Личное приглашение Иисуса

“В то время, продолжая речь, Иисус сказал: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил это от мудрых и разумных и открыл то младенцам. Да, Отче! Ибо таково было Твоё благоволение. Всё предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко»” (Мф.11:25-30)

Суть Евангелия состоит в том, что «Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников» (1 Тим. 1:15). Иисус сказал, что Он пришёл «взыскать и спасти погибшее» (Лук. 19:10). Он говорит людям, что, поскольку Он — Хлеб жизни, приходящие к Нему никогда не будут голодать и верующие в Него никогда не будут жаждать (Иоан. 6:35; ср. 7:37). Так как Он — Свет миру, тот, кто последует за Ним, «не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (8:12). Так как Он есть «воскресение и жизнь», те, кто верует в Него, будут жить, даже если умрут (11:25).

Весть о спасении — тема всего Писания. Божье обещание Адаму и Еве после грехопадения заключалось в том, что их потомок однажды поразит змея в голову (Быт. 3:15). Это образ победы Христа над сатаной. Через Исаию Господь просил: «Ко Мне обратитесь и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного» (Ис. 45:22); и ещё: «Жаждущие! Идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко… Приклоните ухо ваше и придите ко Мне! Послушайте — и жива будет душа ваша» (55:1, 3). В последних словах Писания звучит заключительное приглашение человечества к спасению: «И Дух, и невеста говорят: „Приди!“ И слышавший да скажет: „Приди!“ Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром» (Откр. 22:17).

Ф. В. Фабер, автор гимнов, напоминает нам:

Божье милосердие широко, как море,

Доброта Его справедливости больше, чем свобода.

Человеческим умом нельзя постичь Божью любовь;

Ведь сердце вечного Бога удивительно милостиво.

Контекст  

“В то время, продолжая речь, Иисус сказал: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли»” (Мф.11:25а) 

Фраза «в то время» может означать, что призыв Иисуса прозвучал сразу после того, как Он упрекнул Хоразин, Вифсаиду и Капернаум. Он хотел поднять интерес людей к спасению, вызванный этими отрезвляющими словами.

Возможно также, что этот призыв звучал не в первый раз, и он будет многократно звучать на протяжении всего служения Иисуса. Если это так, то Матфей здесь хотел подчеркнуть, что это был последний призыв к спасению, с которым Иисус обратился к жителям Галилеи во время Своего первого большого служения там.

После того как Иисус совершил великое множество чудес для подтверждения Своей божественности и мессианства (4:23-24), после того как Он подробно объяснил суть Евангелия и христианской жизни (гл. 5–7) и после того как Он выслал на служение двенадцать учеников (10:5-15), а затем и семьдесят (см. Лук. 10:1-16), жители Галилеи имели величайшую возможность узнать о Боге и о пути спасения, гораздо большую возможность, чем любой народ в истории человечества до или после этого события. Однако, несмотря на такую прекрасную возможность, большинство людей сознательно отвергли Христа и Его весть либо из-за чувства враждебности, либо из равнодушия.

Хотя народ и отвернулся от Мессии, Христос продолжал призывать к Себе остаток, который устал от тяжёлого духовного бремени и искал покоя в Божьей благодати.

Ранний период популярности Иисуса заканчивался, а сопротивление Ему усиливалось как количественно, так и качественно. Вскоре Иисус ясно даст понять, что единственно возможным выбором может быть либо принятие Его, либо отвержение. Можно быть либо за Христа, либо против Него (Матф.12:30; ср. Марк. 9:40). Следовательно, учение Иисуса становилось всё более и более направленным либо на тех, кто принял Его, либо на тех, кто Его отверг. А потому из Его уст параллельно звучат слова осуждения и сострадания, предостережения и ободрения. Иисус только что засвидетельствовал о Боге наказания и гнева (Матф. 11:20-24), а теперь Он представляет Бога любви и милости.

Фраза «продолжая речь… сказал» — это древнееврейская идиома, которая означает «говорить громко и открыто» в противоположность «говорить про себя или по секрету». Призыв Иисуса последовать за Ним был всеобщим призывом, открытым для всех, кто был готов прийти к Нему на Божьих условиях.

Иисус хотел, чтобы Его молитва Отцу была услышана будущими верующими. Когда Иисус молился: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли», Он обращал внимание как на Свою уникальную связь с Отцом, так и на полную власть Отца над спасением. Спасение обеспечивает Господь неба и земли, оно не является результатом человеческой мудрости, планов, целей или усилий; и за эту истину Иисус славит Отца.

Каждый верный пастор, евангелист и свидетель иногда испытывает разочарование, что на его свидетельство откликается небольшое число людей.

Такой служитель спрашивает себя: «Что ещё могу я сделать? Какой новый подход могу использовать? Как сделать мою проповедь яснее и убедительнее?» Однако он также знает, что некоторые люди всё равно отвергнут Христа, как бы ясно, верно и сильно ни излагалось Евангелие. Если, будучи свидетелями удостоверяющих, приводящих в трепет чудес, люди могли отвергнуть спасение, которое проповедовал Сам Господь Своими устами, едва ли мы можем ожидать, что каждый человек, услышавший наше несовершенное свидетельство, упадёт к ногам Христа.

Мы должны оплакивать тех, кто отказывается принять спасение, точно так же, как наш Господь оплакивал Иерусалим, когда тот не принял Его. Но мы, также как Христос, должны славить нашего Небесного Отца за то, что всё находится в Его божественной власти и что Его суверенный план, касающийся мира и Его народа, не может быть сорван. То, что люди отвергают Христа, доказывает, что это они потерпели поражение, а не Бог.

Божье полновластие — это то, о чём должен постоянно помнить каждый свидетельствующий верующий. Мы должны быть уверены, что Его план всегда в действии и что даже самое злостное, мстительное и циничное отвержение нашего свидетельства не изменит Божьего расписания и не помешает исполнению Его целей. На нас лежит ответственность просто быть верными свидетелями (1 Кор. 4:2); и только Бог несёт ответственность за то, чтобы оно было эффективным.

Так как Иисус имел твёрдую веру в совершенную волю Своего Отца, Он мог покоиться в этой воле и воздавать Отцу славу, какой бы ни была реакция людей.

Иисус, с состраданием призывая Своих слушателей прийти к Нему и спастись, изложил пять неотъемлемых элементов, составляющих истинный призыв к спасению.

Смирение и зависимость 

“что Ты утаил это от мудрых и разумных и открыл то младенцам. Да, Отче! Ибо таково было Твоё благоволение” (Мф.11:25б-26) 

Конкретная причина, почему Иисус славил Отца, заключается в суверенной мудрости Бога, проявившейся в том, что Он утаил это от мудрых и разумных и вместо этого открыл то младенцам. Он благодарит Отца, что первый шаг к спасению — это смирение, когда человек приходит к Богу, полностью разочаровавшись в собственных достоинствах или возможностях. Не случайно первая заповедь блаженства звучит так: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5:3). Царство принадлежит только смиренным.

Под словом «это» имеется в виду Царство, на котором было сосредоточено всё служение Иисуса. Даже на протяжении сорока дней между Своим воскресением и вознесением Иисус «[говорил] о Царстве Божьем» (Деян.1:3). Все Его заявления о том, что Он является Мессией, Господом и Спасителем, а также учение о спасении, повиновении и ученичестве находятся в центре Божьего Царства — той сферы, где Он имеет полную власть, где Его народ живёт верой по благодати и где совершается Его праведная воля.

«Мудрые и разумные» — это саркастическое описание тех, кто умён в своих глазах и кто полагается на человеческую мудрость, пренебрегая Божьей. Господь исключает из Своего Царства не умных людей, а тех, кто верит в свой разум. Павел был блестящим, высокообразованным учёным, и он не отказался от своего интеллекта, когда стал христианином. Но он перестал полагаться на свой разум в вопросе различения и понимания духовного и божественного. Людей исключает из Царства не интеллект, а интеллектуальная гордость. Интеллект — это дар от Бога, но когда он извращён гордостью, он становится препятствием на пути к Богу, потому что человек полагается на дар, а не на Даятеля этого дара. «Высок Господь: и смиренного видит, и гордого узнаёт издали» (Пс. 137:6).

Мудрые и разумные включают в себя как религиозных, так и нерелигиозных людей, которые в своей любви к человеческой мудрости скорее похожи, нежели отличаются. Гордый человек, религиозный он или нет, не покоряется Божьей мудрости и истине, и поэтому исключает себя из Царства.

Религиозный человек, который полагается на обряды или добрые дела, чтобы угодить Богу, — так же далёк от Бога, как и атеист.

Средством, которое Бог использует, чтобы утаить это от таких людей, является мрак их гордых, невозрождённых сердец, не позволяющих им увидеть, познать и принять то, что желает Бог. Павел сказал: «Но как написано: „Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его“. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух всё проницает, и глубины Божьи» (1 Кор. 2:9-10). Божью духовную истину нельзя познать эмпирическим, объективным путём. Её нельзя исследовать извне. Человек должен принять истину своим сердцем, когда Бог открывает её. Кто-то сказал: «Домом Евангелия является не голова, а сердце».

Никакие человеческие доводы или предположения не могут обнаружить или объяснить Божью спасающую истину, потому что, как продолжает Павел, «душевный человек не принимает того, что от Духа Божьего, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что об этом надобно судить духовно» (ст. 14).

Никаких доводов не хватит, чтобы убедить убеждённого неверующего.

Иоанн говорит о таких людях, что, хотя Иисус «столько чудес сотворил… перед ними… они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии, пророка: „Господи! Кто поверил слышанному от нас? И кому открылась мышца Господня?“ Потому не могли они веровать, что, как ещё сказал Исаия: „Народ этот ослепил глаза свои и окаменил сердце своё, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их“» (Иоан. 12:37-40).

Те, кто слышит Божье Слово и отказывается принять его, дают повод Богу законно утвердить этот выбор.

Как фраза «мудрые и разумные» относится не к умственным способностям, а к духовному состоянию — гордости, так и слово «младенцы» относится не к физическому возрасту или возможностям, а к духовному состоянию — смирению.

Младенец полностью зависит от тех, кто обеспечивает его всем необходимым. У него нет ни способностей, ни знаний, ни навыков, ни возможностей, чтобы помочь себе. Слово непиос (младенцы) используется в 1 Кор. 3:1 и Евр. 5:13 по отношению к младенцам, которые не могут питаться твёрдой пищей, а питаются только молоком. В 1 Кор. 13:11 это слово употребляется по отношению к тем, кто ещё не научился говорить, а в Ефес. 4:14 — по отношению к беспомощным.

Как-то на одной встрече маленькая девочка лет 9–10 задала мне вопрос: «Что происходит с младенцами и умственно отсталыми детьми, когда они умирают?» Девочку этот вопрос явно беспокоил, и я постарался сделать всё от меня зависящее, чтобы дать ей ответ на основании Писания. Начав со слов Давида о его новорождённом сыне, который умер: «Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне» (2 Цар. 12:23), я объяснил, что Бог берёт к Себе всех, кто, как младенцы и умственно отсталые люди, не способен избрать Его.

Позже мать этой девочки объяснила, что её младший брат был умственно отсталым и почти ничего не понимал из того, что происходило вокруг него. Его сестра, хотя и была маленькой, знала путь спасения и была глубоко озабочена тем, что её младший брат мог не попасть на Небеса, потому что был не в состоянии принять Христа своим Спасителем. Я напомнил ей, что Иисус сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Матф. 18:3). Девочка испытала огромное облегчение, когда я сказал, что её маленький братик был живым примером совершенно беспомощных людей, которых Иисус пришёл спасти и принять на Небеса.

Именно духовным младенцам, тем, кто признал свою полную беспомощность, Бог полновластно решил открыть истины Своего Царства. Именно для «нищих духом», которые смиренно сознают свою зависимость, Бог делает путь спасения ясным и понятным. С помощью Святого Духа они признают свою духовную пустоту и несостоятельность, и отказываются полагаться на свои собственные силы. Эти смиренные духовные нищие, о которых говорит Иисус в первой заповеди блаженства, абсолютно беспомощны; когда они протягивают руку за помощью, им стыдно поднять голову.

Младенцы — совершенно противоположный тип людей в сравнении с теми, кто согласно учению книжников, фарисеев и раввинов, был угоден Богу.

Они также являются прямой противоположностью образу «идеального» христианина, навязанному многими популярными проповедниками и писателями, приветствующими отстаивание личных прав и достоинств.

Разница между мудрыми и разумными и младенцами — это не разница между знающими и невеждами, образованными и необразованными, между выдающимися и простыми. Это разница между теми, кто думает, что может спасти себя своей человеческой мудростью, силой и достижениями, и теми, кто знает, что сделать этого он не может. Это сравнение тех, кто полагается на себя, и тех, кто полагается на Бога.
Людей знаменитых, высокообразованных, богатых, сильных и талантливых зачастую очень трудно приобрести для Христа просто потому, что человеческие достижения легко ведут к гордости, а гордость ведёт к самонадеянности и самодовольству.

«Да, Отче! — говорит Иисус. — Ибо таково было Твоё благоволение».

Богу угодно Евангелие благодати, потому что оно прославляет Его, а это является высшей целью во Вселенной. «Ибо так говорит Высокий и Превознесённый, вечно Живущий, Святой — имя Его: „Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушёнными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушённых“» (Ис. 57:15). Бог любит помогать смиренным и раскаявшимся, потому что они осознают свою беспомощность. Ему приятно, когда они приходят к Нему за помощью, потому что это делает честь Его благодати и приносит Ему славу (ср. Лук. 18:9-14).

“До сих пор ради смиренной души Он умирает, 

И для Своего жилища и престола

Кроткое сердце избирает.”

(Автор неизвестен)

«Посмотрите, братья, кто вы, призванные, — напоминает Апостол Павел коринфским верующим, — не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:26-27).

Иисус, называя Никодима учителем Израиля, вероятно, имел в виду, что Никодим был высокоуважаемым раввином в стране. Никодим изучал Ветхий Завет и многие традиционные произведения иудаизма. Однако со всем своим религиозным образованием и знаниями он не мог понять учения Христа о том, что «если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божьего». Даже после того как Иисус объяснил сказанное Никодиму, тот не понял, и Иисус сказал ему: «Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Иоан. 3:3-12). Прежде чем понять и принять Евангелие, Никодим должен был вернуться назад и начать всё сначала как духовный младенец, отложив в сторону свои человеческие знания и достижения, придя к Христу без личных заслуг.

Откровение 

“Всё предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть” (Мф.11:27)

Эти слова Иисуса, по сути, являются комментарием к 25 стиху. В них развивается истина о том, что Бог избрал открыть Свою волю младенцам, духовно смиренным и беспомощным, а не гордым и самоуверенным. Подлинный призыв к спасению связан с Божьим откровением, потому что ни один человек, даже самый решительный и искренний, не может знать пути к Богу, если Господь не откроет его. Путь спасения открывается только через суверенное откровение Бога.

Первую важную истину этого стиха следует не столько изучать, сколько принять на веру. Иисус недвусмысленно ставит Себя наравне с Богом, называя Его «Отец Мой» таким образом, каким евреи никогда бы не позволили себе обращаться к Нему как к Отцу Израиля. Это одно из самых ясных утверждений Иисуса о Своей божественности, раскрывающее близкие и совершенно уникальные взаимоотношения Отца и Сына. По сути, Они представляют Собой одно неразделимое целое.

У слушателей Иисуса не было сомнений в том, что Его обращение к Богу: «Отец Мой» — было претензией на божественность. Евреи ранее уже обвиняли Иисуса, что Он делал Себя «равным Богу», и искали убить Его (Иоан. 5:18). Когда в другой раз Он сказал: «Я и Отец — одно», толпа хотела побить Его камнями до смерти за богохульство (Иоан. 10:30-31; ср. ст. 15, 17-18, 25, 29, 32-38).

Истина, что Иисус — это Бог, является сущностью Евангелия, потому что, если бы Он не был Богом, Он не мог бы спасти ни единой души. Ни одна ересь так не извращает Евангелие и не лишает его силы, как учение о том, что Иисус не есть Бог. Без божественности Христа нет Евангелия и нет спасения.

Вторая истина этого стиха очень ясна. В Своей божественности Иисус был не только близок к Своему Отцу, но и получил всё — все полномочия, верховную власть, истину и силу — от Отца. В какой-то момент вечности, до сотворения мира, Отец вручил всё Сыну (ср. Иоан. 5:21-24).

Поскольку Иисусу была дана вся власть «на небе и на земле», Он имел право выслать Своих последователей, чтобы они «[научили] все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф. 28:18-19). Все Свои чудеса Иисус совершал с определённой целью — продемонстрировать власть над немощами, болезнями, бесами, природой, жизнью, смертью и грехом.

Он имел власть прощать грехи, спасать от божественного суда и полновластно управлять всем на земле и на небе. Всё во вселенной подчиняется Его божественной верховной власти. Сила, которую Иисус продемонстрировал во время Своего Первого пришествия, была лишь тенью её полного проявления в грядущем земном Тысячелетнем Царстве, когда Он воцарится над всей землёй.

Третья истина этого стиха заключается в том, что никто не знает Сына, кроме Отца. Человек сам по себе не может узнать, какой Бог, потому что его ограниченный ум не может постичь Божью безграничную природу. Так как Сын божественен, говорит Иисус, то только божественный Отец поистине знает Его. В равной степени верно и обратное: Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Божественную истину можно воспринимать и сообщать только божественным образом (ср. 1 Кор. 2:9-16).

Философия и религия совершенно неспособны объяснить Бога и Его истину, потому что они ограничены и находятся на порядок ниже. Человеческие идеи и понятия — приземлённые и совершенно бесплодные и в откровении духовной истины, и в водительстве. Прежде чем человек сможет познать Бога, Бог должен разрушить тьму и тщетность человеческих умствований и явить Себя.

Учение Иисуса о Богоявлении одновременно и просто, и чрезвычайно глубоко. Бог избирает открыть Себя именно такому человеку, который откладывает в сторону всё человеческое знание и мудрость и становится, как доверчивый, беспомощный младенец. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан. 1:18). Только человек, освободившийся от человеческой мудрости, может быть наполнен божественной истиной.

Мартин Лютер сказал: «Здесь теряют свою ценность всякие заслуги, сила, умственные способности, свободная воля, о которой мечтает человек, — всё это ничего не значит для Бога. Всё даёт и делает Христос».

Вера 

“Придите ко Мне” (Мф.11:28а) 

Чтобы получить спасение, человек должен прийти к Богу в смирении и с верой. Хотя ограниченный разум человека не в состоянии в полной мере постичь эту истину, в спасении божественная благодать и человеческая вера неотделимы. Бог полновластно обеспечивает спасение, которое включает в себя тот факт, что, прежде чем спасение вступит в силу, человек должен отдать себя во власть Господу Иисусу Христу. Иисус сказал: «Всё, что даёт Мне Отец, ко Мне придёт», и затем добавил: «И приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан. 6:37).

Спасение приходит не через убеждения, церковь, обряды, пастора, священника или иные человеческие средства, а через Иисуса Христа, Который сказал: «Придите ко Мне». Прийти — значит поверить вплоть до подчинения Его господству. «Я есмь хлеб жизни, — объявил Иисус, — приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Иоан. 6:35). Приходящий и верующий — это сходные понятия, как и алкать и жаждать. Прийти к Христу — значит уверовать в Него, а это ведёт к тому, что человек перестаёт голодать и жаждать. Фраза «верить во Христа» имеет следующие библейские синонимы: исповедовать Христа, принимать Его, есть и пить Его, и слышать Его.

Пётр объявил: «О Нём [Иисусе Христе] все пророки свидетельствуют, что всякий, верующий в Него, получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10:43). И Господь Сам сказал: «И как Моисей вознёс змею в пустыне, так должен быть вознесён Сын Человеческий, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:14-16).

Покаяние и покой 

“все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас” (Мф.11:28б) 

Слово «все» указывает на уже существующее условие. Иисус приглашает к Себе тех, которые уже труждающиеся и обременённые. Хотя этот аспект приглашения Иисуса упоминается после веры («Придите ко Мне»), хронологически он предшествует вере и относится к покаянию, которое приводит смиренного, ищущего человека к Христу за спасением.

Слово копиао (становиться труждающимся, или «уставать») означает «работать до полного изнеможения». Иоанн использует это слово, чтобы описать усталость Иисуса, когда Господь и ученики пришли в Сихарь, проделав в жаркий день длинный путь из Иерусалима (Иоан. 4:6).

«Труждающиеся» — перевод причастия настоящего времени в пассивном залоге, которое образно описывает тяжёлый труд с целью угодить Богу и познать путь спасения. Иисус призывает к Себе всех, кто обессилел, пытаясь найти Бога и угодить Ему своими силами. Иисус приглашает к Себе человека, который устал от тщетных поисков истины с помощью человеческой мудрости, который устал, пытаясь заработать себе спасение, и который отчаялся выполнить Божьи нормы праведности своими усилиями.

«Обременённые» — перевод причастия совершенного вида, в пассивном залоге, которое указывает на то, что в какой-то момент в прошлом на уставшего человека был возложен огромный груз. Слово «труждающиеся» означает внутреннее истощение, вызванное поиском божественной истины с помощью человеческой мудрости, а слово «обременённые» предполагает внешние тяготы, вызванные бесплодными усилиями достичь праведности по делам.

В дни Иисуса раввинские учения стали сложными, требовательными и всеобъемлющими, так как почти для каждого вида человеческой деятельности были разработаны нормы и правила. Даже изучить все эти традиции было невозможно, не говоря уже о том, чтобы всё это выполнить. Иисус говорил о тяжёлых бременах религиозных традиций, которые книжники и фарисеи возлагали на плечи людей (Матф. 23:4); а на Иерусалимском совете Пётр отметил, что некоторые из иудействующих пытались взвалить на христианство то же искусственное «иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы» (Деян. 15:10).

Хотя само слово «покаяться» и не употребляется в тексте, Иисус призывает людей покаяться, отвратиться от эгоистичной, суетной жизни и прийти к Нему. Человек труждающийся и обременённый приходит в отчаяние от своей неспособности угодить Богу. Он истощает свои ресурсы и потом обращается ко Христу. Отчаяние — составная часть истинного спасения, потому что человек, пока он уверен в себе, не приходит к Богу. Покаяться — значит сделать поворот на 180 градусов от тягот старой жизни к покою новой.

Покаяние было темой проповеди Иоанна Крестителя (Матф. 3:2), а также отправной точкой проповеди Иисуса (4:17), Петра (Деян. 2:38; 3:19; ср. 5:31) и Павла (17:30; 20:21; ср. 2 Тим. 2:25). Бог спасёт только такого человека, который смиренно принимает Божье откровение и Его путь спасения, который отвращается от невыносимого бремени своего греха и собственных усилий и который приходит к Христу с пустыми руками.

Слово анапауо (успокоить) означает «освежиться» или «прийти в себя», как после работы или длительного путешествия. Иисус обещает духовный покой всем, кто приходит к Нему в покаянии и смиренной вере.

Божий покой — обычная для Ветхого Завета тема. Господь предупреждал Израиль: «Не ожесточите сердце ваше, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Моё… И потому Я поклялся в гневе Моём, что они не войдут в покой Мой» (Пс. 94:8-9, 11). Процитировав этот отрывок, автор Послания к Евреям предупреждает тех, кто делал вид, что уверовал в Христа, но на самом деле не доверился Ему: «Смотрите, братья, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого» (Евр. 3:12).

Признание умом, что Христос есть Бог и Господь, очень опасно, если не ведёт к истинной вере, потому что оно даёт человеку ложную уверенность в том, что он принадлежит Христу.

В период становления Церкви многих евреев привлекало Евангелие, и внешне они отождествляли себя с Церковью. Но из страха быть отлучёнными от синагоги и лишёнными поклонения и церемоний иудаизма, некоторые из них искренне не приняли Христа как спасающего Господа. Они проделали только часть пути к Нему, но остановились, не посвятив себя полностью Господу. Иоанн говорит, что многие из учеников Иисуса, имевшие такую поверхностную преданность, «отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Иоан. 6:66). Следовательно, они не войдут в Божий покой, то есть в Его спасение, потому что у них всё ещё «сердце лукавое и неверное» (Евр. 3:11-12).

Как те израильтяне, которые взбунтовались против Моисея в пустыне, не были допущены в Землю Обетованную из-за неверия, так и те, кто отказывается полностью довериться Христу, по той же причине не будут допущены в покой Божьего Царства (ст. 19). «Поэтому будем опасаться, чтобы, когда ещё остаётся обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворённое верой слышавших. А входим в покой мы, уверовавшие, так как Он сказал: „Я поклялся в гневе Моём, что они не войдут в покой Мой“» (4:1-3).

Толковый словарь даёт несколько определений покоя, которые удивительно перекликаются с духовным покоем, предлагаемым Богом всем, кто верует в Его Сына.

Во-первых, словарь описывает покой как прекращение действия, движения, работы или усилия. Таким же образом, войти в Божий покой — значит прекратить прилагать усилия и пытаться своими силами заработать спасение.

Во-вторых, покой описывается как свобода от всего, что утомляет или беспокоит. И вновь мы видим духовную параллель в том, что Бог даёт Своим детям свободу от забот и тягот, которые лишают их мира и радости.

В-третьих, словарь определяет покой как что-то неизменное и устойчивое. Подобным образом, находиться в Божьем покое — значит иметь прекрасную уверенность, что наш вечный удел гарантирован в Иисусе Христе, нашем Господе и Спасителе. Это значит освободиться от неопределённости и метания от философии к философии, от религии к религии, от одного гуру к другому в надежде как-то где-то обнаружить истину, мир, счастье и вечную жизнь.

В-четвёртых, иметь покой — значит быть уверенным и доверчивым. Когда мы входим в Божий покой, нам даётся уверенность, что «начавший в [нас] доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Фил. 1:6).

И, наконец, покой определяется как расположение, доверие, зависимость. Как дети Божьи мы можем с полной уверенностью рассчитывать, что наш Небесный Отец «восполнит всякую нужду [нашу] по богатству Своему в славе Христом Иисусом» (Фил. 4:19).

Подчинение 

“возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко” (Мф.11:29-30)

Спасение подразумевает подчинение, потому что Христос не может господствовать над теми, кто отказывается подчиняться Ему. Поэтому приглашение Иисуса содержит призыв к подчинению, символизируемому игом.

Иго делалось из дерева, оно вытёсывалось вручную точно по шее и плечам конкретного животного, чтобы не тереть ему кожу. По понятным причинам это слово широко употреблялось в древнем мире как метафора, означавшая подчинение. Иго было частью упряжи, которая использовалась для того, чтобы тянуть повозку, плуг или мельничный брус, и являлось средством, с помощью которого хозяин управлял животным и использовал его для полезного труда. Об ученике часто говорили, что он находится под игом своего учителя, и один древний еврейский документ содержит следующий совет: «Подставь свою шею под иго, и пусть твоя душа получит наставление».

Похоже, что именно это значение имел в виду Иисус, потому что Он добавляет: «И научитесь от Меня». Слово мантано (научиться) тесно связано со словом матетес (ученик, или учащийся), и оно усиливает истину, что ученики Христа — Его покорные учащиеся. Они подчиняются господству Христа по многим причинам, и одной из самых важных является возможность учиться у Него через Его Слово. Иго символизирует послушание, а христианское послушание включает в себя поучение от Христа.

Сила спасения — всецело от благодати, и ни в коей мере не от дел. Неверующий человек не имеет ни понимания, как себя спасти, ни способности это сделать, точно так, как младенец не понимает, как помочь себе, и не способен это сделать. Но, хотя добрые дела и не производят спасения, спасение производит добрые дела. Верующие «созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефес. 2:10).

Но так как Иисус кроток и смирен сердцем, Он даёт не усталость, а покой душам тех, кто подчиняется Ему и выполняет Его труд. Его иго благо, и бремя Его легко. Его бремя не похоже на бремя фараона, который жестоко угнетал народ Израиля, или на бремя книжников и фарисеев, которые возложили на евреев в дни Иисуса мучительный груз законничества.

Христос никогда не будет угнетать нас или возлагать на нас слишком тяжёлое бремя. Его иго не имеет ничего общего с требованиями дел или закона, не говоря уже о требованиях человеческих традиций. Христианское послушание Христу — радостное и счастливое. «Ибо, — объясняет Иоанн, — это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1 Иоан. 5:3).

Подчинение Иисусу Христу приносит величайшее освобождение, какое только может испытать человек, — фактически, единственное истинное освобождение, которое он может испытать, потому что только через Христа человек получает свободу стать таким, каким сотворил его Бог.

Твоя драгоценная воля, о покоряющий Спаситель,

Теперь объемлет и окружает меня;

Все разногласия утихают, мой мир — река,

Моя душа — как птица, которую выпустили из клетки.

Сладостная воля Бога охватывает меня всё сильнее,

Пока я совсем не затеряюсь в Тебе.

(Уильям Е. Блэкстоун)

Вся слава Христу

 

Для того, что бы узнать действительно точный прогноз погоды, не имеет смысла длительное время сидеть перед экраном телевизора и ждать, когда же будет показан прогноз погоды. Для этого, что бы знать, какая будет погода Черновцы завтра и на следующей недели, вы можете всегда воспользоваться нашим сайтом.

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий