Начните любить


“Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки” (Мф.7:7-12)

Этими стихами завершается основная тема Нагорной проповеди, излагающая требования к жизни по законам Небесного Царства. Христос уже изложил требования об отношении человека к себе, к нравственности, к религии, к деньгам и к имению. А здесь Он завершает тему, начатую в ст. 1-6, об отношении к ближнему.

Данный отрывок представляет собой описание Иисусом принципов, лежащих в основе отношений между людьми. Любить других любовью Господа — значит, прежде всего, не кичиться собственной праведностью, не судить бездумно и не осуждать безжалостно других. Если же такое отношение присутствует, то с ним нужно бороться наращивание ногтей Киев. Отсутствие несправедливой критики, конечно же, не равно любви, но оно предшествует истинной любви. И всё же любовь невозможно описать тем, чего она не делает; любить — это не просто не желать зла и не причинять вреда окружающим. Отсутствие ненависти и злого умысла не является основой любви.

Настоящая любовь проявляет себя в действии, которое приносит плод и является истинной мерой и доказательством любви. Любовь являет себя не в инертности, а в поступках. (Все греческие глагольные формы, описывающие любовь в 1 Кор. 13:4-7, подразумевают действие). Ключевую фразу находим в двенадцатом стихе: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», на которую указывают ст. 1-11, поясняя и иллюстрируя этот принцип. Данный стих часто называют «золотым правилом» и «Эверестом этики» (Уильям Баркли, «Толкование Евангелия от Матфея», том 1, [ВСБ, 1986], стр. 300). Известный богослов Альфред Эдершайм говорил, что это самое точное описание абсолютной любви, на которую способна человеческая природа, а епископ Дж. К. Райл писал, что эта истина «разрешает сотни трудных ситуаций… [и] делает ненужным составление бесконечного ряда инструкций о том, как вести себя в особых случаях».

Иисус приводит три причины необходимости исполнять Его заповедь любить других, как самого себя: этого требует Божье обетование Его детям, этого требует Божий пример для Его детей, и этого требует Божья цель для Его детей.

Этого требует Божье обетование Его детям

“Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят” (Мф.7:7-8)

Это одно из величайших и самых понятных обетований Господа для всех, кто принадлежит Ему, является Его дитём и гражданином Его Царства.

Такое великое обещание даёт нам свободу полноценно любить других, жертвовать ради них, потому что Сам Небесный Отец показывает пример, щедро предлагая неистощимые вечные сокровища, призванные восполнить наши собственные нужды и нужды других. Мы можем поступать с окружающими так, как хотим, чтобы поступали с нами (см. ст. 12), не боясь исчерпать божественные источники.

Стихи 7-11 служат хорошей связкой между строящимся по принципу отрицания учением об осуждении и положительным «золотым правилом» (ст.12). Даже освободившись от собственного греха, — когда «бревно» удалено из нашего глаза, — мы нуждаемся в божественной мудрости, чтобы знать, как помочь брату вынуть «сучок» из его глаза (ст. 5). Без Божьей помощи невозможно разглядеть «псов и свиней» — т.е. лжепророков и отступников, которым мы не должны предлагать святыню Божьего Слова (ст. 6). Всё это побуждает нас взывать к Господу.

Божья мудрость — это одно из величайших сокровищ, ради которого стоит просить, искать и стучать. Без помощи Небесного Отца нельзя стать проницательными и разборчивыми. И главным средством достижения такой мудрости является молитва прошения. «Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, — и дастся ему» (Иак. 1:5).

В Своём Слове Бог предлагает нам много принципов, но не даёт конкретных методов или правил для всех обстоятельств. Одна из причин этого в том, что обстоятельства всё время меняются, варьируясь от эпохи к эпохе и от человека к человеку. Чтобы составить правила поведения для каждой конкретной ситуации, потребовалась бы огромная многотомная библиотека. Но ещё важнее здесь Божье желание, чтобы мы непосредственно полагались на Него и пребывали в Его Слове. Не пребывая в Слове, мы не можем правильно и мудро молиться.

Но кроме того, что мы должны пребывать в Его Слове, Бог желает, чтобы мы общались с Ним как с Отцом. Кроме совершенного и непогрешимого Слова, нам нужен Его Дух, Который толкует и открывает истину, а также поддерживает и ободряет верующих. Господь не требует, чтобы у нас всегда наготове были ответы на все вопросы. Библия — неисчерпаемый источник божественной истины, и её запасы не иссякнут даже после постоянного, прилежного изучения длиной в человеческую жизнь. Но без Бога нельзя постигнуть глубины Его Слова или извлечь все его сокровища. В Божьем Слове содержится достаточно откровений, чтобы мы чувствовали себя ответственными за свои поступки, и в то же время достаточно тайн, чтобы мы оставались зависимыми. Его Слово не только направляет нашу жизнь, но и привлекает нас к Нему.

Фактически, здесь Иисус говорит: «Если вам нужна мудрость, чтобы знать, как помочь согрешающему брату и отличить лжеучение и отступничество, идите к вашему Небесному Отцу. Просите, ищите и стучите в небесную дверь, и вы получите, найдёте, и дверь отворится».

В противовес некоторым популярным толкованиям, следует отметить, что ст. 7-8 — это вовсе не карт-бланш для предъявления Богу любым человеком.

Во-первых, данное обещание распространяется только на верующих.

Все обетования Нагорной проповеди адресованы только верующим. Без сомнения, в тот день у подножия холма было немало неверующих, в том числе книжников и фарисеев. Однако в этой проповеди о книжниках, фарисеях, лицемерах, лжепророках, притворных последователях и неверующих вообще Иисус всегда говорит в третьем лице — как если бы Его слова не обращены к присутствующим. В других случаях (как в Матф. 23) Господь обращается к этим людям прямо, но в данном тексте все Его замечания к ним косвенны. Он проповедует Своим ученикам (5:1-2), а толпа просто слушает.

Под словом «всякий» подразумеваются те, кто принадлежит Небесному Отцу. Те, кто Его детьми не являются, не могут приходить к Нему как к своему Отцу. В Евангелии от Матфея большое внимание уделяется двум важнейшим системам взаимоотношений — Божьему Царству и Божьей семье.

Концепция Царства охватывает аспект господства, или управления, а концепция семьи — аспект отношений. В Нагорной проповеди в центре внимания — Божья семья, что подтверждается многочисленными ссылками на Бога как Небесного Отца (ст. 11; ср. 5:16, 45, 48; 6:4, 8-9, 26, 32), а других верующих — как братьев (5:22-24; 7:3-5).

Две величайших реалии христианской истины в том, что Бог — наш Отец, а другие христиане — братья. Все верующие — члены Божьей семьи.

Павел называет церковь «своими по вере» (Гал. 6:10) и «своими Богу» (Ефес.2:19). Иоанн постоянно говорит о Боге как о нашем Отце (1 Иоан. 1:2-3; 2:1,13; 3:1; 4:14 и т.д.), а о верующих — как Его детях (1 Иоан. 3:10; 5:2) и братьях друг другу (1 Иоан. 2:9-11; 3:10-12; 4:20 и т.д.).

Во-вторых, всякий, утверждающий своё право на данное обетование, должен жить в послушании своему Отцу. «И, чего ни попросим, получим от Него, — пишет Иоанн, — потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1 Иоан. 3:22).

В-третьих, мы должны просить из правильных побуждений. Иаков объясняет: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:3). Бог не обязуется отвечать на эгоистичные, плотские просьбы Своих детей.

В-четвертых, мы должны подчиняться Его воле. Пытаясь служить одновременно Богу и маммоне (Матф.6:24), мы теряем право на это обетование.

«Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих» (Иак. 1:7-8). Иоанн поясняет: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1 Иоан. 5:14). Если наша уверенность в ответе на молитву зиждется на каком-либо ином основании, значит, мы имеем ложную и дерзкую уверенность, почтить которую Господь не обещает.

Другое возможное условие — неотступность, что подтверждается повелительным наклонением глаголов «просите», «ищите» и «стучите». Это подразумевает продолжительность и постоянство: «Не переставайте просить; не переставайте искать; не переставайте стучать». Кроме того, в этих трёх словах можно наблюдать нарастание напряжения: сначала просить, потом искать (более агрессивное действие) и, наконец, стучать, что ещё более агрессивно. Тем не менее, образные выражения в данном тексте абсолютно понятны. Даже маленький ребёнок знает, что значит просить, искать и стучать.

Нарастание напряжения также предполагает активную позицию с нашей стороны, когда мы приносим просьбы Богу. Мы должны исполнять все известные нам аспекты Его воли. Прося Бога помочь нам найти работу, мы должны сами заниматься поисками, одновременно ожидая Его водительства и помощи. Если нам нечего есть, мы должны пытаться заработать деньги, чтобы купить пищу. Если мы нуждаемся в помощи, с тем чтобы обличить брата в грехе, мы должны узнать как можно больше о нём и его обстоятельствах, а также о том, что в Божьем Слове говорится об этой проблеме. Просить Бога о большем, не исчерпав того, что Он уже дал, — признак не веры, а самонадеянности.

Этого требует Божий пример для Его детей

“Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него” (Мф.7:9-11)

Эти стихи продолжают указывать на «золотое правило» (ст. 12) и пояснять его. Мы должны любить других, как себя, потому что такой пример дал Бог Своим детям и гражданам Небесного Царства. «Итак, подражайте Богу, как дети возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Ефес. 5:1-2).

Если мы причисляем себя к Божьим детям, мы должны отражать Его природу в нашей жизни, какой бы несовершенной эта жизнь ни была. Далее Иисус показывает сущность любви Небесного Отца. Сначала, задавая риторические вопросы, Он приводит несколько примеров из области семейных отношений.

Есть ли между вами такой человек (то есть такой любящий отец), который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? Ответ очевиден — нет такого человека, нет такого любящего отца. Даже самый жестокий отец вряд ли пойдёт на обман, давая сыну в пищу камень, похожий на хлеб. Если сын и не сломает зуб, вовремя обнаружив неправду, то сердце его будет сокрушено жестокостью отца.

И, продолжает Иисус, когда сын попросит рыбы, разве отец подаст ему змею? Здесь не идёт речь о живой змее, способной причинить сыну физический вред. Иисус говорит о змее, приготовленной на огне и выдаваемой за обычное мясо, способное, в отличие от камня, утолить голод. Но поскольку змеи были нечистыми животными (Лев. 11:12), евреям не разрешалось есть змеиное мясо. Любящий отец-еврей никогда бы не обманул и не осквернил сына, заставив его пренебречь Словом Бога и съесть нечистую пищу. Господь просто показывает, что это очень неестественная ситуация, когда отец не придаёт значения физическим или духовным нуждам сына.

В Евангелии от Луки Иисус приводит ещё более драматичный пример со скорпионом вместо яйца (Лук. 11:12). Некоторые ближневосточные скорпионы достигали внушительных размеров, и, сворачиваясь во сне, походили на птичье яйцо. В данном случае обман мог бы обернуться для серьёзным увечьем или даже мучительной смертью.

Итак, если вы, будучи злы, как грешные земные отцы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него! Перед нами одно из многих учений Писания о греховной, злой природе человека. Иисус говорит не о конкретных отцах, отличающихся особой жестокостью, а об отцах вообще, греховных по своей природе.

Люди, не познавшие истинного Бога, не имеют божественного источника, к которому они могли бы обратиться в поисках опоры и надежды. Почти все языческие боги — не больше чем увеличенные копии людей, людьми же созданные для поклонения. Древнегреческий миф повествует об Авроре, богине зари, влюбившейся в простого смертного юношу по имени Титон. И когда Зевс, главный бог на Олимпе, пообещал подарить Авроре всё, чего бы она ни захотела для своего возлюбленного, Аврора попросила для юноши вечной жизни. Однако она забыла упомянуть о вечной молодости для него. Поэтому, когда Зевс исполнил своё обещание, Титон был обречён на вечную старость (Гомер «Песнь к Афродите»). Вот такие они капризные — боги, созданные человеком.

Но Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа не таков. Чтобы описать любовь Бога к Своим детям, Иисус, как и в предыдущей главе, употребляет выражение «тем более» (ср. 6:30). Наш любящий, милостивый, богатый благодатью Небесный Отец готов предложить все Свои сокровища, все блага просящим у Него детям. Самые бескорыстные отношения в обществе людей существуют у родителей к детям. Для детей мы обычно готовы пожертвовать всем, даже собственной жизнью. Но даже самая большая родительская любовь не сравнима с Божьей.

Если мы просим в послушании и в соответствии с Божьей волей, то изливаемым на нас Божьим благам нет предела. И опять в параллельном тексте у Луки находим ещё один аспект этой истины: «Тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (11:13).

Истина, утверждаемая Иисусом в данном отрывке, состоит в том, что если грешные люди добровольно дают своим детям всё необходимое для жизни, то Бог бесконечно превосходит их и в качестве, и в количестве изливаемых благ. Именно поэтому дети Божьи «благословлены… всяким духовным благословением» (Ефес. 1:3). Эти благословения дала «благодать Его, которую Он в преизбытке даровал нам» (ст. 7-8). Если мы желаем, чтобы Бог проявлял Свою щедрую любовь в нашей жизни, то должны с такой же любовью относиться другим, потому что мы — Его образ и подобие.

Этого требует Божья цель для Его детей

“Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки” (Мф.7:12)

Смысл ст. 7-11 становится очевидным в контексте ст. 12. Совершенная любовь Небесного Отца лучше всего отражается в Его детях тогда, когда они поступают с людьми так, как хотели бы, чтобы люди поступали с ними. Неверующий не может любить так, как того требует Христос. Неверующие способны на многие нравственные поступки и иногда очень близко приближаются к самым высоким нормам морали. Но они не могут сохранять постоянство в своей самоотверженности, потому что не имеют доступа к божественному источнику, необходимому для поддержания такого образа жизни.

«Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди» — это итог всего сказанного выше в Нагорной проповеди; а «так поступайте и вы с ними»— это основное содержание закона и пророков. Это также парафраз второй величайшей заповеди: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф.22:39; ср. Лев. 19:18). «Золотое правило» наставляет нас в любви к окружающим, «а особенно», как указывает Павел, к «своим по вере» (Гал. 6:10).

«Любящий другого исполнил закон» (Рим. 13:8; ср. ст. 10; Гал. 5:14).

Свои поступки мы не должны соизмерять с тем, как относятся к нам люди или как, по нашему мнению, они должны к нам относиться. Мы поступаем так, потому что хотим, чтобы и с нами поступали так же. В этом суть принципа, аспект общей истины, которую нельзя найти ни в одной другой религии или философской системе.

На протяжении многих лет основным музыкальным инструментом был клавесин. При нажатии на клавишу в действие приводилась определённая струна и звучала нужная нота, наподобие перебора гитарных струн медиатором. Но создаваемую таким образом тональность нельзя назвать чистой, да и сам механизм рождения звука сравнительно медленный и ограниченный.

В последней четверти XVIII века, при жизни Бетховена, неизвестный музыкант усовершенствовал клавесин. Теперь клавиши приводил в действие молоточек, ударяющий по струнам, а не дёргающий их, как раньше. Такое незначительное усовершенствование очень сильно изменило весь мир музыки, придав ему неслыханные до тех пор великолепие и размах.

Подобные революционные перемены произвёл Иисус в «золотом правиле». Данный принцип всегда преподносился в отрицательной форме, и в том или ином варианте его можно найти почти во всех религиозных и философских системах. Еврейский раввин Гиллель сказал: «Не делай другому того, что ненавистно тебе». Апокрифическая книга Товит учит: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому». Иудейские мудрецы в Александрии, которые перевели Септуагинту (греческий Ветхий Завет), в одном из писем советовали: «Если желаешь, чтобы тебя не постигло зло, а только всё благое, так поступай со слугами и обидчиками». Конфуций учил: «Чего не хочешь для себя, того не делай другим». Древнегреческий царь Никокл писал: «Не делай другим того, что в других приводит в гнев тебя». Греческий философ Эпиктет сказал: «От чего не хочешь пострадать сам, не причиняй того другим». Стоики выдвигали следующий принцип: «Чего не хочешь испытать от людей сам, не делай того никому другому». Во всех этих высказываниях идея выражена в форме отрицания. Подобный принцип является важным фактором в человеческих отношениях, но ему очень далеко до совершенного Божьего стандарта.
Приведённые выше изречения ограничены греховной человеческой природой и говорят не о любви, а о защите личных интересов. В их основе лежат эгоистичные мотивы — не причинять вреда другим, чтобы они не причинили вреда нам. Это не золотое правило, потому что оно по своей природе утилитарно и вызвано страхом и желанием человека оградить себя. В Писании много говорится о падшем человечестве: «Нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3:12, ср. Пс. 13:3); «все мы… совратились каждый на свою дорогу» (Ис. 53:6).

Основная проблема человека — его увлечённость собой. Человеку достался по наследству хронический нарциссизм, болезнь, получившая своё название от древнегреческого мифологического героя по имени Нарцисс, чья жизнь прошла в любовании своим отражением в ручье воды. Всякий грех в итоге сводится к эгоизму. Мы грешим, потому что заняты только собой и посвящены только себе, а не Богу и людям. Невозрождённому человеку не постичь сущности бескорыстной любви — той, что любит других, как себя, и поступает с ними, как хотела бы, чтобы поступали с ней.

Только Иисус открывает полноту истины, которая включает и позволительное, и запретное. И только Иисус может дать силу, необходимую для пребывания в этой истине. Силу жить согласно этой высочайшей этике мы получаем не от нашей греховной природы. Эта сила приходит извне, от Святого Духа, первый плод Которого — любовь (Гал. 5:22). В Иисусе Христе «любовь Божья излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5). Только Дух Самого Христа может дать силу любить друг друга, как Он возлюбил нас (Иоан. 13:34). Мы способны любить божественной любовью только потому, что Сам Бог прежде возлюбил нас Своей божественной любовью (1 Иоан. 4:19).

Бескорыстная любовь служит не ради собственного спокойствия и благополучия. Она служит ради того, кому служит, и служит она так, как хотела бы, чтобы служили ей, независимо от результата. Это божественный уровень любви, и достигнуть его можно только с Божьей помощью. Только Божьи дети могут иметь правильные отношения с окружающими, потому что только у них есть сила не осуждать других с чувством самоправедности, а совершенно бескорыстно любить их.

Вся слава Христос

Пользуясь современными системами отопления, такими, как подогрев пола в киеве, можно получать мягкое оздоровительное воздействие, которое они могут оказывать на организм человека. Теплые полы – это безопасный и легкий способ выполнения домашнего отопления, который обеспечит уютом и теплом всех его жителей. Теплый пол будет дарить свое тепло Вашей семье с максимальным комфортом и безопасностью.


Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий