Любовь Иисуса к детям

“Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же не позволяли им. Но Иисус сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное». И, возложив на них руки, пошёл оттуда” (Мф.19:13-15)

Многие дети, воспитанные в христианских семьях или посещавшие воскресную школу, помнят такие песни, как «Иисус любит маленьких детей» и «Как счастлив я, Он любит меня!» Эти прекрасные чувства основаны на ясной библейской истине. Иисус действительно любит детей, и данный текст из Евангелия от Матфея подтверждает эту мысль. Родители этих детей хотели, чтобы Иисус прикоснулся к ним и благословил их, и Господь был более чем готов удовлетворить это желание.

Несколько лет назад одна семья, члены нашей церкви, пережила ужасную трагедию. Глава семьи находился в Новой Зеландии, проповедуя там в церквах, а его супруга и две дочери должны были лететь к нему. За день до отъезда женщина сидела дома и изучала новый метод вязания крючком, чтобы заняться этим во время длительного перелёта, а девочки вышли на улицу погулять. Спустя несколько мгновений мать услышала визг тормозов автомобиля, но, поскольку не было звука удара, не обратила на это внимания, — пока в комнату не вбежала старшая дочь с криком, что сестру Таню сбила машина.

Девочка была без сознания, но никаких признаков серьёзных повреждений на теле не было. Когда мать наклонилась над Таней, девочка глубоко вздохнула и повернула голову на бок. В больнице нейрохирург сказал матери, что у девочки сильное сотрясение мозга и очень мало шансов на то, что она выживет. Родственники и друзья горячо молились, а мать всю ночь не отходила от любимой дочери, молясь о том, чтобы Бог сохранил и исцелил её. Но она также молилась и о том, чтобы прежде всего исполнилась Божья воля, даже если это означало, что Он заберёт Таню к Себе.

Родственник-врач объяснил, что дыхание и сердцебиение Тани поддерживаются искусственным способом. «Её органы функционируют, — сказал он, — но Тани уже нет. Она с Господом». С выражением на лице, излучающим спокойствие, мать сказала Господу: «Пусть будет не моя воля, а Твоя».

Своим друзьям и близким она объяснила: «Я не перестану следовать за Господом; в противном случае я бы говорила, что Таня ушла навсегда. Я поступлю, как поступил царь Давид в Ветхом Завете, когда умер его ребёнок. Он умыл лицо, сменил одежды и начал заниматься своими делами, успокоившись тем, что Бог знает лучше».

В тот момент женщина решила, что больше не будет умолять Бога вернуть ей её маленькую девочку. Таня была хранима Господом, и мать верила, что девочка вошла в Его присутствие, когда, лёжа без сознания на улице, она вздохнула и повернула голову на бок. Женщина свидетельствовала, что в этот момент её наполнила незнакомая ей раньше внутренняя сила. Она вспомнила, что за несколько месяцев до этого, на протяжении длительного времени Таня молилась: «Господь, я хочу пойти к Тебе и быть с Тобой, пока я ещё маленькая». Когда мать спросила, почему она просит об этом, Таня улыбнулась и сказала: «Потому что я хочу посидеть на коленях у Иисуса, когда попаду туда; и я не хочу быть слишком большой». Вспоминая эти слова, мать сказала: «Новая уверенность и мир наполнили мою скорбящую душу. Я снова испытала чувство радости от того, что все мы были в надёжных руках и что Бог не покидал нас ни на мгновение».

Эта мать и остальные члены семьи могли радоваться, переживая смерть своей любимой девочки, потому что знали, куда она ушла. Поскольку Таня познала Спасителя, она находилась в Его руках, где так желала быть.

Каждый родитель-христианин должен очень серьёзно отнестись к увещанию Павла воспитывать детей «в учении и наставлении Господнем» (Ефес. 6:4). Если дети умирают, верующие родители знают, куда они ушли. Если дети живут, родители знают, Кому они принадлежат и для Кого живут.

Вероятно, вскоре после того как Иисус закончил учить Двенадцать истинам о браке, безбрачии, повторном браке и разводе (Матф. 19:3-12), к Нему пришла новая группа людей, желавшая послушать Его поучения. В это же время приведены были к Нему дети, которых наверняка привели родители.

И Марк, и Лука использовали глагол несовершенного вида в прошедшем времени («их приносили»), указывая на продолжительность этого процесса по времени (Марк. 10:13; Лук. 18:15). Когда распространился слух, что в эту местность пришёл Иисус, родители потянулись к этому Учителю, Чья любовь к детям стала известной по всей Палестине (ср. 17:18; 18:2-3; Иоан.4:50).

Греческое слово пайдиа, переводимое как «дети», включает детей от младенчества до двух-трёх лет. В параллельном отрывке Лука повествует, что «приносили к Нему и младенцев» (18:15).

Но ученики вознегодовали, потому что родители, вторгаясь, мешали их общению с Иисусом. Поэтому ученики не позволяли им. Греческое слово, переведённое здесь как «не позволяли», могло также означать «угрожали», и поскольку этот глагол несовершенного вида, то можно предположить, что подобная реакция учеников носила повторяющийся характер, то есть пока родители приносили детей. По мере того как родители продолжали приносить своих детей к Иисусу, ученики продолжали удерживать их, не допуская к Нему. Очевидно, что Двенадцать, которые провели бо￿льшую часть этих двух лет с Иисусом, слышали каждое сказанное Им слово и видели всё, что Он делал, всё ещё не разделяли в полной мере Его взглядов и побуждений.

Всего лишь за несколько дней до этого Иисус держал на руках маленькое дитя в присутствии учеников. Именно им, увлечённым в тот момент спором, кто же из них будет больше в Царстве, Он объявил: «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Матф. 18:1-4). Нет сомнений в том, что двенадцать учеников множество раз были свидетелями того, как Иисус проявлял нежность и кротость, а также великое терпение к тем, кто приходил к Нему за помощью. Они видели, как Иисус, ободряя и утешая, проявлял сострадание, совершая множество исцелений.

Они также знали, что Талмуд учил евреев приносить своих детей к уважаемым раввинам для благословения и молитвы. По обычаю отец приносил новорождённого младенца в синагогу и сам молился о нём. Затем он передавал младенца старейшинам, которые по очереди брали его на руки и молились, чтобы Бог благословил эту юную душу. Многие церкви сегодня делают почти то же самое, молитвенно посвящая маленьких детей Господу.

Следуя этой традиции, евреи, жившие в Перее, в «пределах иудейских, за иорданской стороной» (Матф. 19:1), принесли своих детей, чтобы Иисус благословил их. Иисус был известен как раввин, обладающий не только силой совершать чудеса, но и состраданием и желанием удовлетворять нужды даже самых отвергнутых и беспомощных людей в обществе. Если Иисус действительно был Мессией, как Он утверждал, то, полагали родители, они имеют удивительную возможность принести своих детей для благословения Самому Помазаннику Господнему, Освободителю Израиля.

Так как Иисус не упрекал родителей и не отказывал в благословении их детей, очевидно, что их мотивы были чисты. Они не понимали истинного величия Иисуса, и, вероятно, не многие уверовали в Него как в Господа и Спасителя, если вообще таковые были. Но они признали в Нём истинного Учителя от Бога, Который любил их и заботился об их малышах. Поэтому их искренним желанием было, чтобы Он походатайствовал за их детей перед Богом, в надежде на то, что они вырастут такими, как учил Талмуд: сильными в законе, верными в браке и известными по своим добрым делам.

Иисус не был наивным и сентиментальным по отношению к детям. Будучи их Творцом, Он знал, что дети рождаются с греховной природой. Дети в определённом смысле невинны, но они не безгрешны. Иисус знал, что их не надо учить делать зло и что их маленькие сердца от природы склонны к этому. Однако Он любил их с особым состраданием, а их открытость и доверчивость приводил как пример состояния, которое требовалось для того, чтобы стать гражданином Царства (Матф. 18:3-5).

Те, кто обладает умом Христовым, проявляют такую же любовь и заботу о детях. Ни одна церковь и ни одно христианское движение не преуспевало духовно, если пренебрегало обучением своих детей. Сердце, любящее Господа, неизбежно будет любить и детей.

Один автор прекрасно заметил:

Как цветок в саду тянется к солнечному свету, так и у ребёнка есть загадочная тяга к вечному свету. Обращали ли вы внимание на эту непостижимую вещь, что, когда вы рассказываете самому маленькому ребёнку о Боге, он никогда не спрашивает с удивлением: «А что это такое или Кто такой Бог?
Я никогда не видел Его», — но слушает с сияющим лицом, как будто эти сладкие звуки любви исходят из родных мест? Или, когда вы учите ребёнка складывать ручонки для молитвы, он делает это так естественно, как будто знал об этом мире, мечтал о нём и ожидал его. Или расскажите им, этим малышам, истории о Спасителе, покажите им картинки с изображением библейских сцен и персонажей, и вы увидите, как сияют их чистые глазёнки, как бьются им маленькие сердца.

Поэтому Иисус сказал Двенадцати и по сей день говорит Своим ученикам:

«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне». Греческий глагол, переведённый как «пустите», стоит во времени аорист, тогда как глагол, переведённый как «не препятствуйте», стоит в настоящем времени, в отрицательной форме, указывая на призыв прекратить что-то. Следовательно, Господь говорит: «Сейчас же пустите детей и перестаньте препятствовать им приходить ко Мне».

От Марка мы узнаём, что Иисус сильно вознегодовал на учеников (10:14).

Своей бесчувственностью и эгоизмом они часто расстраивали и разочаровывали Господа, но это был один из двух или трёх случаев, когда Он, фактически, возмутился их поведением.

Похоже, что у Иисуса было несколько причин гневаться на них. Он был разгневан, потому что всем сердцем любил детей и, несомненно, испытывал чувство особого сострадания к ним, так как они входили в этот грешный, наполненный страданиями, развращённый мир. Иисус гневался также и потому, что любил родителей и понимал их стремления и тревогу в отношении будущего их детей. Он понимал, что любовь к маленьким детям — это путь к сердцам родителей. Он гневался ещё и потому, что никто, даже самое малое дитя, не находится вне заботы и любви Бога. Он гневался и из-за того, что ученики постоянно проявляли духовную неразвитость и суровость. И, конечно же, Он гневался, потому что ученики вообразили, что могут определять, кто мог приближаться к Нему, Христу, Сыну Божьему, а кто — нет.

Принимать такие решения не было в их компетенции и не входило в их обязанности. Препятствовать родителям и детям приходить к Иисусу было со стороны учеников в высшей степени самонадеянно. Особенно Иисус негодовал ещё и потому, что Царство Небесное принадлежит детям, то есть включает в себя детей и характеризуется детьми, таковыми, как эти.

Несмотря на утверждения некоторых, ничто в этом тексте не указывает на то, что Иисус отделял таковых, якобы избранных, детей от тех, кто не был избран. Кроме того, Он никак не упоминает здесь о крещении, родительском завете, родительской вере или церковном обряде. Не говорит Иисус также и о вере самих детей, которые были, вероятно, слишком малы, чтобы иметь такую веру. Господь просто говорил, что эти дети как типичные представители всех детей были олицетворением смирения, зависимого положения и веры тех, кто в любом возрасте входит в Его Царство.

Царство Небесное — это сфера Божьего правления во Христе для получивших незаслуженное спасение. Те, кто достиг того возраста, когда может проявлять личную спасающую веру, входят в Царство только на основании данного Богом понимания того, что значит верить в Иисуса Христа как в Господа и Спасителя. А под таковыми подразумеваются те, кто из-за своего юного возраста или умственной неполноценности не способен проявить спасающую веру. Их Бог принимает в Царство в момент смерти полновластным действием Своей благодати. Когда дети умирают, не достигнув возраста моральной ответственности, они попадают в присутствие Иисуса Христа, потому что находятся под особой защитой верховного Царя.

Когда Давид потерял ребёнка, рождённого Вирсавией, он выразил такую чудесную и утешительную истину: «Я пойду к нему, — сказал Давид, — а оно (дитя) не возвратится ко мне» (2 Цар. 12:23). Это утверждение может означать несколько больше, чем просто смирение перед тем, что оба они войдут в царство мёртвых. Личные местоимения «я» и «к нему», как и уверенность Давида в грядущей жизни (см. Деян. 2:25-28; Пс. 15:8-11), лишь подкрепляют его уверенность в том, что в будущей жизни он будет сознательным существом. Давид знал, что принадлежит Богу и однажды войдёт в Его присутствие, и верил, что, войдя в присутствие Божье, обязательно встретится со своим маленьким сыном.

Это не значит, что маленькие дети возрождены духовно, а затем теряют спасение, если позже не принимают Христа как Господа и Спасителя. Скорее, если они умирают до того, как смогут сделать свой выбор, Его искупительная смерть применяется по отношению к ним от их имени. Возможно, что детская смертность так высока во многих странах, куда ещё не пришло Евангелие, потому что Господь забирает этих малышей к Себе до того, как они вырастут в культуре, где так трудно услышать Благую весть и уверовать.

Но какая огромная ответственность лежит на родителях-христианах: научить своих детей, привести их к принятию Христа Спасителем тогда, когда они в состоянии принять решение и уверовать.

По просьбам родителей Иисус возлагал на детей руки и благословлял их.

Марк, описывая этот эпизод (10:16), использовал усилительную форму греческого глагола, означающего «благословлял», тем самым подчёркивая сильное рвение со стороны Иисуса. Иисус, должно быть, улыбнулся бесконечно доброй улыбкой, когда посмотрел в глаза этих маленьких детей. Мы не знаем, какова была конкретная природа Его благословения, но можем предположить, что Он обещал каждому из них Божью заботу и внимание.

Лука повествует, что после этого Иисус объявил, как и незадолго до этого: «Истинно говорю вам: кто не примет Царства Божьего, как дитя, тот не войдёт в него» (Лук. 18:17; ср. Матф. 18:3). Другими словами, Царство населяется только двумя видами подданных: теми, кто умер в юном возрасте, и теми, кто вошёл туда, как малое дитя, с верой и в смирении. Только те входят в Божье Царство, кто приходит к Богу в простоте, открытости, с доверием, без претензий и лицемерия — как малые дети. Как заметил Жан Кальвин, «путь расширяется, давая гражданство в Царстве детям и тем, кто уподобился детям».

Несколько лет назад один молодой индус из южной части Индии, по имени Пол Пиллай, обратился к Христу и откликнулся на призыв благовествовать в северной части своей страны. Пройдя обучение в Соединённых Штатах, он возвратился в Индию и основал библейский колледж «Благодать», который занимается исключительно обучением молодых людей, призванных на служение.

По окончании учёбы первые шесть месяцев выпускники обычно получают от колледжа помощь для организации поместной церкви в городе или деревне. Однако одним из самых эффективных способов приобретения новообращённых является благовестие в детских домах. Осиротевших и покинутых детей берут в дом, где их кормят, одевают, дают им приют. Эти дети посещают общеобразовательные школы, чтобы поддерживать связь со своей культурой, но их также основательно учат Слову Божьему. Очень трудно благовествовать взрослым индусам и мусульманам, но маленькие дети открыты для Евангелия, и многие из них исповедуют Христа своим Господом и Спасителем. Большой процент мальчиков из такого дома поступают затем в библейский колледж и становятся эффективными благовестниками и пасторами. Поскольку Евангелие было проповедано им в раннем возрасте, они были открыты и восприимчивы к требованиям Христа.

Пять ключевых слов могут оказаться полезными при наставлении родителей и служителей, как приводить детей к Христу.

Первое слово — помнить. Мы должны помнить, что каждый ребёнок сотворён Богом и в этом смысле уже принадлежит Ему. «Ты устроил внутренности мои, — утверждает псалмопевец, — и соткал меня во чреве матери моей… Я дивно устроен» (Пс. 138:13-14). «Вот наследие от Господа — дети; награда от Него — плод чрева», данный родителям как милостивое благословение (Пс. 126:3).

Божий план и желание в том, чтобы каждое дитя возвратилось к Нему для служения Ему. «Наставь юношу при начале пути его — он не уклонится от него, когда и состарится» (Прит. 22:6).

Второе ключевое слово — учить. Верующие родители имеют высокое призвание воспитывать своих детей «в учении и наставлении Господнем» (Ефес. 6:4). Тимофей был особенно полезен Господу и Апостолу Павлу отчасти и потому, что с самого детства его мать Евника и бабушка Лоида учили его «священным Писаниям, которые могут умудрить… к спасению верой во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:15; ср. 1:5).

Система благочестивого наставления была учреждена на раннем этапе истории Израиля. Через Моисея Бог повелел Своему народу правильным образом верить и поклоняться Ему: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4). Он также заповедал им лично и искренно принять эту истину с непреклонным убеждением и преданностью: «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей и всеми силами твоими. И да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём» (ст. 5-6). Более того, им было заповедано учить своих детей истине и послушанию, беседуя об этом дома и на людях с утра и до вечера (ст. 7). Они должны были учить своих детей Слову Божьему и являть им пример жизни по Слову.

Однако, какими бы важными ни были семейное изучение Библии и семейная молитва, только последовательная благочестивая жизнь родителей сделает Слово Божье понятным и закрепит его в умах, сердцах и жизни их детей. Родители также должны использовать наглядные пособия, напоминающие о Слове Божьем. Как каждый еврей должен был иметь повязку с Божьим Словом на руке и голове, а также записать его на косяках дома и на воротах (Втор. 6:8-9), так и родители-христиане, чтобы закрепить духовные истины, могут поместить картины со стихами из Библии по всему дому. А когда библейские истории и истины звучат ещё и в песнях, то происходит дальнейшее их закрепление.

В этом отрывке из Второзакония Бог делает древнему Израилю последнее предупреждение, чтобы они не забыли Его и Его Слово после того, как войдут в Землю Обетованную и пресытятся материальными благословениями:

«Чтобы не забыл ты Господа, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства», и «Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас» (6:12, 14). Как и их родители, дети должны знать о множестве идолов, с помощью которых мир уводит их от Господа.

Третье ключевое слово — образец. Дети нуждаются не только в благочестивых правилах, но и в благочестивых примерах. Священник Илий был отрицательным примером для своих двух сыновей. Следуя нечестивому примеру жизни своего отца, они дошли до крайности в безнравственности и святотатстве. Когда Илий упрекал их, они не обращали на него внимания ещё и потому, что его упрёк был равнодушным и слишком мягким, да и сам он скомпрометировал себя своей жизнью и потерял их уважение (1 Цар.2:12-25).

Таким же образом даже великому Давиду не удалось быть благочестивым примером для своих сыновей. Его сын Авессалом был настолько порочным и непокорным, что готов был убить своего отца, чтобы занять его престол.

У другого сына Давида, Соломона, были сотни жён и наложниц, многие из которых были чужестранками, чьи языческие пути отвратили его от верности Господу. В итоге, потерпела крах не только его семья, но и царство. Царь Езекия ослушался Божьего наставления, показав царские сокровища царю Вавилона, а его сын Манассия превзошёл своего отца и полностью оставил закон Божий.

Том Кован писал:

Родители должны осознавать ценность истины лично для себя, а не только для своих детей. Нельзя заставить ребёнка просто поверить в истину, потому что она хороша для него. Дети чувствуют, когда мы предпринимаем чтото с целью оказать на них влияние или вызвать определённую реакцию.

Истина легко и свободно усваивается детьми, если родители сами следуют ей в своей жизни. Другими словами, если я как родитель понимаю, что эта истина ценна для моей жизни, то это понимание вполне естественно передаётся детям.

Четвёртое ключевое слово — любовь. Любовь настолько обязательна, что о ней нет необходимости много говорить. Только те родители, которые исполнены любви к своим детям, которые вместе с ними плачут, радуются и переживают их боль, самоотверженно служат им, жертвуя для них многим, смогут оказать эффективное влияние на их духовную жизнь.

И последнее ключевое слово — доверие. После того как родители сделали всё, что было в их силах, чтобы воспитать своих детей в Господе, они должны довериться Богу, чтобы Он сделал эти усилия плодотворными. Только Дух Святой может коснуться сердца человека, включая и сердце ребёнка. Только Его сила может укрепить духовную жизнь и дать силы для духовной верности.

Вся слава Христу

Любовь Иисуса к детям

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий