Обещание и предупреждение о Втором пришествии


“Ибо придёт Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царстве Своём” (Мф.16:27-28)

Хотя Ветхий Завет содержит более полутора тысяч пророчеств о Пришествии Мессии, Христа, святым той эпохи не было открыто, что Его Пришествие будет состоять из двух этапов, разделённых между собой тысячелетиями. Первый этап будет характеризоваться страданиями и жертвой за грех, а второй — победой и славой. Новый Завет основное внимание уделяет Первому пришествию Христа, но в нём также упоминается и о Втором.

О нём прямо или косвенно говорится 320 раз, то есть в каждом двадцать пятом стихе.

Ветхозаветные ссылки на страдающего Мессию и Спасителя часто тонули в рационалистических объяснениях еврейских толкователей, или же им придавали такой духовный оттенок, что они вообще теряли всякое значение.

Большинство евреев во дни Иисуса считали, что Мессия должен был прийти лишь однажды и что Он должен был прийти как Царь-завоеватель земли.

Поэтому, по мере того как Иисус приближался ко времени Своих страданий, Он продолжал готовить Своих учеников к тому, во что они отказывались верить: что Он, божественный Сын Человеческий, Мессия, вместо того чтобы победить Своих врагов и установить Своё вечное Царство на земле, сначала Сам умрёт от рук этих врагов.

В Матф. 16:27–17:6 содержится одно из самых ярких описаний служения Господа на земле. Этот отрывок заглядывает вперёд, в будущее, когда Иисус придёт во второй раз. Это будет Его последний приход, время Его возвращения в величии и славе, когда все Его враги действительно окажутся у Него под ногами и Он установит долгожданное вечное Царство. Представляя Своё учение (16:27-28), Иисус даёт обещание, предупреждение, а затем повторяет обещание.

Обещание 

“Ибо придёт Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими” (Мф.16:27а) 

Иисус называет Себя Сыном Человеческим чаще, чем любым другим именем. Это имя указывает на Его человеческую природу, Его воплощение, Его полное отождествление с человечеством как его Представителя, и в этом пророческом контексте древний титул имеет особенно глубокое значение.

В своём видении четырёх зверей Даниил смог обозреть всю историю человечества, видел его страшную кульминацию. «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, — говорит он, — и воссел Ветхий днями; одеяние на Нём было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая шерсть. Престол Его — как пламя огня, колёса Его — пылающий огонь». Это описание Бога, «Ветхого днями», сидящего на Своём престоле как Судья. Его белые одежды говорят о Его совершенной чистоте и святости, Его волосы [«как чистая шерсть»] — о Его совершенной мудрости, а Его колёса [«как пылающий огонь»] — о Его верховной власти. «Огненная река, выходящая и проходящая перед Ним», является олицетворением Его всепоглощающего, очищающего божественного Суда masternovikov.ru изготовление памятников. «Тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним», божественный Суд собрался, «судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7:9-10).

После того как зверь, вождь сатанинского мира и антихрист, был уничтожен, Даниил увидел в видении, что «шёл как бы Сын Человеческий, дошёл до Ветхого днями и подведён был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдёт, и царство Его не разрушится» (ст.11-14).

Именно об этом времени рокового суда говорил здесь Иисус ученикам, так отчаянно нуждавшимся в слове ободрения. Совсем недавно они слышали так много о боли и так мало об успехе, так много о страдании и так мало о славе, так много о кресте и так мало о венце. Поэтому Иисус заверил их, что Он действительно Сын Человеческий, Которого Даниил видел идущим во славе Отца Своего с тысячами и тьмами святых ангелов, чтобы получить Царство и совершить суд.

Это было первое конкретное откровение Иисуса ученикам о Своём Втором пришествии. Сказав им о том, что Он — Бог в человеческой плоти, что Он — обещанный Мессия, что Он построит Царство, которому ничто не сможет воспрепятствовать и которого ничто не сможет разрушить, — но сначала Он будет отвергнут, убит и воскреснет из мёртвых — теперь Иисус сообщает им о том, что однажды Он вернётся с великой славой и праведным судом, чтобы установить Свой престол.

В Писании слава часто олицетворяет полноту Божьей природы, характера и качеств, вместе взятых. Когда Иисус пришёл на землю как человек, Его божественность была завуалирована (ср. Фил. 2:6-8), и в Его внешности не было ничего такого, что отличало бы Его от других людей (ср. Ис. 53:2).

Именно это мешало многим евреям признать Его Мессией, поскольку они думали, что божественная сила и слава Мессии будет явлена сразу же. Но не таков был Божий план.

Когда Моисей попросил Бога: «Покажи мне славу Твою», Господь ответил: «Я проведу перед тобой всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы перед тобой, и кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею» (Исх.33:18-19). Видеть Божьи качества — значит иметь некоторое представление о Его славе, о Его полноте, которая подразумевается в Его имени.

В Своей проповеди на Елеонской горе, всего за несколько дней до того, как Его схватили и распяли, Иисус опять заговорил о Своём Пришествии: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силой и славой великой; и пошлёт ангелов Своих с трубой громогласной, и соберут избранных Его от четырёх ветров, от края небес до края их» (Матф. 24:29-31).

Тогда Он придёт в сиянии уже незавуалированной славы, и вся земля наполнится этой славой, как в видении Исаии (Ис. 6:3; ср. Пс. 71:19).

Весть о том, что Мессия придёт в славе, не была новой. Евреи того времени наверняка были очень хорошо знакомы с этой мессианской истиной.

Теперь же Иисус подтвердил эту истину и нарисовал более полную её картину. А ученики думали, что Он, позволяя еврейским вождям отвергать Себя и не отстаивая Свою божественную силу и славу, противоречит этой истине и разрушает её.

В старом, почти забытом гимне неизвестного автора «Сын Человеческий, к Тебе я взываю» мы читаем об этих прекрасных истинах:

Тот, Кто плакал у гроба,

Тот, Кто усмирил бушующую волну,

Кроткий в страданиях, сильный в спасении,

Он однажды во славе придёт!

Тот, Кто ступил на путь скорби,

Тот, Кто делал людям лишь добро, –

Сын Человеческий и Сын Божий –

Он однажды во славе придёт!

Тот, Кто истекал кровью под ударами плети,

Смиренно принял терновый венец и багряницу,

Тот, Кто понёс на Себе все скорби –

Он однажды во славе придёт!

Монарх с избитыми ланитами,

Презираемый евреями и еллинами,

Священник и Царь, божественно кроткий –

Он однажды во славе придёт!

Тот, Кто умер, чтобы освободить нас,

Тот, Кто жив и даже любит меня,

Тот, Кто грядёт, Кого я увижу, — это Иисус,

Он однажды во славе придёт!

Для тех, кто знает и любит Господа Иисуса Христа, Его возвращение в славе — это утешительное и волнующее обещание, которое наполняет их великой надеждой и ожиданием. Подобно святым под божественным жертвенником (Откр. 6:9-10), они желают знать: до каких пор Господь будет допускать, чтобы мир шёл своим греховным путём, прежде чем вмешаться Своей верховной властью и принести в этот мир праведность и справедливость? Вместе с псалмопевцем они вопрошают: «Доколе, Боже, будет поносить враг? Вечно ли будет хулить противник имя Твоё?» (Пс. 73:10; ср.34:17). В ответ на обещание Иисуса «Да, гряду скоро!» они молятся вместе с Иоанном: «Аминь. Да, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20).

На этом этапе служения Иисуса ученики особенно нуждались в словах надежды от Господа. Он только что сказал им о Своих предстоящих страданиях и смерти и о высоких требованиях истинного ученичества, о необходимости взять свой крест и о том, что нужно отказаться от своей жизни, чтобы спасти её (Матф. 16:21-25). Вероятно, впервые они начали ясно осознавать, что путь Христа — это путь самоотречения, жертвы, отвержения, преследований и, вполне возможно, мученической смерти. Им становилось ясно, что путь Христа — это путь добровольного послушания любой ценой. Это означало сказать «нет» праздности, комфорту, деньгам и удовольствиям, и сказать «да» боли, борьбе, преследованию и духовной борьбе ради Него.

Предупреждение 

“и тогда воздаст каждому по делам его” (Мф.16:27б) 

Когда Иисус придёт во славе, Он воздаст каждому по делам его. Верующие с нетерпением ожидают Второго пришествия в надежде разделить со своим Господом Его славу, тогда как неверующие могут ожидать его лишь в страхе, что будут осуждены Божьим судом. Слово «каждый» здесь относится ко всем!

В свете такой двоякой перспективы возвращение Господа для послушных верующих имеет горьковато-сладкий привкус. Подобно Иоанну, который съел маленькую книжку, взяв её из рук ангела (Откр. 10:10), они воспринимают Второе пришествие «[сладким], как мёд», в отношении своей участи и «горьким» — в отношении участи огромного количества погибающих душ, которые ничего не получат от Христа. Возможно, именно эта истина побудила Павла заявить: «Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей» (2 Кор. 5:11).

Говоря здесь о том, что Он воздаст каждому по делам его, Иисус говорит о Втором пришествии в общем, а не о конкретном событии или его составляющих. Он просто указывает на то, что наступит время славы и наград для тех, кто принадлежит Ему, и время суда и наказания для тех, кто Ему не принадлежит. Его Пришествие решит судьбу каждого (ср. Иоан. 5:25-29).

В день суда каждый человек будет судим на основании своих дел. Это не значит, что дела являются средством спасения, потому что спасение можно получить по благодати исключительно через веру. Но внешние дела человека являются вернейшим свидетельством его внутреннего духовного состояния. Иисус сказал, что лучше всего люди познаются по плодам, которые они приносят (Матф. 7:16). Иаков заявил, что «вера, если не имеет дел, мертва» (Иак. 2:17).

Праведные дела не являются источником спасения, но они — объективное подтверждение того, что спасение наступило. Иисус заявил: «Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“ — войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф. 7:21). Апостол Павел говорил коринфским верующим в своём 1-м Послании к ним: «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1 Кор. 3:13). В своём 2-м Послании к ним он сказал: «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле: доброе или худое» (2 Кор. 5:10). А Фиатирской церкви Сам Господь объявил: «Воздам каждому из вас по делам вашим» (Откр. 2:23; ср. 20:13).

В последних словах Писания звучит заявление Иисуса: «Вот, иду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:12).

На протяжении всего Нового Завета многократно подчёркивается, что «каждый из нас за себя даст отчёт Богу» (Рим. 14:12), Который даст «тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое… Напротив, слава и честь, и мир всякому, делающему доброе» (Рим. 2:7-10).

Истинно праведные дела не могут иметь места в жизни неверующего, потому что Святой Дух, Который производит их, не живёт в нём. В неверующем также нет новой, благочестивой природы, через которую может проявляться святость Духа. Жизнь верующего, наоборот, характеризуется праведными делами, потому что Бог даровал ему Свою жизнь, и Дух Святой живёт в нём, являясь источником и силой для этих дел. Человек, в жизни которого нет признаков праведной жизни, не может быть уверен в своём спасении, неважно, как долго или как громко он заявляет о том, что он христианин.

Однако честный, смиренный верующий знает, что, как бы верно он ни изучал Слово Божье, каким бы послушным Богу он ни был, как бы ни общался с Ним в молитве, он всё равно ещё не достиг совершенной праведности Господа. Но он также знает, что «если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправедности» (1 Иоан. 1:9). Верующий знает, что благодаря Божьему милостивому Духу, Который продолжает трудиться через него, даже такое исповедание является подтверждением его искренности. Его жизнь наверняка принесёт больше плодов, угодных Богу, плодов, за которые Господь похвалит его:«Хорошо, добрый и верный раб!.. Войди в радость господина твоего» (Матф.25:21). Так как верующий отдал свою жизнь Иисусу Христу, Его Дух производит в нас дела, достойные Божьей награды. Поэтому для верующего истина о том, что Господь воздаст каждому по делам его, — это прекрасное обещание.

Однако для неверующих эта истина является мрачным предупреждением, потому что на Христовом судилище у них не будет приемлемых для Господа дел, которые они могли бы предоставить как свидетельство своего спасения. Многие номинальные христиане скажут Господу «в тот день: „Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? “И тогда [Христос объявит] им: „Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие“» (Матф. 7:22-23).

Для неспасённых этот день будет днём неописуемого ужаса, когда они окончательно осознают, что добрые дела, на которые они полагались как на средство примирения с Богом, — не что иное, как грязные одежды (ср. Ис.64:6), совершенно непригодные для того, чтобы предстать перед праведным Царём и Судьёй. Выражение, которое использует в этом отрывке Исаия (обычно его переводят как «запачканная одежда» или «старая одежда»), буквально означает «тряпка, используемая при менструации». Этот яркий образ олицетворяет лучшее, на что способен человек. Павел предупреждает, что Христос во время Своего Второго пришествия совершит «отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он придёт прославиться в святых Своих и явиться дивным в день оный» (2 Фес. 1:8-10).

Для всех людей наступит день, когда будет подведён итог. Для послушного верующего, несущего свой крест, это будет день великой радости и славы, потому что он будет иметь свидетельство того, что благодаря вере в Иисуса Христа в нём есть жизнь Божья. Но для нераскаявшегося, отвергающего Христа грешника это будет день великого ужаса и потрясения, потому что в нём не будет признаков божественной жизни.

Повторение обещания 

“Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царстве Своём” (Мф.16:28)

В свете растущего противостояния со стороны иудейских религиозных вождей, а также предсказаний Иисуса о грядущих страданиях и смерти ученики наверняка слушали Его обещание о том, что однажды Он вернётся в славе, с некоторой долей скептицизма. «Если мы оказались в замешательстве по поводу Первого пришествия Иисуса, — могли рассуждать они, — как мы можем надеяться на Его Второе пришествие, о котором знаем так мало?» Похоже, что единственное, в чём ученики были тогда уверены, это то, что все усилия Господа оказались напрасными, что Ему грозит близкая смерть и что Он повелевает им быть готовыми разделить такую же участь.

Поэтому, видя замешательство и слабую веру учеников, Иисус повторяет Своё обещание, добавляя: «Некоторые из стоящих здесь… не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царстве Своём». «Вкусить смерть» было обычным еврейским выражением, означавшим «испить чашу смерти», или, другими словами, умереть. Иисус заверил Двенадцать, что некоторые из них до смерти увидят Его, грядущего в Царстве Своём.

Так как Двенадцать уже давно умерли, а Иисус всё ещё не пришёл, хотя прошло уже почти две тысячи лет, многие люди ошибались в отношении этого текста. Но поскольку Иисус не мог лгать или ошибаться, то очевидно, что Он говорил не о том, что некоторые из них не умрут до Его Второго пришествия.

Чтобы правильно понимать, что имел в виду Иисус, в первую очередь полезно знать, что слово басилейа (Царство) часто использовалось как метонимия, означая «царское величие» или «царскую славу» — точно так же, как скипетр с давних пор образно употребляется как олицетворение царской власти и авторитета. В этом смысле слово басилейа означает царское величие Иисуса, а не Его буквальное земное правление. Поэтому Его обещание может быть переведено так: «Как уже увидят Сына Человеческого в Его царском величии».

В начале своей проповеди в День Пятидесятницы Пётр цитирует большой отрывок из книги пророка Иоиля (Деян. 2:28-32), относящийся к событиям, которые «[произойдут] в последние дни» (Деян. 2:17; ср. Иоил. 2:28). Указывая на драматические события, которые только что имели место в День Пятидесятницы, Пётр сказал: «Это предсказанное пророком Иоилем» (Деян.2:16). Однако очевидно, что не все эти события произошли в День Пятидесятницы. Божий Дух не был излит на всё человечество; не было «[знамений] на земле, внизу, [крови и огня, и курения] дыма»; и солнце не «[превратилось] во тьму, и луна — в кровь» (Деян. 2:17-21). События того дня, какими бы чудесными они ни были, не были признаком Второго пришествия. День Пятидесятницы не был частью «последних дней», о которых говорил Иоиль.

Тем не менее события Пятидесятницы давали некоторое представление или предвкушение последних дней, как сказал об этом в 16-м стихе Пётр. «Шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра», который «наполнил весь дом, где они [120 верующих, собравшиеся на молитву] находились», явление «языков, как бы огненных», которые «почили по одному на каждом из них», исполнение учеников Духом и способность «говорить на иных языках, как Дух давал им вещать» (2:2-4) были тенью будущей славы Господа во Втором пришествии. До некоторой степени, всё божественное учение Иисуса, Его чудеса, а также учение и чудеса Апостолов давали представление о тех явлениях, которые будут характеризовать эту будущую славу. Они были первым знакомством с «благим словом Божьим и силами будущего века» (Евр. 6:5), слышать и видеть которые имели честь многие тысячи людей, как верующие, так и неверующие.

Однако, похоже, что обещание Иисуса Двенадцати, что они увидят Сына Человеческого, грядущего в Царстве Своём, было более конкретным и безотлагательным, чем эти общие намёки.

Для ветхозаветных пророчеств сочетание предсказания о событии далёкого будущего с предсказанием ближайшего будущего не было чем-то необычным, причём событие ближайшего будущего могло быть прообразом более позднего. В связи с этим такие пророчества имели два исполнения — ближайшее и отдалённое. Исполнение предсказания о ближайшем событии служило доказательством достоверности отдалённого. Следовательно, разумно предположить, что Иисус подтвердил достоверность пророчества о Своём Втором пришествии, дав некоторым из Своих учеников представление о Своей славе во Втором пришествии ещё до того, как они вкусят смерть.

В свете такого толкования, — а также потому, что в трёх Евангелиях это обетование Иисуса предшествует описанию Его преображения (см. Марк.9:1-8; Лук. 9:27-36) и, как упоминалось выше, слово басилейа может быть переведено как «царское величие» — похоже, что Иисус имел в виду конкретно Своё уникальное и величественное преображение перед Петром, Иаковом и Иоанном спустя всего шесть дней (см. 17:1). Эти три ученика и были некоторыми среди Двенадцати, которые не умерли, пока самым чудесным образом не увидели Сына Человеческого, грядущего в Царстве Своём.

Вся слава Христу


Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий