Научение всех народов

“Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам. И вот, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь»” (Мф.28:16-20)

Если христианин понимает всё Евангелие от Матфея, но не понимает этого последнего отрывка, то он не понимает главного во всей этой книге. Данный отрывок является кульминацией, основным пунктом не только этого Евангелия, но и всего Нового Завета. Не будет преувеличением сказать, что этот отрывок в самом широком смысле выражает суть всего Писания, как Ветхого, так и Нового Заветов.

Эта главная идея Писания имеет отношение к главной миссии народа Божьего, миссии, которую, к великому сожалению, многие христиане или не понимают, или не хотят исполнять. Похоже, что некоторые христиане не задумываются о своей миссии в этом мире, кроме тех случаев, когда это касается их личных нужд. Они посещают служения и собрания, когда им удобно, принимают то, что им нравится, и больше ни о чём не заботятся. Они участвуют в жизни своей церкви в той степени, в какой это удовлетворяет их желания. От их понимания и заботы ускользает тот факт, что Господь дал Своей Церкви величайшее поручение и что Он призывает каждого верующего быть Его орудием в выполнении этого поручения.

Если спросить людей в обычной евангельской церкви, каково главное назначение Церкви, то скорее всего мы получим множество разных ответов. Однако несколько целей будут преобладающими. Многие люди поставят на первое место общение, возможность быть вместе с христианами, которые имеют одинаковые ценности и убеждения. Они очень ценят то, что церковь организует различные программы для семей и является местом, где поддерживаются и развиваются добрые взаимоотношения и где люди получают вдохновение через хорошие проповеди и красивую музыку. Любимым стихом таких верующих скорее всего будет Иоан. 13:35: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».

Христиане, стоящие на ступень выше, пожалуй, сочтут, что главная функция Церкви ― это здравое библейское учение, которое необходимо разъяснять, укрепляя верующих в познании и послушании открытой Богом истине. В этом случае акцент будет на том, чтобы помочь верующим обнаружить и использовать свои духовные дары в различных формах руководства и служения. Как и общение, эта функция является основополагающей в Церкви, потому что Бог «поставил одних Апостолами, других — пророками, иных — евангелистами, иных — пастырями и учителями, к совершенствованию святых на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придём в единство веры и познания Сына Божьего, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Ефес. 4:11-13).

На более высоком уровне некоторые верующие считают, что высшая цель Церкви ― поклонение Богу. Они обращают особое внимание на то, что Церковь ― это общность людей, которые с любовью, почтением и благоговением поклоняются Господу. Ясно, что поклонение ― это главная цель Божьего народа. Оно всегда было и будет главным видом деятельности на небесах, где как святые, так и ангелы будут вечно петь хвалу Богу. «Достоин Ты, Господи, ― поют двадцать четыре старца, упав ниц перед престолом Божьим, ― принять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил всё, и всё по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4:10; ср. 5:8-14).

Павел заявляет, что Бог «[предопределил] усыновить нас Себе через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей… чтобы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа» (Ефес. 1:5-6, 12; ср. ст. 14). Далее в этом же Послании Павел торжествует, говоря: «Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века» (3:21).

Иисус пришёл в мир для того, чтобы явить Божью славу, «славу, как Единородного от Отца» (Иоан. 1:14), «сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1:3). Те, кто принадлежит Христу, имеют ту же цель, что и их Господь Иисус Христос, Который пришёл в мир с великой целью прославить Своего Отца. Мы должны прославлять и почитать нашего Бога в каждой области нашей жизни.

Библия обращает самое пристальное внимание на все эти цели, и они должны характеризовать каждую общину верующих. Но ни все вместе, ни по отдельности они не составляют главной цели и миссии Церкви в мире. Высшая цель и побуждение каждого верующего и каждого собрания верующих ― прославить Бога.

Главная задача, которая вытекает из нашего тесного общения, нашего духовного роста и нашего поклонения, ― быть Божьими верными и послушными орудиями в Его божественном плане по искуплению мира.

Этот план возник в далёком прошлом, до сотворения мира. Но он не действовал до тех пор, пока Адам не выбрал грех, не потерял общение с Богом и духовно не отделился от Него. С того рокового дня в Едемском саду падший, плотской человек пытается спрятаться от Бога, а Бог дарует спасение людям, возвращая их обратно к Себе. С того самого времени, когда был совершён первый грех, Бог, исходя исключительно из Своей благодатной любви, всегда первым проявлял инициативу и стремился вернуть людей на праведный путь. Бог всегда шёл навстречу, чтобы спасти и восстановить человека, начиная с первого призыва Адаму: «Где ты?» (Быт. 3:9) и заканчивая Своим последним призывом в книге Откровение: «И Дух, и невеста говорят: „Приди!“ И слышавший да скажет: „Приди!“ Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром» (Откр. 22:17).

Бог разделил греховное человечество на народы только потому, что люди упорно продолжали всё дальше и дальше удаляться от Него. Когда Богу понадобился народ, который бы свидетельствовал миру о Нём, Он призвал Израиль, избрав его через Авраама. Когда Израиль не справился со своей задачей, Бог выбрал из них остаток, чтобы эти люди делали то, с чем не справился весь народ. Когда израильский народ отверг Мессию и Царя, Иисуса Христа, Бог призвал Церковь, Своё новое, избранное Им орудие, чтобы спасти мир.

Бог всегда привлекал, привлекает и до последнего суда будет привлекать к Себе грешных людей и восстанавливать мир, поражённый грехом, и всё с одной целью ― прославить Себя. Когда грешники обретают спасение, Бог прославляется, потому что их спасение стоило Ему смерти Его собственного Сына, а это безмерная цена, которую Он добровольно заплатил по Своей великой благодати.

Бог избрал превосходнейший способ прославить Себя ― через искупление грешных людей. И через участие в этом искупительном плане верующие наилучшим образом могут прославить Бога. Через Христа Бог «примирил с Собой мир, не вменяя людям преступлений их, ― говорит Павел, ― и дал нам слово примирения» (2 Кор. 5:19). Это дело такой важности и милосердия, что даже небесные ангелы желают проникнуть в него (1 Пет. 1:12).

Ничто так не прославляет Бога, как Его милостивое избавление проклятых, обречённых на ад грешников. Именно для этой цели Бог призвал Авраама, чтобы в нём благословились «все племена земные» (Быт. 12:3).

Господь никогда не задавался целью изолировать Израиль и заботиться только о нём. Наоборот, Он хотел использовать этот особо избранный и благословенный народ, чтобы приобрести для Себя все остальные народы мира. Израиль был призван «[благовествовать] изо дня в день спасение Его; [возвещать] язычникам славу Его, всем народам — чудеса Его» (1 Пар. 16:23-24; ср. Пс. 17:50). Как и его Мессия, израильский народ должен был быть «светом народов, чтобы спасение [Господа] простёрлось до концов земли» (Ис. 49:6; ср. 42:10-12; 66:19; Ион. 3:1-10).

Бог никогда не хотел, чтобы кто-либо «погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9). Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). У Бога на сердце всегда было желание привести грешных, непокорных людей к Себе, дать им новую, праведную, вечную жизнь через Своего Сына Иисуса Христа. Он так сильно «возлюбил… мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16).

Павел радовался, что Божье «обилие благодати… большую во многих произвело благодарность во славу Божью» (2 Кор. 4:15). Апостол наставлял коринфских верующих и всех христиан: «Что делаете, всё делайте в славу Божью» (1 Кор. 10:31). Каждый раз, когда неверующий по Божьей благодати обретает спасение, Бог прославляется, и к общему хору, поющему «Аллилуйя!», прибавляется ещё один голос.

Великая миссия Церкви заключается в том, чтобы любить, познавать и жить так, чтобы этим привлекать людей к Иисусу Христу. Когда грешники обретают прощение и переходят от смерти в жизнь и из тьмы в свет, Бог прославляется через это благодатное чудо. Слава Бога проявляется в том, что Он с любовью спасает погибающих людей. Он Сам заплатил высшую цену, чтобы наиболее полно проявить Свою славу.

Поэтому верующий, который желает прославить Бога, который хочет проявить послушание Божьей высшей воле и цели, должен разделять с Богом Его любовь к погибающему миру и участвовать в Его деле искупления грешников. Христос пришёл в мир, который Он любил, и стремился приобрести грешников для Себя во славу Отца. Мы, как представители Христа, также посланы в этот любимый Им мир, чтобы привести погибающих в Нему и таким образом воздать славу и почёт Богу. Наша миссия в этом мире такая же, как миссия Отца и Сына.

В Своей первосвященнической молитве Христос говорил: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Иоан. 17:3-4). В Своём воплощении Иисус прославил Отца тем, что совершил Его дело, обеспечив вечную жизнь всем, верующим в Него, примирив грешных людей с Богом, Которого они оставили. Высшая цель Иисуса на земле состояла в том, чтобы «взыскать и спасти погибшее» (Лук. 19:10).

Следовательно, это также и высшая цель Церкви Иисуса Христа.

Дело Церкви — продолжение дела её Господа. «Как Ты послал Меня в мир, — говорил Иисус Своему Отцу, — так и Я послал их в мир» (Иоан. 17:18).

Если бы главной целью Бога для спасённых было их духовное общение, то Он сразу же забирал бы верующих на небеса, где духовное общение совершенно, где не мешает грех, разногласия или одиночество. Если бы Его главной целью для спасённых было познание Слова Божьего, Он тоже сразу же забирал бы верующих на небеса, где Его Слово познаётся и понимается в совершенстве. И если бы Его главной целью для спасённых было поклонение Ему, Он опять-таки сразу же забирал бы верующих на небеса, где поклонение совершенно и не имеет конца.

Есть только одна причина, почему Господь позволил Своей Церкви остаться на земле: искать и спасать погибших. С этой же целью и Христос пришёл на эту землю ― чтобы взыскать и спасти погибшее.

«Как послал Меня Отец, — говорил Он, — так и Я посылаю вас» (Иоан. 20:21). Поэтому верующий, который не посвятил себя приобретению погибших душ для Иисуса Христа, должен пересмотреть свои отношения с Господом, а также свой божественный смысл существования Общение, обучение и поклонение являются не миссией Церкви, а скорее подготовкой Церкви к исполнению главной миссии ― приобретения погибших душ. Атлет, тренируясь, никогда не должен путать тренировку с соревнованиями и не должен подменять одно другим. Он тренируется ради участия в соревнованиях.

Печально, что такая значительная часть Церкви Христа поглощена незначительными делами. Многие христиане захвачены процессом и не думают о цели. Они заняты незначительными делами в духовном плане и проявляют мало интереса к приобретению погибающих душ.

Лишь незначительная часть тех ресурсов, которые Бог даёт Церкви, служит приобретению душ ― взрослых и детей ― для Иисуса Христа.

Современная Церковь благословенна, потому что имеет в своём распоряжении неслыханные ранее средства провозглашения миру спасающей вести Христа. Но, как и весь мир, она часто бывает охвачена эгоистичной суетой. Например, вместо того чтобы спросить себя, как бы нам обойтись меньшим домом или машиной и использовать сэкономленные деньги на дело для Господа, мы склонны мечтать о том, как бы приобрести дом побольше и машину получше.

Один душепопечитель на протяжении долгого времени просил всех, кто приходил к нему за духовным советом, показывать ему корешки чеков за последний год. Его целью было помочь им увидеть свои истинные приоритеты, которые неизбежно отражались в том, как они тратили свои деньги барбекю уличные камины. Ещё один хороший способ узнать о своих приоритетах ― проанализировать свой календарь или деловой дневник. То, где и как мы проводим своё время, ― надёжный показатель наших истинных интересов и забот.

Христианское общение, проповедь и обучение Библии, поклонение Богу ― всё это хорошо, благочестиво и во многих отношениях является источником наград и благословений. Но приобретать грешников для Христа гораздо сложнее и ответственнее: результатов часто приходится ждать долго, а награды не всегда приходят вовремя. Те, кому мы свидетельствуем, часто противятся Евангелию, а иногда верное свидетельство сталкивается с насмешками даже со стороны верующих собратьев. Однако это служение главным образом можно совершать лишь, пока мы находимся на земле. На небесах у нас не будет возможности призывать грешников к Спасителю.

В своей книге «Тихие беседы с завоевателями мира» С. Д. Гордон рассказывает историю о группе альпинистов-любителей, которые планировали совершить восхождение на гору Монблан во Французских Альпах. Чтобы восхождение было успешным, вечером, накануне восхождения, проводники изложили альпинистам основные требования. Поскольку подъём был очень трудным, достичь вершины можно было, взяв лишь необходимое оснащение для подъёма и оставив всё ненужное.

Один атлетически сложенный молодой человек не прислушался к совету проводников, считая, что к нему это требование не относится. Он явился на восхождение с одеялом, маленькой флягой вина, фотоаппаратом, набором записных книжек и полными карманами еды.

Несмотря на вторичное предупреждение проводников, упрямый юноша первым отправился в поход, чтобы доказать своё превосходство и выносливость.

Но по мере того как альпинисты поднимались по склону горы, они стали замечать различные предметы, оставленные молодым человеком у тропы. Сначала они заметили еду и флягу с вином, немного дальше лежали записные книжки и фотоаппарат, и, наконец, они натолкнулись на одеяло. Молодой человек добрался до вершины, но, как и предсказывали проводники, он смог сделать это только потому, что бросил все лишние вещи.

Применяя этот пример к Церкви, С. Д. Гордон отмечает, что в отличие от этого юноши, который в конце концов заплатил цену за восхождение, многие христиане, когда видят, что не смогут достичь вершины со своим грузом, просто перестают карабкаться вверх и располагаются на склоне горы.

В последних словах Иисуса, записанных Матфеем, приводятся пять явных или подразумеваемых условий, которые необходимо соблюдать Его последователям, чтобы выполнить своё высшее предназначение на земле ― достичь вершины своего призвания. Вот эти очень важные составляющие: готовность, поклонение, подчинение, послушание и сила.

Готовность

“Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус” (Мф.28:16)

Первые три условия для эффективного выполнения Церковью своего назначения связаны с отношением к делу. Первое условие просматривается в действиях одиннадцати учеников ― они отправились туда, куда указал им Господь.

Как кто-то однажды проницательно заметил, самое важное в служении верующих Богу ― их постоянная готовность. Самый талантливый и одарённый христианин будет бесполезен для Бога, если он не готов служить Ему. Величайшие Божьи благословения не достаются тем, кто не готов получить их.

Верное ученичество начинается не с понимания того, где вы будете служить Господу или в каком качестве. Не начинается оно и с того, что вы слышите явный призыв к конкретному служению или занятию, или узнаёте, в каком месте вам нужно будет нести служение. Ученичество всегда начинается просто с того, что вы готовы служить Богу, отложив в сторону все свои условия и предубеждения.

Одиннадцать учеников не получили благословения видеть воскресшего Иисуса в саду, потому что, в отличие от верных женщин, они туда не пришли. Однако теперь одиннадцать были там, где их хотел видеть Иисус, поэтому они получили Его Великое поручение и Его великое обетование.

Как до, так и после воскресения Иисус говорил, что встретится со Своими учениками в Галилее (см. Матф. 26:32; 28:7, 10). Он назначил великое собрание Своих последователей для того, чтобы дать им поручение идти и приобретать мир во имя Его, и теперь они собрались в назначенном месте.

Мы не знаем, когда и как Господь сообщил точное время и место встречи в Галилее, но они пришли на конкретную гору, куда Иисус ранее повелел им прийти.

Последнее явление Иисуса ученикам, записанное в Евангелиях, произошло в Иерусалиме через восемь дней после воскресения, когда Фома впервые увидел воскресшего Господа (Иоан. 20:26). Путешествие из Иерусалима в Галилею занимало почти неделю, и некоторые ученики, прибыв туда, отправились ловить рыбу. Именно тогда Господь явился им снова и даровал такой улов, что они не могли затащить сети в лодку. Затем, позавтракав вместе с ними, Иисус трижды спросил Петра, любит ли он Его, и дал сокрушённому ученику повеление пасти Его овец (Иоан. 21:1-17). Это событие произошло, как минимум, через пятнадцать дней после воскресения, но, возможно, прошло уже около двадцати дней. Так как Иисус вознёсся в присутствии учеников с Елеонской горы, то им понадобилась ещё одна неделя, чтобы вернуться в Иерусалим. А так как после Своего воскресения Иисус являлся на протяжении сорока дней (Деян. 1:3), то Великое поручение Он дал в Галилее на склоне какой-то горы где-то между двадцатым и тридцать пятым днями после Своего воскресения.

Мы не знаем, кто был с Господом, когда Он давал Великое поручение, но похоже, что это была группа из более чем пятисот человек, о которой Павел упоминает в 1 Кор. 15:6. Такого мнения придерживались многие богословы на протяжении истории Церкви.

То, что Матфей конкретно упоминает только одиннадцать учеников, не ограничивает количества участников этого собрания. Сообщение ангела женщинам, которое они должны были передать ученикам, позволяет предположить, что женщины тоже должны были встретиться с Иисусом в Галилее (см. Матф. 28:7). Похоже, что Иисусу незачем было посылать одиннадцать учеников в Галилею только для того, чтобы через несколько дней они опять вернулись на Елеонскую гору, чтобы быть свидетелями Его вознесения. Более логично предположить, что Господь собрал в Галилее большую группу верующих и избрал Галилею местом встречи, потому что большинство Его последователей были именно из этой местности.

Так как Великое поручение касается всей Церкви Христа, Господь Иисус наверняка хотел сообщить его как можно большему количеству Своих верных последователей. Галилея была не только районом, где жили многие последователи Иисуса, но и укромным местом, находящимся на безопасном расстоянии от Иерусалима, где у Иисуса было много врагов. И так как Великое поручение распространяется на весь мир, Галилея, которую часто называли Галилеей языческой, подходила ещё и по этой причине.

Где бы ни находилась гора, на которой было это собрание, она стала священной горой. На ней собралось более пятисот учеников Иисуса, пришедших туда со своими слабостями, смущением, сомнениями, опасениями и страхами. Это были не самые способные люди в мире, не самые умные и не самые сильные и влиятельные. Но они находились там, куда их позвал Господь, и их послушание свидетельствовало о готовности быть использованными в Его служении. Подобно Исаии после видения в храме, они, фактически, сказали: «Вот я, пошли меня» (Ис. 6:8).

Они встретили Христа, потому что были там. Они получили поручение от Христа, потому что были там. Они получили обетование Господа, что Он будет постоянно с ними и даст им силы нести служение в мире во имя Его, потому что были там. А всё началось с того, что они были готовы служить Господу.

Поклонение

“и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им” (Мф.28:17-18а)

Второе условие, необходимое для успешного выполнения церковью своей миссии, ― это искреннее поклонение. Если человек не поклоняется Богу с правильным отношением, он не может и правильно служить Ему, каким бы талантливым, одарённым он ни был и какими бы благими намерениями ни был движим.

Как только Иисус появился и ученики увидели Его, они поклонились Ему, в смиренном восхищении пав ниц перед своим божественным Господом и Спасителем. Когда они увидели воскресшего Иисуса на склоне горы, их смущение исчезло и их разбитые надежды вновь ожили.

Их печаль превратилась в неописуемую радость, а их разочарование — в непоколебимую надежду.

Верующие, собравшиеся там, не просто отдавали дань уважения высокопоставленному человеку или земному правителю, а поклонялись Божьему Сыну, Господу неба и земли. Хотя их реакция и не описана, в своих сердцах они, должно быть, говорили те же слова, которые сказал Фома, когда улетучились его последние сомнения: «Господь мой и Бог мой!» (Иоан. 20:28).

Священное Писание говорит ещё об одном случае, когда одиннадцать учеников на самом деле поклонились Иисусу. После того как Он пришёл к ним по воде, они «поклонились Ему и сказали: „Истинно Ты Сын Божий“» (Матф. 14:33). Теперь их благоговейный страх и уверенность в божественности Иисуса были неизмеримо большими, потому что Он воскрес из мёртвых. Вероятно, поклонение Христу в тот день в Галилее сравнимо с очень немногими подобными случаями во всей истории человечества.

Однако удивительно, что иные всё же усомнились. Эта простая фраза, вставленная Матфеем, ― одно из многочисленных маленьких косвенных доказательств честности Писания. Автор Евангелия совершенно откровенно описывает то, что было в действительности, не пытаясь сделать этот эпизод более драматичным или убедительным, чем это было на самом деле. Он показывает божественное совершенство Иисуса и в то же время раскрывает человеческое несовершенство Его последователей, включая себя.

Те, кто пытается писать историю, исходя из личных симпатий, склонны преувеличивать то, что им нравится, и не писать то, что им не нравится. Если бы Матфей или другие авторы Евангелий придумали историю о воскресении Иисуса, они приложили бы все усилия, чтобы исключить любой факт или случай, который мог бы запятнать эту историю. Они также, не колеблясь, сфальсифицировали бы свидетельства и исказили бы истину. Человек, который лжёт в крупном, не остановится и в малом, чтобы подкрепить свою основную ложь. Простая честность Матфея свидетельствует как о его собственной честности, так и о честности Божьего Слова.

Мы не знаем, кто именно усомнился. Так как в этом отрывке конкретно упоминаются только одиннадцать учеников, некоторые толкователи настаивают на том, что те, кто усомнились, были из их числа. Но как уже отмечалось, там были также сотни других верующих.

Опять же не уточняется, в чём именно усомнились ученики. Если сомнения были по поводу воскресения Иисуса, то они не могли возникнуть у одиннадцати учеников, потому что все они сами уже несколько раз видели воскресшего Христа. Скорее всего, они сомневались, действительно ли явившийся им человек ― это воскресший в теле Христос, а не какой-то самозванец. Из этой большой группы только одиннадцать учеников и несколько женщин, которые были у гробницы, видели воскресшего Христа. Возможно, стоящие позади в толпе не могли хорошо разглядеть Иисуса и, подобно Фоме, не сразу поверили такому чуду без убедительных доказательств.

Как бы желая удалить все сомнения, Иисус приблизился к ним и любезно заговорил с ними. Кто бы ни сомневался и какие бы сомнения ни возникали, теперь, когда Господь подошёл ближе и они вновь услышали знакомый голос, все сомнения исчезли. Те, кто ранее усомнился, теперь пали ниц и в своём поклонении присоединились к остальным.

Теперь ничто не имело значения. Совершенно не важно было ни то, где они жили, ни какое наследие у них было, ни какое экономическое или социальное положение они занимали, ни какой национальности они были. Теперь они находились в присутствии живого Бога.

Всё внимание было обращено на Христа. В этом смысл истинного поклонения ― единомыслие и полная, ничем не нарушаемая концентрация внимания на Иисусе Христе как Господе и Спасителе. Не только коринфянам, но всем, к кому Павел обращался или кому служил, он говорил, что «рассудил быть у [них] незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:2). В своей жизни Апостол рассудил «познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (Фил. 3:10). Жизнь Павла была настолько сосредоточена на Христе, что он мог со всей искренностью сказать: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил. 1:21).

Подчинение

“Дана Мне всякая власть на небе и на земле” (Мф.28:18б)

Третьим условием успешного выполнения Церковью своей миссии, которое подразумевается здесь, является подчинение. Иисус в этом заявлении подчёркивает Своё полновластное господство, но из контекста ясно, что оно тесно связано с ответной реакцией верующего человека на Его руководство.

Перед тем как дать Великое поручение, Господь напоминает, что Он имеет божественную власть требовать его исполнения. Его последователи должны полностью, в смирении подчиняться Его воле именно потому, что Он имеет эту власть.

Слово эксоусиа (власть) означает свободу или право говорить и действовать по своему желанию. Что касается Бога, то эта свобода и право абсолютны и неограниченны. Слово «всякая» усиливается и конкретизируется фразой «на небе и на земле». Суверенная власть, данная Иисусу Его Небесным Отцом (см. Матф. 11:27; Иоан. 3:35), абсолютна и распространяется на всю вселенную.

На протяжении Своего земного служения Иисус демонстрировал Свою власть над болезнями и недугами (Матф. 4:23; 9:35), над бесами (4:24; 8:32; 12:22), над грехом (9:6) и над смертью (Марк. 5:41-42; Иоан. 11:43-44). Иисус даже показал, что Он может передавать эту власть, кроме власти прощать грехи, некоторым Своим последователям (Матф. 10:1; Лук. 10:9, 17). У Него есть власть привести всех людей на суд Божий и осудить их на вечную смерть или даровать им вечную жизнь (Иоан. 5:27-29; 17:2). В Его власти было отдать Свою жизнь и вновь принять её (Иоан. 10:18). У Него есть суверенная власть управлять небом и землёй и обречь сатану и его бесов на вечное мучение в озере огненном (Откр. 19:20; 20:10). Искушение сатаной Иисуса, когда он предлагал Ему власть над всем миром (Матф. 4:8-9), было не только безнравственно, но и глупо, потому что согласно божественному постановлению господство над небом и землёй уже было достоянием Христа.

Даже пророк Даниил предвидел, что суверенная власть будет дана Христу. В своём ночном видении он увидел, «как… Сын Человеческий, дошёл до Ветхого днями и подведён был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдёт, и царство Его не разрушится» (Дан. 7:13-14; ср. Ис. 9:6-7).

Сам Иисус описал Своё грядущее владычество. «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе, — говорил Он, — и тогда восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силой и славой великой» (Матф. 24:30; ср. 26:64).

Суверенная власть была дана Иисусу Его Небесным Отцом, Который «весь суд отдал Сыну» (Иоан. 5:22), «сделал [Его] Господом и Христом» (Деян. 2:36) и «превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, чтобы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:9-11). Затем, наконец, в знак великой любви и покорности, «когда… всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему — да будет Бог всё во всём» (1 Кор. 15:28).

Перед тем как дать Великое поручение, Иисус сначала заявил о Своей абсолютной, безраздельной власти, иначе ученики не имели бы никакой уверенности в том, что смогут выполнить это поручение, и могли бы просто проигнорировать его. Если бы они не знали, что имеют суверенное требование Господа, у Которого есть всё необходимое, чтобы направить их и придать им силы, эти пятьсот ничем неприметных, бессильных учеников были бы совершенно подавлены таким непосильным поручением ― научить все народы, чтобы в каждом народе на земле многие стали учениками Господа.

Подчинение абсолютной суверенной власти Иисуса Христа ― это не выбор верующего человека, а его величайшая обязанность. Оно не подлежит обсуждению или поправкам, чтобы подогнать его под чьито собственные наклонности и планы. Это позиция человека, который с абсолютной искренностью говорит: «Я сделаю всё, что повелит мне Господь».

Послушание

“Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам” (Мф.28:19-20а)

Четвёртым условием для успешного исполнения Церковью своей миссии является послушание Господу, которое возможно, если человек готов трудиться для Господа, поклоняться и подчиняться Ему.

Именно в свете Своей абсолютной, суверенной власти Иисус повелел: «Итак, идите, научите все народы». Слово «итак» здесь связующее, переходное. «Так как Я полновластный Господь вселенной, — по сути, говорит Иисус, — Я имею власть повелеть вам быть Моими свидетелями, а также сделать вас способными послушно исполнить это повеление».

В свете ветхозаветного учения о миссии Израиля быть Божьим светом для язычников и в свете земного служения Иисуса, то, что Он повелел верующим идти и научить все народы, не должно удивлять.

Матетеуо (научите) — это основной глагол и главное повеление в 19-20 стихах, вокруг которого формируется заключительное предложение Евангелия от Матфея. Коренное значение этого термина ― «верить» и «познавать». Иисус обращался не просто к верующим и не просто к учащимся, иначе Он использовал бы другие слова. Глагол матетеуо содержит в себе сочетание этих двух значений. В данном контексте это слово относится к тем, кто верит в Иисуса Христа и следует за Ним, живя в постоянном познании и послушании. «Если пребудете в слове Моём, — сказал Иисус, — то вы истинно Мои ученики» (Иоан. 8:31). Следует отметить, что некоторые ученики не были истинными (см. Иоан. 6:66).

Тот, кто не является истинным учеником Христа, не принадлежит Ему и не имеет спасения. Если человек искренне исповедует Христа как Господа и Спасителя, он сразу же обретает спасение, сразу же становится учеником и сразу же исполняется Святым Духом. Не быть учеником Христа — значит совсем не принадлежать Ему.

Священное Писание не знает случаев, когда кто-либо принимал Христа как Спасителя и не принимал Его как Господа, как будто Бога можно принимать по частям, как кому удобно. Каждый обратившийся к Христу является учеником Христа, но тот, кто не является учеником Христа, как бы он ни исповедал свою веру, не может считаться Его верным последователем.

Вся суть истории встречи Иисуса Христа с богатым молодым правителем состоит в том, что хотя юноша и был человеком высоконравственным, религиозным, щедрым и восхищавшимся Иисусом, он не захотел отказаться от всего ради Христа и подчиниться Ему как Господу.

Он искренне желал иметь жизнь вечную, и у него хватило ума прийти к Источнику этой жизни. Но он не захотел отказаться от своей жизни и от своего имения, чтобы подчиниться повелению Иисуса Христа: «Приходи, следуй за Мной» (Лук. 18:18-23). Он хотел, чтобы Иисус был его Спасителем, но не принимал Его как Господа, и на этих условиях Христос не принял его. Так как он, узнав о цене ученичества, отказался быть учеником Христа (как многие в Иоан. 6:66), он не мог стать соучастником Христа в вечной жизни, которую Он даёт.

Некоторые популярные богословские теории сегодня учат, что Иисус обращался к тем, кто уже был верующим, когда учил, например, следующему: «Кто не несёт креста своего и идёт за Мной, не может быть Моим учеником» (Лук. 14:27; ср. ст. 33). Согласно таким облегчённым формам верования, единственное условие спасения – это «принятие Иисуса как Спасителя». Затем, спустя какое-то время спасённый может стать, а может и не стать, учеником, приняв Иисуса как Господа своей жизни. Взять свой крест и следовать за Христом (Матф. 10:38) считается как бы вторичным, идеальным уровнем отношений с Христом — желательным, но не обязательным. Великое поручение — это повеление привести неверующих всего мира к спасающему познанию Иисуса Христа, и Господь использует в этой фразе слово «научите» (или более точно ― «сделайте учениками»). Истинно обратившийся является учеником, то есть человеком, который принял Иисуса Христа и подчинился Ему невзирая на цену и последствия. Истинно обратившийся к Господу исполняется Святым Духом и обретает новую природу, которая жаждет подчиняться и поклоняться спасшему его Господу. Даже когда он проявляет непослушание, он знает, что поступает вопреки своей новой природе, предназначение которой — почитать Господа и угождать Ему. Он любит праведность и ненавидит грех, включая и свой собственный.

Поэтому Своё величайшее повеление Иисус дал тем, кто является Его учеником, чтобы они стали орудиями в Его руках и приобретали учеников для Него из всех народов. Земное служение Иисуса состояло в том, чтобы приготовить для Себя учеников, и такое же служение предназначено и для Его народа. Те, кто истинно следует за Иисусом Христом, становятся «ловцами людей» (Матф. 4:19). Те, кто становится Его учениками, становятся также и теми, кто приобретает для Него других учеников. Миссией ранней Церкви было воспитание учеников (см. Деян. 2:47; 14:21), и та же задача стоит перед Его Церковью и по сей день.

Повеление Иисуса Своим последователям научить все народы было дано только один раз, в самом конце Его земного служения. Некоторые могут задать вопрос: «Если это было так важно, почему Иисус упомянул об этом всего лишь один раз?» Нет сомнений в том, что Он сделал это, потому что стремление приобретать других для Христа свойственно только искупленной душе. Можно также спросить, почему Божье повеление, данное людям: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28), прозвучало лишь один раз. В каждом случае воспроизводство вида естественно для живого организма. Призыв научить все народы прозвучал только раз, потому что это естественно для нового творения воспроизводить себе подобных. Излишне повторять то, что само собой разумеется.

Конкретное требование Иисуса научить все народы состоит из трёх деепричастий: идя (переданное здесь как идите), крестя и уча.

Первое требование к церкви — не ждать, пока мир придёт к её порогу, а идти в мир. В греческом языке используется деепричастие «идя», что больше похоже не на повеление, а на факт.

Первоначально Иисус наставлял учеников, чтобы они шли только «к погибшим овцам дома Израилева» (Матф. 10:6; ср. 15:24). Божий замысел состоял в том, чтобы предложить спасение сначала евреям, а затем использовать их как Своих миссионеров по всему миру. Евангелие — это «сила Божья к спасению всякому верующему», но «во-первых, иудею» (Рим. 1:16; ср. Иоан. 4:22). Однако когда Израиль как народ отверг Мессию-Царя, Который был послан ему в Иисусе, призыв к спасению был обращён непосредственно ко всему миру.

Иисус сравнил реакцию Израиля на Божий призыв со свадебным пиром, устроенным царём для своего сына. Когда званые гости отказались принять приглашение царя и злословили и даже убили некоторых его посланников, царь послал своё войско и уничтожил неблагодарных и злых гостей. Затем он разослал своих слуг по улицам и большим дорогам, чтобы пригласить на пир всех, кто был готов прийти (Матф. 22:110). В этой притче было показано отступничество Израиля, который отверг своего Мессию и поэтому потерял право на Царство, предложенное народу Мессией.

В конце земного служения у Христа был всего небольшой остаток верующих, и части этого остатка Он дал поручение благовествовать миру.

Первая проповедь исполненной Духом Церкви прозвучала из уст Петра и была адресована евреям и еврейским прозелитам, которые пришли на поклонение Богу в Иерусалим (Деян. 2:22). Но позже Бог должен был убедить Петра самым драматичным образом, что Евангелие предназначено и для язычников (10:1-48).

Когда Павел путешествовал в Сирии, Малой Азии и Греции, даже он, «Апостол для язычников», обычно начинал своё служение в каком-либо городе с посещения еврейской синагоги (см. Деян. 9:20; 13:5; 18:4). Но его проповедь всегда предназначалась как для евреев, так и для язычников. На дороге в Дамаск Господь сказал Павлу: Встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны — к Богу и верой в Меня получили прощение грехов и жребий с освящёнными” (Деян. 26:16-18).

Вторая составляющая в повелении Иисуса Христа научить все народы — крестить их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Крестить — буквально значит «погрузить в воду». Определённые формы крещения на протяжении длительного времени практиковались в различных еврейских группах как символ духовного очищения. Крещение Иоанна Крестителя символизировало покаяние в грехах и обращение к Богу (Матф. 3:6). Однако Христос установил крещение как внешний знак единства с Ним через веру, как внешнее видимое свидетельство о том, что с этого момента человек принадлежит Ему.

Первый шаг в послушании Христу после спасения состоит в том, что человек совершает крещение как свидетельство единства с Ним в Его смерти, погребении и воскресении. «Неужели не знаете, — спрашивал римских верующих Павел, — что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, чтобы, как Христос воскрес из мёртвых славой Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни» (Рим. 6:3-4).

Погружение — самая подходящая форма крещения, не только потому, что греческое слово означает «погружение», но и потому это особенно важно, что только эта форма символизирует погребение и воскресение.

Хотя само действие крещения совершенно не имеет спасающего или священного воздействия или силы, Христос заповедал его Своим ученикам. Единственным исключением может быть неспособность совершить крещение физически, как в случае с раскаявшимся разбойником на кресте или с преступником, кому запрещено совершать обряды, или когда верующий находится в таких обстоятельствах, над которыми он не имеет власти. Человек, не желающий совершать крещение, в лучшем случае — непослушный верующий, и если он проявляет упорство в своём нежелании, можно усомниться в подлинности его веры (см. Матф. 10:32-33). Если он не желает проявить послушание в таком малом в присутствии своих собратьев-верующих, то вряд ли он захочет постоять за Христа перед неверующим миром.

Крещение не является составной частью спасения, но это Божья заповедь, Его предписание, сопровождающее спасение. Иисус сказал: «Кто будет веровать и крестится, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет» (Марк. 16:16). Иисус ясно дал понять, что спасению препятствует не отказ креститься, а неверие человека; и в этом отрывке Он как нигде лучше показал связь между спасением и крещением.

Эта связь была очевидна для Петра, когда он призывал неверующих слушателей в День Пятидесятницы, говоря: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа» (Деян. 2:38). Эта связь была также понятна Павлу, о чём свидетельствует его великий манифест христианского единства: «Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Ефес. 4:4-6).

Человек обретает спасение исключительно как дар Божий по Божьей благодати через веру (Ефес. 2:8). Но, согласно заявлению Самого Бога, крещение — это установленный Им знак отождествления верующего с Божьим Сыном, Господом Иисусом Христом. Крещение —– это заповеданное Богом действие, в котором проявляется вера и послушание.

Новообращённых следует учить, что им необходимо принять крещение как можно скорее не для того, чтобы запечатлеть или закрепить своё спасение, а для того, чтобы засвидетельствовать миру о нём, проявив послушание только что обретённому Господу. Призыв к Христу — это не только призыв к спасению, но и призыв к послушанию, первым публичным шагом которого является крещение во имя Его.

На протяжении всей книги Деяний видно, что крещение очень близко связано с обращением к Богу. Три тысячи душ, которые обратились в День Пятидесятницы, сразу же были крещены (Деян. 2:41). Как только эфиопский евнух уверовал в Христа, он остановил свою колесницу, чтобы креститься (8:38). Как только Павел прозрел после своего обращения, он был крещён (9:18). Когда Корнилий и его семья обрели спасение, Пётр «велел им креститься во имя Иисуса Христа» (10:48).

Когда неверующие в Коринфе приобретались для Господа, они тоже принимали крещение (18:8). Когда Павел встретил учеников Иоанна Крестителя в Ефесе, которые крестились только крещением покаяния, он рассказал им об Иисусе, Которому Иоанн готовил путь, и когда они уверовали, «они крестились во имя Господа Иисуса» (19:1-5).

В контексте Великого поручения крещение употребляется как синоним спасения, а спасение равнозначно решению стать учеником Христа.

Как уже отмечалось, ученичество — это и есть христианская жизнь, а не какой-то вторичный её уровень, на выбор верующего.

Креститься нужно во имя Отца и Сына и Святого Духа. Иисус не дал нам ритуальную формулу, хотя эта прекрасная фраза, произнесённая Нашим Господом, повсеместно и уместно используется во время крещения на протяжении истории Церкви. Во имя — это не священная формула, как видно из того, что в книге Деяний не описан ни один случай крещения новообращённых с буквальным использованием этих слов.

Эти слова скорее являются глубоким, всеобъемлющим утверждением чудесного единства верующего с Троицей.

В этом утверждении о крещении Иисус вновь ставит Себя на один уровень с Богом Отцом и со Святым Духом. Он подчёркивает также единство Троицы, когда говорит, что крещение совершается в Их имя (единственное число), а не в Их имена. Как и во многих других местах Писания, здесь слово «имя» олицетворяет полноту личности, включая всё, что она собой представляет. Когда верующий принимает крещение, он отождествляет себя со всем тем, что присуще Богу.

Те, кто учит возрождению через крещение — учению, утверждающему необходимость водного крещения для спасения, — настаивают на том, что предлог «во» (эйс) подтверждает их позицию. Однако многие места Писания доказывают, что крещение является не частью возрождения, а, скорее, следствием, внешним свидетельством того, что возрождение произошло.

Таким образом, не крещение делает верующего одним целым с Троицей, но оно означает, что по благодати Божьей через веру во Христа верующий уже стал одним целым с Отцом и Сыном и Святым Духом.

Третье требование ― воспитание учеников Христа во всех народах ― состоит в том, чтобы учить их соблюдать всё, что Он повелел ученикам. Миссия Церкви состоит не только в том, чтобы обращать людей, но и в том, чтобы учить их. Новообращённый призван жить в послушании Господу, и для того чтобы подчиняться Ему, очевидно, необходимо знать, чего Он требует. Как уже отмечалось, ученик по определению — это учащийся и последователь. Поэтому учиться, понимать и проявлять послушание «всей воле Божьей» (Деян. 20:27) — задача всей жизни каждого истинного ученика.

В Своей прощальной проповеди, обращённой к ученикам в горнице, Иисус сказал: “Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим. Не любящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Моё, но пославшего Меня Отца. Это сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам” (Иоан.14:23-26).

Иисус посвящал время обучению не для того, чтобы развлекать толпу или открывать людям интересные, но не относящиеся к делу истины о Боге, и не для того, чтобы сообщить им идеальные, но необязательные для исполнения требования, предъявляемые Богом. Первая задача Христа состояла в том, чтобы нести спасение тем, кто придёт к Нему с верой, — то есть приобретать Себе учеников. Его вторая задача заключалась в том, чтобы научить этих учеников Божьим истинам. Эту двойную задачу Иисус поставил и перед Церковью.

Никто не может стать учеником Христа, не уверовав в Него лично, и никто не может быть учеником, не имея послушного сердца, стремящегося во всём угодить Господу. Автор Послания к Евреям отождествляет такое послушание со спасающей верой, утверждая, что Христос «стал для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5:9). Благодаря Бога за спасение верующих в Риме, Павел говорил им: «Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя» (Рим. 6:17).

Не каждый христианин имеет дар учительства, но каждый верный христианин обязан содействовать обучению Слову Божьему, приобретая учеников для Христа и наставляя их.

Сила

“И вот, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь” (Мф.28:20б)

Какими бы решающими ни были первые четыре условия эффективного исполнения Церковью своей миссии, они оказались бы бесполезными без последнего, а именно без силы, которую Господь Иисус Христос предлагает через Своё постоянное присутствие среди тех, кто принадлежит Ему. Наша готовность, поклонение и верное послушание Божьему Слову невозможны без силы Христа, действующей в нас и через нас.

Идоу (вот) — это междометие, которое часто используется в Новом Завете, чтобы привлечь внимание к чему-то особенно важному. Эго эйми (Я есть) — это форма выражения, которое может быть переведено как «Я Сам есть». Цель этого выражения – привлечь особое внимание к тому, что Христос Сам лично будет со Своими учениками. По сути, Иисус говорил: «Теперь обратите особое внимание на то, что Я скажу, потому что это самое важное. Я Сам, ваш воскресший, живой, вечный Господь, буду с вами во все дни до скончания века».

Чтобы наша духовная жизнь и наш духовный труд был направлен в правильное русло и чтобы мы постоянно полагались на силу Господа, а не на свои собственные силы, полезно молиться так: «Господи, Тебя заботит то, с чем я сейчас сталкиваюсь, больше, чем меня. Поэтому сделай так, как Ты считаешь лучше всего. Господи, Ты любишь этого человека больше, чем я, и только Ты можешь достучаться до его сердца и спасти его, поэтому направляй меня в моём свидетельстве и дай мне сил. Господи, Ты больше заботишься об истинности и целостности Своего святого Слова, чем я, поэтому пожалуйста наполни моё сердце и мой разум силой, чтобы я наставлял в соответствии с Твоим Словом».

Для отдельного верующего фраза «во все дни» означает, что Христос будет с ним во все дни его жизни. Для Церкви в самом полном значении эти слова означают до скончания века, то есть пока Господь не придёт в теле, чтобы судить мир и править в Своём земном Царстве (см. Матф. 13:37-50, где Христос трижды использует фразу «кончина века», имея в виду Своё Второе пришествие).

Иисус не придёт видимым образом на землю и не явит Себя всему миру в Своей величественной славе и силе до скончания века. Но до тех пор в этом настоящем веке Он во все дни будет с теми, кто принадлежит Ему, направляя их и давая им силы исполнить Его Великое поручение.

Когда-то одна миссионерка отправилась в примитивное языческое племя. Она особенно прониклась любовью к одной молодой женщине и в конце концов приобрела её для Христа. Обретя спасение, женщина сказала миссионерке с великой скорбью: «О, если бы ты пришла к нам раньше, тогда мой маленький сын был бы спасён». Когда миссионерка спросила, почему она считает, что уже поздно, мать ответила: «Потому что всего за несколько недель до твоего прихода я принесла его в жертву богам нашего племени».

Вся слава Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий