Признаки пришествия Христа – часть6

Последнее Поколение

“От смоковницы возьмите подобие: когда ветви её становятся уже  мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы  увидите  всё  это,  знайте,  что  близко,  при  дверях.  Истинно  говорю  вам: не прейдёт род этот, как всё это будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут”(Мф.24:32-35) 

Возвращение нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа — это благословенная надежда каждого христианина. «Готовится мне венец праведности, — писал Павел, — который даст мне Господь, праведный Судья, в день тот; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его»  (2 Тим. 4:8). Слово Божье наставляет верующих не только в том, «чтобы  мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке», но также чтобы мы ожидали «блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса  Христа» (Тит. 2:12-13). Ничто в этом мире, говорит Павел, не может сравниться «с той славой, которая откроется в нас» (Рим. 8:18), со «[свободой]  славы детей Божьих» (ст. 21), с «[искуплением] тела нашего» (ст. 23) и с  «[явлением] Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 1:7).

Верующие  с  нетерпением  ждут  того  дня,  когда  они  «[изменятся]  вдруг, во мгновение ока» и их смертные тела облекутся в нетление и  бессмертие (1 Кор. 15:51-53), когда будет «поглощена смерть победой»  (ст. 54) и когда «святые будут судить мир» (6:2). Они ожидают того дня,  когда «[выйдут] из тела и [водворятся] у Господа» (2 Кор. 5:8) и когда  Церковь будет представлена Христу «чистой девой» (11:2). Верующие  ждут того дня, когда увидят Его, «как Он есть», и будут «подобны Ему»  (1 Иоан. 3:2).

Тема Второго пришествия Христа красной нитью проходит через весь  Новый Завет и является ожидаемой реальностью в жизни христианина.

Возвращение Господа будет таким же реальным и историческим событием, как и Его Первое пришествие. Верующие вспоминают прошлое,  когда они обрели спасительную веру во Христа, а их души — искупление, и смотрят в будущее, ожидая возвращения Христа, когда будут искуплены их тела и они обретут обещанную полноту спасения. В тот день  сатана будет повержен, проклятие удалено, все поклонятся Христу, творение будет освобождено и восстановлено, грех и смерть — побеждены,  а святые — прославлены.

Среди многих отрывков Писания, которые описывают Второе пришествие Господа, Матф. 24–25 не имеет себе равных, потому что об этом  говорит Сам Иисус Христос. После того как Иисус описал Своим ученикам ряд знамений, которые будут предварять Его Пришествие, включая высшее знамение Его личного появления, они, без сомнения, всё же  хотели знать, когда же начнутся эти драматические знамения, как долго  они будут продолжаться и сколько времени пройдёт с момента появления знамения Его Пришествия до установления Его Царства.

Поэтому в Матф. 24:32-35 Иисус приводит ещё одну притчу о смоковнице. Эта притча обобщает и иллюстрирует всё то, что Он сказал ранее,  и служит переходом к Его ответу на вопрос учеников о том, когда же  будет Его Пришествие (см. ст. 3). В этой притче и в её объяснении присутствуют четыре важных элемента: несложная аналогия (ст. 32), безошибочное применение (ст. 33-34), беспрецедентные изменения (ст. 35а)  и неизменная власть (ст. 35б).

Несложная аналогия

“От смоковницы возьмите подобие: когда ветви её становятся уже  мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето” (Мф.24:32)

В служении Иисуса притчи имели двойное назначение. Если Он не  объяснял притчи, истина оставалась скрытой; если Он объяснял притчи,  истина открывалась. Когда Иисус рассказывал притчу народу или неверующим религиозным вождям, не объясняя её, она оставалась для них  загадкой. Когда же Он рассказывал притчу Своим ученикам и просто и  понятно объяснял её, она становилась живым примером.

Когда ученики спросили Иисуса Христа: «Для чего притчами говоришь им?», — Он ответил: «Вам дано знать тайны Царства Небесного,  а им не дано… Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и  слыша не слышат, и не разумеют» (Матф. 13:10-11, 13). Затем Он сказал:

«Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат», — и рассказал им значение притчи о сеятеле (ст. 16-23).

Поскольку Иисус приводил притчи для того, чтобы помочь ученикам  понять Его учение, очевидно, что и притчу о смоковнице Он рассказал,  чтобы просветить их относительно Своего Второго пришествия.

К сожалению, те люди, которые воспринимают эту притчу (а также  многие другие) как сложную аллегорию, а не простую аналогию, часто делают её запутанной и сбивающей с толку. Некоторые толкователи  утверждают, что смоковница представляет собой Израиль. Популярная  версия этого толкования гласит, что распустившиеся почки на смоковнице — это образование государства Израиль в 1948 году. Поскольку Иисус не отождествляет смоковницу с Израилем, то такое толкование было  бы очень непонятным как ученикам, так и всем верующим, жившим до  ХХ века. Согласно этому мнению, Иисус якобы использовал притчу не  для того, чтобы пояснить сказанное ранее, а для того, чтобы скрыть его.

Некоторые сторонники такого толкования предполагают, что распускающиеся листья на смоковнице — это духовное возрождение в новом государстве Израиль. Но современный Израиль, хотя и существует физически, в духовном смысле является одним из самых светских государств на  земле. Как государство, Израиль стойко и даже враждебно противится  вести Евангелия.

Эта притча проста, и в контексте того, о чём только что говорил Господь, о её значении догадаться нетрудно. В Палестине росло огромное  количество смоковниц, которые выращивали не только как фруктовые  деревья. Смоковницы можно было увидеть во дворах многих домов, где,  помимо того, что они приносили вкусные плоды, их использовали для  тени в жаркие летние месяцы.

Евреи привыкли к тому, что смоковница использовалась в качестве  примера. Иофам использовал её в своей истории, которую он прокричал  жителям Сихема с вершины горы Гаризим (Суд. 9:10-11); Иеремия увидел две корзины смокв в своём видении после того, как Навуходоносор  взял пленных из Иуды и увёл в Вавилон (Иер. 24:1-10); Осия использовал смоковницу как образ в своём пророчестве об Израиле (Ос. 9:10); а  Иоиль использовал сломанную смоковницу как образ разрушения Иудеи  нашествием саранчи (Иоил. 1:4-7).

Мало какие образы были более знакомы ученикам, чем образ смоковницы, который Сам Иисус использовал много раз как наглядный пример  (см. Матф. 7:16; 21:19; Лук. 13:6-9).

Слово мантано (возьмите подобие) означает «по-настоящему понять  и принять учение, принять его как истинное и применять в своей жизни».  Иногда это  слово  использовали,  чтобы обозначить  приобретение  привычки на всю жизнь. Павел говорил, что «научился [мантано] быть  довольным тем, что у [него было]» (Фил. 4:11). Такое познание гораздо  больше, чем простая эрудиция; оно включает в себя искреннее принятие истины и решение жить согласно этой истине. Иисус хотел, чтобы  ученики познали всем своим существом то, чему Он их учил, чтобы они  поняли и приняли, поскольку это было исключительно важно для них.

Приведя в пример смоковницу, Иисус обратил их внимание на то, что  они и так прекрасно знали: «Когда ветви её становятся уже мягки и  пускают листья, то знаете, что близко лето». Другими словами, когда  сок начинает поступать в ветви, делая их мягкими, и новые листья появляются на дереве, то знаете, что близко лето. Даже дети знали, что  распустившиеся почки на смоковнице означают весну и скоро наступит  лето, когда будут собирать созревшие смоквы.

В Евангелии от Матфея образ жатвы ассоциируется с судом, временем, когда неверующие будут отделены от верующих и неверующие подвергнутся суду. Иоанн Креститель говорил, что когда Господь придёт, у  Него будет «лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт  пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым» (Матф. 3:12; ср. ст. 10). Когда Иисус смотрел на множество народа в Галилее, который пришёл посмотреть на Него, Он сказал Своим ученикам: «Жатвы  много, а работников мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал  работников на жатву Свою» (Матф. 9:37-38). Без спасающей веры в Него  эти тысячи людей, а также миллионы таких, как они, были обречены  на осуждение. Это поле людей зрело для Божьего суда точно так, как  поля пшеницы созревали для жнецов, а смоковницы — для собирающих  смоквы. В притче о пшенице и плевелах Иисус говорит о хозяине, который разрешил хорошей пшенице и вредным плевелам расти вместе до жатвы, когда плевелы будут тщательно отделены и уничтожены (Матф. 13:30).

Во всех этих случаях жатва символизирует время награждения праведных и наказания злых. В этой притче о смоковнице Иисус просто  показывает ученикам, что когда знамения, о которых Он только что говорил, начнут исполняться, время Его возвращения будет очень близко.

Безошибочное применение

“так, когда вы увидите всё это, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдёт род этот, как всё это будет” (Мф.24:33-34)

Если внимательно изучить контекст, то видно, что применение этой  притчи Иисусом так же просто, как и её аналогия. Всё это может относиться только к тому, о чём только что говорил Христос – к мукам рождения (ст. 4-14), к мерзости запустения (ст. 15), к необходимости бежать  от предстоящих опасностей (ст. 16-28) и к катастрофическим событиям  во Вселенной (ст. 29). Всё это будет указывать на то, что Он близко, как  распускающаяся смоковница указывает, что лето, время жатвы, близко.

В некоторых переводах перед словом «близко» стоит местоимение  «Он». В греческом тексте в этом месте стоит глагол эстин, что буквально  означает «это близко». В изложении Луки Иисус говорит: «Близко Царство Божье» (21:31). Величайшее событие последних дней, событие, о  котором ученики спрашивали Иисуса (ст. 3), — это личное Пришествие  Господа, чтобы установить Своё Царство. Поэтому основная мысль от  этого  не  меняется:  близко  ли  явление  Самого  Христа  или  близко  Его  Царство. Когда приблизится Его явление, Он Сам будет близко, и Его  Царство будет близко. Когда совершатся эти знамения, божественный  Царь будет при дверях, Он будет стучать и будет готов войти.

Далее, говоря о применении притчи, Иисус сказал: «Истинно говорю  вам: не прейдёт род этот, как всё это будет». Как уже упоминалось во  2-й главе этой книги, фраза «род этот» относится к поколению, которое будет жить в последнее время. Знамения, описанные в Матф. 24–25, произойдут на глазах одного поколения, поколения, которое будет жить,  когда придёт Христос.

Род этот не может относиться к поколению учеников, как утверждают  многие толкователи. Некоторые, придерживающиеся этого мнения, считают, что Христос просто высказал человеческую догадку и ошибся. «В  конце концов, — утверждают они, — разве не сказал Иисус, что „о дне  же том или часе никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только  Отец“?» (Марк. 13:32). Но это ложный аргумент. Здесь Иисус говорит  не о конкретном историческом времени Своего Пришествия, а скорее о  событиях, которые будут указывать на него. Одно дело — признавать,  что в Божий суверенный план входило, чтобы Его Сын Иисус в период  Своего воплощения не знал установленного времени, а также знал о том,  что Он этого не знает. И совсем другое — утверждать, что Он мог строить  неправильные догадки и распространять идеи, не имея ни малейшего  понятия об их достоверности. Если Иисус ошибался по поводу времени  Своего Пришествия, то Он мог ошибаться в любом из Своих учений. Те  временные, божественным образом наложенные на Него ограничения в  период Его унижения ни в коей мере не подразумевают, что то, чему Он  учил, было не вполне истинно или авторитетно.

Некоторые из тех, кто считает, что Иисус говорил о поколении учеников, утверждают, что ужасные события, описанные здесь, относятся  к разрушению Иерусалима римлянами в 70 году по Р.Х. Но, как уже отмечалось ранее, события, описанные в 24-й главе Евангелия от Матфея,  носят слишком катастрофический и вселенский характер, чтобы олицетворять хотя и ужасное, но географически ограниченное разрушение Иерусалима. С разрушением Иерусалима не связаны «моры и землетрясения» (Матф. 24:7), ненависть к верующим со стороны всех народов (ст. 9), появление лжехристов и лжепророков (ст. 5, 11), проповедь Евангелия всему миру (ст. 14) или мерзость запустения (ст. 15).

Солнце также  не померкло, луна не погасла и звёзды не изменили своего местонахождения (ст. 29). И, что важнее всего, Иисус не явился тогда. И странное в  этой логике то, что Иисус смог точно предсказать разрушение Иерусалима почти через сорок лет, но ошибся по поводу Своего собственного  Пришествия в то же время. Или если, как предполагают некоторые, учение в этом отрывке носит символический и аллегорический характер и  ограниченное разрушение Иерусалима символизирует гораздо большие  разрушения последнего времени, тогда какое событие в 70 году по Р.Х. может  символизировать  приход  Иисуса,  который  является  основным  предметом этого рассуждения?

Те, кто придерживается мнения, что смоковница символизирует Израиль, обычно утверждают, что род этот означает еврейский народ, и  что он не прейдёт как племя, как всё это будет. Эта мысль действительно справедлива, и Писание ясно учит, что еврейский народ не будет полностью истреблён, но здесь это, похоже, не вписывается в контекст.

Все евреи твёрдо верили в Божье обетование о вечном Царстве Давида, и  для Иисуса заверять, что евреи доживут до того дня, когда Мессия установит Своё Царство, было бы излишне и неуместно. И если бы Иисус  имел в виду именно это, то Он просто бы назвал евреев «Мой народ»,  «Божий народ» или что-то в этом роде. Называть их родом этим было бы  неразумно. Это привело бы людей в смущение.

Ещё одно толкование фразы «род этот» имеет в виду людей, отвергших Христа, когда Он жил на земле. В этом случае получается, что Иисус  говорил, что нечестивое, непокорное человечество доживёт до прихода  Мессии. Слово генеа (род) иногда использовалось, чтобы обозначить определённую группу людей. В Септуагинте (греческом переводе Ветхого  Завета) этот термин использовался по отношению как к праведным людям, так и к неправедным. Но опять-таки, хотя с лингвистической точки зрения это толкование и возможно, оно не соответствует контексту  и тоже излишне и неуместно, потому что ни один еврей не сомневался  в том, что многие неверующие, нечестивые люди будут живы и будут  судимы Мессией, когда Он придёт. В умах большинства евреев самым  главным делом Мессии было освобождение Израиля от нечестивых угнетателей. Вряд ли Он мог бы судить народы и низложить врагов Своих  под ноги Свои, если бы они уже были уничтожены.

Поэтому  у  нас  остаётся  простое  и  самое  приемлемое  толкование:

листья  смоковницы  олицетворяют  муки  рождения  и  другие  знамения  Пришествия Христа, о которых Он упоминал в этой главе, а род этот —  это люди, живущие в последнее время, которые увидят эти знамения.

Частично отвечая на вопрос учеников, когда Он придёт, Иисус сказал,  что это произойдёт очень вскоре после этих знамений, до того как род,  который будет их свидетелем, прейдёт. Он обращается к тому далёкому  поколению, к которому Он обращался на протяжении всей главы (см. ст. 4, 6, 9, 15, 25). Как уже отмечалось ранее, Иисус говорил так, как часто  говорили некоторые ветхозаветные пророки, как будто они стояли непосредственно перед будущими поколениями (см., напр., Ис. 33:17-24; 66:10-14; Зах. 9:9).

В Матф. 24:34 дано объяснение притчи о смоковнице. Идея такова:

как  распускающиеся  листья  означают  скорое  наступление  лета,  так  и  живущему тогда роду знамения будут сигналом, что ждать Пришествия  Христа осталось недолго. Те, кто станет свидетелем мук рождения, станут также свидетелями и самого рождения. Как ясно говорится в книге  пророка Даниила и в книге Откровение, всё время скорби будет продолжаться семь лет, а период Великой скорби, когда будут наблюдаться знамения, займёт всего три с половиной года (ср. Дан. 12:7; Откр. 11:2-3; 12:6).

Среди  тех,  кто  верит,  что  род  этот  означает  людей,  которые  будут  жить в последнее время, существует два основных взгляда на состав этого будущего поколения. Те, кто считает, что восхищение Церкви будет  после дней скорби, полагают, что род этот может включать в себя искупленных, живущих в то время людей, если время скорби наступит при их  жизни. Другими словами, всех верующих, которые будут жить в начале  времени скорби, постигнут многочисленные бедствия, включая мученическую смерть. Только те верующие, которые переживут этот холокост,  будут восхищены, претерпев семь лет ада на земле. Затем они почти сразу же вернутся на землю с Господом, когда Он явится со Своими святыми, чтобы установить Тысячелетнее Царство.

Те же, кто придерживается мнения, что восхищение Церкви будет до  времени скорби, считают, что род этот не может включать искупленных людей, живущих сейчас. По многим причинам, это мнение, похоже,  больше всего согласуется с учением Нового Завета.

Во-первых, во 2–3 главах Откровения говорится о Церкви на земле,  а в 4–5 главах речь идёт о Церкви на небесах. Но с 6-й главы, которая  говорит о начале времени скорби, Церковь не упоминается вплоть до  18-й главы.

Во-вторых,  в  Новом  Завете  нет  никаких  наставлений,  как  Церковь  должна выживать и вести себя во время скорби.

В-третьих, если восхищение должно произойти в конце периода скорби, то какая же необходимость забирать Церковь с земли? Ведь Церковь  не только не будет избавлена от мук скорби, но почти сразу же опять вернётся на землю с Христом. Тогда кто же останется на земле во время Тысячелетнего Царства? Неверующие будут уничтожены, а вернувшиеся с  небес святые будут иметь духовные тела и не будут вступать в брак или  заводить семьи (Матф. 22:30). Однако во время Тысячелетнего Царства  человеческая жизнь будет продолжаться, и, как и прежде, будут рождаться дети.

В-четвёртых, обещание Христа Филадельфийской церкви — это больше, чем просто обещание поместной церкви, и больше, чем обещание  сохранить от обычных испытаний. Это «[время] искушения… придёт на  всю вселенную», оно испытает всех «живущих на земле». Господь обещает, что вся Церковь — те, кто «сохранил слово терпения [Его]», — будет избавлена от бед и страданий во время скорби (Откр. 3:10).

В-пятых, Иисус обещал тем, кто верует в Него, пойти и приготовить  место для всех в доме Отца Своего. Затем Он придёт опять и заберёт  их к Себе. Согласно мнению о том, что Церковь будет взята после дней  скорби, Христос не будет брать верующих на небеса, чтобы они обитали  там с Ним, а просто встретит их на воздухе и сразу же вернётся с ними  на землю. Однако Он сказал, что приготовит место для Своего народа,  чтобы обитать там, а не просто посетить это место на короткое время.

В-шестых, первые 69 седмин из 70, о которых пророчествовал Даниил, длились «с того времени, как [вышло] повеление о восстановлении  Иерусалима», а это повеление было дано царём Артаксерксом в 445 году  до Р.Х. (см. Неем. 2:5-6), «до Христа Владыки» (Дан. 9:25), то есть до  времени Христа. Как уже упоминалось в 3-й главе этой книги, было подсчитано, что от повеления Артаксеркса до торжественного входа Иисуса  Христа в Иерусалим в Вербное воскресенье, когда толпа провозгласила  Его Мессией и Царём, прошло ровно 483 года (69 седмин). Это пророчество Даниила было дано об Израиле и для Израиля, и, похоже, неуместно  включать Церковь в последнюю седмину (семь лет скорби), когда она  явно отсутствовала в первые 69 седмин.

И, наконец, если восхищение Церкви произойдёт не раньше, чем после времени скорби, то слова ободрения, с которыми обращается Павел  к Фессалоникийской церкви, неуместны. Некоторые христиане из Фессалоник думали, что их умершие верующие родственники не будут восхищены. Поэтому Павел ободряет их такими словами:

Не хочу же оставить вас, братья, в неведении об умерших, чтобы вы не  скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что  Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним. Ибо  это говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до  пришествия Господа, не предупредим умерших, потому что Сам Господь  при возвещении, при гласе архангела и трубе Божьей, сойдёт с неба, и  мёртвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых,  вместе с ними восхищены будем на облаках для встречи с Господом в  воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес. 4:13-17).

Если бы верующие в ранней Церкви ожидали испытаний во времена  скорби, а не радовались предстоящему восхищению, они были бы рады  тому, что их близкие уже умерли и, таким образом, избежали ужасных  испытаний. Но они явно ждали чего-то радостного и думали, что их близкие и друзья не смогут разделить с ними их радости. Они ждали не антихриста, а Христа. Они ждали не суровых испытаний во время скорбей, а славы восхищения. Они предвкушали не ужас появления антихриста, а  благословенную надежду на Пришествие Христа.

Итак, род этот будет состоять из евреев и язычников, которые будут  жить при восхищении Церкви, однако не будут взяты, потому что не будут знать Господа Иисуса Христа. Но среди этого рода будет много тех,  кто спасётся во время скорби через свидетельство божественным образом призванных и хранимых 144 тысяч еврейских верующих (Откр. 7:38) и сверхъестественной проповеди ангельского посланника (14:6-7).

Беспрецедентные изменения

“небо и земля прейдут” (Мф.24:35а)

Иисус говорит ясно и понятно, что и небо, и земля прейдут. Эта фраза впервые встречается в 5:18, где используется, в основном, не как пророчество, а как сравнение, чтобы выразить постоянство и неизменность  Слова Божьего. Таким же образом она используется и в этом отрывке.

Вселенная разрушится, но то, что сказал Иисус, не преминёт исполниться в полноте. Однако такое образное использование этой фразы не устраняет её пророческой направленности. В Ветхом и в Новом Заветах ясно  предсказано,  что  божественный  суд  драматическим  образом  коснётся  всей Вселенной. Но это событие произойдёт через тысячу лет после возвращения Христа, когда небо и земля в том виде, в каком мы их видим  сегодня, прекратят своё существование (ср. 2 Пет. 3:10; Откр. 21:1).

Неизменная власть

“но слова Мои не прейдут” (Мф.24:35б)

И, наконец, Иисус объявляет: «Хотя небо и земля пройдут, слова Мои  никогда не прейдут». В другом случае Он сказал: «Скорее небо и земля  прейдут, нежели одна черта из закона [т.е. Его Слова] пропадёт» (Лук. 16:17). Невозможно, чтобы Слово Божье было нарушено (Иоан. 10:35), включая то, что сказал Иисус в этом отрывке о последнем времени. Псалмопевец  утверждал  ту  же  великую  истину,  когда  писал,  что  Писание  «[чисто], пребывает вовек» (Пс. 18:10). Всё, к чему прикоснулся грех,  должно пройти. Слово — нетронуто! Оно как серебро, семь раз переплавленное в огненной печи, — совершенно чистое (Пс. 11:7).

Вся слава Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий