Нелицемерный пост

 

“Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твоё, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф.6:16-18)

Лицемерный пост — это третий грех, в котором Христос обличил книжников и фарисеев. Первыми двумя были лицемерная жертва (6:2-4) и лицемерная молитва (ст. 5-15). В каждом из случаев искажение Божьего учения руководилось непреодолимым желанием почёта и славы (ст. 1).

На протяжении истории человечества пост практиковался по разным причинам. В древности язычники верили, что через пищу в них могут войти злые духи. Когда им казалось, что они подверглись нападкам злых сил, они постились, чтобы остановить других духов от проникновения в их тела.

Йоги большинства восточных религий и культов во все времена придавали посту большое значение и считали длительный пост средством получения сверхъестественных видений и откровений. В современном обществе пост стал популярным просто как средство для похудения или восстановления здоровья.

В Библии нет ни одного повеления или примера совершения поста по каким-либо практическим причинам. Истинный, богоугодный пост всегда имел духовные цели, а отказ от пищи сам по себе не представляет никакой ценности.

Многие истинные верующие Ветхого Завета — такие как Моисей, Самсон, Самуил, Анна, Давид, Илия, Ездра, Неемия, Есфирь, Даниил и другие — в тот или иной период своей жизни постились. В Новом Завете говорится, что постились Анна, Иоанн Креститель со своими учениками, Иисус Христос, Павел и многие другие. Известно также, что постились и Отцы первоапостольской Церкви, а также многие выдающиеся лидеры христианства, такие как Лютер, Кальвин, Веслей, Уитфильд.

В Писании есть лишь одно постановление о посте, и относится оно ко Дню Очищения. В этот день народ израильский был призван «смирять души» свои (Лев. 16:29; ср. 23:27) — данное еврейское выражение означало отказ от пищи как акт самоотречения. Это был день всенародного поста, в котором участвовали все жители Израиля — мужчины, женщины и дети. Совершался пост лишь раз в году и только как неотъемлемая часть Дня Очищения.

В отличие от пожертвований и молитвы, о которых дано много повелений как в Ветхом, так и в Новом Завете, о посте в Библии никаких больше постановлений не дано. Многочисленные примеры в Писании свидетельствуют о том, что Бог одобряет пост. Но, кроме вышеупомянутого ежегодного поста, пост нигде не упоминается как требование. Помимо этого, пост всегда совершался добровольно и никогда не был чем-то обязательным, наподобие духовного долга, обязательного для соблюдения.

Лицемерный пост 

“Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою” (Мф.6:16)

Фраза «также, когда поститесь» подтверждает мысль о добровольности поста. Но всякий раз, когда пост совершается, он должен соответствовать принципам, установленным здесь Христом.

Греческое слово нестейа (поститься) буквально означает «не есть, воздерживаться от пищи». Пост мог сопровождаться как полным, так и частичным отказом от пищи, но обычно постящиеся позволяли себе пить воду.

Во дни Христа среди иудеев наблюдалось два крайних подхода к пище.

Многие, подобно упомянутым в этом разделе, постились напоказ. Другие же, напротив, считали, что, поскольку пища — это дар Божий, этим даром нужно пользоваться сполна, чтобы в судный день не пришлось давать отчёт за недоеденные крохи. Приверженцы поста были гораздо многочисленнее и более склонны к гордости и лицемерию. Постились же они не по причине духовных убеждений, а с целью удовлетворения своей гордости.

К началу земного служения Христа учение о посте, как, впрочем, почти все остальные аспекты духовной жизни иудеев, было искажено и вышло за рамки Писания. Пост стал неким ритуалом, якобы позволяющим человеку приобрести благоволение от Бога и почтение от людей. Наряду с молитвой и даянием милостынь, пост стал «религиозным спектаклем».

Многие фарисеи постились дважды в неделю (Лук. 18:12), обычно во второй и пятый день недели. Они заявляли, что эти дни были избраны потому, что именно в эти дни Моисей восходил на гору Синай за скрижалями Закона.

Но эти два дня совпали с двумя большими торговыми днями в Иудее, когда улицы городов и селений были буквально переполнены продающими и покупающими, купцами и торговцами. Таким образом, в эти два дня публичный пост открывался наибольшему количеству народа.

Те, кто хотел привлечь внимание к своему посту, принимали на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Они надевали ветхую одежду, иногда специально разорванную и запачканную, ходили с растрёпанными волосами, посыпали головы прахом и пеплом, и даже пользовались косметическими средствами, чтобы придать своим лицам болезненный, усталый вид. В предыдущих главах упоминалось о том, что слово «лицемер» происходит от греческого термина, означавшего театральную маску, используемую актёрами для создания определённого образа. Некоторые лицемеры-иудеи, желая обратить на себя внимание людей, действительно прибегали к актёрским уловкам.

Когда сердце не искренно перед Богом, пост превращается в притворство и насмешку. Иудеи, которых Христос порицал за то, что они постятся, чтобы показаться людям, были набожны и праведны только внешне. Но всё, что они ни делали, было навеяно эгоистичными побуждениями. Ни в их помыслах, ни в сердцах Богу места не было, потому и воздаяние им было не от Бога. Наградой, которой они себе желали, было признание от людей. И эту награду они получили сполна.

К сожалению, на протяжении истории Церкви учение о посте нередко сводилось к таким же крайностям, которые существовали в иудаизме. Жан Кальвин как-то сказал: «Задаваясь вопросом о полезности поста, многие недооценивают его необходимость. А иные и вовсе отрицают его значение, считая пост чем-то излишним и ненужным; с другой стороны, неверное понимание поста сводит его к пустому суеверию».

Истинный пост 

“А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твоё, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф.6:17-18)

Пост упоминается в Новом Завете около тридцати раз, причём почти всегда — с положительной стороны. Возможно, что в некоторых местах в первоапостольской Церкви на учение о посте делался слишком большой упор.

Как минимум, в четырёх случаях в Новом Завете (Матф. 17:21; Марк. 9:29; Деян. 10:30; 1 Кор. 7:5) упоминание о посте представляется позднейшей вставкой, о чём говорит отсутствие этих фраз в самых ранних и достоверных манускриптах. Однако положительное отношение к посту и в Евангелиях, и в Посланиях показывает, что правильный пост является законной формой духовного посвящения.

Слова Иисуса «ты, когда постишься» (ср. ст. 16) подразумевают, что в жизни христианина пост является естественным и приемлемым явлением.

Христос предполагает, что Его последователи будут поститься, но не даёт никаких повелений, так же как и не уточняет, где, когда и каким образом нужно поститься. Поскольку значение Дня Очищения было упразднено единократной жертвой Иисуса Христа на кресте (Евр. 10:10), то и единственное повеление о посте утратило силу.

Пока Христос был с учениками, ученики не постились, поскольку нужда в молитве с постом возникает, в основном, во времена скорби, тревог и духовных переживаний. Когда ученики Иоанна Крестителя спросили Христа, почему Его ученики не постятся, Он ответил: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Матф. 9:14-15). Здесь пост связан со скорбью.

Несмотря на утверждения приверженцев мистицизма, в том числе и христианского, об особом значении поста, в Писании нет и намёка на то, что пост может возносить кого-либо к вершинам духовности, позволяя получать видения, знамения или особое духовное знание. В наше время, поскольку Христос не присутствует на Земле телесно, пост является важной составляющей христианской жизни. Но пост необходим только как реакция на особые времена искушений, испытаний или духовной борьбы.

Пост уместен во времена скорби. Когда Бог поразил болезнью первенца Давида и Вирсавии, Давид молился и постился, прося об исцелении младенца (2 Цар. 12:16). Он также постился, когда умер Авенир (2 Цар. 3:35). Даже о своих врагах Давид молился с постом: «Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро моё» (Пс. 34:13).

Отказ от пищи — естественная реакция организма на тяжёлое переживание. В периоды скорби многие теряют аппетит — и о еде думают меньше всего. И если только человек не ослаб от голода или длительный отказ от пищи не начинает вредить здоровью, то, настаивая, чтобы он поел, мы не поможем ему.
Нередко к посту людей побуждала надвигающаяся опасность. Царь Иосафат, узнав о готовящемся нападении моавитян и аммонитян, объявил пост по всей Иудее (2 Пар. 20:3). Никакими человеческими усилиями победить в той войне было бы невозможно, и иудеи постились и взывали о помощи к Богу. Царица Есфирь, её служанки и все иудеи, находившиеся в Сузах, постились три дня, прежде чем царица пошла к царю с просьбой пощадить её народ и защитить иудеев от злого умысла Амана (Есф. 4:16).

Прежде чем пленники отправились из Вавилона в полный опасностей путь в Иерусалим, Ездра объявил в народе израильском пост, «чтобы смириться нам пред лицом Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего» (Езд. 8:21).

Далее Ездра говорит: «Мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царём, сказали: “Рука Бога нашего для всех, прибегающих к Нему, есть благодеющая, а на всех, оставляющих Его, — могущество Его и гнев Его!” Итак, мы постились и просили Бога нашего об этом, и Он услышал нас» (ст. 22-23).

Постом часто сопровождалось раскаяние в грехе. Давид постился, сокрушаясь о совершённом им двойном грехе — прелюбодеянии с Вирсавией и отправке её мужа Урии на верную смерть на войне. Даниил постился, молясь о прощении грехов народа. Царь Ахав, выслушав обличение из уст пророка Илии и убоявшись суда Божьего, «разодрал одежды свои, и возложил на тело своё вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально» (3 Цар. 21:27). Видя искреннее смирение Ахава, Бог не навёл наказание на дом царя (ст. 29). Столетия спустя, когда израильтяне благополучно вернулись в Иерусалим из вавилонского плена, гнев Божий воспылал на них за то, что многие из них породнились с язычниками. Поэтому Ездра, исповедуя грех народа своего, «хлеба… не ел и воды не пил, потому что плакал о преступлении переселенцев» (Езд. 10:6).

Ниневитяне, услышав проповедь Ионы и осознав всю глубину своего греха, поверили Богу и «объявили пост, и оделись во вретища — от большого из них до малого», и по повелению царя Ниневии «ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели» (Ион. 3:5, 7). Жители Ниневии не только не отвергли предупреждение о суде и проклятии, но, напротив, в раскаянии воззвали к Богу, моля о милости и прощении.

Иногда пост сопровождался получением или провозглашением особых откровений от Бога. Даниил, размышляя над предсказанием Иеремии о семидесятилетнем запустении Иерусалима, «обратил лицо [своё] к Господу Богу с молитвой и молением — в посте, и вретище, и пепле» (Дан. 9:2-3).

Затем он повествует: «Когда я ещё продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: „Даниил! Теперь я вышел, чтобы научить тебя разумению“» (ст. 21-22). Спустя некоторое время, перед тем как ему явилось второе видение, Даниил три недели частично пребывал в посте, отказываясь от «вкусного хлеба… мясо и вино не входило в уста» его (10:3). Важно отметить, что, несмотря на прямую связь между пребыванием Даниила в посте и явившимся ему видением, пост не был средством получения этого откровения. Пост Даниила был просто выражением глубокого и искреннего желания знать Божью волю.

Слово Божье иногда недоступно нам в той мере, в какой оно открывалось великим мужам Божьим, лишь потому, что в нас нет той удивительной, неутолимой жажды к Писанию, какая была в них. И, наверное, пост — это всего лишь малая жертва, которую мы можем принести ради высшей цели понимания Слова.
Нередко с поста начиналось важное служение или поручение. Иисус постился сорок дней и ночей, перед тем как подвергся искушениям в пустыне и начал Своё служение проповедью. Жажда и рвение к провозглашению Слова Божьего может настолько поглотить мысли и сердца, что для пищи не останется ни сил, ни времени. Отказ от пищи не несёт в себе никакой духовной ценности, но когда пища становится препятствием в нашей духовной жизни, то нужно с лёгкостью и готовностью отказаться от неё ради чего-то несравненно более важного и значительного.

Верующие в Антиохии молились с постом и до, и после того, как Дух Святой побудил их отделить Варнаву и Савла на особое служение (Деян. 13:2-3).

Эти два человека Божьих, служившие Словом, молились и постились, поставляя пресвитеров в новых церквах (14:23).

Только Бог знает, какой духовной силой могли бы обладать служители церкви сегодня, если бы их паства стремилась к тому, чтобы познавать и исполнять волю Божью. Первоапостольская Церковь не считала избрание пасторов лёгкой задачей и выбирала служителей не по популярности. Превыше всего они искали воли Божьей. Пост не может гарантировать нам благочестивое руководство, точно так же как он не может обеспечить нам прощение, защиту или какое-либо иное благо, даруемое Богом. Но он может стать выражением искреннего желания познавать Божью волю и иметь Его силу в принятии решений, в планировании, в действиях. В нашем устремлении к Богу, в жажде общения с Ним не должно быть «перерывов на обед».

Все упоминания о богоугодном посте в Писании связаны с молитвой.

Можно молиться, не постясь, но совершенно невозможно поститься, не молясь. Пост — подтверждение усиленной молитвы, следствие глубокой духовной борьбы перед Богом. Пост не может быть изолированным актом, церемонией или ритуалом, обладающим самостоятельной ценностью. Совершаемый по любой из причин, помимо познания и исполнения Божьей воли, пост не имеет никакой ценности — более того, он становится грехом и духовным препятствием.

Пост должен проистекать из чистого сердца и сопровождаться непорочной, праведной жизнью. Бог обличал народ через пророка Захарию: «„Когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, — для Меня ли вы постились?“… Так говорит Господь Саваоф: „Производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему. Вдову и сироту, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем“» (Зах. 7:5, 9-10). Их семидесятилетний пост не имел никакого значения в глазах Бога, поскольку совершался неискренне. Подобно лицемерам, которых осуждал Иисус, иудеи того времени жили только для себя (ст.6).

Обличив народ за их лицемерный и нечестивый пост, Господь провозгласил через пророка Исаию: “Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправедности, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твоё скоро возрастёт, и правда твоя пойдёт пред тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовёшь, и Господь услышит; возопиёшь, и Он скажет: «Вот Я!»” (Ис. 58:6-9).

Там, где сердце неискренно, жизнь неправедна и отношение к посту неверное, пост не может быть угодным Богу.

«А ты, когда постишься, — сказал Иисус, обращаясь к Своим последователям, — помажь голову твою и умой лицо твоё, чтобы явиться постящимся не перед людьми». Помазание головы маслом обычно совершалось как часть приведения себя в порядок. Масло часто было ароматизированным и заменяло духи. Наряду с умыванием лица, помазание головы составляло обычную утреннюю процедуру, особенно по важному поводу. Христос подчеркнул, что постящийся должен сделать всё, чтобы выглядеть в день поста так, как всегда, и не привлекать внимания людей к своим трудностям или духовной борьбе.

Человек, искренне желающий угодить Богу, будет тщательно избегать того, чтобы произвести впечатление на людей. Он позаботится о том, чтобы явиться постящимся не перед людьми, а перед Отцом, Который втайне.

Иисус не говорит, что мы должны поститься с целью показать себя даже перед Богом. Настоящий пост — это просто часть усиленной, настойчивой молитвы и стремления к Богу, к познанию Его воли и совершению Его дела.

Иисус утверждает, что Отец не может не обратить внимания на чистый и искренний пост, и награда не замедлит себя ждать. Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Вся слава Христу

Участие в судебном процессе – дело всегда достаточно нервное. Приходится собирать множество доказательств и самой разной документации, а также приводить большое количество аргументов, добиваясь судебной победы. Как показывает практика, здесь очень многое зависит от того, насколько грамотно была проведена связка, между – московский адвокат, апелляция и пакет документов и доказательств, которым вы будете оперировать в дальнейшем, независимо от уровня суда.

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий