Истина о человеческом сердце

“Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим, или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познаётся по плоду. Порождения ехидны! Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься” (Мф.12:33-37)

Подсчитано, что от первого «Доброе утро!» и до последнего «Спокойной ночи!» средний человек участвует в тридцати беседах в день. Ежедневно всё сказанное им составляет 50–60 страниц, что равняется более чем ста книгам в год по двести страниц каждая.

В прошлом столетии кто-то написал о пустословие следующее:

“Он треплет человека за ухо, как собака — свинью; его хватка не ослабевает, пока он не устанет сам и не утомит свою жертву. Он представляет собой ходячий позорный столб и служит большим наказанием для слушателя, чем десяток стоящих позорных столбов. Он скорее будет спорить по любому поводу, чем придержит свой язык, и при этом будет говорить и за себя, и за вас; он заранее знает, что вы ему скажете, однако это не значит, что он вас отпустит.

Как ножницы парикмахера продолжают щёлкать и во время стрижки, и в промежутках между делом, так и его язык находится в постоянном движении, но очень редко это движение направлено к цели. Его поток слов льётся через край без всякого содержания и смысла. Образующаяся в нём пустота быстро заполняется чем попало, но ненадолго. Новое словесное извержение обрушивается на слушателей, у которых начинает болеть голова, и они жаждут лишь одного — скорее избавиться от этой боли.”

Неудивительно, что Иисус, сразу же после того как подверг суровой критике фарисеев за их непростительную хулу на Духа Святого, стал говорить о важности языка, об ответственности за свои слова. Самые ужасные слова, которые когда-либо были произнесены, прозвучали из уст религиозных вождей, обвинивших Иисуса в изгнании бесов силой сатаны (ст. 24), причём своими словами они осудили самих себя. И теперь Господь даёт одно из Своих самых серьёзных предупреждений и попутно открывает истину о природе человеческого сердца.

Притча 

“Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим, или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познаётся по плоду” (Мф.12:33)

Иисус начинает Своё предупреждение с короткой притчи, желая проиллюстрировать очевидный принцип: дерево и его плод соответствуют друг другу. Хорошее дерево приносит хороший плод, плохое — приносит плохой плод (ср. 7:17, 20; Лук. 6:43-44).

Слово пойео (признавать) употребляется здесь в переносном смысле. Буквально это слово может иметь значение «создавать, сооружать», — например, делать глиняный горшок или стул. В переносном смысле оно означает «оценивать, полагать, принимать решение».

Здесь Иисус имел в виду следующее: «Вы должны признать Меня и Моё дело. Либо Я порочен и совершаю злые дела, либо Я добр и совершаю добрые дела. Я не могу быть злым и совершать добрые дела, или быть добрым и совершать злые дела. Если Я делаю добрые дела, Я совершаю их силой Бога; а если Я делаю злые дела, то — силой сатаны. Бог не поручает делать зло, а сатана не поручает делать добро».

Конкретно Он имел в виду следующее: «Болезнь и смерть — это результат греха, как вы и сами признаёте. Бесноватость — явное дело рук сатаны, злое дело. Поэтому исцеление больных, воскрешение мёртвых и изгнание бесов не может быть чем-либо иным, кроме добра — освобождения человека от разрушительного влияния греха. Следовательно, изгнание бесов должно совершаться Божьей силой, а не сатанинской. Так как вы обвиняете Меня в том, что Я делаю добрые дела силой сатаны, вы приписываете сатане дела Святого Духа, а это величайшее, непростительное богохульство».

Иисус опять уловил самоправедных фарисеев в их извращённом мышлении, публично разоблачив их жестокосердие и абсурдные заявления. Как Он указывал им и в других случаях, вопреки их мнению о Нём, Его дела неоспоримо свидетельствовали о Его доброте и божественной силе (Иоан. 5:36;10:25, 37-38; 14:11; ср. Матф. 11:4-5).

Олицетворение 

“Порождения ехидны! Как вы можете говорить доброе, будучи злы?”(Мф.12:34а) 

От метафоры Иисус переходит к притче о хороших и плохих деревьях, подразумевая непосредственно фарисеев. По сути, Он говорил им: «Вы гораздо хуже этих плохих деревьев; вы настоящие порождения ехидны». Это тот же эпитет, который употребил Иоанн Креститель в отношении лицемерных фарисеев и саддукеев, пришедших к нему креститься (3:7), и который Иисус использовал в длинной серии Своих обращений к книжникам и фарисеям в храме: «Горе вам» (Матф. 23:33).

Те, кто проповедует ложь или ведёт безнравственный образ жизни, неизменно чувствуют себя оскорблёнными, когда их разоблачают; но страх когото обидеть не должен мешать верующим разоблачать порок. Когда во имя любви и смирения мы не разоблачаем религии, культы и философии, которые вводят людей в заблуждение, давая им ложную духовную надежду, или не бросаем вызов тем, кто способствует моральному разложению, мы служим не любви и смирению, а греху.

Иисус не боялся осуждать людей и обвинял их прямо в лицо, особенно когда видел их жестокость, лицемерие, самоправедность или богохульство.

Он пришёл для того, чтобы спасти людей от грехов их, не умаляя их вины и ответственности. Христос не искал популярности у людей, Он был озабочен лишь одним: угодить Своему Отцу. Никакое преуменьшение греха не приносит славы Богу и не идёт на благо человеку.

Назвать фарисеев порождениями ехидны — довольно серьёзное обличение, понятное всем. Ехидны — собирательное название распространённых в Палестине и в Средиземноморье различных ядовитых змей. Смертоносная ехидна укусила за руку Павла, когда он собирал хворост для костра на острове Мальта после кораблекрушения, и местные островитяне были поражены, что у него не было «[воспаления], или он внезапно [не упал] мёртвым» (Деян.28:3, 6).

Ехидны не только смертоносны, но и коварны. Многие из них сливаются с окружающей их средой — камнями и палками, поэтому могут нападать на свою жертву совершенно внезапно, как та ехидна, которая напала на Павла на Мальте. Самка ехидны обычно откладывает большое количество яиц. И когда из них вылупляются змеёныши, эти порождения маленьких потенциальных убийц разбегаются вокруг, как насекомые.

Фарисеи воплощали собой религиозное и нравственное разложение и опасность. Как порождения ехидны, они ходили с места на место, обычно группами, насаждая свои искусственные традиции. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, — сказал им Иисус позже, — что обходите море и сушу, чтобы обратить хоть одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Матф. 23:15). Их небиблейские, законнические традиции отравили умы собратьев-евреев и настроили их против чистой, спасающей истины Божьего Слова, а их лицемерная самоправедность побудила многих занять такую же порочную позицию. Когда кто-нибудь протягивал руку к религиозной вязанке, надеясь приобрести там полено истины, эти лжецы, проклинающие душу, могли затравить его до смерти.

«Как вы, — продолжал Иисус, — можете говорить доброе, будучи злы?» «В свете того, что по своей природе вы злы, можно ли ожидать от вас чего-то иного, кроме богохульства и нечестия? Как вы вообще можете говорить доброе?» Фраза «будучи злы» указывает на порочность человеческого сердца, которое может порождать только зло, потому что само является злым. Это наследие падшего человека из-за Адамова греха. Павел объяснял римской церкви: «Как иудеи, так и еллины — все под грехом, как написано: „Нет праведного ни одного… Все совратились с пути… нет делающего добро, нет ни одного“… потому что все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим.3:9-10, 12, 23). А ефесянам он объяснил, что все люди, пока не уверуют в Иисуса Христа, чтобы обрести спасение, «[мертвы] по преступлениям и грехам» своим (Ефес. 2:1).

Ветхий Завет также ясно указывает на порочное сердце человека. Со времени грехопадения Адама человечеству свойственны ненависть, развращение, убийство, ложь и многие другие виды порока. Давид знал, что унаследовал греховную природу в момент своего зачатия (Пс. 50:7), а Иеремия отмечал: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер. 17:9).

Принцип 

“Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое” (Мф.12:34б-35) 

Здесь описан один из самых основных принципов Писания, касающийся человека: от избытка сердца говорят уста. То, что человек представляет собой изнутри, проявится через уста. По сути, Иаков сказал, что тот, кто не грешит устами, есть «человек совершенный» (Иак. 3:2). И первая же иллюстрация этого принципа показывает, что именно злые сердца фарисеев заставили их хулить Святого Духа, обвинив Иисуса в том, что Он изгонял бесов силой сатаны. Они говорили злое, потому что их сердца были исполнены зла. Но, стремясь осудить Иисуса, они собственными словами осудили себя.

В Писании сердце скорее олицетворяет местонахождение мыслей и воли человека, нежели средоточие эмоций (представленное в Писании как внутренности; Песн. П. 5:4; Иер. 31:20; 1 Иоан. 3:17; Фил. 1:8; 2:1; Кол. 3:12 и Филим. 7, 12, 20). Сердце олицетворяет характер человека. Именно по словам мы судим о сердце, а значит — и о самом человеке. Когда сердце говорит, уста просто воспроизводят словесно то, что находится в нём. Используя тот же образ, Иисус позднее объяснил, что «исходящее из уст — из сердца исходит, и это оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Матф. 15:18-19).

Слово «избыток» — перевод греческого существительного периссеума, которое описывает большое изобилие, полноту или переполненность. Оно несёт в себе идею избытка, который изливается из сердца и из уст в виде слов. То, чем наполнено сердце, изольётся через уста.

Человек, питающий вражду к кому-либо, обязательно проявит её. Человек, наполненный похотливыми мыслями, в конце концов выразит эти мысли в грубых или неприличных замечаниях. Человек, который исполнен гнева и ненависти, рано или поздно выразит эти чувства в словах или в действиях. Таким же образом, человек, исполненный любви, добра, внимания к другим, не может не выразить этих чувств в словах и поступках.

Елиуй долго и терпеливо ждал, пока его старшие друзья старались убедить Иова, что Иов согрешил. И всё же он не смог больше сдерживать себя.

Он должен был сказать то, что было у него на сердце. «Я полон речами, — сказал он, — и дух во мне теснит меня. Вот, утроба моя, как вино неоткрытое: она готова прорваться, подобно новым мехам. Поговорю, и будет легче мне; открою уста мои и отвечу» (Иов. 32:18-20).

Чем сердце (или разум) питается, тем оно и наполнено; от избытка сердца неизбежно говорят уста. Человек может внимательно следить за своими словами, но под натиском злых мыслей, гнева, стресса, боли или вульгарных друзей он всё же выразит свои настоящие мысли и истинное отношение.

Иаков понимал этот принцип, поэтому и сделал несколько серьёзных предупреждений в отношении языка. «Если кто из вас думает, что он благочестив, — говорил Апостол, — и не обуздывает своего языка, но обольщает своё сердце, у того пустое благочестие» (Иак. 1:26). Далее в этом же Послании он сказал: «А язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (3:8). Подводя итог своему описанию порочной природы людей, Павел сказал: «Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи» (Рим. 3:13-14). В конечном счёте, уста выражают то, что на сердце у человека. Как сказано в книге Притчей: «Каковы мысли в душе его, таков и он» (23:7).

Иисус, объяснив принцип, который Он только что изложил, раскрывает его положительные и отрицательные аспекты. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.

«Сокровище» — от слова тезаурос, что значит «склад» или «сокровищница». От него произошло современное слово тезаурус — «сокровищница слов». Сердце человека — сокровищница его мыслей, стремлений, желаний, привязанностей и отношений. Это источник, из которого уста черпают свои выражения. Не нужно доказывать, что из доброго сокровища выносят доброе, а из злого сокровища выносят злое. «Течёт ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?» — спрашивает Иаков (Иак. 3:11).

В компьютерном мире есть распространённое выражение в виде аббревиатуры GIGO, что значит «мусор входит — мусор и выходит». Другими словами, качество входящих данных определяет качество результата, полученного при помощи этих данных. Таким же образом качество того, что находится в сердце человека, определяет качество слов, которые произносят его уста.

Наказание 

“Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься” (Мф.12:36-37)

Сказанные слова являются самым верным средством оценки сердца человека. В день суда люди дадут ответ за всякое слово. Именно от своих слов человек либо оправдается, либо осудится. Сами по себе слова и дела не являются поводом для спасения или осуждения, но они служат доказательством того или другого. Слова и дела — это беспристрастное, неопровержимое свидетельство духовного состояния человека. В день суда, когда Господь будет определять, кто принадлежит к Его Царству, а кто — нет, мерилом будет служить и речь каждого человека.

Как Ветхий, так и Новый Завет последовательно учат тому, что спастись можно исключительно благодатью Бога, которая действует через веру человека. Иисус хочет сказать, что слова не служат основанием для спасения или осуждения, но они — надёжное свидетельство реальности спасения. Речь спасённого человека будет отличаться, потому что она исходит из возрождённого сердца. Чистая, здравая, исполненная хвалы речь указывает на новое сердце.

Мы спасаемся не добрыми делами, а для добрых дел, «которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефес. 2:10). Таким же образом мы спасаемся для добрых слов. «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:10), что, в свою очередь, ведёт к послушанию «словом и делом» (15:18). Спасение будет производить добрые слова, и в этом смысле слова оправдывают или осуждают.

Нечестивые будут навечно осуждены за свою речь. Кроме того, то, что они сделали и сказали, уже является достаточным свидетельством их невозрождённого сердца, чтобы послать их в ад. Иисус предостерегает не только от таких крайностей, как богохульство, но ясно даёт понять, что люди дадут ответ за всякое праздное слово, какое они скажут, — будет ли оно аморальным, вульгарным, жестоким, богохульным или нет. Они должны будут дать ответ даже за праздные слова.

Основное значение слова аргос (праздное) — «бесполезное, бесплодное, непродуктивное или же иным образом ничего не стоящее». Это включает легкомысленные, безответственные или неуместные слова. Лицемерные слова относятся к самым праздным и никчемным. К сожалению, они являются самыми распространёнными. Когда люди пытаются следить за своим лексиконом, чтобы он соответствовал общепринятым, нравственным нормам, приемлемым в кругу собратьев-христиан — с целью произвести впечатление и показать себя с лучшей стороны, — то это праздные слова, которые не представляют никакой ценности в глазах Бога, и Он воздаст согласно их ответу. Умышленное лицемерие таких «святых бесед» — зловоние для Его ноздрей.

Речь христианина должна отражать Божий преобразующий труд в сердце; но по причине нашей неискупленной человеческой природы мы должны постоянно следить за тем, чтобы наша речь становилась всё более и более духовной, здравой, приличествующей, любезной, чуткой, нежной, целенаправленной, назидательной и правдивой. Христианин должен молиться вместе с псалмопевцем: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс. 140:3).

Но для неверующего все слова, скопившиеся в его неспасённом сердце, в плане их духовной ценности — бесполезны. А злые слова вообще не представляют никакой ценности. Самые распространённые порочные слова — это те, что выражают похоть (Прит. 5:3-4); обман (Иер. 9:8); проклятие и коварство (Пс. 9:27); ложь (Прит. 6:12; 12:22); разрушение (Прит. 11:11); тщеславие (2 Пет. 2:18); лесть (Прит. 26:28); глупость (Прит. 15:2); многословие (Еккл. 10:14); вероломство (Тит. 1:11); гордость (Иов. 35:12); вульгарность (Кол. 3:8); ненависть (Пс. 108:3) и сплетни (Прит. 26:20).

У неверующего к праздным и бесполезным словам относятся даже добрые слова. Хотя его слова любви, поддержки, утешения и доброты могут быть искренними и весьма полезными для других, для него они не имеют никакой духовной ценности, потому что не исходят из спасённого, праведного сердца. Как только что указал Иисус, из духовно порочного сердца не может исходить ничего духовно полезного.

Прислушиваясь к своим словам, человек может получить хорошее представление о своём духовном состоянии. Христианин может согрешить словом так же, как и делом, но обычно его речь чиста, а его поведение — праведно.

Хотя этот отрывок применим как к спасённым, так и к неспасённым, — к «добрым» и «злым», — резкий выпад Иисуса обращён против неверующих, по большей мере представленных богохульствующими фарисеями.

День суда для неверующих достигнет кульминации у Великого белого престола. Это будет окончательный суд, на котором все неверующие будут осуждены навечно. Проблема грехов христиан решилась на Голгофе, где грехи были отпущены им по их вере благодаря искупительной крови Христа. Каждый христианин грешил своим языком после спасения, но жертвы Христа достаточно, чтобы покрыть этот и любой другой грех, который он совершает. А злые слова и дела неверующих будут свидетельствовать против них. Как неверный раб в притче Иисуса, неверующие будут судимы своими же словами (Лук. 19:22).

В своём видении суда у Великого белого престола Иоанн видел «малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни. И судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими… И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:12, 15). Когда будут раскрыты книги с фактами, то против имён неверующих не будет указано никаких добрых дел; а когда будет открыта книга жизни, там не будет даже их имён.

Книги, в которых записаны дела, и книга, в которой говорится о вере, — обе будут свидетельствовать против них.

Учёные теоретизируют, что звуковые волны никогда полностью не теряются, а просто постепенно угасают. Имея достаточно чувствительные приборы, каждое слово, произнесённое в любую эпоху человечества, предположительно можно восстановить. Насколько же больше можно быть уверенным, что в Божьих безошибочных записях каждое слово и каждое дело в истории человечества прекрасно сохранилось, чтобы быть использованным как доказательство на предстоящем Суде!

Вся слава Христу

Если вы хотите сделать заказ автозапчастей, воспользуйтесь одним из электронных каталогов. Это очень просто, нужно только выбрать в онлайн-каталоге модель автомобиля и технические характеристики, и вы увидите, какие запчасти субару мы можем вам предложить. Субару каталог запчастей обновляется каждый день, что существенно ускоряет процесс покупки и доставку комплектующих.

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий