Молитва Господня – часть2

“Молитесь же так: «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на этот день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твоё есть Царство и сила, и слава во веки. Аминь». Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Мф.6:9-15)

 Божья забота

“хлеб наш насущный дай нам на этот день” (Мф.6:11)

В новозаветные времена эта нужда действительно вызывала беспокойство, однако в наши дни многие христиане на Западе сочли бы подобные слова ненужными и бесполезными. Зачем просить Бога о том, что у нас и так в изобилии? Какой смысл просить о насущном хлебе, когда многим не помешало бы уменьшить свой рацион? Просьба, наверняка, вполне актуальная для христиан Эфиопии или Камбоджи, может показаться излишней для упитанных американцев.

Однако эти слова Молитвы Господней, как и все остальные, написаны не только для верующих первого столетия; они актуальны для христиан всех веков, независимо от их возраста и условий жизни. В Молитве Господней есть всё, что необходимо для общения с Богом. В этом прошении о Божьем попечении можно выделить пять составляющих: насущная нужда, Источник благ, прошение, просители и регулярность молитвы.

Насущная нужда 

Хлеб — это не только еда, но и символ всех физических потребностей человека. Джон Стотт цитирует Мартина Лютера, сказавшего, что «хлеб — это символ всего необходимого для поддержания земной жизни, то есть пищи, здорового тела, хорошей погоды, дома, жены, детей, хорошего правительства и мира».

Удивительно сознавать, что Творец вселенной, вездесущий Бог, Властитель времени и вечности, абсолютно святой и суверенный Господь заботится об удовлетворении наших физических нужд, о том, чтобы у нас была пища, одежда и жильё! Бог берёт на Себя попечение обо всех наших нуждах.

Эти слова представляют собой прошение, но кроме того в них содержится утверждение, объясняющее причину их уместности для тех, у кого еды в изобилии, и для тех, у кого скудная пища. Главным образом, здесь утверждается то, что все блага, которые мы имеем, мы получаем из Божьей милостивой руки (Иак. 1:17).

Источник благ 

С этой мыслью мы переходим к следующей составляющей молитвы — Источнику благ, Богу. Отец — Единственный, к Кому обращена молитва, Кому возносится хвала и к Кому обращены мольбы.

Когда у нас всё хорошо и нет ни в чём нужды, мы склонны считать, что добились всего своими силами. Мы зарабатываем деньги, покупаем пищу, одежду, платим по счетам. Однако даже самый трудолюбивый человек всеми своими доходами обязан Божьей заботе (см. Втор. 8:18). Наша жизнь, дыхание, здоровье, имущество, таланты и возможности — всё своими корнями уходит в источники, сотворённые Богом и открытые человеку (Деян.17:24-28). Несмотря на все исследования и подсчёты учёных, объяснить происхождение Вселенной, её цель и то, как она функционирует, невозможно.

Без Бога, полностью управляющего всем, это действительно не объяснить (Евр. 1:2-3).

Бог позаботился о человеке ещё до того, как сотворил его. Человек был последним Божьим творением. И после того как Господь благословил Адама и Еву, Он сказал: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, — вам это будет в пищу» (Быт. 1:29). И с тех пор Бог не перестаёт обеспечивать человечество пищей во всём её многообразии и изобилии.

Однако Павел пишет: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским… запрещающим употреблять в пищу то, что Бог сотворил, чтобы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божье хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божьим и молитвой» (1 Тим. 4:1, 3-5).

Слово Божье освящает пищу, ибо она — Божье творение, а мы освящаем её, вкушая с благодарением и молитвой.

Вся физическая пища, которую мы имеем, получена нами от земли благодаря Божьей заботе. Поэтому непризнание Его даров в ежедневной благодарственной молитве есть грех безразличия и неблагодарности.

Прощение 

Прошение выражено словом «дай». В этом слове сокрыта суть прошения, поскольку оно признаёт нужду. Вполне возможно, Бог уже позаботился о нашей нужде, но даже в таком случае мы просим Его об этом в знак признания за Его заботу о нас в прошлом и настоящем, а также во свидетельство упования на Его помощь в будущем.

Единственное, что наделяет поучение Христа и наши молитвы силой, — это Божье обещание. Нам не стоит ожидать того, чего Бог не обещал. Но мы можем молиться с уверенностью, ибо Божьи обетования тверды. «Уповай на Господа и делай добро, — говорит Давид, — живи на земле и храни истину.

Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего… Ещё немного — и не станет нечестивого… А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» (Пс. 36:3-4, 10-11).

Бог не обязывается восполнять нужды всех и каждого. Это обетование относится только к уповающим на Него. В Пс. 36 Давид обращается к верующим, которые «уповают на Господа» (ст. 3), «утешаются Господом» (ст. 4), «предают Господу путь свой» (ст. 5), «покоряются Господу и надеются на Него» (ст. 7), «перестают гневаться и оставляют ярость» (ст. 8). Он говорит: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (ст. 25).

Просители 

Под местоимением «нам» в молитве «Отче наш» подразумеваются те, кто принадлежит Ему. Обращаясь к верующим, Павел писал: «Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды праведности вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (2 Кор. 9:10-11).

Иисус сказал: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестёр, или жену, или детей для Царства Божьего, и не получил бы гораздо более в это время и в веке будущем — жизнь вечную» (Лук. 18:29-30). Бог неизменно выполняет обещание заботиться о нуждах Своего народа.

Главная причина голода и сопутствующих ему в мире болезней кроется не в отсталости сельского хозяйства или неэффективности экономического или политического курса. Дело не в недостатке научных и технических возможностей и даже не в перенаселённости. Эти проблемы лишь последствия основной проблемы — духовной. Известно, что в мире используется примерно 15% пахотных земель, и то лишь полгода. Вряд ли в мире найдётся значительная по размерам территория, где при использовании должных технологий не удалось бы прокормить местное население, и даже более того.

В тех странах, где христианство не распространено, человеческая жизнь имеет очень низкую цену. Индия, например, своей нищетой обязана индуизму — языческой религии, от которой произошло множество других религий. Согласно Британской энциклопедии и Справочнику Эрдмана по мировым религиям, от индуизма произошли такие религии как буддизм, джайнизм и сикхизм. Синтоизм, зороастризм, конфуцианство и даосизм имеют другие истоки.

Для индусов человек — это всего лишь воплощение души на пути к мокше (своего рода «окончательному освобождению»), когда душа проходит через бесчисленные, возможно, нескончаемые циклы перевоплощений от животного в человека и наоборот. Душа восходит к более высокому воплощению, совершая добрые дела, и возвращается в воплощение более низкого порядка за нарушение канонов индуизма. Бедность, болезни и голод считаются наказанием от бога. Страдающие от этих бедствий люди должны покаяться, чтобы в следующей жизни их душа перевоплотилась во что-либо более достойное. Помочь человеку в бедности или болезни — значит вмешаться в его карму и причинить ему духовный вред.

Все животные рассматриваются, как воплощения людей или божеств.

Коровы считаются особенно священными, так как в них воплощаются божества, которых в индуизме около 330 миллионов. Коровы не только не употребляются в пищу, но и усугубляют проблему пропитания, поглощая 20% продовольственных запасов Индии. Даже крыс и мышей, которые съедают 15% продовольственных запасов, не убивают, так как они могут оказаться перевоплощёнными родственниками.

Как язычество — чума Индии, Африки и многих других стран мира, так христианство стало благословением для стран Запада. Европа и США, хотя никогда и не являвшиеся полностью христианскими в библейском смысле, ощутили на себе огромное благословение по причине христианского влияния на государственные, социальные и экономические доктрины и политику. Значительный интерес к правам человека, забота о бедных, поддержка приютов и больниц, тюремная реформа, расовая реформа, отмена рабства и многое другое — всё произошло не под влиянием язычества или идей гуманизма, а благодаря библейскому христианству. С другой стороны, нынешняя деградация представлений о человеческой жизни, выразившаяся в легкомысленных взглядах на семейные отношения, в возросшем юридическом и социальном одобрении абортов, детоубийства и эвтаназии, — это наследие гуманизма и практического атеизма.

Без истинного познания Бога не может быть и истинного представления о человеке. А тем, кто познал Бога и уверовал в Него через Иисуса Христа, обещана забота Небесного Отца. «Поэтому, — заявляет Иисус, — говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?.. Всего этого ищут язычники… [а] Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это всё приложится вам» (Матф. 6:25, 32-33).

Порой, для того чтобы помочь Своим детям, Бог совершает чудеса, но основной Его способ заботы о наших нуждах проявляется через труд, для чего Он даёт жизнь, энергию и возможности. Бог заботится о нетрудоспособных в первую очередь через великодушие тех, кто может трудиться. Как бы ни совершал это Господь — непосредственно или косвенно, только Он является источником нашего физического благосостояния. Он повелевает земле производить всё необходимое, давая нам возможность пользоваться её благами.

Регулярность молитвы 

Бог заботится о Своих детях ежедневно. Это подразумевает регулярное, каждодневное восполнение наших нужд. Мы должны полагаться на Бога каждый день. Он может дать нам способности для труда, к которому призовёт нас в будущем, но Его забота о наших нуждах проявляется ежедневно, а не еженедельно, ежемесячно или ежегодно. Принятие Божьей заботы в настоящем без тревоги о дне грядущем свидетельствует о нашей убеждённости в Его верности и благости.

Божье прощение 

“и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим” (Мф.6:12)

Офейлема (долги) — один из пяти новозаветных терминов, обозначающих грех. Гамартиа — это наиболее употребляемый термин, его основное значение «промах, непопадание в цель». Грех не попадает в цель, Божий стандарт праведности. Слово параптома, часто переводимое как «прегрешение», передаёт идею ошибки или падения, происходящего скорее из-за небрежности, нежели вследствие намеренного неповиновения. Слово парабазис означает «переступить черту, пойти вразрез с предписанными Богом ограничениями» и часто переводится как «непослушание». В сравнении с грехами гамартиа и параптома этот грех более осознанный. Аномиа означает беззаконие и относится к намеренным и самым вопиющим грехам, к неприкрытому восстанию против Бога и Его путей.

Существительное офейлема в Новом Завете употребляется всего несколько раз, но глагольная форма этого слова встречается часто. Из тридцати случаев употребления в глагольной форме — в двадцати пяти оно указывает на нравственный и духовный долг. Грех — это нравственный и духовный долг перед Богом, за который надо расплачиваться. Описывая эту же молитву, Лука использует слово гамартиа («грехи», Лук. 11:4), ясно показывая, что имеется в виду не денежный долг, а грех. Матфей употребил слово «долги», вероятно, потому, что оно соответствовало наиболее распространённому арамейскому обозначению греха (хоба), используемому евреями того времени, которое также передавало идею нравственного или духовного долга перед Богом.

 Проблема 

Грех разделил человека с Богом, поэтому грех — злейший враг и наибольшая проблема человека. Грех господствует в человеческом разуме и сердце. Он осквернил всех людей, и он обладает губительной силой, повергающей человека в различные болезни, пороки и несчастья, будь то временные или вечные. Конечный итог греха — смерть и вечные муки, а его вследствие в настоящем — страдания, неудовлетворённость и чувство вины. Грех — это общий знаменатель любого преступления, кражи, обмана, убийства, безнравственности, болезни, боли и скорби человечества. К тому же грех — это моральная и духовная болезнь, от которой у человека нет лекарства. «Может ли эфиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои? Так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» (Иер. 13:23). По своей природе человек не хочет быть исцелённым от греха, ибо любит тьму больше света (Иоан. 3:19).

Верующие в Господа Иисуса Христа получили Божье прощение грехов и спасение от вечной погибели. И поскольку, как мы выяснили, эта молитва дана верующим, долги в данном стихе означают совершённые христианами грехи. Потребность в постоянном прощении грехов неизмеримо больше нужды в повседневном хлебе.

В своей книге «Разъяснение Нагорной проповеди» Артур Пинк пишет: “В противоположность Божьей святости, грех — это наше бесчестие и позор, ибо грех попирает закон Божий. Грех — это преступление, а посему виновные становятся должниками. Наш долг как творения состоит в послушании нашему Создателю и Властителю, но, проявив непослушание, мы заслужили наказание. Поэтому мы молим Господа о прощении.”

Условие 

Поскольку грех — самая большая проблема человека, то даруемое Богом прощение — его самая большая потребность. Несмотря на избавление от вечного наказания, мы по-прежнему нуждаемся в Божьем прощении за каждодневно совершаемые грехи. Поэтому христиане должны молиться: «Прости нам». Прощение — главная мысль всего отрывка (ст. 9-15), это слово повторяется в восьми стихах шесть раз. Всё либо ведёт к прощению, либо является его следствием.

Уверовавшие в Христа как Спасителя прощены навеки. Отныне мы не под осуждением, не под приговором, и не обречены на вечные муки в аду (Рим. 8:1). Предвечный Судья объявил нас прощёнными, оправданными и праведными. Ни человек, ни силы тьмы не могут осуждать или «обвинять избранных Божьих» (Рим. 8:33-34).

Но поскольку мы всё ещё согрешаем, нам часто приходится просить у Господа милости и прощения. Только теперь нас прощает не Судья, а Отец.

Иоанн предостерегает верующих: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас». Однако Апостол уверяет: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправедности» (1 Иоан. 1:8-9).

Во время Тайной вечери Иисус стал омывать ноги ученикам, проявив тем самым дух кротости и служения, который должен отличать Его последователей. Пётр сначала отказывался, однако после слов Христа «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» впал в другую крайность, восхотев полного омовения. Но Иисус сказал ему: «Омытому нужно только ноги омыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все». Иисус знал, кто предаст Его, потому и сказал: «Не все вы чисты» (Иоан. 13:5-11).

Следовательно, омытие ног Иисусом было чем-то большим, чем примером смирения. Оно было прообразом прощения, которое Бог дарует через многократное очищение спасённых. Нечистые ноги символизируют незначительную запачканность грехом, как дорожной пылью. Грех не может полностью осквернить нас, потому что мы навсегда очищены от полного осквернения.

Нам не требуется повторение позиционного очищения к спасению, происходящего при возрождении, однако мы ежедневно нуждаемся в практическом очищении, поскольку день за днём мы показываем свою неспособность достичь образца совершенной Божьей святости.

Если Бог-Судья готов прощать грешников, то Он несравнимо больше поотцовски желает вновь и вновь прощать Своих детей. За несколько столетий до пришествия Христа Неемия написал: «Ты Бог, любящий прощать, благой и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый» (Неем. 9:17). Сколь бы безграничным и всеобъемлющим ни казался грех человека, он всё же тонет в безбрежном океане Божьего прощения. Где в изобилии грех, там ещё больше преизобилует Божья благодать (Рим. 5:20).

Мольба 

Мольба о прощении подразумевает признание вины. Христос не омоет наших ног, если мы не попросим об этом. Неисповеданный грех не может быть прощён. Об этом недвусмысленно говорит Иоанн: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправедности» (1 Иоан. 1:9). Исповедание фактически означает согласие, и, исповедуя грехи, мы соглашаемся с Божьим отношением к греху, то есть с тем, что грех — это беззаконие, зло и источник всякой скверны, не имеющий ничего общего с народом Божьим.

Исповедать грех нелегко, потому что лукавый и наша гордая природа восстают против этого. Однако только так можно обрести свободу и жизнь в радости. «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознаётся и оставляет их, тот будет помилован» (Прит. 28:13). Джон Стотт пишет: «Одним из вернейших профилактических средств от нравственного склероза является регулярное исповедание грехов, — будь то помыслы, слова или дела, — и оставление их в молитве раскаяния».

Истинный христианин не превращает Божье обетование о прощении в вольную грамоту на совершение грехов и не злоупотребляет Божьей любовью и благодатью. Напротив, в Божьей милости и прощении он видит средство духовного роста и освящения. Он постоянно благодарит Бога за Его безграничную любовь и желание прощать нас вновь и вновь. Кроме того, важно понимать, что исповедание грехов прославляет Бога, если Он наказывает непослушных христиан. Ибо где есть признание вины, там нет места сетованиям на Божью несправедливость.

Несколько столетий назад один пуританский праведник молился: «Позволь мне всегда видеть вопиющую мерзость греха, неисчерпаемую добродетель спасения, беспредельную славу Христа, неописуемую красоту святости, непостижимое чудо благодати». Какое-то время спустя он молился: «Я виновен, но прощён; погибаю, но спасён; скитаюсь, но найдён; согрешаю, но очищен. Дай мне постоянное сокрушение сердца и желание всегда льнуть к Твоему кресту».

Второе условие 

В словах «как и мы прощаем должникам нашим» содержится поставленное Христом условие для получения прощения. Принцип простой, но здравый: если мы прощаем, то и нам простится; если не прощаем, то и нам не будет прощения.

Мы должны прощать, поскольку это отличительный признак праведности, а значит, и верной христианской жизни. Граждане Небесного Царства блаженны и помилованы, потому что они сами милостивы (Матф. 5:7). Они любят даже врагов, поскольку имеют характер любящего Отца Небесного (Матф. 5:44-45, 48). Прощение — признак воистину возрождённого сердца.

Тем не менее, нам не всегда удаётся быть великодушными, и из-за влияния греховной плоти нас нужно постоянно увещать (Рим. 7:14-25).

Кроме того, к прощению других нас должен побуждать пример Христа.

«Будьте друг ко другу добры, сострадательны, — говорит Павел, — прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Ефес. 4:32). Иоанн заявляет нам: «Кто говорит, что пребывает в Нём, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Иоан. 2:6).

Поскольку прощение ближнего отражает Божье милостивое прощение, оно является высочайшей человеческой добродетелью. «Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам» (Прит. 19:11).

К тому же, прощая других, человек освобождает свою совесть от вины.

Непрощение не только препятствует Божьему прощению, но и служит помехой душевному спокойствию, счастью, довольству и даже правильному функционированию организма.

Прощение приносит большое благословение всей церкви. Мало что так препятствует служению церкви, как неразрешённые конфликты среди её членов. «Если бы я видел беззаконие в сердце моём, — напоминает себе и другим псалмопевец, — то не услышал бы меня Господь» (Пс. 65:18). Святой Дух не может свободно свершать труд среди тех, кто носит в себе недовольство и таит обиды (см. Матф. 5:23-24; 1 Кор. 1:10-13; 3:1-9).

Прощение также избавляет нас от Божьего наказания. Где дух непрощения, там грех; а где грех, там неминуемо и наказание (Евр. 12:5-13). Нераскаянные грехи в коринфской церкви были причиной немощи, болезней и даже смерти многих верующих (1 Кор. 11:30).

Но самый веский довод в пользу прощения других в том, что оно приносит Божье прощение верующему. И это настолько важно, что Иисус, научив учеников молитве, вновь подчёркивает эту истину (ст. 14-15). В христианской жизни нет ничего важнее, чем прощение верующими друг друга и прощение верующих Богом.

В вопросе прощения Бог поступает с нами так, как мы поступаем с другими. Мы должны прощать других так же легко и великодушно, как Бог прощает нас. Пуританский писатель Томас Мантон утверждал: «Поистине, более всего благосклонны к другим те, кто сам был помилован Богом, ибо они знают, насколько Бог был снисходителен к их проступкам».

Божья защита 

“и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого” (Мф.6:13а) 

В греческом языке слово пейрасмос (искушение) — по сути своей нейтральное слово, не имея исключительно отрицательного или положительного значения, в отличие от современного слова «искушение» как побуждения к совершению зла. Изначальное значение этого слова — «проверка» или «испытание». Позже слово с этим корнем получило новое значение — «искушение». В этом отрывке, указывая на совращение к греху, оно, похоже, соответствует слову «лукавый».

Невозможно, чтобы Святой и добрый Господь поставил кого-либо, и тем более Своих детей, в такие условия, когда трудно удержаться от соблазна совершить грех. «В искушении никто не говори: „Бог меня искушает“, — пишет Иаков, — потому что Бог не искушается злом, и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13).

Однако Иаков в первых стихах своего Послания писал: «С великой радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения (пейрасмос), зная, что испытание вашей веры производит терпение» (1:2-3).

Таким образом, возникает проблема в толковании слова пейрасмос в Матф.6:13. Как его переводить? Как «искушение» или как «испытание»? Если Иаков пишет, что Бог не искушает, то зачем просить Бога не делать того, что Он и так никогда бы не сделал? К тому же Иаков говорит, что мы должны радоваться искушениям и не пытаться избегать их. Поэтому, зачем молиться: «И не введи нас в искушение»?

Я согласен с отцом ранней Церкви, Иоанном Златоустом, что в этом стихе Иисус говорит не о логике или богословии, а о сердечном намерении, когда верующий стремится избежать опасностей и проблем, порождаемых грехом.

Это крик искупленной души, которая так сильно презирает грех и боится его, что желает избежать малейшей вероятности согрешить, предпочитая уклониться от искушения, нежели одержать над ним победу.

Здесь можно обнаружить ещё одно кажущееся противоречие. Мы знаем, что испытания способствуют нашему духовному, нравственному и эмоциональному росту. Однако у нас нет ни малейшего желания оказаться там, где высока вероятность греха. Даже Иисус, когда молился в Гефсиманском саду, сначала просил: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия», и только потом сказал: «Впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Матф.26:39). Господь Иисус ужасался от осознания того, что Ему предстоит взять на Себя грехи человечества. Тем не менее Он был полон решимости перенести это испытание для того, чтобы исполнить волю Отца и искупить человечество.

Наша естественная реакция в искушениях подобна реакции Христа, но в нашем случае за этим в основном стоит страх неуверенности в своих силах.

Когда мы честно смотрим на силу греха и на нашу немощь, сопряжённую со склонностью к греху, мы вздрагиваем от угрозы искушения или даже испытания. Это обращение — ещё одна просьба к Богу ниспослать нам то, чего в нас самих нет. Мы умоляем Господа оградить наш слух, взгляд, уста, ноги и руки — чтобы во всём, что мы услышим, увидим или скажем, или куда пойдём и что будем делать, Он оградил нас от греха.

Нам, как и Иосифу, хорошо известно, что то, что люди и диавол задумывают во зло, Бог обратит в добро (см. Быт. 50:20). Но, в отличие от Иосифа, мы не уверены, что будем всецело покорны Богу в испытаниях. По-видимому, в этих словах молитвы подразумевается следующее: «Господи, сохрани нас от испытания, которое окажется таким сильным, что мы не устоим перед ним». Это предъявление прав на обетование, что «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13).

Эта молитва является мерой предосторожности против самоуверенности, ложного чувства безопасности и самодостаточности. Мы знаем, что никогда не достигнем духовного успеха и никогда не будем свободны от угрозы греха, пока не придём в вечность. Можно согласиться с Мартином Лютером, который сказал: «Нам не избежать нападок, но мы молимся, чтобы не пасть от них и не погибнуть». Мы всем сердцем желаем, как наш любящий Господь просил в ходатайственной молитве, быть хранимыми от лукавого (Иоан.17:15).

Когда мы искренне молимся: «Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого», — мы свидетельствуем и о покорности Его Слову, хранящему нас от греха. «Итак, покоритесь Богу, — говорит Иаков, — противостаньте диаволу, и он убежит от вас» (Иак. 4:7). Покориться Богу — значит покориться Его Слову. «В сердце моём сокрыл я слово Твоё, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11). Поэтому верующий молится, чтобы Господь хранил его от обольщения грехом, а если верующий и впадает в грех, то он просит Бога об освобождении. Глагол «избавь» — это, фактически, повеление.

В проклятом мире, где нас со всех сторон окружает грех, мы признаём нашу несостоятельность одолеть зло. Мы исповедуем пред Богом немощь плоти, полное бессилие в битве с грехом и просим освободить нас от его оков.

Но что важнее всего, мы признаём нужду в спасении и защите любящего Отца Небесного.

Божье величие 

 “Ибо Твоё есть Царство и сила, и слава во веки. Аминь” (Мф.6:13б) 

Эти слова отсутствуют в наиболее достоверных рукописях, и, вероятно, их не было и в оригинале. Во многих современных переводах их приводят в ссылках или в скобках.

Хотя в оригинале этих слов, возможно, и не было, они в полной мере соответствуют духу контекста и излагают в высшей степени библейские истины.

В них содержится прекрасное славословие величия Господа, как и могущества Его вечного Царства, силы и славы. Они словно эхом вторят восхвалению из 1 Пар. 29:11. Для евреев, читавших Евангелие от Матфея, эти слова были привычной, вдохновенной концовкой молитвы.

Божье послесловие 

 “Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Мф.6:14-15)

Урок молитвы Христос завершает напоминанием, которое логически вытекает из учения о прощении в ст. 12. В этих словах содержится пояснение Самого Спасителя по поводу нашей молитвы к Богу о прощении, и только этот фрагмент молитвы Господь дополнительно анализирует, подчёркивая тем самым его исключительную важность.

Слова «Если вы будете прощать людям согрешения их» представляют принцип в положительной форме. Верующие должны прощать, потому что они получили Божье оправдание (ср. 1 Иоан. 2:1-2; Ефес. 1:7). Если сердце исполнено духом прощения, то и Отец ваш Небесный простит вам. Верующие могут познать Отцовское прощение и получить обильные благословения от Господа, только прощая других людей и словом, и сердцем. «Прощать» (афиеми) буквально означает «отпускать».

Именно это подразумевал Павел, когда писал: «Для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал всё долготерпение» (1 Тим.1:16; ср. Матф. 7:11). Дух непрощения не только несвойственен тем, кто прощён Христом, но он также вместо Божьей милости влечёт за собой наказание. Господь приводит пример немилостивого воздаяния в притче, записанной в Матф. 18:21-35. В этой притче некоему человеку прощается неоплатный долг, символизирующий грех, и даруется милость спасения. Позже этот человек отказывается простить другого, за что тотчас получает суровое наказание от Бога.

А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. В этих словах излагается истина 14-го стиха методом от противного. Грех непрощения и дух горечи (Евр. 12:15) лишает благословений и ведёт к осуждению. Даже Талмуд учит, что тот, кто будет снисходителен к чужим промахам, обретёт милость у Высшего Судьи (Шаббат 151б).

Каждый верующий должен постоянно проявлять дух прощения (Лук.17:3-4), которым отличались Иосиф (Быт. 50:19-21) и Стефан (Деян. 7:60).

Получить прощение совершенно святого Бога, а затем отказываться прощать других, будучи грешником, означает пренебрегать милостью. Поэтому «суд без милости не оказавшему милости; милость торжествует над судом» (Иак. 2:13).

Таким образом, на возносимые к Нему прошения Бог ответит при соблюдении верующим определённых условий. Более того, наши молитвы в первую очередь должны быть направлены на превознесение имени, Царства и воли Господа Иисуса Христа. Молитва — это прежде всего поклонение, побуждающее верующего к благодарению Бога и к праведности.

Вся слава Христу

Все чаще приходится использовать кондиционеры в быту и на работе. А кондиционеры DAIKIN www.daikin-mos.ru лучше всех справляются со своими функциями охлаждения, обогрева, очистки и даже увлажнения воздуха, при этом оставаясь самыми комфортными и самыми тихими кондиционерами в мире. Ресурс бытовых кондиционеров DAIKIN 12 лет непрерывной работы, а коммерческих – 35.

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий