:1-14).

Поэтому Христос скажет всем тем, кто взывает к Нему, но никогда не доверял Ему: «Я никогда не знал вас. Вы никогда не были Моими истинными учениками, а Я не был для вас Господом и Спасителем. У нас никогда не было близких, глубоких отношений. Вы избрали себе царство, но оно не было Моим». «Отойдите от Меня» — окончательное осуждение на вечность в аду, и оно равносильно суду в Матф. 25:41: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, приготовленный диаволу и ангелам его». Всех лицемеров ожидает озеро огненное (Откр. 20:15).

В греческом языке выражение «делающие беззаконие» — действительное деепричастие в настоящем времени, указывающее на продолжительное, регулярно повторяющееся действие и означающее непрощённый грех и неправедную жизнь мнимых верующих. Поэтому смысл этой фразы таков: эти люди делают беззаконие постоянно, по привычке. Вера во Христа и беззаконие несовместимы. Доброе дерево не может приносить плохой плод (Матф. 7:18; Иоан. 3:4-10).

Хорошее дерево не просто может, но оно будет приносить хороший плод.

Потому те, кто называет себя христианином, но в жизни не отражает святости Христа, не имеют части в Нём. Их заявления основываются на вере, которая без дел, — вере, которая мертва (Иак. 2:17). Дальше Иаков говорит о вере бесовской (Иак. 2:19), которая внешне выглядит вполне правильно, но внутри нечиста. И как бы ужасно и трагично это ни звучало, мнимые верующие упоминают имя Бога напрасно. Дж. Кемпбелл Морган отмечает: «Богохульство, произнесённое в храме, куда ужаснее, чем хула, доносящаяся из трущоб». Мнимая посвящённость Христу — это не что иное, как ещё один поцелуй Иуды.

Господь знает, что даже самые верные Его ученики будут спотыкаться, падать и грешить. Иначе Он не учил бы нас молиться: «Прости нам долги наши» (Матф. 6:12). Однако когда мы «исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправедности» (1 Иоан. 1:9). Христиане не безгрешны, но постоянное исповедание грехов, искание Божьего прощения и стремление к праведности (Матф.5:6) подтверждают, что мы — дети Божьи. Бог ожидает от верующих не совершенства, но стремления к нему.

Непрестанно делающие беззаконие, напротив, подтверждают своей жизнью, что они не принадлежат Христу. Они не сознают своей порочности, не исповедуют своих грехов и не жаждут праведности потому, что не имеют части во Христе. Весь духовный труд, — каким бы правильным и ревностным он ни был, если он не исходит от желания быть послушным господству Христа и искать Его славы, — есть не что иное как противление закону Божьему, который требует участия сердца.

Поразительно, какие грандиозные, выдающиеся дела эти мнимые верующие совершали. Они говорят Господу: «Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» На основании 21 стиха (не всякий) можно сделать вывод, что среди говорящих такое будут и истинные верующие. А поскольку Иисус не отрицает реальности этих заявлений, возможно, что от Его имени действительно пророчествовали, изгоняли бесов и творили какие-то чудеса даже те, кто не был истинным христианином.

Этому существует три объяснения.

Во-первых, возможно, им было позволено использовать Божью силу для совершения чудес. Бог вложил Своё слово в уста Валаама, хотя тот был лжепророком и беззаконником (Числ. 23:5). На царя Саула даже после его отступничества сходил «Дух Божий, и он пророчествовал» (1 Цар. 10:10). Нечестивый первосвященник Каиафа, сам того не осознавая, «предсказал, что Иисус умрёт за народ» (Иоан. 11:51).

Во-вторых, можно предположить, что те великие дела совершались силой сатаны. Иисус предсказывал, что «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Матф. 24:24). Неверующие сыновья Скевы, например, были еврейскими заклинателями, зарабатывавшими на жизнь тем, что изгоняли злых духов (Деян. 19:13-14). В Марк.9:38-40 повествуется, что некто, не будучи Апостолом, изгонял бесов. Павел предупреждает о том, что в последние дни сатаной будут явлены знамения и ложные чудеса (2 Фес. 2:8-10). В Деян. 8:11 описываются дела чародея, творившего чудеса силой сатаны.

И сегодня существуют те, кто изумляет людей чудесами, исцелениями, изгнанием бесов, утверждая при этом, что делает это от имени Христа; в действительности же эти люди просто обманщики и слуги сатаны.

В-третьих, можно заключить, что некоторые заявления были просто ложью. А пророчества, изгнание злых духов, чудеса — подделкой и хитростью. Очевидно, что среди мнимых верующих есть представители всех трёх категорий.

Но какой бы силой эти чудеса ни совершались, совершавшие их не были детьми Божьими. Несмотря на свои заверения, они не принадлежали Христу и не признавали Его как Господа. Они никогда не искали Царства Божьего или его праведности, и, когда они предстанут пред судилищем Христа, их дела, реальные или выдуманные, совершённые божественной силой или сатанинской, не поправят их положения.

Слова на одной из гравюр в соборе города Любек, в Германии, точно передают содержание учения Господа: Так говорит Христос: «Вы называете Меня Господом, но не повинуетесь Мне; называете Меня светом, но не видите Меня; называете Меня путём, но не идете за Мною; называете Меня жизнью, но не живёте Мною; называете Меня мудрым, но не подражаете Мне; называете Меня справедливым, но не любите Меня; называете Меня богатым, но не просите у Меня; называете Меня вечным, но не ищете Меня. Поэтому, если Моё осуждение падёт на вас, не вините Меня».

Пустые сердца 

“Итак, всякого, кто слушает слова Мои эти и исполняет их, уподоблю человеку благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает эти слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и было падение его великое” (Мф7:24-27)

Вторая причина, почему многие (ст. 13, 22), идущие по широкому пути, не войдут в Царство Божье, заключается в том, что они строят свои духовные дома не на основании Христа и Его Слова. Иисус вновь поднимает тему человеческой праведности, той праведности, которая совершенно неприемлема для Бога и посредством которой человек никогда не достигнет Царства Небесного (Матф. 5:20).

В первом примере (ст. 21-23) противопоставляются истинное и ложное исповедания веры и добрых дел. Здесь же противопоставляются слушатели покорные и непокорные. И те, и другие слышат истинное Слово Божье, но одни, услышав Слово, следуют ему, а другие слышат и не повинуются; одни полагаются на Божью праведность, а другие продолжают надеяться на свою праведность, хотя это откроется лишь в день суда.

Смысл в том, что непокорные также считают себя детьми Божьими и убедительно говорят о вере в Христа. Они слышат Слово Божье и признают его за авторитет, но в своём заблуждении они полагают, что этого достаточно, чтобы угодить Богу и войти в Его Царство. Подобно тем, кто взывает «Господи! Господи!» и творит великие дела, но в действительности «делает беззаконие», неразумные слушатели строят свои духовные дома, но обманываются в отношении их прочности.

В примерах с ложными последователями истинные верующие упоминаются только косвенно («не всякий, говорящий Мне», ст. 21). В повествовании же о слушателях и строителях дано ясное описание истинного верующего и мнимого. У обоих много сходств, но есть несколько очень важных отличий.

Сходства 

Во-первых, и тот, и другой слышал Евангелие. Слова «слушает слова Мои эти» относятся как к человеку благоразумному (ст. 24), так и к человеку безрассудному (ст. 26). Оба знают путь к спасению.

Во-вторых, услышав о спасении, каждый из них начинает строить свой дом. Человек благоразумный строит дом, то есть свою жизнь, на словах Христа. А человек безрассудный, не исполняющий слов Христа, полагает, что его дом прочен уже потому, что он слышал слова Божьи и признал их авторитетность. Он верит, что живёт, как христианин, и потому его жизнь угодна Богу. Конечно же, он не строит свой дом так, чтобы тот упал. Так же, как верный строитель, он надеется, что его дом устоит; но при этом один полагается на Бога, а другой — на свои силы.

В-третьих, оба человека строят свои дома в одной местности, о чём свидетельствует тот факт, что оба дома были застигнуты одной и той же бурей. Другими словами, внешне оба находились в одинаковых условиях. Ни один из них не имел каких-либо преимуществ. Они жили в одном городе; возможно, оба ходили в одну церковь, слушали одни и те же проповеди, посещали одни и те же занятия по изучению Библии, общались с одними и теми же людьми.

В-четвёртых, можно сделать вывод, что дома их были очень похожи. Возможно, внешне они были практически одинаковы. Отсюда можно сделать вывод, что человек безрассудный жил практически так же, как человек благоразумный. Можно сказать, что оба придерживались правильного библейского учения; оба были набожными, духовными, несли служение в церкви, поддерживали церковь материально и были уважаемыми людьми в городе. Их вера и жизнь — внешне всё выглядело практически одинаково.

Различия 

Различия между этими строителями и их домами, внешне абсолютно незаметные, играют гораздо более важную роль, чем их сходства. Прежде всего, один из них исполняет Слово Божье (живёт в послушании), а другой не исполняет (не послушен Богу). Один строит дом по Божьему плану, другой — по своему собственному.

Самое главное различие в планах этих двух строителей состоит в том, что свои дома они строят на разных фундаментах. Человек благоразумный построил дом свой на камне, тогда как безрассудный построил дом свой на песке.

Слово петра (камень) означает не маленький камень и даже не булыжник, а огромный пласт каменистых пород. Такое основание твёрдо, прочно, непоколебимо. Песок же, наоборот, рыхл, непрочен и крайне зыбок. Такие участки с песчаной почвой людям предлагают лжепророки, о которых только что предупреждал Иисус (ст. 15-20).

Книжники и фарисеи создали целый свод сложных, запутанных религиозных традиций, которые, по их мнению, представляли огромную ценность перед Богом. Но все они были поверхностны, пусты и неустойчивы, так как не имели никакого духовного или даже морального содержания и постоянства. Эти традиции целиком и полностью состояли из человеческих мнений, суждений и измышлений, а потому и были подобны зыбкому песку. Ни составлявшие этот закон, ни исполнявшие его не придавали никакого значения послушанию Слову Божьему, чистоте сердца, искренней духовности или целомудрию. Их заботило только внешнее, и желали они лишь одного: чтобы их видели и «прославляли люди» (Матф. 6:2).

Артур Пинк говорит о подобных людях: В дом молитвы они приходят телом, но не душой; они поклоняются устами, но не «в духе и истине». Они яро отстаивают крещение погружением и ратуют за свершение хлебопреломления рано по утрам, но ничуть не заботятся о чистоте своих сердец. Они хвалятся правильностью своей веры, но пренебрегают заповедями Христовыми. Многие мнимые христиане не будут участвовать в явных актах насилия, но они без колебаний лишат своих соседей честного имени, распространяя о них злые сплетни. Они регулярно жертвуют на «зарплату пастору», но не стыдятся обманывать покупателей, приукрашивая достоинства своих товаров и успокаивая себя словами «бизнес есть бизнес». Они больше почитают законы человеческие, чем закон Божий, потому что перед их глазами нет страха Божьего. А человек благоразумный строит дом свой на камне, и я считаю, что камнем здесь является Слово Божье — слова Мои эти. Это мудрый строитель, слушающий слова Иисуса и исполняющий их. Созидание на камне означает повиновение Слову Божьему.”

В ответ на исповедание Петра: «Ты Христос, Сын Бога Живого», Иисус сказал: «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты Пётр, и на этом камне Я создам Церковь Мою» (Матф.16:16-18). Этот «камень» (петра) — тот же камень, что и в Матф. 7:24-25.

Это непоколебимый пласт Слова Божьего, Его божественного откровения. И это божественное откровение, данное Петру «Отцом, сущим на небесах», является единственным камнем, на котором можно построить христианскую жизнь.

Признаком истинного ученичества является способность не просто слышать и принимать Слово Божье, а верить в Писание и исполнять его. Истинные ученики Иисуса Христа, единственные последователи Евангелия, — это «исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.

Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошёл и тотчас забыл, каков он» (Иак. 1:22-24). Другими словами, человек, утверждающий, что знает Христа, но не подчиняющийся Ему, не имеет полного представления о новой жизни. Образ Христа и радость новой жизни в Нём на мгновение открылись взору такого человека, но быстро поблекли в его сознании. Его знакомство с Евангелием весьма поверхностно и непродолжительно.

«А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди, — говорит Иоанн. — Кто говорит: „Я познал Его“, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божья совершилась: из этого узнаём, что мы в Нём. Кто говорит, что пребывает в Нём, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Иоан.2:3-6). Павел веско и убедительно выражает ту же мысль так: «Для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть.

Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит. 1:15-16).

Кто говорит, что знает Бога и Его истину, но не живёт в послушании Богу и не исполняет Его Слово, тот обманывает самого себя. Он вошёл через широкие ворота и идёт по просторному пути, ведущему к погибели. Такой человек построил дом на песке.

Единственный признак, упоминаемый в Писании, который указывает на подлинность спасения, — это жизнь в послушании воле Божьей. Наше пребывание под господством Христа — это единственное доказательство, упоминаемое в Писании. Послушание — непременное условие спасения.

Дом, построенный на камне, символизирует жизнь послушания, жизнь, описанную Христом в Нагорной проповеди. Это жизнь того, кто способен увидеть себя таким, каков он есть, без прикрас; кто смотрит на мир с точки зрения вечности и осознаёт своё предназначение быть орудием в Божьих руках, быть светом и солью для мира, не будучи заодно с миром; кто признаёт авторитет Писания и полон решимости утверждать его; кто больше заботится о своей внутренней духовности, чем о её внешнем проявлении; кто правильно оценивает свои дела и слова, правильно относится к вещам, деньгам, к окружающим людям; кто искренен и полагается не на свою праведность, а на праведность Божью.

Дом, построенный на камне, символизирует человека, которому чужды гордость и самоправедность, который сокрушается и плачет о своих грехах, который прилагает усилия к тому, чтобы войти тесными вратами и быть верным Христу и Его Слову, идя по узкому пути. Такой человек, созидая свой духовный дом, полагается не на обряды и традиции, видения и переживания, чувства и эмоции, а только на Слово Божье.

Песок состоит из человеческих мнений, суждений и воли, которые очень изменчивы и непостоянны. Строить на песке — значит строить на упрямстве, самоуверенности, самонадеянности, самодовольстве и самоправедности.

Строить на песке — значит быть невосприимчивым к наставлению и принадлежать к числу «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2 Тим. 3:7).

Строить дом своей жизни на песке — значит поддаться самому опасному обману дьявола, убеждающего человека, что он верующий, хотя в действительности человек этот очень далёк от истинной веры. Пребывая в заблуждении относительно состояния своей души и будучи уверенным в её спасении, человек не видит нужды в том, чтобы противостать дьяволу и взыскать Бога.

Кроме огромной разницы в основаниях, благоразумный, строя свой дом, прилагает много усилий, а безрассудный избегает труда. Первый избирает узкие врата, а другой — широкие. Один тщательно выбирает место под строительство на камне; другой же просто находит удобное место на песке и начинает строить.
Лёгкий путь привлекателен по нескольким причинам, и первая из них — в том, что он быстрее даёт результат. Неразумный человек всегда спешит.

Его главное желание — угодить себе, и для этого он ищет самые короткие пути. Делая что-либо в церкви, он ищет быстрых, лёгких решений, таких, которые вызовут меньше всего споров и вопросов, и не задумывается о том, насколько они соответствуют принципам Писания. Такой человек — сторонник поверхностного благовестия, поверхностного христианства и поверхностного наставничества, потому что это быстро даёт результаты, которые легко увидеть и измерить. Ему никогда не хватает времени на изучение Библии, чтобы Бог дал мудрости в свидетельстве, в обличении, в наставлении. Для него устного заявления, заполненной карточки и произнесённой вслух молитвы достаточно для спасения. Он готов сообщить человеку, что тот спасён, прежде чем человек придёт к осознанию своей греховности и нужды в Боге.

Неразумный человек выбирает лёгкие пути по причине собственной легкомысленности. Ему нравится всё то, что легко даётся, то, что не требует особой подготовки, усилий, ответственности или беспокойств по поводу качества выполняемого. Вместо того чтобы искать истину, он ищет чего-то приятного, и вместо того чтобы угождать Богу, он угождает себе. Он и в христианстве пытается достичь мгновенных результатов, сиюминутных радостей, быстрых вознаграждений. Он стремится к духовным высотам, но не задумывается о духовных глубинах.

Чарльз Сперджен в своё время писал: “Отсутствие глубины, искренности и ревности в вере — основные проблемы нашего времени. Мы религиозны, но не поднимаем свои взоры к Богу; хотим, чтобы Бог изменял наши сердца, но боимся Его хирургического вмешательства; говорим о свободе от греха, но в потайных комнатах души прячем беззаконие; говорим о следовании за Христом, но не прилагаем к этому усилий; много читаем и говорим о Нём, но слишком редко прибегаем за поддержкой к Его телу и крови — отсюда наша шаткая вера и беспочвенная надежда.

В притче о сеятеле Иисус говорит о человеке, который «слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется» (Матф.13:20-21). Он быстро принимает Слово, а затем так же быстро его оставляет.

Его привлекают Божьи обещания, но он не хочет выполнять Божьи требования. Если Христос чего-либо требует от него, безрассудный человек всегда находит отговорки. Услышав впервые Евангелие, он говорит: «Господи! Я пойду за Тобой, куда бы Ты ни пошёл». А когда слышит: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову», то вдруг вспоминает, что ему необходимо «прежде пойти и похоронить отца» (что означает ждать смерти отца, чтобы вступить в наследство) или «проститься с домашними». Таковым Иисус говорит: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царства Божьего» (Лук. 9:57-62).

Дождь, реки и ветры не обозначают какие-то конкретные наказания, а просто обобщают последний Божий суд. Буря символизирует испытания, которые рано или поздно постигнут каждого человека и его духовный дом.

Подобно тому как ангел смерти проходил мимо помеченных кровью домов израильтян, умерщвляя первенцев в домах египтян, так и суд проходит мимо дома, основанного на камне Христа и Его Слова, но полностью разрушает дом, построенный на песке, — который представляет всё, кроме Христа и Его Слова.

Наступит день, когда вера каждого будет испытана. И это испытание покажет, где пшеница, а где мякина; оно отделит овец от козлов и выявит тех, кто вошёл тесными вратами и шёл по узкому пути, и тех, кто прошёл через широкие ворота и шёл по просторному пути.

Те, кто построил свой дом на камне Иисуса Христа и Его Слова, будут избавлены «от грядущего гнева» (1 Фес. 1:10), и им будет похвала от Бога, пишет Павел (1 Кор. 4:5). Гнев Божий изольётся на нечестие людей во время суда перед Великим Белым престолом, описанного Иоанном: «И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни. И судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими… И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:12, 15).

Единственное различие в этой буре — в последствиях её воздействия на дом благоразумного и дом безрассудного. Дом благоразумного, может быть, и сотрясался под натиском ураганного ветра, но не упал, потому что основан был на камне.

Но когда то же бедствие постигло дом безрассудного, он развалился — и падение его было великое. Дом был разрушен до основания, и построивший его потерял всё. Такова участь тех, кто строит свой дом на песке человеческих идей, философий, религий. Они теряют не просто многое, они лишаются абсолютно всего. Их путь — это не худший путь в небеса, это путь, совсем не ведущий к Богу. Он неизбежно приводит к погибели, и конец его — падение.

Самое трудное звено благовестия — не работа с новообращёнными, а само обращение. Давать наставления в вере далеко не так трудно, как привести человека к искреннему покаянию. Если обращение человека к Богу было лёгким, то наставить его к новой жизни во Христе будет весьма трудно, потому что лёгкое обращение — чаще всего вовсе не обращение. Это ростки семени, упавшего на каменистую почву, где оно умрёт так же быстро, как и проросло. Невозрождённые очень тяжело поддаются наставлениям в вере, а искренне уверовавшие во Христа прилежно изучают Слово Божье и стремятся к общению с верующими.

Я слышал об одной большой церкви, в которой в течение года покаялось 28 000 человек. 9 600 из них приняли крещение, но лишь 123 примкнули к церкви! Один из служителей этой церкви, задумавшись над происходящим, понял: что-то здесь не правильно, и решил перейти в другую церковь. Над этим стоит задуматься: может ли в церкви быть так много искренне покаявшихся и так мало желающих быть в общении с новыми братьями и сёстрами в Господе?

Человек благоразумный строит, не спеша, потому что сознаёт всю важность этого строительства. В параллельном отрывке у Луки Иисус говорит, что этот человек «копал, углубился и положил основание на камне» (6:48).

Такой человек не будет довольствоваться поверхностным исповеданием и поспешным обращением без покаяния, сокрушения о грехе и о своём состоянии.

Зная, что он обязан Господу всей своей жизнью, такой человек старается во всём угождать Ему. Исполнив все Божьи повеления, он говорит, что всего лишь выполнил свой долг (Лук. 17:10). Свой труд для Бога он не считает обременительным.

Во-первых, потому, что труд, который мы действительно совершаем для Господа, — это труд, который Он совершает через нас.

Во-вторых, труд для Господа мы совершаем из любви, а не из страха или по принуждению. Гимн неизвестного автора «Как твердо основание» показывает, что Бог обещает человеку: Душа, что в Иисусе находит покой, Вовеки не будет оставлена Мной, Восстанут враги, чтоб её потрясти, Но Я буду рядом всегда с ней идти.

Самое печальное отличие нерадивого строителя от добросовестного — это его окончательная участь. Удивительная, потрясающая проповедь Иисуса заканчивается грозным предупреждением о грядущем суде. Её заключительные слова говорят: «И было падение его великое». Основной приговор Евангелия для тех, кто отвергает Христа, не в том, что они лишаются многих благословений, и даже не в том, что они не наследуют вечное блаженство с Богом в небесах (хотя всё это правда). Основной приговор для отвергающих Христа в том, что они обречены на вечные мучения, на разрушение, которое будет продолжаться вечно. Отвергнуть Христа — значит ожидать времени «быть вверженным в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Марк. 9:47-48). По причине неизбежности этого каждый мнимый христианин должен прислушаться к словам, которые Дух Святой говорит через Иакова: «Будьте же исполнителями слова, а не слышателями только, обманывающими самих себя» (Иак. 1:22). Как написано в книге Притчей: «Есть род, который чист в глазах своих, тогда как не омыт от нечистот своих» (Прит. 30:12).

Реакция на проповедь 

“И когда Иисус окончил эти слова, народ удивлялся учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи” (Мф.7:28-29)

Реакция на эту самую удивительную в истории человечества проповедь была в такой же степени отрицательной, в какой сама проповедь была положительной. Среди толпы народа наверняка были некоторые, кто в тот день действительно поверил в Иисуса. Но число вошедших в тесные врата подтверждает слова Христа: «Немногие находят их» (7:14).

Писание ничего не говорит о количестве обратившихся в тот день. Написано только, что народ удивлялся учению Его (ср. Иоан. 7:46). Слово экплессо (удивлялся) буквально означает «быть вне себя», и оно подразумевало высшую степень удивления. Толпа была ошеломлена тем, с какой властью Иисус произнёс эту проповедь. Никогда раньше им не приходилось слышать таких глубоких, проницательных слов, исполненных мудрости и силы. Никогда раньше не слышали они столь прямого и смелого обличения в адрес книжников и фарисеев и такого простого разъяснения пути спасения.Никогда раньше предупреждения об ужасной участи тех, кто отверг Бога, не вселяли в них такой страх. И никогда раньше не слышали они такого убедительного описания истинной праведности и такого безжалостного осуждения самоправедности.

Но более всего поразило слушающих в тот день то, что Иисус учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. Слово «власть» (эксоусиа) подразумевает силу и могущество. Матфей употреблял это слово для описания Иисуса как Царя (9:1-8; 21:23-27; 28:18). В Новом Завете это слово показывает полновластие Христа. Книжники, чтобы добавить значительности своим словам, цитировали изречения других, а Иисус цитировал только Слово Божье и говорил как имеющий высшую власть. Вечные истины Он преподносил просто, доступно и с любовью (в отличие от исполненных горечи и ненависти книжников и фарисеев), и учил Он без тени сомнения или неуверенности. И это изумляло народ.

Людям необходимо было услышать эти важные истины, и их изумление было понятно и неизбежно, поскольку Его учение было поистине удивительным. Но не удивление могло дать им спасение, а вера и послушание Богу.

Иисус произнёс Нагорную проповедь не для того, чтобы удивить или проинформировать народ, но чтобы призвать их к спасению. Он не только указал им на тесные врата и узкий путь, но и умолял их войти в те врата и вступить на тот путь, который Он откроет людям, заплатив на кресте плату за их грех.

Однако люди просто стояли и слушали, прицениваясь и раздумывая, но ничего не предпринимая. Тем не менее, не приняв никакого решения, они сделали свой выбор. Не важно, по какой причине — а, возможно, и без всяких на то причин — они решили остаться на широком пути.

Клайв Льюис приводит пример из своей жизни, прекрасно отображающий отношение многих людей, которые слышат Евангелие: В детстве у меня часто болели зубы, и я знал, что, если я обращусь к матери, она даст мне что-нибудь, что на время успокоит боль и позволит мне заснуть. Но я к матери не обращался — по крайней мере до тех пор, пока боль была терпимой: я не сомневался, что она даст мне аспирин, а на следующее утро поведёт меня к зубному врачу. Я не мог получить от неё то, что хотел, без нежелательного добавления. Мне хотелось немедленного избавления от боли, но без лечения зубов этого я получить не мог. А уж зубных-то врачей я знал, — знал, что они начнут ковыряться во всех остальных зубах, которые вовсе не болят. Они не станут «обходить спящую собаку».

Именно такой образ мышления мешает многим войти в Царство Небесное: цена спасения выше, чем они готовы заплатить. Льюис продолжает размышлять над воображаемыми словами Христа: «Вы свободны в своём выборе, и, если хотите, вы можете оттолкнуть Меня. Но если вы Меня не оттолкнёте, знайте, что Я намерен довести дело до конца… Я не успокоюсь и вам не дам успокоиться, пока Мой Отец не скажет, что Он вполне доволен вами, как Он сказал, что доволен Мной».

Господь ожидает от людей принятия этого решения, и тогда пустые сердца с пустыми словами и делами Он обращает в сердца, исполненные добрых плодов, для принесения которых они и спасены. Бог не хочет, чтобы ктолибо погиб, но чтобы все «пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9) и исполнились «всей полнотой Божьей» (Ефес. 3:16-19). Это стало возможным только благодаря смерти и воскресению нашего Спасителя, которые завершили Его служение грешному, падшему человечеству и которые станут кульминацией Евангелия от Матфея.

Вся слава Христу

Регулярная глубокая химчистка салона это вопрос не только свежести и ухоженности, но и здоровья. Ее необходимо проводить минимум 2 раза в год. При таком раскладе стоимость химчистки салона автомобиля не ударит по Вашему бюджету. И поможет сохранить здоровье водителя и пассажиров, а так же отличный вид интерьера.


Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Комментарии

  1. Миша  Октябрь 16, 2012

    спасибо сайту за ссылки

    ответ

Добавить комментарий