Наша обязанность перед Богом и властями

“Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: «Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божьему учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо. Итак, скажи нам, как Тебе кажется: позволительно ли давать подать кесарю или нет?» Но Иисус, видя лукавство их, сказал: «Что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которой платится подать». Они принесли Ему динарий. И говорит им: «Чьё это изображение и надпись?» Говорят Ему: «Кесаря». Тогда говорит им: «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божье — Богу». Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли” (Мф. 22:15-22)

Налоги важны в любом развитом обществе, без них правительства не могли бы функционировать. Тем не менее часто налоги являются предметом спора для тех граждан, которые задаются вопросом, почему налоги такие высокие и почему они не расходуются более разумно.

Время от времени некоторые христианские группы протестуют против определённого налога или конкретного использования налоговых денег, которое, как они считают, противоречит библейским принципам и конституции. Несколько лет назад был заявлен протест, когда правительство Соединённых Штатов дало распоряжение церквам и другим религиозным организациям взимать налоги на социальное страхование со всех работников, кроме пасторов. Некоторые христиане шумно доказывали, что этот закон отнимает у церкви деньги, пожертвованные для дела Божьего, на содержание правительства.

В данном разделе Господь Иисус рассматривает извечный вопрос об уплате налогов.

Этот разговор произошёл в тот же день, в среду пасхальной недели, когда Иисус учил в храме, который Он накануне силой очистил. Иисус только что закончил объяснять притчи о суде над неверующим Израилем и, в частности, над начальствующими в храме, которые бросили вызов Его власти (21:23). После второй притчи первосвященники и фарисеи пришли в такую ярость, что готовы были тут же схватить Его, однако боялись народа (21:46).

Мало того, что Он вторгся в их физические владения, разрушив их концессионные палатки в храме, так теперь Он вторгся в их религиозную сферу, показав всему Израилю их неверие и нечестие.

Религиозные вожди негодовали, потому что Иисус разоблачил их гордость, лицемерие и самоправедность. Они завидовали Его огромной популярности, особенно в свете того, что Иисус никогда не стремился получить официального удостоверения раввина от Синедриона. Но больше всего их приводило в ярость Его утверждение, что Он был Мессией и Сыном Бога, — утверждение, которое в их глазах было явным богохульством. Он даже посмел публично унизить их в храме, в том месте, где, как они думали, их честь была неприкосновенна и власть — неоспорима. Теперь, после третьей обличительной притчи, они ещё более исполнились решимости любым способом избавиться от Него.

После серии притч о суде, направленных против них, эти религиозные вожди противостали Иисусу серией вопросов, ответы на которые, как они надеялись, приведут к тому, что Он осудит Себя либо в политической сфере, либо в религиозной. Первый вопрос был придуман фарисеями, но задали его с умыслом их ученики (22:15-22). Второй вопрос задали саддукеи (ст. 23-33), а третий был выдвинут непосредственно фарисеями (ст. 34-40). Вместо того чтобы серьёзно отнестись к предупреждению Иисуса и спросить Его, как им избежать суда и получить милость от Бога, они ждали от Него ответов, которые помогли бы им предать Его смерти.

Нападение 

“Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: «Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божьему учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо. Итак, скажи нам, как Тебе кажется: позволительно ли давать подать кесарю или нет?»” (Мф.22:15-17) 

Фарисеи всегда были самыми крикливыми и неистовыми врагами Иисуса, и в этот момент, в ответ на Его обескураживающие притчи, они пошли и совещались, как бы уловить Иисуса в словах. Пока Иисус продолжал учить народ во дворе язычников, фарисеи собрались в другой части храма, чтобы втайне обсудить свой следующий шаг. Так как они всё ещё боялись предпринимать какие-либо действия против Иисуса открыто, они составили хитроумный план с целью уловить Его: например, чтобы Он сказал что-нибудь оскорбительное против Рима, достаточное, чтобы схватить Его и казнить, как мятежника. Они хотели уловить «Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя» (Лук. 20:20), которым в то время был Пилат. Таким способом они убрали бы Его с пути, не запачкав своих рук и не возбудив гнев народа.

Вероятно, из-за того, что фарисеев было легко распознать по одежде и многих из них Иисус знал в лицо, они решили подослать к Нему своих учеников. Фарисеи были самыми суровыми критиками Иисуса, а Он, в свою очередь, сурово критиковал их. И если бы они вдруг стали открыто льстить Ему, это выглядело бы нелепо и означало бы их поражение. Они предполагали, что их ученики не будут узнаны и смогут притвориться группой искренних почитателей, ищущих у Иисуса совета по жгучему для большинства евреев того времени вопросу. Они надеялись, что Иисус будет застигнут врасплох и попадёт в ловушку ещё до того, как осознает, что происходит.

Иродиане обычно не были союзниками фарисеев. Более того, эти две группы очень сильно не ладили друг с другом. Об иродианах известно немного, кроме того, что можно заключить из их названия. Ирод и его семья были не евреями, а идумеями, потомками едомлян — древних врагов Израиля.

Начиная с Ирода Великого, они получили покровительство от Рима в виде различных высоких политических постов, включая правление над некоторыми частями Палестины.

Иродиане не любили Иисуса и, возможно, имели указание от Ирода Антипы попытаться спровоцировать Его так, чтобы это повлекло за Собой Его смерть или, по крайней мере, тюремное заключение. Именно Ирод Антипа заключил в темницу и в конце концов обезглавил предтечу и друга Иисуса Христа — Иоанна Крестителя. Недаром Ирод, когда услышал о чудесах Иисуса, испугался, думая, что это воскресший Иоанн. Но ему также было любопытно встретиться с Иисусом, чтобы увидеть Его чудотворную силу (Лук. 9:7; ср. 23:8). Немного позже некоторые фарисеи, дружественно настроенные к Иисусу, предупредили Его, чтобы Он ушёл из Переи, потому что «Ирод хочет убить» Его (Лук. 13:31). Поэтому на завершающем этапе Своего служения Иисус избегал областей, подвластных Ироду, из-за враждебности по отношению к Себе, «потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима» (13:33).

Все иродиане, даже если это были евреи, были очень преданы Риму.

Именно по этой причине фарисеи попросили некоторых из них сопровождать их учеников, когда те пришли к Иисусу. Если бы Иисус попался в их ловушку, возразив, как ожидалось, против уплаты налогов Риму, сочувствующие Риму иродиане стали бы достойными доверия свидетелями. Хотя фарисеи презирали иродиан, как нечестивых предателей, в их целях было заручиться помощью этих людей и уловить Иисуса.

Если бы фарисеи стали говорить что-либо в поддержку Рима, это не было бы воспринято всерьёз, как не была бы воспринята и их похвала Иисусу.

Фарисеи были крайне религиозны и настроены крайне националистично, и некоторые из них, вероятно, были зилотами. Но они, возможно, презирали римлян больше за их язычество, чем за военное угнетение. В любом случае, их ненависть к Риму не была секретом, и если бы они заявили прокуратору о подстрекательстве к мятежу на словах или на деле, их самих начали бы подозревать. Поэтому иродиане были полезными, хотя и презренными союзниками, которые могли стать отличными проримскими свидетелями против Иисуса. Хотя фарисеи и иродиане сильно расходились в вопросах религии и политики, они единодушно согласились сфабриковать дело против Иисуса.

Заручившись поддержкой иродиан, ученики фарисеев, которых Лука описывает как «лукавых людей, которые [притворились] благочестивыми» (Лук. 20:20), льстя Иисусу, сказали: «Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божьему учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо». Обратиться к еврейскому мужчине как к Учителю было проявлением высокой степени почитания, оказываемой только раввинам, зарекомендовавшим себя проницательными богословами и толкователями еврейского закона и преданий. В Талмуде говорится: «Тот, кто учит закону, будет удостоен высокого места в академии на небесах».

Эти люди внешне похвалили Иисуса за Его внутреннюю чистоту и чистоту Его учения, заявив, что Он справедлив, и истинно пути Божьему учит.

Иисус — Человек Божий, Который учит Божьей истине, утверждали они.

Он не заботится об угождении кому-либо и не смотрит ни на какое лицо, добавляли эти люди. На Него нельзя было оказать влияние с помощью угроз или вражды. Напротив, Он был известен тем, что мужественно и убеждённо стоял на Своём.

То, что сказали об Иисусе эти люди, было более чем точно, но сами они не верили ни одному слову из сказанного. Хотя лесть часто содержит ложь, самой ужасной и обманчивой она становится тогда, когда для достижения своих нечистых целей использует истину.

Предполагая, что Иисус внутренне наслаждается их лестью, своим вопросом они захлопнули для Него ловушку: «Итак, скажи нам, как Тебе кажет ся: позволительно ли давать подать кесарю или нет?» Одна из высших форм похвалы — спросить у человека совет по какому-нибудь важному вопросу.

Поэтому, подогрев, как им казалось, самолюбие Иисуса комплиментами, они были уверены, что, как большинство людей, Он с радостью продемонстрирует мудрость, за которую Его только что похвалили. В таком состоянии Он мог потерять бдительность и дать неосторожный ответ, который стал бы основанием для того, чтобы предать Его смерти.

«Подать» — это перевод слова кенсос, от латинского (то есть римского) ценсере. Из многочисленных налогов, которые римляне взимали с оккупированных территорий, ни один не был для евреев более тягостным, чем подушный налог, или подать. Этот налог взимался ежегодно с каждой живой души, поэтому его иногда называли подушным налогом. Среди прочего, именно с целью сбора подушного налога (подати) Рим периодически проводил перепись населения. Для участия в такой переписи Иосиф и Мария перед самым рождением Иисуса должны были отправиться в Вифлеем (Лук.2:1-4).

Чтобы содержать оккупационные войска и обеспечивать многие полезные службы, которыми славился Рим, нужны были огромные деньги, получаемые благодаря налогам. Поэтому ежегодно взимался земельный налог, составляющий одну десятую часть урожая зерновых и одну пятую произведённого вина и масла, а также один процент подоходного налога от заработной платы работающих. Таможенная пошлина на товар взималась во всех портах и на пересечениях больших дорог.

Римляне предлагали завоёванным народам множество услуг, среди которых довольно выгодным был Римский мир, или Pax Romana. Из-за своего стратегического военного и торгового расположения многие страны Ближнего Востока на протяжении веков имели очень короткие передышки между войнами. Они всё время воевали, отражая нападения одних захватчиков за другими, и ими правили то один завоеватель, то другой. Под римской защитой им, по крайней мере, не надо было воевать. Они могли путешествовать сравнительно безопасно по всей империи. К тому же римляне построили хорошие дороги и водопроводы, развалины которых сохранились по сей день.

Хотя подушный налог (подать) для большинства людей не являлся самым высоким налогом, для евреев он был самым оскорбительным. Возможно, это было потому, что они считали, что принадлежат Богу, а не Цезарю. Именно подушный налог стал причиной восстания Иуды Галилейского в 6-м году по Р.Х., которое способствовало смещению Ирода Архелая и замене его на римского правителя. Иуда призывал евреев не платить эту подать Риму, потому что Бог был их единственным Богом и Господом. Как Гамалиил напомнил синедриону, когда Пётр и другие Апостолы были на допросе в Иерусалиме, бунтовщик Иуда «погиб, и все, которые слушались его, рассеялись» (Деян.5:37). Именно на националистических, антиримских настроениях Иуды основывалось движение зилотов, и именно эти настроения стали причиной восстания в 66 г. по Р.Х., которое спустя четыре года привело к разрушению римской армией Иерусалима и храма.

Поэтому не случайно фарисеи научили своих учеников, как заставить Иисуса высказаться по поводу подушного налога (подати). Если бы Иисус поддержал уплату этого налога, то до сих пор восхищавшиеся Им евреи стали бы презирать Его. В этом случае еврейские вожди свободно могли бы схватить Его и казнить без вмешательства со стороны народа. Но они предполагали, что Иисус ответит отрицательно и открыто заявит, что этот налог одновременно и несправедлив, и нечестив и что его не следует платить деспотичному язычнику-кесарю, и этим, как мятежник, навлечёт на Себя гнев Рима.

Обвинение 

“Но Иисус, видя лукавство их, сказал: «Что искушаете Меня, лицемеры?»” (Мф.22:18)

Благодаря Своей божественной проницательности Иисус видел их лукавство. Его невозможно было обмануть, потому что Он «знал, что в человеке» (Иоан. 2:25). Как всеведущий Бог, Он знал вопрос, который они зададут, ещё до того, как этот вопрос был сформулирован фарисеями. Знал Он и причину, заставившую их обратиться к Нему. Он понимал, что люди, которые изложили вопрос, не были его авторами, и слова похвалы, которыми они только что осыпали Его, были вызваны не восхищением, а лицемерием. Иисус знал, что на кончиках их льстивых языков яд. Он также точно знал правильный ответ.

Перед тем как ответить на вопрос, Иисус бросил им в лицо: «Что искушаете Меня, лицемеры?» Он дал понять, что видел их злые планы и знал, что их цель состояла в том, чтобы испытать Его, а не послушать Его мудрости, поэтому разоблачил их как лицемеров. Несмотря на то, что Иисус никогда раньше их не видел, Он знал, что они — лазутчики фарисеев, так же верно, как если бы нечаянно подслушал их заговор. Эта демонстрация всеведения была сама по себе ещё одним свидетельством Его божественности.

Не только Ветхий Завет, но и раввинские предания строго осуждали лесть и лицемерие. Раввин Елеазар написал в Талмуде: «Любое общество, где есть лесть, в конце концов окажется в изгнании» (Sotah, 42а). Раввин Иеремия бен Абба заявил, что четыре типа людей не заслуживают благословений от Бога: насмешники, лжецы, сплетники и лицемеры (Sanhedrin, 103а).

Аналогия 

«Покажите Мне монету, которой платится подать». Они принесли Ему динарий. И говорит им: «Чьё это изображение и надпись?» Говорят Ему: «Кесаря» (Мф.22:19-21а) 

Затем Иисус сказал: «Покажите Мне монету, которой платится подать». Не обращая внимания на суровые обвинения Иисуса, направленные против них, эти люди охотно принесли Ему динарий, радуясь тому, что могут помочь Ему попасть в их западню. Монетой, которой платилась подать, был динарий, равнявшийся дневному жалованию воина или чёрнорабочего в Палестине.

Хотя в Израиле в то время в обращении было несколько валют, включая греческую и еврейскую, и обменять деньги было легко, для уплаты подати можно было использовать только римский динарий. Это была серебряная монета, которую чеканил исключительно император — единственный имевший власть выпускать монеты из серебра или золота. На всех таких монетах, включая динарий, на одной стороне было выгравировано изображение императора, а на другой — их достоинство.

Это делало монеты особенно оскорбительными для евреев по нескольким причинам. Во-первых, изображение императора было напоминанием о римском угнетении, а, во-вторых, закон Моисеев конкретно запрещал делать какие-либо изображения (Исх. 20:4). В современном Израиле некоторые крайне ортодоксальные евреи запрещают фотографировать их, потому что полученные фотографии считаются изображением, идолом.

Если монета в руках Иисуса была отчеканена Тиберием, то на одной стороне было изображение его лица, а на другой он был выгравирован сидящим на престоле в одежде священника. И надпись на монете гласила, что он — первосвященник. Несколько императоров, включая Юлия Цезаря, присвоили себе статус бога, тем самым требуя к себе не только политического почтения, но и религиозного поклонения. Когда в 17-м году до Р.Х. на небе появилась необычная звезда, Август Цезарь объявил двенадцатидневное торжество, на котором коллегия римских священников во главе с самим Августом даровала массовое отпущение грехов всем гражданам империи.

В этом же году были отчеканены монеты, объявляющие Августа Сыном Божьим. А идея божественного императора была крайне омерзительной для евреев.

Хотя любой ребёнок знал ответ на Его вопрос, Иисус поднял монету и спросил: «Чьё это изображение и надпись?» Думая, что Он вот-вот произнесёт роковые слова против Рима, эти люди с готовностью, вероятно, в один голос, ответили: «Кесаря». Так как Иисус претендовал на божественность, называя Себя Сыном Божьим, ученики фарисеев были уверены, что Он объявит кесаря, изображение и надпись которого Он держал перед ними, ложным богом и богохульником.

Ответ и последствия 

“Тогда говорит им: «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божье — Богу». Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли” (Мф.22:21б-22) 

Но вместо этого Иисус сказал им: «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божье — Богу». Часто на глубину этого высказывания из-за его простоты не обращают внимания. Слово аподидоми (отдавайте) означает «платить» или «возвращать обратно», подразумевая долг. Оно несёт в себе идею обязанности и ответственности за что-либо требуемое. Поэтому ответ Иисуса на первоначальный их вопрос (ст. 17) был таким: «Да, платить подушный налог кесарю — вполне законно и правильно, потому что этот налог кесарев, он принадлежит сфере его владения».

Иисус не использует слово дидоми («давать»), как ученики фарисеев в своём вопросе. Для них, как и для большинства евреев, уплата любого налога Риму считалась незаконной обязанностью, и делали они это с большой неохотой. А Иисус объявил, что уплата налогов не только совершенно законна, но и обязательна в нравственном отношении.

Здесь Иисус объявил, что уплата налогов любому правительству — это Богом определённая обязанность граждан. Уплата налогов — это законная обязанность каждого человека, но особенно она касается верующих, так как они имеют особенное отношение к Слову Божьему. Иисус не делал никаких исключений, никого не освобождал от уплаты налогов даже таким богохульным, языческим правителям-идолопоклонникам, которые через несколько дней пригвоздят Его к кресту. Народ Божий должен был платить налоги правительству, которое казнило Сына Божьего. Государство имеет божественное право облагать налогами, поскольку это сфера его обязанностей, а граждане имеют божественную обязанность платить их.

Давая универсальное повеление в контексте жизни в той же языческой римской системе, Павел писал: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены… И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для этого вы и подати платите, ибо они Божьи служители, этим самым постоянно занятые. Итак, отдавайте всякому должное: кому подать — подать; кому оброк — оброк; кому страх — страх; кому честь — честь» (Рим. 13:1, 5-7). Мы должны не только уважать таких правителей и руководителей и подчиняться им, но также молиться за них. «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, ходатайства, благодарения за всех людей, — писал Павел Тимофею, — за царей и за всех начальствующих, чтобы проводить нам жизнь тихую и безмятежную, во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» (1 Тим.2:1-3).

Уча тому же принципу, Пётр писал: «Будьте покорны всякому человеческому начальству ради Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. Ибо такова воля Божья, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2:13-15).

Согласно Божьему суверенному указу, президенты, цари, премьер-министры, губернаторы, мэры, полиция и другие правительственные власти как бы выполняют Божьи повеления по сохранению общества. Поэтому противиться правительству — значит противиться Богу. Отказываться платить налоги — значит нарушать Божью заповедь. По собственному заявлению Бога, платя налоги кесарю, человек чтит Бога.

Если в век языческого деспотизма и открытых гонений Церкви верующие должны были платить налоги, насколько же охотнее должны платить налоги современные христиане, живущие в свободных, демократических обществах? Невзирая на, казалось бы, духовные причины в оправдание неуплаты налогов, Господь не признавал ни одной из них. Доказывать, что платить налоги мирским, гуманистическим правительствам, неоправданно и нелепо — значит лгать и противоречить тому, что Сам Бог говорит по этому поводу. В Своём Слове Он недвусмысленно повелевает платить налоги, потому что, по Его божественному определению, налоги являются частью того, что принадлежит кесарю. Всё принадлежит Богу, но Он повелел, чтобы определённая часть того, что Он вручил каждому человеку, была отдаваема правительствам в виде налогов.

Но, продолжал Иисус, ещё важнее, чтобы люди отдавали Божье Богу. Он не отделял мирское человеческое общество от религии, как бы говоря, что человек обязан быть верным человеческому правительству в материальной сфере, а Богу — в духовной. Писание не делает такого деления, потому что всё в любой области жизни принадлежит Богу. Иисус по-прежнему говорил о кесаре, что Божье не принадлежит кесарю, и что никогда не следует ему предлагать то, что принадлежит только Богу.

Как представитель человеческого правительства, кесарь имел право облагать налогами, но как представитель человеческой религии, что часто случалось с императорами, он не имел права требовать поклонения себе. Люди должны платить налоги главе правительства как человеческому правителю, но никогда не должны почитать его как бога. Он властен над социальной и экономической сферами, и когда он выходит за рамки этих сфер, его власть прекращается, прекращается и подчинение ему со стороны людей. Когда Синедрион, обладавший как политической, так и религиозной властью в Иерусалиме, запретил Апостолам «накрепко учить об имени» Иисуса, Пётр ответил за всех: «Должно повиноваться больше Богу, нежели людям» (Деян.5:28-29).

Церковь в Советском Союзе и в других коммунистических странах преследовалась, потому что отказалась быть полностью преданной государству.

Хотя большинство верующих в этих странах были хорошими гражданами во всех отношениях, включая и уплату налогов, ни сами они, ни их дети не склонились перед правительством, потому что такое почтение — это исключительно прерогатива Бога.

Услышав ответ Иисуса, ученики фарисеев были совершенно изумлены Его мудростью. Они удивились и, оставив Его, ушли. Им нечего было сказать. Но у них хватило здравого смысла уйти до того, как их невежество и порочность раскрылись в ещё большей мере.

Вся слава Христу

С часами шпаргалкой тебе больше не нужно исписывать мелким почерком огромное количество бумажек и выдумывать способы утаить их от педагога на экзамене. Тебе не нужно бояться, что тебя не пустят в аудиторию с мобильным телефоном или иным устройством, в котором хранятся твои шпоры. Ты приходишь на экзамен и без волнения входишь в кабинет. Ведь у тебя на руке секретное преимущество – электронная шпаргалка для студентов в виде часов, которую не заметит ни один преподаватель. Купить часы шпаргалку оптом вы всегда сможете у нас.

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий