Победа через поражение – парадокс ученичества

“Тогда Иисус сказал ученикам Своим: «Если кто хочет идти за Мной, отрекись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её. Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо придёт Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его»” (Мф.16:24-27)

В данном отрывке излагается суть христианского ученичества и наносится смертельный удар эгоистичным «евангелиям», которые так популярны в современном христианстве. Этот отрывок не оставляет места «евангелию» стяжательства, в котором Бог рассматривается как некий прагматический джин, удовлетворяющий любую прихоть верующего. Он закрывает дверь перед «евангелием» здоровья и богатства, которое утверждает, что если христианин не здоров и не богат, то он просто не пользуется своими божественными правами или не имеет достаточно веры, чтобы потребовать свои благословения продажа микроавтобусов в беларуси. Он подрывает «евангелие» самоуважения, самолюбия и высокой самооценки, которое апеллирует к естественной человеческой самовлюблённости и развращает дух смиренного сокрушения и покаяния, характерный для Евангелия креста Христова.

Прийти к Иисусу Христу — значит получить и продолжать получать вечно. Но Иисус во время Своего земного служения Сам и через Своих Апостолов во всём Новом Завете постоянно и ясно учил, что венцу предшествует крест, славе — страдание, награде — жертва. Суть христианского ученичества состоит в том, что прежде, чем получить, нужно отдать, и прежде, чем победить, нужно потерпеть поражение.

Это не первый раз, когда Иисус говорит о высокой цене ученичества. Ранее Он говорил: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» (Матф. 10:37-39; ср. Лук. 14:26-27). Богатому юноше в Перее Он сказал: «Одного тебе недостаёт: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мной» (Марк.10:21).

Хотевшим увидеть Его еллинам Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, упав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода. Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире этом сохранит её в жизнь вечную» (Иоан. 12:24-25).

Но такое учение противоречило общепринятому иудаизму дней Иисуса, точно так же как оно противоречит популярному полухристианству нашего времени. Как большинство собратьев-евреев, Двенадцать учеников ожидали, что Мессия сбросит римское иго, свергнет Иродов и установит Божье земное Царство во всей его славе. Поэтому примирить учение Иисуса о смирении, жертве и самоотдаче с таким взглядом было трудно. Иисус не вёл Себя как царственный Мессия, Которого они ожидали, и Он запретил им вести себя как свита такого мифического Мессии. Однако они знали, что чудеса Иисуса и Его учение нельзя было объяснить по-человечески, и благодаря действию Бога в их сердцах они, в конце концов, признали, что Он действительно был Мессией (Матф. 16:16). Однако вся картина не укладывалась у них в единое целое.

В частности, ученики всё ещё не хотели принять идею об отвержении, страдании и смерти Мессии, о чём свидетельствует дерзкий ответ Петра Иисусу (ст. 22). Не были они убеждены также и в том, что путь ученичества подразумевает такую же высокую цену. Поэтому Иисус повторял этот урок много раз и в разных формах. Они всё ещё мыслили не так, как мыслит Бог, а как мыслят грешные люди, потому что думали «не о том, что Божье, но что человеческое» (ст. 23).

Они не могли принять той простой истины, что Бог, то ли воплощённый в Своём Сыне, то ли живущий в сердцах верующих, не может находиться в безбожном обществе, не вызывая к Себе враждебности, упрёков и притеснений. Когда святость сталкивается с нечестием, яростная реакция неизбежна. «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы», — говорил Павел (2 Тим. 3:12).

Принцип 

“Тогда Иисус сказал ученикам Своим: «Если кто хочет идти за Мной, отрекись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной»” (Мф.16:24)

Когда Иисус сказал ученикам Своим: «Если кто хочет идти за Мной», Он несомненно напомнил им время, когда Он призвал каждого из них. Два с половиной года назад они оставили свои семьи, друзей, работу и всё остальное ради того, чтобы следовать за Иисусом.

Для неверующих, находившихся в толпе в тот день (см. Марк. 8:34), слова Иисуса «идти за Мной» означали первый шаг в новом рождении, когда человек приходит к Христу за спасением и его старая греховная жизнь меняется на новую жизнь праведности. Для верующих, находившихся там, включая двенадцать учеников, слова «идти за Мной» были повторным призывом жить в послушании Христу каждый день.

К сожалению, верующие могут потерять первую любовь, которую они имели, когда приняли Христа как Господа и полностью подчинили себя и всё, что имели, Ему (см. Откр. 2:4). Всегда существует искушение опять взять то, от чего отказался, и вернуть то, что оставил. Человек снова может поставить свою собственную волю выше воли Божьей и потребовать обратно права, которые он уступил Ему. Особенно велико искушение пойти на компромисс, когда цена следования становится высокой. Но то, что верующие иногда поддаются искушениям и становятся непослушными Богу, не меняет истины о том, что характер истинного христианина проявляется в послушании. Хотя из-за неискупленной плоти послушание неизбежно будет несовершенным, главное желание и направление жизни истинного христианина — это послушание Господу.

Ученичество возможно лишь на Божьих условиях, как и приход к Нему возможен лишь на Его условиях. Здесь Господь напоминает нам, что ключевой принцип «победы через поражение» включает в себя самоотречение, несение своего креста и преданное послушание.

Первое требование ученичества — это самоотречение. Человек, который не желает отречься себя, не может называться учеником Иисуса Христа.

«Отрекись» — от греческого слова апарнеомай, которое означает «полностью отказаться, совершенно отделиться от кого-либо». Иисус использовал это слово, чтобы описать отречение Петра после ареста Иисуса (Матф. 26:34).

Каждый раз, когда его спрашивали об отношении к Иисусу, Пётр всё неистовее отрицал, что знает Его (ст. 70, 72, 74). Он отказался от своего Господа перед миром.

Именно так верующий должен отвергнуть себя. Он должен полностью отказаться от себя, отвергнуть своего ветхого человека. Слова Иисуса здесь можно перефразировать так: «Пусть он откажется от любого общения и дружеского отношения с собой». Самоотречение характерно для человека не только тогда, когда он приходит со спасающей верой к Христу, но и в процессе его жизни как верного ученика Христа.

«Я», от которого призывает отречься Иисус, не относится к индивидуальности человека, отличающей его от других людей. Каждый человек — уникальное творение Божье, и Небесный Отец знает каждого из Своих детей по имени. Имена всех верующих «записаны на небесах» (Лук. 10:20). «Я», о котором говорит Иисус, относится к врождённому, греховному, бунтарскому, неискупленному «я», которое есть в каждом грешном человеке и которое может временно подчинить себе даже христианина. Это плоть, «образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Ефес. 4:22), которой ещё предстоит быть искупленной в прославлении (ср. Рим. 8:23).

Отвергнуть это «я» — значит признать вместе с Павлом: «Знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе» (Рим. 7:18). Отвергнуть это «я» — значит быть искренно убеждённым в том, что человеку нечем хвалиться перед Господом и нет ничего стоящего, что он мог бы предложить Ему.

Верующий становится приемлемым для Бога тогда, когда он поверил в Иисуса Христа и стоит перед Господом в совершенной праведности, облачённый в «нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Ефес. 4:24). Но Павел также говорил о том, что даже после уверования человек не становится лучше сам по себе, по «плоти», чем был до спасения.

Отвергнуть себя — значит «попечение о плоти не [превращать] в похоть» (Рим. 13:14) и «не на плоть [надеяться]» (Фил. 3:3). Отвергнуть себя — значит полностью подчиниться господству Иисуса Христа, полагаясь лишь на Его попечение и полностью отказавшись от своеволия и самонадеянности.

Иисус провозгласил, что, для того чтобы войти в Царство, нужно быть «нищим духом» (Матф. 5:3), то есть иметь дух полной нищеты в том, что касается личной доброты, праведности, ценности и достоинства. Это значит смиренно признать свою духовную нужду. Лишь тот человек, который осознаёт, насколько он нищ, может познать богатства Христа. Лишь тот, кто осознаёт, насколько он греховен и отвратителен, может оценить, насколько драгоценно Божье прощение. «Близок Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасёт» (Пс. 33:19). Именно сокрушённое и смиренное сердце Бог любит и никогда не будет презирать (Пс. 50:19). Бог спасает не самоправедных и самодовольных, а кающихся и смиренных. Именно сокрушённый сердцем мытарь (а не гордый фарисей, так высоко думавший о себе) просил помиловать его, и Иисус сказал, что он «пошёл оправданным в дом свой» (Лук. 18:14).

Цель Ветхого Завета, ясно отражённая в законе Моисея, была в том, чтобы показать человеку его духовную и моральную нищету и бессилие. Закон предназначался не для того, чтобы показать людям, как заслужить расположение Бога, а для того, чтобы показать, насколько сами по себе люди не могут жить согласно Божьим святым нормам.

Артур Пинк писал: «Возрастать в благодати — значит расти вниз; это значит формировать низкую самооценку; это значит всё глубже осознавать своё ничтожество; это значит искренно признавать, что мы не достойны даже самой малой милости от Бога».

Спасение призывает грешника отвергнуть себя настолько, чтобы «[умертвить свои] земные члены… блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол. 3:5). Это значит «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях… [и] обновиться духом ума» (Ефес. 4:22-23).

Второе требование к ученичеству состоит в том, чтобы взять свой крест.

Эта мысль имеет глубокое значение, которое необходимо правильно понимать. Взять свой крест — это не значит достичь какого-то мистического уровня самоотверженной «глубокой духовной жизни», доступного лишь религиозной элите. Крест не означает также обычные испытания и трудности, через которые проходят все люди. Не является крестом также неверующий муж, ворчливая жена или властная тёща. Не являются им также неизлечимая болезнь или инвалидность. Взять свой крест — значит быть готовым заплатить любую цену ради Христа. Это готовность терпеть позор, смущение, упрёки, отвержение, преследование и даже муки ради Него.

Для людей во дни Христа крест был вполне конкретной и живой реальностью. Он был орудием казни, предназначенным для самых опасных врагов Рима. Он был символом мучений и смерти, ожидавших тех, кто посмел поднять руку на римскую власть. За несколько лет до прихода Иисуса и учеников в Кесарию Филиппову в этой местности было распято сто человек. За сто лет до этого Александр Яннай распял восемьсот еврейских повстанцев в Иерусалиме, а после восстания, которое последовало за смертью Ирода Великого, римский проконсул Вар распял две тысячи евреев. Распятия в меньшем масштабе были обычным зрелищем. Подсчитано, что во дни Христа на земле римскими властями было совершено приблизительно тридцать тысяч распятий.

Когда ученики и люди услышали, что Иисус говорит о необходимости взять крест, для них в этом не было ничего мистического. Они мгновенно представили бедного, приговорённого человека, идущего по дороге и несущего (это точный перевод слова айро, которое означает «поднимать» или «нести») на спине орудие своей казни. Человек, который брал свой крест, начинал свой смертный путь, неся на себе брус, на котором ему предстояло висеть.

Для ученика Христа взять свой крест означало быть готовым начать свой смертный путь. Быть учеником Иисуса Христа — значит быть готовым, служа Ему, принять оскорбления, боль и даже смерть, как осуждённый преступник.

Конечно, степень страданий и гонений у разных верующих, в разные времена и в разных местах отличается. Не все Апостолы стали мучениками, но все они были готовы стать мучениками. Не каждый ученик Христа умирает смертью мученика, но для каждого звучит повеление быть готовым к мученичеству. «Возлюбленные! — писал Пётр собратьям-верующим. — Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христа, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас» (1 Пет. 4:12-14).

Прийти к Иисусу Христу за спасением — это не значит поднять руку или заполнить карточку, хотя и это иногда может играть роль. Прийти к Иисусу Христу — значит покончить со своим «я» и с грехом и настолько возжаждать Христа и Его праведности, что быть готовым пойти ради Него на любую жертву.

Ранее Иисус сказал: «Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку — домашние его» (Матф. 10:34-36). Он также сказал: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего… Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?» (ст. 24-25). И Христос, по сути, здесь говорит, что если Ему, их Господу, должно будет «много пострадать… и быть убитым» (Матф. 16:21), то как же они могут избежать такого обращения с собой?

Крест олицетворяет страдания, которые мы переносим из-за нашей принадлежности к Христу. Когда Иисус без колебаний направился в Иерусалим, город казни, куда Ему было «должно идти» (ст. 21), Он уже взял Свой крест и начал нести на Себе грехи всего мира. С тех пор миллионы учеников, все со своими крестами, терпят поругание с Ним.

Христос призывает учеников к Себе не для того, чтобы сделать их жизнь лёгкой и процветающей, а для того, чтобы сделать их святыми и приносящими плод. Готовность взять свой крест является признаком истинного ученика. Один автор духовных гимнов писал: «Должен ли Иисус нести Свой крест один, а весь мир — идти свободным? Нет, для каждого есть крест, есть крест и для меня». Те, кто заявил о своём желании следовать за Иисусом Христом, но отказался принять трудности и гонения, являются бесплодными душами, которые, как каменистая почва, не глубоки. Когда им грозит позор Христа, они вянут и умирают (Матф. 13:20-21). Многие люди стремятся к дешёвому ученичеству, но такого варианта Христос не предлагает.

Третье требование ученичества заключается в верном послушании. Иисус говорил, что только после того, как человек отвергнет себя и возьмёт свой крест, он готов следовать за Иисусом. Истинное ученичество состоит в подчинении господству Христа, которое становится образом жизни. «Кто говорит, что пребывает в Нём, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Иоан. 2:6). Иисус заявил: «Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“ — войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф. 7:21). Быть Его истинным учеником — значит пребывать в Его Слове (Иоан. 8:31).

Апостол Павел называет спасение «покорением вере» (Рим. 1:5; 14:25).

Пётр описывает Божий полновластный спасающий труд Бога в жизни человека как «[освящение] от Духа, к послушанию и окроплению кровью Иисуса Христа» (1 Пет. 1:2). Очевидно, что послушание является неотъемлемым свойством спасения. Оно — такой же признак верующего, как и освящение Святого Духа и спасительная жертва Сына. Пётр говорил, обращаясь к еврейскому Синедриону, что Святой Дух даётся только тем, кто послушен Богу (Деян. 5:32), и так как каждый верующий имеет Святого Духа (Рим.8:9), каждый верующий отличается и послушанием Богу, и это является его образом жизни.

«Кто Мне служит, — сказал Иисус, — Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Иоан. 12:26).

Парадокс 

“ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её. Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?” (Мф.16:25-26)

Слово «душа» (или «жизнь») является синонимом местоимению «себя» (ст. 24). Оба олицетворяют внутреннего человека, его истинную суть.

Идея, которая может показаться здесь сложной и противоречивой, на самом деле довольно проста. Господь говорит, что кто живёт только для того, чтобы сберечь свою земную, физическую жизнь, свою свободу, комфорт и одобрение этого мира, тот потеряет свой шанс обрести вечную жизнь. А кто потеряет свою земную, мирскую жизнь и готов будет страдать и умереть, если необходимо, ради Христа, тот обретёт вечную жизнь. Каждый человек имеет выбор. Он может выбрать жизнь сейчас и потерять её навсегда; или же он может отказаться от неё сейчас и приобрести её навсегда.

Иисус также описал ложных верующих, которые делают первые шаги в следовании за Евангелием, но не хотят оставить мир и весь его блеск. Они подобны плохой почве с сорняками, которые в итоге заглушают духовную жизнь (Матф. 13:22).

Истинный ученик готов заплатить любую цену, которая потребуется, чтобы быть верным Господу. Ценой за верность могут быть муки, которые принял Павел, или физическое истощение и болезни во время служения Христу, через которые прошёл Епафродит. Что бы ни пришлось испытать верующему, несущему свой крест, он должен быть готов отказаться от безопасности, личных средств, здоровья, друзей, работы и даже жизни.

В одной истории рассказывается о рабе, работавшем на плантации на юге США. Этот раб был всегда счастлив и всегда пел. Что бы с ним ни происходило, он всегда радовался. Однажды хозяин спросил его:
— Почему ты такой счастливый?
Раб ответил:
— Я люблю Господа Иисуса Христа. Он простил мои грехи и вложил в моё сердце песню.
— Как же ты обрёл то, что имеешь? — спросил его хозяин.
— Пойдите и наденьте свой лучший воскресный костюм и приходите сюда. Поработайте с нами здесь в грязи, и вы получите это, — последовал ответ.
— Я никогда этого не сделаю, — резко ответил негодующий хозяин и в раздражении уехал.
Несколько недель спустя хозяин задал рабу тот же вопрос и получил тот же ответ. Ещё через несколько недель он приехал в третий раз и сказал:
— Будь честен со мной. Что мне нужно сделать, чтобы иметь то, что имеешь ты?
— То же, что я говорил вам раньше, — последовал ответ.
В отчаянии хозяин сказал:
— Хорошо, я сделаю это.
— Теперь вам уже не надо этого делать, — ответил раб. — Вам нужно было лишь быть готовым пойти на это.

Это не значит, что ученик Иисуса Христа должен быть мучеником, но он должен быть готов стать им, если это потребуется, чтобы остаться верным Христу.

Иисус усилил этот парадокс, добавив: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» Это самое большое преувеличение. «Представьте, — говорит Иисус, — если бы вам удалось каким-то образом приобрести весь мир.

Какая польза вам от этого, если, приобретая его, вы потеряете свою душу, свою вечную жизнь?» Такой человек будет ходячим мертвецом, который временно владеет всем, но который будет проводить вечность не на небесах, а в аду.

«Или, — продолжает Иисус, — что вообще стоит приобретать в этой жизни, если за него придётся отдать душу?» Приобрести всё, что только возможно в этом мире, и быть без Христа — значит быть банкротом навсегда.

Но оставить всё в мире ради Христа — значит навсегда стать богатым (ср.Матф. 6:19-21).

Пароусия 

“Ибо придёт Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его” (Мф.16:27)

Пароусиа — это греческое отглагольное существительное от слова «прийти». Оно часто используется, когда речь идёт о Втором пришествии Иисуса Христа, о котором в Новом Завете впервые упоминается именно в этом месте.

Иисус напомнил ученикам и народу, что день суда приближается. Отец «весь суд отдал Сыну» (Иоан. 5:22), и когда Сын Человеческий, который является и Сыном Божьим, придёт во славе Отца Своего с ангелами Своими (это событие больше описано в Матф. 24–25), тогда Он воздаст каждому по делам его. Святые ангелы Христа являются орудиями Его служения и Его суда, и, когда Он придёт на землю снова, они придут вместе с Ним, чтобы воскресить «[творивших] добро в воскресение жизни, а [делавших] зло — в воскресение осуждения» (Иоан. 5:29).

В общем эта истина была давно провозглашена псалмопевцем: «Ты воздаёшь каждому по делам его» (Пс. 61:13). Эта истина также отражена в Послании Павла к церкви в Риме. В 2:5-8 Апостол говорит конкретно: По упорству твоему и нераскаянному сердцу ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев. «Каждый из нас, — пишет Апостол далее, — за себя даст отчёт Богу» (Рим.14:12). В Матф. 25 изложено учение Господа о суде над народами. Господь и их будет судить по их делам (ст. 31-46).

Когда Господь будет оценивать жизнь каждого человека, когда-либо жившего, Он скажет: «Вот верующий. Я могу видеть это по его делам, потому что они являются результатом действий Моего Святого Духа. А это неверующий. И Я тоже могу судить о нём по его делам, потому что они являются плодом усилий его плоти». Это не значит, что дела спасают, но они являются результатом спасения. Иаков учит, что единственная вера, которая спасает, это вера, плодом которой является праведное поведение (Иак. 2:14-26; ср. Ефес.2:10).

Господу угодны дела только тех людей, которые благодаря высшей благодати и силе Бога уверовали в Христа как в спасающего Господа, которые отвергли себя, взяли свой крест и последовали за Ним. Они получат вечную жизнь и все благословения небес. Но Господь отвергнет дела тех, кто возложил свою надежду и веру на эфемерные мирские ценности. Они пойдут на вечное осуждение и муки ада.

Призыв к спасению — это призыв к ученичеству, как описано в этом разделе. Когда Бог спасает, Он производит последователей только такого рода.

Вся слава Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий