Опасность склонения христианина к греху

“И кто примет одно такое дитя во имя Моё, тот Меня принимает. А кто соблазнит одного из малых этих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жёрнов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть вверженным в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть вверженным в геенну огненную” (Мф.18:5-9)

У меня четверо детей, и все они очень дороги для меня. Я их очень люблю и хочу, чтобы всё у них было хорошо. Особенно я желаю своим детям духовного благополучия, чтобы они продолжали возрастать духовно, уподобляясь Христу, сообразуясь с разумом и волей Господа. Я до боли чувствую свою ответственность и обязанность защищать своих детей от любого проявления зла или опасности. Время от времени, когда в их жизни появляются люди или влияния, которые могут причинить им вред, я делаю всё возможное, чтобы защитить их от этих опасностей полипропиленовые трубы. Как любой нормальный родитель, я очень ценю тех людей, которые помогают моим детям, и испытываю негодование по отношению к тем, кто наносит им вред.

Обычно родители более благодарны за всё доброе, сделанное для их детей, чем за доброе для них самих. Таким же образом родителям легче простить своих обидчиков, чем тех, кто обижает их ребёнка. Родители благодарны друзьям, учителям и многим людям, которые ободряют, поддерживают и воспитывают их детей. Однако их приводит в ярость молодой человек, от которого забеременела их дочь, или мнимый друг, который склонил их сына к употреблению наркотиков, или неверующий учитель, который пытается увести их сына или дочь от веры в Бога.

Бог является совершенным образцом подобной родительской заботы, и Его всегда глубоко волнует то, как обращаются с Его детьми. Для Него крайне важно, чтобы Его дети были под защитой и опекой. Поэтому Он обещает благословить тех, кто хорошо относится к Его детям, и сурово предупреждает тех, кто причиняет им вред.

Защищать Своих детей Бог стал с того момента, когда впервые призвал к Себе народ, рождённый от Авраама, и сказал ему и его потомкам: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну» (Быт. 12:3).

Господь всегда требовал доброго отношения к Своему народу, повелевая неверующим относиться к ним хорошо, а верующим — относиться по-доброму друг к другу.

Взяв на руки малое дитя, Иисус преподал урок такой же взаимной заботы друг о друге в среде Его детей.

Принцип

 “И кто примет одно такое дитя во имя Моё, тот Меня принимает” (Мф.18:5)

Основополагающая истина этого стиха состоит в том, что невозможно отделить Христа от Его народа. Следовательно, то, что затрагивает верующих, затрагивает и Его. А именно: кто примет дитя во имя Христа, тот принимает Христа.

Как ясно следует из контекста, Иисус взял дитя в качестве примера. Фраза «одно такое дитя» указывает на конкретного ребёнка, о котором говорится в данном контексте. Это может означать только того, кто, как описано в 3-4 стихах, духовно становится маленьким ребёнком. Иисус не говорил о самом ребёнке, а использовал его как прообраз детей Божьих. Это физическое дитя символизировало духовное дитя Божье, которое с верой смиренно принимает Благую весть и становится верующим (ст. 3). Такие новообращённые — это «[малые эти], верующие в Меня», — объяснил Иисус (ст. 6). И каким бы простым, наивным, незрелым или слабым ни был верующий, к нему нужно относиться как к драгоценному Божьему дитяти, кем он и является. Между Господом и всеми, кто, благодаря пребывающему Святому Духу, имеет в себе Его жизнь, существует сплочённость и единство.

Христианство — это не религиозная система, а искупленные люди, объединённые с Богом, составляющие одно целое с Ним через Его Сына Иисуса Христа. Христиане не только следуют учению Иисуса, они следуют за Самим Иисусом, полностью отождествляя себя с Ним. Он есть Глава, а они — Тело (1 Кор. 12:27); Он есть Лоза, а они — ветви (Иоан. 15:5); Он есть Жених, а они — Невеста (Откр. 21:2, 9).

В проникновенных словах Иисус подтверждает ученикам эту поразительную реальность: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергает; а отвергающий Меня отвергает Пославшего Меня» (Лук. 10:16; ср. Иоан. 13:20). Когда Савл преследовал христиан, Господь остановил его на дороге в Дамаск и сказал: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:4).

В своём Первом Послании церкви в Коринфе Павел на отрицательном примере подтвердил единство между Христом и каждым верующим, когда серьёзно обличил их за нравственную распущенность, за связь с блудницами. Это было особое духовное осквернение, потому что оно делало Самого Христа как бы участником этого греха. Поскольку верующий духовно един с Христом, то, вступая в половую связь с блудницей, он вовлекает в свой грех Господа.

«Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? — спрашивает Апостол. — Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» (1 Кор. 6:15). Это не значит, что Сам Христос становится нечист из-за нечистоты Его последователей, но имя Его пятнается. Лично Он оскверняется грехами верующих не больше, чем солнечный луч, освещающий кучу мусора. Но, когда грешит Его народ, то злословится имя Бога, и наносится ущерб Его делу. И, наоборот, когда Божий народ принимают, Его сердце радуется.

«Принимает» — перевод слова дехомай, которое означает «намеренно, с готовностью брать что-то или кого-то себе». Это слово часто использовалось, когда речь шла о приветствии почётных гостей, об удовлетворении их нужд с особым вниманием и добротой. Основная мысль, которую хотел подчеркнуть Иисус, заключается в следующем: как человек, верующий или неверующий, поступает с христианами, так он поступает и с Иисусом Христом. Когда ктото с открытым сердцем принимает христианина как почётного гостя и друга, он принимает Христа как своего гостя и друга. Если он обращается с любым христианином с нежностью и добротой, он так же обращается и с Христом.

Господь подчеркнул это единство между Собой и Своим народом, когда сказал: «Когда же придёт Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей», поместив верующих, овец, справа, а неверующих, козлов, — слева.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо был голоден Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя голодным и накормили? Или жаждущим — и напоили? Когда мы видели Тебя странником и приняли? Или нагим — и одели? Когда мы видели Тебя больным или в темнице и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из этих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф. 25:31-40).

Верующие должны относиться друг к другу с нежностью, заботой, добротой и любовью, открывая свои сердца, чтобы приветствовать собратьев-верующих, независимо от их положения. Поступая так, они принимают Господа Христа, Который живёт в них. Мы должны заботиться друг о друге, как о любимых детях. Какое жизненно важное послание для Церкви!

Опасность 

“А кто соблазнит одного из малых этих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жёрнов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит” (Мф.18:6-7)

Далее Иисус показывает негативную сторону ранее упомянутой истины: когда человек плохо обращается с христианином, он тем самым показывает своё отношение к Христу. Это относится как к верующим, так и к неверующим. Кто бы ни причинял вред христианину, будь то худший из язычников, преследующий его, или верующий, обижающий собрата, результат один: нападкам подвергается Сам Христос.

Очевидно, что Господь говорит не о физических детях, а о духовных. Фраза «малые эти, верующие в Меня» ясно указывает на то, что Иисус имел в виду детей, о которых Он только что говорил в ст. 5 («одно такое дитя»). Эта фраза относится к детям, упомянутым в 3-4 стихах.

Иисус говорит о нравственных и духовных ошибках, то есть о прегрешениях. Глагол скандализо (соблазнить) буквально означает «вызвать падение». Следовательно, Господь говорит о том, что верующего можно соблазнить, обмануть или повлиять на него таким образом, что это приведёт его к греху или каким-то образом облегчит ему путь к падению. Человек, подталкивающий христианина к греху, кроме христианина, оскорбляет Самого Христа.

Выразительное и очень жёсткое высказывание Иисуса является грозным предостережением от подобного рода поступков в отношении детей Божьих.

Человеку, поступающему так, заявляет Иисус, лучше бы умереть. По сути, лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жёрнов на шею и потопили его во глубине морской.

«Мельничный жёрнов» — это перевод словосочетания мулос оникос, означающего большой мельничный каменный круг весом в несколько десятков килограммов. Этот жёрнов приводился в движение ослом. Римляне иногда практиковали такую форму казни: повесив на шею преступника тяжёлый камень, бросали человека за борт. Евреи считали эту языческую казнь ужасной, в некотором смысле — более страшной, чем распятие. Однако Иисус сказал, что лучше умереть такой страшной смертью, чем склонить даже одного из Его народа к греху.

Эта мысль, должно быть, была особенно отрезвляющей для учеников, потому что они только что увлечённо спорили о том, кто из них будет большим в Царстве Небесном. Этот спор, несомненно, привёл к тому, что все разгневались и негодовали на приводимые каждым аргументы в свою пользу.

Двенадцать грешили не только потому, что в споре проявили свою гордость и хвастовство, но и потому, что побуждали друг друга к зависти, подозрительности и гневу.

Каждый верующий — это Божье дитя, и, как все дети, он нуждается в защите, заботе и понимании. Причинить вред даже одному из них, введя его в грех, — ужасное преступление. Разрушить репутацию святого или затормозить его духовный рост — отвратительно в глазах Бога, потому что это равнозначно нападкам на Его возлюбленного Сына Иисуса Христа.

Захария заявлял, что тот, кто причиняет вред Божьему народу, Израилю, «касается зеницы ока Его» (Зах.2:8). Древнее выражение «зеница ока» означало роговицу, самую нежную и чувствительную открытую часть тела.

Идея заключается в том, что всякий, кто наносит вред Божьему народу, как бы попадает пальцем в глаз Богу, серьёзно раздражая Повелителя.

Одна из причин, почему Библия так резко выступает против лжеучителей, в том, что они не только имеют ложные верования и практикуют их, но и соблазняют других, включая Божьих святых, увлекая их в свои порочные учения и порочную деятельность. Живя нечестивой жизнью и соблазняя других на свои греховные пути, некоторые люди в церкви, так сказать, тычут пальцем Богу в глаз. Поэтому лучше было бы для них умереть. То, как мы строим свои отношения с верующими, является вопросом огромной важности. И сохрани нас Господь ввести кого-либо из них в грех, вызвав тем самым раздражение Всемогущего Бога.

Существует множество способов соблазнить человека к греху. Самый явный из них состоит в прямом искушении согрешить, и сатана и мир могут использовать даже верующих для искушения других верующих.

Ева является первым классическим примером того, как один человек прямо склонил к греху другого. Став жертвой искушения сатаны, она сразу же склонила Адама присоединиться к ней в непослушании Богу. Аарон, первый первосвященник Израиля, ввёл целый народ в грех, сделав золотого тельца и поклонившись ему, пока Моисей был на горе Синай, получая заповеди от Бога. Царь Иеровоам настолько явно и чудовищно ввёл Израиль в идолопоклонство, что его имя стало олицетворением идолопоклонства как бунта против Бога. Иеровоам был в высшей степени греховным царём, примером нечестивости. Его примеру последовали и другие греховные цари, о которых говорили, что они ходят в «грехах Иеровоама» (см., напр., 3 Цар.16:31; 4 Цар. 3:3; 17:22).

Иисус обвинял иудейских вождей не только в лицемерии и грехах, но и в том, что они своими искусственными традициями вводили в грех других.

Хотя на них не было вины прелюбодеяния в смысле внебрачных любовных связей, многие из них стали прелюбодеями сами и содействовали прелюбодеянию других людей, создав традицию, которая разрешала мужьям разводиться со своими жёнами без законной на то причины. «Кто разводится с женой своей, кроме вины прелюбодеяния, — заявил Иисус, — тот подаёт ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой, тот прелюбодействует» (Матф. 5:32).

Господь обвинил Пергамскую церковь в том, что она терпимо относилась к «[держащимся] учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали» (Откр. 2:14). Фиатирская церковь совершала такой же грех. В своей терпимости она позволила женщине «Иезавели, называющей себя пророчицей, учить и вводить в заблуждение рабов [Божьих], любодействовать и есть идоложертвенное» (2:20). Обе церкви попускали ложное учение и порочный образ жизни.

В наше время муж может предложить жене: «Давай немного уменьшим сумму в налоговой декларации. Никто об этом не узнает, к тому же все так делают». Поступая так, он совершает двойной грех, склоняя свою жену присоединиться к нему в этом обмане. Человек может уговорить сотрудника присоединиться к нему и завысить расходную часть отчёта для компании, а разницу присвоить. Этот человек также совершает двойной грех, о котором предупреждает Иисус. Мужчина может соблазнить христианку физически или пригласить её на безнравственное мероприятие.

Эти примеры и многие другие квалифицируются как способы введения Божьего дитяти в грех. Поразительно, сколько сил и упорства мы прикладываем к тому, чтобы оградить наших физических детей от пагубного влияния, и как усердно мы их защищаем. Но часто у нас нет ни сил, ни желания защищать детей в семье Господа.

Детей Божьих можно также соблазнить косвенно. Существует множество опасностей, о которых Апостол Павел особенно предостерегал родителей: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших» (Ефес. 6:4). Проявляя лицеприятие, требуя от детей выполнения нереальных задач, критикуя их, излишне опекая их или потакая им, родители могут расстраивать и раздражать своих детей и вызывать у них гневную реакцию, что пагубно влияет на их эмоциональную сферу, и даже на духовную. Не позволяя им время от времени делать свои собственные ошибки, пренебрегая ими (иногда из-за обязанностей в церкви) и мало интересуясь их мнением и переживаниями, мы можем получить такие же трагические результаты. Бунтуя против позиции родителей в таких вопросах, дети часто бунтуют также против убеждений и нравственных норм родителей, делая, фактически, всё наоборот — просто чтобы дать выход своему негодованию и отстоять свою независимость. Мы также можем косвенно склонять к греху супругов, друзей, сотрудников и членов церкви, если проявляем равнодушие, отсутствие любви и доброты по отношению к ним.

Третий способ соблазнить детей Божьих заключается в греховном примере. Верующих можно ввести в грех, не сказав при этом ни слова, а просто подав плохой пример. Здесь опять родители должны быть начеку, потому что они являются постоянным примером для своих детей — как хорошим, так и плохим.
Рассказывают историю об отце-алкоголике, который ушёл из дому зимним вечером, чтобы провести время в баре. Не успел мужчина отойти далеко от дома, как услышал позади лёгкий скрип снега. Обернувшись, он увидел в нескольких метрах от себя своего пятилетнего сына. Когда мужчина спросил сына, что тот здесь делает, мальчик ответил: «Я стараюсь идти по твоим следам, папа». История гласит, что больше этот человек в рот спиртного не брал.

Тимофей сменил Павла на посту руководителя церкви в Ефесе, и в Первом Послании своему преемнику Апостол предостерегал его, чтобы «в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» он был «образцом для верных» (1 Тим. 4:12). Служитель церкви — пастор, руководитель молодёжи, учитель воскресной школы или кто-либо другой, — не может не быть примером. Сознательно или бессознательно те, кто вверен его заботе, будут следовать его примеру, хорошему или плохому.

Даже когда сам человек не грешит, он может ввести других в грех. Легкомысленно злоупотребляя своей свободой во Христе, то есть делая что-то такое, что грехом не является и вполне приемлемо для сильного христианина, он может способствовать тому, что слабые братья или сёстры соблазнятся. Если они последуют примеру более зрелого верующего, будучи убеждены в своей незрелой совести, что так делать нельзя, то впадут в грех. Хотя само по себе действие может и не быть грехом, но оно может стать греховным для слабого христианина, если тот совершает его наперекор своей совести.

Многие верующие в раннехристианской Церкви были выходцами из крайнего иудаизма, который запрещал употреблять свинину в любом виде.

Они также привыкли соблюдать многочисленные святые дни, особенно субботу, и, став христианами, не были готовы порвать с этими ветхозаветными обрядами и правилами. Им с детства внушали, что этого требует Бог. Поэтому многие из них не могли есть свинину или работать в субботу. С другой стороны, немалое число верующих были выходцами из язычников, в среде которых практиковались бесовские обычаи. Самые ужасные проявления безнравственности были составной частью их религии. Став христианами, они всё, что было связано с языческими обрядами, считали гнусным и омерзительным. Поэтому есть мясо, возложенное на языческий жертвенник, для них было немыслимым.

Этот вопрос Павел полностью раскрывает в Рим. 14 и 1 Кор. 8 (см. Толкование на 1-е Послание к Коринфянам из этой серии). Этот вопрос был усложнён тем, что обе стороны заняли самоправедную позицию осуждения. Верующие из язычников критиковали слабых верующих из евреев за то, что те всё ещё отказывались есть свинину или работать в субботу. Они подчёркивали истину, что во Христе они свободны от таких обрядовых ограничений.

Еврейские верующие критиковали слабых братьев-язычников за то, что те отказывались есть идоложертвенное мясо. Они указывали на усвоенную ими истину, что эти языческие божества вообще не являются богами и что мясо само по себе не может быть духовно или морально осквернённым.

Павел, обращаясь к обеим сторонам, разъяснял: важно не то, едим ли мы определённую пищу или нет, соблюдаем определённые дни или нет. Намного важнее совесть верующих собратьев. Пока верующий считает, что определённый поступок есть грех, — даже если он ошибается, — он не должен его совершать. Пока его совесть не достигнет того уровня, когда он сможет искренно совершить это действие, он должен избегать его. И не только это.

Верующие, которые не разделяют этого запрета, должны уважать тех, кто его придерживается. Иначе они могут соблазнить брата поступиться своей совестью. Сильный христианин должен воздерживаться от подобных действий ради совести слабого верующего. Подводя итог, Павел говорит: «Всё чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Ты имеешь веру? Имей её сам в себе, перед Богом.

Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а всё, что не по вере, грех» (Рим.14:20-23; ср. 1 Кор. 8:1-13).

Слабый христианин, которому постоянно предлагается что-либо, оскорбляющее его совесть, в итоге либо проявит непослушание и станет делать то, что считает неправильным, тем самым идя против своей совести, либо слишком резко отреагирует на это действие и ещё больше впадёт в законничество.

В обоих случаях его соблазнили духовно, и тому, кто внёс свою лепту в его соблазн, говорит Иисус, лучше бы умереть.

Как для многих людей в последние дни станет приятным сюрпризом, что они, служа Божьему народу, тем самым служили Господу, так для многих других станет неприятной неожиданностью, что они, не служа Божьему народу, противились Господу. Неверующим козлам справа от Него Господь скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо был голоден Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из этих меньших, то не сделали Мне». И пойдут эти в муку вечную, а праведники — в жизнь вечную (Матф. 25:41-46).

Соблазнить человека к греху можно и в том случае, если мы не ведём его к праведности. Это, возможно, самая распространённая ситуация, когда верующие содействуют согрешению других верующих. Понимать Божью истину и добродетель и не делиться своим духовным пониманием и опытом — значит утаивать от других то, что может помочь им возрастать духовно. Прискорбно, что многие верующие, даже в христианских семьях и в евангельских церквах, голодают от недостатка духовной пищи.

На протяжении всего Нового Завета верующие призываются поощрять друг друга в праведности. Писание призывает верующих быть «[внимательными] друг к другу, поощряя к любви и добрым делам» (Евр. 10:24). Бог ведёт Свой народ от греха к праведности, и именно этого каждый верующий должен искать для себя и для своих друзей-христиан. В молитве «Отче наш» Иисус призывает нас просить нашего Небесного Отца «не [ввести] нас в искушение», зная, что Он никогда не сделает ничего подобного, потому что более всего желает «[избавить] нас от лукавого» (Матф. 6:13). Иаков уверяет нас, «что Бог не искушается злом, и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13). Человек, который живёт благочестивой жизнью, следует примеру, установленному Богом. Подобно Богу, он никогда не вводит других людей в грех, но помогает защитить от него и созидает их в святости.

Вместо того чтобы склонять других к греху, мы должны побуждать их к возрастанию в праведности. Вместо того чтобы злоупотреблять своей свободой, мы должны быть готовы ограничить её, если этим можем помочь слабому брату. Вместо того чтобы подавать плохой пример, мы должны быть примером уподобления Христу. Вместо того чтобы подстрекать других к гневу или бунту, мы должны поощрять их к любви и добрым делам.

Уильям Баркли рассказывает об одном пожилом человеке, который, будучи уже на смертном одре, сильно о чём-то волновался. Когда его спросили, чем он так обеспокоен, мужчина ответил: «Однажды, когда я был ещё ребёнком, я вместе с другими детьми играл на улице. Нам ради шалости пришла в голову мысль повернуть в другую сторону дорожный указатель. С тех пор я не переставал думать о том, скольким людям мы указали неправильный путь». Время от времени такие действия происходят в жизни церкви, когда верующие посылают другим верующим сигналы, указывающие на путь греха. Это очень серьёзно. Насколько это серьёзно, видно из следующего стиха.

«Горе миру от соблазнов, — продолжает предостерегать Иисус, — ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит».

«Горе» — это слово проклятия и осуждения. Мир находится под Божьим проклятием не только из-за собственной греховности, но и потому, что расставляет духовные и нравственные соблазны на путях Божьих детей. Похоже, что нет конца книгам, журналам, кинофильмам, телевизионным программам и общепринятым поступкам и мнениям, способствующим тому, чтобы увести и развратить тех, кто принадлежит Богу. Мир постоянно расставляет греховные капканы, и Божьи дети являются его любимыми жертвами.

Это характерный признак греховности мира, и соблазны неизбежно будут приходить, пока не вернётся Господь. Но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Иисус уже определил тяжесть такого проступка, объявив, что лучше было бы, если бы виновник был брошен в море с камнем на шее и утонул. Лучше умереть, чем сбить с пути одного из малых, принадлежащих Господу. Теперь Иисус добавляет, что такие действия влекут за собой Божье наказание.

Один молодой человек из нашей церкви, нёсший служение среди инвалидов, пришёл ко мне однажды в воскресенье и сказал, что он совершил плохой поступок. «Я напился», — объяснил он, раскаиваясь. Задав ему несколько вопросов, я выяснил, что его брат и несколько друзей в шутку, силой заливали ему в горло алкогольные напитки, пока он не опьянел. Но самым ужасным было не опьянение, а чувство вины, которое его мучило. Он думал, что несёт ответственность за то, что был пьян, и просил у Иисуса прощение. Ему было так стыдно, что он не знал, простит ли его Господь. Я заверил его, что Иисус всё понимает и простил его, хотя, конечно же, его вины здесь вовсе не было. А тем, кто действительно был виноват в его опьянении и уязвлённой совести, грозило наказание от Бога.

Предотвращение 

“Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть вверженным в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть вверженным в геенну огненную” (Мф.18:8-9)

Ясно, что Господь здесь говорит образно, потому что ни одна часть нашего тела не побуждает нас к греху, и потеря руки или глаза не удержит нас от греха. Суть в том, что человек должен делать всё необходимое, какими бы крайними и болезненными ни были меры, чтобы самому не грешить и не побуждать к этому других. Не стоит держаться за то, что каким-либо образом ведёт к греху. Здесь подразумевается, что всегда есть действенная благодать, позволяющая одержать победу над искушением и грехом.

Здесь, с небольшим изменением, повторяется предупреждение Господа, данное в Матф. 5:29-30, где речь идёт о правом глазе, а затем о руке и ноге, тогда как в 18:8-9 эти примеры переставлены местами, и не уточняется, о каком глазе говорится. В 5:29-30 речь идёт об аде, а в данном заявлении Иисус добавляет термины: огонь, чтобы показать природу ада, и вечная жизнь, чтобы противопоставить её аду. Все эти детали блекнут, когда мы сосредоточиваем внимание на значении слов. Объясняя раздел Матф. 5:29-30, я писал: В этом отрывке Иисус указывает путь к освобождению от греха в сердце.

На первый взгляд кажется, что Его совет несовместим с тем, о чём Он только что говорил. Если корень греха в сердце, то какой смысл в вырывании глаза или отсечении руки? Если лишиться правого глаза, левый продолжит смотреть с вожделением, и если отсечь правую руку, левая продолжит грешить.

Очевидно, что Иисус образно говорит о вещах, физических или духовных, которые нас искушают или делают менее устойчивыми к искушениям.

В иудейской культуре правый глаз и правая рука символизировали лучшие и наиболее ценные человеческие способности. Правый глаз символизировал прекрасное зрение, а правая рука — искусное мастерство, умение. Иисус говорит, что мы должны быть готовы расстаться с чем-то необходимым, пусть даже самым дорогим, лишь бы уберечься от греха. Ничто так не ценно, как праведность. Эти весьма выразительные слова нельзя толковать грубым, буквальным образом. Иначе получилось бы, что Христос призывает к членовредительству. Увечье не очищает сердце. Цель Христа — призвать нас навсегда расстаться с живущими в нас греховными побуждениями, толкающими нас на греховные деяния.

Если какая-либо привычка, ситуация, какие-либо отношения или чтолибо иное соблазняет вас, говорит Иисус, с этим нужно навсегда расстаться.

Большая опасность часто требует радикальных мер. Даже если такая жертва, образно говоря, лишает человека руки и оставляет его слепым на один глаз — в финансовом, социальном, профессиональном или каком-либо другом отношении, — это несравнимо лучше, чем быть вверженным в вечный огонь ада.

Это утверждение звучит почти как притча, как предупреждение, призывающее к радикальным действиям против греха. Хотя опасность ада грозит лишь неверующим, верующие могут увидеть в этом утверждении, насколько серьёзен грех и насколько опасно побуждение других к нему. Самое лучшее средство не давать повода к греху — пожертвовать всем, чтобы защитить себя от греха. «Усмиряю и порабощаю тело моё, — сказал Павел, — чтобы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27). Человеку, который принимает решительные меры против собственных искушений и грехов, меньше всего грозит опасность ввести других в грех. Если он искренно и смиренно озабочен тем, чтобы самому не соблазняться духовно, он будет также готов помочь в этом и другим.

Вся слава Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий