Признаки пришествия Христа – часть9

Трагедия утраченной возможности (труд до прихода Христа)

«Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую  страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё. И одному  дал он пять талантов, другому — два, иному — один, каждому по  его силе. И тотчас отправился. Получивший пять талантов пошёл,  употребил их в дело и приобрёл другие пять талантов; точно так же  и получивший два таланта приобрёл другие два; получивший же  один талант пошёл и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени приходит господин рабов тех и требует  у них отчёта. И, подойдя, получивший пять талантов принёс другие  пять талантов и говорит: „Господин! Пять талантов ты дал мне; вот  другие пять талантов я приобрёл на них“. Господин его сказал ему: „Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим  тебя поставлю; войди в радость господина твоего“. Подошёл также и получивший два таланта и сказал: „Господин! Два таланта ты  дал мне; вот, другие два таланта я приобрёл на них“. Господин его сказал ему: „Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен,  над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего“. Подошёл и получивший один талант и сказал: „Господин! Я знал тебя,  что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не  рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот  тебе твоё“. Господин же его сказал ему в ответ: „Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; поэтому надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя,  получил бы моё с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте  имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного  раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов“». Сказав это, Иисус возгласил: «Кто имеет уши слышать, да слышит!»»  (Мф.25:14-30)

В своём стихотворении «Мод Мюллер» Джон Гринлиф Уиттиер написал известные строки: «Из всех печальных слов, когда-либо сказанных  или написанных, самые печальные: „А могло бы быть иначе!“» Писание изобилует наставлениями использовать возможности, пока  они есть. Соломон писал: «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по  прошествии многих дней опять найдёшь его», а также: «Утром сей семя  твоё и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то  или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет» (Еккл. 11:1, 6). Этот же мудрый муж писал: «Собирающий во время лета — сын  разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный» (Прит. 10:5).

Его  отец,  Давид,  написал:  «А  я  с  молитвой  моей  к  Тебе,  Господи;  во  время благоугодное» (Пс. 68:14). Другой псалмопевец писал: «Придите,  поклонимся и припадём, преклоним колени пред лицом Господа, Творца  нашего; ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его.

О, если бы вы ныне послушали гласа Его: „Не ожесточите сердце ваше“»  (Пс. 94:6-8).

Исаия увещал: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте  Его, когда Он близко» (Ис. 55:6). Иеремия напоминал своим читателям,  что даже «аист под небом знает свои определённые времена, и горлица,  и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ  Мой не знает определения Господнего» (Иер. 8:7; ср. Евр. 3:7-8). Перефразировав приведённую выше цитату из Исаии, Павел наставлял верующих в Коринфе: «Вот теперь время благоприятное, вот теперь день  спасения» (2 Кор. 6:2; ср. Ис. 49:8).

Иисус постоянно призывал людей максимально использовать имеющиеся у них духовные возможности: «Ещё на малое время свет есть с  вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма; а ходящий во  тьме не знает, куда идёт. Доколе свет с вами, веруйте в свет, чтобы стать  вам сынами света» (Иоан. 12:35-36).

Тема притчи Христа о талантах — трагедия утраченной возможности. Эта вторая из двух притч имеет отношение к Небесному Царству  и,  в  частности,  говорит  о  готовности  людей  ко  Второму  пришествию  Христа, чтобы установить Царство (см. Матф. 25:1). Притча о девах (ст. 1-13)  указывает  на  готовность,  которая  проявилась  в  ожидании,  тогда  как притча о талантах говорит о готовности, которая проявилась в труде.

Пять дев, у которых было масло в светильниках, олицетворяют верующих, обладающих спасительной благодатью; два верных раба, которые  вложили свои таланты в дело, олицетворяют верующих, которые проводят свою жизнь в служении. Вместе эти две притчи отражают гармонию  и баланс в жизни верующих, которые, с одной стороны, с нетерпением  ожидают Пришествия Иисуса Христа, будучи готовыми к Его приходу, а  с другой — служат Ему верой и правдой.

Часто тот или другой аспект этого наставления либо вообще опускается, либо излишне подчёркивается. Хотя верующие и должны постоянно радоваться перспективе прихода их Господа, они не должны сидеть  сложа руки и ничего не делать. Спасающая вера — это вера, которую  всегда отличает служение. С другой стороны, верующие не должны быть  настолько поглощёнными служением Господу, чтобы не размышлять о  Его приходе и не радоваться ему. Некоторые верующие в Фессалониках, вероятно, решили, что Господь придёт очень скоро, поэтому стали  жить беспорядочной, беззаботной жизнью, решив вообще не трудиться.

В итоге они стали вмешиваться не в свои дела, не только не принося никакой пользы, но даже разрушая церковь. Павел очень строго их упрекал  и повелел, «чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб». А затем  Апостол увещал всю церковь: «Вы же, братья, не унывайте, делая добро» (2 Фес. 3:10-13).

Пётр имел дело с насмешниками, у которых была противоположная  проблема. Они были настолько уверены, что Господь придёт не скоро,  что попрали все нравственные нормы и жили эгоистично и распутно (2  Пет. 3:3-4). Пётр напомнил им, что люди в дни Ноя точно так же реагировали на предсказание о потопе, который начался внезапно и застал всех  врасплох. Таким же образом, заявил Апостол, в последнее время внезапно явится Христос, принеся «суд и погибель нечестивым» (ст. 5-7).

Следует отметить, что, несмотря на некоторое сходство, притча о талантах и притча о минах (Лук. 19:11-27) — это не два варианта одной и  той же истории. Притчу о минах Иисус рассказал несколькими днями  раньше, и в обеих притчах столько же различий, сколько и сходств.

Хотя притча о талантах относится ко всем поколениям, Господь всё  же обращался непосредственно к поколению, которое будет жить как раз  перед Его возвращением в славе (24:34). Точное время Его прихода не  будет известно заранее, но приближение этого времени будет отмечено  яркими и безошибочными знамениями (24:3-29).

Притча о талантах указывает на четыре основные аспекта духовных  возможностей: наша ответственность, наша реакция, наша расплата и  наша награда.

Наша ответственность

«Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё. И одному дал он  пять талантов, другому — два, иному — один, каждому по его силе. И тотчас отправился» (Мф.25:14-15)

Слова  «ибо…  как»  следует  понимать  как  ссылку  на  предыдущую  тему, касающуюся Небесного Царства (см. ст. 1), иллюстрацией которого и является эта притча (слов «Он поступит» в тексте оригинала нет).

Чтобы сделать связь ясной, в некоторых переводах в ст. 14 между союзом «ибо» и наречием «как» добавляются слова «Царство Небесное».

Так как в греческом тексте в этом стихе отсутствует подлежащее или  глагол, то подразумевается, что они находятся в предыдущих стихах, а  именно в ст. 1, и относятся к той же теме: «Тогда подобно будет Царство  Небесное». Из этого следует, что Иисус продолжает учить о Царстве.

Как часто упоминалось в этой серии толкований, важно понимать, что  в Новом Завете термин «Царство Небесное» и его синоним «Царство  Божье» относятся к сфере Божьей власти во Христе. Но, сохраняя своё  главное значение, это выражение употребляется в двух разных смыслах.

Иногда оно означает невидимое тело всех искупленных людей. Именно  в этом смысле Господь Иисус использовал данную фразу, когда сказал:

«Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Матф. 18:3; ср. 25:34). Это и есть Царство в  его простом, исключительном смысле.

Однако иногда Царство Небесное означает видимое, внешнее собрание тех, кто утверждает, что знает Иисуса Христа и служит Ему. Иисус  ясно говорит о том, что в этом внешнем Царстве будут как истинные, так  и ложные христиане.

Именно  об  этом  видимом,  внешнем  Царстве  Иисус  говорит  как  в  притче о девах, так и в притче о талантах. Неразумные девы и неверные  рабы являются прообразами не язычников, атеистов, агностиков или нечестивцев, а тех, кто претендует на принадлежность к Христу. И в первой, и во второй притче речь идёт как об истинных, так и о притворных  верующих.

Человек, который отправлялся в путешествие, очевидно, планировал отсутствовать долгое время, возможно, многие месяцы или даже год,  или дольше. Чтобы обеспечить хорошее управление имением в своё отсутствие, он призвал своих рабов и поручил им своё имение.

Тот факт, что у этого человека были свои рабы, подчёркивает мысль,  что здесь Иисус говорит о внешней церкви как организации, которая состоит из тех, кто причисляет себя к Христу, а не обо всём человечестве в  целом. О многих людях в Евангелиях говорится, что они были учениками Иисуса Христа, хотя некоторые из них оказались ложными. Такими  были ученики, которых оскорбило учение Иисуса о необходимости есть  Его плоть и пить Его кровь (см. Иоан. 6:52-66). Предатель Иуда назван  в Евангелии не только учеником, но и Апостолом (Лук. 6:13-16). Даже  этим ложным последователям, в силу того что внешне они принадлежали церкви, была доверена какая-то часть Господнего имения.

Слово доулос, форма единственного числа от слова «рабы», было общим термином, который означал любого раба. Этим словом называли  обычных работников и домашних слуг, а также умелых ремесленников,  художников и хорошо обученных профессионалов. Их объединяло то,  что все они были личной собственностью своих владельцев, которые зачастую имели полную власть над жизнью своих рабов.

Богатые люди часто имели особых рабов, которые исполняли роль  управляющих делами и надзирателей в доме. Во многих случаях некоторые рабы были гораздо более образованными и умелыми, чем их хозяева. Рабы, которым хозяева доверяли, иногда имели, фактически, полную  свободу в сфере своей ответственности, даже когда хозяева были дома.

Когда хозяева уезжали из города на какое-то время, они имели почти все  их полномочия, или, как мы сегодня говорим, имели генеральную доверенность. Они должны были управлять всем имуществом и совершать  все деловые операции своих хозяев с пользой и выгодой для них.

У человека в притче Иисуса было три таких доверенных раба, которым он поручил своё имение на время своего отсутствия. Одному  дал он пять талантов, другому — два, иному — один, каждому по  его силе. Довольный тем, что его деньги переданы в надёжные руки, он  уехал.

Количество  талантов,  которые  хозяин  дал  рабам,  само  по  себе  не  имеет никакого значения, а просто указывает на широкий круг обязанностей рабов – от самых больших и ответственных до сравнительно малых и лёгких. Однако важно то, что задание было дано каждому по его  силе. Хозяин хорошо знал своих рабов и поручил каждому только то, с  чем тот мог справиться.

Используемое  в  аналогичном  контексте  слово  «таланты»  всегда  означало деньги, но само слово представляет меру веса. Достоинство  каждой монеты зависело от её веса и состава. Например, талант золота  имел исключительную ценность, талант серебра был менее ценным, а  талант меди или бронзы ещё менее ценным. Но как количество монет,  данных каждому рабу, так и их состав, а, следовательно, и их фактическая стоимость, не относятся к тому, о чём говорил Иисус. Он указывал  на общую подотчётность за обязанности разного уровня, основанные на  индивидуальном подходе и данные по силе.

Так как эта притча является иллюстрацией Царства Небесного, человек в этой истории, несомненно, олицетворяет Самого Христа, а то, что  он уехал в дальнюю страну, означает Его отсутствие на земле между  Первым  и  Вторым  пришествиями.  Рабы  представляют  собой  людей,  именующих себя христианами, членов видимой Церкви Божьей, которым Он вручил различные ресурсы, чтобы они использовали их от Его  имени, пока Он не вернётся.

Иисус упоминает здесь только три уровня ответственности, но это  всего лишь намёк на широчайший круг индивидуальных способностей  людей, которые в значительной мере отличаются своими природными  талантами, умом и другими способностями. Они также сильно отличаются своими возможностями и привилегиями. Некоторые члены церквей слышали Евангелие и изучали Писание с раннего детства, тогда как  другие имеют лишь начатки веры, и у них не было возможности познавать больше. Истинным верующим также даны разные духовные дары,  каждому — свой дар (см. Рим. 12:4-8; 1 Кор. 12:4-11). Некоторые христиане имеют привилегию жить и работать рядом с другими верующими и постоянно получают ободрение и наставление от собратьев-верующих.

А другие — являются единственными верующими в своей семье, и даже  в районе или в городе. Бог очень хорошо знает способности, дары, возможности и обстоятельства каждого человека, и Он милостиво даёт каждому поручение по силам.

Даже среди двенадцати учеников были разные уровни ответственности. Пётр, Иаков и Иоанн явно принадлежали к узкому кругу, и в этом  кругу Пётр был самым заметным. Среди большого количества преданных верующих в иерусалимской церкви Иаков очень скоро стал признанным  лидером  с  соответствующими  обязанностями  и  степенью  ответственности. Смысл данной притчи о талантах состоит в том, что даже  в Тысячелетнем Царстве и в вечности искупленные люди будут иметь  разные обязанности.

Главный смысл притчи в следующем: насколько ответственно каждый  раб справлялся с тем посильным поручением, которое было возложено  на него. Самое благородное побуждение в сердце верного раба — это  сделать как можно больше для своего хозяина в его отсутствие. Таково  также желание и хозяина: получить не одинаковую прибыль от каждого  раба, а прибыль в соответствии с его усилиями и способностями.

Несмотря на то что рабы с пятью и двумя талантами принесли разную  прибыль, в процентном отношении доход оказался равным. Они удвоили то, что имели. И это очень важно. Таким же образом христиане с  разными способностями и возможностями могут иметь разные результаты, но при этом работая с равной верностью и преданностью. Поэтому  Господь заверяет Своих рабов, что «каждый получит свою награду по  своему труду» (1 Кор. 3:8).

Наша реакция

«Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрёл  другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрёл другие два; получивший же один талант пошёл и закопал его  в землю и скрыл серебро господина своего» (Мф.25:16-18)

Раб,  получивший  пять  талантов,  был  полон  желания  послужить  своему хозяину, поэтому он тотчас пошёл, употребил их в дело и приобрёл другие пять талантов. Этот человек представляет собой истинного верующего, который больше всего на свете хочет послужить Богу,исполняя первую и самую великую заповедь: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей и всеми силами твоими»  (Втор. 6:5; ср. Матф. 22:37).

В этом контексте слово «употребил» означает, что раб трудился на  протяжении какого-то времени. Он не просто один раз вложил удачно  деньги и затем сидел и отдыхал, а постоянно вкладывал деньги, пока не  вернулся хозяин. Возможно, он проделал несколько торговых операций,  причём некоторые из них одновременно. Однако суть не в том, какую  работу этот раб выполнял, а в том, что он максимально использовал все  ресурсы, которые доверил ему хозяин. Благодаря своей деятельности он  приобрёл другие пять талантов для своего хозяина, удвоив прежнее количество денег.

Точно  так  же  получивший  два  таланта  приобрёл  другие  два.

Несмотря на то что второму рабу было дано для работы денег в два с  половиной раза меньше, он трудился так же верно и прилежно, как и  первый раб. Как и его собрат, он удвоил деньги хозяина. Оба раба продемонстрировали высшую степень преданности своему хозяину, получив  максимум из того, что имели, при максимальном использовании своих  возможностей.

Однако поведение третьего раба резко отличается от поведения первых двух. Получивший же один талант пошёл и закопал его в землю  и скрыл серебро господина своего. Прятать ценные вещи в земле было  обычным делом в древнем мире, поскольку тогда не существовало банковских сейфов или надёжных хранилищ. Это был простой и разумный  способ сохранить драгоценности и монеты (см. Матф. 13:44).

Но прятать в землю оборотный капитал, вместо того чтобы вкладывать его в дело и получать прибыль, вряд ли можно было назвать разумным. Этот раб получил один талант не для того, чтобы сохранить его,  а для того, чтобы мудро использовать его и принести прибыль своему  хозяину. Хотя он и получил гораздо меньше первых двух рабов, на нём  лежала та же обязанность использовать эти средства, приложив максимум усилий.

Наша расплата

«По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них  отчёта. И, подойдя, получивший пять талантов принёс другие пять  талантов и говорит: «Господин! Пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрёл на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим  тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошёл также  и получивший два таланта и сказал: «Господин! Два таланта ты дал  мне; вот, другие два таланта я приобрёл на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над  многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошёл и получивший один талант и сказал: «Господин! Я знал тебя,  что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не  рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот  тебе твоё». Господин же его сказал ему в ответ: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; поэтому надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя,  получил бы моё с прибылью»» (Мф.25:19-27)

В притче не упоминается, сколько времени отсутствовал хозяин, да  это и не имеет значения. Известно только, что его не было долгое время.

Контекст Елеонской проповеди, где Иисус Христос постоянно повторяет, что Его Второе пришествие будет неожиданным (см. 24:36, 42, 44, 50; 25:13), позволяет предположить, что господин рабов тех вернулся  неожиданно.

Первое, что решил сделать хозяин по возвращении, это проверить,  как рабы распорядились доверенными им средствами. Поэтому он сел и  стал требовать у них отчёта.

В этой проповеди Иисус Христос обращается к тем, кто будет жить  во время Его Второго пришествия (24:34), и утверждение в притче, что  господина не было долгое время (ср. 25:5), позволяет предположить,  что Он косвенно говорил двенадцати ученикам, что вернётся не так скоро, как они думают (см. Лук. 19:11). Христос не говорил им, что Он не  придёт при их жизни, потому что это могло отрицательно повлиять на их  усердие. Идея такова, что сколько бы Он ни отсутствовал, сравнительно  долго или сравнительно недолго по человеческим подсчётам, у них была  возможность служить Ему, и они обязаны были заниматься Его делом.

Несколько лет назад отдельные группы в евангельском христианстве  увлеклись мыслями о возвращении Христа настолько, что некоторые верующие оставили работу или продали свои предприятия и начали ждать  Его Пришествия. Один человек, которого я знал, продал всё, что имел,  на сумму почти полмиллиона долларов. Часть денег он потратил на приобретение и распространение Новых Заветов по всему миру. Он также  купил и раздал много религиозных украшений и безделушек, которые,по его мнению, должны были возбудить интерес людей к Иисусу Христу. Но вскоре этот человек обанкротился и пришёл в сильное уныние,  потому что его уверенность в скором Пришествии Господа оказалась лишённой основания.

Когда господин собрал своих рабов, чтобы потребовать у них отчёта,  первый раб сообщил ему: «Господин! Пять талантов ты дал мне; вот  другие пять талантов я приобрёл на них». Этот человек не хвастал, а  просто говорил правду. В его словах нет и намёка на гордость или самолюбование. Он знал, что всё, с чего он начал, было дано ему его господином, и он сделал то, что должен был сделать. Он проявил отношение,  которое, по словам Иисуса, должен иметь каждый послушный ученик:

«Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: „Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать“» (Лук. 17:10).

В конце своей жизни Павел писал Тимофею: «Ибо я уже становлюсь  жертвой, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец  праведности, который даст мне Господь, праведный Судья, в день тот»  (2 Тим. 4:6-8). Апостол не хвастался, а просто выражал глубокое чувство  удовлетворения и радости. Он был уверен, что Господь знал чистоту его  сердца и поэтому наградит его, как и обещал.

Когда господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб»,  он похвалил раба не только за его достижения, но и за его отношение к  делу. В первую очередь он похвалил его за прекрасный характер, который проявился в прекрасном служении.

Поскольку господин олицетворяет Самого Господа, Который вернётся в силе и славе, чтобы установить Своё Царство, то мысль о том, что  святой, справедливый, совершенный Господь Вселенной снизойдёт до  того, чтобы похвалить Своих истинных учеников за их верность, какой  бы несовершенной эта верность ни была, является очень приятной. Однако именно такая славная перспектива ожидает каждое дитя Божье, которое, как и Павел, возлюбило явление Христа (2Тим.4:8).

Господин не только похвалил своего раба, но и щедро его наградил,  заявив: «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю».

Господь не только доверит тем, кто доказал свою верность, более ответственные дела на земле, но их небесной наградой будет возможность  нести более ответственное служение Ему на протяжении всей вечности.

Верные  рабы  Христа,  живущие  на  земле  в  момент  Его  возвращения,  войдут в Тысячелетнее Царство в своих земных телах, и им будут даны поручения в зависимости от степени их верности, проявленной ранее.

Верующие, которые умрут к этому времени или будут восхищены, придут на землю с Господом в своих прославленных телах, и им тоже будут  даны поручения в соответствии с их верностью Богу, которую они проявили, живя на земле. Как в Тысячелетнем Царстве, так и в вечности  тех, кто был верен на земле, Господь поставит над многим, что будет  гораздо важнее того малого, в чём эти люди проявили верность.

Хотя мы и не знаем, что нас ожидает в вечности, мы можем быть уверены, что скучно там нам не будет. К примеру, наше небесное совершенство не будет состоять лишь в том, что мы не будем совершать ошибок.

Скорее, это будет время радостного служения, которое будет постоянно  меняться и расширяться. Святые, которые были самыми прилежными в  служении Господу на земле, будут иметь самое ответственное служение  и самую большую радость в служении на небесах. Все души на небесах  в равной степени будут иметь вечную жизнь, в равной степени будут праведными, в равной степени будут походить на Христа и в равной степени будут прославлены. Все будут одинаково совершенными, потому что  совершенство не имеет степеней. Разница будет только в возможностях  и в уровнях служения. Как ангелы служат Богу, занимая разное положение, так будут служить Ему и искупленные люди, и уровень их небесного  служения будет определяться степенью их преданности в земном служении.

На небесах не будет служений различного качества, потому что там  всё совершенно. Всё, что люди будут делать для Господа, будет совершенно правильным и приносящим удовольствие. Не будет превосходства  и неполноценности, не будет зависти, ревности или каких-либо других  пережитков греховной человеческой природы. Независимо от положения, обязанностей или возможностей, человек будет получать совершенную радость от своего служения, потому что в этом будет совершенная  Божья воля для этого конкретного человека. Мы себе даже представить  не можем, насколько в Тысячелетнем Царстве и в вечности люди будут  одновременно равны и неравны.

В притче о десяти минах знатный человек, который отправлялся в  далёкую страну, чтобы получить царство, дал десяти из своих слуг по  одной мине, чтобы они пустили их в оборот. Когда человек вернулся, то  раба, который умножил одну мину в десять раз, он поставил над десятью  городами, раба, который умножил мину в пять раз, поставил над пятью  городами (Лук. 19:12-19). Из этой притчи ещё лучше видно, что Христос  говорил о наградах, которые верующие получат в Тысячелетнем Царстве и в вечности, потому что они раздавались после того, как было упрочено  царство этого знатного человека. И как в притче о талантах, царские награды соизмерялись степенью верности рабов на земле.

Иисус также упоминает о второй награде, которую господин дал своему верному рабу: «Войди в радость господина твоего». Верующие на  небесах не только будут награждены большей возможностью для служения, но также разделят божественную радость со своим господином.

Наряду с тем, что они разделят с Господом божественную безгрешность  и святость, они разделят с Ним и Его божественную радость.

Представьте себе совершенный восторг верующих, когда они во всей  полноте  осознают  значительность  того,  что  их  грехи  уничтожены  навсегда, а их праведность — утверждена навсегда! Именно эта радостная  перспектива  милостивого  искупления  и  побудила  Христа  претерпеть  крест и пренебречь его посрамлением (Евр. 12:2).

Второй раб сообщил о том же, только с той разницей, что он удвоил  два таланта, вместо пяти, и поэтому другие два таланта приобрёл. В  ответ он услышал те же слова из уст господина: «Хорошо, добрый и вер­ ный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди  в радость господина твоего».

А третий раб не заработал для господина ничего, вместо этого он начал оправдываться и выдвигать обвинения. Ничего не сделав с тем, что  ему было доверено, он сказал: «Господин! Я знал тебя, что ты человек  жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё».

Как и два первых раба, этот раб принадлежал господину (см. ст. 14), что олицетворяет его принадлежность к Церкви Христа до Его Второго пришествия. Но дважды этот раб доказал, что его отождествление с  Христом было поверхностным и не имело ничего общего с подлинной  верой и возрождением.

Во-первых, этот раб совершенно ничего не сделал с тем талантом,  который он получил. Он даже не попытался использовать его для пользы  и выгоды своего господина.

Как  уже  отмечалось,  этот  раб  не  может  олицетворять  атеиста  или  даже  агностика,  потому  что  он  признавал  господина  своим  законным  владельцем и, вне всякого сомнения, делал вид, что почитает его, когда  тот отсутствовал. Он не злоупотребил своим талантом и не потратил его,  поступая эгоистично и аморально, как блудный сын. Он также не присвоил его, как немилосердный раб в 18-й главе Евангелия от Матфея. Он  просто пренебрёг своими обязанностями.

Таким же образом неверующие члены церкви живут в среде Божьих  искупленных детей, наслаждаются учением Его Слова и общением с Его  народом. Но, несмотря на свои духовные привилегии, они не откликаются на призыв Евангелия, поэтому не могут совершать плодотворное  служение.

Во-вторых, этот раб доказал, что его верность притворна: он осудил  своего господина, обвинив его в том, что он — человек жестокий, который жнёт, где не сеял, и собирает, где не рассыпал. Раб обвинил своего  владельца в бессердечности и нечестности.

Этот  раб  олицетворяет  человека,  именующего  себя  христианином,  чьё ограниченное знание Бога приводит его к выводу, что Бог находится  где-то далеко, что Он не заботится о людях, что Он несправедлив и не  заслуживает доверия. Вместо того чтобы судить себя в свете Божьего непогрешимого Слова, такие люди судят Бога в свете своих извращённых  представлений. Они не только пытаются оправдать себя, но при этом  ещё и обвиняют Бога.

Такая ошибочная оценка характера господина — достаточное доказательство того, что этот раб не знал его близко. Этот раб олицетворяет  невозрождённого члена церкви, который не приносит духовных плодов  в своей жизни и не поклоняется Господу духом в своём сердце. Он слеп  и не видит доброты, благодати, сострадания, милости, чести, величия и  славы Господа, потому что не подчинился Его власти и благодати.

Всё в таком человеке противоречит его заявлению о верности своему  господину. В определённом смысле этот раб боялся своего хозяина, но  это был не благоговейный страх, а непочтение и неуважение. Как свидетельствуют его же слова, этот раб негодовал на своего господина, презирал его и не имел к нему никакой любви или уважения. Он относился  к своему хозяину не миролюбиво, а враждебно; он его не любил, а ненавидел; он не верил в него, а отвергал его.

Этот раб олицетворяет того, кто именует себя христианином, но чьи  представления о Боге искажены, потому что его сердце всё ещё испорчено. Он видит Бога через призму своих искажённых убеждений.

В ответ на рассуждения неверного раба господин сказал: «Лукавый  раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; поэтому надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я,  придя, получил бы моё с прибылью».

Этот раб был лукавым, потому что он несправедливо очернил своего господина. Он также был ленивым, потому что ничего не сделал с  талантом, который получил. Повторяя обвинение раба, господин не подтверждает его истинность, а скорее как бы говорит: «Ты думаешь, что  я жестокий человек и собираю урожай, который мне не принадлежит,  не так ли? Если ты действительно так думаешь, почему же ты не взял  талант и не положил его в банк, чтобы, по крайней мере, получить хотя  бы проценты?» В древней Римской империи существовала банковская система, которая во многих отношениях напоминает современную. Максимальная  процентная ставка займа составляла 12 процентов, а процент по вкладам  составлял приблизительно половину этой цифры. Следовательно, раб,  имевший один талант, мог получить, по крайней мере, 6 процентов дохода, практически не прилагая никаких усилий. То, что он не удосужился  получить даже самую простую прибыль из этих денег, указывает на его  полную безответственность и равнодушие к своему господину.

Даже если бы обвинения раба против его хозяина были обоснованными, это не могло быть оправданием его лености. В этом случае положение раба было бы ещё более глупым. «Если ты считаешь, что я требую  даже то, что мне не принадлежит, — по сути, ответил господин, — неужели ты думаешь, что я не потребую того, что принадлежит мне по  праву?» Своими словами раб буквально загнал себя в угол.

На самом деле раба совершенно не интересовал его хозяин, и оправдание себе он придумал на ходу, а не обдумал его заранее. Он не ожидал  возвращения своего господина и не думал, что ему предстоит отчитаться. И, будучи пойманным врасплох, он просто бросил гневное обвинение, лишённое всякого смысла.

Отличительной чертой первых двух рабов было то, что они использовали возможность послужить Господу до Его Пришествия, которого они  с нетерпением ожидали. Таким образом они доказали подлинность своего спасения. Они готовы были вложить всё, что имели, чтобы послужить  своему Господину. С другой стороны, третий раб отложил в сторону то,  что доверил ему Бог, и стал заниматься своими делами. Он называл себя  рабом Бога, но поступками убедительно продемонстрировал, что таковым не является.

Господин разгневался на своего раба не только потому, что тот не приобрёл для него прибыль, но и потому, что он не использовал имеющуюся  у него возможность. Христос хотел подчеркнуть, что если человеку доверено мало, то это не оправдание, чтобы это малое совсем не использовать. Даже если у человека ограничен доступ к Писанию и немного  талантов и возможностей для служения, он обязан в полной мере использовать эти благословения для служения Богу.В пьесе Томаса Элиота «Убийство в соборе» хор поёт: «Но мы-то при  этом жили, жили и как бы жили». Эти слова напоминают трёх рабов из  данной притчи. Двое из них были поистине живы, а третий лишь как бы  жил. Двое из них построили свои дома на камне, а третий построил свой  дом на песке. Двое из них олицетворяют пшеницу, а третий — плевелы.

Прибыль, которую принесли первые два раба, олицетворяет достижения  и  удовлетворение  от  жизни,  которая  принадлежит  Господу  и  полностью посвящена Его служению. Неспособность третьего раба использовать то, что ему было доверено его господином, олицетворяет пустоту, бесполезность и никчемность жизни человека, который, проявив  небрежность и не использовав данные ему привилегии и возможности,  доказал, что его вера в Иисуса Христа лжива и бессмысленна.

Наша награда

«Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Сказав это, Иисус возгласил: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф.25:28-30)

Христос дал ясно понять, что видимая Церковь всегда будет включать в себя как истинных, так и ложных христиан. В каждой церкви есть  плевелы, которые никто, кроме Бога, не может отличить от пшеницы.

Их истинный характер нельзя определить по их внешней деятельности,  потому что неверующие могут быть очень активны в церкви и трудиться  на её благо. Однако Господь знает, что труд, который они совершают,  не является служением Ему, и в нём нет пользы для Божьего Царства.

Что бы такой человек ни делал, используя свои способности от Бога, его  дела всегда останутся без плода и будут бесполезными. В Царстве Бога,  в сфере Его суверенного правления — то ли в видимой Церкви, то ли в  Тысячелетнем Царстве, — приемлемым для Него служением будет лишь  служение истинных верующих.

Поэтому, когда вернётся Христос, Он, образно говоря, возьмёт у него  талант и даст имеющему десять талантов. Иисус уже говорил ранее,  по крайней мере — в одном случае (см. Матф. 13:12), и Он вновь повторяет эти слова: «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у  неимеющего отнимется и то, что имеет».

Тем,  кто  подтверждает  своей  духовной  плодотворностью,  что  принадлежит Богу, будут даны ещё большие возможности приносить плод  для Него. Те же, кто оказался бесплодным и тем самым доказал, что Богу  не принадлежит, потеряют даже то благо, которое они однажды имели.

Такой человек не имеет истинных благословений от Бога, потому что,  не используя их, он тем самым делает их бесполезными. Поэтому реальность того, чем эти благословения могли быть, будет дана тому, кто доказал свою верность. Божественный принцип состоит в том, что те, кто  доверяет Христу, получат всё, а те, кто не доверяет Ему, потеряют всё.

Третий раб был не просто неверным, он вообще не имел веры. Дело  истинного христианина, который растратил впустую свои способности,  духовные дары и возможности, «сгорит, [и он] … потерпит урон; впрочем сам спасётся, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3:15). Однако человек,  которого олицетворяет этот раб, совсем не имеет веры, а потому не имеет и спасения в Боге. И не имеет значения, насколько благословенным  от Бога он кажется или как он Ему служит. Однажды такие люди услышат из уст Господа страшные слова: «Я никогда не знал вас; отойдите от  Меня, делающие беззаконие» (Матф. 7:23).

Третий раб был совершенно негодным, и его удел заключался в том,  чтобы быть выброшенным во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Точно так как человек, который попытался проникнуть на  свадебный пир не в надлежащей одежде (Матф. 22:11-13), этот духовно  мёртвый, лицемерный раб был обречён на гибель.

Тьма  внешняя  —  это  обычная  новозаветная  фраза,  описывающая   ад. «Бог есть свет, — заявлял Апостол Иоанн, — и нет в Нём никакой  тьмы» (1 Иоан. 1:5). Свет означает Божье присутствие, а тьма — Его  отсутствие. Ад — это не только вечная тьма, но и вечное мучение. Там  будет плач и скрежет зубов, что указывает на постоянные мучения вне  Божьего присутствия и Его благодати.

Вся слава Христу

По системе «гостиницы анапы все включено предоставляет гостям широкий спектр услуг и развлечений, включенных в стоимость, что позволяет гостям существенно экономить денежные средства. То есть, совокупная стоимость услуг в пакете «Все включено» намного меньше, чем если оплачивать спиртные напитки, промежуточное питание и развлечения по отдельности, что актуально для семейного отдыха с детьми.

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий