Осуждение ложных духовных вождей-часть2

Объявление приговора

«Поэтому, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьёте и распнёте, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придёт на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахии, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что всё это придёт на род этот» (Мф.23:34-36)

На протяжении веков евреи ожидали Пришествия Мессии. В сердце каждого еврея теплилась надежда, что настанет день, когда придёт Мессия и установит Своё Царство, и тогда наступит эра обещанных благословений для Божьего народа. Каждая еврейка мечтала быть матерью такого Мессии, и каждый еврей хотел занять это выдающееся, почётное место, чтобы послужить народу.

Однако, когда Мессия действительно пришёл и предложил Своё Царство и пообещал благословение, надежду и спасение, народ, вместо того чтобы принять Мессию с верой и любовью, отверг Его с неверием и ненавистью.

Они настолько презирали Иисуса, что убили Его, а также преследовали, а зачастую, и убивали Его последователей.

В эту мрачную эпоху в истории Израиля избранный и уникальным образом благословенный Божий народ подтвердил, что почитает ложь выше истины, тьму — выше света, беззаконие — выше праведности, собственные никчемные дела — выше Божьей благодати, осуждение — выше спасения, и пути сатаны — выше путей Божьих. Эти люди были призваны по Божьей благодати и получили Божьи обетования, заветы и законы. Однако, когда эти благословения достигли своего пика в период Пришествия давно обещанного Мессии, Господа и Спасителя, они восстали против Него и предали Его на смерть.

Возглавляли народ, отвергнувший Мессию, книжники и фарисеи, олицетворяющие всех ложных духовных вождей. Эти самоправедные, лицемерные богоненавистники жаждали не праведности, а крови Праведного. В тот момент, когда Иисус обратился к ним в храме, они составляли заговор, чтобы схватить Его и убить. Поступая так, они, как только что сказал Иисус, «дополняли меру отцов» своих (Матф. 23:32).

Слово «дополняли» часто используется в Писании в связи с грехом, гневом и судом, достигшими своего предела. Оно описывает чашу, наполненную до краёв грехом, которая становится чашей осуждения. Чаша, наполненная грехом, в той же мере наполнена и наказанием за грех. Когда грех достигает предела, он вызывает гнев. Когда гнев достигает предела, он вызывает осуждение. Когда осуждение достигает предела, оно обрекает на вечную погибель. Исаия восклицал: «Восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил» (Ис. 51:17).

А Иеремия объявил: «Ибо так сказал мне Господь, Бог Израилев: „Возьми из руки Моей чашу эту с вином ярости и напои из неё все народы, к которым Я посылаю тебя“» (Иер. 25:15). Аввакум предупреждал Иуду: «Обратится и к тебе чаша десницы Господней и посрамление на славу твою» (Авв. 2:16).

В последние дни, во время суда семи чаш, Бог даст Вавилону, который является олицетворением ложных религий, «чашу вина ярости гнева Его» (Откр.16:19).

Книжники и фарисеи, а с ними и большинство Израиля, вот-вот должны были наполнить чашу своего греха до предела. Когда человек окончательно отвергает Бога, Бог окончательно отвергает его, предавая такого человека его осознанному пороку. Когда люди «не заботились иметь Бога в разуме, — говорит Павел, — то предал их Бог превратному уму — делать непотребства… Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1:28,32). Так как фараон окончательно ожесточил своё сердце против Бога, Бог подтвердил это ожесточение (Исх. 9:34-35; ср. 4:21; 7:3, 4:21; 13; 10:1). Когда Иуда окончательно решил предать Христа, Иисус сказал ему: «Что делаешь, делай скорее» (Иоан. 13:27). Он не одобрял решение Иуды, а божественным образом подтверждал его.

С тех пор как на земле существуют праведники, существуют на ней и гонители, и убийцы праведников, потому что праведники сами по себе являются упрёком неправедности. Всякий раз, когда общество будет иметь возможность выражать свою ненависть к праведности, а значит и ненависть к Богу, оно будет оскорблять и даже уничтожать праведных людей, принадлежащих Богу.

После того как Иисус закончил Свою серию из семи проклятий, направленных против книжников и фарисеев (ст. 13-33), Он добавил ещё одно предупреждение, заявив, что их суд близок и неизбежен.

Суд был неизбежен

«Поэтому, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьёте и распнёте, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придёт на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахии, которого вы убили между храмом и жертвенником» (Мф.23:34-35)

Так как чаша греха книжников и фарисеев и чаша Божьего гнева должны были вскоре наполниться (ст. 32-33), поэтому приговор книжникам и фарисеям был неизбежен.

«Как признак и подтверждение этого приговора, — сказал Иисус, — Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьёте и распнёте, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город».

Другими словами, после того как эти вожди народа распнут Его, своего Мессию, они начнут убивать и распинать Его последователей, особенно благочестивых мужей, которых Он пошлёт как Своих представителей — новозаветных пророков, и мудрых, и книжников.

Говоря о том, что Его последователей будут убивать и распинать, Иисус, вероятно, имел в виду те казни, которые использовали соответственно евреи и римляне.

Иисус был распят, и, согласно преданию, Пётр тоже был распят. Стефана побили камнями, а Иакова убили мечом (Деян. 7:58-60; 12:2). К другим верующим в ранней Церкви применяли те же виды казней плюс множество других.

«Иных из Моих последователей, — предсказал Иисус, — будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город». Все Апостолы и большинство верующих были преследуемы за веру. «От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного, — говорит Павел. — Три раза меня били палками, однажды камнями побивали» (2 Кор. 11:24-25). До своего обращения Павел был в авангарде тех, кто гнал христиан из города в город (Деян. 8:1-4; 9:1-2), а после обращения сам неоднократно подвергался гонениям кредит на образование. Он часто встречал сопротивление в городах, а из многих его попросту изгоняли, как, например, из Антиохии Писидийской (Деян. 13:45, 50), Иконии (14:1-2), Листры (14:19-20), Фессалоники (17:5-10), Верии (17:13-14), Коринфа (18:1218), Иерусалима (21:27; 23:12) и Кесарии (24:1-9). Верующие в ранней Церкви постоянно подвергались нападкам ложных духовных вождей Израиля, которые пытались уничтожить Евангелие Христа.

Типичные для Евангелия от Матфея титулы «пророки», «мудрые» и «книжники» носят исключительно еврейский характер. Хотя Иисус говорил об Апостолах и других учителях, проповедниках и авторах Нового Завета, Он использовал ветхозаветный термин, который был наверняка понятен Его слушателям. Впоследствии Бог использует этих исполненных Духом вождей для распространения Его Евангелия и завершения Его записанного Слова, чтобы люди в полном объёме могли услышать весть о Его благодати и получить спасение.

Но эти люди должны были осуществить ещё один замысел, быть может, менее осознанно, однако с тем же божественным помазанием, которое они имели и на первое служение. Они должны были стать не только служителями спасения, но и служителями осуждения. Приводя многих к принятию Иисуса Спасителем и Господом, они также поспособствуют тому, что другие утвердятся в своём отказе принять Его Спасителем и Господом. «Я посылаю их к вам, — сказал Иисус неверующим книжникам и фарисеям. — Да придёт на вас вся кровь праведная, пролитая на земле». В то время как другие люди получали возможность принять Иисуса, книжники и фарисеи получали дополнительные возможности отвергнуть Его, возлагая на себя ещё больший груз вины, который приведёт их к ещё более суровому осуждению (см.Рим. 2:5).

Слово гопос (да) указывает на цель. Оно означает «для того, чтобы» или «с целью». То, что порочные вожди Израиля, а также все остальные евреи, отвергнувшие Христа, понесут на себе вину за всю праведную кровь, пролитую на земле, полностью согласуется с Божьими целями. Что касается ожесточившихся книжников и фарисеев, то их единственным приобретением от ещё раз услышанной Благой вести будет ещё большая вина и ещё большее осуждение.

Это не значит, что Бог желает, чтобы люди отвергли Его благодать и были осуждены (2 Пет. 3:9), но если они будут упорно Его отвергать, они навлекут на себя Его праведный гнев. Чем больше они слышат Божью истину, тем более виновными становятся, если продолжают отвергать её.

Книжники и фарисеи располагали всеми откровениями Ветхого Завета, и на протяжении трёх лет они дополнительно получали совершенное откровение от Самого Божьего Сына. И чем больше Божьих откровений они получали, не веря в них и не следуя им, тем больше, в равной пропорции, они накапливали Божий гнев и осуждение. Этих духовных вождей и их поколение можно было считать виновными за всю праведную кровь, пролитую на земле, потому что ни одно поколение в истории не имело столько Божьего света и уже не будет иметь. Среди этих людей находился воплощённый Бог, Сам явивший всю истину и свет, однако они не приняли Его.

Западный мир сегодня находится в похожем положении. Церковь не всегда свидетельствовала о Христе так ясно, полно и с такой любовью, как могла бы, но ни одно поколение в истории, не считая тех, кто жил в дни Христа, не имело большего доступа к Божьей истине и пути спасения, чем человек, живущий в XX веке на Западе. В дополнение к тому, что мы имели великий свет, у нас также было преимущество света, силы и благословений Евангелия, накопленных за две тысячи лет. Однако каждое последующее поколение, похоже, отвергает Евангелие более неистово, утяжеляя свою вину и подвергая себя большему осуждению.

Павел свидетельствовал: «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих». Но огромная разница, продолжал объяснять он, заключается в том, что для спасаемых они были «запахом живительным на жизнь», а для погибающих — «запахом смертоносным на смерть» (2 Кор.2:15-16). Другими словами, всякий раз, когда провозглашается Евангелие, оно либо привлекает людей к Христу, либо ещё более их удаляет. Поскольку эта истина так противоречит популярным представлениям о Боге, многие христиане с трудом принимают её. Но в Новом Завете очень ясно говорится, что цель Евангелия не всегда в том, чтобы даровать спасение; Евангелие преследует в равной степени и божественную цель вынести приговор. Как гласит поговорка, одно и то же солнце расплавляет воск и делает твёрдой глину.

Бог является не только Богом любви, милости и благодати, но и Богом святости, гнева и суда; и Писание в равной степени подчёркивает оба аспекта Его природы.

Когда люди принимают Божьего Сына и обретают спасение, Он прославляется, потому что проявляется Его благодать; а когда они отказываются от Его Сына и осуждаются, Он всё равно прославляется, потому что проявляется Его святость. Зная, насколько трудна вторая часть этой истины для принятия даже многими верующими, Павел продолжает утверждать, что он «не [повреждает] слово Божье, как многие, но [проповедует] искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» (2 Кор. 2:17). Чтобы его читатели не подумали, что в этом проявляется его личный фанатизм, Апостол категорически заявляет, что говорит не только искренно, но и от Бога и перед Богом.

В Послании к Римлянам Павел представляет эту же истину, но несколько в другом свете. Он предвидел, что некоторые люди будут недовольны его учением о том, что Бог «кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает», и спросят: «За что же ещё обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» (Рим.9:18-19). В ответ Апостол говорит: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «Зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиной, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почётного употребления, а другой — для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Своё, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, чтобы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе» (ст. 20-23).

Бог есть Бог, и что бы Он ни делал, Он прав, поскольку Он есть Источник и Мерило того, что правильно.

В Своих последних словах к человечеству, записанных в Писании, Бог заявляет: «Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святой да освящается ещё» (Откр. 22:11). В конечном счёте, каковы люди в конце, такими они будут всю вечность. Спасая Своей благодатью тех, кто принимает Его Сына, или вынося Свой святой приговор тем, кто не принимает Его, — и в том, и в другом Бог будет вовеки прославляем.

От крови праведного Авеля до крови Захарии евреи убивали Божьих людей и навлекали на себя всё больший и больший гнев и осуждение. Неправедный Каин убил праведного Авеля, своего брата. Он не мог терпеть чистоту и благочестие своего брата, потому что праведность сама по себе является своего рода осуждением греха, разоблачая его.

Богословы уже долгое время обсуждают личность Захарии, сына Варахии. Согласно 2 Пар. 24:20-21, Захария, сын Иодая, был насмерть побит камнями по приказу царя Иоаса за то, что непреклонно выступал против идолопоклонства. Его убийство во «дворе дома Господнего» произошло около 800 года до Р.Х., задолго до окончания написания Ветхого Завета.

В Писании упоминаются больше двадцати человек по имени Захария, то есть это было очень распространённое имя. Не удивительно, что среди сотен, а может быть, и тысяч Захарий, живших до Христа, не один только он был убит в храме. Так как Иисус указывает, что праведных людей, начиная с Авеля и заканчивая Захарией, сильно преследовали, то можно предположить, что Он говорит обо всей ветхозаветной истории, от сотворения до конца пророческого периода. Также важно то, что пророк Захария написал о Пришествии Мессии больше, чем любой другой пророк, исключая Исаию.

Пророк Захария, отца которого звали Варахия (Зах. 1:1), был одним из последних пророков Израиля и очевидно последним, кого убили. И хотя в Писании не говорится, что его убили между храмом и жертвенником, скорее всего именно об этом Захарии говорит Иисус.

Знаменательно то, что Иисус сказал: «Которого вы убили», обращаясь прямо к книжникам и фарисеям, но имея в виду весь неверующий Израиль (ст. 36). Хотя пророка убили за пятьсот лет до времени Нового Завета, порочные вожди, к которым обращался Господь, участвовали в этом убийстве.

Предав на смерть Иисуса, воплощённую Праведность, они доказали своё соучастие и солидарность с теми злыми людьми, которые преследовали и убивали всех праведников.

Суд был близок

«Истинно говорю вам, что всё это придёт на род этот» (Мф.23:36)

Всё это, — а именно умноженная вина и осуждение, которые накапливает неверующее человечество со времён грехопадения, — должно было очень скоро прийти на головы этого рода (поколения). Нет причины думать, что Иисус, говоря о роде этом, говорит вне исторического контекста, потому что именно это поколение стало свидетелем полного разрушения Иерусалима и храма менее чем сорок лет спустя, в 70 году по Р.Х. Иисус также назвал это время «днями отмщения» (Лук. 21:22). Он имел в виду не только тех, к кому тогда непосредственно обращался, но и всех остальных ложных вождей и неверующих евреев, живущих в то время, — другими словами, весь Израиль в целом. Трагическая история свидетельствует о том, что этот народ продолжает страдать и по сей день.

В 66 году снова вспыхнуло еврейское восстание против Рима. Когда евреи уже больше не могли терпеть угнетение, несправедливость и язычество Рима, они поднялись против своих правителей. В значительной степени вдохновляемые зилотами, партией радикальных националистов, известных партизанской тактикой и частыми террористическими актами, многие палестинские евреи взяли в руки оружие, которое смогли найти, и присоединились к восставшим. Рим ответил массовой резнёй, убив тысячи евреев в северной Галилее. В итоге, армия генерала Тита, насчитывавшая более восьмидесяти тысяч человек, вошла в Иерусалим. Разместив свои войска по всему городу, а также вокруг него, Тит потребовал немедленной капитуляции.

Когда евреи ответили насмешками и нападениями на римских воинов, войска начали резню, не поддающуюся описанию.

Почти одновременно с вышеописанными событиями язычники, населявшие Дамаск, перерезали горло десяти тысячам евреев, жившим среди них.

Спустя несколько веков римский император Феодосий II издал закон, в котором евреи объявлялись низшей нацией и не заслуживали такой законодательной защиты и привилегий, как другие люди. К большому сожалению, эти антисемитские взгляды проникли в дальнейшем в западную культуру и право. В 630 году византийский император Гераклит изгнал из Иерусалима евреев, которые начали вновь селиться в нём.

Во время первого крестового похода, который начался в 1096 году, официальная церковь в Европе спровоцировала то, что было объявлено как священная война за освобождение Святой Земли от турков-мусульман, правивших там на протяжении многих веков. Опасаясь, что евреи захотят переселиться туда и потребуют свою землю обратно, многие участники крестового похода, направляясь в Палестину, по пути, якобы во имя Христа, начали массово уничтожать евреев в Европе. Иногда воины сгоняли всех евреев в селе или городе и объявляли им ультиматум: либо исповедать Христа и публично креститься, либо принять смерть. Некоторые евреи формально исповедовали Христа ради того, чтобы сохранить свою жизнь, тогда как другие отказывались и были убиты на месте. Евреев топтали копытами лошадей, их зверски убивали. Чтобы избежать унижения и ужаса, многие евреи, узнавая о приближении крестоносцев, кончали жизнь самоубийством.

На протяжении многих лет евреи Англии находились в относительной безопасности и покое. Но когда в XIII веке один доминиканский монах начал изучать еврейские Писания, чтобы лучше свидетельствовать евреям, он сам обратился в иудаизм и принял обрезание. Последовала гневная реакция Римско-католической церкви, и все евреи были изгнаны из Кембриджа.

В других частях Европы евреев ложно обвиняли в подделке монет и в других серьёзных преступлениях. После мнимого «суда» или вообще без суда осуждённых пытали, бросали в тюрьмы, ссылали или казнили. Иногда всех евреев в селении заставляли носить опознавательные повязки на руках, чтобы отделить их от остальных людей. В Лондоне группу евреев подвергли следующей казни: каждого из них за руки и ноги привязывали к лошадям, которых затем гнали в разные стороны, разрывая тела жертв. Останки тел были повешены на виселицах для всеобщего обозрения.

Когда в XIV веке по всей Европе распространилась чума, унося жизни сотен тысяч людей, многие обвинили в этом евреев. Во Франции их обвинили в том, что они отравили воду в колодцах, и в одном городе сожгли дотла синагогу вместе с людьми. Многие евреи в отчаянии бежали в Польшу и Россию, в самые отдалённые уголки Европы, где до сих пор живут многие их потомки.

Пользуясь значительной свободой в Польше, они основали несколько знаменитых школ и семинарий по изучению Талмуда. Позже на некоторое время они подверглись угнетению со стороны церкви, но, тем не менее, присоединились к правительству и церкви в борьбе против русских казаков. Когда казаки одержали победу, они в отместку устроили резню, уничтожив тысячи евреев.

Евреи, которые бежали в Испанию, также нашли там плохое пристанище. Среди самых жестоких их гонителей были король Фердинанд и королева Изабелла. Именно эти два монарха послали Христофора Колумба в его первое путешествие к новому миру. Один еврейский поэт назвал Испанию адом для евреев. Во время испанской инквизиции разрывали могилы и оскверняли тела тех, кто обратился в иудаизм. У наследников этих прозелитов отбирали имущество, как предупреждение тем, кто собирался обратиться в иудаизм. Каждый еврей должен был носить символ, изображающий горящий крест, а в 1492 году, когда Колумб отправился в своё первое путешествие, большинство евреев было выслано из страны. Многие евреи эмигрировали в Россию, где их преследуют в той или иной степени до сих пор.

В средневековой Германии евреев обвиняли в том, что они использовали кровь детей-христиан в своих пасхальных обрядах. Некоторых даже обвиняли в том, что они пронзали гостию (хлеб, который используют во время католической мессы и который, по вероучению католиков, якобы превращается в тело Христа), заставляя его кровоточить, и таким образом вновь распинали Христа. Обвиняемых в подобном деянии подвергали пыткам и убивали самым жестоким образом, проявляя изобретательность в выборе казни.

На протяжении многих веков антисемитизм был чёрным пятном в западной цивилизации. В 1894 году еврейский офицер по имени Альфред Дрейфус был ложно обвинён и осуждён за измену лишь на том основании, что был евреем. Этот приговор привёл к тому, что из французской армии уволили всех евреев, занимавших высокие посты.

Несмотря на постоянные гонения, в Европе накануне Второй мировой войны всё ещё проживало двадцать миллионов евреев. В массовых уничтожениях, получивших название «холокост», Адольф Гитлер самым жестоким образом истребил в Германии и на оккупированных нацистами территориях, как минимум, шесть миллионов евреев. Эти бесовские зверства были основаны не столько на религиозных, сколько на расовых предрассудках, согласно которым евреев объявили низшей расой.

На протяжении двух тысяч лет, с небольшими передышками, на евреев обрушивалось одно гонение за другим. Их злословили, ложно обвиняли, с ними несправедливо обращались, их лишали всяких прав, работы, образования и гражданства, гнали из страны в страну, и нередко безжалостно уничтожали, и всё по одной единственной причине — за то, что они были евреями.

Современное государство Израиль несёт на себе отпечатки этих гонений, включая разрушение Титом храма, западная стена которого, частично раскопанная, называется Стеной плача. Есть в Израиле и более современные реликвии, такие как танки и другая военная техника, которую специально оставили ржаветь у всех на виду, как напоминание о кровопролитных сражениях, в которых сражались и продолжают сражаться израильтяне, защищая своё новое государство со времени его основания в 1948 году.

Несмотря на все ужасы и постоянные попытки их уничтожить, евреи выжили. Они выжили, потому что святому Богу, Который хранит их, не могут помешать злые воинства ни людей, ни бесов, стремящихся уничтожить евреев.

Однако, как с горестью объявил Иисус в этом отрывке, Бог хранит евреев не только ради цели окончательного искупления Своего избранного народа, но и как увековечение их наказания. Израиль будет подвергаться постоянному наказанию до тех пор, пока не объявит с верой: «Благословен Грядущий во имя Господне!» (Матф. 23:39; ср. Пс. 117:26).

Вся слава Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий