Преодоление сомнений

“И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешёл оттуда учить и проповедовать в городах их. Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» И сказал им Иисус в ответ: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится обо Мне»” (Мф.11:1-6)

Первые десять глав Евангелия от Матфея — это как бы ряд свидетельств, которые доказывают, Кто такой Иисус. Матфей представляет свидетельство истории (1:1-17), свидетельство чудесного рождения (1:18-25), свидетельство осуществившегося пророчества (2:1-23), свидетельство предтечи Христа (3:1-12), свидетельство Бога Отца (3:13-17), свидетельство силы Христа (4:1-11), свидетельство Его слов (5:1–7:29), свидетельство Его дел (8:1–9:38) и свидетельство Его учеников (10:1-42). Матфей выстраивает все эти доказательства в определённом порядке, как в суде, чтобы засвидетельствовать, что Иисус есть Христос, обещанный Мессия и Сын Божий.

В 11–12 главах Матфей показывает реакцию на эти свидетельства со стороны разных людей и групп. В зависимости от их реакции эти люди разделены на несколько категорий. В каждой главе есть несколько отрицательных реакций, за которыми следует положительный призыв. В 11-й главе показаны отрицательные реакции — сомнение (ст. 1-15), критика (ст. 16-19) и безразличие (ст. 20-24), после чего следует положительный призыв к вере (ст. 25-30). В 12-й главе рассматриваются отрицательные примеры отвержения (ст. 1-21), изумления (ст. 22-23), богохульства (ст. 24-27) и праздного любопытства (ст. 38-45), за которыми следует ещё один положительный призыв к вере (ст. 46-50).

В первых шести стихах этого раздела Матфей сначала упоминает о коротком путешествии Иисуса, когда Он нёс служение в одиночку (ст. 1; см. 10:5), а затем показывает сомнение Иоанна (ст. 2-3) и реакцию Иисуса на это сомнение (ст. 4-6).

Иисус несет служение в одиночку 

“И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешёл оттуда учить и проповедовать в городах их” (Мф.11:1)

Хотя в тексте и не говорится явно, но можно предположить, что после того, когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, они пошли проповедовать среди евреев Галилеи и исцелять, как Он и повелел им (см. 10:5). Пока они отсутствовали, Иисус перешёл оттуда (с места, где Он наставлял учеников; см. 10:1) и стал учить и проповедовать в городах их, то есть в городах Галилеи. Относительно короткое время Иисус нёс служение в одиночку, в то время как Его ученики выполняли своё первое миссионерское поручение.

Его двойное служение заключалось в том, чтобы учить и проповедовать, объяснять и провозглашать Благую весть. В основном Иисус учил на улицах городов, но так как синагоги были обычным местом, где разъяснялось Писание, иногда Он, вероятно, учил и там. Еврейский историк Филон сообщает, что основной целью служений в синагогах было чтение и толкование Писания. Приезжих раввинов и богословов всегда приглашали учить в местной синагоге, и Иисус много раз пользовался этой привилегией (см. Матф. 4:23;9:35; 12:9; Марк. 6:2; Лук. 6:6; Иоан. 18:20).

Иоанн сомневается в Иисусе 

“Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?»” (Мф.11:2-3)

В случае с Иоанном Крестителем и в многочисленных случаях с верующими с тех пор сомнение лучше определить как растерянность или смущение. В указанных стихах — это растерянность верующего, истинного дитяти Божьего и гражданина Его Царства. Иоанн не сомневался в правдивости Слова Божьего, явленного в Ветхом Завете или явленного ему во время крещения Иисуса. Он, скорее, был неуверен в своём понимании этих истин.

По сути, все ссылки в Евангелиях, где говорится о сомнении, имеют отношение скорее к верующим, чем к неверующим; и то сомнение, которое испытал Иоанн Креститель в отношении Иисуса, может возникнуть только у верующего. В то переходное время, до записанного откровения в виде Нового Завета, было много того, что казалось неясным и нуждалось в разъяснении и подтверждении.

Иисус Сам свидетельствовал об Иоанне, что «из рождённых жёнами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Матф. 11:11). Иоанн был величайшим человеком из живших до него, и все верующие, когда они чем-то смущены, могут утешаться его состоянием растерянности. Утешает также и то, что и к Своим истинным ученикам, прежде всего к Двенадцати, Иисус многократно обращался с такими словами как «маловерные» и «зачем ты усомнился?» (Матф. 8:26; 14:31; 21:21; ср. 28:17; Марк. 11:23; 16:11; Лук.12:28).

Хотя Господь и понимает сомнения Своих детей, они Его никогда не радуют, потому что они направлены против Него. Когда Пётр размышлял о видении с нечистыми животными, в дом, где он находился, прибыли посланники от Корнилия, и Святой Дух сказал Петру: «Вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нисколько не сомневаясь» (Деян. 10:19-20). Иаков предупреждает верующих, что «сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» (Иак. 1:6; ср. Ефес. 4:14). Но сомнение, проявившееся в Иоанне Крестителе, было результатом скорее слабости, чем греха.

К тому времени, когда Иисус начал в одиночку нести служение в Галилее, Иоанн Креститель был брошен Иродом в тюрьму за то, что обвинил царя в прелюбодейном браке: тот женился на жене своего брата (Матф.14:3-4). Иоанн уже объявил о пришествии Иисуса как Мессии, назвал Его Агнцем Божьим, крестил Его в Иордане и в смирении объявил: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Иоан. 3:30). Он уже признал Иисуса Христом и уверовал в Него как в Господа и Спасителя. Однако теперь, смутившись, он послал двоих из учеников своих сказать Ему: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» Тот факт, что Иоанн послал своих учеников к Иисусу, убедительно свидетельствует о его вере. В своём сердце он верил, что Иисус действительно был Мессией, и верил в Него как в Господа; но события или отсутствие таковых заставили его разум или чувства погрузиться в сомнения, пошатнув его уверенность. По сути, он говорил: «Я твёрдо поверил, что Ты — Мессия; но неужели я ошибался?» Он не просил убедить, он просил подтвердить. Он верил, но его вера ослабла. Иоанн обратился к Иисусу через своих учеников со словами, которые произнёс отец отрока, очищенного Иисусом от злого духа: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Марк. 9:24).

Многие ученики Иоанна уже какое-то время наблюдали за Иисусом, возможно по указанию Иоанна. Вскоре после пира, который устроил Матфей в честь Иисуса и на который он пригласил своих друзей, мытарей и грешников, «приходят к Нему ученики Иоанна и говорят: „Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?“» (Матф. 9:10, 14). И после того как Иисус воскресил из мёртвых сына вдовы из Наина, «возвестили Иоанну ученики его обо всём том» (Лук. 7:18).

Очевидно, ученики Иоанна имели к нему доступ, когда он был в темнице, и Иоанн посылал их с разными поручениями, главным образом — наблюдать за служением Иисуса и докладывать ему. Находясь в темнице многие месяцы, не имея возможности проповедовать или даже иметь связь с внешним миром, кроме редких посещений его учеников, Иоанн стал мучиться сомнениями относительно Иисуса — Того, о Котором он объявил, Которого крестил и Которого признал как Христа.
Поэтому он велел двум из своих учеников (см. Лук. 7:19) спросить Иисуса конкретно: «Ты ли Грядущий?» Наряду с такими титулами как Отрасль, Сын Давидов, Царь царей и другими, титул «Грядущий» (хо эрхоменос) был обычным именем Мессии. Впервые этот титул встречается в Пс. 39:8 и 117:26, и он часто используется и упоминается авторами Евангелий (см. Матф. 3:11; Марк. 1:7; 11:9; Лук. 3:16; 13:35; 19:38; Иоан. 1:27). Каждый еврей в дни Иисуса знал: спросить, является ли Он Грядущим, это всё равно что спросить, является ли Он Мессией.

Для нас должно служить утешением то, что даже человек такого духовного роста и одарённости как Иоанн был подвержен сомнению. Из текста и, в частности, из ситуации, в которой находился Иоанн, можно назвать, как минимум, четыре причины, которые и сегодня могут заставить христиан сомневаться: трудные обстоятельства, мирское влияние, неполное откровение и неисполнившиеся ожидания.

Трудные обстоятельства 

По-человечески, карьера Иоанна Крестителя закончилась трагически.

Он был пламенным, независимым, впечатляющим, готовым к противостоянию, мужественным человеком, который проповедовал именно то, что нужно было проповедовать, именно тем, кому нужно было проповедовать, и именно тогда, когда нужно было проповедовать. Он был бесстрашным, энергичным и верным Господу во всём. Он называл грех грехом, а грешников — грешниками. Теперь же из-за своей верности он оказался в тюрьме.

Путешествуя в Рим, Ирод Антипа, правитель Галилеи, воспылал страстью к Иродиаде, жене своего брата Филиппа, и соблазнил её. После возвращения в Галилею он развёлся со своей женой и женился на Иродиаде. Когда Иоанн Креститель услышал об этом, он публично обличил Ирода в его грехе и за это вскоре был брошен в тюрьму. Только страх Ирода перед толпой не позволил ему сразу же казнить Иоанна (Матф. 14:5).

Иоанна посадили в старый форт Махерон, расположенный в жарком и безлюдном районе, в восьми километрах на восток и двадцати пяти километрах на юг от северного края Мёртвого моря. Его поместили в мрачное, душное подземелье размером чуть больше склепа. После полутора лет пребывания в центре внимания этот свободный житель пустыни был заточён и изолирован. К тому времени, когда Иоанн послал к Иисусу двух учеников, он находился в тюрьме, возможно, уже год.

Уильям Баркли описывает положение Иоанна так:

“Он был дитя пустыни, всю свою жизнь он прожил на широком просторе; лицо его обдувал свежий ветер, а крышей ему служил высокий небосвод. А теперь он был заключён в четыре стены узкой подземной камеры. Для такого человека как Иоанн, который, возможно, вообще никогда не жил в доме, это должно было быть и физической, и душевной пыткой. В замке Карлайл есть маленькая камера. Однажды, очень давно, в эту камеру на многие годы посадили одного атамана. В этой камере есть одно маленькое окошко, расположенное слишком высоко, чтобы человек мог видеть через него. На каменном выступе окна есть два углубления — следы от рук атамана. Каждый день он подтягивался, цепляясь за выступ, чтобы посмотреть на зелёные долины, по которым ему уже никогда больше не скакать верхом. В таком же положении, должно быть, находился тогда Иоанн, и поэтому не стоит удивляться тому, что в голове Иоанна стали возникать вопросы, и ещё меньше стоит критиковать его за это.”

Иоанн был истинным святым, истинным пророком Божьим — праведным, верным, самоотверженным и искренним в служении Господу. Он всё сделал точно так, как повелел ему Бог. Он был исполнен Духом, когда находился ещё в утробе матери, и всю свою жизнь он был верен обету назорея, наивысшему обету посвящения, который мог дать еврейский мужчина.

Но теперь он не мог не задуматься о том, являются ли тюрьма, позор, голод, физические мучения, растерянность и одиночество его наградой.

Иоанн хорошо знал Ветхий Завет, и теперь его мучил вопрос, где же сейчас Бог утешения (Пс. 118:50; Ис. 51:12). И если Иисус действительно Мессия, то почему Он позволил, чтобы Его предтеча и раб страдал в тюрьме? Где же Божья любовь и сострадание, не говоря уже о Его справедливости? Где же Божье обещание, что Мессия будет «исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего», чтобы «утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости» (Ис. 61:1-3)?

Когда христианин на протяжении многих лет верно и жертвенно служит Господу, а затем переживает трагедию или даже ряд трагедий, трудно не задаться вопросом о Божьей любви и справедливости. Когда ребёнок умирает или отступает от Бога, когда муж или жена умирает или оставляет семью, когда у нас или у наших близких обнаруживается рак, мы склонны спрашивать: «Боже, где же Ты сейчас, когда я так нуждаюсь в Тебе? Почему Ты допустил, чтобы это произошло со мной? Почему Ты не помогаешь?» Но если мы задаём такие вопросы, сатана подхватывает их и старается подорвать наше доверие к Богу и уверенность в Нём. Кроме случаев, когда мы сознательно грешим, никогда мы так не слабы, чтобы сомневаться в Божьей доброте и истине, никогда так не верим лжи сатаны, как в часы страданий.

Иоанн знал, где найти ответы на свои вопросы и разрешить свои сомнения. Он действительно стал сомневаться в том, является ли Иисус Христом; но именно к Иисусу он и послал своих учеников за подтверждением. В мыслях он, вероятно, вопиял: «Господи, почему Ты не помогаешь мне?» Но через своих учеников он умолял: «Господи, помоги мне!» В Своей великой любви и милости Иисус ответил, совершая чудеса специально ради Иоанна и обещая ему духовное благословение, если он не будет колебаться в вере, даже находясь в безвыходной ситуации.

Павел тоже находился в тюрьме, вероятно в Риме, когда писал: «Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем людям. Господь близко. Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил. 4:4-7). А дальше он говорит: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всём, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке. Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе… Бог мой да восполнит всякую нужду вашу по богатству Своему в славе Христом Иисусом» (ст. 11-13, 19).

Трудные обстоятельства причиняют боль и мучения, но реакция на них должна быть такой же, какая была у Иоанна — идти к Господу и просить, чтобы Он удалил наши сомнения, тревоги и страхи (ср. Иак. 1:2-12).

Неполное откровение

Второй главной причиной для сомнения является неполное откровение.

Хотя Иоанн и слышал о делах Христовых, эти сведения были неполными и полученными из вторых рук. Иоанн уже находился в тюрьме в течение года; но даже в то время, когда он проповедовал и крестил Иисуса, он не общался с Ним лично. Если даже ученики Иисуса не поняли Его в полной мере и показали себя «маловерами» после трёхлетнего пребывания с Ним, нетрудно понять, почему у Иоанна возникли сомнения. Он не был «очевидцем Его величия», как Пётр, Иаков и Иоанн (2 Пет. 1:16-18; ср. Матф. 17:2). Не имел он также возможности увидеть собственными глазами Сына Божьего и дотронуться до Него, когда Он учил, проповедовал и исцелял, что было доступно Двенадцати и многим другим (см. 1 Иоан. 1:1).

Иоанн не познал всей истины о Мессии, о Котором он был послан объявить. Он был в таком же положении, в каком были ветхозаветные пророки.

«К этому-то спасению, — объясняет Пётр, — относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» (1 Пет. 1:10-11).

Та информация, которую Иоанну сообщили его ученики, тоже не была из первых рук, но их сообщение было основано на убедительных проявлениях божественной силы, которую Иисус продемонстрировал специально ради Иоанна.

Многие верующие сегодня также сомневаются в некоторых истинах о Боге из-за неполной информации, недостаточных знаний или непонимания Его Слова. Но христианин, который погружён в Писание, не имеет причин претыкаться. Когда Бог говорит через Своё Слово, сомнения исчезают, как туман под лучами солнца.

Иисус ответил на сомнения двух учеников по дороге в Эммаус, сначала упрекнув их в том, что они были «медлительные сердцем, чтобы верить всему, что предсказывали пророки». А затем Он, «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нём во всём Писании» (Лук. 24:25, 27).
После того как Иисус открылся им и «стал невидим для них… они сказали друг другу: „Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?“» (ст. 31-32). Прежде чем они узнали, Кто говорил с ними, истина Его Слова уже стала рассеивать их сомнения и укреплять веру.

Мы все нуждаемся в том, чтобы истина Его Слова защищала нас от сомнений и рассеивала их, когда они возникают. Верийцы были «благомысленными» и «приняли слово со всем усердием», потому что они «ежедневно [разбирали] Писания, точно ли» то, что проповедовал Павел, было истиной (Деян. 17:11).

Мирское влияние 

Третьей причиной для сомнений является мирское влияние, которого даже благочестивый Иоанн не мог избежать. То, что проповедовал и совершал Иисус, не согласовывалось с представлениями большинства евреев о Мессии, Который должен прийти, и Иоанн, вероятно, разделял некоторые из этих неправильных представлений. От Мессии прежде всего ожидали, что Он освободит Израиль, в то время находившийся под игом Рима. Он ведь не мог установить Своё Царство, не свергнув язычников — несправедливых и жестоких римлян. Но Иисус не сделал ничего, чтобы оказать сопротивление Риму, — ни словом, ни делом.

Еврейский народ также думал, что Мессия уничтожит все источники страданий — все болезни, несчастья, голод и боль. Но чудеса Иисуса, какими бы удивительными и многочисленными они ни были, не уничтожили полностью всего этого в Израиле, не говоря уже об остальном мире. Многие евреи, видимо, рисовали в своём воображении модель процветающего государства, в котором все их материальные потребности будут удовлетворены.

Они хотели здоровья, богатства и мгновенного счастья, и когда Иисус накормил множество людей у Галилейского моря, они были готовы тут же венчать Его на царство (Иоан. 6:15, 26).

Иоанн Креститель знал, что Иисус отказался от того, чтобы Его сделали царём, и что Он ничего не предпринимал, чтобы изменить жестокую политическую и военную систему языческого Рима или мирскую, развращённую религиозную систему в Израиле. Грех всё так же был распространённым явлением, несправедливость всё так же была правилом, политическая и религиозная продажность была нормой, и мир, по сути, был таким же, как и на протяжении тысяч лет. Исключение составляли немногие очищенные души и исцелённые тела. В поле зрения не было никакого видимого царства, не было заметно и никаких радикальных изменений.

Неправильное представление о Мессии состояло также в том, что Его приходу должен был предшествовать приход целого ряда других людей.

Сначала должен был вернуться Илия, затем Иеремия, потом группа других пророков. Поэтому, когда Иисус спросил Своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?», они ответили: «Одни — за Иоанна Крестителя, другие — за Илию, а иные — за Иеремию или за одного из пророков» (Матф. 16:13-14). Возможно, Иоанн Креститель думал, что Иисус не был Мессией, а был одним из этих предтеч, как и он.

Ученики Иисуса тоже имели не совсем верное представление о Мессии.

Они постоянно боролись с сомнениями относительно Иисуса, потому что Он не вписывался в их предвзятое мнение. Даже после воскресения они ожидали, что Он установит Своё земное Царство. «Не в это ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?» — спрашивали они (Деян. 1:6). Он многократно говорил им о природе Своей миссии и плана, но идеи, которые сформировались у них под влиянием окружающего мира, уводили их от правильного понимания. То, что Иисус сказал Филиппу незадолго до Своего распятия, применимо ко всем ученикам: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?» (Иоан. 14:9). Даже после того как Пётр признал, что Иисус — это «Христос, Сын Бога живого», он не мог принять истину, что Христу предстоит умереть, хотя и слышал об этом лично из уст Христа (Матф. 16:16, 21-22). Ученики, шедшие в Эммаус, были озадачены по той же причине (Лук. 24:19-24). Все они стали жертвами расхожих суждений о том, каким должен быть Мессия и что Он должен делать.

Представления иудеев о Мессии были настолько искажёнными и настолько укоренились, что люди просто игнорировали или неправильно истолковывали слова и дела Иисуса, если всё это не вписывалось в их понятия. Когда некоторые из еврейских вождей сказали Иисусу: «Долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо», Иисус ответил: «Я сказал вам, и не верите» (Иоан. 10:24-25).

И сегодня люди, включая и некоторых верующих, смущены и сбиты с толку. Они не понимают Божьего плана по той же причине. Они настолько зависят от мнения окружающих их людей, что не понимают Божьего плана, даже когда читают о нём в Писании. Мы постоянно слышим, как люди спрашивают: «Если Христос так сильно всех любит, почему умирают дети? Почему люди голодают, болеют и становятся калеками? Если Бог является Богом справедливости, почему в мире процветает коррупция и несправедливость?

Почему так много хороших людей живут плохо, и так много плохих людей живут хорошо? Если Бог такой любящий и милосердный, почему Он отправляет людей в ад? Если Бог так силен, а ложные религиозные системы так порочны, почему Он просто не уничтожит эти ложные системы?» Так как Бог не вписывается в предвзятое представление людей о том, каким Он должен быть, они смущаются, возмущаются, а иногда даже богохульствуют.

Мир не знает Бога и не понимает Его природы и Его плана. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божьего, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что об этом надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14). Евреи, которые не поверили притязаниям Иисуса на мессианство даже тогда, когда Он просто сказал им об этом, поступили так, потому что не принадлежали Ему. «Вы не верите, — сказал Иисус, — ибо вы не из овец Моих» (Иоан. 10:26).
Неверующим фарисеям, которые спросили Иисуса о том, «когда придёт Царство Божье», Он отвечал: «Не придёт Царство Божье приметным образом, и не скажут: „Вот, оно здесь“, или: „Вот, там“. Ибо вот, Царство Божье внутри вас есть» (Лук. 17:20-21). Невежество и неверие всегда ослепляют глаза людей, и они не видят тех реалий царства, которые окружают их.

Неисполнившиеся ожидания 

 То, что Иоанн поручил своим ученикам спросить: «Или ожидать нам другого?», похоже, означает, что ожидания Иоанна насчёт Иисуса не исполнились. Под водительством Духа Иоанн смело провозгласил: «Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым» (Матф. 3:11-12). Иоанн знал: всё, что он проповедовал, есть истина; он знал, что проповедовал он именно об Иисусе; однако Иисус не сделал ничего из того, о чём возвещал Иоанн. Мессия должен был принести суд, и поэтому Иоанн ожидал, что Иисус возьмёт «лопату Его в руку Его» и начнёт очищать гумно и жечь солому. Он ожидал, что Иисус продемонстрирует Свою абсолютную власть, совершив полный и окончательный всемирный суд.

Но вместо того чтобы вершить суд, Иисус собрал группу из двенадцати сомнительных последователей и начал учить их так, как это делали многие другие раввины на протяжении веков. Он демонстрировал силу, способную творить чудеса, но использовал её только для того, чтобы спасать и исцелять, а не судить. И теперь, находясь в тюрьме, Иоанн, несомненно, хотел воскликнуть вместе с Давидом: «Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицом Твоим, ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный» (Пс. 9:4-5); а также: «Подлинно есть плод праведнику! Итак, есть Бог, судящий на земле!» (Пс. 57:12; ср. 34:1-10; 51:2-7). Иоанн хотел воскликнуть, как святые под жертвенником, которые говорили: «Доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр. 6:10). Но Иоанн не видел ни божественного вмешательства, ни суда, ни торжества справедливости. Иисус не мстил за праведных. Он даже Себя не защищал от Своих обвинителей.

Верующим всегда было трудно понять, почему Бог допускает страдания для многих Своих детей и позволяет многим злым, нечестивым людям благоденствовать. Иоанну Крестителю было тяжело вдвойне. Прежде всего, он был истинным праведником и был призван Богом проповедовать покаяние и суд. Более того, он был призван провозгласить приход Грядущего, Который совершит суд. Он думал, что это произойдёт если не сразу, то вскоре после того, как явится Мессия.

Христиане иногда с нетерпением ожидают скорейшего возвращения Господа; но когда проходят годы, а Он не приходит; поэтому их надежда угасает, а с ней ослабевает и их посвящение. Они не перестают ждать, что Он однажды придёт, но перестают думать об этом и надеяться, как прежде.

Некоторые насмешники даже скажут: «Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остаётся так же» (2 Пет. 3:4).

Иисус успокаивает Иоанна 

“И сказал им Иисус в ответ: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится обо Мне»” (Мф.11:4-6)

Иисус не ответил просто «да» или «нет», потому что знал: это не удовлетворит Иоанна. Он предпочёл сказать ученикам Иоанна, чтобы они предоставили своему учителю доказательства: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают и нищие благовествуют».

Многие ученики Иоанна уже были с Иисусом. Они слышали, как Иисус учил, и видели, как Он совершал чудеса. Поэтому то, что они должны были сказать Иоанну, частично было повторением того, о чём они уже рассказывали раньше. Помимо тех сведений, которые Иоанн уже получил от своих учеников, многое он узнавал и из других источников, потому что люди во всей Палестине — из Сирии, «из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» — следовали за Иисусом с начала Его служения, в значительной степени по причине совершаемых Им чудес (Матф. 4:23-25).

После того как Иисус изгнал нечистого духа из человека в Капернауме, «скоро разошлась о Нём молва по всей окрестности в Галилее» (Марк. 1:28); после того как Он воскресил из мёртвых дочь Иаира, «разнёсся слух об этом по всей земле той» (Матф. 9:26; ср. Лук. 4:14, 37); и после того как Он исцелил галилеянина от проказы, «тем более распространялась молва о Нём» (Лук. 5:15).

Иоанн был великим человеком Божьим, он был любим Иисусом. И когда Его верный предтеча томился в темнице, глядя в лицо близкой смерти, Господь Иисус решил засвидетельствовать ему о Себе. Лука сообщает, что когда ученики Иоанна спросили Иисуса, является ли Он Тем, «Которому должно прийти», как раз «в это время Он многих исцелил от болезней и недугов, и от злых духов, и многим слепым даровал зрение» (Лук. 7:20-21). Без промедления, прямо у них на глазах, Иисус продемонстрировал чудеса специально ради них и, более того, ради самого Иоанна. Как, должно быть, затрепетало сердце Иоанна, когда он не только получил новые, подтверждающие мессианство Иисуса свидетельства, но и узнал, что Господь совершил такое множество чудес специально, чтобы утешить его в минуты одиночества и растерянности.

Хотя Иисус ничего не сделал, чтобы облегчить физические страдания узника Иоанна, Он послал ему особое подтверждение того, что Он действительно совершал мессианский труд: слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают и нищие благовествуют — как и пророчествовал Исаия (Ис. 35:5; 61:1). По сути, Иисус сказал: «Иоанн, это всего лишь тень, предвкушение, прообраз грядущего Царства. По тому, что Я делаю сейчас, ты можешь видеть, что Я проявляю заботу, исцеляю и имею власть над всем».

Условия Иоанна не улучшились: более того, по жестокой прихоти Иродиады его вскоре обезглавили. Но можно смело предположить, что ответа Иисуса было более чем достаточно, чтобы ободрить Иоанна и обновить его веру.

И последнее блаженство, в первую очередь, было обращено к Иоанну:
«И блажен, кто не соблазнится обо Мне». Это было мягкое предостережение, нежный упрёк. «Если хочешь иметь благословение Моей радости и мира, — сказал Иисус Иоанну, — не сомневайся». Это предостережение никак не убавило уважения Иисуса к Иоанну, о чём свидетельствует Его речь в последующих стихах (ст. 7-11).

Глагол «соблазнится» происходит от слова скандализо, которое первоначально означало «заманить или поймать в ловушку животное». Оно использовалось как метафора, чтобы обозначить обман или камень преткновения, и имело производное значение — «нанести обиду». Божественное мессианство Иисуса и Евангелие освобождения от греха через веру в Него — это огромный камень преткновения для грешного, неверующего человека, и Иисус не хотел, чтобы мирской скептицизм и неверие влияли на Иоанна. Матфей не сообщает, когда Иоанн перестал сомневаться. После того как Иоанн был обезглавлен Иродом, «ученики… его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу» (Матф. 14:12). Они пошли к Иисусу, потому что Он был самой важной Личностью в жизни Иоанна и, очевидно, стал самой важной Личностью и для них. Когда Иоанн умирал, у него не было ответов на все вопросы, и он, должно быть, всё ещё желал знать, когда же Иисус установит Своё Царство, осудит злых и возвестит приход долгожданного Царства праведности. Иоанн, должно быть, сожалел о том, что не мог быть свидетелем всех этих удивительных событий, о которых он так горячо проповедовал. Но у него больше не было никаких сомнений в отношении Личности Иисуса, Его благости и справедливости, Его полновластия и мудрости. Он был согласен оставить в руках Господа то многое, чего не понимал, — в этом и состоит секрет, как быть блаженным и не соблазниться.

«Если мы неверны, Он пребывает верен, — уверяет нас Павел, — ибо Себя отречься не может» (2 Тим. 2:13). Даже когда мы сомневаемся в Боге, Он остаётся верен нам. Сомнение не является причиной потери взаимоотношений верующего с Господом, потому что Бог не может отречься от Своих собственных обещаний сохранить тех, кого Он спас. И так как Он верен, мы можем приходить к Нему даже тогда, когда сомневаемся в Нём. По сути, только придя к Нему, как это сделал Иоанн, мы можем освободиться от наших сомнений.

Иоанн Креститель громогласно подтвердил бы заявление Апостола Иоанна: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божьи, но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий эту надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Иоан. 3:2-3).

Вся слава Христу

Преодоление сомнений

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий