Последние слова Иисуса к Израилю

«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Вот, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: «Благословен Грядущий во имя Господне!»» (Мф.23:37-39)

С момента призвания Авраама евреи являются Божьим особым народом, и христианин, который искренне любит Бога, не может не любить еврейский народ. Христиане глубоко озабочены положением евреев в наши дни и переживают об их спасении через веру во Христа, их Мессию.

Несмотря на столетия притеснений, включая попытки, как во время нацистского холокоста, уничтожить их, евреи выжили, будучи как нация хранимы Богом. Хотя они были рассеяны по всему миру, являлись гражданами самых различных стран, вступали в брак с язычниками и даже имели разные взгляды на то, кого можно считать евреем, а кого — нет, они продолжают оставаться отдельным народом.

Для тех, кто знает Писание и верит ему, это не удивительно, потому что с тех пор, как четыре тысячи лет назад Бог заключил Свой завет с Авраамом, Он пообещал сохранить Свой избранный народ и однажды навсегда призвать его к Себе.

А тем временем евреи взывают к Богу, Который не отвечает. Они недоумевают, почему, если они действительно Его избранный народ, им приходится так много страдать от рук злейших людей этого мира? Почему, если их Писание действительно Божье Слово, они так покинуты Богом, Который в этом Писании так часто обещал быть их Избавителем и дать им всё необходимое?

Почему, если Бог призвал всех Своих святых пророков из их среды, Он оставил их, предав нечестивым людям, полным предрассудков и злобы? Почему, если они зеница Божьего ока, их так ненавидят и причиняют им столько боли и страданий?

В заключение Своей последней публичной проповеди Иисус даёт суровый ответ на все эти вопросы, однако делает это с состраданием, заверяя Своих слушателей, что в конце концов Израиль обратится.

 

Сострадание

«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Вот, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:37-38)

 

Когда Иисус накануне утром вошёл в Иерусалим, «то, смотря на него, заплакал о нём и сказал: „О, если бы и ты хотя в этот твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих“» (Лук. 19:41-42).

Иеремия выразил ту же печаль, когда описывал предстоящее пленение Иуды в Вавилоне за непослушание народа Богу: «Душа моя в сокровенных местах будет оплакивать гордость вашу, будет плакать горько, и глаза мои будут изливаться в слезах» (Иер. 13:17).

Теперь Иисус горевал из-за ожесточения Своего народа. Его слова были полны печали и упрёка, когда Он повторял: «Иерусалим, Иерусалим». Это похоже на то, когда Он говорил: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом» (Лук. 10:41); и когда сказал: «Симон! Симон! Вот, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу» (Лук. 22:31); и когда несколько лет спустя сказал: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:4). Иерусалим означает «город мира», часто его называли святым городом. Но за многие столетия он превратился в город насилия и порока. В книге Откровение он назван великим городом, «который духовно называется Содом и Египет» (11:8), где Содом олицетворял нравственное развращение, а Египет — языческую религию. Город Божий стал городом сатаны.

Используя Иерусалим как олицетворение всего Израиля, Господь вновь напоминает людям об их восстании против Него, проявившемся в том, что они убивали пророков и побивали камнями посланных к ним. Причастия «избивающий» и «побивающий» в тексте оригинала указывают на то, что этот процесс всё ещё продолжался. Неверующий, мятежный Израиль убивал Божьих праведных людей от Авеля до Захарии (ст. 35); вскоре они убьют Самого Сына Божьего, а затем будут убивать «пророков, и мудрых, и книжников», которых пошлёт к ним Сын (ст. 34). В притче о виноградаре Иисус описывает их как наёмников, которые избили и убили слуг, посланных к ним владельцем виноградника, и даже убили сына-наследника, когда тот пришёл к ним (Матф. 21:33-39).

Бог никогда не хотел и не замышлял наказывать Свой народ. Он хотел, чтобы люди вернулись к Нему и были верными и преданными Ему. «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья», — сокрушался Иисус. Он стремился приблизить Израиль к Себе и защитить его, как птица собирает птенцов своих под крылья, чтобы защитить их от бури, которая могла причинить им вред, или от зубов хищника.

В словах и, несомненно, в голосе Иисуса, когда Он скорбит о Своём народе, звучит удивительная нежность и участие. Он «пришёл к своим, и свои Его не приняли» (Иоан. 1:11).

Давид ликует: «Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны» (Пс. 35:8). Бог очень хотел, чтобы все люди, и особенно Его возлюбленные дети — Израиль, нашли прибежище под Его крыльями. Многократно и многообразно Иисус призывал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирён сердцем, и найдёте покой душам вашим» (Матф. 11:28-29).

«Но вы не захотели», — сказал Он. Он пришёл к Своему народу в истине, свете и любви и предложил им Царство, которое давно обещал им Бог, но они отвергли Царя и потеряли право на Царство. Вместо того чтобы, уверовав, наследовать благословение, которое Бог предложил им, они унаследовали осуждение, которое Он обещал за их неверие.

Более ясной истины, чем истина, что Бог полновластен над всем, в Писании нет; но Писание, как ясно видно в этом стихе, нигде не учит детерминизму*. Бог очень желал, чтобы Израиль и все люди приняли Его Сына и последовали за Ним, но большинство из них не захотели. Они отвернулись от Христа не по жребию судьбы, а исключительно по собственному желанию.

Когда человек отвергает Христа, в этом нет Божьей вины или Его желания.

Всегда виноват сам человек.

Привилегия, которой был удостоен Израиль, абсолютно уникальна в истории человечества, и за этой привилегией стояли огромные возможности и большая ответственность. Воплощённый Сын Божий пришёл к ним как Сын Давида, их Мессия, Господь, Спаситель. Он учил и исцелял, убеждал и умолял. В Своей беспримерной истине и любви Он настолько совершенно показал Бога, что мог сказать: «Видевший Меня видел Отца» (Иоан.14:9; ср.12:45). Однако Израиль отверг это откровение и отказался от предоставленной ему возможности, чем навлёк на себя Божий гнев и осуждение.

Поскольку евреи Божий избранный народ, то сатана их люто ненавидит.

Поэтому, когда Бог отнял от Израиля Свою защищающую руку, сатана излил на евреев всю свою ярость, на какую только был способен. Именно сатана всё время хотел уничтожить их, потому что они были особенно любимы Богом и потому что, уничтожив их, ему удалось бы сделать тщетными Божьи обещания привести их обратно к Себе (Рим. 11:26) и отдать Христу как наследие.

Однако, хотя Израиль как народ пострадал, потому что Бог удалил от него Свои благословения, многие евреи пришли к Христу и продолжают приходить к Нему со спасающей верой. Бог никогда не оставался без избранного остатка (Ис. 10:22; Иер. 23:3; Иез. 6:8; Зах. 8:12; Рим. 9:27).

Во дни Исаии Господь напомнил Израилю о Своей великой любви и заботе, которую Он проявил, когда призвал его и создал из него народ. Господь использовал образ виноградаря, который старательно насадил виноградник и заботливо ухаживал за ним, но тот принёс только дикие ягоды. Так как евреи были неверны и бесплодны, Господь объявил, что Он отнимет ограду вокруг виноградника, разрушит стену и оставит его в запустении. Бог объясняет через пророка: «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль» (Ис.5:1-7). Это предсказание исполнилось, когда Иуда был захвачен Вавилоном в 586 г. до Р.Х. и многие его жители, включая трёх царей, были на долгие годы уведены Навуходоносором в плен.

Сказав: «Вот, оставляется вам дом ваш пуст», Иисус заявил, что, как и в те времена суда, Израиль будет оставлен разорённым и пустым. Всего за несколько дней до этого Иисус называл храм домом Своего Отца (Матф.21:13; ср. 12:4), но храм так долго попирали и оскверняли, что теперь Иисус называет его дом ваш, что также означает народ в целом, дом Израилев. Как назвали сына вдовы Финееса (1Цар. 4:21), так и храм и весь Израиль вскоре можно было бы назвать Ихавод, потому что слава Господня покидала их.

В наши дни, когда Божья слава и Его защищающая рука отошли от Израиля, домом Божьим является Церковь Христа, «Церковь Бога живого, столб и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).

На раннем этапе истории Израиля Бог предупреждал народ, что если он не будет послушен Богу и «не [будет] стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его», то те проклятия, которые Бог перечислил далее, обрушатся на него (Втор. 28:15-68). Так как Израиль отказался не только от Божьих заповедей, но даже от Его собственного Сына, то теперь он оставлялся пуст, подвергаясь превратностям этого мира, который будет насмехаться над ним, презирать его и гнать еврейский народ из города в город, точно так, как сам Израиль вскоре поступит с пророками, мудрыми и книжниками, которых Христос пошлёт к ним (ст. 34).

В последние дни преследование евреев будет возрастать и превратится в холокост, подобного которому им ещё не приходилось переживать. Эти страдания придут на Израиль во время, называемое Великой скорбью или бедственным временем для Иакова (Иер. 30:7). Это будет время такой скорби, «какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Матф. 24:21).

 

Уверенность в обращении Израиля

«Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: «Благословен Грядущий во имя Господне!»» (Мф.23:39)

Вот последние слова Иисуса Христа к Израилю: «Не увидите Меня отныне». Для неверующих евреев, которые слушали Иисуса в тот день, для всех неверующих евреев того поколения (ст. 37) и для множества последующих поколений эти слова были окончательными. Поскольку они отвергли Бога, то и Бог отверг их. Он больше не был их Богом, а они больше не были Его народом.

Если бы не уточняющее слово «доколе», произнесённое Иисусом, это было бы их последнее мгновение в истории, а богословие Библии, как Ветхого, так и Нового Завета, радикально бы изменилось. К тому же у людей была бы веская причина больше никогда не доверять Божьему Слову, потому что Бог не раз обещал, что Его избранный народ в конце концов будет спасён, восстановлен и благословен (см., напр., Иер. 23:5-6; Ис. 66:10-22; Зах.14:1-11).

Иисус Христос сказал не «если», делая восстановление Израиля лишь возможным, а доколе, предрекая его как несомненный факт. Даже в контексте Его самых суровых проклятий на неверующий Израиль и его ложных вождей, это слово вселяет надежду. Однажды Израиль скажет с верой: «Благословен Грядущий во имя Господне!», и в тот день он будет навсегда искуплен, восстановлен и благословлён.

Всего за несколько дней до этого, когда Иисус въезжал в Иерусалим, сидя на ослёнке (Матф. 21:9), именно эти слова из Пс. 117:26 произносили с восклицанием толпы народа. Это были слова, которые все евреи связывали с приветствием Мессии, когда Он придёт установить Своё Царство на земле.

Но, несмотря на то что эти слова были истинными и соответствовали происходящему, а именно торжественному въезду Иисуса в Иерусалим, большинство людей произносили их без веры. Мессия, которого они ждали, был не Божьим Мессией, а их собственным, и когда Иисус вскоре показал, что пришёл не для того, чтобы свергнуть римское иго, как они ожидали, призывы сделать Его царём сменились призывами распять Его.

Но однажды этими же словами Израиль будет приветствовать своего Мессию с верой, и благословляющая и защищающая рука Господа снова будет на нём. «В тот день защищать будет Господь жителей Иерусалима», — говорит Захария, пророк, которого праотцы этих жителей «убили между храмом и жертвенником» (Матф. 23:35). Продолжая описывать это великое событие последних дней, Захария говорит:

«И самый слабый между ними в тот день будет, как Давид, а дом Давида будет, как Бог, как Ангел Господень перед ними. И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью Духа благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нём, как рыдают о единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12:8-10).

Когда чаша гнева Господнего опустеет, Бог полновластно ниспровергнет и разрушит порочную мировую систему сатаны, которому Он временно дал возможность угнетать Его народ. Когда Израиль обратится к Богу, Бог обратится к Израилю и изольёт на него Своего Святого Духа благодати и благословения, и тогда они будут радоваться и плакать. Они будут радоваться, выражая благодарность за вновь найденного Спасителя и Господа, но они также будут рыдать в раскаянии, вспоминая, что они с Ним сделали. «В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме… И будет рыдать земля, каждое племя особо» (Зах. 12:11-12). Их горе будет невыразимым, а их чувство греха — всепоглощающим.

По Своей великой милости, в ответ на это раскаяние Господь поднимет их и опять привлечёт к Себе. «В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты. И будет в тот день, — говорит Господь Саваоф, — Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли» (Зах. 13:1-2). «Тогда выступит Господь и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани… И будет в тот день: живые воды потекут из Иерусалима, половина их — к морю восточному и половина их — к морю западному; летом и зимой так будет. И Господь будет Царём над всей землёй; в тот день будет Господь един, и имя Его едино» (14:3, 8-9).

Говоря о евреях, о своём народе, Апостол Павел писал: «Итак, спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их» (Рим. 11:11-12).

Израиль не навсегда отпал от Бога. Они, «если не пребудут в неверии, — говорит Павел, — привьются, потому что Бог силен опять привить их… Ибо не хочу оставить вас, братья, в неведении о тайне этой, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников; и так весь Израиль спасётся» (ст. 23,25-26).

Вся слава Христу

В век информационного общества каждый человек, который заинтересован в продвижении своих товаров или услуг на рынке, наверняка задумывался над созданием собственного сайта. Разработка сайтов для солидных компаний и не больших предприятий поможет иметь комплексный подход к обслуживанию клиентов. Созданный сайт не останется без внимания посетителей, если за продвижение сайта берутся наши специалисты.

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий