Ответ Христу критикой или равнодушием

«Но кому уподоблю род этот? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: „Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали“. Ибо пришёл Иоанн, ни ест, ни пьёт; и говорят: „В нём бес“. Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: „Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам“. И оправдана премудрость детьми её». Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознёсшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» (Мф.11:16-24)

В 15 стихе Иисус призвал людей серьёзно отнестись ко всему, сказанному Им об Иоанне Крестителе: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» Основополагающий принцип Писания состоит в том, что Божья истина требует отклика со стороны человека.

В данном отрывке Иисус продолжает рассматривать различную реакцию людей на Него Самого. Вопрос Иоанна выражал искреннее сомнение. Причины, породившие сомнения, были разными, — об этом шла речь в предыдущей главе. Но его первоначальная позиция основывалась на вере, а не на сомнении. Именно поэтому, даже усомнившись, он обратился за ответом к Иисусу.

Здесь Иисус показывает две отрицательные реакции — критику и равнодушие, которые были куда опаснее, чем реакция Иоанна, потому что они, фактически, показывают отвержение Христа. В случае с Иоанном мы видим, что даже верующий может искренно сомневаться. Но критику и равнодушие, о которых упоминает здесь Иисус, порождает неверие.

Критика 

“Но кому уподоблю род этот? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: «Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали». Ибо пришёл Иоанн, ни ест, ни пьёт; и говорят: «В нём бес». Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». И оправдана премудрость детьми её” (Мф.11:16-19)

Хотя чудеса Иисуса безоговорочно доказали, что Он — Мессия, большинство евреев, бывших свидетелями этих чудес, отказались признать очевидное и принять Его как Мессию.

Фраза «Но кому уподоблю род этот» — обычное восточное выражение, использовавшееся как вступление для притчи или другого примера. Мидраш, древнее собрание традиционных еврейских учений, содержит много оборотов речи (таких как «На что же это похоже?» или «Как я могу пояснить эту мысль на примере?»), использовавшихся раввинами в качестве вступления для пояснительных метафор, аналогий и историй. По этой традиции, Иисус говорил: «На каком примере можно пояснить реакцию этого рода, то есть Божьего народа, на Мою истину и Моё дело? Кому их уподобить?» Некоторые из тех, кто отказался поверить в Евангелие, прикрывали своё неверие критикой. Иисус сравнил их с глупыми детьми, которые сидят на улице и выражают недовольство всем, что делают другие дети. Они похожи на многих людей сегодня, которые ищут недостатки во всём, что делает проповедник или другие служители церкви. Что бы ни было сказано или сделано, такие люди всегда найдут причину для критики — подлинную или мнимую, оправданную или неоправданную, — был бы предлог для неприятия.

Так как у них нет спасающих взаимоотношений с Христом, они не желают принять Его истину и служить в Его церкви. Однако они любят критиковать и то, и другое.

В больших и малых городах агора (площадь) была центральным местом, куда сходились люди для общения и для заключения торговых сделок. В определённые дни недели крестьяне, ремесленники и самые разные торговцы доставляли туда на продажу свою продукцию или товары и продавали их с прилавков, тележек, палаток или просто с земли.

Пока родители продавали, покупали или беседовали, дети играли на площади. Две игры, «свадьба» и «похороны», были особенно популярны. Свадьбы и похороны были самыми большими событиями в обществе, и дети, играя, пародировали взрослых. Обычно во время свадеб звучала праздничная музыка, устраивались танцы. И дети, играя в «свадьбу», ждали, что, когда заиграет воображаемая свирель, все будут плясать, точно так, как делали взрослые во время настоящей церемонии. Таким же образом, играя в «похороны», они думали, что, когда зазвучат печальные песни, все будут рыдать и причитать, как это делали платные плакальщицы во время настоящих похорон.

Но среди детей всегда были такие, кто не соглашался с остальными. Если играли в «свадьбу», они хотели играть в «похороны», и наоборот. Всё, что делали другие дети, их не устраивало. Своими капризами они отравляли радость другим, так как постоянно были недовольны всем, что делали друзья.
Иисус привёл первый пример, чтобы проиллюстрировать отношение людей к Иоанну Крестителю. Когда пришёл Иоанн, и он ни ест, ни пьёт, люди сказали: «В нём бес». Фраза «ни ест, ни пьёт» — образное описание аскетического образа жизни Иоанна. Он ел спартанскую пищу, акриды и дикий мёд, жил в пустыне и одевался в грубую одежду из верблюжьего волоса (Матф. 3:4). Когда он заявлял во всеуслышание о покаянии и о соответствующих добрых делах, его проповедь была серьёзной и суровой.
Проповедь и образ жизни Иоанна были, так сказать, за упокой. Некоторых людей настолько раздражал его постоянный акцент на покаянии и суде, что они обвинили его в том, что в нём бес. Поскольку они жили безнравственно и нечестиво, то Иоанн действовал им на нервы. Эти люди терпели его лишь некоторое время, пока наслаждались новизной и силой его проповеди.

Но он не оставлял их сторонними наблюдателями, нейтральными зрителями, которые бы только слушали и наблюдали, не принимая никаких решений и не беря на себя никаких обязательств. Когда они увидели, что им необходимо сделать выбор, они предпочли не поверить и не последовать за ним.
Вместо того чтобы принять упрёк Иоанна в нечестии, они начали обличать его праведность. Пророка, которому не было равных и который был больше, чем кто-либо «из рождённых жёнами» (11:11), они обвинили в том, что он одержим бесом.

Вторым примером Иисус проиллюстрировал отношение людей к Нему: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: „Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам“». Фактически, Иисус жил так же, как жили евреи. Он ел и пил, как любой другой человек.

По сравнению с аскетическим образом жизни Иоанна, жизнь Иисуса была обычной, Он участвовал во всех нормальных делах общества. Он путешествовал по большей части Израиля, переходя из города в город, из деревни в деревню, из синагоги в синагогу. Он близко соприкасался со многими людьми, когда разговаривал с ними, исцелял их болезни, прощал их грехи и призывал следовать за Ним.
Иоанн жил, так сказать, за упокой, а Иисус — за здравие. Этот факт не ускользнул из поля зрения учеников Иоанна, которые спросили Иисуса: «Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» (Матф. 9:14). В ответ Иисус использовал, как пример, свадьбу: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» (ст. 15). Но критики Иисуса нелепо преувеличивали проявления Его обычной жизни, обвиняя Его в том, что Он любит есть и пить вино.

Вино, которое пил Иисус и большинство других евреев, называлось ойнос. Это был напиток, который делали из свежего виноградного сока методом длительного кипячения, после чего сок превращался в густой сироп или пасту. Это предохраняло сок от порчи и упрощало хранение. Чтобы сделать напиток, к небольшому количеству сиропа добавляли необходимое количество воды. Смесь была безалкогольной, и даже когда допускали брожение, напиток не был пьянящим, потому что в основном это была вода. Возможно, что Иисус чудесным образом превратил воду в вино на браке в Кане, сотворив именно такую пасту.

Второе обвинение, — что Иисус был другом мытарей и грешников,— было правдой, но совсем не в том смысле, который вкладывали Его критики.

Отождествляя Иисуса с этими социальными и нравственными отбросами общества, критики также намеревались отождествить Его с грехом и пороком этих отверженных. Но когда Иисус общался с грешными людьми, Он не только не участвовал в их грехах, но и предлагал им освобождение от греха, — ведь именно для этой цели Он и пришёл на землю (см. Матф. 9:12-13).

Уильям Баркли отмечает:

“Дело… в том, что когда люди не хотят слышать истину, они всегда найдут оправдание тому, что не слушают её. Они даже не пытаются быть последовательными в своей критике. Когда у людей нет желания отвечать, они не будут реагировать, какое бы предложение им не делали.”

Безымянных критиков Иисуса не интересовала истина или справедливость, они хотели лишь осудить Его. Иоанн Креститель и Иисус были врагами традиционной религии, которая превозносила человеческую мудрость и пренебрегала божественной. И так как Иоанна и Иисуса нельзя было победить якобы здравым смыслом, их нужно было перекричать; и если не находилось никаких аргументов, в ход пускали ложь.

«И оправдана премудрость детьми её», — сказал Иисус. Порочная премудрость человека порождает порочные дела, такие как ложные обвинения против Иоанна и Иисуса. С другой стороны, праведная, божественная премудрость Иоанна и Иисуса служила источником праведных дел, которые вели к покаянию, прощению грехов и искуплённой жизни.

На протяжении веков очернители Церкви с лёгкостью критиковали её приверженцев и её дела. Однако им трудно объяснить, каким образом жизнь такого большого числа людей изменилась в несравненно лучшую сторону: от греха к праведности, от отчаяния к надежде, от гнева к любви, от печали к радости, и от эгоизма к отдаче себя с помощью силы Христа.

Иисус сильно обличал Своих критиков, но эти обличения были несколько умеренными по сравнению с целым рядом Его испепеляющих обвинений против тех, кто проявлял к Нему равнодушие.

Равнодушное неверие 

“Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознёсшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе»” (Мф.11:20-24)

Суровый укор Иисуса городам, в которых совершилась большая часть Его чудес, на поверхности кажется менее оправданным, чем сравнительно мягкий упрёк тем, кто открыто критиковал Его. Три города, упомянутые в этих стихах, — которые олицетворяют все места, где совершались Его чудеса, — не предпринимали никаких прямых действий против Иисуса. Они просто игнорировали Его. В то время как Божий Сын проповедовал, учил и совершал там беспрецедентные чудеса, жители этих городов продолжали заниматься своими делами, вели привычную жизнь, оставаясь безучастными к Его словам и делам. С человеческой точки зрения, их равнодушие можно расценить как глупость, но не как ужасный грех.

Но равнодушие — это отвратительная форма неверия. Это полное пренебрежение Богом, когда Его не считают достойным внимания. Его настолько не принимали всерьёз, что даже не стали критиковать.
Как объявил молодой царь Иосия, великий грех Израиля в тот день заключался в том, что люди «не слушали… слов книги этой, чтобы поступать согласно с предписанным нам». И за это пренебрежение Божьим Словом, сказал царь, «гнев Господень… воспылал на нас» (4 Цар. 22:13).

В притче о царском брачном пире гости, которых пригласили первыми, «пренебрегли этим и ушли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою» (Матф.22:5). Они не оскорбили и не убили слуг царя, как это сделали другие жители (ст. 6), но они в равной степени не были допущены на пир. Они олицетворяют многих людей, которых зовёт Христос, но которые из-за своего равнодушия не могут быть среди немногих избранных (ст. 14).

Равнодушие по отношению к Господу будет существовать в мире до самого Его пришествия. «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого, — говорил Иисус, — ели, пили, женились, выходили замуж до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и пришёл потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили… так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лук. 17:26-28, 30).

Некоторые люди во дни Ноя наверняка критиковали его в оскорбительной форме за то, что он строил корабль среди пустыни; а некоторые из самых ничтожных обитателей Содома пытались совершить насилие над ангелами, которые пришли спасти Лота. Но большинство людей во дни Ноя и во дни Лота просто не обращали внимания на Господа и на Его служителей. И все они были уничтожены, потому что так же отвергли Бога, как и те, кто активно выражал своё неверие.

Праведный гнев Иисуса вскипел против привилегированных городов, которые были свидетелями необычайного проявления Его божественной силы и доброты, но не покаялись. В Своей святой ярости Он объявил им: «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида!» Восклицание «горе» иногда используется в Писании, чтобы описать печаль (см., напр., Откр. 18:10), но чаще всего оно указывает на обличение, как ясно видно в этом случае.

Вероятно, большинство жителей Хоразина и Вифсаиды лично были свидетелями чудес Иисуса, а все остальные знали о Его могущественных делах из рассказов друзей и родственников. Но уверовавших было мало (ср. Матф. 7:13-14).

Когда люди имеют прекрасную возможность слышать Божье Слово и даже видеть, как оно чудесным образом исполняется, их вина за неприятие Бога возрастает безмерно. Лучше вообще ничего не знать о Христе, чем узнать истину о Нём и всё же отвергнуть Его. «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остаётся более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» (Евр. 10:26-27). Чем больше преимуществ, тем больше ответственности; чем больше света, тем неотвратимее наказание за непринятие его.

Чудеса Иисуса должны были потрясти каждого еврея в Галилее гораздо больше, чем проповедь Ионы потрясла жителей языческой Ниневии, где обратились все — от царя до наименьшего из рабов (Ион. 3:5). Но большинство галилеян вообще никак не ответили Христу, не говоря уже о покаянии.

Хоразин был маленькой деревней, приютившейся на холмах в четырёх километрах к северу от Капернаума. Он уже давно прекратил своё существование, и его руины сегодня известны под названием Хараза, вариант названия Хоразин. Вифсаида — родной город Филиппа, Андрея и Петра, — была расположена ещё дальше на северо-запад, на равнине Геннисарет. Это были две деревни из числа многих городов и деревень, которые посетил Иисус, когда нёс служение за пределами Капернаума.

Для евреев-галилеян Тир и Сидон были синонимом языческой порочности и никчемности. Люди в этих городах были потомками древних финикийцев, знаменитых морских купцов и колонизаторов Средиземного моря. Оба города были типичными морскими портами, известными своей безнравственностью и нечестием (даже по языческим меркам); в них также процветало безнравственное поклонение Ваалу. Один из царей Тира настолько отличался гордостью и нечестием, что Иезекииль использовал его для описания сатаны (Иез. 28:11-15). В городе настолько преобладали насилие, богохульство, гордость, несправедливость, жадность и безнравственность, что Господь уничтожил его (ст. 16-19; ср. Иер. 25:22; 47:4). В этом городе также было продано в рабство немалое число Божьего народа (Ам. 1:9).

Однако, говорит Иисус, эти два порочных города давно бы во вретище и пепле покаялись, если бы имели те преимущества, какие имели Хоразин и Вифсаида. Самодовольная, традиционная религия евреев из Галилеи сделала их в большей степени слепыми по отношению к Богу, чем варварские религии — язычников Тира и Сидона. Этот избранный народ так долго отвергал Бога и Его Слово, что, когда пришёл Мессия, он проявил к Нему полное безразличие.

Мало что из сказанного Иисусом могло ошеломить евреев больше, чем обидное, неприятное сравнение с язычниками. «Но говорю вам, — продолжал Иисус, — Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, чем вам». На суде у Великого Белого престола мёртвые всех времён предстанут пред престолом Бога, чтобы быть судимыми и осуждёнными на вечное наказание.

И на этом суде неверующим язычникам Тира и Сидона будет намного отраднее, чем неверующим евреям Хоразина и Вифсаиды.

Здесь Иисус ясно раскрывает две истины: в аду будут разные степени наказания, и самое суровое наказание постигнет тех, кто получил божественное откровение и был самым набожным и внешне нравственным. Те, кто думал, что он навечно в безопасности, — благодаря физическому происхождению от Авраама и соблюдению религиозных традиций предков, — взирали на всех язычников с презрением. Однако в аду многие язычники будут смотреть на этих евреев свысока.

Но другой город в Галилее был ещё более виновным. И ты, Капернаум, до неба вознёсшийся, до ада низвергнешься. Эту красивую, процветающую рыбацкую деревню на северном берегу Галилейского моря Иисус сделал Своим пристанищем. В Капернауме и в его окрестностях Он совершил больше чудес и произнёс больше проповедей, чем в любом другом месте за всё Своё служение. Именно там Он воскресил из мёртвых дочь Иаира и исцелил сына царедворца. Именно там Он исцелил бесноватого, тёщу Петра, женщину, страдавшую кровотечением, двух слепых, слугу сотника, немого бесноватого и парализованного, которого опустили через отверстие в крыше его друзья.

Однако эти чудеса почти никак не повлияли на большинство жителей Капернаума; из-за своего безразличия они не будут вознесены до неба, хотя считали себя достойными, а, скорее, будут низвергнуты до ада.

Хотя иногда слово «ад» используется в Писании для указания места, куда попадают все умершие, часто оно используется для описания места вечного наказания неспасённых.

Иисус сказал, что чудеса, которые Он совершил в Капернауме, были настолько удивительными, что если бы они произошли в Содоме, то он остался бы до сего дня: его жители раскаялись бы в своих грехах, обратились бы к Богу и избежали бы уничтожения.

Даже в мире Содом является синонимом нравственного разложения. Он приобрёл дурную славу, дав своё имя самым крайним формам сексуального извращения — гомосексуализму и скотоложству. Когда самые ужасные извращенцы Содома попыталась изнасиловать ангелов в доме Лота, они были поражены слепотой. Но их греховная страсть была настолько сильной, что, даже после того как они были ослеплены, «они измучились, ища входа», чтобы удовлетворить свою извращённую похоть (Быт. 19:11).
Насколько известно, у жителей Капернаума не было проблемы с гомосексуализмом или других явных нравственных недостатков. Большинство из них были нравственными, законопослушными и порядочными людьми.

Однако, так как они проигнорировали и отвергли Сына Божьего, их жребий в день суда будет хуже, чем жребий Содома.

Капернаум превзошёл Хоразин и Вифсаиду по предоставленной ему чести, а Содом превзошёл Тир и Сидон по своей порочности. С помощью этого поразительного сравнения Иисус ясно показывает, что люди, которых Бог более всего благословил, получат худшее из наказаний, если отвергнут Его.

Наказание за духовное равнодушие Капернаума превзойдёт наказание Содома за его моральные мерзости. Для уважаемых и нравственных неверующих Капернаума огонь ада будет пылать сильнее, чем для грубых и развращённых жителей Содома. Самоправедный, правоверный человек в глазах Бога более омерзителен, чем развратный язычник, поклоняющийся идолам.

Жители Капернаума не преследовали Иисуса, и мало кто из них даже критиковал Его. Они не насмехались над Ним, не высмеивали Его, не изгоняли Его из города и не угрожали Его жизни. Однако их грех был больше того, чем если бы они делали всё вышеперечисленное. Их грех состоял не в проявлении насилия или безнравственности, а в проявлении безразличия. Дж. А. Стаддерт-Кеннеди в своём стихотворении «Безразличие» писал: «Они просто прошли мимо по улице и оставили Его под дождём».

Учение Христа, видимо, мало интересовало их, а Его чудеса лишь развлекали их, и не более того. Его благодать никогда не наполняла их сердца, Его истина не изменила их мировоззрения, Его предостережения о грехе не привели их к покаянию, и Его предложение принять спасение не склонило их к вере. Именно из-за их равнодушного неверия Иисус сказал им: «Говорю вам, что земле содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе».

Иоганн Бенгель, богослов, живший в XVIII веке, писал: «Каждый, кто слышит истину Нового Завета, либо гораздо счастливее, либо гораздо несчастнее тех людей, которые жили до пришествия Христа». Такой слушатель или в большей безопасности, или более осуждён.

Вся слава Христу

Ответ Христу критикой или равнодушием

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий