Осуждение ложных духовных вождей-часть1

Провозглашение осуждения

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное людям, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете дома вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, чтобы обратить хоть одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: «Если кто поклянётся храмом, то ничего, а если кто поклянётся золотом храма, то повинен». Безумные и слепые! Что больше: золото или храм, освящающий золото? Также: «Если кто поклянётся жертвенником, то ничего, если же кто поклянётся даром, который на нём, то повинен». Безумные и слепые! Что больше: дар или жертвенник, освящающий дар? Итак, клянущийся жертвенником клянётся им и всем, что на нём; и клянущийся храмом клянётся им и Живущим в нём; и клянущийся небом клянётся престолом Божьим и Сидящим на нём. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; это надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, процеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведникам, и говорите: «Если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков». Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змеи, порождения ехидны! Как убежите вы от осуждения в геенну?» (Мф.23:13-33)

Подлинные духовные вожди, которые правильно и верно представляют Бога и не ищут славы для себя, удостаиваются особой чести на страницах Писания. Бог возвышает Своих истинных рабов и желает, чтобы другие почитали их и брали с них пример. Христиане Галатии, должно быть, очень угодили Богу, когда приняли Апостола Павла, «как ангела Божьего, как Христа Иисуса» (Гал. 4:14). Павел призывал филиппийскую церковь: «Примите [Епафродита] в Господе со всякой радостью и к таким имейте уважение, ибо он за дело Христово был близок к смерти» (Фил. 2:29-30). Апостол умолял фессалоникийцев: «Просим же вас, братья, уважать трудящихся у вас, и начальствующих ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их с особой любовью за дело их» (1 Фес. 5:12-13). Он советовал Тимофею: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17). Автор Послания к Евреям увещает верующих: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт; чтобы они делали это с радостью, а не вздыхая, ибо это для вас не полезно» (Евр. 13:17).

С другой стороны, никто в Писании не подвергается такому осуждению, как религиозные шарлатаны, которые живут во лжи и учат ей. Самое страшное наказание Бог приготовил тем людям, которые выдают себя за Его служителей, а в действительности являются служителями зла и лжи, лгунами и обманщиками, чей духовный отец — сам дьявол (Иоан. 8:44).

Пуританский проповедник XVII века Ричард Бакстер писал: «Многие портные могут ходить в лохмотьях и при этом шить богатые одежды для других. Многие повара могут только пальчики облизывать, готовя самые изысканные блюда для других». Он имел в виду, что многие религиозные вожди якобы предлагают духовную пищу своим подопечным, а сами остаются духовно убогими и голодными. Таким было большинство еврейских религиозных вождей в новозаветные времена.

Многие христиане сегодня очень обеспокоены по поводу растущего влияния коммунизма, гуманизма, секуляризма и социальной несправедливости.

Однако всё это зло, вместе взятое, каким бы огромным оно ни было, не представляет той угрозы для христианства, которая исходит от ложных пастырей. На протяжении истории искупления самой большой угрозой для Божьей истины и Божьего дела были лжепророки и лжеучителя, потому что они говорили якобы от имени Бога. Именно поэтому самые строгие слова обличения Господь приготовил для лжеучителей Израиля, которые утверждали, что говорят и действуют от имени Бога, а на самом деле были лжецами.

Однако почему-то евангельские верующие часто проявляют нерешительность и не противостоят лжеучителям с той же строгостью и жёсткостью, с какой противостояли им Иисус и Апостолы, а также благочестивые пророки до них. Сегодня, как никогда раньше, а может быть и более чем когда-либо в истории Церкви, языческие религии и культы настойчиво вторгаются в страны, которые веками формально считались христианскими. Даже внутри Церкви многие идеи, учения и философские системы, которые, по сути своей, являются завуалированным язычеством, стали популярными и влиятельными. Как в древнем Израиле, чем дальше народ Божий удаляется от основ Божьего Слова, тем больше в мире и даже среди народа Божьего процветают ложные религии. Сегодня, как никогда, христиане нуждаются в умении отличать истину от лжи. Они должны узнавать и почитать истинных благочестивых пастырей, которые питают их Словом Божьим и укрепляют их веру, но должны также узнавать и разоблачать тех, кто извращает и разрушает Божье Слово, кто разлагает Церковь и уводит погибающих людей всё дальше и дальше от Божьей истины и спасения.

Благочестивые пророки Ветхого Завета постоянно встречали сопротивление и часто были гонимы нечестивыми пророками, которые уводили многих людей за собой. Исаия говорил: «Что будет с народом, то и со священником» (Ис. 24:2). Иеремия писал: «Пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредничестве их, и народ Мой любит это» (Иер. 5:31), а также: «Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустой степью» (12:10).

В Матф. 23:13-33 Иисус безжалостно осуждает ложных духовных вождей Израиля, в частности книжников и фарисеев, которые в то время имели больше всего власти и влияния в иудаизме. Иисус предупреждал о них в Своей первой проповеди, Нагорной (см., напр., 5:20; 7:15), и Его последняя проповедь (Матф. 23) почти вся состоит из предупреждений о них и для них.

В Своей последней публичной проповеди Господь хотел предупредить людей о ложных вождях, освободить от их влияния и обратить их к истинному учению и к благочестивому примеру Своих Апостолов, которые должны были стать Его полномочными представителями на земле в ранний период Церкви. Он также показал самим Апостолам последний пример того, как нужно противостоять лжеучителям, что так скоро понадобится им, когда они будут провозглашать и защищать Евангелие.

Неверующие книжники и фарисеи, к которым Иисус обращался в храме, оставались в грехе и были осуждаемы за неправильное обращение с законом, за его извращение и за то, что вводили Израиль в ересь, точно так, как поступали лжепророки с их праотцами (ст. 30-32). Но они также были прообразом всех ложных духовных вождей, которые должны были прийти после них.

Поэтому то, что Иисус сказал им и о них, важно не только в том историческом контексте. Это очень ценное наставление о том, как поступать с ложными вождями, которых так много и в наше время.

В первых двенадцати стихах 23-й главы Иисус объявил, что книжники и фарисеи, типичные представители ложных вождей, не имели власти. Они были нечестны, лишены сочувствия, духовности и смирения, и поэтому Бог не одобрял и не благословлял их. Теперь, обращаясь к ним лично, Иисус утверждает, что они находятся под самым строгим Божьим осуждением.

В 13-33 стихах Иисус произносит семь проклятий, — фраз, начинающихся со слов «горе вам», — обращённых против этих нечестивых вождей. Если в их число включить и 14-й стих, то будет восемь проклятий, но этого стиха нет в самых ранних рукописях Евангелия от Матфея. Вероятно, этот стих был добавлен позже из благих побуждений переписчиком, взявшим его из Марк. 12:40 или Лук. 20:47. Хотя содержание этого стиха и подлинно, мы не будем обсуждать его здесь, потому что в тексте оригинала его в этом отрывке, похоже, не было.

Этот день был крайне напряжённым, в некотором смысле даже более напряжённым, чем тот, когда Иисус изгнал торговцев и меновщиков из храма.

В тот раз гнев Иисуса был направлен на внешнее поведение религиозных вождей, и это привело их в ярость (21:16, 23). Теперь же Он вознегодовал из-за того, какими они были внутренне, и это привело их в ещё большую ярость.

В наше время терпимости и эклектизма (неорганическое, чисто внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов, точек зрения, методов) то противодействие, которое Иисус оказал книжникам и фарисеям, кажется странным и немилосердным.

Человек, который слишком резко выступает против ложной религии, небиблейского учения или движения, считается неприятным, грубым и склонным к осуждению. Обвинения, которые Иисус выдвинул в 23-й главе Евангелия от Матфея, как и в других Евангелиях, настолько несовместимы с идеей христианской любви, которой придерживаются, к примеру, некоторые либеральные богословы и библеисты, что они приходят к выводу, будто Христос не мог сказать такого. Они утверждают, что подлинные слова Иисуса были видоизменены и усилены либо авторами Евангелий, либо теми, от кого они получили эти сведения.

Но природа приговора, который вынес Иисус этим развращённым религиозным вождям, совершенно согласуется со всем Писанием, как Ветхим, так и Новым Заветами. И не только это, но, как кто-то отметил, слова Иисуса в этом отрывке слетают с Его уст словно разряды грома и молнии. В этом эпизоде из Его уст исходят самые пугающие, самые страшные слова из тех, которые Он когда-либо произнёс на земле. Они меньше всего похожи на размышления слишком усердного автора или переписчика.

23-я глава Евангелия от Матфея — один из самых глубоких по содержанию разделов Писания. Здесь Иисус делает слово «лицемер» синонимом слов «книжник и фарисей». Он называет их сынами геенны, слепыми вождями, безумцами, полными хищения и неправды, окрашенными гробами, исполненными лицемерия и беззакония, змеями, порождениями ехидны и гонителями и убийцами Божьих людей. Иисус изрекал каждое слово, полностью владея Собой, но каждое Его слово было исполнено огромной силы.

Иисус никогда не был безучастным или равнодушным, даже по отношению к Своим врагам, и в этом случае Его осуждение тоже было смешано с печалью и глубоким состраданием. Ни Сын, ни Отец не желают, чтобы кто погиб, потому что Божья благодать желает, чтобы все пришли к покаянию и спасению (2 Пет. 3:9). В конце Своего обвинения Иисус косвенно ещё раз пригласил книжников и фарисеев уверовать, сказав, что всё ещё был бы рад собрать неверующих под Свои крылья, как птица собирает птенцов, если бы только они захотели (Матф. 23:37).

Когда Иисус приблизился к Иерусалиму во время Своего торжественного входа в него, «то, смотря на него, заплакал о нём и сказал: „О, если бы и ты хотя в этот твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих“» (Лук. 19:41-42). Иисус глубоко скорбел, потому что знал о грядущем суде над Израилем и его вождями. Потому так много боли чувствуется в проклятиях, которые вскоре прозвучали из Его уст. С одной стороны, пламенная праведность Бога, которая требует очищения, а с другой — Его сочувственная любовь, исходящая из сердца, которое скорбит по поводу судьбы Его народа.

Строго обличая ложных еврейских вождей, Иисус использует два слова, «горе» и «лицемеры», которые являются ключевыми для понимания Матф. 23:13-33. «Горе» — от слова оуай, которое является не словом в обычном смысле, а, скорее, звукоподражательным восклицанием и представляет собой гортанный крик, выражающий гнев, боль или и то, и другое. В Септуагинте (греческом переводе Ветхого Завета) это слово используется для выражения печали, отчаяния, скорби, боли и страха перед смертью. В Новом Завете оно используется для выражения скорби и осуждения. Оно несёт в себе смешанные идеи наказания и сожаления, проклятия и сострадания.

Но Иисус, обращаясь к фарисеям, использовал слово «горе» не как восклицание, а как заявление, как божественное объявление Божьего суда. Он не использовал это слово в том смысле, в котором люди говорят: «Будь проклят!» Он не желал, чтобы эти ложные вожди вечно мучились, а просто констатировал факт. Иисус хотел, чтобы они покаялись и обрели спасение, а не осуждение. Но Он знал, что, отказавшись покаяться и уверовать, они обрекут себя на муки в аду, где на них изольётся Божий праведный и справедливый гнев. Когда Бог произносит слово «горе» по отношению к порочным людям, Он приводит в движение механизм божественного суда.

«Лицемеры» — от слова гупокритес, коренное значение которого «отвечать», или «откликаться». Позже его стали использовать по отношению к актёрам, и оно приобрело значение обманного притворства, то есть напускание на себя ложного вида. Это слово использовалось для описания того, что можно назвать театральной добротой — притворной добротой, просто для видимости.

В Своей серии из семи проклятий, направленных против книжников и фарисеев, Иисус заочно осудил всех ложных духовных учителей. Он осудил их за то, что они уводят людей от Божьего Царства; за то, что духовно разрушают людей; за то, что извращают истину; за то, что они подменяют Божьи приоритеты; за то, что занимаются вымогательством и потакают своим слабостям; за их осквернение всего и за их притворство.

 

Ложные вожди прокляты за удаление людей от Божьего Царства

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное людям, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф.23:13)

Сначала Иисус предал книжников и фарисеев проклятию за то, что они препятствовали людям входить в Царство Небесное. Главное зло всех ложных религий состоит в том, что они не впускают людей в Божье Царство.

Несмотря на всю привлекательную, добрую и многообещающую внешнюю сторону ложной религии или философии, её конечная цель — затворить Царство Небесное людям. Она может питать тело, возбуждать мысль и успокаивать эмоции, но она неизбежно приведёт души к погибели. Она может поднять моральные нормы, способствовать успеху в мире, поможет преодолеть житейские проблемы и внешне улучшить взаимоотношения людей, но она не удалит их грех и не улучшит взаимоотношений с Богом.

Она может обещать небеса, но дать может только ад.

«Вы сами не входите в Царство, — говорит Иисус, — и хотящих войти не допускаете». В своём лицемерии фарисеи делали вид, что знают Бога, но на самом деле они не знали Его; делали вид, что являются Его глашатаями, но не были ими; делали вид, что принадлежат Божьему Царству, но на самом деле Его Царству не принадлежали. В своей безграничной гордости они даже считали, что сами являются привратниками в Царстве.

В своём Послании церкви в Риме Павел писал:

«Вот, ты называешься иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого?.. Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? «Ибо из-за вас, — как написано, — имя Божье хулится у язычников»» (Рим. 2:17-21, 23-24).

Книжники и фарисеи, а также все остальные евреи, соблюдавшие их лицемерные традиции, заблуждались, считая, что так как они — Его призванный народ, получатели и хранители Божьего закона (Рим. 3:2; 9:4-5), то им автоматически суждено иметь Божье одобрение в жизни. В своей духовной тьме они не могли отличить знание закона от его соблюдения, и знание о свете — от жизни в свете.

Но Иисус заявил, что им нет части в Божьем Царстве, которое является сферой Его правления и власти. В этом контексте особенно имеется в виду сфера спасения, в которой живёт Его искупленный народ.

Данное Иисусом описание подразумевает, что книжники и фарисеи стоят у ворот Царства и закрывают их перед теми, кто вот-вот готов войти в него.

Люди, которые обращались к этим религиозным вождям в надежде, что те направят их и помогут им найти Бога, фактически оказывались в ситуации, когда от них затворяли Его, даже если они уже были на грани спасения.

В прямом историческом контексте Иисус говорил, что Он пришёл к народу израильскому, чтобы провозгласить Царство Божье и даровать всем, кто уверует в Него, возможность войти в Царство. Но стоило лишь кому-либо из евреев проявить интерес к Евангелию, как книжники и фарисеи как бы становились между этим человеком и Христом. Печально, что они преуспели в таком неблаговидном деле — отвращении людей от Него. Они делали то же самое с обратившимися к Богу через проповедь Иоанна Крестителя, и вскоре они поступят точно так же с теми, кто будет тянуться к Богу через проповедь Апостолов.

Как только люди из Иерусалима и из всей Иудеи и всей окрестности иорданской выходили послушать Иоанна Крестителя и «крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои», тут же появлялись неверующие и нераскаявшиеся фарисеи и саддукеи, пытаясь разрушить дело Иоанна и смутить людей тем, что притворно, без подлинного исповедания своих грехов принимали крещение. Разглядев их лицемерие, Иоанн назвал их «порождениями ехидны», находящимися под осуждением Божьего гнева (Матф. 3:5-8; ср. ст.10, 12). Иоанн произнёс, практически, те же слова, которые вот-вот должны были прозвучать в адрес фарисеев из уст Иисуса в храме (23:33).

Больно даже представить, — а Иисусу это было больнее во сто крат, — множество тысяч людей, для которых ложные религиозные вожди Израиля затворили Его Царство. В параллельном отрывке Лука сообщает, что Иисус сказал: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» (Лук. 11:52).

Неправильно толкуя Слово Божье, отвергая Мессию, отвергая нужду в покаянии и отвергая спасение по благодати, ложные вожди забрали ключ знания. В их системе праведности по делам не было места для Евангелия благодати, которое является единственным путём в Царство. Отвращая людей от Христа, эти вожди препятствовали их спасению и утверждали их погибель.

Поэтому величайшая битва в мире — это битва не против коммунизма, гуманизма, секуляризма или социальной несправедливости. Гораздо серьёзнее битва за человеческие души, битва, которую можно проиграть, даже если во всём остальном одержишь победу. Величайшая задача Церкви сегодня — ясно и смело проповедовать Божью истину и так же ясно и смело обличать сатанинскую ложь. Величайшая нужда в мире сегодня состоит в том, чтобы отвернуться от лжи и услышать и принять Божью истину и спасение.

Когда в опасности находятся вечные души людей, Церковь не может быть пассивной и равнодушной. Не может она также прятаться за ложным смирением, которое боится осудить, или за ложной любовью, которая боится обидеть. Христос был в высшей степени смиренным, однако Он никогда не называл зло чем-то иным. Христос в высшей степени любил людей, однако Он никогда не отказывался от предостережений, которые могли спасти Его слушателей от ада. Он сильно гневался на тех, кто своими ложными учениями уводил людей от Бога, направляя их прямо в ад.

Жестокосердие фарисеев нигде не описано так наглядно, как в случае со слепым, которого Иисус исцелил в субботу. Когда исцелённого человека привели к фарисеям и они узнали, что он был исцелён в субботу, единственное, что имело для них значение, — это нарушение Иисусом одной из их субботних традиций (Иоан. 9:16). То, что этот человек всю свою жизнь был слепым и жил в отчаянии, а теперь обрёл зрение, не имело для них никакого значения. Они были абсолютно лишены сострадания и совершенно не видели истины. Они остались равнодушны к подтверждению родителей этого человека, что он действительно был слеп от рождения (ст. 20), и глухи к убедительным доводам самого прозревшего о божественном источнике его исцеления (ст. 30-33). Факт его исцеления даже не рассматривался ими. Они решили, что Иисус не был Христом (см. ст. 22), и никакие доказательства об обратном для них ничего не значили. Один этот эпизод убедительно продемонстрировал отвержение фарисеями Иисуса как Мессии, отвержение ими Его божественной природы и власти и их пренебрежение к Его божественной благодати и к душам людей.

Когда после Дня Пятидесятницы Церковь начала бурно расти, провозглашая власть Христа спасать души и демонстрируя Его силу исцелять людей физически, еврейские религиозные вожди снова продемонстрировали жестокосердие. «Что нам делать с этими людьми? — сказали они о Петре и Иоанне после того, как те исцелили хромого человека возле храма. — Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть это; но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозой запретим им, чтобы не говорили об имени этом никому из людей» (Деян.4:16-17). Для них ни сила, явленная Апостолами, ни истина, которую те провозглашали, не относились к делу. Они сами отвергли Царство и, как во дни служения Иисуса, решительно препятствовали другим войти туда.

Павел напоминал фессалоникийским верующим, что они пострадали от рук своих неверующих соотечественников, как верующие евреи в Иудее пострадали от рук своих. Эти еврейские вожди «убили и Господа Иисуса, и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем людям противятся, [они] препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца» (1 Фес. 2:14-16).

Несколько лет назад один молодой человек позвонил мне и сказал, что хочет покинуть нашу церковь и перейти к мормонам и что через несколько часов двое мормонов должны посетить его. Я сразу же поехал к нему домой и предупредил о страшной опасности его намерения. Я сказал, что если он не истинный христианин, они станут проклятием для его души, потому что уведут его от Христа, а если — истинный, то превратят его духовную жизнь в руины. Когда пришли мормоны, я отказался обсуждать с ними вопросы учения, но в духе 23-й главы Евангелия от Матфея изложил им истинное Евангелие Христа и осудил ужасные отклонения от Писания, которым учит эта секта. Однако молодой человек вступил в этот культ и несколько лет не мог оттуда выйти.

В основе всех нехристианских религий лежит учение о праведности от дел, а праведность, основанная на делах, неизбежно находится в состоянии смертельной вражды с Евангелием Божьей благодати. По самой своей природе такие религиозные системы исключают людей из Божьего Царства.

Ложные вожди прокляты за духовное разрушение людей

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, чтобы обратить хоть одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф.23:15)

Во-вторых, Иисус предал книжников и фарисеев проклятию за то, что они духовно разрушали людей. Они не только уводили людей от истинной веры, но и навязывали им ложную веру.

В новозаветные времена, чтобы обратить язычников в иудаизм, нужно было приложить большие усилия. Книжники и фарисеи трудились очень активно, обходя море и сушу, чтобы сделать хотя бы одного язычника прозелитом. Основное значение слова «прозелит» — человек, который прибыл.

Оно стало широко использоваться по отношению к тому, кто был обращён в какую-либо религию.

Если бы эти усилия евреев были направлены в нужное русло и имели правильные побуждения, это было бы похвально, потому что Израиль был призван быть Божьим орудием для того, чтобы приобрести мир для Него. В Своём завете с Авраамом Господь пообещал, что через него и его потомков «благословятся… все племена земные» (Быт. 12:3). В Синайском завете Господь отделил Израиль как «царство священников и народ святой» (Исх.19:6), который, подобно его Мессии, должен был быть светом для народов (Ис. 49:6).

Однако большую часть своей истории Израиль делал всё, что угодно, только не приводил язычников к Богу. Сама идея о покаянии и спасении язычников для евреев была омерзительна, ведь таким образом язычники занимали то же положение перед Богом, что и евреи. Иона, по своему собственному признанию, попытался убежать в Фарсис именно для того, чтобы воспрепятствовать, а если возможно, и предотвратить покаяние и прощение Ниневии (Ион. 4:2).

Однако к тому времени, когда Иисус начал проповедовать, среди некоторых евреев возник иной дух, и они стали ревностно пытаться обратить людей в иудаизм. В результате их усилий во многих синагогах были люди, обращённые из язычества. Приобрести прозелита было очень трудно, отчасти потому, что евреи пользовались отвратительной репутацией из-за своей исключительности и фанатизма, и когда удавалось обратить хотя бы одного, он считался чем-то вроде награды.

В синагогах было два вида прозелитов. Одних называли «прозелитами у ворот», потому что эти язычники посещали только богослужения. Они поклонялись истинному Богу, но не посвящали себя полностью иудаизму и не соблюдали все его ритуалы и законы. О таких прозелитах идёт речь в книге Деяний, где они названы благочестивыми (10:2, 7; 13:50), «боящимися Бога» (10:2, 22, 35; 17:4, 17) или «чтущими Бога» (16:14; 18:7).

Другой вид прозелитов называли «праведными прозелитами», потому что они становились настолько религиозными, насколько это было возможно для язычников. Они участвовали во всех церемониях, ритуалах и празднествах; соблюдали все омовения и другие обряды, как библейские, так и традиционные; и если это были мужчины, над ними совершали обряд обрезания.

Этим новообращённым даже давали еврейские имена, чтобы отделить их, насколько это было возможно, от их языческого прошлого. Однако, в отличие от их популярного титула, они не имели ничего общего с праведностью.

Подобно наставлявшим их книжникам и фарисеям, они становились воплощением самоправедности.

По вполне понятным причинам «прозелитов у ворот» было гораздо больше, чем «праведных прозелитов». Но именно от последних были в восторге книжники и фарисеи, потому что ввести язычника в законническую систему обрядов иудаизма считалось большим достижением.

 

Как часто бывает с новообращёнными, включая истинных верующих, принявших Христа, многие «праведные прозелиты» проявляли чрезвычайную ревность в своей новой вере, а некоторые даже были ревностнее тех, кто обратил их. Но поскольку они попадали в ложную религиозную систему, заменившую библейский иудаизм, такие прозелиты становились сыновьями геенны, вдвое худшими, чем сами книжники и фарисеи. Они иногда превосходили своих наставников в фанатичном рвении, но так как их рвение не было благочестивым, оно попросту уводило их прямо в геенну.

В этом стихе слово «геенна» в тексте оригинала стоит в родительном падеже, указывая на свойство или на принадлежность к чему-то. Сыном геенны назывался человек, который был особенно злым и бесчеловечным. Сыном геенны, вдвое худшим, должен был быть человек вдвойне злой и вдвойне проклятый.

«Геенна» — это греческое слово, которое произошло от названия долины Еннома за пределами Иерусалима, где сжигали мусор. Эта долина считалась проклятым местом, потому что там в древности поклонники языческого божества Молоха приносили в жертву своих детей, сжигая их живьём. Этот ужасный обычай был позаимствован даже некоторыми израильтянами (см.2 Пар. 28:3; Иер. 7:31). Когда царь Иосия объявил это место нечистым (4 Цар. 23:10), оно стало мусорной свалкой, и так как языки пламени и дым постоянно были видны над долиной, то она стала ярким прообразом вечного огня в аду.

Каждый верующий должен быть благодарен за то, что в своё время ему встретился тот, кто открыл для него дверь спасения, а не закрыл её, — тот, кто указывает путь в Царство, а не заграждает его от людей. И каждый верующий должен быть благодарен за то, что у него есть возможность слышать и изучать истину Божьего Слова. Даже скучная проповедь Евангелия неизмеримо лучше самой захватывающей проповеди ложного «евангелия», которое обрекает людей на вечность в аду.

Как гражданин Божьего Царства, каждый верующий должен открывать дверь Царства для других. Все верующие имеют ключ к Царству, и этим ключом является спасающее Евангелие Иисуса Христа (Матф. 16:19), а лжеучителя забирают ключ познания, ведущего в Царство (Лук. 11:52). Когда христиане сталкиваются с представителями ложных культов, сект или религий, они должны объяснить этим людям, что путь спасения — во Христе, и таким образом исторгнуть их как бы из огня (Иуд. 23). Они должны не обсуждать богословие или достоинства различных священных писаний или толкований Библии, бросая таким образом «жемчуг… перед свиньями», а твёрдо осудить учение этой группы как нечестивое и гибельное — точно так, как Господь поступил с книжниками и фарисеями.

Ложные вожди прокляты за извращение истины

«Горе вам, вожди слепые, которые говорите: «Если кто поклянётся храмом, то ничего, а если кто поклянётся золотом храма, то повинен». Безумные и слепые! Что больше: золото или храм, освящающий золото? Также: «Если кто поклянётся жертвенником, то ничего, если же кто поклянётся даром, который на нём, то повинен». Безумные и слепые! Что больше: дар или жертвенник, освящающий дар? Итак, клянущийся жертвенником клянётся им и всем, что на нём; и клянущийся храмом клянётся им и Живущим в нём; и клянущийся небом клянётся престолом Божьим и Сидящим на нём» (Мф.23:16-22)

В-третьих, Иисус предал книжников и фарисеев проклятию за то, что они извратили истину. Бог есть Бог истины, Он не может лгать (Тит. 1:2; Евр.6:18). Поэтому Его народ должен быть народом истины. В сатане же совсем нет истины. «Когда говорит он ложь, говорит своё, — заявлял Иисус, — ибо он лжец и отец лжи» (Иоан. 8:44). Его последователи также искусные лжецы, а извращение истины — отличительный признак любой ложной религиозной системы. С самого начала те, кто отверг Бога, отвергали Его истину.

Они «заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили творению вместо Творца» (Рим. 1:25).

В данном обвинении Иисус назвал Своих противников не лицемерами, а слепыми вождями, подчёркивая, что они и не подозревали, что не знают истины. Евреи, как Божий избранный народ, которому было доверено Его откровение, уже давно считали себя путеводителями слепых, светом для находящихся во тьме, наставниками невежд, учителями младенцев (Рим.2:19-20; ср. 3:2). Но, как ранее объявил Иисус, они были «слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму» (Матф. 15:14). Книжники и фарисеи гордились своим превосходным познанием и пониманием в религиозной сфере, но они были слепыми вождями, пытающимися вести слепой Израиль, поэтому, отказываясь прийти к свету, все они были обречены на осуждение.

Среди многих отклонений от истины у них было ещё одно странное учение: если кто поклянётся храмом, то ничего, а если кто поклянётся золотом храма, то повинен. То, что они разработали такое двойное правило, касающееся клятвы, свидетельствует о том, что их интересовала не истина, а уклонение от неё, если она мешала их эгоистичным интересам. Основная причина, стоящая за первой частью этого правила, состояла в том, чтобы дать религиозное оправдание лжи и сделать её безнаказанной. Если человек клялся храмом, а не золотом храма, он мог лгать сколько угодно. Вторая часть этого правила была разработана как необходимая целесообразность, поскольку никакое общество не сможет выжить, если не обеспечит гарантий выполнения обещаний и договоров. Если человек хотел быть абсолютно уверенным в том, что ему говорят правду или обещанное будет исполнено, он требовал, чтобы ему поклялись золотом храма, что якобы связывало обещающего словом. Человек, который нарушал своё слово, дав такую клятву, по еврейскому закону мог быть наказан.

Человеческое общество изобрело различные средства, чтобы заставить людей держать слово отправка грузов. В некоторых народах самая священная и обязывающая клятва скреплялась кровью участвующих сторон. У других народов в договорах было соглашение, подписываемое каждой стороной, в котором оговаривалось наказание за невыполнение обязательств. До недавнего времени во многих странах Запада закон требовал, чтобы свидетели в суде клялись, что будут говорить правду, положив правую руку на Библию и призывая на помощь Бога.

В Израиле использование клятвы было настолько извращено, что клятвы нарушали даже в тех случаях, когда давали обещание Богу. Например, если человек давал обет отдать определённую сумму для Божьего дела, часто он подкреплял своё обещание, клянясь храмом. Если позже он решал, что пообещал слишком много или вовсе не собирался отдавать всю сумму, у него оставалась лазейка, потому что такая клятва не значила ничего.

В Нагорной проповеди Иисус осудил всех клянущихся, сказав: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землёй, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головой твоей не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: „Да, да“; „Нет,нет“; а что сверх этого, то от лукавого» (Матф. 5:34-37). Благочестивый человек всегда будет говорить правду, для него достаточно сказать просто «да» или «нет», потому что его связывает его благочестивый характер.

Иисус не учил какому-то новому принципу. Псалмопевец провозгласил:

«Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои» (Пс.49:14). Другими словами, если ты дал клятву, то должен её исполнить.

Давид свидетельствовал: «На мне, Боже, обеты Тебе; Тебе воздам хвалы» (Пс. 55:13), и снова: «И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день» (Пс. 60:9; ср. 65:13; 75:12). Важно то, что в каждой из этих цитат исполнение клятв Богу напрямую связано с хвалой и благодарением Ему.

Анания и Сапфира оскорбили Бога не потому, что дали меньше на Божье дело, чем могли, а потому, что солгали Ему. Когда Пётр противостал им, он обвинил их в том, что они солгали Святому Духу и искушали Бога. Господь очень серьёзно относится ко лжи, и эти двое верующих за свой обман поплатились жизнью. Не удивительно, что в результате этого «великий страх объял всю церковь и всех слышавших это» (Деян. 5:1-11).

То, что клятва золотом храма обязывала, а клятва самим храмом не обязывала, было нравственной хитростью и логическим абсурдом. «Безумные и слепые! — сказал Иисус. — Что больше: золото или храм, освящающий золото?» Другими словами, что это за извращённая логика, которая определяет, что если человек клянётся чем-то меньшим, то он связан этой клятвой больше, чем если бы он клялся чем-то большим? Единственной причиной, почему золото могло считаться священным (а поэтому и обет данный на нём как бы более обязательным), был храм, освящающий золото.

Религиозные вожди применяли ту же извращённую логику по отношению к клятве жертвенником, которая ничего не значила, то есть была необязательной, и к клятве даром, который на нём, которая, как считалось, была обязательной для соблюдения. «Безумные и слепые! — сказал им Иисус. — Что больше: дар или жертвенник, освящающий дар?» Сама идея была абсурдна как с точки зрения богословия, так и с точки зрения логики.

Эти правила были ничем иным, как злым обманом, где святые понятия использовались для того, чтобы замаскировать нечестивую склонность религиозных вождей ко лжи.

Дальше Иисус указывает на то, что клясться жертвенником — значит клясться даром, который на нём; клясться храмом — значит клясться Живущим в нём, то есть Самим Богом; и клясться небом — значит клясться и престолом Божьим и Сидящим на нём. Другими словами, всё, что было связано с храмом, и всё, что было связано с небесами, было связано с Богом.

По сути, так как Бог — Творец всего, то чем бы человек ни клялся, эта клятва будет затрагивать Бога.

Ложные вожди прокляты за подмену Божьих приоритетов

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; это надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, процеживающие комара, а верблюда поглощающие!»  (Мф.23:23-24)

В-четвёртых, Иисус предал книжников и фарисеев проклятию за то, что они подменили Божьи приоритеты. Они преувеличили незначительное и преуменьшили существенное.

Мята, анис и тмин были травами, которые выращивали и использовали как специи для приготовления пищи. Их обычно не причисляли к сельскохозяйственным культурам, с которых по закону Моисея нужно было платить десятину в сокровищницу Израиля (Лев. 27:30). Поскольку десятина помогала поддерживать правительство, которое представляло собой теократическое правление, осуществляемое в значительной степени священниками, то она была формой налогообложения. Вторую десятину нужно было платить каждый год, чтобы поддерживать проведение различных обрядов и национальных праздников (Втор. 12:11, 17). Ещё одну десятину нужно было платить каждые три года как пособие для поддержки левитов, пришельцев, сирот и вдов (Втор. 14:28-29), что составляло ещё 3,3 процента в год. Таким образом, чтобы финансировать теократию, израильтяне должны были платить немногим больше 23 процентов от своего годового дохода.

Повеление в отношении десятины касалось тех сельскохозяйственных культур (см. также Втор. 14:22), которые были ценны как товар. Среди них были зерновые, оливковое масло, вино, фрукты и овощи. Но дотошные книжники и фарисеи расширили список облагаемых продуктов и включили в их состав даже самые маленькие растения, выращиваемые в горшках на кухонных подоконниках. Как и сегодня, в те дни пряные травы выращивали ради зелени и семян, и когда фарисеи срывали листья с мяты или собирали семена с аниса и тмина, они тщательно считали листья и семена, отделяя для Бога каждый десятый листок и каждое десятое семя. Они гордились собственной праведностью, соблюдая десятину до мелочей.

Но, проявляя щепетильность в таких незначительных и зачастую необязательных вопросах, они оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру.

Они были заняты подсчётом листьев и семян, но проявляли равнодушие к основным нравственным нормам.

Иисус позаимствовал слово «важнейшее» из раввинских преданий, которые разделили закон на две категории: незначительный и важный. Извратив приоритеты, книжники и фарисеи преуменьшили значение таких понятий, как суд, милость и вера, причислив их к категории незначительных, и преувеличили значение десятины с трав, причислив их к категории важнейших. Говоря о важнейших вопросах, Иисус перефразировал слова Михея.

За семьсот лет до этого пророк Михей объявил: «О, человек! Сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед Богом твоим» (Мих. 6:8).

Книжники и фарисеи были несправедливыми, пристрастными, безжалостными, жестокими, неумолимыми, злыми, жадными и обижали других.

Они являлись воплощением всего противоположного важнейшему в законе.

Но хуже всего было то, что они жили видением, а не верой, и полагались на свои собственные дела, а не на Божью благодать.

Иисус не обвинял дающих десятину с трав, что было бы вполне приемлемо, если бы делалось с верой и от чистого сердца. И так как в то время десятина всё ещё была обоснованным требованием Ветхого Завета, Он, конечно же, не порицал приношение десятины в целом. «Это надлежало делать,— сказал Он, — и того не оставлять». В свете того что по закону Моисея до эпохи раввинов такие садовые растения и их плоды не облагались десятиной, похоже, что под словом «это» Иисус подразумевал десятину в общем. Другими словами, проявляя верность в уплате десятины согласно заповедям в Писании, они не должны были оставлять и важнейшие требования Господа.

Однако десятина была требованием только в Ветхом Завете. В Новом Завете об этом упоминается всего шесть раз — трижды в Евангелиях и трижды в Послании к Евреям. В Евангелиях о десятине, как и в данном случае, всегда упоминается в связи со злоупотреблениями книжников и фарисеев (см. также Лук. 11:42; 18:12). В Послании к Евреям о десятине Моисея упоминается лишь в связи с соблюдением этой заповеди древним Израилем (Евр. 7:8-9; ст. 5-6). Нигде в Новом Завете десятина не упоминается как обязательная для церкви или как рекомендация в качестве образца для пожертвований христиан. Это легко понять, если мы признаём, что десятина была формой налога в поддержку существования Израиля как государства. Ближайшая новозаветная параллель — это требование платить налоги, упомянутое в Рим. 13:6-7.

Ложные религии, почти все без исключения, сильно преувеличивают незначительное и сводят к минимуму или вообще игнорируют истинно духовное. Мирскому поклоняются, а духовным пренебрегают.

Даже истинные верующие могут увлечься мелочами. Например, некоторые, изучающие Библию, утверждают, что выяснили значение фактически всех неясных знаков и символов в Писании, однако в жизни уделяют очень мало внимания ясным и недвусмысленным нравственным библейским истинам.

Иисус ярко проиллюстрировал извращение книжниками и фарисеями Божьих приоритетов, когда сказал, что они комара отцеживают, а верблюда поглощают! Комар был самым маленьким, а верблюд — самым большим из церемониально нечистых животных (см. Лев. 11:4, 42). Изощряясь в своих выдумках, фарисеи пили вино сквозь стиснутые зубы, чтобы отфильтровать любое насекомое, которое могло попасть в чашу с вином. Имея извращённое понятие о ценностях, эти религиозные вожди были больше озабочены тем, чтобы не оскверниться маленьким комаром, чем огромным верблюдом. Они проявляли усердие, исполняя формальные, незначительные традиции, но были равнодушны к собственному лицемерию, нечестности, жестокости, жадности, самопревозношению и множеству других серьёзных грехов. Они заменили важные добродетели внешними религиозными обрядами.

Ложные вожди прокляты за вымогательство и потакание своим слабостям

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:25-26)

В-пятых, Иисус предал книжников и фарисеев проклятию за вымогательство и потакание своим похотям.

Чтобы показать их лицемерие, Иисус вновь использовал для сравнения очищение внешности чаши и блюда, а не их внутренней части. Греческое слово, переведённое как «блюдо», часто использовалось по отношению к большому подносу, на котором подавали изысканные лакомства. Здесь представлен образ человека, который подаёт гостю прекрасное на вид лакомство с лучшим вином. Но оказывается, что, хотя посуда красива и церемониально очищена, подаваемая в ней еда испорчена.

Внешне религиозные вожди выглядели набожными и преданными Господу, но внутри они были полны нравственной и духовной грязи, а именно хищения и неправды. Церемониально они были чистыми и привлекательными, а духовно — грязными и омерзительными.

Слово гарпаге (хищение) несёт в себе идею грабежа, мародёрства и вымогательства, а основное значение слова акрасиа (неправда) — отсутствие самообладания. Последнее часто употреблялось для описания необузданного самодовольства. Бессовестные религиозные вожди, стремясь удовлетворить свою жадность, грабили тех, кому должны были служить. Они опустошали как души, так и кошельки людей, а нажитое нечестным путём использовали в личных целях.

Делая обвинение более личным и открытым, Иисус сказал: «Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их». Посуда не может быть чистой, если в ней находится добытая нечистым путём еда или питьё.

На протяжении всей истории человечества ложные религиозные вожди становились богатыми и тучными, обирая тех, кому якобы служили. Внешне они выглядят праведными, заботливыми и достойными подражания, а внутри это — хищные волки.

Ложные вожди прокляты за своё осквернение

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:27-28)

В-шестых, Иисус предал книжников и фарисеев проклятию за то, что они духовно оскверняли всех, с кем соприкасались.

В новозаветные времена, после окончания периода весенних дождей, у палестинских евреев существовал обычай белить дома, стены и, особенно, гробницы. Они начинали заниматься этим в пятнадцатый день месяца Адара, который приблизительно соответствует марту, чтобы их жилища выглядели более привлекательными для паломников, приходящих праздновать Пасху. Занимаясь побелкой местонахождения гробов, они преследовали также дополнительную цель, особенно те, кто жил вблизи Иерусалима. Так как человек, прикоснувшийся к мёртвому телу или даже к гробнице (Числ.19:16), на семь дней становился церемониально нечистым, все гробницы тщательно белили, чтобы их мог заметить невнимательный паломник. Так паломников оберегали от неумышленного оскверняющего прикосновения к гробнице, которое не позволило бы им участвовать во многих пасхальных событиях, включая жертвоприношение. В некоторых случаях красили всю гробницу, а иногда на ней рисовали кости, как знак того, что там находился склеп. Благодаря этому во время Пасхи Иерусалим и его окрестности сияли в лучах солнца.

Книжники и фарисеи, как гробы окрашенные, снаружи выглядели красивыми, а внутри, как и эти гробницы, были полны костей мёртвых и всякой нечистоты. Они были духовно мёртвыми и не имели подлинного уважения к Божьему закону, хотя внешне превозносили его и называли себя его истинными толкователями и учителями. Но они были бесконечно хуже тех гробниц, церемониально осквернявших того, кто прикасался к ним. Книжники и фарисеи духовно оскверняли тех, с кем соприкасались.

Ложные вожди прокляты за своё притворство

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведникам, и говорите: «Если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков». Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змеи, порождения ехидны! Как убежите вы от осуждения в геенну?»  (Мф. 23:29-33)

В-седьмых, и это последнее, Иисус предал книжников и фарисеев проклятию за их притворство, которое заключалось в том, что они считали себя праведнее других, включая своих праотцев.

На протяжении многих веков эти вожди были первыми, кто строил гробницы пророкам и украшал памятники праведным святым и героям Израиля. Во время церемоний в честь великих мужей прошлого они находились на ораторских трибунах, и из их уст исходила самая громкая лесть.

Понимая, что многие из этих святых были гонимы и убиты их собственными праотцами, книжники и фарисеи противопоставляли себя им, самоправедно утверждая: «Если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков».

Но Иисус отверг их притязания и показал их истинный характер, заявив:

«Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков». В то же самое время эти книжники и фарисеи составляли заговор убить Иисуса, своего Мессию и Пророка всех пророков, тем самым доказывая, что они ещё порочнее, чем их нечестивые предки.

Ослеплённые ненавистью к истине и праведности Божьей они не понимали, что собираются распять Самого Сына Божьего.

«Дополняйте же меру отцов ваших», — сказал Иисус. По сути, Он сказал: «Ваш план убить величайшего Пророка из всех пророков будет последней мерой в заговорах ваших отцов против Божьих посланников». Они были готовы превзойти степень виновности своих предшественников, которые убивали Божьих посланников. Убийство Пророка-Мессии было самым ужасным грехом против Божьих пророков.

В Своём последнем проклятии Иисус восклицает: «Змеи, порождения ехидны! Как убежите вы от осуждения в геенну?» Вопрос был риторическим. Он означал, что эти религиозные вожди никак не смогут убежать от осуждения в геенну, если осуществят злое намерение, отравившее их сердца.

Офис (змеи) — общее слово, означающее змей, а ехидна — это маленькая ядовитая змея, жившая преимущественно в пустынных районах Палестины и других частях восточного Средиземноморья. Так как эти змеи, находясь в состоянии покоя, похожи на сухие ветви, человек, собирая хворост для костра, часто нечаянно брал в руки такую змею, и она кусала его, как это случилось с Павлом на острове Мальта. У той ехидны был смертельный укус, и когда Павел не пострадал от её укуса, суеверные островитяне подумали, что он бог (Деян. 28:3, 6). Понятно, что эти свойства ехидны — быть как смертельно опасной, так и обманчивой на вид — подходили для описания лицемерных фарисеев.

В начале своего служения Иоанн Креститель назвал неверующих и нераскаявшихся фарисеев и саддукеев, которые приходили к нему креститься, «порождениями ехидны» (Матф. 3:7). Он использовал ту же фразу, которую теперь произнёс Иисус в конце Своего служения, описывая тех же ложных вождей. Ни проповедь Иоанна Крестителя, ни обличение этих людей Иисусом Христом не возымели должного действия, но ещё больше ожесточили их в неверии и во вражде к Евангелию и к Божьим праведным посланникам.

В греческой языческой культуре ехидна долгое время ассоциировалась со злом. В греческой мифологии это имя было дано чудовищному божеству, которое представляло собой наполовину змею, наполовину женщину и которое порождало таких же чудовищ, включая сфинкса-убийцу из Фив.

В дни Христа ехидна повсеместно символизировала чрезвычайное зло и опасность. Поэтому, когда Иисус назвал книжников и фарисеев порождениями ехидны, Он обвинил их в том, что они были и злы, и смертельно опасны.

Как объяснялось ранее в этой главе, слово «геенна» произошло от названия долины возле Иерусалима, где сжигали мусор. То, что Иисус установил связь между ехиднами и осуждением в геенну, указывает на обычное занятие земледельца, который сжигал сухую стерню на своём поле, чтобы приготовить землю к следующему сезону. Когда пламя приближалось к норам ехидн, те пытались спастись от огня, но обычно им это не удавалось. По сути, Иисус сказал: «Вы, злые, лживые люди, неужели вы действительно думаете, что сможете убежать от Божьего огненного суда?» Иисус напомнил этим ложным вождям, что они были виновны в том, что уводили людей от Божьего Царства; что духовно разрушали людей; что извратили Божью истину и подменили Божьи приоритеты; что грабили Божий народ и духовно оскверняли всех, с кем соприкасались; что притворялись праведными, а на самом деле были исполнены зла; и более всего — в том, что намеревались казнить Самого Божьего Сына.

Вся слава Христу

Осуждение ложных духовных вождей

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий